Рыбный Мурман. 1997 г. Ноябрь.
А т о л ь к о под р о с с и й с к им ф л а г о м . И т р у д и т ь с я н а с у д а х б у д у т р о с си ян е . М еж д у п р о ч им , в с о с т а в е к ом а н ды п ервого т а н к е р а н ем ало м урм ан ч ан . - Что дал этот указ вашему обще ству? - Во -первых , во зможность построй ки судов . Ведь , к ак я говорил , г а р а н том стало прави тел ьс тво . Во -в торых , в р ам к а х этого у к а з а мы з а к лю ч и л и д о го вор с Министерством т р ан сп о р т а Р Ф о 20 -пр оц ен тной д о т а ц и и н аш их расходов по основной деятельности на восемь лет. В нас выгодно вкладывать средства . С е годн я , ф р а х т у я суда , мы н е в о л ь н о п о выш а ем с еб е с тоим о с т ь н е ф т е п р о д у к т о в в 1,7 р а з а . К р ом е то го , не п л а т им в бю дж е т н а л о г на о с н о вны е с р ед с т в а , т а к к а к их по к а нет. Ра зве что столы , з а которыми мы сидим , д а оф и с . П о л у ч им с у д а - и во звр а тим дол ги со с торицей . К р ом е того , им е я ф л о т , м ож н о з а н я т ь с я и др у гим и д елами . - Какими, если не секрет? - Р а з ви ти ем в Арктическом р е ги о не н еф т е ком п л е к с а . Есть уж е и п е р вые ре зультаты . Нынешним летом мы вместе с АО “А р х а н г е л ь с к г е о лд о бы - ч а ” н а о с т р о в е К о л г у е в з а п у с т и л ^ н еф т е п е р е р а б а ты в ающ ую у с т а н о в к у . Это п е р в а я в России а р к т и ч е с к а я у с т а н о в к а . Ч т о о н а д а е т ? В о - п е р вы х , дешевое топливо . Во -в торых , она м о ж е т стать про об р а зом бол ьшо го н е ф т е п е р е р а б а ты в аю щ е г о к о м п л е к с а в Мурманске . В настоящее время р еш а ется вопрос о его с трои тельс тве , с р о к а х и м е с т о р а с п о л ож е н и и . З а н и м а е т с я э тим к о м п а н и я “Л У К о й л ” . П о д г о т о в и л и мы д о к у м е н т а цию и н а с т р о и т е л ь с т в о т а н к е р о в ледового класса вместимостью 60 и 90 ты с яч тонн . - И когда вы предполагаете начать их закладку? - К а к т о л ь к о к ом п ан и я “Л У К о й л ” решит вопрос добычи н еф ти и г а з о в о го конденсата в Арктике . М еж д у п р о чим , о т к р ою н е б о л ьш о й с е к р е т : э т а проблем а уж е в рабочей стадии . - Будем надеяться, что все ваши планы сбудутся. - П о к а Б о г м и л о в а л . Все н а х о д и т п р а к т и ч е с к о е в о п л ощ е н и е в ж и з н ь . Надею сь , т а к будет и впредь . Виктор ПОРТНЯГИН. Фото Бориса ВИРИНА. Л юбой г о р о д им е е т д в а л и ц а : цневное и ночно е . Э г о в п о л ной мере касается и М урм ан ск а . С г у щ аю т с я с ум е р к и , и т о л ь к о ф о н а р и вы св ечив аю т оди н о ки х п р о х ож и х д а мелькнут ф а ры последних троллейбу сов. О д н а к о ж и з н ь не з ами р ае т , пр о д о л ж а е т с я , п р а в д а , о т л и ч н а я от дневной . Посмотреть ее было интерес но, д а и по зн а в а т ел ьно . А посему р е шили мы с в о ди т ел ем М и х а и л о м п о к а т а т ь с я з а полночь по городу . То л ь ко что от трубили к у р а н ты на ф а с а д е “А р к ти ки ’ д в е н а д ц а т ь ч асов ночи . Наши “Ж и г у л и ” медленно д в и гаются по просп ек ту Л е н и н а . Пусто . Т ол ь ко л е г к а я поземка перебегает че р е з т р о т у а р ы . Н а о с т а н о в к е “ П я т ь У г л о в ” нам о т ч а я н н о н а чин аю т “се м а ф о р и т ь ” д в е д е в уш к и . В р ем я п о зднее , и мы тормо зим рядом с ними . Н е г р е х о к а з а т ь б л иж н ем у у с л у г у , тем более что спеши ть некуда . - Д о к а зин о подбросите? - с п р аш и вает б л онди н к а . - Мы не обидим . Р е п о р т а ж н е д е л и Л К А - Д а у ж л а д н о , под ве зем з а т а к , - говори т М и х аи л . И б а рыш н и , п о д о б р а в по лы шуб , располагаются в салоне . Н а с оку ты в а ет ар ом а т д у х о в и л е гкий з а п а х с п и р тного . - Н и к а к д ен ь гу з аш и б а е т е ? - ин т е ресуется брюн етка . - И много н а сш и б али ? - Ошибаетесь , д е вуш ки , мы просто к а т а ем с я , - о б ъ я с н яю я . - Д л я у д о воль стви я . - А может , к а к о е д р у г о е у д о в о л ь ствие пол у чи т ь хотите? Т а к можем к нам з а е х а т ь . П о с и д им , п о б ол т а ем п а р у часов , - пр едл а г ае т брюн етк а . - Потом в к а зи н о з абросите . - И вообще д авай те знакоми ться . Я - И р и н а , а она - О л ь г а , - п р е д с т а в л я е тся б л о н д и н к а . - Вы не подумайте , мы не к а к и е - н и б у д ь “м о ч а л к и ” . В и н с т и т у т е у ч и м с я . С е г о д н я р еш и л и по гулять . О дн ако про зрачный намек не н а х о ди т с н аш ей с то р о ны п о д д е рж к и . И под ружки тер яю т к нам ин т е р е с . О н и ож и в л е н н о н а ч и н аю т о б с уж д а т ь д о с т о и н с т в а к а ки х - т о С аши и Л еш и . В ы я с н я е т с я , что Л еш а - к о з е л и жм о т , а С аш а - крутой . И не худо бы сегод н я к о г о - н и б у д ь снять . Тем вр ем ен ем п о я в л яю т с я о гни к а з и н о . О к о л о з д ан и я п р и п а р к о в а н о н е с к о л ь к о и н ом а р о к . Т а к что , по всей в и дим о с т и , ночь д л я и с к а т е л ьни ц приклю ч ений п р о й дет не з р я . Хо тя кто знает . - З р я , м уж и к и , о т к а з а л и с ь о т д о х нуть , - на прощани е говорит И ри н а . - Н е т а к у ж это доро го . З а т о у д о в о л ь с твия выше крыши . - У д ачи вам желаю ! - отвечаю я . - Пов ес ели ть ся вам от души . Х л оп а е т д в е р ц а м ашины , и д е в уш ки, чуть пок ачиваясь на вы соких к аб л у к а х , и с ч е з аю т в д в е р я х к а з и н о . В с а л о н е о с т а е т с я а р о м а т д у х о в . Мы п е р е г л я д ы в а е м с я с М и х а и л о м . О н н еопр ед е ленн о хмы к ае т , и “Ж и г у л ь ” о т п р а в л я е т с я д альш е . б р е м я уж е позднее , у л и цы пусты . То л ь ко кое-где светятся ' о кн а ночных ма г а зинов . - Д а в ай махн ем в к ру гло су точный , - п р ед л а г аю я . - Д а в а й , - с о г л аш а е т с я М и х а и л , - может , что ин тересное увидим . В “К о л о б к е ” я р к о с в е т я т с я о к н а . Внутри з а прилавк ами две прод авщи цы , в о з л е н и х р а с п о л ож и л с я о х р а н ни к . О к о л о ви н н о г о о т д е л а д в о е м уж чи н я в н о потертого вида вы б и р а ют выпивку . - Н е , к о р и ф а н , ты че, о ч ум е л ? - в о зм ущ а е т с я тот , что п о выш е . - Н а кой тебе к о н ь я к ? П о хм е л я т ь с я будет не н а что. - А я хочу коньяк , - во зр аж а е т д р у гой . - Т ел е в и з о р чей п р о д а л и ? Мои . Гулять буду к а к хочу . П р е п и р аю т с я они дол го . Н а к о н е ц п об еж д а ет бывший х о з я и н т е л е в и з о р а . И м уж ч и ны о тп р а в л яю т с я на в ы ход . В темно ту зимн ей ночи . Я расспрашиваю продавщицу : ка£ , мол , идет тор говля , много ли п о к у п а телей . Вы я с н я е т с я - не густо . Но ' все ж е из б л и з л еж ащ и х д ом ов н а в е ды в а ются те, кому “не х в а т и л о ” . Хлопает дверь . И в магазин входит б а б у л ь к а , з а к у т а н н а я в п л а т о к , с а воськой в руке . - Д очен ь к а , - о с в едом л я ет ся она , - х л е б уш е к е с т ь ? Д н ем -т о з а б ы л а к у пить . Мн е бы т еплен ько го . - Б а б у л я , что ж е вы т а к п о здн о вы б р а л и с ь ? Н е б о я зн о ? - спр аши в аю я: - Ч е го мн е б о я т ь с я . В з я т ь с меня нечего , - о тв е ч а е т она . - К оли п о л е зут , вон к лю кой отобьюсь . Д а и н о чью не спится - бессонница . Вот я и про гулив аю с ь , благо дом рядом . С т а р уш к а а к к у р а т н о у к л а ды в а е т в авоську б ух ан к у хлеба и я в н о никуда не собирается уходи ть . М ож е т быть , поговорить хочет? А может быть , нет ж е л а н и я идти в пустую к в а р т и р у ? Мы садимся в машину и еще н е ко торое время колесим п о 'г о р о д у . Т ем но и п р ом о з г л о . А п у с ты е у л и цы н а в о д я т уны ни е . К а к , впрочем , и все нынешнее бытие. Тоскливое впечатле ни е п р о и з в о д и т н о ч н ой Мурман%* . М ож е т бы т ь , от б е з лю д ь я , а м ож е т быть , оттого, что одни не спят по соб ственной воле , а д р у г и е - от тоски . В и к т о р В И К Е Н Т Ь Е В . И н т е р в ь ю н е д е л и ------------------------------------------------------------------------------ РЕАНИМАТОР ФЛОТА к р а й н е с л о ж н о м п о л о ж е н и и о к а з а л и с ь н ы н ч е ф л о - J L Jm b i, c ijdopeM o im iH b ie и с у д о с т р о и т е л ь н ы е п р е д п р и я т и я . И х р у к о в о д и т е л и с е т у ю т н а с о к р а щ е н и е о б ъ е м о в п р о и з в о д с т в а ] н а н е п о м е р н о е б р е м я н а л о г о в . В с е э т о , е с т е с т в е н н о , в е д е т к р а з в а л у . О д н а к о д л я б о л ь ш е й о б ъ е к т и в н о с т и с т о и т о б р а т и т ь с я к ц и ф р а м . Т о л ь к о з а 1 9 9 5 - 1 9 9 6 г о д ы в р о с с и й с к и х м о р с к и х п а р о х о д с т в а х с п и с а н о п о ч т и 3 0 0 т а н к е р о в и с у х о г р у з о в . В э т о м г о д у п р и к а з а л и д о л г о ж и т ь е щ е 8 0 с у д о в . П р и ч и н а б а н а л ь н а - в е т х о с т ь и о т с у т с т в и е в о з м о ж н о с т е й п р о и з в е с т и н е о б х о д и м ы й р е м о н т . П о п о л н е н и е ж е ф л о т а с о с т а в и л о в с е г о 2 0 п р о ц е н т о в о т у р о в н я п о т е р ь и , к с т а т и , в о с н о в н о м з а с ч е т к р е д и т о в и н о с т р а н н ы х б а н к о в . И в с е ж е , к а к э т о н и п а р а д о к с а л ь н о , д а ж е в т а к и х у с л о в и я х м о ж н о в ы ж и т ь . П р и м е р о м т о м у с л у ж и т А О “ Л У К о й л А р к т и к т а н к е р ” , п о я в и в ш е е с я в М у р м а н с к е т р и г о д а н а з а д . С е г о д н я о н о п р о ч н о в с т а л о н а н о г и и п о л ь з у е т с я з а в и д н о й р е п у т а ц и е й н е т о л ь к о в Р о с с и и , п о и з а р у б е ж о м . Н а ш к о р р е с п о н д е н т в с т р е т и л с я с г е н е р а л ь н ы м д и р е к т о р о м а к ц и о н е р н о г о о б щ е с т в а Н и к о л а е м К У Л И К О В Ы М . - Нынче объемы грузоперевозок российскими судами сокращаются. В 1997 году они уменьшились почти на 18 процентов. Что же подтолкнуло акционеров заняться столь бесперс пективным делом? - Насчет того, что д ело бесперспек ти в н о е , я не с о г л аш у с ь . В ед ь после р а з в а л а С ою з а ч а с т ь т а н к е р о в о с т а л а с ь в с т р а н а х Б а л т и и , часть приш ла в негодность . И представьте: в России не осталось ни одного ( ! ) т ан кер а у с и л е н н о г о л ед о в о г о к л а с с а . П а р а д о к с . Весь сектор З а п а дн о й Арктики остал- ^ ся бесхозным в плане доставки нефте- « продуктов . Это и Дудинка , и Певек, и о т д а л е н н ы е п о г р а н з а с т а в ы . . . К р ом е того , необходимо д о с т а в л я т ь га зовый конденсат . М еж ду прочим, он поль зу ется спросом в З а п а д н о й Европе , о а него в а лю той п л а т я т . Вот и р еши ли т р и п р е д п р и я т и я с о з д а т ь н аш е АО . Акционерами стали М урм ан ско е мор ское пароходство , н еф т ян а я компания “Л У К о й л ” , ф и р м а “Я к у т н еф т е г а з ” . - Создали АО. Ну а далыпе-то что? Ведь судов нет. Значит, их нуж но строить. А где взять деньги? - И м е н н о об этом мы под ум а ли з а р анее . О сно вн а я - то з ад а ч а АО - о р г а ни зо в а т ь с трои тельство т ан к е р о в д л я до с т а в ки н еф т е п р о д у к т о в по тр еби т е л ям . По с ему были с д ел аны ра счеты . Правительство Р Ф нас поддержало , и мы получили к р еди ты в р а зм е ре 300 миллионов америк ан ских д о л л а р о в . Г ар ан т ом ж е с т а л о пр а ви т ел ь с тво России . - Ну и куда делись эти день ги? Ведь зачастую кредиты расходуются, мягко говоря, не по назначению. - К у д а д е л и с ь ? А их уж е к а к бы и нет. Ушли на дело . Мы при ступили к с т р о и т е л ь с т в у 10 т а н к е р о в . П я т ь из них сойдут с в ерфей Ви смара (Г е рм а ния ) , а еще пя ть - с “Адмиралтей ских в е р ф е й ” С а н к т -П е т е р б у р г а . Д л я н а ших судостроителей этот з а к а з - бол ь шое п о д с п о р ь е . М ож н о с к а з а т ь , ж и вы е д ен ь ги . П е р вы й т а н к е р уйд ет в рейс 19 д е к а б р я , второй - 30 я н в а р я 1998 год а . С удо с т рои т ели В и см а р а у ложили с ь в о говоренные сроки . А 10 д е к а б р я с остоитс я т о рж е с т в е н н а я з а к л а д к а к и л я г ол о вно го т а н к е р а на “А дм и р ал т ей с к и х в е р ф я х ” . Собы ти е это зн ам ен а т е л ьно е . В н аш ем О т е ч е стве подобного не случалось лет т р и д ц а т ь . С у д н о буд е т а б с о лю тн о новой к о н с т р у к ц и и , у с и л е н н о г о л ед о в о г о кла сс а . Полн о с т ью мы с компл екту ем н аш ф л о т з а д в а года . К с та ти , з а и с п о л ь з о в а н и е м д е н е г с л е д и л и п р а в и т е л ь с т в е н н ы е о р г а н ы в е с ьм а вним а тельно и н ар уш ен ий не о б н а р у ж или . - И все же это - перспектива, хотя весьма обнадеживающая. Чем же вы занимаетесь, не имея судов? - Т ем , чем п о л ож е н о , - д о с т а в к о й нефтепродуктов , газового конденсата . Пр авд а , с уд а при ходи т с я ф р а х т о в а т ь в Г е рм а н и и , Л а т в и и , н а К и п р е и в П а н ам е . Всего в ны н еш нюю н а в и г а цию трудилось 14 танкеров . Мы пере ве зли более 300 ты с яч тонн топлива и г а з о в о г о к о н д е н с а т а . О с в о и л и и н о вую линию : из Кор еи ди з е л ьн о е т о п л и в о д о с т а в и л и н а Ч у к о т к у . В б у д ущ ем год у п л а н и р у е м п е р е в е з т и д о п о лн и т е л ьн о еще 300 ты с яч тонн . И при всем при том с и т у ац и я пока а б с у р д н а я . В а лю т а у х о д и т з а руб еж , рабочи е места получ аю т иностранны е м о р я к и в то в р ем я , к а к н аши ос таю т ся не у д ел , п р е д п р и я т и я н а простое . С л е д о в а т е л ь н о и о т ч и с л е н и я в бю д ж е т н у л е вы е . П о э т ом у и п о я в и л с я У к а з пре зидента Р Ф “О во зрождении тор гово го ф л о т а Р о с с и и ” , он п р е д п о л а г а е т о к а з а н и е помощи п р е д п р и я т и ям этой отрасли . Ф л о т н аш е г о АО б у д е т х о д и т ь Л № 47 21 - 27 ноября 1997 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz