Рыбный Мурман. 1997 г. Октябрь.
рекллт но - мнформ лимонн$£пмлвженне ежышльннкл - рышныймурман " НАУКА - ПРОИЗВОДСТВУ Трудно признавать ошибки. Но от них никто не застрахован. Банальщина, но от нее никуда не деться. ПИНРО ошиблось в про гнозе. Бывает. Пикша в сентябре г^ктябре, как предсказывали на учные сотрудники института, не заполнила тралы рыбаков. Квота нашей области на эту рыбу - чуть больше 46 тысяч тонн. Фактичес ки выловлено ее 14 тысяч 619 тонн. Руководители флотов заве ряют: “Недоберем”. Ученые вы дали не совсем верные данные. Пикша, по всей вероятности, про шла в августе, жалась к берегу. Ее скоплений, которые сулили ученые, не было. Не хочу обличать институт. Федеральные органы не выделя ют денег в полном объеме на про ведение комплексных съемок запасов рыбы в Баренцевом море, а каждая экспедиция стоит не много немало - миллионы рублей. Своего исследовательского флота у ПИНРО нет. Крутится, аренду ет... Заместитель директора инсти тута по науке Валерий Москален ко не скрывает: “Отчасти промахнулись. С кем не случает ся? Дайте денег - станем отправ лять в море больше экспедиций и будем получать точные результа ты. Не оправдываюсь. Мы - уче ные, а не пророки”. Нельзя не согласиться с пред ставителем института. Рыбаки ворчат. Но наука тоже не без грешна... Павел ЛУЖИН. УПУЩЕННЫЕ Опустел павильон четвер той международной выстав ки “Нева-97”. Лишь промозглый осенний ветер полощет кое-где оставшиеся обрывки афиш на реклам ных стендах, напоминая о минувшем событии, прошед шем в Санкт-Петербурге. На выставке были представлены достижения в области судо строения и судоходства, изу чения и разработки российского шельфа, освое ния арктических регионов, создания терминалов и пор товых комплексов. Словом, разделы ее охватывали те экономические сферы, в ко торых работают и предприя тия, и рыбопромысловый и транспортный флоты мур манского Заполярья. В выставке, помимо зару бежных фирм, участвовало более ста отечественных организаций, предприятий, судовладельцев, научно-ис следовательских институтов, но среди них, увы, не было посланцев Мурмана. А ведь рыбопромысловые флоты, судоверфь, рыбный порт, а также морское пароходство и торговый порт могли бы достойно представлять на авторитетном форуме эконо- использовать атомные ледо- мику Мурманской области и колы для обеспечения судо- иродемонстрировать свои ходства по Северному экономические возможности морскому пути. Это же по- в сотрудничестве как на внутреннем, так и на между народном рынке. Взять, к примеру, Мур манскую судоверфь. Кон цепция возрождения строительства на ней про мысловых судов наверняка вызвала бы у участников вы ставки заинтересованность в установлении деловых кон тактов и намерение вклады вать инвестиции в развитие судостроительного потенциа ла старейшего предприятия. тенциальныи источник по ступления финансовых средств в кассу пароходства! Однако в этот раз выстав ка “Нева-97” не была приня та во внимание мурманскими предпринимателями то ли по причине “навязшего в зу бах” трафарета об отсут ствии денег, то ли в силу недооценки выставки как средства налаживания взаи мовыгодных партнерских отношений. Резонен вопрос: неужели в море рыночных отношений уже “ступлены А это, в свою очередь, по- острые кили”? зволило бы сохранить на су- Через два года в Санкт- доверфи рабочие места, а Петербурге состоится пятая может быть, и открыть но- подсчету выставка - “Нева- вые, что определенным обра- ^9 • К не“ наД° готовиться зом сняло бы напряженность Уже сег°Дня>не откладывая в вопросе перемещения люд- начало подготовки на ских ресурсов из Мурманска завтРа - тппгитгг» в среднюю полосу. В конеч- Геннадии ЮДЕНКО. ном результате выиграла бы в целом рыбная отрасль Се верного бассейна. Мурманскому морскому пароходству представлялась прекрасная возможность: посредством участия в выс тавке привлечь внимание за рубежных и российских грузоотправителей к своим колоссальным возможностям ВЕСТИ С ПРОМЫСЛА Закончилось лето, а с ним и более-ме- нее устойчивая погода в Баренцевом море. Для рыбаков наступают самые сложные, штормовые месяцы. Вот и ми нувшая неделя подтверждает это. АО “МУРМАНСКИЙ ТРАЛОВЫЙ ФЛОТ”. Из-за испортившейся погоды рыба “прячется”, суда в постоянном поиске. А потому и плановые задания выполнили далеко не все экипажи. Получше других сработали моряки СТМ “Озерница”, “Ордынский” и траулера “Бо- лислав Балдин”. Справился с планом по выпус ку пищевой продукции экипаж РТМК-с “Адмирал Шабалин”, который принимает у про мысловиков сельдь в зоне Англии. Хорошая об становка на облове сельди в Норвежском море позволила перекрыть плановые задания коман дам РТМК-с “Александр Мироненко” (118 про центов), “Капитан Богомолов” (117), “Борис Сыромятников (103). Успешно потрудились и экипажи, работающие в зоне Мавритании: “Ад мирал Стариков” - 121, “Капитан Телов” - 109, “Александр Косарев” - 104 процента. АО “МУРМАНРЫБПРОМ”. Из 14 экипа жей судов, работающих в Баренцевом море, с планами справились лишь два: СРТМ-к “Орлан” - 120 и БМРТ “Цимлянск” - 110 процентов. Штормы разогнали рыбные скопления, донные породы (треска, пикша) действительно “залегли” на дно, а грунты в районах промысла “тяжелые” (рыбаки это знают), того и гляди оборвется трал. Зато в Норвежском море все шесть экипажей зна чительно перевыполнили план недели. Лучшие результаты у БМРТ “Владимир Бродюк” - 160, “Леонид Иванов” - 150 процентов. В зонах Аф рики работают четыре траулера, промобстановка там неплохая, лидируют моряки БМРТ “Иван Бочков” и “Леонид Новоспасский”. АО “СЕВРЫБХОЛОДФЛОТ”. На минув шей неделе, несмотря на усилия рыбаков, дос тичь выполнения суточных заданий не удалось никому, кроме экипажа “Скаллопера”. “Около плана” сработали моряки плавбазы “Даурия”, принимая на промпереработку сырье от промыс ловиков. А “малышей” разогнал шторм. АО “КАРЕЛРЫБФЛОТ” . Промысловые проблемы у всех флотов одинаковые. Поэтому за минувшую неделю похвалить за хорошую рабо ту можно лишь экипажи СТМ “Острына”, “Оленты” (Баренцево море) и “Опон” (Норвеж ская зона). Карельская газета “Северный курь ер" на прошлой неделе рассказала о том, что на Петрозаводском рыбокомби нате знают, как превратить малоценную ряпушку в “золотую рыбку”. Речь идет о выпуске шпрот именно из ряпушки. Генеральный директор комбината Николай Муковников не скрывал от кор респондента проблем: не растаможено приобретенное в Швеции оборудование (комбинат не уплатил еще пени и штра фы), простаивает цех с новой коптиль ной* печью, ждут своего * часа заготовленные сотни тонн ряпушки и прочие нерешенные пока вопросы. Но, как считает генеральный директор, со временем все наладится. Ведь удалось поставить в цехе горя чего копчения четыре новые печи и, не гоняясь за валом, выпускать вкусную про дукцию по спросу: 200 кг трески горячего копчения, столько же или меньше другой рыбы. Собираются на комбинате выпус кать и деликатесы из форели. Реконструкция цехов и участков, от крытие нового производства плюс уме ние рыбообработчиков изготовить великолепную продукцию - вот на этом и У Н АШ И Х СО С ЕД ЕЙ зиждется оптимизм Николая Муковнико- ва. Не случайно на российской ярмарке пищевой промышленности в Москве про дукция комбината отмечена дипломом второй степени. Особую награду получи ли баночки слабосоленой форели в мас ле. Хотя, конечно, экспонаты для выста вок изготовить проще, чем выпускать много, хорошо и недорого, то есть рабо тать на рынок с его жесткими правилами жизненных реалий. Инна БЕРЕЗЮК. y } n e * c q o m Полит заключенному завт ра на с во б о д у , но он хороший артист, и администрация просит его, чтоб он сделал про щальный концерт . Он согласился . В зал е си дят судья , адвокаты , п рок урор , на сцене - хор . Выходит “артист” : - П еред вами сейчас выступит х о р из пре ступников, убийц, во ро в , нарушителей, проституток и осталь ных полит заключен ных. Они вам споют свою лю бим ую песню “Партия - наш р у л е вой” 1 ОБРАТНАЯ СТОРОНА РЕФОРМ Начнем с краткого анализа. В области существуют, подчерки ваю, существуют шесть крупных судоремонтных заводов и множе ство фирм аналогичного профиля. Объем работ невелик, судовла дельцы предпочитают ремонтиро ваться на Западе, когда свои производственные мощности про стаивают. Директор оборонного СРЗ “Нерпа’ Павел Стеблин со брал коллег на представительное совещание. Его основным лейтмо тивом было: “Мужики, давайте объединимся! Государству мы не нужны. Позаботимся о себе сами. Кроме судоремонта развернем на кооперативных началах судостро ение. Наши рыбаки бросились за казывать строительство новых судов проекта 13720 в Ярославле, Калининграде. Чем мы хуже? Сде лаем...” Директора не возражали: оси лим и эту работу... Начальник Гм “Севпромразвед- Д Р У ГИ Е ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ ЛИЦА ка” Павел Виноградов резонно возразил: “Я не против программы судостроения на местных верфях. Но где взять деньги? Прикинем: постройка траулера по средним подсчетам обойдется в 10 милли онов долларов. На эту сумму еще накрутится десять миллионов в виде процентов за кредит. Плюс содержание судна 14 миллионов. Необходимо поймать 30 тысяч тонн трески, чтобы оправдать та кие затраты. Ученые говорят: ре бята, забудьте в ближайшие годы о треске - ее не будет. Естествен ный биологический цикл. Чем рас плачиваться изволите?”. Первый заместитель главы об ластной администрации Валентин Пунцевич, присутствовавший на совещании, правда, пообещал, что администрация поддержит судо ремонтников налоговыми льгота ми, разрешит брать кредиты под ее гарантии. Заверения даже столь высокого областного руково дителя вряд ли в состоянии реани мировать некогда крепкую судоремонтную отрасль рыбного Мурмана. Доведенные до отчая ния рабочие СРЗ в Росляково уже перекрывают автодорогу. 9 меся цев не получает зарплату коллек тив “Нерпы” . Терпят. Но любому терпению есть предел. Уважаемый Павел Стеблин! Ду маете, что бьетесь над каждоднев ными проблемами, стремитесь, чтобы накопленный инженерный потенциал не пропал втуне? Да ог лянитесь вокруг. Сегодня ваши усилия никому не нужны. Деньги стали всепоглощающей силой. А у предприятий их нет. б у ^ ь П| Вы с гордостью демонстрирова ли участникам совещания во вре мя экскурсии современное оборудование своего завода, пока зывали поточные линии, станоч ный парк - и наткнулись на вежливое равнодушие коллег. Не [ те идеалистом. Собралась кучка умных руково- 1 ителей. Красиво поговорили. 1риняли обращение к правитель ству. Пообедали. И все забылось после вкусного обеда. Не будут строиться корабли на Мурмане - не нужен крепкий Мурман нынеш ним правителям России. А что касается обращения уча стников вашего совещания к пра вительству России... Признаюсь, недавно вычитал: “Больше бумаги - чище..." Леонид ПАВЛОВ. ОДНИМ АБЗАЦЕМ Ограничимся сухой констатацией факта. А если быть точным во вре мени - это будет post factum. Губер натор нашей области Юрий Евдокимов посетил по приглашению руководства на прошлой неделе АО “Норд-Вест Ф .К .”. Прекрасное предприятие! Выпускает вкусную, пользующуюся большим спросом продукцию. Главе администрации показали новую линию по комплек сной переработке трески, рассказа ли о планах коллектива на будущее. Юрий Алексеевич остался доволен. Тем более что предприятие перечис лило в бюджет области только в прошлом году около 2 млрд. руб лей. Все бы так!.. Главный инженер фабрики ору дий лова Александр Тарасов, глав ный конструктор “Севрыбтех- центра” Виктор Доровских и патен товед, заместитель директора ЦНТИ Людмила Кирьянова на граждены дипломами и памятными знаками Совета Всероссийского об щества изобретателей и рационали заторов. Молодцы! Знать, не умрет изобретательская мысль наших Ку- либиных даже в эти нелегкие време на... ...Не совсем русские дураки: еще приглашают за рубеж. Спасибо! Де легации российских ученых во гла ве с директором ВНИРО (Всероссийский научный институт рыбного хозяйства и океанографии) Андреем Елизаровым побывала в городе Балтиморе (США) на еже годной сессии ИКЕС (организация, занимающаяся вопросами сохране ния запасов рыбы в Мировом океа не). Мурманчан представляли на этой встрече кандидаты биологичес ких наук Валерий Шлейник, Борис Беренбойм, младший научный со трудник Андрей Долгов (все из ПИНРО). Их доклады о состоянии биоресурсов в северных морях были выслушаны с вежливым вниманием. №41 10 - 16 октября 1997 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz