Рыбный Мурман. 1997 г. Январь.
гтшнв-ннФбтшмт приложениееженедельник» " рыбныймурман ПРОМЫСЕЛ БЕРНУ - К о г д а д н а с В д д е т п о к о н ч е н о с п ь я н с т в а м ? - В 1 9 9 В г а д д . - А п о ч е м д н е в 1 9 9 7 - м ? - В э т о т г о д д м ы п о к о н ч и м с с е л е д к о й н а з а - к д с к д . - Константин Николаевич, за чем такое новшество? Ведь всег да квота распределялась на весь год. Сейчас ее разделили. Да еще и какое-то непонятное на звание появилось - конкурсная. Можно об этом поподрооней? - Пока нет. Госкомрыбодовст- во с помощью ученых разработа ло положение о порядке распределения второй половины квоты. Оно направлено на утвер ждение в правительство. Только после этого будем точно знать, как произойдет распределение. Да, часть квоты станет платной, и будет дано право Госкомрыбо- ловству и областной администра ции продавать ее на конкурсной основе. - Аукцион, что ли? - Аукцион. Но не только. На пример, возможно такое предло жение: за счет определенной части квоты флот обязан снаб дить сырьем рыбокомбинат. Ска жем, выделяется 10 тысяч тонн трески, что составит примерно 3 млн. долларов. На эти деньги за купается сырье для рыбокомби ната. Он работает и по частям возвращает нам деньги. - Кому - нам? - Фонду при администрации области, мы создаем его. Надо один раз запустить предприятия - пусть работают. - Стало быть, технической половины квоты флотам на пер вое полугодие хватит? - Да Причём получается дово льно неплохо: в прошлом году на СРТМ-к приходилось 522 тонны на весь год, а теперь 382 тонны на 6 месяцев. Хотя, конечно, это го мало, ведь для полной нагруз ки для СРТМ-к надо две тысячи тонн, ну хотя бы тысячу. МАЛОМУ ФАНТУ? - Раз уж заговорили о мало тоннажных судах, давайте обсу дим сегодняшнее значение Союза рыбопромышленников Севера. С точки зрения боль- ших флотов, фирмы только от нимают у них квоту да вертятся под ногами в Баренцевом море. Ваша позиция? - Страна строит новое общест во, появились совсем иные эконо мические отношения и, конечно же, новые структуры. Появилась конкуренция на «арене» добычи, переработки, реализации. - Какой же конкурент, напри мер траловому флоту, фирма имярек с ее «скорлупками»? - А давайте посмотрим на это с точки зрения бюджета области. Мы проанализировали и убеди лись, что за одну тонну трески больше всех налогов платят имен но фирмы Союза. Вот таблица, которую я готовил к научно-про мысловому совету, поэтому дан ные здесь за 10 месяцев. Смотрите: траловый флот запла тил налогов 72 млрд. рублей, «Мурманрыбпром» - 35, «Сев-' рыбпромразведка» - 24, Союз рыбопромышленников - 62,4 мил Как известно, Северный научно-промысловый совет в начале декабря принял решение о разделе квоты на вылов трески и пикши на 1997 год между пользователями по коэффициентам на каждое судно, имеющее право на лов именно этих видов рыб. Приказом первого заместителя Председателя Госкомрыболовства Александра Родина утверждены промышленные квоты. В документе определены такие цифры: 50 процентов общей квоты - техническая квота, другая половина - конкурсная, социальная квота. Дабы разобраться в этих терминах, я обратилась к председателю комитета по рыболовству областной администрации Константину БУДАНОВУ. Естественно, не упустила возможности поговорить с ним и на другие темы, касающиеся проблем рыбного хозяйства в нашей области. Инна БЕРЕЗЮК. лиарда рублей. Налог на 1 тонну трески у тралфлота 1,04, а у Со юза - 1,29 миллиона рублей. Есть разница? - А почему так? - У фирм Союза ниже затрат ная часть, ниже себестоимость продукции. Эго - только по нало гам. Но ведь фирмы Союза боль ше всех поставляют рыбы на внутренний рынок: опять же в сравнении с траловым флотом, который за 10 месяцев привез 56,7, а Союз - 60 тысяч тоьн. Кроме того, фирмы занимаются рыборазведением, выпуском де ликатесной продукции, добывают камбалу. креветку, развивают ярусный лов... Конечно, 23 тыся чи тонн квоты - лакомый кусочек для любого флота. Но значение Союза трудно переоценить. Да и шесть тысяч рабочих мест нынче дорогого стоят. ВОТБЫ, КАКI ЯПОНИ!. - Константин Николаевич, а что думаете вы но поводу боль ших флотов? Ведь ИМ неслад коЙV■ ]:;■#V# • • ••', - В 1994 году был вообще про вал. Потом понемногу начали подниматься. Знаете, когда чело века сбили с ног, проходит неко торое время, и он, постанывая и покачиваясь, встает и делает пер вые нетвердые шаги, потом все уверенней и - пошел. Так и наши флоты. Нашли применение круп нотоннажным судам, перестроили управление. С 95-го года начался подъем, прошлый год закончили с хорошим плюсом. Сейчас сырь евая база благоприятствует ус пешной работе. Пока еще есть флот, хотя 50 процентов его - ста рые суда. Но уже начали строить новые. Конечно, «Севрыба-1» и «Иван Шаньков» не заменят крупнотоннажные траулеры, не смогут ловить большими трала ми, поставлять большие объемы добычи. Значит, надо строить и крупные корабли, хотя без госу дарственной дотации они убыточ ны. ШММ&Q\'^ ' Г - Но государство не желает дотировать отрасль. - Поэтому моя позиция (и я не раз высказывал ее на различных уровнях): за счет трески и других валютоемких объектов промысла надо дотировать низкорентабель ный и даже убыточный промы сел;';' :■ ■ ■': ; . v.;;г ■ _’ ; ' , , ; . . . г' - Вы считаете, это - выход? - А за счет чего суда тралово го флота работают у Африки? Именно за счет трески приобрета ется для «африканских» судов снабжение, топливо и т. п. Зато крупнотоннажные суда не ушли на резку или на бесконечный от стой, флот и бюджет имеют от работы тех судов деньги, и опять же - рабочие места сохранены. - Идиллия! А с&мим-то фло там каково? - Я знаю. Во всем мире рыбная отрасль дотируется государством. Например, в Японии дотация со ставляет 500 млн. долларов. Можно использовать и непрямые инвестиции: то ли освободить от налогов, то ли снизить тарифы. Главное, чтобы отрасль работала. Вот я назову цифру: за 10 меся цев прошлого года рыбная от расль дала области на 1 триллион 600 миллиардов валового продук та! Уничтожить такую золотую курицу? Нет, надо помогать все ми путями. И уже ведь кое-чего в прошлом году добились, имею в виду таможенные послабления. - Флотам начать бы с «чисто го л и с та » , долги простить! -Конечно. Если долг у трал- флота 110 миллионов долларов, у «Мурманрыбпрома» - 50, то если даже продать эти флоты со всеми «потрохами», такую сумму не осилить. А ведь те долги - не кре диты, а следствие правительстве- ных нелепостей. Сначала разрешили флотам использовать за границей валюту на закупку топлива, продуктов и прочие рас ходы для судов, и - следом - вы ходит другая инструкция - запрет, всю в а лю т у везите в Рос сию, обменивайте.., Так получи лись немыслимые суммы долга. Я убежден: надо эти долги про стить: ": /; . • - Кто может решить такую проблему? - Президент, наверное. Наше дело - бороться за ее решение. - И тем не менее жизнь про должается, Строятся новые судаку. ' - Странная позиция у Госком- рыболовства: в концепции, разра ботанной в Комитете, предусматривается, что 74 про цента средств, необходимых для обновления флота, должны быть собственными. Откуда же флот возьмет такие деньги, если он се годня вынужден использовать в качестве оборотных средств амор тизационные отчисления! Кстати, сейчас готовится закон, который запретит это делать. И тогда можно ставить крест на флотах. Политика нашего государства на правлена не на поддержку, а на удушение производства. НТОНАМСТОИТ ФЛОТ ПОСТРОИТЬ - Однако, Константин Нико лаевич, флот обновлять необхо димо. но для этого нужно мини- М20 млн. долларов. На такую сумму можно построить суда на Украине: БАТ типа «Го ризонт» за 10-12 млн. долларов и хороший среднетоннажный трау лер за 3 млн. долларов. Если бы наши флоты остались государ ственными, то эту проблему впол не бы можно решить на межправительственном уровне: мы ведь поставляем Украине топ ливо, газ, вот бы взамен и полу чили корабли. Но сейчас кому их отдать? В результате строим очень красивые мютенькие суда в 5-6 раз дороже. V ; - Но ведь, наверное, можно и в России стрбить, например, на конверсионных заводах. - Нет. Слишком дорого полу чается. На военных заводах стро или корабли для совсем других задач, другой конструкции, быс троходные. Перестроить такие заводы - считай, заново оборудо вать:'" ' 1 '• - Тем не менее новые суда уже есть и строятся следующие. - Траловый флот нашел хоро ший путь для этого: межправи тельственный договор. Чего не скажешь о «Севрыбе». Для вы платы стоимости «СеВрыбы-1» надо примерно 7 тысяч тонн трес ки в год. Где же взять столько? - Но «Севрыба» в своей про грамме имела в виду интегра цию, насколько я понимаю, всем предлагалось строить суда вскладчину. - Оно бы неплохо, да только для постройки еще одной «Сев- рыбы-1» должны объединиться семь предприятий. Найдутся та кие / - 1 Щг - Итак, Константин Николае вич, стратегия комитета... - Поддержать береговые пред приятия: рыбокомбинат, рыбный порт, 23 января 1997 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz