Рыбный Мурман. 1997 г. Октябрь.

I A ТО Ч К А ЗРЕНИЯ мкйлмно-ннФвгмлимонм ппл ож ят ы ки и иы ш к * “РЫМЫЙ мурмлн - V- В д е к а б р е С ою з ры б о п р о ­ мышленников С е в е р а отм е ­ тит 5-летний ю би л ей . Публикацию расска зов о пред­ приятиях, входящих в состав Сою за , начинаем с фирмы, ко­ т о р ую в о з г л а в л я ет член правления С ою з а Владимир ШАНЬ ГИН . ЮБИЛЕИ СТРАНА Ч еловеку, не знающему английского языка, труд­ но с ходу выговорить на­ звание одной из интереснейших фирм - “Арктик Фиш Продактс Ли- митед”. А скажи “Ударник” - сразу все поймут, что речь идет об из­ вестном колхозе и не менее изве­ стном его директоре Владимире Ивановиче Шаньгине. А при чем же здесь фирма "Арктик Фиш...", спросите, замес­ тителем генерального директора которой является тот же Влади­ мир Иванович Шаньгин? Все до­ вольно просто: это дочернее предприятие “Ударника”. “Арктик Фиш...” владеет одним лишь судном, зато у нее нет тяж­ кого бремени в виде социальной сферы. “Ударник” имеет шесть судов, причал с кранами, холо­ дильник на тысячу тонн, перера­ батывающее производство, форелевое хозяйство, судоремон­ тное предприятие и даже фабри­ ку орудий лова. Но “Ударник” тянет ко дну “ракушечник” забот о тепловодоснабжении поселка, о школе и детском саде и прочих, отнюдь не прибыльных заведени­ ях. Взаимодействие двух компа­ ний позволяет вовремя платить налоги и зарплату, содержать в надлежащем виде и суда, и бере­ говые предприятия, и поселок, и даже смотреть с надеждой в бу­ дущее - строить но'вое судно XXI века. Вот как об этом говорит сам Владимир Иванович. - Еще четыре года назад я был увлечен идеей обновления флота. Именно колхоз “Удар­ ник” выступил заказчиком про­ е к та о т Северного бассейна, профинансировал э т у работу. Конструкторское бюро “Вос­ т о к ” (Санкт-Петербург) было выбрано не случайно: э т о КБ проектировало для всего СССР добывающий и транспортный флоты. Проектанты, приехав к нам, заинтересовались колхоз­ ным судном “Пира” (норвежской постройки), где и мостик, и па­ луба, и фабрика во многом отличаю тся современными техническими решениями, хотя судно довольно старое. Вот, к примеру, рулевая машина про­ работала 1 7 л е т без единой по­ ломки. Значит, именно такая машина должна с т о я т ь на но­ вом траулере. Корпус его бу­ д е т построен в России, а оборудование установим гер­ манское. Мы много раз перекра­ ивали проект, чтобы судно отвечало требованиям не только сегодняшнего дня, но и завтрашнего, ведь ему рабо­ т а т ь в другом веке. Как только “в верхах” про­ слышали, ч т о мы строим ко­ рабль, нас вызвали на бюджетную комиссию: “С тр о ­ и ть собрались, значит? Бога­ тенькие?.. А долги по налогам с пенями к т о за вас запла ти т? ”. Но мы же строим не за свои деньги, а по системе лизинга, т о есть т о т , к т о профинанси­ р у е т строительство , с т а н е т владельцем судна. Мы на нем поработаем, расплатимся - бу­ де т наше. Зато в будущем, ког­ да сегодняшние суда пр е кр а тя т свое существова­ ние, наши дети с т а н у т рабо­ т а т ь на хороших траулерах и по-прежнему смогут заботи ть ­ ся о социальной сфере. Далеко не каждый судовладе­ лец может сегодня говорить так. Многие еле сводят концы с кон­ цами или вообще живут не загля­ дывая в завтра. Шаньгин не из их числа. “Ударник” что-то вроде маленького морского государ­ ства, в котором весь цикл (от до­ бычи рыбы до доставки готовой продукции) совершается своими силами, без помощи сторонних организаций. Разве что капиталь­ ный ремонт судов не производят. Зачем же тогда понадобилось Владимиру Ивановичу вступле­ ние в Союз рыбопромышленни­ ков? А ведь он - один из его создателей и неизменный член правления все эти пять лет. За­ чем? - Хотели попробовать свои силы. Надоело бесконечно под­ чиняться приказаниям и указа­ ниям: иди туда, делай так !.. А т у т появилась возможность посмотре ть : а ч т о я -т о сам могу сделать? В о т т а к мы, единомышленники, и объедини­ лись. К сожалению, то гд а в Союз вошли люди, плохо знав­ шие рыбацкое дело. То и дело правление обсуждало случаи на­ рушений правил рыболовства, аварийные ситуации, кон тра ­ банду. Однако постепенно т а ­ кие фирмы или умирали, или перестраивали работу. Но за­ мечу, члены правления - все опытные руководители, сумев­ шие и работу фирмы наладить, и рабочие места сохранить, и в правлении Союза помогать со­ ветом и делом другим фирмам. Впрочем, до полного взаимо­ понимания и взаимодействия в Союзе еще не дошли. Вот при­ мер. Казалось бы, иди, траулер, в Минькино, становись к прича­ лу, получай полный сервис услуг вплоть до МРТО (междурейсовое техническое обслуживание). Странно, но факт - почему-то предпочитают судовладельцы ставить свои траулеры в рыбный порт. Думается, со временем до многих дойдет понимание рынка как свободного выбора, но обяза­ тельно с учетом собственной вы­ годы. А еще придет более глубокое осознание важности та­ кого объединения, как Союз ры­ бопромышленников Севера - чтоб не пропасть поодиночке. Вместе - сила, врозь - слабая надежда на выживание, ибо один в поле не воин. БЕЗгосшрстнной РУКИНЕОБОЙТИСЬ? НОВОСТРОИ Научно-технический совет АО “Севрыба” при ши­ роком представительстве Союза рыбопромышлен­ ников Севера и Мурманского рыбакколхозсоюза обсудил перспективу строительства современных многоцелевых траулеров проекта 13720 на заводах в Ярославле и Калининграде с последующей до­ водкой их на немецкой верфи в Штральзунде. О степени готовности документации, та к ти ко -те х ­ нических данных нового судна сообщили главный инженер и главный конструктор проекта ЦКБ “Вос­ т о к ” (Санкт-Петербург) Владимир Орлов и Юрий Силантьев. Рыбопромышленники сошлись во мне- h l& , ч т о обновлять среднетоннажный флот необ­ ходимо как можно быстрее. Через 3 - 5 л е т он полностью выработает производственный ресурс. Но возник резонный вопрос: где взять средства на оплату заказов? По финансовой схеме, предложен­ ной ЦКБ, полное кредитование постройки 30 судов порядка 10 млн. долларов каждый на условиях бербо- ут -чар тера (аренда с последующим выкупом) или лизинга через созданную оффшорную фирму возьмут на себя немецкие банки и страховые компа­ нии. Под какие гарантии откроется кредитная ли­ ния, пока не обговорено. В любом случае э т о - сырьевая кабала на многие годы. Рыбаки к оконча­ тельному решению не пришли, договорились со­ браться еще раз, проработать другие варианты. В заседании научно-технического совета прини­ мал участие начальник отдела развития флота Де­ пар там ен та РФ по рыболовству Владимир ШИНКАРЕНКО. Ему и адресуем наши вопросы. - Правильно вы говори­ те. Но дело в том, что та­ кова политика ЕЭС. Весь Запад заинтересован именно в лизинге для Рос­ сии. Ведь при этом у них увеличивается количество рабочих мест, да и вся продукция идет на Запад. - На научно-техничес­ ком совете решают, ка­ кой вариант траулера лучше. А ваша точка зрения? - Мамы всякие нужны, мамы всякие важны. А если серьезно, то пока еще мы не пришли к окон­ чательному решению. Вопрос этот очень слож­ ный, надо тщательно взве­ сить все... - Раньше Северный бассейн был гордостью России. Каким он ви­ дится сейчас из Моск­ вы? - Мы еще в 95-м году излагали свою точку зре- ния^и сейчас убеждены в не£?поскольку она обосно­ вана экономически. Суть ее такова: основой эконо­ мики (70 процентов) Коль­ ского пол была ры Мурманска 90 процеь )ва всегда >а, в экономике она занимала нтов. Отсюда следует: не будет рыбы - будет масса проблем. И для того чтобы сохранить эту градообразующую ос­ нову, Северный бассейн не должен опускаться в объемах вылова ниже миллиона тонн. Это тот предел, за которым ги­ бель. Кроме того, Россия те­ ряет больше, чем эконо­ мит: она утрачивает позиции и в международ­ ных водах, и в междуна­ родных организациях (НАФА, ИКЕС и т. д.). На “наши” места приходят суда других стран. Следо­ вательно, несмотря на страстное желание про­ мышленников сидеть в Баренцевом море и ло­ вить треску, надо пони­ мать, что такая ситуация - гибель для Северного бас- сейна да и в целом для рыбной промышленности. Поэтому позиция Де­ партамента прежняя: ини­ циировать сохранение Северного бассейна, со­ здать стимулы, а может быть, и рогатки, препоны, чтобы заставить северян не замыкаться в Баренце­ вом море на лове трески. А общая задача - вернуться в те районы, где российс­ кие рыбаки традиционно работали. И мы ищем спо­ собы решения этих про­ блем. - Скажите, Владимир Игнатович, почему наши § ыбоп ром ышлен ники ерут кредиты у запад­ ных инвесторов, потом строят суда, а расплачи­ ваются сырьем? Не про­ ще ли этому же инвестору купить для российского партнера судно и сдать его в аренду? P. S. Хотелось рас­ спросить московского гос­ тя о ситуации с бывшим Комитетом РФ по рыбо­ ловству, ведь он работает там 21 год. Владимир Шинкаренко отвечал весь­ ма уклончиво, видимо, на то есть причины. Впрочем, кому не понятно то, что правительство сегодня творит с отраслью? Лик­ видировать централиза­ цию в отрасли, кинуть в пучину очередных непо­ нятных законов тех, кто еще смеет выживать - та­ кая цель просматривается в действиях правитель­ ства. И, наверное, 17-е марта будет “продолжено” (напомню: это дата ликви­ дации Комитета и переда­ чи его в Минсельхозпрод). ЧЕГО РАДИ ШУМ ПОШЕЛ? Рыбаки сетуют, что прогнозы ученых ПИНРО по распределению донных пород рыб, особенно пикши, в Баренцевом море на осенние месяцы себя не оправдали. С уп­ реками промысловиков категорически не согласен заведующий лабораторией краткос­ рочных прогнозов института Эрнст Лукма- нов. Реконструируя общую картину промысла пикши с июля по октябрь, он считает, что она оказалась именно такой, какой и предсказы­ валась в научном путинном прогнозе. Отнере­ стившись на Копытовской банке, пикша осталась в норвежской зоне, часть ее подня­ лась к Медвежке и берегам Шпицбергена. В российские районы вернулось не более поло­ вины популяции. Год вообще выдался нео­ бычным - по гидрологическим режимам, распределению и плотности косяков. По сло­ вам Лукманова, ученые настаивали опреде­ лить на текущий год бассейновую квоту по вылову пикши в 42 тысячи тонн. Но россий- ско-норвежская комиссия по рыболовству во­ левым решением увеличила объем изъятия до 93 тысяч тонн. Добыто всего лишь 37 тысяч тонн. Уже сегодня можно утверждать, что квота освоена не будет. С треской дела обсто­ ят лучше. За 9 месяцев взято 251,5 тысячи тонн (в прошлом году за этот же период было добыто 248 тысяч). 15 октябре уловы несколь­ ко снизились - мешали штормы, но далее промобстановка, по мнению науки, улучшит­ ся. В эти дни в море вышло арендованное ПИНРО научно-исследовательское судно “Атлантида”. До конца года комплексная эк­ спедиция будет выполнять съемку и оценку запасов донных рыб, что может способство­ вать более точным рекомендациям на буду­ щее. Организация подобной экспедиции обхо­ дится в 250 тысяч долларов в месяц. К сожа­ лению, отсутствие средств не позволило отправить такую же весной перед путиной. Из требуемых на исследовательские программы в море 50 миллиардов рублей Департаментом по рыболовству было выделено на год 10 , да и они поступили не полностью. “Не отрицаю, в чем-то могли ошибиться, допускается 20 процентов погрешностей, мы - не провидцы. Но в целом наши промысловые прогнозы были верны”, - подвел итог беседе ученый. D E F A C T O Группе специалистов мурманского АО “Севрыбтехцентр” присвоено звание “Почет­ ный работник рыбного хозяйства РФ ”. Сре­ ди них - генеральный директор предприятия Николай Кантемиров, главный инженер Ни­ колай Глазунов, главный конструктор Виктор Доровских, заведующая отделом новых тех­ нологий Тамара Орлова, начальник опытно­ го производства Станислав Соколов, слесари Анатолий Гусев и Анатолий Суслов. Поздрав­ ляем! Мурманский рыбохозяйственный совет на очередном заседании перераспределил квоты на вылов трески и пикши в Баренцевом море между пользователями Союза рыбопромыш­ ленников Севера в пределах выделенных ему ранее объемов. Три тысячи тонн решено оста­ вить в резерве. В декабре фирмы, выбравшие свои квоты, смогут освоить резерв по олим­ пийской (свободной) системе. 85 тонн трески дополнительно к квоте было выделено за счет перераспределения АО “Севрыбхолодфлот” для промысла пассивными орудиями в при­ брежной зоне. Союз промышленников и предпринимате­ лей, возглавляемый губернатором Юрием Ев­ докимовым, расширил свои ряды. В состав этого серьезного объединения хозяйственных руководителей области ныне принят и гене­ ральный директор АО “Мурманский трало­ вый флот” Юрий Прутков. Международная конференция “Экологи ческий мониторинг морей Западной Арктики” прошла в Мурманском морском биологичес­ ком институте. Ученые нескольких институ тов Российской Академии наук, Норвегии, Финляндии, специалисты нефтегазовых орга низаций проанализировали возможные воз­ действия техногенной деятельности человека на экосистемы Арктического бассейна, приня­ ли рекомендации. Страницу подготовили Инна БЕРЕЗЮК и Леонид ПАВЛОВ № 44 31 октября - 6 ноября 1997 года А А. 4 I 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz