Рыбный Мурман. 1997 г. Октябрь.
РбКЛАМНО-МНФОРМЛИНОННОе ИРНАОЖВНИВ€Ж£НШАЬНННА "РЫВНЫ*МУРМАН" ПРОМСОВЕТ СИТУАЦИЯ Как все помнят, начало нынеш него года на промысле в Баренцевом море было необычным. Не углубля ясь в воспоминания, скажу лишь идно: треску стали добывать по-на- стоящему лишь во второй половине апреля. В панике тогда были не только российские, но и норвежские рыбаки - к ним треска пришла на 20 дней позже обычного. Анализируя сегодняшнее поведе ние рыбы в‘Баренцевом море, не вольно припомнишь русскую примету: как встретишь Новый год, так его и проведешь. Теперь ано мально повела себя пикша, до этого - сельдь, хотя и в меньшей степени. Однако почти “досуха” выбрав кво ту сельди, теперь наши рыбаки бу дут переходить в другие районы, а именно сейчас сельдь ловится круп ная и жирная. У нас восточная часть Баренцева моря похолодала, а у фарерцев море потеплело - еще одна стран ность природы. Впрочем, это оосто- ятельство может быть на руку нам: облавливая “свою” рыбу, возможно, ' арерцы будут меньше заниматься раконьерским промыслом в Барен цевом море. Собравшиеся на промысловый совет в “Севрыбе” руководители флотов и рыоодобывающих фирм фолча слушали неуверенные реко- мендащш ПИНРО по расстановке флота. От былой четкости не оста лось следа. А это уже аномально для промсовета. Ну и, наконец, вести из “высших сфер’. Президент АО “Севрыба” Георгий Васильевич Тишков только что вернулся из Москвы и рассказал на промсовете о том, что увидел и услышал. На заседании круглого стола Рос сия - ЕЭС о рыбе вообще никто не вспомнил. В целом речь шла об ин вестициях. Представители ЕЭС за красивыми фразами пытались скрыть главное: “Нам нужны ваше сырье и рынок сбыта”. А вместе с россиянами пришли к печальному выводу (в кулуарах), что у россий ского правительства нет четкой кон цепции в экономике, нет приоритетов, у россштских банков нет нужного количества -денег для серьезных инвестиций в экономику. Короче говоря^господа руководите ли, выкручивайтесь сами. Встреча президента “Севрыбы” с высшим руководством погранвойск тоже его не порадовала. Чему уж д£т радоваться, если пограничники собираются даже квоту делить сами... Аномально живем, господа! Инна БЕРЕЗЮК. Н идля кого не секрет, чтофло ты, береговые перерабаты вающие и судоремонтные предприятия сегодня находятся в глубоком кризисе. Выходом из со здавшегося положения должно быть создание рыбной промышлен ности, основанной на принципиаль но новой технике и технологии, соответствующей современному уровню развития мирового рыбо ловства. Обэтомшла речь нанедав ней конференции работников судоремонтных и судостроитель ных предприятий Мурмана, а также рыбаков Северного бассейна, кото рая проходила в Снежногорске на СРЗ “Нерпа” . Обновление промыслового флота бассейна в связи с наступлением нор мативных сроков списания значитель ного количества судов в ближайшие стране инвестора, получив при этом га рантии на выделяемые для новых тра улеров ценные сырьевые ресурсы на период выплаты кредита и залога иму щества судовладельца. По данным экспертного прогноза ПИНРО на перспективу, возможный вылов водных ресурсов для отечествен ного промыслового флота по районам Северо-Восточной и Северо-Западной Атлантики может составить в 2000 году около 900 тыс. тонн и в 2005-м - 980 тыс. тонн. За прошлый год 415 добывающими судами бассейна был достигнут вылов рыбы в объеме около 950 тыс. тонн. Анализ и расчеты показывают, что такой вылов и объемы возможного вылова в перспективе прогноза ПИНРО по райо нам Северной Атлантики могут быть ре ализованы современными промыс- ПРЕДЛАГАЕМ, й НЕ НАВЯЗЫВАЕМ три - восемь лет требует немалых фи нансовых средств, которых рыбодобы вающие предприятия не имеют. Государственное финансирование строительства промыслового флота прекращено. Федеральной программой “Рыба” предусматривается лишь час тичное финансирование программных мероприятий по обновлению основных фондов флота (3,5%), а в основном - за счет собственных средств предприятий (78,1%), то есть амортизации и прибы ли. В качестве первоочередных мер го сударственной политики стабилизации и развития отрасли предполагалась разработка решений правительства по выделению Центральным банком РФ льготных кредитов под конкретные про екты строительства судов на отече ственных судостроительных пред приятиях, снижения размера или пол ного освобождения судовладельцев от налога на прибыль на период создания и освоения новых судов, предоставле ния государственных гарантий для при влечения коммерческих кредитов иностранных банков, отмены таможен ных пошлин на импорт судовой техники, развитие отечественного лизинга и т. д. Однако эти меры остались невыпол ненными. А потребность отрасли в новых су дах ограничена возможностями строи тельства современных, технически сложных промысловых судов на отече ственных предприятиях из-за отсут ствия готовых их проектов, альтернативных зарубежным аналогам, и необходимой для этого отечествен ной судовой техники, а также неподго товленностью производства. Экономическая нестабильность в России вынуждает зарубежных инвес торов подходить крайне осторожно к вопросам предоставления кредитов на строительство судов для отечествен ных владельцев. Более того, они выс тавляют нам условия: строить суда в ловыми судами в количестве всего 85 - 90 единиц. Идея и главный смысл обновления флота заключается в постепенной за мене 415 судов, устаревших морально и физически, на 85 - 90 единиц новых. В качестве примерных судов-анало гов нами предлагаются четыре типа та ких судов и выполнены укрупненные предварительные расчеты их производ ственно-экономических показателей. Следует отметить, что намеченная про грамма обновления флота частично ре ализуется. В Норвети построено первое судно подобного типа - траулер МИ-0001 “Севрыба”. Результаты его работы подтвердили высокие произ водственные возможности таких судов. Вылов за 1996 год составил более 9,1 тыс. тонн. Выработано продукции 3,45 тыс. тонн, в том числе филе 2 тыс. тонн. Продукция соответствовала тре бованиям европейских стандартов и ре ализована в странах Европы и Америки. Этим доказано, что мы способны само стоятельно перерабатывать улов в го товую продукцию мирового уровня, а не зависеть от норвежских рыбоперераба тывающих фабрик. Одним из судов-аналогов принят траулер длиной 40 метров, морозиль ный, предназначенный для донного лова в основном рыбы тресковых по род и частичной обработки улова на борту. В Федеративной Республике Германии заканчивается строитель ство шести единиц 40-метровых сред нетоннажных морозильных траулеров для АО “Мурманский траловый флот” . Рассматривается вопрос строитель ства для предприятий Союза рыбопро мышленников Севера и колхозов траулера-завода проекта 13720 на су достроительном заводе в Ярославле и на заводе “Янтарь" в Калининграде. Суда этих типов предполагается ис пользовать на промысле донных объектов в районах Северо-Восточной Атлантики, в основном в Баренцевом ПЕРЕКРЕСТОК МНЕНИЙ море. Количество судов такого типа на бассейне, по нашему мнению, не дол жно превышать порядка 15 единиц. В качестве основных типов промыс ловых судов для использования в рай онах • .Северо-Восточной и Северо-Западной Атлантики, а также в других, более отдаленных районах Ат лантического и Тихого океанов на про мысле донных объектов, а также пелагических пород рыб судами-анало- гами мы предлагаем: - траулер-завод, морозильный, дли ной около 58 метров, типа “Севрыба-2”, с обработкой улова донных рыб треско вых пород на выпуск филе, потроше ной, рыбного фарша и мороженой из пелагических видов рыб. Усиленные конструкции корпуса позволят обеспе чить безопасную и продуктивную рабо ту на промысле в северных широтах Атлантики; - многоцелевой траулер-завод, мо розильный, длиной около 64 метров, с рыбомучной установкой, для промысла донных и пелагических рыб и обработ ки улова на борту. Для эффективного промысла мас совых пелагических рыб, особенно в периоды путинного промысла, обеспе чения дешевым сырьем береговых производств в качестве аналога принят тип сейнера-траулера длиной около 60 метров для лова рыбы кошельковым неводом или тралом с грузовыми трю мами большой емкости для хранения как мороженой рыбы - в рефтрюме, так и охлажденной рыбы “наливом” в изо лированных танках с охлажденной до температуры 0 - минус 1 градус С мор ской водой. Концепция ЗАО “Севрыба” по об новлению флота, которая не претенду ет на истину в последней инстанции, не сводится к тому, что деньги нужно брать обязательно в зарубежных бан ках и соответственно строить там суда. Деньги надо брать там, где их дают и где условия для этого наиболее благо приятные. К сожалению, найти такие деньги в российских банках в настоя щий момент нереально. Поэтому се годня есть только два варианта: либо ждать, либо получить кредит за рубе жом. Естест венно, во втором варианте зарубежные банки ставят условием строительство судов на зарубежных верфях Однако мы готовы и будем ис пользовать российские верфи и рос сийские банки, как это только будет возможным. Для решения вопросов строитель ства судов на российских предприяти ях, в том числе на СРЗ области, необходимо, по нашему мнению, при областной администрации создать ра бочую фуппу, которой поручить поиск возможных инвесторов и вариантов финансовых схем кредитования, раз работку мер поддержки со стороны об ластной администрации по обновлению флота, организовать ин формационное обеспечение заинте ресованных предприятий. По материаламдоклада главно го специалиста ЗАО “Севрыба” Владимира БЕПКО. ВЕСТИ С ПРОМЫСЛА АО “ МУРМАНСКИЙ ТРАЛОВЫЙ ФЛОТ’. Вот уже на протяжении нескольких недель в Баренцевом море ни один экипаж, занятый ловом донных пород, не справился с заданием. “Помогли” в этом сложные по годные условия и слабая промысловая обстановка. Нынче идет активный поиск рыбы. В Норвежском море к концу недели рыбалка стала хуже. Но план взяли все экипажи. Впереди рыбаки РТМК-с “Борис Сыромятни ков” (129%) и “Капитан Богомолов" (108%). С перемен ным успехом идет лов в Мавритании, то густо то пусто. Лучший показатель у экипажа БАТ “Маршал Еременко” (101%). В ЮВА на промысле два судна. На днях подошло еще одно. Работа идет отлично. Об этом свидетельствуют показатели. Экипаж БАТа “Маршал Якубовский” перекрыл задание в два раза. АО “ МУРМАНРЫБПРОМ” . В Баренцевом море трудятся экипажи 15 судов. Но никто не выполнил пла на. Причина та же: штормовая погода и слабая про мысловая обстановка. В Норвежском море рыбачат экипажи 6 судов. Все справились с поставленными задачами. Впереди рыбаки БМРТ “Владимир Бродюк” (200%). В ближайшее время суда передислоцируются в Фарерскую экономическую зону. В Мавритании все экипажи выполнили план. АО “ СЕВРЫБХОЛОДФЛОТ” . Экипажи судов, ко торые рыбачат в Норвежском море, план выполнили. Нынче, после того как наладилась погода, приступили DE F A C TO л 14 октября в Москве открылся пленум ЦК профсоюза работников рыбного хозяйства, со вместный с профсоюзом работников водного транспорта. Предполагается создание объеди ненной федерации этих профсоюзов. Кроме того пленум обсудит проект отраслевого тарифного соглашения на 199»-1999 годы и финансовую по литику профсоюза работников рыбного хозяй ства. * * * Представительная делегация Мурманской об ласти во главе с губернатором Юрием Евдоки мовым провела в Минске переговоры по широкому спектру вопросов с высшими должно стными лицами Республики Беларусь. В частно сти, наши известные рыбопромышленники, входящие в состав делегации, в министерстве сельского хозяйства и продовольствия, концер не “Госрыбхоз”, компании “Белвпешторпншест” пришли к соглашению об обеспечении поставок рыбопродукции из Мурманска в республику, дали согласие на организацию совместного пред приятия по добыче и переработке рыбы (eapiij ант - создание финансово-промышленной группы). Свою готовность тесно сотрудничать в эконом!гческом плане с государственными струк турами и деловыми кругами республики они подтвердили и на встрече с президентом Алек сандром Лукашенко. Сегодня делегация возвращается в Мур манск. * * * Областная Дума распространила проект под готовленного парламентариями Закона “Об эко номических отношениях при пользовании предприятиями области квот водными и живы ми ресурсами”. Основная идея: все квоты на добычу рыбы и морепродуктов должны стать платными, коль биоресурсы являются собствен ностью государства. Попытка депутатов наки нуть еще одну финансовую удавку на шею рыбакам вызвала резкую отповедь со стороны областной администрации. + В Италии прошла Международная научная конференция по современным морским биотех нологиям. В составе делегации российских уче ных находилась и кандидат биологических наук зав. лабораторией биохимии гидробионтов Тать яна Лебская (ПИНРО). Ее доклад о бесспорной пользе применения в лечебно-профилактическом питании больных со сложными заболеваниями икры морских ежей (совместная разработка с мурманской фирмой “Смена”) вызвал большой интерес коллег из США и Канады. Они вырази ли желание принять участие в программе даль нейших исследовании института. V КРИК ДУШ И Губернатору Мурманской области ЕВДОКИМОВУ Ю.А. ’Мэру города Мурманска НАЙДЕНОВУ О.П. Председателю областной Думы САЖИНОВУ П.А. Департамент по рыболовству Минсельхозпрода РФ РОДИНУ А.В. ЦК профсоюза РРХ ЗЫРЯНОВУ В.А. Уважаемый Юрий Алексеевич! Взываем к вам о помощи! Мы, работники рыбообрабатывающих предприятий некогда гремевшего н!г всю страну орденоносного Мур манского рыбокомбината, и поду мать тогда не могли, что будем жить в нищете и голоде. М ы х о т и м л и ш ь Р А БО ТЫ \ Р А Б О ТЫ Р А Б О ТЫ ! Наши дети недоедают, из-за вы соких цен нет возможности купить необходимую одежду, летние кани кулы они вынуждены проводить на Севере. Денег катастрофически не хватает ни на что. За свой тяжелый труд мы имеем “великую благодарность” в виде за держек выплат заработной платы и детских пособий. Еле сводим концы с концами, а нужно еще платить за жилье. Наше отчаяние усиливается, мы не видим ничего, кроме полнейшей безысходности, многие из нас об улучшении жилищных условий уже и не думают, видимо, и дальше нам придется жить в трущобах и подва лах. Вдобавок ко всему мы лишены последней нашей надежды зараба тывать деньги честным трудом, что предусматривается Основным зако ном Российской Федерации - Кон ституцией. Неоднократно встречаясь с профсоюзным активом и отвечая на наши обращения, вы каждый раз обещали вывести рыбообраба тывающие предприятия из кризиса, но за последний год никаких конк ретных мер не принято. Мы приближаемся к бездне. Мы не просим у вас милостыню, просим лишь одного: помочь в обеспечении работой. Ни для кого не секрет, что вся рыба уходит за границу, а нас держат на голодном пайке. Зачем создавать новые рабо чие места, когда на наших предпри ятиях все есть: необходимое оборудование, отработанная техно логия и, самое главное, высококва лифицированные специалисты. 13сю свою сознательную жизнь нас приучали только к честному, самоотверженному труду, и мы го товы работать день и ночь, чтобы быть уверенными в том, что сможем поставить на ноги своих детей. Значительная часть женщин на ших предприятий воспитывают де тей без отца и вынуждены рассчитывать только на собствен ные силы. Нам все равно, какие пути реше ния проблем будут найдены вами совместно с руководителями пред приятий, мы хотим лишь одного - р а б о т ы , р а б о т ы , р а б о т ы ! По поручению коллективов рыбообрабатывающих предприятий: Председатель профкома мурманс ких рыбообрабатывающих пред приятий Н.П. КОРНИЛОВА Председатель профкома ОАО “Протеин” Л.В. БАЛУНСКАЯ Председатель профкома ОАО “Полярис” Н.В. МИКИТЮК Председатель профкома ОАО МРКК “Северная Пальмира” Т.Д. МАЛАХОВА Председатель профкома ОАО Первый коптильный завод” М.Ф. КУЛАГИНА Председатель профкома ОАО рктик фиш” В.И. II Председатель профкома ЗАО ШИРЯЕВА комольньш ОГНЕВА ‘Мурманский рыбомук завод” Н.К. Председатель профкома ОАО “Мурманский рыбокомбинат” Г.А. КИРИЛЛОВА № 42 17 а ^ 23 октября 1997 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz