Рыбный Мурман. 1997 г. Октябрь.

# £> S i - “Северной Авроре”, в 15.40 1 ок­ тября вошел в родной Кольский залив. Но, увы, берег взаимнос­ тью морякам не ответил. Какая, собственно говоря, властям разни­ ца, что рыбаки несколько месяцев не видели близких и спустя счи­ танные сутки снова отправятся в штормовое море? В ожидании портовых властей судно простояло на Южном рейде аж... 11 часов. Вот выдержка из рапорта капита­ на, подтвержденная выпиской из журнала диспетчерской службы: “На Южный рейд порта Мур­ манск судно прибыло в 15.40 1 октября. Я заявил диспетчеру о готовности судна к приему КПП, санвластей и таможни, однако прибытие их на борт состоялось лишь 2 октября в 2.45. Комиссия закончила работу на борту и от­ крыла границу в 3.45. Ожидание составило 11 часов”. Когда “Никольский” прибыл на рейд, очередь у него была 5-я. А потому и в родной конторе не очень волновались за предстоя­ щий простой. Думали, ну, часа три-четыре-гшть простоят... Но не одиннадцать же! Потом, когда часы потекли, управленцы завол­ новались, стали звонить в тамож­ ню и пограничникам с просьбой обеспечить еще один наряд, чтобы работали хотя бы две бригады. Мотивировка была серьезная: суда ожидали на рейде прибытия властей аж с ночи. Однако со вто­ рой бригадой не получилось. “Да мы-то хоть сейчас людей выделим, - развели руками пограничники, - но таможня своих не дает!” А та­ моженники в ответ: “Мы готовы дать сотрудников, пограничники тормозят, не посылают наряда”. В общем, Иван кивал на Петра... А суда стояли без движения. Сколько времени потерял “Ни­ кольский”? Не только эти один­ надцать часов. Потому что растаможка груза началась только утром следующего дня, а закончи­ лась лишь к восемнадцати часам, и только тогда - спустя сутки с лишним после прихода - судно смогло начать выгрузку. И тут встает классический воп­ рос: кто виноват? Ну что на него ответить? Любой рыбак скажет: виноваты люди, наделенные влас­ тью по своим должностным инст­ рукциям, но которым наплевать на других - на тех, кто зависит от них. Их не волнуют не только простаивающие суда, невыгружен- ные трюмы, убытки флотов, но - главное - и живые люди, которые вполне могли бы после длительно­ го рейса провести вечер и ночь в кругу семьи. Время прихода это позволяло. Однако... Пора, навер­ ное, во все служебные инструкции ввести необходимый параграф. Коротенький, по обязательный для всех. И пусть он звучит так: “Люди, будьте людьми! Думайте о себе подобных!” И еще. Сейчас не-принято вспо­ минать времена дозастойные и за­ стойные. Но я не смогла удержаться и спросила у Марка Исааковича: бывало ли когда-то раньше, когда он был капитаном, такое? - Такого - никогда! - сказал Любовский. - Случаи ожидания были, но три-четыре часа, не боль­ ше. А вообще большие простои считались ЧП, они обязательно разбирались в главке “Севрыба”, и разговоры на эту тему, как и санкции, были весьма суровыми. Ну что ж, сегодня только вспомнить можно, что в прежние времена за наплевательское отно­ шение к людям и к служебным обязанностям следовало неминуе­ мое наказание. Демократия отме­ нила многое: и уважение к человеку, и элементарную дисцип­ лину. Нина АНТОНЯН. P . S . Редакция попросила руковод ст во Мурманской таможни ответить на боль­ ные вопросы, затронутые в этом интервью. Нам пообе­ щали дать ответы к выходу следующего номера "РМ". Следите и читайте. № 42 17 - 23 октября 1997 года J i ■ НАБО ЛЕЛО енерального директора фирмы “Северная Аврора Марка Исааковича Любовско го нашим читателям представлять нет нужды. Мурманчане хорошо по­ мнят его в пору, когда он был прославленным капитаном тогдашней Беломорской базы гослова. Затем , когда эта б а з а стала уже Карелрыбфлотом” , р уко водил здесь службой эксплуатации, делая это энергично и с высоким профессионализмом. Теперь, вот уже долее трех лет, он со свойственной ему неутомимостью возглавляет “Север ­ ную А в р о р у ” . Дела на предприятии идут стабильно, ры б ­ ка ловится, поскольку кадры подбираются со знанием дела , зарплата людям выплачивается вовремя , что для нашей хронически безденежной действительности весьма нетрадиционно. Но предприятие могло бы работать еще успешнее, если бы не те палки в колеса, что мешают дви­ гаться вперед. Об этом - наш сегодняшний разговор . в свой родной порт привожу рыбу, в которой так нуждаются мои со­ граждане-мурманчане. Зачем я должен ее растаможивать? Более того, пока не произойдет священ­ ный акт растаможки, я не имею нрава ту рыбу выгружать. Значит, теряем мы тут как минимум сутки, поскольку ночыо выгрузки нет. Создается порой такое впечатле­ ние, что специально что-то делает­ ся, чтобы мы не работали нормально, чтобы несли большие расходы. Вот почему подавляю­ щее большинство судов бежит в Норвегию со своим уловом или еще куда-то за границу. Потому что там таможенников не волнует твоя рыба, там их волнуют водка, сигареты, наркотики и т.п. И ког- - Но самое обидное вот в чем. Все это - палка о двух концах. Ведь все эти действия - растамож­ ка на отход, на приход, на рыбу, снаряжение и т.д. - мало того что задевают нас, рыбаков, но еще и обременяют непомерными обязан­ ностями и самих таможенников, накладывают колоссальные расхо­ ды на государство. Ведь это сколь­ ко надо бумаги исписать и в кипы в бесчисленных кабинетах сло­ жить! Какие армии необходимо содержать, сколько людей озада­ чить, сколько им зарплаты выпла­ тить! Какой-то бесцельный, бессмысленный труд... Ну отчего же - бесцельный?! - хотелось мне возразить Любовско- - Марк Исаакович, о чем у вас болит сегодня душа? - Как обычно - о работе. Порой просто диву даешься, как любят у нас возводить всякие препоны на пути к нормальной деятельности. Невозможно избавиться от про­ блем, которые всех ставят на уши, даже если эти проблемы, на пер­ вый взгляд,, пустяковые. Вот при­ мер. Приходит в порт наше судно %с рыбой. Его надо выгружать. Портовые власти могли бы по­ смотреть по документам, должна ли что-нибудь им наша фирма. Мы не должны ни-че-го! Мы все оплачиваем вовремя. У меня нату­ ра такая: в должниках ходить не умею. Но вдруг звонок: “Немед­ ленно сделайте предоплату!!!” . Предоплату выгрузки, иначе суд­ но не поставят и не разгрузят. Сразу всех поднимаешь на ноги: бегите, немедленно платите. Нахо­ дишь человека, отрываешь его от работы (а ведь у нас лишних лю­ дей нет), посылаешь в порт, что­ бы, минуя банк, немедленно оплатили что требуется. Но беда в том, что сумма портом в данном случае называется ориентировоч­ ная, поскольку объем работ точно выясняется лишь после выгрузки. И вот уже потом начинаются пере­ расчеты, мы вынуждены снова идти и либо доплачивать, либо получать деньги назад. Кому это ^шдо?! Ну я понимаю, бывают у порта хронические должники, ко­ торым доверять не хочется. Но ведь если фирма ни разу не подве­ ла и платит по первому требова­ нию, почему нельзя подойти к ней по-партнерски, доброжелательно? Почему не поверить людям, с ко­ торыми рабочие отношения связы­ вают уже давным-давно? - Вас “достает” только порт? - Ну почему - только? Охотни­ ков “мешаться под ногами” в наше время просто не счесть. Вот при­ мер. Недавно купили мы спаса­ тельные костюмы для моряков по требованию Регистра, согласно Международным правилам спасе­ ния человека на море. Это дорогое удовольствие. Приобрели мы их в Норвегии, моряки довольны. Но вот судно приходит в порт, делаем заявку на таможенное оформление костюмов. И - неуклонное требо­ вание таможни: платите пошлину! За что?! За то, что приобретены костюмы для спасения моряков?., ^лати, иначе судно будет стоять. Я пытаюсь объяснить: “Вы же де­ лаете неправильно, все равно вы мне эти деньги вернете”. Никаких доводов не слушают. Разумеется, мы платим, потому что иначе суд­ но будет простаивать. Разумеется, немедленно подаем жалобу в Пе­ тербург таможенному начальству. Там посмотрели, разобрались, те­ перь нам эти деньги возвращают. И при этом разводят руками: “А мы думали, это водолазные костю­ мы ...”. Вот так приходится тратить массу времени на *ненужные объяснения, споры и выкладывать деньги порой безо всякого повода. Деньги ходят туда-обратно, теря­ ются силы, время, треплются не­ рвы. Зачем? - В России вообще весьма своеобразные отношения у мо­ ряков с таможней. Таких, к сло­ ву, нигде во всем мире нет. - Конечно! Вот выходит у меня с ^ н о в море. Естественно, оно снабжено продовольствием, топ­ ливом, промвооружением. Ну по­ чему я должен опять же иметь дело с таможней по этому поводу? Снова делать растаможку. Зачем? Что, наши моряки, вместо того чтобы есть в течение четырех меся­ цев свою картошку, на сторону ее, что ли, “толкнут”? Или промвоо­ ружением на морских просторах торговать примутся? Ведь они-то это берут для собственного пользо­ вания, мы им ни килограмма лиш­ них продуктов не даем. Потом судно возвращается, оно привезло рыбу в порт. И повторяется то же самое. Растаможиваешь эту рыбу, будь она неладна. Это же самый настоящий нонсенс. Нигде подоб­ ного в мире нет. - Рэкет это называется. - Причем на государственном уровне. И если уж мы покончили с коммунизмом и норовим занять место в ряду цивилизованных стран, то почему бы не оглянуться на их повседневную практику? Ведь нигде в мире такого нет. Чем интересуется таможня за границей по приходе судна в порт? Нет ли у тебя на пароходе алкоголя, куре­ ва, наркотиков. То есть нет ли чего противозаконного. Но ту г - я да ты выходишь, таможенники не суют нос в твои документы: а сколько ты вывозишь продуктов, а какие снасти? Это не их дело, и они не хотят лишних хлопот ни себе, ни тебе. - Значит, такая практика лишь у нас? - Вот именно. Конечно, когда- то мы были единственным в мире социалистическим государством, чем ужасно гордились. Потом, правда, появились и у нас “братья по классу”. Теперь времена иные. Мы пытаемся худо-бедно вползти в капитализм, но почему-то при этом оставляем в повседневном пользовании неизменными те пра­ вила и положения, которыми ру­ ководствовались в период расцвета социализма. - Ну должны же мы хоть в чем-то проявлять свою исключи­ тельность. Быть единственными в мире, изобретающими и прак­ тикующими абсурдные, тормозя­ щие работу, законы! Когда весь мир делает так , мы индивиду­ ально будем делать иначе. По­ перек здравого смысла. му. Очень даже полезный труд для таможенников, которые тоже хотят получать зарплату. Бумаж­ ная метель крепчает год от года, за водоворотом документов не видно живых людей, но денежки-то вып­ лачиваются. Другое дело - где го­ сударство берет гигантские суммы на все это? Но и это не вопрос. В наших с вами карманах и берет. Ведь это уже традиция в нашей непредсказуемой и малообъясни­ мой стране, что нищие налогопла­ тельщики содержат богатенькие службы. А не хватит денег - что ж, у стариков и детей урежем, впер­ вые, что ли? Им не привыкать жить впроголодь... Мы побеседовали с Любовским и разошлись, а буквально спустя несколько дней жизнь преподнес­ ла нам красноречивую иллюстра­ цию “самоотверженной” работы таможни, пограничников, сани­ тарных властей, то есть тех служб, от которых зависит приход и отход судна. Отрыбачив четыре месяца в штормовом море Барен­ ца, “кормовичок” БИ-1669 “Ни­ кольский”, принадлежащий Их вдоволь припасено в нашей стране. Хватитна кторветсяработать честно и с максимальной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz