Рыбный Мурман. 1997 г. Октябрь.
Б к - лизится дата выбо ров в областную г^Думу - 7 декабря. Уже ходят по домам сборщи ки подписей за того или иного кандидата. А их, кандидатов, много. Почему? Чем так при влекательна власть, тем бо лее для тех, у кого ее и сейчас достаточно? Представляют ли себе потенциальные из бранники народа, в чем будет состоять их миссия? Неужели всерьез полагают, что быть хорошим депутатом легко?.. Впрочем, давайте зададим эти вопросы человеку, три года отдавшему депутатской работе, - Владимиру Гаврило вичу ТЮРИНУ , председате лю рыбохозяйственной комиссии областной Думы. З а три года депутатской деятельности капитан-трал- флотовец Владимир Тюрин не использовал отпуск так, как это делаем все мы. Он каж дый год выходил в море капи таном. А нынешним летом работал флагманом, то есть руководил в море десятками экипажей. - Сколько судов работало под вашим руководством? - От 160 до 190, то есть в сред нем 180. - Представляю, сколь долгими были промысловые советы. - Почти по два часа. - Самая главная проблема у моряков? - Найти рыбу, как всегда. А в этом году она вела себя аномально. Пикша прошла у берегов. Я стал настаивать, чтобы разрешили про мысел в 12 -мильнои зоне, иначе ос танемся без рыбы. И с согласия “Мурманрыбвода” и ПИНРО раз решение такое получили. Но этот процесс затянулся... А такие воп росы надо решать оперативно. - Об аномальном поведении пикши столько уже писалось... Давайте поговорим о делах Тюри- на-депутата. - Роль флагмана помогла мне отчитаться перед сотнями моряков. И услышать их претензии и просьбы. Хотя я всегда был в кур се флотских проблем, но в море в живом общении услышал то, о чем начальники в кабинетах помалки вают. Вот, например, вопросы ох раны труда. Этот термин многогранен: спецодежда, сапоги, перчатки, каски, теплые одеяла, инструменты и даже питьевая вода... И это еще не все я назвал. Готовились к осенне-зимнему пери оду, а боцманы чуть не плачут: нет трафаретов, нет краски, чтобы на нести надписи на оборудовании, нет смазки, чтобы расходить ба рашки. Капитаны изыскивают раз ные возможности: кто за границей закупает, кто еще где-то. Но в це лом эту безрадостную картину мо жет изменить только одно - централизованное снабжение, как это и было всегда. - Но ведь ходят в море бывшие промысловые суда, переоборудо ванные в транспортные. - Ходить-то ходят, но... Вот тра ловый флот отдал все такие суда в аренду фирмам, а им куда важней сначала отвезти рыбу в Исландию или Португалию. Возьмет такое судно снабжение для других или нет - зависит только от желания и возможностей фирмы. Ведь раз дать то, что капитан получил в пор ту, значит, идти в сторону от ЩР К А Б И Н Е Т С В И Д О М Н А С Е В Е Р О -З А П А Д нужного фирме направления, тра тить время (и немалое!) на пере грузку. - Ст;/Тало быть, все отправляется с попутным судном? - Так ведь и этому судну, его экипажу надо скорей рыбу ловить! А как отправить в порт заболев шего моряка или получившего тра гическое известие? Никто не хочет идти за таким человеком! Я потре бовал от капитанов график прихо дов их судов в порт. Молчат. Представляете? Пришлось-таки вытягивать из них, кого-то подни мать среди ночи. - А почему они утаивают? - Так это же потеря времени. Ведь ни один ИСТ не имеет катера, а плот... 4-5 часов надо затратить, чтобы его спустить, еще отойти, на другом судне плот должны пой мать, человека туда опустить... Да' еще какая погода - то есть всегда риск. Вот и не хотят капитаны идти “в сторону”. - Я так понимаю, Владимир Гаврилович, пора возрождать “Севрыбхолодфлот” . - Возможно. Но в любом случае структура, имеющая свой транс портный флот, нам крайне необхо дима. Смотрите, что делается с выво зом рыбы. Фирмы, арендующие суда, поступают цивилизованно: на борту этих судов находится инс пектор компании-покупателя и придирчиво следит за качеством сдаваемой рыбы. Это хорошо. Продукция сразу сертифицируется по западным меркам. - Это - на экспорт. А если в Россию? - Вот тут все и начинается. Во- первых, такую продукцию возьмут, если это транспортное судно завершило рейс в инпорты. Значит, жди, капитан, когда за то бой “заедут”. Во-вторых, в трюме, не зная точной даты перегрузки, складывается вся рыба без “разде лителя”: это - на экспорт, это - “на Союз”, как по старинке говорят моряки. Подходит транспорт, и капитан промыслового судна молит соседей: “Возьми 100 тонн на хра нение, а то мне*не добраться до рыбы “на Союз”. А время идет... - Итак, проблема централиза ции, которую в одночасье не ре шить. А что еще увидел флагман? - Увидел, что лучше всех рабо тали суда “Карелрыбфлота”. Там централизованно закупили новей шие тралы, установили современ ные приборы, которые показывают не только рыбные скопления, не только параметры раскрытия тра ла, его хода, но и температуру воды. Капитан смотрит: вот тут температурный порог, значит, дальше идти незачем, рыбы не бу дет. На траулерах типа “Иван Шаньков” тоже такие приборы стоят, и тоже экипажи всегда -4 на рыбе”. - Флотоводцы конечно же зна ют об этом. Да ведь денег нет. - Их всегда не хватает. У меня вот еще о чем душа болит - об упадке морской науки. ПИНРО, не имея собственных судов, от правляет научных работников на промысловых судах. И получается очень любопытная и печальная картина. Капитан, водрузив на флагшто ке вымпел Г1ИНРО, получает от личную “крышу”: он имеет право заходить в любой запретный рай он, где всем остальным вести лов рыбы запрещено. На промсовете капитан сообщает свои координаты и заявляет: “Занимаюсь научной работой”. Чушь это! Он ловит рыбу, причем (очень часто) мало мерную, то есть молодь. - А сотрудник ПИНРО при этом... - Так ведь не он командует суд ном, капитан может и “послать” его: мол, твое дело рыбу мерять, а не гонять судно из района в район. - “Мурманрыбвод” за всеми не уследит... - А он и не должен контролиро вать научные суда. - Вывод? - Надо и здесь наводить поря док. Я на недавнем совещании в “Севрыбе” заявил об этом. Гово рил и о том, что по-настоящему научные исследования не прово дятся. И в этом причина “проко лов” в прогнозах. Использовать сообщения с норвежских спутни ков очень дорого - 15 долларов за минуту. ПИНРО не может объяс нить нынешнее похолодание моря и другие аномалии, поскольку не проводилось серьезных исследова ний. Я же сколько раз требовал, чтобы ПИНРО направил судно к Колгуеву. Отвечают, что нет такой возможности. Почему? Нет денег. А куда они подевались - квота плюс бассейновые ассигнования?.. А институт без фундаментальных исследований просто теряет свое значение и уважение моряков. - Вернемся к вашему депутатс кому отчету перед огромной ауди торией рыбаков. - Им рассказал об основных принятых Думой законах, о том, над чем работает наша комиссия. И спросил моих слушателей, что их тревожит, какие законодательные акты мы еще можем успеть при нять до новых выборов Думы. - Представляю: и посыпались жалооы... - Нет, не жалобы. Моряки видят и понимают, что сегодня можно сделать на флоте, а чего нельзя. Но моряк, о чем бы ни шла речь, все равно вернется к разговору о доме, о семье. Так было и на том совете. Самый главный вопрос - жилищ ный. В Мурманске 4.1 процента (от общего количества жилья) - ветхие строения, не отвечающие санитар ным нормам. Жилстрой, Больнич ный городок, старье в Ленинском округе... Я эту проблему знаю, не раз встречался с руководителями административных округов - все разводят руками. А , например, на Жилстрое, на улице Заречной, даже водопровода нет. Моряк в рейсе переживает, как там его жена с ведрами бегает по гололеду к ко лонке, а потом, управившись с де лами на кухне, бежит к помойке выливать воду. - А за счет навсегда уезжаю щих из Мурманска нельзя решить проблему предоставления жилья рыбакам? - Нельзя. Освобождающихся за счет отъезда мурманчан квартир в городе все равно не хватит. В од ном тралфлоте, например, 1400 человек стоят сегодня в очереди на жилье. - Что по этому поводу говорят наши профсоюзные защитники? Вообще-то для чего у нас сегодня профсоюз? - Для наблюдения... - За чем? - За тем, чтобы исправно посту пали профсоюзные взносы. - Кстати, эти деньги куда идут? - На содержание аппарата проф союзного комитета. В профкоме говорят, что отправляли летом де тей в оздоровительные лагеря. Я проверял - это неправда. 20 - 30 ребятишек не в счет - слишком мало, чтобы говорить про большие деньги. - Вот как! Вернемся к пробле ме жилья. - Так вот, моряки предлагают, на мой взгляд, хороший выход - кредит. - А у флотов нет денег. - Согласен. Но у администрации области есть социальная квота. Если руководитель хочет заботить ся о своих моряках, пусть пойдет к губернатору, можно" и депутата Тюрина взять с собой. И догово риться, что часть этой квоты пой дет на кредит для моряков. Вернутся же деньги! А пока - толь ко слова да звонкие фразы насчет нерешенных социальных проблем. - Давайте, Владимир Гаврило вич, поговорим вот о чем. Закан чивается срок вашей деятельности в Думе. В “Рыбном Мурмане” за эти годы не раз публиковались материалы, где вы поднимали ос трейшие вопросы, критиковали тех, кто заслуживал критики, рас сказывали о принятых в Думе за конах, о том, что сделано по просьбам избирателей. - Вот могу сообщить официаль ные цифры: к 6 октября на мое имя поступили 173 обращения. Здесь, конечно, не учтены письма и телеграммы, которые приходят ко мне минуя канцелярию. Не уч тены и обращения тех, кто прихо дил просто на прием. Так вот, из 173 вопросов не решенными пока остались два. - Здорово! Итак, депутат Тю рин честно отработал три года. Теперь придет другой, вновь из бранный человек. Допустим, что это будет прекрасный специалист, уважаемый на нашем Северном бассейне. Вы передадите ему де сятки, а то и сотни папок, в каж дой - проблемы, в каждой - куча законодательных документов. И он?.. - Несколько месяцев будет изу чать, вникать. А время будет идти. - Кроме документов' ему еще предстоит уяснить, с кем именно надо обсуждать и решать каждую проблему. - Конечно. Я же не пойду в “Севрыбу” насчет строительства водопровода, а в мэрию - за реше нием централизованного снабже ния судов. Я же за эти годы не просто запомнил, кто за что отвеча ет, я узнал всех руководителей и меня узнали. А это очень важно. Конечно, новому человеку будет нелегко. Я первые полгода еще и сам не осознавал, чем занима юсь, просто чувствовал себя участником, вернее, шестерен кой в каком-то большом крутя щемся механизме. Нас избрали в ноябре 94-го, и только где-то к маю 95-го стал понимать что к чему. А ведь я не с улицы пришел: капитан-директор, знающий флот, его проблемы. Только через 7 месяцев увидел, что созданный мной или с моей подачи документ приносит пользу людям. А просто сидеть в кабинете, принимая людей, потом звонить: почините кры шу этому человеку... Тут боль шого ума не надо. - Наверное, каждому дума ется, что он, придя во власть, свернет горы, решит все про блемы - одним махом всех побивахом. - Может и так. Некоторые считают: раз у меня на произ водстве все крутится и вертит ся, значит, я знаю тот ключ, который все двери откроет. Самовыразиться хотят, чув ствуют в душе какой-то потен циал. И я так же думал. А потом осознал, что надо очень и очень многое изучить, найти подход к тому или иному ру ководителю, чтобы вместе ре-л шить вопрос, людям помочь. - И руководители наверня ка знают: коли Тюрин взялся за дело - ему лапши на уши не навешаешь. - Вот недавний пример. Об ратились ко мне люди, мол, ходим-просим, скоро зима, а стекла в подъезде ставить не думают. Я позвонил кому надо. Мне отвечают как у Райкина: “Бу сделано”. По ехал, посмотрел. Вставили... осколки стекол, их первым же ветром вынесет! Звоню в ад министрацию округа: “Вы что вытворяете, господа?” . По обещали вставить нормальные стекла. На днях снова поехал. Гляжу - точно, хорошие стек ла поставили... - Владимир Гаврилович, что легче: по морю в поляр ную ночь за рыоой мотаться или же в теплом кабинете си деть? - Нет у меня теплого каби нета, нет его! И не потому, что я противник комфорта бельных кабинетов для депу татов. Не должен депутат отсиживаться в кресле с 9 до 17. Он должен носиться, вы яснять, контролировать, тре бовать, согласовывать. Вот в чем работа депутата. - Нравится? - Она мне начала нравить ся на втором году, когда я сам стал уважать себя как депута та. - Но и капитанская долж ность нелегкая. Зато уважае мая... - Ага, хорошо заработали - люди спасибо сказали. А пос ле рейса - кто куда: в отпуск, на другое судно, совсем уво лился... Иной раз встречаешь на улице - здоровается, улы бается, а я не могу вспомнить, кто он. А в депутатской рабо те ты уже не имеешь права забыть, ты запоминаешь и че ловека, и его просьбу. И ты должен сам наведаться к нему и посмотреть, как его просьбу выполнили. - Может, кандидатов при влекают большие деньги? - Нет конечно. Я капитаном имел больше. Даже в этом, последнем рейсе, будучи флагманом и не получая “от рыбы” , я заработал больше, чем депутат. - Владимир Гаврилович, как-то в море услышала я шутку, которая мне очень по нравилась: 4 Хорошо живется капитану - у него каюта на солнечную сторону” . А на какую сторону кабинет депу тата? - На самую штормовую. На Северо-Запад... Беседовала Инна БЕРЕЗЮК. № 42 17 - 23 октября 1997 года l a _______________ . _ . . . . . . . - . . . . . . . ____________ ЬШ э
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz