Рыбный Мурман. 1997 г. Октябрь.

рекллт но - мнформ лимонн$£пмлвженне ежышльннкл - рышныймурман " НАУКА - ПРОИЗВОДСТВУ Трудно признавать ошибки. Но от них никто не застрахован. Банальщина, но от нее никуда не деться. ПИНРО ошиблось в про­ гнозе. Бывает. Пикша в сентябре г^ктябре, как предсказывали на­ учные сотрудники института, не заполнила тралы рыбаков. Квота нашей области на эту рыбу - чуть больше 46 тысяч тонн. Фактичес­ ки выловлено ее 14 тысяч 619 тонн. Руководители флотов заве­ ряют: “Недоберем”. Ученые вы­ дали не совсем верные данные. Пикша, по всей вероятности, про­ шла в августе, жалась к берегу. Ее скоплений, которые сулили ученые, не было. Не хочу обличать институт. Федеральные органы не выделя­ ют денег в полном объеме на про­ ведение комплексных съемок запасов рыбы в Баренцевом море, а каждая экспедиция стоит не­ много немало - миллионы рублей. Своего исследовательского флота у ПИНРО нет. Крутится, аренду­ ет... Заместитель директора инсти­ тута по науке Валерий Москален­ ко не скрывает: “Отчасти промахнулись. С кем не случает­ ся? Дайте денег - станем отправ­ лять в море больше экспедиций и будем получать точные результа­ ты. Не оправдываюсь. Мы - уче­ ные, а не пророки”. Нельзя не согласиться с пред­ ставителем института. Рыбаки ворчат. Но наука тоже не без­ грешна... Павел ЛУЖИН. УПУЩЕННЫЕ Опустел павильон четвер­ той международной выстав­ ки “Нева-97”. Лишь промозглый осенний ветер полощет кое-где оставшиеся обрывки афиш на реклам­ ных стендах, напоминая о минувшем событии, прошед­ шем в Санкт-Петербурге. На выставке были представлены достижения в области судо­ строения и судоходства, изу­ чения и разработки российского шельфа, освое­ ния арктических регионов, создания терминалов и пор­ товых комплексов. Словом, разделы ее охватывали те экономические сферы, в ко­ торых работают и предприя­ тия, и рыбопромысловый и транспортный флоты мур­ манского Заполярья. В выставке, помимо зару­ бежных фирм, участвовало более ста отечественных организаций, предприятий, судовладельцев, научно-ис­ следовательских институтов, но среди них, увы, не было посланцев Мурмана. А ведь рыбопромысловые флоты, судоверфь, рыбный порт, а также морское пароходство и торговый порт могли бы достойно представлять на авторитетном форуме эконо- использовать атомные ледо- мику Мурманской области и колы для обеспечения судо- иродемонстрировать свои ходства по Северному экономические возможности морскому пути. Это же по- в сотрудничестве как на внутреннем, так и на между­ народном рынке. Взять, к примеру, Мур­ манскую судоверфь. Кон­ цепция возрождения строительства на ней про­ мысловых судов наверняка вызвала бы у участников вы­ ставки заинтересованность в установлении деловых кон­ тактов и намерение вклады­ вать инвестиции в развитие судостроительного потенциа­ ла старейшего предприятия. тенциальныи источник по­ ступления финансовых средств в кассу пароходства! Однако в этот раз выстав­ ка “Нева-97” не была приня­ та во внимание мурманскими предпринимателями то ли по причине “навязшего в зу­ бах” трафарета об отсут­ ствии денег, то ли в силу недооценки выставки как средства налаживания взаи­ мовыгодных партнерских отношений. Резонен вопрос: неужели в море рыночных отношений уже “ступлены А это, в свою очередь, по- острые кили”? зволило бы сохранить на су- Через два года в Санкт- доверфи рабочие места, а Петербурге состоится пятая может быть, и открыть но- подсчету выставка - “Нева- вые, что определенным обра- ^9 • К не“ наД° готовиться зом сняло бы напряженность Уже сег°Дня>не откладывая в вопросе перемещения люд- начало подготовки на ских ресурсов из Мурманска завтРа - тппгитгг» в среднюю полосу. В конеч- Геннадии ЮДЕНКО. ном результате выиграла бы в целом рыбная отрасль Се­ верного бассейна. Мурманскому морскому пароходству представлялась прекрасная возможность: посредством участия в выс­ тавке привлечь внимание за­ рубежных и российских грузоотправителей к своим колоссальным возможностям ВЕСТИ С ПРОМЫСЛА Закончилось лето, а с ним и более-ме- нее устойчивая погода в Баренцевом море. Для рыбаков наступают самые сложные, штормовые месяцы. Вот и ми­ нувшая неделя подтверждает это. АО “МУРМАНСКИЙ ТРАЛОВЫЙ ФЛОТ”. Из-за испортившейся погоды рыба “прячется”, суда в постоянном поиске. А потому и плановые задания выполнили далеко не все экипажи. Получше других сработали моряки СТМ “Озерница”, “Ордынский” и траулера “Бо- лислав Балдин”. Справился с планом по выпус­ ку пищевой продукции экипаж РТМК-с “Адмирал Шабалин”, который принимает у про­ мысловиков сельдь в зоне Англии. Хорошая об­ становка на облове сельди в Норвежском море позволила перекрыть плановые задания коман­ дам РТМК-с “Александр Мироненко” (118 про­ центов), “Капитан Богомолов” (117), “Борис Сыромятников (103). Успешно потрудились и экипажи, работающие в зоне Мавритании: “Ад­ мирал Стариков” - 121, “Капитан Телов” - 109, “Александр Косарев” - 104 процента. АО “МУРМАНРЫБПРОМ”. Из 14 экипа­ жей судов, работающих в Баренцевом море, с планами справились лишь два: СРТМ-к “Орлан” - 120 и БМРТ “Цимлянск” - 110 процентов. Штормы разогнали рыбные скопления, донные породы (треска, пикша) действительно “залегли” на дно, а грунты в районах промысла “тяжелые” (рыбаки это знают), того и гляди оборвется трал. Зато в Норвежском море все шесть экипажей зна­ чительно перевыполнили план недели. Лучшие результаты у БМРТ “Владимир Бродюк” - 160, “Леонид Иванов” - 150 процентов. В зонах Аф­ рики работают четыре траулера, промобстановка там неплохая, лидируют моряки БМРТ “Иван Бочков” и “Леонид Новоспасский”. АО “СЕВРЫБХОЛОДФЛОТ”. На минув­ шей неделе, несмотря на усилия рыбаков, дос­ тичь выполнения суточных заданий не удалось никому, кроме экипажа “Скаллопера”. “Около плана” сработали моряки плавбазы “Даурия”, принимая на промпереработку сырье от промыс­ ловиков. А “малышей” разогнал шторм. АО “КАРЕЛРЫБФЛОТ” . Промысловые проблемы у всех флотов одинаковые. Поэтому за минувшую неделю похвалить за хорошую рабо­ ту можно лишь экипажи СТМ “Острына”, “Оленты” (Баренцево море) и “Опон” (Норвеж­ ская зона). Карельская газета “Северный курь­ ер" на прошлой неделе рассказала о том, что на Петрозаводском рыбокомби­ нате знают, как превратить малоценную ряпушку в “золотую рыбку”. Речь идет о выпуске шпрот именно из ряпушки. Генеральный директор комбината Николай Муковников не скрывал от кор­ респондента проблем: не растаможено приобретенное в Швеции оборудование (комбинат не уплатил еще пени и штра­ фы), простаивает цех с новой коптиль­ ной* печью, ждут своего * часа заготовленные сотни тонн ряпушки и прочие нерешенные пока вопросы. Но, как считает генеральный директор, со временем все наладится. Ведь удалось поставить в цехе горя­ чего копчения четыре новые печи и, не гоняясь за валом, выпускать вкусную про­ дукцию по спросу: 200 кг трески горячего копчения, столько же или меньше другой рыбы. Собираются на комбинате выпус­ кать и деликатесы из форели. Реконструкция цехов и участков, от­ крытие нового производства плюс уме­ ние рыбообработчиков изготовить великолепную продукцию - вот на этом и У Н АШ И Х СО С ЕД ЕЙ зиждется оптимизм Николая Муковнико- ва. Не случайно на российской ярмарке пищевой промышленности в Москве про­ дукция комбината отмечена дипломом второй степени. Особую награду получи­ ли баночки слабосоленой форели в мас­ ле. Хотя, конечно, экспонаты для выста­ вок изготовить проще, чем выпускать много, хорошо и недорого, то есть рабо­ тать на рынок с его жесткими правилами жизненных реалий. Инна БЕРЕЗЮК. y } n e * c q o m Полит заключенному завт ра на с во б о д у , но он хороший артист, и администрация просит его, чтоб он сделал про­ щальный концерт . Он согласился . В зал е си­ дят судья , адвокаты , п рок урор , на сцене - хор . Выходит “артист” : - П еред вами сейчас выступит х о р из пре­ ступников, убийц, во ­ ро в , нарушителей, проституток и осталь­ ных полит заключен­ ных. Они вам споют свою лю бим ую песню “Партия - наш р у л е ­ вой” 1 ОБРАТНАЯ СТОРОНА РЕФОРМ Начнем с краткого анализа. В области существуют, подчерки­ ваю, существуют шесть крупных судоремонтных заводов и множе­ ство фирм аналогичного профиля. Объем работ невелик, судовла­ дельцы предпочитают ремонтиро­ ваться на Западе, когда свои производственные мощности про­ стаивают. Директор оборонного СРЗ “Нерпа’ Павел Стеблин со­ брал коллег на представительное совещание. Его основным лейтмо­ тивом было: “Мужики, давайте объединимся! Государству мы не нужны. Позаботимся о себе сами. Кроме судоремонта развернем на кооперативных началах судостро­ ение. Наши рыбаки бросились за­ казывать строительство новых судов проекта 13720 в Ярославле, Калининграде. Чем мы хуже? Сде­ лаем...” Директора не возражали: оси­ лим и эту работу... Начальник Гм “Севпромразвед- Д Р У ГИ Е ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ ЛИЦА ка” Павел Виноградов резонно возразил: “Я не против программы судостроения на местных верфях. Но где взять деньги? Прикинем: постройка траулера по средним подсчетам обойдется в 10 милли­ онов долларов. На эту сумму еще накрутится десять миллионов в виде процентов за кредит. Плюс содержание судна 14 миллионов. Необходимо поймать 30 тысяч тонн трески, чтобы оправдать та­ кие затраты. Ученые говорят: ре­ бята, забудьте в ближайшие годы о треске - ее не будет. Естествен­ ный биологический цикл. Чем рас­ плачиваться изволите?”. Первый заместитель главы об­ ластной администрации Валентин Пунцевич, присутствовавший на совещании, правда, пообещал, что администрация поддержит судо­ ремонтников налоговыми льгота­ ми, разрешит брать кредиты под ее гарантии. Заверения даже столь высокого областного руково­ дителя вряд ли в состоянии реани­ мировать некогда крепкую судоремонтную отрасль рыбного Мурмана. Доведенные до отчая­ ния рабочие СРЗ в Росляково уже перекрывают автодорогу. 9 меся­ цев не получает зарплату коллек­ тив “Нерпы” . Терпят. Но любому терпению есть предел. Уважаемый Павел Стеблин! Ду­ маете, что бьетесь над каждоднев­ ными проблемами, стремитесь, чтобы накопленный инженерный потенциал не пропал втуне? Да ог­ лянитесь вокруг. Сегодня ваши усилия никому не нужны. Деньги стали всепоглощающей силой. А у предприятий их нет. б у ^ ь П| Вы с гордостью демонстрирова­ ли участникам совещания во вре­ мя экскурсии современное оборудование своего завода, пока­ зывали поточные линии, станоч­ ный парк - и наткнулись на вежливое равнодушие коллег. Не [ те идеалистом. Собралась кучка умных руково- 1 ителей. Красиво поговорили. 1риняли обращение к правитель­ ству. Пообедали. И все забылось после вкусного обеда. Не будут строиться корабли на Мурмане - не нужен крепкий Мурман нынеш­ ним правителям России. А что касается обращения уча­ стников вашего совещания к пра­ вительству России... Признаюсь, недавно вычитал: “Больше бумаги - чище..." Леонид ПАВЛОВ. ОДНИМ АБЗАЦЕМ Ограничимся сухой констатацией факта. А если быть точным во вре­ мени - это будет post factum. Губер­ натор нашей области Юрий Евдокимов посетил по приглашению руководства на прошлой неделе АО “Норд-Вест Ф .К .”. Прекрасное предприятие! Выпускает вкусную, пользующуюся большим спросом продукцию. Главе администрации показали новую линию по комплек­ сной переработке трески, рассказа­ ли о планах коллектива на будущее. Юрий Алексеевич остался доволен. Тем более что предприятие перечис­ лило в бюджет области только в прошлом году около 2 млрд. руб­ лей. Все бы так!.. Главный инженер фабрики ору­ дий лова Александр Тарасов, глав­ ный конструктор “Севрыбтех- центра” Виктор Доровских и патен­ товед, заместитель директора ЦНТИ Людмила Кирьянова на­ граждены дипломами и памятными знаками Совета Всероссийского об­ щества изобретателей и рационали­ заторов. Молодцы! Знать, не умрет изобретательская мысль наших Ку- либиных даже в эти нелегкие време­ на... ...Не совсем русские дураки: еще приглашают за рубеж. Спасибо! Де­ легации российских ученых во гла­ ве с директором ВНИРО (Всероссийский научный институт рыбного хозяйства и океанографии) Андреем Елизаровым побывала в городе Балтиморе (США) на еже­ годной сессии ИКЕС (организация, занимающаяся вопросами сохране­ ния запасов рыбы в Мировом океа­ не). Мурманчан представляли на этой встрече кандидаты биологичес­ ких наук Валерий Шлейник, Борис Беренбойм, младший научный со­ трудник Андрей Долгов (все из ПИНРО). Их доклады о состоянии биоресурсов в северных морях были выслушаны с вежливым вниманием. №41 10 - 16 октября 1997 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz