Рыбный Мурман. 1997 г. Октябрь.

Б к - лизится дата выбо­ ров в областную г^Думу - 7 декабря. Уже ходят по домам сборщи­ ки подписей за того или иного кандидата. А их, кандидатов, много. Почему? Чем так при­ влекательна власть, тем бо­ лее для тех, у кого ее и сейчас достаточно? Представляют ли себе потенциальные из­ бранники народа, в чем будет состоять их миссия? Неужели всерьез полагают, что быть хорошим депутатом легко?.. Впрочем, давайте зададим эти вопросы человеку, три года отдавшему депутатской работе, - Владимиру Гаврило­ вичу ТЮРИНУ , председате­ лю рыбохозяйственной комиссии областной Думы. З а три года депутатской деятельности капитан-трал- флотовец Владимир Тюрин не использовал отпуск так, как это делаем все мы. Он каж­ дый год выходил в море капи­ таном. А нынешним летом работал флагманом, то есть руководил в море десятками экипажей. - Сколько судов работало под вашим руководством? - От 160 до 190, то есть в сред­ нем 180. - Представляю, сколь долгими были промысловые советы. - Почти по два часа. - Самая главная проблема у моряков? - Найти рыбу, как всегда. А в этом году она вела себя аномально. Пикша прошла у берегов. Я стал настаивать, чтобы разрешили про­ мысел в 12 -мильнои зоне, иначе ос­ танемся без рыбы. И с согласия “Мурманрыбвода” и ПИНРО раз­ решение такое получили. Но этот процесс затянулся... А такие воп­ росы надо решать оперативно. - Об аномальном поведении пикши столько уже писалось... Давайте поговорим о делах Тюри- на-депутата. - Роль флагмана помогла мне отчитаться перед сотнями моряков. И услышать их претензии и просьбы. Хотя я всегда был в кур­ се флотских проблем, но в море в живом общении услышал то, о чем начальники в кабинетах помалки­ вают. Вот, например, вопросы ох­ раны труда. Этот термин многогранен: спецодежда, сапоги, перчатки, каски, теплые одеяла, инструменты и даже питьевая вода... И это еще не все я назвал. Готовились к осенне-зимнему пери­ оду, а боцманы чуть не плачут: нет трафаретов, нет краски, чтобы на­ нести надписи на оборудовании, нет смазки, чтобы расходить ба­ рашки. Капитаны изыскивают раз­ ные возможности: кто за границей закупает, кто еще где-то. Но в це­ лом эту безрадостную картину мо­ жет изменить только одно - централизованное снабжение, как это и было всегда. - Но ведь ходят в море бывшие промысловые суда, переоборудо­ ванные в транспортные. - Ходить-то ходят, но... Вот тра­ ловый флот отдал все такие суда в аренду фирмам, а им куда важней сначала отвезти рыбу в Исландию или Португалию. Возьмет такое судно снабжение для других или нет - зависит только от желания и возможностей фирмы. Ведь раз­ дать то, что капитан получил в пор­ ту, значит, идти в сторону от ЩР К А Б И Н Е Т С В И Д О М Н А С Е В Е Р О -З А П А Д нужного фирме направления, тра тить время (и немалое!) на пере­ грузку. - Ст;/Тало быть, все отправляется с попутным судном? - Так ведь и этому судну, его экипажу надо скорей рыбу ловить! А как отправить в порт заболев­ шего моряка или получившего тра­ гическое известие? Никто не хочет идти за таким человеком! Я потре­ бовал от капитанов график прихо­ дов их судов в порт. Молчат. Представляете? Пришлось-таки вытягивать из них, кого-то подни­ мать среди ночи. - А почему они утаивают? - Так это же потеря времени. Ведь ни один ИСТ не имеет катера, а плот... 4-5 часов надо затратить, чтобы его спустить, еще отойти, на другом судне плот должны пой мать, человека туда опустить... Да' еще какая погода - то есть всегда риск. Вот и не хотят капитаны идти “в сторону”. - Я так понимаю, Владимир Гаврилович, пора возрождать “Севрыбхолодфлот” . - Возможно. Но в любом случае структура, имеющая свой транс­ портный флот, нам крайне необхо­ дима. Смотрите, что делается с выво­ зом рыбы. Фирмы, арендующие суда, поступают цивилизованно: на борту этих судов находится инс­ пектор компании-покупателя и придирчиво следит за качеством сдаваемой рыбы. Это хорошо. Продукция сразу сертифицируется по западным меркам. - Это - на экспорт. А если в Россию? - Вот тут все и начинается. Во- первых, такую продукцию возьмут, если это транспортное судно завершило рейс в инпорты. Значит, жди, капитан, когда за то­ бой “заедут”. Во-вторых, в трюме, не зная точной даты перегрузки, складывается вся рыба без “разде­ лителя”: это - на экспорт, это - “на Союз”, как по старинке говорят моряки. Подходит транспорт, и капитан промыслового судна молит соседей: “Возьми 100 тонн на хра­ нение, а то мне*не добраться до рыбы “на Союз”. А время идет... - Итак, проблема централиза­ ции, которую в одночасье не ре­ шить. А что еще увидел флагман? - Увидел, что лучше всех рабо­ тали суда “Карелрыбфлота”. Там централизованно закупили новей­ шие тралы, установили современ­ ные приборы, которые показывают не только рыбные скопления, не только параметры раскрытия тра­ ла, его хода, но и температуру воды. Капитан смотрит: вот тут температурный порог, значит, дальше идти незачем, рыбы не бу­ дет. На траулерах типа “Иван Шаньков” тоже такие приборы стоят, и тоже экипажи всегда -4 на рыбе”. - Флотоводцы конечно же зна­ ют об этом. Да ведь денег нет. - Их всегда не хватает. У меня вот еще о чем душа болит - об упадке морской науки. ПИНРО, не имея собственных судов, от­ правляет научных работников на промысловых судах. И получается очень любопытная и печальная картина. Капитан, водрузив на флагшто­ ке вымпел Г1ИНРО, получает от­ личную “крышу”: он имеет право заходить в любой запретный рай­ он, где всем остальным вести лов рыбы запрещено. На промсовете капитан сообщает свои координаты и заявляет: “Занимаюсь научной работой”. Чушь это! Он ловит рыбу, причем (очень часто) мало­ мерную, то есть молодь. - А сотрудник ПИНРО при этом... - Так ведь не он командует суд­ ном, капитан может и “послать” его: мол, твое дело рыбу мерять, а не гонять судно из района в район. - “Мурманрыбвод” за всеми не уследит... - А он и не должен контролиро­ вать научные суда. - Вывод? - Надо и здесь наводить поря­ док. Я на недавнем совещании в “Севрыбе” заявил об этом. Гово­ рил и о том, что по-настоящему научные исследования не прово­ дятся. И в этом причина “проко­ лов” в прогнозах. Использовать сообщения с норвежских спутни­ ков очень дорого - 15 долларов за минуту. ПИНРО не может объяс­ нить нынешнее похолодание моря и другие аномалии, поскольку не проводилось серьезных исследова­ ний. Я же сколько раз требовал, чтобы ПИНРО направил судно к Колгуеву. Отвечают, что нет такой возможности. Почему? Нет денег. А куда они подевались - квота плюс бассейновые ассигнования?.. А институт без фундаментальных исследований просто теряет свое значение и уважение моряков. - Вернемся к вашему депутатс­ кому отчету перед огромной ауди­ торией рыбаков. - Им рассказал об основных принятых Думой законах, о том, над чем работает наша комиссия. И спросил моих слушателей, что их тревожит, какие законодательные акты мы еще можем успеть при­ нять до новых выборов Думы. - Представляю: и посыпались жалооы... - Нет, не жалобы. Моряки видят и понимают, что сегодня можно сделать на флоте, а чего нельзя. Но моряк, о чем бы ни шла речь, все равно вернется к разговору о доме, о семье. Так было и на том совете. Самый главный вопрос - жилищ­ ный. В Мурманске 4.1 процента (от общего количества жилья) - ветхие строения, не отвечающие санитар­ ным нормам. Жилстрой, Больнич­ ный городок, старье в Ленинском округе... Я эту проблему знаю, не раз встречался с руководителями административных округов - все разводят руками. А , например, на Жилстрое, на улице Заречной, даже водопровода нет. Моряк в рейсе переживает, как там его жена с ведрами бегает по гололеду к ко­ лонке, а потом, управившись с де­ лами на кухне, бежит к помойке выливать воду. - А за счет навсегда уезжаю­ щих из Мурманска нельзя решить проблему предоставления жилья рыбакам? - Нельзя. Освобождающихся за счет отъезда мурманчан квартир в городе все равно не хватит. В од­ ном тралфлоте, например, 1400 человек стоят сегодня в очереди на жилье. - Что по этому поводу говорят наши профсоюзные защитники? Вообще-то для чего у нас сегодня профсоюз? - Для наблюдения... - За чем? - За тем, чтобы исправно посту­ пали профсоюзные взносы. - Кстати, эти деньги куда идут? - На содержание аппарата проф­ союзного комитета. В профкоме говорят, что отправляли летом де­ тей в оздоровительные лагеря. Я проверял - это неправда. 20 - 30 ребятишек не в счет - слишком мало, чтобы говорить про большие деньги. - Вот как! Вернемся к пробле­ ме жилья. - Так вот, моряки предлагают, на мой взгляд, хороший выход - кредит. - А у флотов нет денег. - Согласен. Но у администрации области есть социальная квота. Если руководитель хочет заботить­ ся о своих моряках, пусть пойдет к губернатору, можно" и депутата Тюрина взять с собой. И догово­ риться, что часть этой квоты пой­ дет на кредит для моряков. Вернутся же деньги! А пока - толь­ ко слова да звонкие фразы насчет нерешенных социальных проблем. - Давайте, Владимир Гаврило­ вич, поговорим вот о чем. Закан­ чивается срок вашей деятельности в Думе. В “Рыбном Мурмане” за эти годы не раз публиковались материалы, где вы поднимали ос­ трейшие вопросы, критиковали тех, кто заслуживал критики, рас­ сказывали о принятых в Думе за­ конах, о том, что сделано по просьбам избирателей. - Вот могу сообщить официаль­ ные цифры: к 6 октября на мое имя поступили 173 обращения. Здесь, конечно, не учтены письма и телеграммы, которые приходят ко мне минуя канцелярию. Не уч­ тены и обращения тех, кто прихо­ дил просто на прием. Так вот, из 173 вопросов не решенными пока остались два. - Здорово! Итак, депутат Тю­ рин честно отработал три года. Теперь придет другой, вновь из­ бранный человек. Допустим, что это будет прекрасный специалист, уважаемый на нашем Северном бассейне. Вы передадите ему де­ сятки, а то и сотни папок, в каж­ дой - проблемы, в каждой - куча законодательных документов. И он?.. - Несколько месяцев будет изу­ чать, вникать. А время будет идти. - Кроме документов' ему еще предстоит уяснить, с кем именно надо обсуждать и решать каждую проблему. - Конечно. Я же не пойду в “Севрыбу” насчет строительства водопровода, а в мэрию - за реше­ нием централизованного снабже­ ния судов. Я же за эти годы не просто запомнил, кто за что отвеча­ ет, я узнал всех руководителей и меня узнали. А это очень важно. Конечно, новому человеку будет нелегко. Я первые полгода еще и сам не осознавал, чем занима­ юсь, просто чувствовал себя участником, вернее, шестерен­ кой в каком-то большом крутя­ щемся механизме. Нас избрали в ноябре 94-го, и только где-то к маю 95-го стал понимать что к чему. А ведь я не с улицы пришел: капитан-директор, знающий флот, его проблемы. Только через 7 месяцев увидел, что созданный мной или с моей подачи документ приносит пользу людям. А просто сидеть в кабинете, принимая людей, потом звонить: почините кры­ шу этому человеку... Тут боль­ шого ума не надо. - Наверное, каждому дума­ ется, что он, придя во власть, свернет горы, решит все про­ блемы - одним махом всех побивахом. - Может и так. Некоторые считают: раз у меня на произ­ водстве все крутится и вертит­ ся, значит, я знаю тот ключ, который все двери откроет. Самовыразиться хотят, чув­ ствуют в душе какой-то потен­ циал. И я так же думал. А потом осознал, что надо очень и очень многое изучить, найти подход к тому или иному ру­ ководителю, чтобы вместе ре-л шить вопрос, людям помочь. - И руководители наверня­ ка знают: коли Тюрин взялся за дело - ему лапши на уши не навешаешь. - Вот недавний пример. Об­ ратились ко мне люди, мол, ходим-просим, скоро зима, а стекла в подъезде ставить не думают. Я позвонил кому надо. Мне отвечают как у Райкина: “Бу сделано”. По­ ехал, посмотрел. Вставили... осколки стекол, их первым же ветром вынесет! Звоню в ад­ министрацию округа: “Вы что вытворяете, господа?” . По­ обещали вставить нормальные стекла. На днях снова поехал. Гляжу - точно, хорошие стек­ ла поставили... - Владимир Гаврилович, что легче: по морю в поляр­ ную ночь за рыоой мотаться или же в теплом кабинете си­ деть? - Нет у меня теплого каби­ нета, нет его! И не потому, что я противник комфорта­ бельных кабинетов для депу­ татов. Не должен депутат отсиживаться в кресле с 9 до 17. Он должен носиться, вы­ яснять, контролировать, тре­ бовать, согласовывать. Вот в чем работа депутата. - Нравится? - Она мне начала нравить­ ся на втором году, когда я сам стал уважать себя как депута­ та. - Но и капитанская долж­ ность нелегкая. Зато уважае­ мая... - Ага, хорошо заработали - люди спасибо сказали. А пос­ ле рейса - кто куда: в отпуск, на другое судно, совсем уво­ лился... Иной раз встречаешь на улице - здоровается, улы­ бается, а я не могу вспомнить, кто он. А в депутатской рабо­ те ты уже не имеешь права забыть, ты запоминаешь и че­ ловека, и его просьбу. И ты должен сам наведаться к нему и посмотреть, как его просьбу выполнили. - Может, кандидатов при­ влекают большие деньги? - Нет конечно. Я капитаном имел больше. Даже в этом, последнем рейсе, будучи флагманом и не получая “от рыбы” , я заработал больше, чем депутат. - Владимир Гаврилович, как-то в море услышала я шутку, которая мне очень по­ нравилась: 4 Хорошо живется капитану - у него каюта на солнечную сторону” . А на какую сторону кабинет депу­ тата? - На самую штормовую. На Северо-Запад... Беседовала Инна БЕРЕЗЮК. № 42 17 - 23 октября 1997 года l a _______________ . _ . . . . . . . - . . . . . . . ____________ ЬШ э

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz