Рыбный Мурман. 1997 г. Январь.

в пещеру идиллической достной сцено; ясли то о СЕ ВРУТ КАЛЕН­ ДАРИ!» Не помшо кто из великих произ­ нес эти слова, ио хо- ..... .. .....я.повторить, пытаясь разобраться с хронологией событий двухтысячелетней давности. В те времена свое летоисчисление вела каждая отдельно взятая деревня. То есть люди плясали от топ печки, ко ­ торая им была ближе и роднее. Народы Средиземноморья, напри­ мер. счет вели по Олимпиадам, но годам правления царей или по дру­ гим подобным событиям. Римляне, как правило, отталкивались от предполагаемой даты основания Рима. Эта неопределенность в хро­ нологии позволяет поставить под сомнение и дату рождения Иисуса шста. Откроем Евангелие. Даже его ав­ торы не дают точного ответа. Так, Лука пишет, что Спаситель начал свою проповедническую деятель­ ность в возрасте около 30 лет: «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати» (3; 23). А в Евангелии от Иоанна читаем: «На это сказали Ему иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет - и Ты видел Авраама?» (8; 57). В ответ Иисус не возражал, а, напротив, молчани­ ем как бы подтверждал сказанное. Конечно, можно выдвинуть пред­ положение, что Христу было лег тридцать, но на вид Он выглядел старше. Можно, но ясно одно - даже у авторов Нового Завета не было точных данных о возрасте Христа. А в 30 лет обычно начина­ ли свою деятельность народные во­ жди и пророки, так как именно этот возраст считался временем мужской зрелости (тридцатилетним вступил на престол царь Давид, трех десят­ ков лет от роду начал проповедо­ вать свое учение религиозный реформатор Ирана Заратуштра)... Еще большую путаницу внесли поздние «летописцы». Так, в 515 году монаху Дионисию Ватикан по­ ручил разобраться с каноническими текстами, навести порядок в хроно­ логии, И с легкой руки Дионисия был зафиксирован так называемый «анно домине», то есть «год Госпо­ день». После долгой работы над греческими и латинскими текстами монах-новатор установил, что Хрис­ тос был рожден 25 декабря 753 года от основания Рима. Но, как выяс­ нилось несколько лет назад, он ошибся в цифрах, «перескочив» через годы правления Октавиана, прежде чем тот провозгласил себя императором Августом. Не принята во внимание была и нулевая вели­ чина, которую в качестве важной □К о гд а же Иисус родился в Вифлее­ ме Иудейском ко дни цлря Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с восто­ ка и говорят: ПГде родившийся ЦАрь Иудейский? Ико мы видели звезду его на востоке и пришли поклонить- бвлнгелие от Матфея, 3 ; 2 3 ) ТАЙНА Е И Ф Л вбМ О или О 2001 ГОДОМ по р ож д е о тв поправки ввели арабы... Так когда же родился Иисус Христос? Когда бы и что бы ни го­ ворили, давайте вновь откроем Свя­ щенное Писание. И проанализируем косвенные данные нашего расследования Евангелист Матфей определенно указывает, что Иисус родился во время правления Ирода Великого. Этот царь был возведен на престол в 713 году от основания Рима, пра­ вил 37 лет (по Иосифу Флавию), а незадолго до его смерти было лун­ ное затмение. По расчетам астроно­ мов и указаниям историков мы определяем, что Ирод умер до Пас­ хи, то есть в апреле 4 года до п. э. Следовательно, и Рождество не могло быть позже этой Даты. По приказу Ирода в Вифлееме про­ изошло избиение младенцев муж­ ского пола, а Иисус мог быть к тому времени годовалым ребенком, родившимся в 5 или 6 году до н. э. Запомни эту дату, дорогой чита- -Ьт еяь; . . У | : :; ■ п ; / Не только евангелисты, астроно­ мы и богословы, но и Церковь при­ знает тот «факт», что Иисус родился в Вифлееме при царе Иро­ де. Сам год не указывается, а вот католический мир отмечает Рождес­ тво Христово 25 декабря, на две недели раньше православных лю­ дей. Каким образом удалось устано­ вить столь точную дату? Самое удивительное здесь то, что до сере­ дины III века христиане вообще ней интересовались обстоятельствами рождения Иисуса. Но именно 25 декабря, в день зимнего солнцесто­ яния, римляне шумно - с танцами, пиршествами, обменом подарками - праздновали рождение непобедимо­ го солнца. И, очевидно, отцы Цер­ кви приурочили Рождество именно к этой дате. В восприятии верующих празд­ ник Рождества неразрывно связан с трогательной и ра в пещере, где глав­ ными действующими лицами являются вол, осел и три царя во­ лхва. Обычно принято считать, что это представление основано на еван­ гельских сказаниях. Но в Евангели от Марка и Иоанна нет вообще ни слова о рождении Иисуса, у Матфея же и Луки - единственных источниках, расска­ зывающих об этом, - не упомина­ ются ни вол, ни пещера. В Евангелии от Луки Иисус родился в конюшне, и его положили в что же касается трех царей, них говорится единственно в от Матфея, но там они вовсе не цари, а прибывшие с вос­ тока волхвы-мудрецы. А древние мудрецы были прежде всего звез­ дочетами. Вспомним, что волхвы эти шли за вспыхнувшей путевод­ ной звездой и зададимся вопро­ сом: неужели Вифлеемская звезда - вымысел? А если нет - то ее, звезду, легко вычислить. На роль Вифлеемской звезды могли бы претендовать три астро­ номических явления: комета, сближение планет и вспышка но­ вой звезды. Рассмотрим эти три ги­ потезы. Еще Иоганн Кеплер обратил вни­ мание на редкое соединение почти в одной точке двух планет - Сатурна и Юпитера в созвездии Рыб; Он знал из еврейской литературы, в частности из писаний раввина Абра- банела, что это соединение счита­ лось знамением, оповещающим о пришествии Мессии. Он заинтере­ совался: не могло ли быть подобное соединение и во время Рождества? Астрономические выкладки приве­ ли его к 7 г. до н. э. Они были под­ тверждены исследованиями и позднейших ученых. По другой версии Вифлеемской звездой могла быть комета Галлея, которая «посещает» Землю каж ­ дые 76 лет, и в тот отрезок време­ ни ее приход падает на 12 год до н . э . = ■ s ;; : ' * ' * / / ' : И, наконец, в китайских и ко­ рейских хрониках тех лет зафик ­ сировано появление новой звёзды весной 5 года до н, э., которая на­ блюдалась в течение 70 суток. Ей- то современные астрономы и отдают предпочтение. Почему? Ученые Кларк, Паркинсон и Сте­ фенсон считают, что версия о сближении Юпитера и Сатурна помимо чисто астрономических причин сомнительна еще вот поче­ му. Седьмой год до нашей эры - слишком раннее время для датиро­ вания события, с которым связано путешествие волхвов. Они полага- ют, что год Рождества должег соот ветствовать дате, получаю щейся после исправления пяти летней ошибки Дионисия. Кром того, если уж считаться с хроно логией религиозных источников то надо принять во вниманйе. чт( рождение Иисуса и смерть цар5 Ирода разделены промежутков времени не более нескольких ме сяцев. Итак, судя по последним изыс каниям, Рождество Христово и следовательно, начало современ ного летоисчисления, относятся весне 5 г. до н. э. И поэтому-т- мы с тобой, дорогой читатель можем с уверенностью поднят бокал и выпить за наступивши] 2001 год - первый год третьей тысячелетия по Рождеству Хрис Виктор ГЕОРГИ В статье использованы дан ные из книги Андрея Боголюбе ва «Сын Человеческий* «Сказаний евангелистов» 3i иона Косидовского, киши Г. Л. и О. П. Вагановых «От гит тезы к истине».) В оформлеиъ использованы гвавюры Г. Дор( январь 1997 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz