Рыбный Мурман. 1997 г. Январь.
16 января 1997 года Н А С Н А К Р Е П К О ...Александр Гальянов как раз сдал экзамены в Ленинградское военное учи лище. Но не повезло, предложили ко мандирский факультет, а хотелось получить диплом инженера, который вы давался только по техническим специ альностям. В это время и свела его судьба с Евгением Ивановичем Портно- вым, только что назначенным заместите лем начальника Мурманского высшего мореходного училища. - Собрал он нас, группу ребят, угово рил, дал денег на билет без всякой распис ки. Так и случилось, что стал для меня Мурманск второй родиной, - вспоминает Александр Павлович. - Уже 46 лет живу здесь. Накрепко связала меня судьба с этим городом. Попал я на судомеханический факуль тет. Механиков тогда брали всего ^>0 чело век. Правда, из них училище закончила Столько половина. Остальные не вытянули. Требования были довольно жесткие, поэ тому после каждой сессии кого-нибудь отчисляли. Мои сокурсники в большинстве своем были рабочие парни, мало кто сразу со школьной скамьи. Я и сам несколько лет до этого трудился на деревообрабатываю щем комбинате. Но были среди нас и та кие, которые уже прошли .войн}', фронт. К ним, конечно, отношение было особое, многое прощалось. Преподаватели ведь были молодые, а фронтовики, как оденут на экзамены весь свой «иконостас»... Был у нас такой Корабков Александр, он слы шал плохо, в семи танках горел, а жив остался. Другой раз он и книжку при от вете откроет, а замечание неудобно сде лать... Поначалу преподавателей конечно вре менных приглашали. Почитали лекции и уехали. Занятия вели и профессора из Мосрыбвуза, и из Ленинградского строи тельного института. Ну и нельзя забыть основоположников училища: профессора Ольховского, Раевского Николая Павло вича - бывшего главного инженера из ЖМурманрыбы», нашего первого ректора. Интеллигент был в высшей степени. Кро ме технологии металлов и судоремонта учил нас говорить, правильно излагать свои мысли, хотя это и не входило в про грамму. Он, пожалуй, был среди курсан тов самым любимым преподавателем. МОРЕ МЕНЯ НЕ ПРИНЯЛО С В Я З А Л А второго курса. И сразу же учебный ко рабль потерпел аварию. Разбило маши ну, и судно уже на буксире притащили в Мурманск. - После этого я устроился кочегаром на РТ «Ленин». Очень трудно было. За сме ну надо сжечь 3 тонны угля. Да мало того, его сначала навозить самому нужно было на вагонетке, И еще море меня не сразу приняло, помучило сначала. Три дня ни чего не ел. Приходил с вахты, в койку не ложился, не было сил похчыться. Падал на палубу и спал 12 часов подряд. И снова на вахту. И все-таки уйти, все бросить и в мыслях неб ыло. А уже через год мы с тремя товарища ми на практику нанялись на паровой бук сир «Г1рилив». И Северным морским путем прошли аж до Петропавловска-Кам- чатского. Шли как спасатели. В Карском море потерпела крушение шхуна, и мы должны были взять ее на буксир. Тогда еле успели к экзаменам, лабораторки уже на ходу делали. МЫ БЫСТРО ВСТАЛИ НА НОГИ - Пять лет незаметно пролетели. Вот и выпускной вечер. Дипломы получили 37 механиков и около 30 судоводителей. Мы все хорошо друг друга знали. Й долгие годы следим за судьбой каждого. Выпуск был очень дружен, и до сих пор, что бы ни случилось, мы собираемся и помогаем друг другу. Вот так когда-то сплотила нас мореходка. Ребята быстро становились на ноги. Например Герман Белов, мичман с «Гре- мящего» , скоро стал капитаном в «Мур- мансельди». Другие стали старшими механиками. Среди выпускников были и первые кандидаты наук. Например Кузь мин Ричард Васильевич. По окончании училища был направлен в Мурманской траловый флот. Посчастли вилось попасть на «Серафимович», где капитаном был знаменитый Андрей Фи липпович Таран. Тогда он мне казался ужасно пожилым, хотя, наверное, ему не было еще и 50-ти. Так случилось. и я думаю очень удач но, что к нашему выпуску вошли в эксплу атацию новые БМРТ. И хотя это был первый опыт строительства судов кормо вого траления, сделаны они оказались очень удачно. Недаром эти корабли про служили более 25 лет. Тогда еще не была Александр Павлович ГАЛ ЬЯНО В , ныне - директор Мурманского государственного технического университета. Профессор, действительный член Академии транспорта РФ и Нью-Йоркской Академии наук. А когда-то он был одним из курсантов самого первого выпуска мореходки. Тогда, в 1950-м, когда училище только- только появилось на свет, первых учеников собирали по всей стране. Управление рыбной промышленности старшим инженером. А вскоре стал дирек тором судоремонтного завода № 1. Попал, правда, туда почти случайно. Так как в 60-м все переходили на семичасовой рабо чий день, пересматривались и нормы вы работки. И вот когда рабочие получили одну треть от прежней зарплаты - завод встал. Гри дня продолжалась Много времени в училище отводилось для практических занятий. Впервые . Александр Гальянов в море попал после создана для них хорошая ремонтная база, ДО всего нужно было доходить своим умом. Зато практика хорошая. В море я проходил недолго. Когда стал организовываться Совнархоз, направили в В те времена - ЧП. После этого директо ра и еще некоторых руководителей сняли. Я тогда был секретарем партийной органи зации. А как раз наступили времена «хру щевской оттепели», молодежь выдвигать стало модным. Приняли меня сначала не очень хорошо. Но постепенно все налади лось: пришлось осваивать финансы, эко номику, взял к себе в замы прежнего директора, он хорошие советы давал. Когда СРЗ -1 , СРЗ -2 и судоверфь объединились, Александр Павлович по лучил должность заместителя генераль ного директора по производству. Затем - главный инженер в «Севрыбе». Потом - серьезные разногласия с шефом. Ког да цсе попытки восстановить мир ни к чему не привели, обратился Гальянов к министру рыбного хозяйства устроить КУ Р С его в родное мореходное училище. До этого он уже три года читал там курс лекций по технологии судоремонта, а теперь получил должность проректора по учебной работе. МЕНЯ ЗДЕСЬ ВСЕ ЗНАЮТ - Вечные командировки, проблемы, выбивание денег, работа по 12 часов было нормой... И вдруг нагрузка резко упала. Казалось, все так элементарно, маленький коллектив, меня все знают - благодать. В 1982 году уехал в Финляндию. Два года работал на верфи, был старшим приемщи ком но ремонту судов. А уже в 1§90 году получил большинство голосов на выборах и стал ректором Мурманского высшего мореходного училища. Недавно Александра Павловича пере избрали на второй срок. Написанный им учебник «Технология и организация ре монта судов» изучается в морских вузах по всей России. - Отличаются чем-нибудь те первые выпускники от нынешних? - Да нет, вообще-то. Есть лентяи, есть старательные. А есть и просто талантли вые люди. 1аких стараемся беречь для себя. Но, к сожалению, бывает, что пере манивают, - платим мало. На морских факультетах практически 90 процентов преподавателей - бывшие наши выпускни ки, но общий возраст, к сожалению, ве лик. Необходимы новые силы. А для этого нужно нормальное финансирование. Александр Павлович считает Мур манск своей второй родиной. Здесь и судьбу свою встретил, и детей вы растил. С женой, учительницей, Поз накомился, еще когда сам был курсантом, а она студенткой педин ститута, й сын, и даже дочь освои ли профессию судовых механиков. А теперь и внук учится все в той же мореходке, продолжая традиции деда . Скоро и у него выпускной ^ Я I Наталья БРАВИНОВА. В А ЛЮ Т В Б А Н К А Х М У РМ А Н С КА НА 8 Я Н В А Р Я С оциальный КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК пр. Ленина, 12 23-09-20 ПУНКТЫ ОБМЕНА купля/продажа адреса, телефоны ^ БАРЕНЦ-БАНК ул. Марата, 26 56-57-84 ВОЗРОЖДЕНИЕ пр. Кольский, 110а ул. П. Зори, 47 56-56-24, 23-24-56 МОНЧЁБАНК пр. Ленина, 19 ул. Буркова, 17а ул.П.Зори.31 23-41-24, 23-41-04 СБЕРБАНК Окт. отд. № 168 ул. Воровского, 4/22 55-09-98 / 55-77-74 'V- ПЕТРОВСКИЙ ул. Егорова. 6 57-29-57 Г СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ БАНК ул. Книповича, 23 55-79-48 СВЯЗЬ-БАНК пр. Кольский, • 19 .: 57-90-76 1 доллар США 5570 5800 - 5570 5750 5565 5830 : 5570 5800 5570 5750 5530 5800 5580 5850 1 английский фунт стерл. 8900 9440 9100 9460 9100 9436 1 немецкая марка - 3540 3640 • 3550 3620 3540 3640 3550 3660 3557 3660 3500 3800 1 шведская крона - 800 850 800 840 801 840 1 норвежская крона “ - 820 870 800 900 820 870 840 890 830 867 670 870 1 1 финская марка - 1185 1260 1180 1370 ; 1180 1300 1187 1260 1187 1250 1150 1270 РЫБХОЗБАНК ул. П. Зори, 19 54-15-28 КУРС ЦЕНТРОБАНКА (на 08.01.97 г.) 5560 5700 5580 9468,89 3550 3630 3562,99 799,90 850 900 862,98 : 1180 1250 1189,39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz