Рыбный Мурман. 1997 г. Октябрь.
I A ТО Ч К А ЗРЕНИЯ мкйлмно-ннФвгмлимонм ппл ож ят ы ки и иы ш к * “РЫМЫЙ мурмлн - V- В д е к а б р е С ою з ры б о п р о мышленников С е в е р а отм е тит 5-летний ю би л ей . Публикацию расска зов о пред приятиях, входящих в состав Сою за , начинаем с фирмы, ко т о р ую в о з г л а в л я ет член правления С ою з а Владимир ШАНЬ ГИН . ЮБИЛЕИ СТРАНА Ч еловеку, не знающему английского языка, труд но с ходу выговорить на звание одной из интереснейших фирм - “Арктик Фиш Продактс Ли- митед”. А скажи “Ударник” - сразу все поймут, что речь идет об из вестном колхозе и не менее изве стном его директоре Владимире Ивановиче Шаньгине. А при чем же здесь фирма "Арктик Фиш...", спросите, замес тителем генерального директора которой является тот же Влади мир Иванович Шаньгин? Все до вольно просто: это дочернее предприятие “Ударника”. “Арктик Фиш...” владеет одним лишь судном, зато у нее нет тяж кого бремени в виде социальной сферы. “Ударник” имеет шесть судов, причал с кранами, холо дильник на тысячу тонн, перера батывающее производство, форелевое хозяйство, судоремон тное предприятие и даже фабри ку орудий лова. Но “Ударник” тянет ко дну “ракушечник” забот о тепловодоснабжении поселка, о школе и детском саде и прочих, отнюдь не прибыльных заведени ях. Взаимодействие двух компа ний позволяет вовремя платить налоги и зарплату, содержать в надлежащем виде и суда, и бере говые предприятия, и поселок, и даже смотреть с надеждой в бу дущее - строить но'вое судно XXI века. Вот как об этом говорит сам Владимир Иванович. - Еще четыре года назад я был увлечен идеей обновления флота. Именно колхоз “Удар ник” выступил заказчиком про е к та о т Северного бассейна, профинансировал э т у работу. Конструкторское бюро “Вос т о к ” (Санкт-Петербург) было выбрано не случайно: э т о КБ проектировало для всего СССР добывающий и транспортный флоты. Проектанты, приехав к нам, заинтересовались колхоз ным судном “Пира” (норвежской постройки), где и мостик, и па луба, и фабрика во многом отличаю тся современными техническими решениями, хотя судно довольно старое. Вот, к примеру, рулевая машина про работала 1 7 л е т без единой по ломки. Значит, именно такая машина должна с т о я т ь на но вом траулере. Корпус его бу д е т построен в России, а оборудование установим гер манское. Мы много раз перекра ивали проект, чтобы судно отвечало требованиям не только сегодняшнего дня, но и завтрашнего, ведь ему рабо т а т ь в другом веке. Как только “в верхах” про слышали, ч т о мы строим ко рабль, нас вызвали на бюджетную комиссию: “С тр о и ть собрались, значит? Бога тенькие?.. А долги по налогам с пенями к т о за вас запла ти т? ”. Но мы же строим не за свои деньги, а по системе лизинга, т о есть т о т , к т о профинанси р у е т строительство , с т а н е т владельцем судна. Мы на нем поработаем, расплатимся - бу де т наше. Зато в будущем, ког да сегодняшние суда пр е кр а тя т свое существова ние, наши дети с т а н у т рабо т а т ь на хороших траулерах и по-прежнему смогут заботи ть ся о социальной сфере. Далеко не каждый судовладе лец может сегодня говорить так. Многие еле сводят концы с кон цами или вообще живут не загля дывая в завтра. Шаньгин не из их числа. “Ударник” что-то вроде маленького морского государ ства, в котором весь цикл (от до бычи рыбы до доставки готовой продукции) совершается своими силами, без помощи сторонних организаций. Разве что капиталь ный ремонт судов не производят. Зачем же тогда понадобилось Владимиру Ивановичу вступле ние в Союз рыбопромышленни ков? А ведь он - один из его создателей и неизменный член правления все эти пять лет. За чем? - Хотели попробовать свои силы. Надоело бесконечно под чиняться приказаниям и указа ниям: иди туда, делай так !.. А т у т появилась возможность посмотре ть : а ч т о я -т о сам могу сделать? В о т т а к мы, единомышленники, и объедини лись. К сожалению, то гд а в Союз вошли люди, плохо знав шие рыбацкое дело. То и дело правление обсуждало случаи на рушений правил рыболовства, аварийные ситуации, кон тра банду. Однако постепенно т а кие фирмы или умирали, или перестраивали работу. Но за мечу, члены правления - все опытные руководители, сумев шие и работу фирмы наладить, и рабочие места сохранить, и в правлении Союза помогать со ветом и делом другим фирмам. Впрочем, до полного взаимо понимания и взаимодействия в Союзе еще не дошли. Вот при мер. Казалось бы, иди, траулер, в Минькино, становись к прича лу, получай полный сервис услуг вплоть до МРТО (междурейсовое техническое обслуживание). Странно, но факт - почему-то предпочитают судовладельцы ставить свои траулеры в рыбный порт. Думается, со временем до многих дойдет понимание рынка как свободного выбора, но обяза тельно с учетом собственной вы годы. А еще придет более глубокое осознание важности та кого объединения, как Союз ры бопромышленников Севера - чтоб не пропасть поодиночке. Вместе - сила, врозь - слабая надежда на выживание, ибо один в поле не воин. БЕЗгосшрстнной РУКИНЕОБОЙТИСЬ? НОВОСТРОИ Научно-технический совет АО “Севрыба” при ши роком представительстве Союза рыбопромышлен ников Севера и Мурманского рыбакколхозсоюза обсудил перспективу строительства современных многоцелевых траулеров проекта 13720 на заводах в Ярославле и Калининграде с последующей до водкой их на немецкой верфи в Штральзунде. О степени готовности документации, та к ти ко -те х нических данных нового судна сообщили главный инженер и главный конструктор проекта ЦКБ “Вос т о к ” (Санкт-Петербург) Владимир Орлов и Юрий Силантьев. Рыбопромышленники сошлись во мне- h l& , ч т о обновлять среднетоннажный флот необ ходимо как можно быстрее. Через 3 - 5 л е т он полностью выработает производственный ресурс. Но возник резонный вопрос: где взять средства на оплату заказов? По финансовой схеме, предложен ной ЦКБ, полное кредитование постройки 30 судов порядка 10 млн. долларов каждый на условиях бербо- ут -чар тера (аренда с последующим выкупом) или лизинга через созданную оффшорную фирму возьмут на себя немецкие банки и страховые компа нии. Под какие гарантии откроется кредитная ли ния, пока не обговорено. В любом случае э т о - сырьевая кабала на многие годы. Рыбаки к оконча тельному решению не пришли, договорились со браться еще раз, проработать другие варианты. В заседании научно-технического совета прини мал участие начальник отдела развития флота Де пар там ен та РФ по рыболовству Владимир ШИНКАРЕНКО. Ему и адресуем наши вопросы. - Правильно вы говори те. Но дело в том, что та кова политика ЕЭС. Весь Запад заинтересован именно в лизинге для Рос сии. Ведь при этом у них увеличивается количество рабочих мест, да и вся продукция идет на Запад. - На научно-техничес ком совете решают, ка кой вариант траулера лучше. А ваша точка зрения? - Мамы всякие нужны, мамы всякие важны. А если серьезно, то пока еще мы не пришли к окон чательному решению. Вопрос этот очень слож ный, надо тщательно взве сить все... - Раньше Северный бассейн был гордостью России. Каким он ви дится сейчас из Моск вы? - Мы еще в 95-м году излагали свою точку зре- ния^и сейчас убеждены в не£?поскольку она обосно вана экономически. Суть ее такова: основой эконо мики (70 процентов) Коль ского пол была ры Мурманска 90 процеь )ва всегда >а, в экономике она занимала нтов. Отсюда следует: не будет рыбы - будет масса проблем. И для того чтобы сохранить эту градообразующую ос нову, Северный бассейн не должен опускаться в объемах вылова ниже миллиона тонн. Это тот предел, за которым ги бель. Кроме того, Россия те ряет больше, чем эконо мит: она утрачивает позиции и в международ ных водах, и в междуна родных организациях (НАФА, ИКЕС и т. д.). На “наши” места приходят суда других стран. Следо вательно, несмотря на страстное желание про мышленников сидеть в Баренцевом море и ло вить треску, надо пони мать, что такая ситуация - гибель для Северного бас- сейна да и в целом для рыбной промышленности. Поэтому позиция Де партамента прежняя: ини циировать сохранение Северного бассейна, со здать стимулы, а может быть, и рогатки, препоны, чтобы заставить северян не замыкаться в Баренце вом море на лове трески. А общая задача - вернуться в те районы, где российс кие рыбаки традиционно работали. И мы ищем спо собы решения этих про блем. - Скажите, Владимир Игнатович, почему наши § ыбоп ром ышлен ники ерут кредиты у запад ных инвесторов, потом строят суда, а расплачи ваются сырьем? Не про ще ли этому же инвестору купить для российского партнера судно и сдать его в аренду? P. S. Хотелось рас спросить московского гос тя о ситуации с бывшим Комитетом РФ по рыбо ловству, ведь он работает там 21 год. Владимир Шинкаренко отвечал весь ма уклончиво, видимо, на то есть причины. Впрочем, кому не понятно то, что правительство сегодня творит с отраслью? Лик видировать централиза цию в отрасли, кинуть в пучину очередных непо нятных законов тех, кто еще смеет выживать - та кая цель просматривается в действиях правитель ства. И, наверное, 17-е марта будет “продолжено” (напомню: это дата ликви дации Комитета и переда чи его в Минсельхозпрод). ЧЕГО РАДИ ШУМ ПОШЕЛ? Рыбаки сетуют, что прогнозы ученых ПИНРО по распределению донных пород рыб, особенно пикши, в Баренцевом море на осенние месяцы себя не оправдали. С уп реками промысловиков категорически не согласен заведующий лабораторией краткос рочных прогнозов института Эрнст Лукма- нов. Реконструируя общую картину промысла пикши с июля по октябрь, он считает, что она оказалась именно такой, какой и предсказы валась в научном путинном прогнозе. Отнере стившись на Копытовской банке, пикша осталась в норвежской зоне, часть ее подня лась к Медвежке и берегам Шпицбергена. В российские районы вернулось не более поло вины популяции. Год вообще выдался нео бычным - по гидрологическим режимам, распределению и плотности косяков. По сло вам Лукманова, ученые настаивали опреде лить на текущий год бассейновую квоту по вылову пикши в 42 тысячи тонн. Но россий- ско-норвежская комиссия по рыболовству во левым решением увеличила объем изъятия до 93 тысяч тонн. Добыто всего лишь 37 тысяч тонн. Уже сегодня можно утверждать, что квота освоена не будет. С треской дела обсто ят лучше. За 9 месяцев взято 251,5 тысячи тонн (в прошлом году за этот же период было добыто 248 тысяч). 15 октябре уловы несколь ко снизились - мешали штормы, но далее промобстановка, по мнению науки, улучшит ся. В эти дни в море вышло арендованное ПИНРО научно-исследовательское судно “Атлантида”. До конца года комплексная эк спедиция будет выполнять съемку и оценку запасов донных рыб, что может способство вать более точным рекомендациям на буду щее. Организация подобной экспедиции обхо дится в 250 тысяч долларов в месяц. К сожа лению, отсутствие средств не позволило отправить такую же весной перед путиной. Из требуемых на исследовательские программы в море 50 миллиардов рублей Департаментом по рыболовству было выделено на год 10 , да и они поступили не полностью. “Не отрицаю, в чем-то могли ошибиться, допускается 20 процентов погрешностей, мы - не провидцы. Но в целом наши промысловые прогнозы были верны”, - подвел итог беседе ученый. D E F A C T O Группе специалистов мурманского АО “Севрыбтехцентр” присвоено звание “Почет ный работник рыбного хозяйства РФ ”. Сре ди них - генеральный директор предприятия Николай Кантемиров, главный инженер Ни колай Глазунов, главный конструктор Виктор Доровских, заведующая отделом новых тех нологий Тамара Орлова, начальник опытно го производства Станислав Соколов, слесари Анатолий Гусев и Анатолий Суслов. Поздрав ляем! Мурманский рыбохозяйственный совет на очередном заседании перераспределил квоты на вылов трески и пикши в Баренцевом море между пользователями Союза рыбопромыш ленников Севера в пределах выделенных ему ранее объемов. Три тысячи тонн решено оста вить в резерве. В декабре фирмы, выбравшие свои квоты, смогут освоить резерв по олим пийской (свободной) системе. 85 тонн трески дополнительно к квоте было выделено за счет перераспределения АО “Севрыбхолодфлот” для промысла пассивными орудиями в при брежной зоне. Союз промышленников и предпринимате лей, возглавляемый губернатором Юрием Ев докимовым, расширил свои ряды. В состав этого серьезного объединения хозяйственных руководителей области ныне принят и гене ральный директор АО “Мурманский трало вый флот” Юрий Прутков. Международная конференция “Экологи ческий мониторинг морей Западной Арктики” прошла в Мурманском морском биологичес ком институте. Ученые нескольких институ тов Российской Академии наук, Норвегии, Финляндии, специалисты нефтегазовых орга низаций проанализировали возможные воз действия техногенной деятельности человека на экосистемы Арктического бассейна, приня ли рекомендации. Страницу подготовили Инна БЕРЕЗЮК и Леонид ПАВЛОВ № 44 31 октября - 6 ноября 1997 года А А. 4 I 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz