Рыбный Мурман. 1997 г. Сентябрь.
В се мужики - сволочи!" Это справедливое мнение разделяет, однако, не вся прекрасная половина зем лян. Многие женщины убеждены, что все... мужчи ны - импотенты, сутенеры, дураки, пьянь, бабники, на чальники, хамы, жиды, мен ты, депутаты, красные, голубые, брокеры, лица кав казской национальности, прокуроры, бесчувственные пни, извращенцы, воры, мо ральные уроды... Но есть еще бомжи, о ко торых вспоминают редко, хотя - куда ни глянь! - они везде: на вокзалах, в пар ках, в магазинах, на транс порте, возле пивных. От них шарахаются, как от про каженных; презирают, как неудачников; оскорбляют, как умалишенных. Надо очень напрячься, чтобы раз глядеть что-либо человечес кое и даже возвышенное сквозь отвратительную ко росту ненужности никому - ни родственникам (если они есть), ни обществу. Надо напрячься - и замолвить слово. На сей раз - об уни женных, отверженных и блаженных. Я думаю, начать надо с того, что все люди одинако во ценны. Где бы они ни родились, что бы ни проис ходило в их жизни - они имеют право на равное с другими отношение к себе. Это вопрос солидарности. И, с моей точки зрения, в том, что касается политичес кой жизни, демократии, со циальной обеспеченности, культурной и экономичес кой жизни, здесь все люди должны иметь не только право, но и возможности для участия. Какие же воз можности есть у бомжей? Никаких. Для них закрыты избирательные участки, по ликлиники, социальные фонды. Нет паспорта, про писки - нет человека. Но они блаженны, потому что у бомжей есть свобода, не ог раниченная рамками морали и налогового кодекса; в их распоряжении необъятные российские просторы, где они - жители подвальной страны. В Мурманске, на Теат ральном бульваре, наиско сок от ресторана “Инари”, в развалинах старого дома, в ночную пору разгорается костерок. Вокруг - люди. Разные: старые и не очень, мужчины и женщины, пья ные и трезвые. Словом, бом жи. Набродившись по городу, облазив помойки и свалки, они собираются вме сте - выпить, обогреться, похвастаться, кто чем раз жился за ушедший день. Больше говорить не о чем. Интеллект размыт политу рой. Как-то раз, проходя бульваром, я увидел трепы хающийся костерок и чело века в рваной кепке, грязной фуфайке и вообще черт его знает в чем. В руке он нес сумку, в которой' могло бы поместиться содер жимое приличного холо дильника. Через мгновение “сумочник” скрылся в зияю щем оконном провале. Я побрел следом и очень скоро оказался в огненном кругу. Мое явление хозяевам раз валин пришлось не по вку су. Долго, отвратительно долго они на меня глазели. И, так и не признав за сво его, все-таки спросили про выпивку. К счастью, в моем пакете имелась литровая бу тылка водки. Я предъявил пароль, передав тару в на дежные, как показалось, руки. Потом, видимо, глав ный в их компании автори тетно заявил: ЧТО НАША ЖИЗНЬ... - Что ж, твоя бутылка го ворит мне, что при всем при том ты парень что надо. Это прозвучало как при глашение. Я присел рядом с женщиной с выжатым, как мокрое полотенце, лицом. Две рюмки водки, один ко сяк, и все - без разводного ключа ее с люстры не сни мешь. В ее смешке послы шался расхристанный алкоголический привкус. Женские вздохи не вызвали во мне интереса. Но я налил ей порцию, от которой сам тут же взлетел бы на пото лок. Она кинулась как го лодная, проглотила, будто таблетку аспирина, и устави лась на бутылку, которая пошла по кругу. Что ж, жизнь этих бродяг стала сра зу понятна. Сейчас напьют ся, подерутся, затем забудутся тяжелым сном; утром, продрогнувшие, раз бредутся на промысел, что бы вечером встретиться вновь. И завтра то же, что вчера. Скучно, утомительно, неинтересно... Но все же лучше, чем могила на клад бище или камера в СИЗО... Распитие подходило к концу... Взбудораженная алкоголем соседка всхлипы вала и пыталась рассказать, как в далеком прошлом она потеряла в подъезде ново рожденного сына. Не поте ряла... Бросила на пороге квартиры, предварительно позвонив... Сегодня она оп равдывалась тем, что, окро- мя нищеты, ничего не могла подарить ребенку. А так, может быть, он вырастет счастливчиком. К концу всхлипываний я утомился. Не имело смысла продол жать эту глупую оперетту. Я поднялся, и тут авторитет, проницательно глядя на меня, вдруг спросил, не “волчара” ли мне нужен. Конечно, “волчара”. - Здесь его нет. Чаще все го он ночует на чердаке быв шего птицынского дома, рядом с городской админис трацией... Там его и най дешь... Несколько дней я взби рался на указанный чердак, но никакого “волчару” не находил. Глухо, как в скле пе, хотя, по некоторым дан ным, было видно, что чердак обитаем. Гора пустых бутылок, обглоданные кости и нечто похожее на ложе свидетельствовали о том. Наконец мне повезло. Одна ко не так чтобы очень. Ког да в очередной раз я отворил дверь и ступил на чердак, из полумрака вы нырнула ладонь, в которую я бы мог целиком уместить ся, и схватила меня за пле чо, раздавив его всмятку. На объяснение ушло немного времени, ровно столько, сколько потребовалось че ченским палачам, чтобы привести смертный приговор в исполнение. “Волчара” выпустил мое плечо. Теперь я его мог раз глядывать откровенно. Это был крупный мужчина лет шестидесяти, в расстегнутом заношенном плаще, как буд то он только что вернулся с прогулки. Он сдвинул на затылок серую кепку, пока зав густую седую шевелюру. На широком розовом лице, как у крупного политикана, нахмурились мохнатые бро ви. Рот постепенно кривил ся, будто в улыбке, хотя сейчас улыбаться было нече му. Если бы его немножко отмыть и одеть в белую ноч ную рубаху, получилось бы что-то вроде порочного рим ского сенатора. Первое, что я услышал от хозяина, было: - Может, хотите чего? Могу прочитать главу из Библии, могу поставить прессе выпивку. Выбирайте. Только не думайте дурного. Я не хронический алкого лик, который выходит из дома на полчаса выпить кружку пива, а просыпается где-нибудь в Сингапуре с огромной бородой. От Библии я отказался, предпочтя выпивку. За стоп кой беседа идет непринуж деннее. - Никакую власть племя бомжей не интересует. У чи новников другие проблемы. Первая - набить собственный кошелек. А на новых выбо рах уступить место другим. Так было и так будет во все времена... Лицо “волчары” потеряло привлекательность, но не выражение ума. Среди таких личностей дураков нет. - Ладно! Что ж! Я, пожа луй, смог бы рассказать вам некую ба-наль-ную историю, как некто серый, некто без вестный шел тем же путем, что и Россия, отбрасываю щая сейчас с болью, с кро вью, с ожесточением... все, что на нее свалилось. Может быть, в банальности моей истории можно наилучше Россию постигшее увидеть. Феномен чистоты, того, что может представлять русское, - вот поиск чего идет сегодня с ожесточением, а чем это закончится, во что выльется и не надо ли будет, не при дется ли... ну, скажем так: взрывать сердце? Одно вижу: линия духа и по-ни- ма-ния, понимания как дея тельности духа, побеждает теперь, и я этому тихо раду юсь. Он уверен, что выразился предельно точно, а главное - ясно. - Ладно! Чтобы показать трагичность нашей повсед невности, может быть, как раз надо брать банальную судьбу, и в этом смысле все довольно “удачно”, посколь ку детство мое прошло в де ревне, поскольку я сидел в “зоне”, не находился в эше лонах власти, - но никогда не был и со всеми совсем. “Волчонок” - “волчарой” его назовут спустя четверть века - родился в деревеньке Юма, неподалеку от Кеми. Сын флегматика и властной, энергичной карелки, типич ной холерички, барышни из пролетарской семьи, где было восемь человек детей, которая не могла, выйдя за муж за выпускника ветери нарной школы, ужиться со свекровью, потому что не в силах была переносить ску пость как уклад жизни по одной причине, она угадыва ла в скупости смиренное ожидание голода. Всем своим детям, их было четверо, она рассказы вала о голоде, пережитом ею в юности. Она боролась с детской цепкой памятью о желудочных спазмах. Волчонок”, стало быть, родился на границе характеров, миров и време ни - в августе тридцать седь мого. Он и сейчас помнит, как в их деревеньку входили нем цы - празднично, торже ственно, помпезно и карикатурно. Помнит и фа шистский грабеж - до почти полного разорения. Пьяные немецкие морды - сальные, наглые, похотливые... Нем цы ушли, но остались свои... - Неподалеку квартирова ла воинская часть. Однажды видим, что к отцу пришли два солдата и треоуют само гон. Он самогон варил, но в тот раз солдатам отказал. Они подняли шум. Пришли деревенские парни. Солдаты убежали. Но парни одного настигли во дворе и избили палками, и он уполз к себе в отделение... Вдруг видим, с той стороны идут, нет, бегут солдат тридцать, с винтовка ми. Нас, детей, засунули за печку. Кажется, отец выста вил во двор весь самогон, а мы, открыв окно, кричали нелюдскими голосами в сто рону других дворов, так что резни не было, до выстрелов не дошло. Но, возможно, с этого все началось... Школа. Он был отлични ком с первого класса, не смотря на то, что болезни терзали его всю юность, и, наверное, только теперь он стал здоров. В дневнике “волчонок” записал задачи на жизнь. Там было: не посрамить отца и мать, прославить Россию. Курил с десятого класса. Постоянно боялся не за ра зум - за волю. Насилие и пытка работой сопровожда ли его. Когда напились пос ле первого экзамена и шли по улице горланя, физичка вышла из своего дома уве щевать их. Утром отец читал Библию. ...То было каждодневное зверство, в которое впадала деревня. Уже начиналось ужасное пьянство. Война кончилась. Пятидесятые годы - начало массовой оргии. Воровство из колхо за. Питье самогона или госу дарственной. Половина деревни сдохла по пьянке, повесилась, перерезалась по пьяному делу. В Петрозаводском уни верситете выпивка была уже только делом славы - не об разом жизни. Как образ жизни пьян ство началось потом, когда он стал работать журналис том. Тогда пьянство станови лось общественным делом, частью работы. Они собира лись каждую пятницу, после трудовой недели, пили до помрачения мозгов и до тем ноты, затем расходились, и каждый приканчивал себя уже дома, в одиночку. - На одной из таких попо ек случилось несчастье. Я уже мало что соображал. Все видел сквозь плотный смог. Ссору, переросшую в драку, до конца не досмот рел, погрузившись в нирва ну... Проснулся в тишине, под утро. Кое-как встал на ноги. Слегка покачнулся и, находясь все еще в состоя нии гроги, как после недель ной пьянки, медленно повернулся и обвел взглядом комнату. Около кровати, на коле нях, словно молился, стоял человек в сером костюме, с пыльно-белыми волосами. Его ноги были раздвинуты, тело облокотилось на кро вать, а руки разбросаны в стороны. Голова покоилась на левой руке. Судя по всему, он устро ился удобно. Охотничий нож, торчащий из-под левой лопатки, казалось, не дос тавлял ему никаких не удобств. Я наклонился и заглянул ему в лицо. Передо мной стоял Саша - хозяин! Из-под ручки охотничьего ножа вниз по спине протяну лась темная полоса. Это не красная краска! Не успев толком ни о чем подумать, я оказался в окру жении милиционеров. Один из них согнул меня в дугу. Меня можно согнуть. Я не шпиль Петропавловской крепости. Сообщили проку рору района, и фараоны подняли такой шум, от кото рого бы позеленел от завис ти самый скандальный депутат Госдумы. Поскольку я не мог ниче го вспомнить, то получил по приговору суда десять лет лагерей. Отсидел смиренно. Вышел. Много воды утекло за это время. Родители по мерли. Братья разъехались по стране, женились, обзаве лись детьми. Где приткнуть ся бывшему зеку? Где прописаться? Вот в чем воп рос... Братишки обо мне не желали слушать. Я для них погиб две пятилетки назад... В поисках места житель ства исколесил полстраны. Но так нигде и не осел. При вык странствовать. Наблю дать, оценивать, соизмерять. Бомжи - такая категория людей, которая восгребуется обществом для самых гряз ных и сомнительных дел. Однажды наркобароны наняли меня в числе еще пятерых бомжей на сбор ко нопли в Чуйской долине. Ночевали мы в забытой бо гом кошаре. Не отель “Хил тон” конечно, но все же неизмеримо лучше, ,* м хо рониться в земляных норах, вырытых прямо в барханах. (Хотя разные анашисты встречаются - и норные, и могильные, хранят заготов ленную анашу в мазарах - казахских кладбищах, и еще дачные - эти промышляют зимой, скрываясь в пустую щих садовых домиках.) К тому же, будто специально, именно у кошар особенное буйство конопляных зарос лей. С каждого квадратного метра посевов получают три стакана кокнара (сухой ма ковой соломки). Платили наниматели превосходно. Правда, и риск велик. Мен ты устраивали облавы, ис пользуя армейские бронемашины, вертолеты... Но всякий раз удавалось улизнуть... В том месте, где мы собирали, Чуйская доли на представляла собой гряду невысоких холмов, р?ф*е- ленных не то оврагами, не то высохшими ручьями. “Свя тые горы” - так мы называли их за обильные планы, за особо зловредный сорт ко нопли - сорговки, за надеж ные укрытия от облав. Скопив приличные на градные, я без уведомления нанимателей удрал из опас ного места. В тюрьму боль ше не хотелось... Да... многое я повидал... во многих событиях участво вал... В 1993 году за двести долларов штурмовал Остан кинский телецентр. В таких делах я всегда чувствую себя как слепой на банкете. Но стоит принять на грудь - и телецентр кажется игрушеч ным домиком. В толпе штур мовиков не было ни одного трезвенника. Одни озверев шие, нечеловеческие *^ца. Громилы, убийцы, бомжи... Родную мать за бутылку придавят. Когда начались погромы и пошли танки, ста ло не до шуток. Я потихо нечку скрылся и растаял в парках ВДНХ... Когда мы не нужны влас ти - служим криминальному миру. Но не даром. В Мур манске, например, отбор среди бомжей особенно стро гий. Опустившихся пьяниц, деградировавших до уровня бездомных собак, на работу не берут. Требуются расто ропность, сила, сноровка, толика ума и трезвая голова. Работать приходится в основном по ночам. В тупи ках, разгружая из вагонов в фуры ворованную рыбу. Во обще в Мурманском порту дел хватает - золотое дно для рыбных магнатов. Толь ко успевай шевелиться. Вы возят и через прохс^ные средь бела дня. Цена за вы воз разная. За тонну - от 50 долларов и выше... Слава Богу, с голоду умереть не дают. Кроме того, можно раз в неделю сходить в баню, купить кое-какую одежду, а зимой - на юга... И там умному хватает рабо ты... Т ак и живут бомжи. Кто в подвалах, кто - на черда ках, поближе к небу, к сол нцу. И среди них быстрыми темпами идет расслоение. Есть последние “нищие”, а есть “новые” бомжи, кото рые могут позволить себе обед в кафе, баню и прилич ный костюм. Но конец у всех один - могила с белой доской, сообщающей, что “здесь покоится Михаэль Самуэлевич Папиковский. Человек без паспорта”. * Вл. ПЕТЕРБУРЖСКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz