Рыбный Мурман. 1997 г. Январь.

тным залом, со своими мастере своими мастерами и своими почитате «Салма сегодня - это полпредство i 150 мастеров кисти и резца: живущих тически во всех городах и весях Коль сегодня рал итальянский Жил-был в Апатитах геолог. Говорят, подавал надежды в геологии. Говорят, исходил весь Кольский полуостров за 25 полевых сезонов. А в каждом на­ йденном и отколотом минерале видел картины див­ ные. И в каждой увиденной коряге, в каждом березовом наросте-капе видел зверей сказочных. В общем, таких называют чудиками. И долго у геолога ныло сердце и душа раздваивалась на любовь к гео­ логии и любовь к прекрасному. Прекрасное победило, и решил он показать красу эту людям: ни много ни мало - открыть художественный салон в городе. И открыл. И имя своему детищу дал сказочно-поэти­ ческое - «Салма-Арт». Так издревле называли лопари проливы. Вот так появился первый в Заполярье ху­ дожественный салон - пролив Красоты и Искусства. « Т Е Р Е М - К В А Р Т Е Т » Н А « К А М Е Н Н О М Ц В Е Т К Е » Как никогда разнообразна и.-даже изысканна культурная программа тради ционной выставки <<Камённь 1 Й цветок», которая проходит сегодня в Апатитах. Ежедневно на сцене Дворца культуры ее посетители встречаются с интереснейшими кол­ лективами и исполнителями. Надеемся, что не ра зочарует их и выстуиление Санкт Петербургекого «Терем-квартета». В 1996 году ему исполнилось 10 лет. За эти годы «Терем» пооывал практически во всех странах мира и повсюду имел потрясающий успех. В его составе *- выпускники Петербургской консер 1 затории, все закончили аспирантуру. БдеЩ тятцие музыканты! И очень веселые ребята. Даже классику они исполняют с юмором. А как изуми­ тельна в их аранжировке неподражаемая «Bessame Muc ho»... : Две домры, баян и бас балалайка звучат как болш ой народный оркестр благодаря мастерству музыкантов и редким по качеству инструментам. ГГе откажите себе в удовольствии, и этот концерт вы запомните надолго. Сегодня вечером «Терем- кваргёт» дает последний концерт в Апатитах/ ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА: Всеволод Викторович Баржицкий, 1947 года рождения, генеральный директор салона-центра «Салма-Арт». Образование - высшее, Ленинградский горный институт. Женат. Воспитал двоих детей, которые сегодня - начинающие художники. С маэстро Баржицким (только так его зовут инос­ транцы), а попросту с Всеволодом, которого знаю давно, беседую сегодня: - Трудно было бросить в одночасье науку и поле, вернее - горы? - Науку, которая в то время была в Геоло- гическом институте, - не трудно. А вот геоло­ гию - до сих пор ноет под ложечкой и болит душа. Тем паче что за все приснопамятные годы ее практически извели под самый коре­ шок. А я, как полевик Центральной Кольской геологической экспедиции, после прихода в науку, в институт, почувствовал, что теряю свое лицо и просто человеческую независи­ мость. Да, говорят, подавал надежды ... Кстати, у меня практически была написана открытие филиале кандидатская, были монографии и карты. Я м УРманске^и Полярнь 1 х Зорях. ^ до сих пор благодарен моему научному руко- заключается салмовскии стиль водителю Марку Соломоновичу Маркову, р планируем откр тие илиалов «Салмы» в председателю Международного тектоничес­ кого комитета по докембрию . К сожалению, он умер у меня на руках в Мурманском аэро­ порту. Это был уникальнейший Человек с большой буквы, таких я больше не встречал. - Подающий надежды геолог и вдруг уход в художники. Это как понимать? - Это у меня наверняка наследственное. Мой отец прекрасно писал пером и маслом. От мамы досталось другое - стихи и голос. Я ведь неплохо играю на гитаре, пою и для души пишу стихи. Сколько себя помню, на­ верное, с пяти лет, я участвовал во всевоз­ можных конкурсах и выставках. Кроме того, я занимался в двух изостудиях - в Полоцке и в Ленинграде : Вот, наверное, так, с детства и юности не расстаюсь с карандашом , рез­ цом, кистью и гитарой. - И все-таки, Всеволод, в 43 года ме­ нять весь образ жизни. Не страшно было? - Ну конечно страшно. Я целый год маял­ ся и разрывался на части между геологией и создаваемым салоном. Еще в то время дер­ нула меня нелегкая быть и депутатом наше­ го городского Совета. Вконец добило меня мнение многих сотрудников института, дес­ кать, я пользуюсь своими депутатскими пол­ номочиями и занимаюсь лишь «Салмой». Я же действительно месяца четыре по 12-16 часов пестовал свое детище - первый вы­ ставочный зал и художественный -салон в городе, не получая ни гроша! И сказал им и себе: «Пропади все пропадом !». И начал с нуля... - С чего конкретно начиналась «Сал­ ма»? ■:С - - С обещаний. Я обещал своим избирате­ лям, что сделаю всё возможное, чтобы пре­ вратить Апатиты в «Город Мастеров», - так первую свою статью в «Кировском рабочем» и назвал. Считал, что наш город, обладая таким интеллектуальным потенциалом , не мог больше жить без своего выставочного центра. А тут еще пошли заморочки - через госструктуры я не смог выполнить свои де ­ путатские обещания и свою мечту. При­ шлось выставочный зал организовывать как частное предприятие. А чтобы выживать - совместить зал с художественным салоном. Я очень благодарен «крестной маме» «Сал­ мы» - Людмиле Чистовой, бывшему ’предсе­ дателю горсовета . Она единственная поверила в эту идею и помогла в ее реали­ зации предоставлением одного из лучших помещений в центре города, где недавно отмечали 5-летний юбилей и где беседуем с ' тобой. : ■ •■'' :v £ ./Ц - ■ - ■ ; ■ «Салма» сегодня - это уже не салон, а це- пи.м культурный центр с выставочно-концер- скими , лями, более прак- I iuj lyuu грива. jncik ни и Iран но, даже в столи­ це Заполярья Мурманске такого представи­ тельного - Стиль работы центра - каждый творя ­ щий человек, независимо от образования и возраста, для нас - это мастер. Этот своеоб­ разный тандем-центр существует для масте­ ров и с их помощью. Мы, к слову сказать, не жалеем ни времени, ни средств, чтобы , к примеру, привезти в Апатиты выставку мас­ теров из Мурманска или из Кандалакши, провести экспозицию здесь и потом возвра­ тить ее владельцам в целости и сохраннос­ ти. . •, ■ ■:Щ .-Ш= : ■ ' : в ; - Как считаешь, почему в «Салму» идут мастера? Щ - Наверное, потому, что мы умеем с ними сотрудничать . Согласитесь, при сегодняш ­ них диких ценах на холст, картон, кисти, краски и обрабатывающие материалы - мало каким мастерам удавалось бы творить. Здесь же, в центре, - работы мастеров и реализуются. Кстати, сегодня многие рабо­ ты наших мастеров украшают частные кол­ лекции в странах Скандинавии, в США, в Великобритании , Германии, Франции и во , многих странах ближнего зарубежья. - Всеволод, но ты же не альтруист? - Конечно нет. Я вообще не верю в аль­ труизм : человек без выгоды не действует. Дру гое дело , какова цена этой выгоды . В центре действует Кодекс чести, который мы никогда не переступаем. Один из очень важ­ ных его принципов: ни при каких условиях не реализовывать фальшивый камень и имита­ ции. Поэтому клиент, приобретая у нас, к примеру, бирюзу, уверен - это натуральная бирюза. И это знают все. Если клиенту пон­ равилась копия какой-либо картины, мы его об этом обязательно предупреждаем. Кста­ ти , в «Салме» работают три бывших теоло- га-профи, и вся информация о камнях, исходящая из центра, - достоверна . И нам очень приятно, когда на выездных выстав­ ках в Ковдоре или Полярном нам приносят на экспертную оценку изделия из камня, куп­ ленные в других местах. - У вас тут на стенках столько интерес­ ных адресов и дипломов. И вот этот, со львами, довольно необычный. За что? - Прямо взгляд художника. Это самое ценное в «Салме» - это грамота от Королев­ ского министерства культуры Норвегии. Это оценка центру за большой вклад в развитие культурных связей между нашими странами. Работы мастеров «Салмы» - частые гости в выставочных залах Альты и Пасвика. Мы в Норвегии - свои парни! Вручил нам на юби­ лее грамоту наш большой норвежский друг - Свейн Сервисен, директор галереи «Пас- вик», с которым мы успешно сотрудничаем вот уже пять лет. Кстати, Свейн приехал к нам на юбилей всего лишь на один вечер и в свои за шесть­ десят с лишним великолепно станцевал со своей супругой норвежский народный танец, это был один из подарков «Салме». а разве в центре и танцу- Джорджио Семприни. У нас играли в четыре руки наш апатитский Сергей Буренин и ан­ гличанин Дэвид Робертс. Также в центре проходили занятия городской детской «Шко­ лы радости». В общем, здесь и танцуют, и поют, и стихи читают. - А часто бывают в «Салме» дети? - Естественно. Причем очень даже часто. К примеру, для экскурсий школ и детских са­ дов мы открываем двери центра в любое время, и вообще вход детей в «Салму» с момента открытия и далее навсегда - бес ­ платный. Кроме этого мы регулярно поддер­ живаем материально разнообразные детские мероприятия, проводимые в городе. Это, подчеркиваю, не альтруизм. Просто мы все очень любим детей и хотим, чтобы они отвечали нам тем же. Если сегодня мы забу­ дем о детской душе, завтра вырастет новое поколение настоящих зомби . - Как салмовцам в эти трудные време­ на удается все это, о чем ты поведал? - В первую очередь благодаря тому, что для работающих рядом со мной людей и, не побоюсь слова, - настоящих фанатов, сама идея существования и развития «Салмы» - значительно выше, чем их зарплата . Я очень хочу, чтоб этих людей знали все. Вот они, наши салмовцы: мой заместитель Таня Хохлова, бухгалтер Валя Романова, прода­ вец Марина Нелидова, референт, мой са ­ мый близкий товарищ и друг, Светлана Баржицкая, механик Вячеслав Зайцев, мас­ тер по камню Василий Самуилов, мастер по дереву Александр Островский и гардероб- Щйк-экскурсовод Нина Николаевна Никано- ва. Благодаря всем им - мы живы! - Честно, ты веришь, что действитель­ но красота спасет мир? - Я уверен в другом - мир без к р а с о т ^ рухнет! - А веришь, что, скажем, справит «Сал­ ма» 10-летний юбилей? - В пятилетний юбилей я читал свои сти­ хи. И там сказано все: Мы веруем ! И потому - Мы были, ' Мы есть И мы будем. Пять лет - подтвержденье тому! А дальше... Пусть время рассудит. Вг I §■'О - Еще как! Кстати, здесь же провел свои гастроли ансамбль народного танца Норве­ гии «Паевик-Ринген». Кроме того, здесь иг- музыкант Жил-был в Апатитах геолог... Это было давно. Сегодня в Апатитах живет художник. Да что там художник - Маэстро. Это про таких говорят - чудики . А они, эти чудики, верят в мечту, в красоту, в сказку, любят детей и увере­ ны - мир без красоты рухнет . Живет-работает в Апатитах Всеволод Баржицкий. Живет-работает «Сал- ма-Арт» - его мечта, его сказка...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz