Рыбный Мурман. 1997 г. Сентябрь.

“ В алерий Васильевич, все- таки полвека - большой отрезок жизни. Судьба относилась к вам благосклонно? Она ведь кому-то улыбается, а кому-то скалится... - Оглядываясь в прошлое, мог}®уверенно утверждать, что баловнем фортуны не был. Ро­ дился “последышем” в бедной многодетной семье в деревне Лаптево, ныне - город Ясногорск Тульской области. Отец гнул спину в колхозе. Одному прокормить едоков мал-мала меньше - не всякому это под силу. Мать хлопотала по дому. Выручал огород да домаш­ няя живность. Сполна хлебнули лиха в послевоенную голодную пору. Но выстояли. Помню, отец все мечтал дать нам образование, вывести, как он говорил, “в люди”. - Вы не посрамили честь фа­ милии? - Пожалуй, не посрамил. Стар­ ший брат - генерал-лейтенант, живет в Москве, работает в ФАПСИ, средний - заместитель главы районной администрации в родном городе, ну и я, самый >^адший, - не последний чело­ век. Так сложились обстоятель­ ства, что еще два брата и сестра рано ушли из жизни. - Кем быть? - извечный отро­ ческий вопрос. Стоял ли он пе­ ред вами? - Конечно. В детстве твердо решил, что стану ихтиологом. До самозабвения любил природу, рыбалку. Закончил школу, при­ знаюсь - учился средне, махнул во Владивосток к старшему бра­ ту. Он служил там в погранвой­ сках. Поступил в Дальрыбвтуз на факультет промышленного рыбо­ ловства. На третьем курсе про­ оперировали язву желудка, море закрыли. Перевелся на факуль­ тет эксплуатации водного транс­ порта, о чем не жалею по сей день. Воистину не было бы сча­ стья, да несчастье помогло... За­ щитил диплом на тему “Организация грузовых работ в рданом порту Владивостока”. В 1972 году по распределению при­ ехал в Мурманск. Начальником порта тогда был Тимур Щербаев. Второй грузовой район, где я начал стивидором трудовую дея­ тельность, возглавлял Анатолий Бойко. - Следовательно, в порту вы проработали уже 25 лет. Есть повод отметить еще одну “круг­ лую” дату? - Выходит, так... Наша справка. 1972-й - вто­ рой год пятилетки. Он славен хорошими достижениями. Мор­ ской грузооборот достиг 1978 , 9 тысячи физических тонн, что составило 109,3 процента к плану. 1748 судов были обрабо­ таны в порту досрочно, 1151 - в срок, с простоем - только 644. Рыбакам сэкономлено 4486 судо- часов. На баланс порта посту­ пили пожарные катера ли руководить грузовым райо­ ном, а еще через шесть - всем портом. Пятнадцать лет стою у руля. Наша справка . 1982 год. О диннадцатая п я ти л е тк а . Об­ щий грузооборот - 3052,6 ты ся- 'чи то н н , морской - 2604 ,6 ты сячи тонн . М етодом бригад­ ного подряда обработано 111 судов с экономией рыбакам 2048 судо-часов. К о л л е к ти в пор та награжден переходящим К р а с­ ным знаменем Ц К К П С С , Сове­ т а М инистров С С С Р , В Ц С П С и Ц К В Л К С М . - Валерий Васильевич, сейчас принято отзываться о пройден­ ном пути в уничижительном тоне. Производственные побе­ ды, награды за труд, знамена... Эти символы превратились в призраки быстротекущего вре- флоты предпочитают сдавать рыбу за рубежом. Наш порт сто­ ит. Из полутора тысяч докеров осталось 400, почти на 4 тысячи человек сокращены и другие службы. Сохранен необходимый минимум для обслуживания тех­ нологического комплекса. Мы не соглашаемся на поспешную при­ ватизацию, хотя к этому нас под­ талкивают, грозя объявить предприятие банкротом. Состави­ ли продуманный бизнес-план на перспективу. Акционированы плавмастерская “Кольская”, угольная база (образовано ЗАО “Транстерминал”), в самостоя­ тельное подразделение выделен портофлот. Законсервированы мощности Северного грузового района. Объявлен режим стро­ жайшей экономии. Общепортов- ские затраты значительно иностранные, бессмысленно. Для тех же норвежцев мы - конкурен­ ты. Какой резон им нас разви­ вать? Без российской рыбы их перерабатывающая промышлен­ ность рухнет в одночасье. - Распространено мнение, что рыбаков от захода в рыбный порт отпугивают ваши непомер­ ные поборы за услуги. Предсе­ датель областного комитета по рыболовству в нашей газете как- то приводил такой пример. Зат­ раты СРТМ-к за трое суток стоянки в рыбном порту состав­ ляют 36 миллионов рублей (это 6 тысяч американских долла­ ров), заход в норвежские порты обходится судовладельцу в 2 тысячи долларов. Вы согласны с подобными утверждениями? - Ни в коем случае! Не знаю, какие исходные данные он поло- Ю БИ Л ЕИ И Ю Б И Л Я РЫ П Р И Ч А Л Ы С У Д Ь Б Ы "М ечта” , “Задорный” , танкер “ Irtz j росоорщика. я т и н ” , тр и неф тем усо- В следующем году предприя­ ти е с тало первым портом в си­ стем е М инрыбхоза С С С Р , перекрывшим миллионный р у­ беж по перегрузке рыбопродук­ ции. - Валерий Васильевич, моло­ дые специалисты, как правило, непросто адаптируются к новым условиям, порой, столкнувшись с первыми трудностями, сника­ ют. Ваше продвижение по слу­ жебной лестнице складывалось удачно? Не жалуюсь. Ступени пере­ шагивал быстро. Приняли в ряды КПСС. Скрывать не буду, в правоту идей партии верил ис­ кренне. И для должностного ро­ ста партбилет в советские времена был необходим. К зна­ ниям прибавился практический о£ьп. Через четыре года назначи- мени, так следует понимать? - Нас всегда заносило из край­ ности в крайность. Мы постоян­ но скопом играли в слова, зло и красиво обругивая и восхваляя все - и плохое, и хорошее. Теперь перед всем миром занимаемся самобичеванием, отрицая соб­ ственные добрые дела, каких со­ вершено было немало. Нельзя огульно зачеркивать нашу исто­ рию, нашу жизнь. Я со щемящим чувством вспоминаю прожитые годы, не отказываюсь от них. И это не возрастная ностальгия, а осознанная память. - Вы общаетесь с “бывши­ ми”? - Стараюсь не делить людей на “белых” и “красных”. - Некогда гремевший на всю страну Мурманский рыбный порт сегодня еле сводит концы с концами. В чем причина? Кус­ ков и его управленческая коман­ да не могут приспособиться к рыночной экономике? - Все отрасли России сейчас находятся в глубоком кризисе, в том числе и рыбная. Ума разру­ шить плановую экономику хвати­ ло, а взамен реформаторы ничего не предложили. Раньше порт пе­ рерабатывал ежегодно 1,5 милли­ она тонн рыбопродукции, за прошлый год едва набрали 350 тысяч тонн. Всем известно, что снижены. Потихоньку выбираем­ ся из долговой ямы. До 1 милли­ арда рублей (было 6) уменьшилась недоимка по нало­ гам в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды. Креди­ торская задолженность все еще велика. Думаем поправить дела, если пойдет мойва. Рассчитываем принять ее порядка 150 тысяч тонн. Пока не можем передать в муниципальную собственность объекты социально-жилищной сферы. А это 66 тысяч квадрат­ ных метров. Ежегодные убытки от содержания и эксплуатации выливаются в 4 миллиарда руб­ лей. Город возьмет фонд на ба­ ланс при условии, что порт своими силами выполнит ремонт всех зданий. Требуется 10 милли­ ардов, таких денег у нас нет. Круг замкнулся. - Что с нефтебазой? - Прежде она отгружала до 2 миллионов тонн нефтепродуктов в год, теперь 500 тысяч тонн едва-едва пропускаем. Суда зап­ равляются топливом в Норвегии. Оно там, во-первых, дешевле, а во-вторых, получше качеством. База нуждается в реконструкции. Проект стоит 400 миллиардов рублей. Разговоры о паевом уча­ стии других партнеров - благие пожелания, не более. Уповать на крупные инвестиции, особенно Прерванная дружба . .. жил в основу своих расчетов, но я могу, не лукавя, заявить, что наши тарифы ничуть не выше, а по отдельным позициям даже ниже, чем они в других портах страны и иностранных. Однажды на промысловом совете “Севры- бы” мне пришлось наглядно до­ казывать правоту своих слов, продемонстрировать руководите­ лям флотов сравнительную таб­ лицу тарифов по портам. На мой взгляд, рыбаки сознательно со­ здают миф о чрезмерных сборах в нашем порту, чтобы в какой-то мере оправдать свою ориентацию на западный рынок. - Вам не приходило в голову бросить все, переменить место работы? - Предложения были. Манили перейти в министерство, в испол­ н и т ел ь ны е органы в л а с ти . Отка­ зался н а о т р е з . Престижная должность меня не прельщала никогда. Порт - моя молодость, з р е л о с т ь , “осень патриарха”... - Недавно порт получил меж­ дународную награду... - Да, ассоциация “Monde Sans Fronti Ere” в рамках программы “Партнерство ради прогресса” присудило нам приз “Золотой Меркурий”. Вручен в Москве. - Кстати, а чем награждены вы лично? - Орденов не удостоен. Имею медаль “За трудовую доблесть”, присвоено звание заслуженный работник рыбного хозяйства Рос­ сии. - Интересуетесь ли полити­ кой, как отдыхаете, что читаете, смотрите, каким блюдам отдаете предпочтение? - Я - хозяйственник, к полити­ ческим спектаклям равнодушен. Отпуска провожу в средней по­ лосе. Под Костромой имею кло­ чок земли, обихаживаю его. Обязательно посещаю отчий дом. Навещаю маму, родных. Увлечен рыбалкой, автотуризмом. На сон грядущий читаю детективы, слушаю телеинформационные выпуски, люблю смотреть отече­ ственные старые фильмы. Ем все подряд, но все же предпочитаю блюда русской кухни. Не чура­ юсь иной раз и рюмки. Ничто человеческое мне тоже не чуждо. Я - обычный, простой русский мужик... - Совершенно случайно недав­ но мне попалась на глаза до­ вольно-таки солидная книга “История Мурманского морско­ го рыбного порта (1934-1995 годы)” . Она написана в соавтор­ стве Сухаревым, Щербаевым, Кусковым. Что подвигло вас взяться за перо? И последует ли продолжение? - Летопись порта насыщена многими яркими событиями. Воскресить в хронологическом порядке становление порта, со­ хранить память о его замечатель­ ных тружениках мы посчитали своим долгом. И появилась на свет книга - плод коллективного творчества. Продолжение она будет иметь. Три дня назад в пор т п о с ту ­ пил приказ за подписью первого зам е с ти те л я м ини стр а М ин­ сельхозпрода Российской Феде­ рации Александра Родина - о награждении Валерия Василье­ вича К уско ва за многолетний добросовестный тр у д в рыбной о тр асли , заслуги в разви тии и совершенствовании промышлен­ ного рыболовства, обеспечении страны рыбными продуктами и в связи с 50-летием нагрудным знаком “ Почетный работник рыбного хозяйства России99. И стинно - кого п о ч и таю т , то го и величаю т. В доказатель­ ство - несколько слов о юбиля­ ре т е х , к то р а б о та е т в его коллективе , к то ему подчинен. Снабженец М.: - Ценю в Кускове принципи­ альность, порядочность, доброту. Инженер П.: - Он на своем месте. Нынче быть руководителем госпредпри­ ятия тяжелое бремя. Но Вале­ рий Васильевич делает все возможное и сверх того, чтобы порт не развалился, как рыбо­ комбинат. Докер С.: - Работы нет, зарплату задер­ живают, но я на него зла не дер­ жу. В стране везде бардак, что, Кусков разве виноват? А хозяин он нормальный. Поздравления юбиляру! Беседовал Леонид ПАВЛОВ. Фото Инны КРАЕВОЙ. № 39 26 сентября - 2 октября 1997 года li

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz