Рыбный Мурман. 1997 г. Январь.
в пещеру идиллической достной сцено; ясли то о СЕ ВРУТ КАЛЕН ДАРИ!» Не помшо кто из великих произ нес эти слова, ио хо- ..... .. .....я.повторить, пытаясь разобраться с хронологией событий двухтысячелетней давности. В те времена свое летоисчисление вела каждая отдельно взятая деревня. То есть люди плясали от топ печки, ко торая им была ближе и роднее. Народы Средиземноморья, напри мер. счет вели по Олимпиадам, но годам правления царей или по дру гим подобным событиям. Римляне, как правило, отталкивались от предполагаемой даты основания Рима. Эта неопределенность в хро нологии позволяет поставить под сомнение и дату рождения Иисуса шста. Откроем Евангелие. Даже его ав торы не дают точного ответа. Так, Лука пишет, что Спаситель начал свою проповедническую деятель ность в возрасте около 30 лет: «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати» (3; 23). А в Евангелии от Иоанна читаем: «На это сказали Ему иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет - и Ты видел Авраама?» (8; 57). В ответ Иисус не возражал, а, напротив, молчани ем как бы подтверждал сказанное. Конечно, можно выдвинуть пред положение, что Христу было лег тридцать, но на вид Он выглядел старше. Можно, но ясно одно - даже у авторов Нового Завета не было точных данных о возрасте Христа. А в 30 лет обычно начина ли свою деятельность народные во жди и пророки, так как именно этот возраст считался временем мужской зрелости (тридцатилетним вступил на престол царь Давид, трех десят ков лет от роду начал проповедо вать свое учение религиозный реформатор Ирана Заратуштра)... Еще большую путаницу внесли поздние «летописцы». Так, в 515 году монаху Дионисию Ватикан по ручил разобраться с каноническими текстами, навести порядок в хроно логии, И с легкой руки Дионисия был зафиксирован так называемый «анно домине», то есть «год Госпо день». После долгой работы над греческими и латинскими текстами монах-новатор установил, что Хрис тос был рожден 25 декабря 753 года от основания Рима. Но, как выяс нилось несколько лет назад, он ошибся в цифрах, «перескочив» через годы правления Октавиана, прежде чем тот провозгласил себя императором Августом. Не принята во внимание была и нулевая вели чина, которую в качестве важной □К о гд а же Иисус родился в Вифлее ме Иудейском ко дни цлря Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с восто ка и говорят: ПГде родившийся ЦАрь Иудейский? Ико мы видели звезду его на востоке и пришли поклонить- бвлнгелие от Матфея, 3 ; 2 3 ) ТАЙНА Е И Ф Л вбМ О или О 2001 ГОДОМ по р ож д е о тв поправки ввели арабы... Так когда же родился Иисус Христос? Когда бы и что бы ни го ворили, давайте вновь откроем Свя щенное Писание. И проанализируем косвенные данные нашего расследования Евангелист Матфей определенно указывает, что Иисус родился во время правления Ирода Великого. Этот царь был возведен на престол в 713 году от основания Рима, пра вил 37 лет (по Иосифу Флавию), а незадолго до его смерти было лун ное затмение. По расчетам астроно мов и указаниям историков мы определяем, что Ирод умер до Пас хи, то есть в апреле 4 года до п. э. Следовательно, и Рождество не могло быть позже этой Даты. По приказу Ирода в Вифлееме про изошло избиение младенцев муж ского пола, а Иисус мог быть к тому времени годовалым ребенком, родившимся в 5 или 6 году до н. э. Запомни эту дату, дорогой чита- -Ьт еяь; . . У | : :; ■ п ; / Не только евангелисты, астроно мы и богословы, но и Церковь при знает тот «факт», что Иисус родился в Вифлееме при царе Иро де. Сам год не указывается, а вот католический мир отмечает Рождес тво Христово 25 декабря, на две недели раньше православных лю дей. Каким образом удалось устано вить столь точную дату? Самое удивительное здесь то, что до сере дины III века христиане вообще ней интересовались обстоятельствами рождения Иисуса. Но именно 25 декабря, в день зимнего солнцесто яния, римляне шумно - с танцами, пиршествами, обменом подарками - праздновали рождение непобедимо го солнца. И, очевидно, отцы Цер кви приурочили Рождество именно к этой дате. В восприятии верующих празд ник Рождества неразрывно связан с трогательной и ра в пещере, где глав ными действующими лицами являются вол, осел и три царя во лхва. Обычно принято считать, что это представление основано на еван гельских сказаниях. Но в Евангели от Марка и Иоанна нет вообще ни слова о рождении Иисуса, у Матфея же и Луки - единственных источниках, расска зывающих об этом, - не упомина ются ни вол, ни пещера. В Евангелии от Луки Иисус родился в конюшне, и его положили в что же касается трех царей, них говорится единственно в от Матфея, но там они вовсе не цари, а прибывшие с вос тока волхвы-мудрецы. А древние мудрецы были прежде всего звез дочетами. Вспомним, что волхвы эти шли за вспыхнувшей путевод ной звездой и зададимся вопро сом: неужели Вифлеемская звезда - вымысел? А если нет - то ее, звезду, легко вычислить. На роль Вифлеемской звезды могли бы претендовать три астро номических явления: комета, сближение планет и вспышка но вой звезды. Рассмотрим эти три ги потезы. Еще Иоганн Кеплер обратил вни мание на редкое соединение почти в одной точке двух планет - Сатурна и Юпитера в созвездии Рыб; Он знал из еврейской литературы, в частности из писаний раввина Абра- банела, что это соединение счита лось знамением, оповещающим о пришествии Мессии. Он заинтере совался: не могло ли быть подобное соединение и во время Рождества? Астрономические выкладки приве ли его к 7 г. до н. э. Они были под тверждены исследованиями и позднейших ученых. По другой версии Вифлеемской звездой могла быть комета Галлея, которая «посещает» Землю каж дые 76 лет, и в тот отрезок време ни ее приход падает на 12 год до н . э . = ■ s ;; : ' * ' * / / ' : И, наконец, в китайских и ко рейских хрониках тех лет зафик сировано появление новой звёзды весной 5 года до н, э., которая на блюдалась в течение 70 суток. Ей- то современные астрономы и отдают предпочтение. Почему? Ученые Кларк, Паркинсон и Сте фенсон считают, что версия о сближении Юпитера и Сатурна помимо чисто астрономических причин сомнительна еще вот поче му. Седьмой год до нашей эры - слишком раннее время для датиро вания события, с которым связано путешествие волхвов. Они полага- ют, что год Рождества должег соот ветствовать дате, получаю щейся после исправления пяти летней ошибки Дионисия. Кром того, если уж считаться с хроно логией религиозных источников то надо принять во вниманйе. чт( рождение Иисуса и смерть цар5 Ирода разделены промежутков времени не более нескольких ме сяцев. Итак, судя по последним изыс каниям, Рождество Христово и следовательно, начало современ ного летоисчисления, относятся весне 5 г. до н. э. И поэтому-т- мы с тобой, дорогой читатель можем с уверенностью поднят бокал и выпить за наступивши] 2001 год - первый год третьей тысячелетия по Рождеству Хрис Виктор ГЕОРГИ В статье использованы дан ные из книги Андрея Боголюбе ва «Сын Человеческий* «Сказаний евангелистов» 3i иона Косидовского, киши Г. Л. и О. П. Вагановых «От гит тезы к истине».) В оформлеиъ использованы гвавюры Г. Дор( январь 1997 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz