Рыбный Мурман. 1997 г. Сентябрь.
СММРФЬ В ТИСКАХРЕФОРМЫ ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ Недавно Президент Татарста на в телевизионном интервью сообщил довольно страцные для российской (и мурманской) эко номики вещи. Он говорил о том, что в Татарстане не допустили остановки предприятий, вникали в проблемы каждого из них, кому-то снизили налоговое бре мя, а кому-то разрешили на год- два вообще не платить налоги. В итоге прирост объема производ ства за год здесь составит четы ре процента. Вот, наверное, так и должна выглядеть продуманная эконо мическая политика! Анализируя ситуацию с судоверфью, неволь но ‘приходишь к мысли, что у нас такой политики вовсе нет. И еще о Татарстане: ни одно го контрольного пакета акций предприятий не ушло из государ ственных рук в руки акционе ров. А у нас в области крупнейшие предприятия ( “Се вероникель”, “Печенганикель”, “Апатит” и др.) скупили москов ские банки, денежки из области - тю-тю... Но вернемся к АО “Мурман ская судоверфь”. Да, счет заблокирован. Да, велики долги и в бюджеты, и во внебюджетные фонды, трехме сячная задолженность по зарпла те. Но стоимость основных фондов предприятия в три раза превышает все долги вместе с пенями и штрафами. Это во-пер- вых. Во-вторых, на предприятии разработан бизнес-план, соглас но которому экономическая си туация изменится. Более того, она уже меняется к лучшему. Уплатили в счет кредитной за долженности 30,2 миллиарда рублей. Кроме того, 22,9 милли арда направили на производ ственно-хозяйственную деятель ность (зарплата, пособия, долги “Колэнерго” , “Водоканалу” и т.д.). В-третьих, На Мурманской судоверфи введено внешнее управление. Так решил арбитражный суд . Р у ководство верфи просило суд вчитаться в предъявленные 136 страниц бизнес-плана и отклонить иск, отложить принятие реше ния. Не получилось. Теперь внешний управля ющий Евгений Панибратец обязан восстановить платежеспособность судовер фи , разработав план ее финансового оздоров ления. Если до 20 февраля 1999 года (суд определил такой срок) новому руководителю не удастся осуществить это, то встанет вопрос о банкротстве предприятия. УПРАВЛЯЮЩИХ ДВОЕ. Евгений Петрович Па нибратец. Родился в Одессе, там же закончил корабле строительный факультет института инженеров морс кого флота по специальнос ти “судостроение и судоремонт” . Работал на судоремонтных заводах в Риге, Таллинне, Кронштад те, Мурманске . Прошел путь от мастера до дирек тора. Д о 1992 года работал директором крупнейшего в России завода ВМФ “Сев- морпуть” (бывший 35-й). С 1992 года работал директо ром или заместителем ди ректора в коммерческих организациях Санкт-Петер бурга. 20 августа 1997 года опре делением арбитражного суда Мурманской области в связи с введением внешнего управ ления назначен арбитраж ным управляющим ОАО Мурманская судоверфь* а УУ Владимир ХРАПОВ Евгений ПАНИБРАТЕЦ I f - но? Объявить о банкротстве еле- Я т р г т / t t w л я т р я ^ >00 ч р я о п р к Р° на консеРваДИЮчасти основ- тать совершенно новый для нас дует за два месяца, а платить ра- гг! ных фондов. Генеральный бился документ. Он составлен по ботникам надо не только за два, пру1 3 п р й Ч я \ т н™п р р пп за это год- Сколько теперь таким форме Европейского банка ре- но и за шесть последующих меся- образом сэкономится средств! конструкции и развития. Пона- цев (по закону). Значит, распро- i Налоги-то поменьше будут. чалу было очень сложно, не дать судоверфь? А пароходы ремонтировать за границей? Те, продукции на 1D млрд. руолеи. ~ ~ пешение котооого Иными словами, Мурманская ° Г-?Т,?Р™ судоверфь - живое, работающее тоже Д£лго ждали передача го предприятие. Казалось бы, по- Р°ДУ объектов соцкультбыта: 60 мочь ему надо, поддержать, как тыс- *5В- метр°в жил^ детские это делают в Татарстане, а не саДы ( а их было аж 6.), санато о зналиу как ответить на многие вопросы. Впрочем, анализом и прогно зированием мы занимались на чиная с 1991 года. И в этой кто заинтересован в этом, знают, что отдельно причал или цех продать не получится - только все предприятие полностью. Ра- т-г - пий -пппгЪи ттяутопий т л т б я я я большой и серьезной работе - зумеется, за бесценок. К тому же д и ^ В о ? п 0оЧс МУ Почему'никому Полтора года судоверфь отрыва- бизнес-плане - просчитано все пока рабочие будут ждать закры- дитг хэопрос почему никому F 1 наперед, вплоть до 2005 года, тия предприятия, от оборудова- не интересны перспективы этого ^ подремонтировать здания Однако , и это главное , финан- ния останутся рожки да ножки. ттятгппмить npfWifTTTP* или пттття- совый результат осуществле- А продавать голые стены... ^ , ор^ 1 ь ния бизнес-плана рассчитан па И все-таки почему никто не интересн перспективы предприятия? Еще вопрос... размышлял Андрей Миронов о злосчастиях островитян-дикарей в известной песне из известного фильма. У тех проблема была в отсутствии календаря - не то что на судоремонтном предприятии. На судоверфи бездельников не держат. -Наоборот, здесь есть уникальные специалисты, их бы за границей с радостью взяли на работу в самую престижную су доремонтную фирму. И не толь ко золотыми руками гордится верфь: здесь есть оборудование, какого практически ни у кого в России больше нет. Например, станок для обработки коленча тых валов - единственный в ев ропейской части • России (в советское время второй такой был еще в Пензе). Нет конку рентов у верфи по качеству ре монта винторулевых систем судов, причем не только в Рос сии, но и за рубежом. А доковое производство давно признано лучшим в Европе. Почему же судоверфь оказа лась в столь тяжелом финансо- титк' гчртя £ Г о и U5-2 года по 12 основным на- захотел разобраться с ситуацией я ррпк У“ правлениям. За этот период на судоверфи? Контрольный па- и помнит оо этом, а. ведь это предприятие создаст финансо- кет акции у областной админис- было во время создания акцио вы^ резерв свыше 1T9 млрд. трации - не у банка. Бизнес-план нерного общества, в момент от- рублей. В частности, в 1997 ни от кого не спрятан, а там все сутствия денежных средств. году мы должны достичь суммы расписано и расчетами подтверж- Только в феврале нынешнего 66 млрд. рублей . Замечу, что дено. Почему не дали возможно- года вышел закон “О мобилиза- свыше 40 млрд. уже накоплено, сти верфи до конца осуществить ционной подготовке и мобилиза- Откуда берутся деньги? От этот бизнес-план? - Я знаю, что нужно делать, направления выбраны. Сейчас главное - найти людей, которые смогут справиться с этой работой. Очень важна инициативность и от ветственность руководителей всех уровней. - В чем это должно выражать ся? - Надо научиться зарабатывать деньги. Сократить сроки ремонта. Снизить себестоимость. Повысить качество. Привести соотножние ИТР и рабочих к оптимальному. Это все не ново для завода. Такие планы были, но в период судоре монтного перепроизводства их по считали несвоевременными. - Будет ли сокращение? - Сейчас половина инженерно- технических работников - сверх норматива. Возможно, найдем до полнительную загрузку, тогда придется дополнительно набирать рабочих. Вариантов много, надо только держать руку на пульсе и управлять процессом. - Евгений Петрович, как вы от носитесь к разработанному на су доверфи бизнес-плану? - Хороший план, но он требует корректировки после решения ар битражного суда. - Как сложатся у вас отноше ния с генеральным директором? - Пока у нас полное взаимопо нимание в вопросах необходимос ти и возможностей спасения судоверфи. Замены Владимиру Евгеньевичу на судоверфи нет, лучше него сегодня никто состоя ние дел не знает. Он будет про должать работу в своей должности с определенными ограничениями. Что же касается управления иму ществом, реализации той части, которая сейчас не используется не посредственно в деле создания новых производств, то эти вопро сы будем решать либо совместно, либо я сам. - Хватит ли у вас сил и знаний, чтобы вытащить судоверфь из кризиса? - У меня большой опыт работы на разных заводах и в коммерчес ких фирмах. Мне не трудно опре делить узкие места на производстве и принять соответ ствующие меры. Введение внешне го управления - последний шанс РФ ” . . . Судоверфь уже продажи части основных фон- лет мается со всякими дов, консервации имущества, 1 и и строениями, напол- взыскания задолженности и ции в много С К Л а Д а М И п c l и и ^ и п л ш п п и ш г л v ✓ л ненными разными “товарами” на Хочу осооо пооче1 в л и опии’ш i y jo a ija xi п / ^ t/ rnvuяи кпины сЬрпрпяггьныр идя- оизнес-плане нет ни одной нере- случаи воины. Федеральные вла альной цифры_ Например, зная сти только за этот год задолжали в03М0Ш?0сти наши!должников, верфи 1 млрд 700 млн. рублей. А мы и не планировали 100-про- тут ураган сорвал крышу со скла- центный возврат долга, а час- да в Лодеином - ищи, генераль- тичный. ный, деньги на ремонт. Да еще на Тем не менее судоверфь упря- отопление, освещение, охрану, мо ведут к банкротству, налоги и т.п. И вот теперь все эти проблемы будут решать местные власти вместе с военными. Ах, если бы все это было хотя бы годом раньше!.. КОМУ ЖЕ ЭТО НАДО? Самое-то страшное, что в на ших экономических условиях се годня почти каждое предприятие можно завести в тупик. ПОСЛЕДНИЙ ШАНС - Евгений Петрович, поясните, что такое внешнее управление? - Внешнее управление имуще ством должника - это реорганиза ционная процедура, направленная на продолжение деятельности предприятия-должника, назначае мая арбитражным судом и осуще- БИЗНЕС-ПЛАН ПО-ЕВРОПЕЙСКИ вом состоянии? * Наши Зато при составлении плана управляющему предстоит постоянные читатели, конечно финансового оздоровления пред- вить свой бизнес-план и г же, помнят публикации, касаю- приятия, или проще - бизнес-пла- рять его в жизнь. о^ щиеся проблем предприятия. Его на> все э™> пусть и запоздалые, Ходят слухи (а ведь дыма без вой инспекцией г. Мурманска, генеральный директор Владимир решения оыли учтены. огня не бывает), что кому-то Внешнее управление сроком на Храпов не раз с болью говорил о Один из разработчиков - на- очень хочется подвести судо- 18 месяцев введено только после том, что многое давно уже мож- пальник отдела перспективного верфь к банкротству. Подтверж- определения арбитражным судом но было решить с помощью мес- планирования судоверфи Влади- дением этих слухов может реальной возможности восстано- тных властей. А они, проблемы, мир Кривощекин рассказывает: служить резкое повышение сто- вить платежеспособность предпри- ни с места. -М ы - ?гервые в нашем регио- имости ее акций - на 33,1 процен- ятия-должника. Только 2 июня сего года обла- не смогли самостоятельно, без Та. Довольно странная - У вас уже есть соответствую- стная администрация дала “доб- помощи институтов разраоо- ситуация... Кому же это выгод- щий план? Если судоверфь под руковод- ствляемая на основании передачи шм внешнего уппавляюшегп Функции по управлению предпри- ство р щ о не сможет осуществлять текущие платежи, если не погасит за пол тора года все долги, предприятие объявят банкротом. Внешнему соста- ретво- ятием-должнйком арбитражному управляющему. Внешнее управле ние на судоверфи введено по ходатайству собственника задол жавшего предприятия - КУГИ ад министрации Мурманской области, поддержанному налого- чение мурманской судоверфи для города и области. Несколько раз приходилось знакомиться с рабо той цехов и всего предприятия в 1986-1992 годах.. И когда мне предложили помочь вывести судо верфь из кризиса, я после -^уче ния обстановки согласился, хотя были у меня и другие предложе ния. Если бы не увидел реальных шансов спасения судоверфи, про сто отказался бы. Для того чтобы шанс превра тился в реальность, необходимо, чтобы коллектив завода реально осознал опасность сложившейся ситуации и нашел в себе силы для решения очень сложных задач, от которых судоверфь никуда не уй дет. Итак , новый управляющий надеется на успех. Как гово рится , дай Бог! Только вот печаль: зачем надо все это? Зачем дово дить до петли , а потом реа нимировать? И если у верфи появились реальные возмож ности для самостоятельного выхода из кризиса , зачем по надобилась такая “помощь” извне? То есть (опять же) кому все это надо? Рост цены акций судоверфи гово рит о многом... щ Инна БЕРЕЗЮК. № 37 1 2 - 1 8 сентября 1997 года О
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz