Рыбный Мурман. 1997 г. Октябрь.
# £> S i - “Северной Авроре”, в 15.40 1 ок тября вошел в родной Кольский залив. Но, увы, берег взаимнос тью морякам не ответил. Какая, собственно говоря, властям разни ца, что рыбаки несколько месяцев не видели близких и спустя счи танные сутки снова отправятся в штормовое море? В ожидании портовых властей судно простояло на Южном рейде аж... 11 часов. Вот выдержка из рапорта капита на, подтвержденная выпиской из журнала диспетчерской службы: “На Южный рейд порта Мур манск судно прибыло в 15.40 1 октября. Я заявил диспетчеру о готовности судна к приему КПП, санвластей и таможни, однако прибытие их на борт состоялось лишь 2 октября в 2.45. Комиссия закончила работу на борту и от крыла границу в 3.45. Ожидание составило 11 часов”. Когда “Никольский” прибыл на рейд, очередь у него была 5-я. А потому и в родной конторе не очень волновались за предстоя щий простой. Думали, ну, часа три-четыре-гшть простоят... Но не одиннадцать же! Потом, когда часы потекли, управленцы завол новались, стали звонить в тамож ню и пограничникам с просьбой обеспечить еще один наряд, чтобы работали хотя бы две бригады. Мотивировка была серьезная: суда ожидали на рейде прибытия властей аж с ночи. Однако со вто рой бригадой не получилось. “Да мы-то хоть сейчас людей выделим, - развели руками пограничники, - но таможня своих не дает!” А та моженники в ответ: “Мы готовы дать сотрудников, пограничники тормозят, не посылают наряда”. В общем, Иван кивал на Петра... А суда стояли без движения. Сколько времени потерял “Ни кольский”? Не только эти один надцать часов. Потому что растаможка груза началась только утром следующего дня, а закончи лась лишь к восемнадцати часам, и только тогда - спустя сутки с лишним после прихода - судно смогло начать выгрузку. И тут встает классический воп рос: кто виноват? Ну что на него ответить? Любой рыбак скажет: виноваты люди, наделенные влас тью по своим должностным инст рукциям, но которым наплевать на других - на тех, кто зависит от них. Их не волнуют не только простаивающие суда, невыгружен- ные трюмы, убытки флотов, но - главное - и живые люди, которые вполне могли бы после длительно го рейса провести вечер и ночь в кругу семьи. Время прихода это позволяло. Однако... Пора, навер ное, во все служебные инструкции ввести необходимый параграф. Коротенький, по обязательный для всех. И пусть он звучит так: “Люди, будьте людьми! Думайте о себе подобных!” И еще. Сейчас не-принято вспо минать времена дозастойные и за стойные. Но я не смогла удержаться и спросила у Марка Исааковича: бывало ли когда-то раньше, когда он был капитаном, такое? - Такого - никогда! - сказал Любовский. - Случаи ожидания были, но три-четыре часа, не боль ше. А вообще большие простои считались ЧП, они обязательно разбирались в главке “Севрыба”, и разговоры на эту тему, как и санкции, были весьма суровыми. Ну что ж, сегодня только вспомнить можно, что в прежние времена за наплевательское отно шение к людям и к служебным обязанностям следовало неминуе мое наказание. Демократия отме нила многое: и уважение к человеку, и элементарную дисцип лину. Нина АНТОНЯН. P . S . Редакция попросила руковод ст во Мурманской таможни ответить на боль ные вопросы, затронутые в этом интервью. Нам пообе щали дать ответы к выходу следующего номера "РМ". Следите и читайте. № 42 17 - 23 октября 1997 года J i ■ НАБО ЛЕЛО енерального директора фирмы “Северная Аврора Марка Исааковича Любовско го нашим читателям представлять нет нужды. Мурманчане хорошо по мнят его в пору, когда он был прославленным капитаном тогдашней Беломорской базы гослова. Затем , когда эта б а з а стала уже Карелрыбфлотом” , р уко водил здесь службой эксплуатации, делая это энергично и с высоким профессионализмом. Теперь, вот уже долее трех лет, он со свойственной ему неутомимостью возглавляет “Север ную А в р о р у ” . Дела на предприятии идут стабильно, ры б ка ловится, поскольку кадры подбираются со знанием дела , зарплата людям выплачивается вовремя , что для нашей хронически безденежной действительности весьма нетрадиционно. Но предприятие могло бы работать еще успешнее, если бы не те палки в колеса, что мешают дви гаться вперед. Об этом - наш сегодняшний разговор . в свой родной порт привожу рыбу, в которой так нуждаются мои со граждане-мурманчане. Зачем я должен ее растаможивать? Более того, пока не произойдет священ ный акт растаможки, я не имею нрава ту рыбу выгружать. Значит, теряем мы тут как минимум сутки, поскольку ночыо выгрузки нет. Создается порой такое впечатле ние, что специально что-то делает ся, чтобы мы не работали нормально, чтобы несли большие расходы. Вот почему подавляю щее большинство судов бежит в Норвегию со своим уловом или еще куда-то за границу. Потому что там таможенников не волнует твоя рыба, там их волнуют водка, сигареты, наркотики и т.п. И ког- - Но самое обидное вот в чем. Все это - палка о двух концах. Ведь все эти действия - растамож ка на отход, на приход, на рыбу, снаряжение и т.д. - мало того что задевают нас, рыбаков, но еще и обременяют непомерными обязан ностями и самих таможенников, накладывают колоссальные расхо ды на государство. Ведь это сколь ко надо бумаги исписать и в кипы в бесчисленных кабинетах сло жить! Какие армии необходимо содержать, сколько людей озада чить, сколько им зарплаты выпла тить! Какой-то бесцельный, бессмысленный труд... Ну отчего же - бесцельный?! - хотелось мне возразить Любовско- - Марк Исаакович, о чем у вас болит сегодня душа? - Как обычно - о работе. Порой просто диву даешься, как любят у нас возводить всякие препоны на пути к нормальной деятельности. Невозможно избавиться от про блем, которые всех ставят на уши, даже если эти проблемы, на пер вый взгляд,, пустяковые. Вот при мер. Приходит в порт наше судно %с рыбой. Его надо выгружать. Портовые власти могли бы по смотреть по документам, должна ли что-нибудь им наша фирма. Мы не должны ни-че-го! Мы все оплачиваем вовремя. У меня нату ра такая: в должниках ходить не умею. Но вдруг звонок: “Немед ленно сделайте предоплату!!!” . Предоплату выгрузки, иначе суд но не поставят и не разгрузят. Сразу всех поднимаешь на ноги: бегите, немедленно платите. Нахо дишь человека, отрываешь его от работы (а ведь у нас лишних лю дей нет), посылаешь в порт, что бы, минуя банк, немедленно оплатили что требуется. Но беда в том, что сумма портом в данном случае называется ориентировоч ная, поскольку объем работ точно выясняется лишь после выгрузки. И вот уже потом начинаются пере расчеты, мы вынуждены снова идти и либо доплачивать, либо получать деньги назад. Кому это ^шдо?! Ну я понимаю, бывают у порта хронические должники, ко торым доверять не хочется. Но ведь если фирма ни разу не подве ла и платит по первому требова нию, почему нельзя подойти к ней по-партнерски, доброжелательно? Почему не поверить людям, с ко торыми рабочие отношения связы вают уже давным-давно? - Вас “достает” только порт? - Ну почему - только? Охотни ков “мешаться под ногами” в наше время просто не счесть. Вот при мер. Недавно купили мы спаса тельные костюмы для моряков по требованию Регистра, согласно Международным правилам спасе ния человека на море. Это дорогое удовольствие. Приобрели мы их в Норвегии, моряки довольны. Но вот судно приходит в порт, делаем заявку на таможенное оформление костюмов. И - неуклонное требо вание таможни: платите пошлину! За что?! За то, что приобретены костюмы для спасения моряков?., ^лати, иначе судно будет стоять. Я пытаюсь объяснить: “Вы же де лаете неправильно, все равно вы мне эти деньги вернете”. Никаких доводов не слушают. Разумеется, мы платим, потому что иначе суд но будет простаивать. Разумеется, немедленно подаем жалобу в Пе тербург таможенному начальству. Там посмотрели, разобрались, те перь нам эти деньги возвращают. И при этом разводят руками: “А мы думали, это водолазные костю мы ...”. Вот так приходится тратить массу времени на *ненужные объяснения, споры и выкладывать деньги порой безо всякого повода. Деньги ходят туда-обратно, теря ются силы, время, треплются не рвы. Зачем? - В России вообще весьма своеобразные отношения у мо ряков с таможней. Таких, к сло ву, нигде во всем мире нет. - Конечно! Вот выходит у меня с ^ н о в море. Естественно, оно снабжено продовольствием, топ ливом, промвооружением. Ну по чему я должен опять же иметь дело с таможней по этому поводу? Снова делать растаможку. Зачем? Что, наши моряки, вместо того чтобы есть в течение четырех меся цев свою картошку, на сторону ее, что ли, “толкнут”? Или промвоо ружением на морских просторах торговать примутся? Ведь они-то это берут для собственного пользо вания, мы им ни килограмма лиш них продуктов не даем. Потом судно возвращается, оно привезло рыбу в порт. И повторяется то же самое. Растаможиваешь эту рыбу, будь она неладна. Это же самый настоящий нонсенс. Нигде подоб ного в мире нет. - Рэкет это называется. - Причем на государственном уровне. И если уж мы покончили с коммунизмом и норовим занять место в ряду цивилизованных стран, то почему бы не оглянуться на их повседневную практику? Ведь нигде в мире такого нет. Чем интересуется таможня за границей по приходе судна в порт? Нет ли у тебя на пароходе алкоголя, куре ва, наркотиков. То есть нет ли чего противозаконного. Но ту г - я да ты выходишь, таможенники не суют нос в твои документы: а сколько ты вывозишь продуктов, а какие снасти? Это не их дело, и они не хотят лишних хлопот ни себе, ни тебе. - Значит, такая практика лишь у нас? - Вот именно. Конечно, когда- то мы были единственным в мире социалистическим государством, чем ужасно гордились. Потом, правда, появились и у нас “братья по классу”. Теперь времена иные. Мы пытаемся худо-бедно вползти в капитализм, но почему-то при этом оставляем в повседневном пользовании неизменными те пра вила и положения, которыми ру ководствовались в период расцвета социализма. - Ну должны же мы хоть в чем-то проявлять свою исключи тельность. Быть единственными в мире, изобретающими и прак тикующими абсурдные, тормозя щие работу, законы! Когда весь мир делает так , мы индивиду ально будем делать иначе. По перек здравого смысла. му. Очень даже полезный труд для таможенников, которые тоже хотят получать зарплату. Бумаж ная метель крепчает год от года, за водоворотом документов не видно живых людей, но денежки-то вып лачиваются. Другое дело - где го сударство берет гигантские суммы на все это? Но и это не вопрос. В наших с вами карманах и берет. Ведь это уже традиция в нашей непредсказуемой и малообъясни мой стране, что нищие налогопла тельщики содержат богатенькие службы. А не хватит денег - что ж, у стариков и детей урежем, впер вые, что ли? Им не привыкать жить впроголодь... Мы побеседовали с Любовским и разошлись, а буквально спустя несколько дней жизнь преподнес ла нам красноречивую иллюстра цию “самоотверженной” работы таможни, пограничников, сани тарных властей, то есть тех служб, от которых зависит приход и отход судна. Отрыбачив четыре месяца в штормовом море Барен ца, “кормовичок” БИ-1669 “Ни кольский”, принадлежащий Их вдоволь припасено в нашей стране. Хватитна кторветсяработать честно и с максимальной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz