Рыбный Мурман. 1997 г. Октябрь.

л с* ’ИВЫ ш закрыл вес авто­ заводыстраны..“ C T R / К Н И Ц А С О Б К О Р А (Окончание. Начало на 3 с тр .) 1990 год был особым не только в истории авто­ транспортного предприя­ тия, но и в судьбе Андрея. В августе было принято решение о выде­ лении Североморского филиала территориаль­ но -п рои звод ственн о го предприятия “Мурманс- кавтотранс” в самостоя­ тельное предприятие, тогда и состоялось назна­ чение его директором. А причиной столь револю­ ционных преобразований обычного автобусного парка в АТП, осуществля­ ющего, помимо пассажир­ ских, еще и грузовые перевозки, послужило ре­ шение арбитражного суда, согласно которому военная торговля осво­ бождалась от несвой­ ственной ей функции развозить хлебобулочную продукцию по торговым точкам флотской столи­ цы. Следовательно, “гражданскую” продук­ цию доставлять потреби­ телям должно было соответствующее граж­ данское предприятие, ко­ торого на тот момент в городе не имелось. Так неожиданно появилось на свет Североморское АТП. В 1990-м на его балансе числилось 45 автобусов и только один грузовик. Варзугину пришлось спешно набирать водите­ лей, работников бухгалте­ рии, планового отдела, пополнять автопарк, что­ бы организовать с нуля чисто грузовые перевоз­ ки, не забывая также о развитии традиционных пассажирских. Даже для опытного руководителя создание нового предпри­ ятия - нелегкое испыта­ ние. А каково приходилось недавнему выпускнику Московского автодорожного института, можно только предста­ вить. Но дело продвига­ лось: АТП получило сначала четыре новых грузовика, потом еще три старенькие хлебовозки. Город не почувствовал пе- § еооев в снабжении хле- опродукцией. Потом АТП стало оказывать ус­ луги и другим пищевым предприятиям Североморс­ ка, работы прибавилось. до 1995 года так и жили: наращивали объемы грузо­ перевозок, перевозили пас­ сажиров по городу и на 101-м, 102-м, 1Т2-М приго­ родных маршрутах да 30 процентов рейсов делали на маршруте № 105 до Мур­ манска. Остальные 70 про­ центов выполняло Мур­ манское пассажирское АТП. Увы, за четыре года работы Мурманское АТП обанкротилось и со всеми своими долгами в 1995 году было присоединено к Севе­ роморскому АТП. Про­ изошло неслыханное: до сих пор на протяжении стольких лет североморские автотранспортники посто­ янно ‘замыкались” на Мур­ манск, где всегда находилось их головное предприятие. И вдруг в 1995 году головное пред­ приятие оказалось в... Се­ вероморске, а его филиал - в Мурманске, причем пло­ щадью в 3-4 раза большей, чем головное предприятие. С объединением двух пред­ приятии североморцы на своих машинах стали осу­ ществлять 70 процентов междугородных пассажирс­ ких перевозок по десяти маршрутам, связывающим Мурманск с Полярным, Вьюжным, Скалистым, За- озерском, Видяево, Туман­ ным, Териберкой и другими. Разумеется, пол­ ностью обслуживают марш­ рут № 105 Мурманск - Североморск. За последние годы чис­ ленность работников Севе­ роморского АТП выросла в три раза и составляет 385 человек, а количество под­ вижного состава - почти в четыре раза (это уже 180 единиц). В последние годы здесь искали возможности для улучшения качества пасса­ жирских перевозок. Увы, нареканий от мурманчан, североморцев поступало не­ мало. Для удобства пасса­ жиров наши автобусы действительно были мало оборудованы. До 1990 года, например, не было ни одно­ го с мягкими сиденьями. Теперь таких - 70 процен­ тов. Особенно это видно горожанам по маршруту № 105: й автобусы комфор­ табельные, и рейсов стало значительно больше. Еще года два-три назад автобусы иностранного производства на заполяр­ ных дорогах были боль­ шой редкостью. Специа­ листов смущал “нежный вид” этих красавцев: под силу ли им выдержать капризы нашей погоды и особенности местного до­ рожного полотна? В Се­ вероморском АТП давно присматривались к ино­ маркам, прежде чем убе­ дились в их определенных достоин­ ствах по сравнению с оте­ чественными образцами. Приобретение первого “Мерседеса” , а также многочисленные поездки директора в различные регионы страны за опы­ том обновления и модер­ низации автопарка убедили в правильности сделанного выбора в пользу заграничных ма­ шин. Как ни непатриотич­ но это звучит, но факты - вещь упрямая: надеж­ ность, эксплуатационные затрать*, расход топлива да и его стоимость (диз­ топливо) по сравнению с отечественной техникой с карбюраторными двигате­ лями у иномарок на поря­ док, а то и два выше. Даже если закупить по­ держанные иностранные автобусы. Не беда, если они утратили внешнюю привлекательность, имеют дефекты кузова - ремонт­ ная база у Североморско­ го АТП позволяет быстро подлатать незначительные поверхностные поврежде­ ния. Зато у иномарок куда более мощный дви­ гатель. Для сравнения: ресурс отечественного, даже при использовании импортного масла, в на­ ших условиях составляет не более 100 тысяч кило­ метров, а у “Мерседесов”, в том числе и турецкой сборки, - 1 миллион. У подержанного “иностран­ ца”, бывшего в употребле­ нии 15-16 лет, запас прочности силовых агре­ гатов, по словам Варзуги- на, в 2-3 раза больший, чем у автобусов отече­ ственного производства. Североморское АТП ГОСПОДА РУКОВОДИТЕЛИ ! Быстро и с комфортом автобусами Мерседес - Бенц", "MAN", "Икарус", "ЛАЗ' - доставим к месту работы и обратно - встретим делегации - организуем экскурсии и поездки в лес - осуществляем перевозки продуктов питания грузовыми автомобилями 2 ы ®® I см 0 Я с СО© к 5 ° о | ю- =• 3 ? * « в ” г с о О£ _ ю«х О о о > - X W — о 5 га _ 0 .0. К S.L. п ^ £ О ® х 2 « S3а Н А Ш Д Е В И З - Б Ы С Т Р О Т А И К О М Ф О Р Т ! Размещаем рекламу на автобусах тел. Мурманского филиала : 337-688, 335-498, в Североморске : 202-75, 216-93, 215-44. Кроме того, ино­ марки несравнимо экономичнее оте- чест- венных и ра­ ботают на дешевом и экологически бо­ лее чистом дизтоп­ ливе. Таковы в общих чертах плю­ сы машин, попол- н и в ш и х североморский ав­ топарк в последние годы. - Я бы закрыл все автозаводы страны, - резюми­ ровал директор Се­ вером морского АТП Андреи Вар- зугин, - поскольку их продукция по. многим показате­ лям проигрывает даже бэушным ино­ маркам. Что ж, специали­ сту виднее. Татьяна СМИРНОВА. г. Североморск. Вот так и живем Чуоаооувы еедоходы!.. Кажется , еще вчера *мы говорили о том , что в нашей стране все лучш ее - детям . Всегда счит а ­ л и , что дети - наше б уд ущ е е , наши цветы . Ещ е в ч ер а ... С егодня в А п ат ит а х с ущ е ст в у ет н еско л ько д ет ски х сем ейны х домов , в кот оры х воспиты ва ­ ют ка к с вои х д ет ей , т ак и в зят ы х и з государ ­ ст в е н ны х детдомов . Н ет , я не о го во р и л ся - именно сущ ест вуют эт и семейны е дома. Я беседую с хо з я й к о й и матерью 12 дет ей та­ кого дома Надеждой Щ Е Г Л О В О Й . - Надежда Алексеевна, обычный традиционный воп­ рос: как живете-можете? - Если это можно назвать жизнью , значит, живем , но, увы, не совсем можем. Я, как и все учителя, с февраля зарплаты не получаю. Детских пособий не по­ лучаю с декабря прошлого года. А с выплатами на содержание детей-сирот... Это вообще счи­ таю настоящим издеватель ­ ством . Не знаю , мне кажется, такое бывает только в Апатитс - ком городском отделе образова­ ния (ГОО). Ну например, на ш кольные принадлежности д е ­ тиш кам за все пять ле т не вып­ латили ни рубля. Представьте себе, как мне пришлось подгото­ вить к 1 сентября шестерых ре­ бят! В газетах же читаешь, что деньги крутят и растаскивают. А дети -сироты , как заложники, ждут своих денег, которые госу­ дарство обещало им на счастли­ вое детство , по полтора-два месяца. Ждите, дети, когда дядя Петя (Петр Иванович Кубрак, за­ меститель начальника ГОО) или тетя Лена (Елена Павловна Со- ченина, главный бухгалтер ГОО) сжалятся и дадут вам эти денеж ­ ки! - Неужели все только в та­ ком мрачном свете? - Раньше говорили, что вроде виден свет в конце тоннеля . А вот сегодня, по-моему, или свет, совсем погас, или тоннель рух­ нул. Раньше хоть опекунские по­ лучала месяц в месяц. Ж ить можно было. Сегодня наши вла­ сти издали такое постановление, по которому дети должны ждать свои опекунские две недели. (Для справки : согласно поста­ новлению администрации г. Апатиты № 839 от 30.10 .1996 г. “О денежных выплатах на детей, находящихся в детдомах семей­ ного типа, под опекой , попечи­ тельством ” , указано, что “денежные средства на подопеч­ ного выплачиваются опекуну (попечителю ) или родителям - воспитателям ежемесячно не позднее 15 числа следующего за расчетным месяца или перечис­ ляются на личный счет опекуна (попечителя). Так что положен ­ ные нашим государством деньги приходится буквально ежеме ­ сячно ходить и просить Христа ради. Уже несколько лет нет воз­ можности выехать летом и от­ дохнуть. Та к и загораем , как го­ ворят, на южном берегу Иманд­ ры! - А что это за статья - “ на школьные принадлежности” ? - Это то, что дети никогда не видели. Чтоб отправить детей в школу, мне надо было всех поса­ дить на месяц на манку - ради экономии , чтоб подготовить их. Вот уже октябрь, а у меня двое школьников в школу ходят с од­ ним ранцем на двоих. Благо, что хоть смены разные. - А как понимать “ на хозяй­ ственные нужды” ? - Это когда на одного ребенка в месяц выдаю т 22 тысячи руб­ лей . Я уже стала экономистом не хуже Чубайса. Дословно и подробно вот то, что я трачу на каждого ребенка в месяц: - хозяйственное мыло - 2000 руб., - туалетное мыло - 2 тыс. руб., - стиральный порошок “Ло­ тос ” - 4000 руб., - зубная паста, щетки - 10 тыс. руб., - туалетная бумага - 1500 руб., - памперсы (самые дешевые) - 7000 руб. Итого - 26500 рублей! Еще вопросы?.. А мне в ГОО говорят, что в сумму 22000 руб­ лей также входит приобретение ш кольных принадлежностей и игрушек. Интересно , каких - по­ гремушек? Но дети у меня почти все школьники . Как тут из этой суммы купить хоть один велоси­ пед? На что купить сегодня 12 пар кроссовок, трусиков, маечек и носков?.. - Надежда Алексеевна, а как в финансовом плане решаете другие вопросы, например оп­ лату электроэнергии? Из чего платите за ремонт жилья, бы­ товой техники? - И ответить нечем. Вот сти­ ральная машина “ Вятка” стоит без мотора с 1995 года. А под кроватью у меня их аж два. Но чтоб их установить, нужно 250 тысяч рублей. В ГОО таких денег нет. Вот и стираю у соседки-ста­ рушки. За лето купила лишь один футбольный мяч, который мои дети гоняли три недели. А жилье ремонтируем - тяп-ляп , туда-сюда... - Квартира ваша устраивает ваше семейство? - Это две квартиры при­ шлось соединить в одну. Вот и имеем пять комнат. Вроде в тесноте , но никто не в обиде. Дети спят по четверо в комна­ те. Правда, проблема с кухней - совсем маленькая . Кушать садимся в три захода. - А есть перспективы на расширение жилья? - Есть. Но вот незадача - только за счет купли. Кстати, к нам само счастье в руки идет: у нас соседи пенсионеры про­ даю т свою квартиру. Она очень удобная и устраивает меня и детей. Только где денег взять? - А что же городские вла­ сти? - Обещать - не цепом ма­ хать! Говорят, денег нет. Ссуду под такие бешеные проценты тоже не взять. И нужно-то все­ го 16 миллионов! А эта сосед­ ская квартира - единственный реальный шанс утрясти воп­ рос с нехваткой жилья. Не знаю, разве что Евдокимов по­ может. Я на прием записалась к нему. Может, не отфутболит, как наши власти. Кто его зна­ ет? - Надежда Алексеевна, вы действительно мужествен­ ная женщина. Вы, мать-оди- ночка, имея своих шестерых, приняли, пригре­ ли и воспитываете еще столько же. Не жалеете се­ годня об этом? - Что вы! И не подумаю. Тя ­ жело, слов нет. Но все они - мои кровиночки, хоть и не все кровные. У меня, наверное, ка­ кая-то мания возиться с деть­ ми. О собенно почему-то лю блю одевать детей . Пред­ ставляете , с какой гордостью веду весь свой отряд на рынок одевать: кому - куртку, кому - ботинки , кому - юбку... И по­ шло, и поехало! - Вы просто боевая, мо­ торная женщина! - А я телец по гороскопу и родилась в год собаки. Так что тяну свою ношу упорно и ла ­ юсь хорошо, когда надо. А надо это каждодневно! Вот та к и существует этот семейный детский дом мамы Щегловой. Я даже пообедал с ними - пустые макароны с “Воймиксом ” , которые им в д ол г продаю т знакомые биз­ несмены. Дружная семья, хотя всего ей не хватает: брюки и- туфли носят по очереди, нет у них тех минимальных “изли ­ шеств” , что есть у многих их сверстников. Главное, что есть в этой семье, - мать, уют, доб­ рое слово и - слава Богу! - ку­ сок хлеба. Возможно, у других и того нет. Когда вышел на улицу, я, здоровый мужик, не смог сдер­ жать слез. Господи... Вот вам и наши цветы, наше будущее! Если ты есть на небе, посмот­ ри на нашу грешную Землю... Виталий СЕКРИЕРУ. г. Апатиты. ОТ РЕДАКЦИИ. А в конце этого материала автор сделал пометку: “Очень прошу - сроч­ но в номер ! Возможно, кто-то ’ отклинется. Они почти на гра­ ни вымирания”. ь 24 - 30 октября 1997 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz