Рыбный Мурман. 1997 г. Сентябрь.
“ В алерий Васильевич, все- таки полвека - большой отрезок жизни. Судьба относилась к вам благосклонно? Она ведь кому-то улыбается, а кому-то скалится... - Оглядываясь в прошлое, мог}®уверенно утверждать, что баловнем фортуны не был. Ро дился “последышем” в бедной многодетной семье в деревне Лаптево, ныне - город Ясногорск Тульской области. Отец гнул спину в колхозе. Одному прокормить едоков мал-мала меньше - не всякому это под силу. Мать хлопотала по дому. Выручал огород да домаш няя живность. Сполна хлебнули лиха в послевоенную голодную пору. Но выстояли. Помню, отец все мечтал дать нам образование, вывести, как он говорил, “в люди”. - Вы не посрамили честь фа милии? - Пожалуй, не посрамил. Стар ший брат - генерал-лейтенант, живет в Москве, работает в ФАПСИ, средний - заместитель главы районной администрации в родном городе, ну и я, самый >^адший, - не последний чело век. Так сложились обстоятель ства, что еще два брата и сестра рано ушли из жизни. - Кем быть? - извечный отро ческий вопрос. Стоял ли он пе ред вами? - Конечно. В детстве твердо решил, что стану ихтиологом. До самозабвения любил природу, рыбалку. Закончил школу, при знаюсь - учился средне, махнул во Владивосток к старшему бра ту. Он служил там в погранвой сках. Поступил в Дальрыбвтуз на факультет промышленного рыбо ловства. На третьем курсе про оперировали язву желудка, море закрыли. Перевелся на факуль тет эксплуатации водного транс порта, о чем не жалею по сей день. Воистину не было бы сча стья, да несчастье помогло... За щитил диплом на тему “Организация грузовых работ в рданом порту Владивостока”. В 1972 году по распределению при ехал в Мурманск. Начальником порта тогда был Тимур Щербаев. Второй грузовой район, где я начал стивидором трудовую дея тельность, возглавлял Анатолий Бойко. - Следовательно, в порту вы проработали уже 25 лет. Есть повод отметить еще одну “круг лую” дату? - Выходит, так... Наша справка. 1972-й - вто рой год пятилетки. Он славен хорошими достижениями. Мор ской грузооборот достиг 1978 , 9 тысячи физических тонн, что составило 109,3 процента к плану. 1748 судов были обрабо таны в порту досрочно, 1151 - в срок, с простоем - только 644. Рыбакам сэкономлено 4486 судо- часов. На баланс порта посту пили пожарные катера ли руководить грузовым райо ном, а еще через шесть - всем портом. Пятнадцать лет стою у руля. Наша справка . 1982 год. О диннадцатая п я ти л е тк а . Об щий грузооборот - 3052,6 ты ся- 'чи то н н , морской - 2604 ,6 ты сячи тонн . М етодом бригад ного подряда обработано 111 судов с экономией рыбакам 2048 судо-часов. К о л л е к ти в пор та награжден переходящим К р а с ным знаменем Ц К К П С С , Сове т а М инистров С С С Р , В Ц С П С и Ц К В Л К С М . - Валерий Васильевич, сейчас принято отзываться о пройден ном пути в уничижительном тоне. Производственные побе ды, награды за труд, знамена... Эти символы превратились в призраки быстротекущего вре- флоты предпочитают сдавать рыбу за рубежом. Наш порт сто ит. Из полутора тысяч докеров осталось 400, почти на 4 тысячи человек сокращены и другие службы. Сохранен необходимый минимум для обслуживания тех нологического комплекса. Мы не соглашаемся на поспешную при ватизацию, хотя к этому нас под талкивают, грозя объявить предприятие банкротом. Состави ли продуманный бизнес-план на перспективу. Акционированы плавмастерская “Кольская”, угольная база (образовано ЗАО “Транстерминал”), в самостоя тельное подразделение выделен портофлот. Законсервированы мощности Северного грузового района. Объявлен режим стро жайшей экономии. Общепортов- ские затраты значительно иностранные, бессмысленно. Для тех же норвежцев мы - конкурен ты. Какой резон им нас разви вать? Без российской рыбы их перерабатывающая промышлен ность рухнет в одночасье. - Распространено мнение, что рыбаков от захода в рыбный порт отпугивают ваши непомер ные поборы за услуги. Предсе датель областного комитета по рыболовству в нашей газете как- то приводил такой пример. Зат раты СРТМ-к за трое суток стоянки в рыбном порту состав ляют 36 миллионов рублей (это 6 тысяч американских долла ров), заход в норвежские порты обходится судовладельцу в 2 тысячи долларов. Вы согласны с подобными утверждениями? - Ни в коем случае! Не знаю, какие исходные данные он поло- Ю БИ Л ЕИ И Ю Б И Л Я РЫ П Р И Ч А Л Ы С У Д Ь Б Ы "М ечта” , “Задорный” , танкер “ Irtz j росоорщика. я т и н ” , тр и неф тем усо- В следующем году предприя ти е с тало первым портом в си стем е М инрыбхоза С С С Р , перекрывшим миллионный р у беж по перегрузке рыбопродук ции. - Валерий Васильевич, моло дые специалисты, как правило, непросто адаптируются к новым условиям, порой, столкнувшись с первыми трудностями, сника ют. Ваше продвижение по слу жебной лестнице складывалось удачно? Не жалуюсь. Ступени пере шагивал быстро. Приняли в ряды КПСС. Скрывать не буду, в правоту идей партии верил ис кренне. И для должностного ро ста партбилет в советские времена был необходим. К зна ниям прибавился практический о£ьп. Через четыре года назначи- мени, так следует понимать? - Нас всегда заносило из край ности в крайность. Мы постоян но скопом играли в слова, зло и красиво обругивая и восхваляя все - и плохое, и хорошее. Теперь перед всем миром занимаемся самобичеванием, отрицая соб ственные добрые дела, каких со вершено было немало. Нельзя огульно зачеркивать нашу исто рию, нашу жизнь. Я со щемящим чувством вспоминаю прожитые годы, не отказываюсь от них. И это не возрастная ностальгия, а осознанная память. - Вы общаетесь с “бывши ми”? - Стараюсь не делить людей на “белых” и “красных”. - Некогда гремевший на всю страну Мурманский рыбный порт сегодня еле сводит концы с концами. В чем причина? Кус ков и его управленческая коман да не могут приспособиться к рыночной экономике? - Все отрасли России сейчас находятся в глубоком кризисе, в том числе и рыбная. Ума разру шить плановую экономику хвати ло, а взамен реформаторы ничего не предложили. Раньше порт пе рерабатывал ежегодно 1,5 милли она тонн рыбопродукции, за прошлый год едва набрали 350 тысяч тонн. Всем известно, что снижены. Потихоньку выбираем ся из долговой ямы. До 1 милли арда рублей (было 6) уменьшилась недоимка по нало гам в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды. Креди торская задолженность все еще велика. Думаем поправить дела, если пойдет мойва. Рассчитываем принять ее порядка 150 тысяч тонн. Пока не можем передать в муниципальную собственность объекты социально-жилищной сферы. А это 66 тысяч квадрат ных метров. Ежегодные убытки от содержания и эксплуатации выливаются в 4 миллиарда руб лей. Город возьмет фонд на ба ланс при условии, что порт своими силами выполнит ремонт всех зданий. Требуется 10 милли ардов, таких денег у нас нет. Круг замкнулся. - Что с нефтебазой? - Прежде она отгружала до 2 миллионов тонн нефтепродуктов в год, теперь 500 тысяч тонн едва-едва пропускаем. Суда зап равляются топливом в Норвегии. Оно там, во-первых, дешевле, а во-вторых, получше качеством. База нуждается в реконструкции. Проект стоит 400 миллиардов рублей. Разговоры о паевом уча стии других партнеров - благие пожелания, не более. Уповать на крупные инвестиции, особенно Прерванная дружба . .. жил в основу своих расчетов, но я могу, не лукавя, заявить, что наши тарифы ничуть не выше, а по отдельным позициям даже ниже, чем они в других портах страны и иностранных. Однажды на промысловом совете “Севры- бы” мне пришлось наглядно до казывать правоту своих слов, продемонстрировать руководите лям флотов сравнительную таб лицу тарифов по портам. На мой взгляд, рыбаки сознательно со здают миф о чрезмерных сборах в нашем порту, чтобы в какой-то мере оправдать свою ориентацию на западный рынок. - Вам не приходило в голову бросить все, переменить место работы? - Предложения были. Манили перейти в министерство, в испол н и т ел ь ны е органы в л а с ти . Отка зался н а о т р е з . Престижная должность меня не прельщала никогда. Порт - моя молодость, з р е л о с т ь , “осень патриарха”... - Недавно порт получил меж дународную награду... - Да, ассоциация “Monde Sans Fronti Ere” в рамках программы “Партнерство ради прогресса” присудило нам приз “Золотой Меркурий”. Вручен в Москве. - Кстати, а чем награждены вы лично? - Орденов не удостоен. Имею медаль “За трудовую доблесть”, присвоено звание заслуженный работник рыбного хозяйства Рос сии. - Интересуетесь ли полити кой, как отдыхаете, что читаете, смотрите, каким блюдам отдаете предпочтение? - Я - хозяйственник, к полити ческим спектаклям равнодушен. Отпуска провожу в средней по лосе. Под Костромой имею кло чок земли, обихаживаю его. Обязательно посещаю отчий дом. Навещаю маму, родных. Увлечен рыбалкой, автотуризмом. На сон грядущий читаю детективы, слушаю телеинформационные выпуски, люблю смотреть отече ственные старые фильмы. Ем все подряд, но все же предпочитаю блюда русской кухни. Не чура юсь иной раз и рюмки. Ничто человеческое мне тоже не чуждо. Я - обычный, простой русский мужик... - Совершенно случайно недав но мне попалась на глаза до вольно-таки солидная книга “История Мурманского морско го рыбного порта (1934-1995 годы)” . Она написана в соавтор стве Сухаревым, Щербаевым, Кусковым. Что подвигло вас взяться за перо? И последует ли продолжение? - Летопись порта насыщена многими яркими событиями. Воскресить в хронологическом порядке становление порта, со хранить память о его замечатель ных тружениках мы посчитали своим долгом. И появилась на свет книга - плод коллективного творчества. Продолжение она будет иметь. Три дня назад в пор т п о с ту пил приказ за подписью первого зам е с ти те л я м ини стр а М ин сельхозпрода Российской Феде рации Александра Родина - о награждении Валерия Василье вича К уско ва за многолетний добросовестный тр у д в рыбной о тр асли , заслуги в разви тии и совершенствовании промышлен ного рыболовства, обеспечении страны рыбными продуктами и в связи с 50-летием нагрудным знаком “ Почетный работник рыбного хозяйства России99. И стинно - кого п о ч и таю т , то го и величаю т. В доказатель ство - несколько слов о юбиля ре т е х , к то р а б о та е т в его коллективе , к то ему подчинен. Снабженец М.: - Ценю в Кускове принципи альность, порядочность, доброту. Инженер П.: - Он на своем месте. Нынче быть руководителем госпредпри ятия тяжелое бремя. Но Вале рий Васильевич делает все возможное и сверх того, чтобы порт не развалился, как рыбо комбинат. Докер С.: - Работы нет, зарплату задер живают, но я на него зла не дер жу. В стране везде бардак, что, Кусков разве виноват? А хозяин он нормальный. Поздравления юбиляру! Беседовал Леонид ПАВЛОВ. Фото Инны КРАЕВОЙ. № 39 26 сентября - 2 октября 1997 года li
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz