Рыбный Мурман. 1997 г. Январь.

16 января 1997 года Н А С Н А К Р Е П К О ...Александр Гальянов как раз сдал экзамены в Ленинградское военное учи­ лище. Но не повезло, предложили ко­ мандирский факультет, а хотелось получить диплом инженера, который вы­ давался только по техническим специ­ альностям. В это время и свела его судьба с Евгением Ивановичем Портно- вым, только что назначенным заместите­ лем начальника Мурманского высшего мореходного училища. - Собрал он нас, группу ребят, угово­ рил, дал денег на билет без всякой распис­ ки. Так и случилось, что стал для меня Мурманск второй родиной, - вспоминает Александр Павлович. - Уже 46 лет живу здесь. Накрепко связала меня судьба с этим городом. Попал я на судомеханический факуль­ тет. Механиков тогда брали всего ^>0 чело­ век. Правда, из них училище закончила Столько половина. Остальные не вытянули. Требования были довольно жесткие, поэ­ тому после каждой сессии кого-нибудь отчисляли. Мои сокурсники в большинстве своем были рабочие парни, мало кто сразу со школьной скамьи. Я и сам несколько лет до этого трудился на деревообрабатываю­ щем комбинате. Но были среди нас и та­ кие, которые уже прошли .войн}', фронт. К ним, конечно, отношение было особое, многое прощалось. Преподаватели ведь были молодые, а фронтовики, как оденут на экзамены весь свой «иконостас»... Был у нас такой Корабков Александр, он слы­ шал плохо, в семи танках горел, а жив остался. Другой раз он и книжку при от­ вете откроет, а замечание неудобно сде­ лать... Поначалу преподавателей конечно вре­ менных приглашали. Почитали лекции и уехали. Занятия вели и профессора из Мосрыбвуза, и из Ленинградского строи­ тельного института. Ну и нельзя забыть основоположников училища: профессора Ольховского, Раевского Николая Павло­ вича - бывшего главного инженера из ЖМурманрыбы», нашего первого ректора. Интеллигент был в высшей степени. Кро­ ме технологии металлов и судоремонта учил нас говорить, правильно излагать свои мысли, хотя это и не входило в про­ грамму. Он, пожалуй, был среди курсан­ тов самым любимым преподавателем. МОРЕ МЕНЯ НЕ ПРИНЯЛО С В Я З А Л А второго курса. И сразу же учебный ко­ рабль потерпел аварию. Разбило маши­ ну, и судно уже на буксире притащили в Мурманск. - После этого я устроился кочегаром на РТ «Ленин». Очень трудно было. За сме­ ну надо сжечь 3 тонны угля. Да мало того, его сначала навозить самому нужно было на вагонетке, И еще море меня не сразу приняло, помучило сначала. Три дня ни­ чего не ел. Приходил с вахты, в койку не ложился, не было сил похчыться. Падал на палубу и спал 12 часов подряд. И снова на вахту. И все-таки уйти, все бросить и в мыслях неб ыло. А уже через год мы с тремя товарища­ ми на практику нанялись на паровой бук­ сир «Г1рилив». И Северным морским путем прошли аж до Петропавловска-Кам- чатского. Шли как спасатели. В Карском море потерпела крушение шхуна, и мы должны были взять ее на буксир. Тогда еле успели к экзаменам, лабораторки уже на ходу делали. МЫ БЫСТРО ВСТАЛИ НА НОГИ - Пять лет незаметно пролетели. Вот и выпускной вечер. Дипломы получили 37 механиков и около 30 судоводителей. Мы все хорошо друг друга знали. Й долгие годы следим за судьбой каждого. Выпуск был очень дружен, и до сих пор, что бы ни случилось, мы собираемся и помогаем друг другу. Вот так когда-то сплотила нас мореходка. Ребята быстро становились на ноги. Например Герман Белов, мичман с «Гре- мящего» , скоро стал капитаном в «Мур- мансельди». Другие стали старшими механиками. Среди выпускников были и первые кандидаты наук. Например Кузь­ мин Ричард Васильевич. По окончании училища был направлен в Мурманской траловый флот. Посчастли­ вилось попасть на «Серафимович», где капитаном был знаменитый Андрей Фи­ липпович Таран. Тогда он мне казался ужасно пожилым, хотя, наверное, ему не было еще и 50-ти. Так случилось. и я думаю очень удач­ но, что к нашему выпуску вошли в эксплу­ атацию новые БМРТ. И хотя это был первый опыт строительства судов кормо­ вого траления, сделаны они оказались очень удачно. Недаром эти корабли про­ служили более 25 лет. Тогда еще не была Александр Павлович ГАЛ ЬЯНО В , ныне - директор Мурманского государственного технического университета. Профессор, действительный член Академии транспорта РФ и Нью-Йоркской Академии наук. А когда-то он был одним из курсантов самого первого выпуска мореходки. Тогда, в 1950-м, когда училище только- только появилось на свет, первых учеников собирали по всей стране. Управление рыбной промышленности старшим инженером. А вскоре стал дирек­ тором судоремонтного завода № 1. Попал, правда, туда почти случайно. Так как в 60-м все переходили на семичасовой рабо­ чий день, пересматривались и нормы вы­ работки. И вот когда рабочие получили одну треть от прежней зарплаты - завод встал. Гри дня продолжалась Много времени в училище отводилось для практических занятий. Впервые . Александр Гальянов в море попал после создана для них хорошая ремонтная база, ДО всего нужно было доходить своим умом. Зато практика хорошая. В море я проходил недолго. Когда стал организовываться Совнархоз, направили в В те времена - ЧП. После этого директо­ ра и еще некоторых руководителей сняли. Я тогда был секретарем партийной органи­ зации. А как раз наступили времена «хру­ щевской оттепели», молодежь выдвигать стало модным. Приняли меня сначала не очень хорошо. Но постепенно все налади­ лось: пришлось осваивать финансы, эко­ номику, взял к себе в замы прежнего директора, он хорошие советы давал. Когда СРЗ -1 , СРЗ -2 и судоверфь объединились, Александр Павлович по­ лучил должность заместителя генераль­ ного директора по производству. Затем - главный инженер в «Севрыбе». Потом - серьезные разногласия с шефом. Ког­ да цсе попытки восстановить мир ни к чему не привели, обратился Гальянов к министру рыбного хозяйства устроить КУ Р С его в родное мореходное училище. До этого он уже три года читал там курс лекций по технологии судоремонта, а теперь получил должность проректора по учебной работе. МЕНЯ ЗДЕСЬ ВСЕ ЗНАЮТ - Вечные командировки, проблемы, выбивание денег, работа по 12 часов было нормой... И вдруг нагрузка резко упала. Казалось, все так элементарно, маленький коллектив, меня все знают - благодать. В 1982 году уехал в Финляндию. Два года работал на верфи, был старшим приемщи­ ком но ремонту судов. А уже в 1§90 году получил большинство голосов на выборах и стал ректором Мурманского высшего мореходного училища. Недавно Александра Павловича пере­ избрали на второй срок. Написанный им учебник «Технология и организация ре­ монта судов» изучается в морских вузах по всей России. - Отличаются чем-нибудь те первые выпускники от нынешних? - Да нет, вообще-то. Есть лентяи, есть старательные. А есть и просто талантли­ вые люди. 1аких стараемся беречь для себя. Но, к сожалению, бывает, что пере­ манивают, - платим мало. На морских факультетах практически 90 процентов преподавателей - бывшие наши выпускни­ ки, но общий возраст, к сожалению, ве­ лик. Необходимы новые силы. А для этого нужно нормальное финансирование. Александр Павлович считает Мур­ манск своей второй родиной. Здесь и судьбу свою встретил, и детей вы­ растил. С женой, учительницей, Поз­ накомился, еще когда сам был курсантом, а она студенткой педин­ ститута, й сын, и даже дочь освои­ ли профессию судовых механиков. А теперь и внук учится все в той же мореходке, продолжая традиции деда . Скоро и у него выпускной ^ Я I Наталья БРАВИНОВА. В А ЛЮ Т В Б А Н К А Х М У РМ А Н С КА НА 8 Я Н В А Р Я С оциальный КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК пр. Ленина, 12 23-09-20 ПУНКТЫ ОБМЕНА купля/продажа адреса, телефоны ^ БАРЕНЦ-БАНК ул. Марата, 26 56-57-84 ВОЗРОЖДЕНИЕ пр. Кольский, 110а ул. П. Зори, 47 56-56-24, 23-24-56 МОНЧЁБАНК пр. Ленина, 19 ул. Буркова, 17а ул.П.Зори.31 23-41-24, 23-41-04 СБЕРБАНК Окт. отд. № 168 ул. Воровского, 4/22 55-09-98 / 55-77-74 'V- ПЕТРОВСКИЙ ул. Егорова. 6 57-29-57 Г СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ БАНК ул. Книповича, 23 55-79-48 СВЯЗЬ-БАНК пр. Кольский, • 19 .: 57-90-76 1 доллар США 5570 5800 - 5570 5750 5565 5830 : 5570 5800 5570 5750 5530 5800 5580 5850 1 английский фунт стерл. 8900 9440 9100 9460 9100 9436 1 немецкая марка - 3540 3640 • 3550 3620 3540 3640 3550 3660 3557 3660 3500 3800 1 шведская крона - 800 850 800 840 801 840 1 норвежская крона “ - 820 870 800 900 820 870 840 890 830 867 670 870 1 1 финская марка - 1185 1260 1180 1370 ; 1180 1300 1187 1260 1187 1250 1150 1270 РЫБХОЗБАНК ул. П. Зори, 19 54-15-28 КУРС ЦЕНТРОБАНКА (на 08.01.97 г.) 5560 5700 5580 9468,89 3550 3630 3562,99 799,90 850 900 862,98 : 1180 1250 1189,39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz