Рыбный Мурман. 1997 г. Ноябрь.

о t - МУРМАНСКАЯ МОЗАИКА а О Б М А Н У Л И ” м у р м а н ч а н на н е с к о л ь к о ч асов к у ­ р ан ты , что у с тан о в л ены на го стин и ­ це “А р к т и к а ” . П р и ч и н а п ро ста отсутствие блока бесперебойного пи ­ т а н и я , к о то ры й бы л п о хищ ен н а д н я х . Т а к ч то ны н ч е ч а сы буду т “в р а т ь ” до т ех пор , пока не п ри о б ­ ретут новый блок . П О В Ы С И Л А С Ь п л а т а з а с о д е рж а н и е д е т ей в д ош ­ к о л ь н ы х у ч р еж д е н и я х . П р еж д е за один д е н ь р о д и т е л и п л а т и л и 7400 р у б л е й . Н ы н ч е п р и д е т с я р а с к ош е ­ л и т ь с я на 8200 р у б л ей . Д о р ож аю т наш и ч ад а . В п рочем , к а к и все о с ­ т ал ьн о е . П О В Е З Л О п е н с и о н е р ам и м н о г о д е тны м м а т е ­ р ям . А в и а к ом п ан и я “ П у л к о в о ” у с ­ т а н о в и л а д л я н и х с к и д к у с о о т в е т с т в ен н о н а 30 и 50 п р о ц е н ­ т о в . Х о тя с о м н и т е л ь н о , что от э т о ­ го в о з р а с т е т п а с с аж и р о п о т о к . В едь ц ены “ к у с а ю т с я ” , а д о х о ды у этой к а т е г о р и и н а с е л е н и я в е с ьм а н е в е ­ л и к и . О Т К Р О Е Т С Я в ближ айш ее врем я д е зи нф ек ц и - о н н о -п о м ы в о ч н а я с т а н ц и я г р у з о ­ вы х а в т ом о б и л ей . П р о х о д и т ь д е з и н ф е к ц и ю буд е т весь т р а н с ­ п о р т , з а н и м аю щ и й с я п е р е в о з к о й п р о д о в о л ь с тв ен н о г о сы р ь я и п ищ е ­ вы х продуктов по городу и з а преде ­ л ы о б л а с т и . Э т а с т а н ц и я , к стати п е р в а я на С е в е р о - З а п а д е Р о с си и , п о я ви тс я в к ач ес тв е м еры д л я з ащ и ­ ты н а сел ен и я от и н ф е к ц и о н ны х б о ­ л е зн ей . Л Ь Г О Т Н Ы Е П Р А В И Л А с будущ его года н ачн у т д ей ство в ать в М урм ан ске . Это новы е российские “П р а в и л а о к а з а н и я у с л у г т е л е ф о н ­ ной с в я з и ” . П о сл е ново го года с в я ­ зисты потеряю т право у стан авли в ать с п а р е н н ы е а п п а р а ты б е з с о г л а с и я в л а д е л ь ц е в т е л е ф о н н ы х н ом е р о в . П о новым п р а в и л ам , с е в е р я н е , к у ­ пи вш и е к в а р т и р у с т ел еф он ом , см о ­ гут п ереоф орми ть его на свое имя не по комм ерч еской ц ен е , к а к ны н е , а по обы чному т а р и ф у подклю чения к т ел еф он н ой сети . НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Н А П О Р О Г Е Р Е Ф О Р М Ы Н а ч а л ь н ы е ш к о лы и ш к о лы - с а ды п о я ви ли с ь в М у р м а н с ­ к е не т а к д а в н о , но уж е п о л ь з у ю т с я з а с л уж е н н о й п о п у ­ л я р н о ст ью . О п р е и м ущ е ст в а х их р а б о т ы и с е г о д н яш н и х п р о б л е м а х , а также о г р я д ущ и х п е р ем е н а х р а с с к а з ы в а ет г л а в н ы й с п е ц и а л и ст г о р о д с к о г о к о м и т ет а о б р а з о в а н и я С в ет л а н а Р У Д Н Е В А . - Н а ч а л ь н ы е ш к о л ы и ш к о л ы -с а д ы с о зд аю т д л я д е те й б л а го п р и я тны е у с л о ­ вия у ч е б ы и д о с у га в р е ж и м е п о л н о го р а б о ч е го д н я . П ом им о о б я за те л ь н о й о б р а зо в а те л ь ­ ной п р о гр ам мы н а чал ьн ой ш колы , здесь в ед е т ся д о п о л н и т е л ь н о е о б у ч е н и е а н г­ л и й с ко м у я зы ку , и д е т з н а к о м с т в о с ком ­ п ью т е р о м и з а н я т и я в и з о с т у д и и . Т ам , где е с т ь кл а с сы ш е с ти л е т о к , о р г а н и з о ­ ван д н е в н о й сон . Н а ч а л ь н ы е ш ко лы в го р о д е п о я в и ­ л и сь недавно , но уж е успе ли на раб о та ть о п р е д е л е н н ы й о пы т . О н и п о з в о л и л и с н и зи ть н а п о л н я е м о с т ь 1- 3 -х кл а с со в в с р е д н и х ш ко л а х с в о и х м и кр о р а й о н о в . В ны н еш н ем у ч еб ном году в М урм а н ­ с ке уж е р а б о т аю т д в е ш ко лы -с а д а и три н а ч а л ь ны х ш колы . К р ом е них в д е т с к и х с а д а х д е й с т в у ю т ещ е 90 н а ч а л ь н ы х кл а ссо в , в клю ч а я и кл а с сы ш е с ти л е т о к . Ж е л а ю щ и х п о п а с т ь т уд а , ко н е ч н о , о ч е н ь м н о го . Но в п е р в ую о ч е р е д ь мы уд овле твор яем по требно с ти ж и тел ей от­ н о с ящ е го с я к э той ш коле м и кр о р а й о н а . И л и ш ь п о том , е с л и о с т а ю т с я с в о б о д ­ ны е м е с та , б ерем д е те й из д р у ги х р айо ­ нов. - С в етл ан а Н ик ол а евн а , п ояв я т ся л и к с л е д ую щ ем у у ч е б н ом у го д у н о ­ вы е н ач ал ьны е к л а ссы или ш колы ? - Ч то бы о т кр ы т ь н о вы й т а ко й кл а сс , н уж но на б р а ть о п р е д е л е н н о е ч и с л о д е ­ тей , в с р е д н ем 25 ч е л о в е к . Мы каж ды й год а н а л и з и р у е м к о м п л е к т о в а н и е н а ­ ч а л ь ны х классов и видим , что числ о пер ­ в о кл а с с н и ко в е ж е го д н о ум е н ьш а е т с я . В э т о м год у в ш ко лы п ош л о ч у ть б о л ьш е пя ти ты с я ч п е р в о кл а с с н и ко в . На с л е д у ­ ющ ий год их б уде т о кол о ч е ты р е х ты сяч , а в 1999 году ед ва л и на бе р ем три ты с я ­ ч и . Н ы н еш н я я т е н д е н ц и я с н и ж е н и я на 8 0 0 - 1 0 0 0 д е т е й в год з а с т а в л я е т на с тщ а т е л ь н о р а с с ч и т ы в а т ь н е о б х о д и ­ м о с ть о т кры ти я н о вы х кл а ссов . - Н аск ольк о я зн аю , в си с т ем е н а ч а л ь н о г о о б у ч ен и я в ближ айш е е в р ем я п р о и зо й д у т с е р ь е з н ы е и зм е ­ н ения . - Д а , н е д а в н о п р и н я т о р еш е н и е ко л ­ л е ги и М и н и с т е р с т в а о б р а з о в а н и я , ч то с р о к о б у ч е н и я в н а ч а л ь н о й ш к о л е с т а ­ н е т не тр е х -, а ч е ты р е х л е т н им . П о э та п ­ ны й п е р е в о д ш ко л н а ч н е т с я в с л е д ую щ е м го д у и п о с т е п е н н о з а в е р ­ ш и тся к 2 0 0 0 -м у году . Б уд у т у ч и ты в а т ь ­ ся о соб ен но с ти каждо го ре гиона страны , и п о в а л ь н о го , б е зд ум н о го п е р е х о д а на но в ую с и с те м у у на с не б уде т . Э то р еш е н и е п р и н я т о в с в я зи с тем , ч т о б о л ь ш и н с т в о д е т е й о б у ч а е т с я в 3 - л е тн е й н а чал ьн ой ш коле и л иш ь 36 про - I - '1 * *л Г <1 , Г V**5* ц е н то в д е те й по Ро ссии за ка н ч и в аю т ч е ­ т ы р е х л е т к у . А при д е ф и ц и т е у ч е б н о го в р е м е н и в о з р а с т а е т и н т е н с и в н о с т ь у ч е б н о го п р о ц е с с а . Э то в е д е т к п е р е ­ гр у з ке и у т о м л я е м о с т и д е т е й , и, ка к след с твие , в о зни каю т наруш ения их пси ­ х и ч е с ко го и ф и зи ч е с ко го з д о р о в ь я . К ро ­ ме т о го , с п е ц и а л и с ты с ч и т а ю т , ч т о за т р и года не у с п е в а ю т сф о р м и р о в а т ь с я о бщ е у ч е б ны е ум е н и я и на вы ки у ш ко л ь ­ ни ков . - Е сли р е б ен о к н е сп р а в л я е т ся с о ш к ольн ой п р о гр ам м ой , д о л ж е н ли учи т ел ь д о п о л н и т е л ь н о зан им а т ь ся с ним п о с л е ур ок ов ? - О б я з а н н о с т и д о п о л н и т е л ь н о з а н и ­ м а т ь с я с о т с т а ю щ и м и у ч е н и к а м и у н а ­ ш и х у ч и т е л е й т е п е р ь не т . О д н а к о не с каж у , ч то в каж д ой ш ко л е о т к а зы в а ю т ­ ся б е с п л а т н о з а н и м а т ь с я с н е у с п е в а ю ­ щ им и . У н а с м н о го д о б р о с о в е с т н ы х у ч и т е л е й , ко то ры е в о в р ем я п о д с каж у т , п ом о гу т и на уча т . Но , к с о ж а л е н и ю , с л о ж н о с т и н аш е й ж и зн и з а с т а в л яю т м но ги х у ч и те л е й п р и ­ с п о с а б л и в а т ь с я к ны н еш н им у с л о в и ям . П о п о л о ж е н ию о п л а тны х д о п о л н и т е л ь ­ ны х у с л у га х им р а з р еш е н о р е п е т и т о р ­ с т в о . Е д и н с т в е н н о е у с л о в и е з а н и м а т ь с я м о ж н о т о л ь к о с у ч е н и ка м и д р у го го о б р а з о в а т е л ь н о го у ч р еж д е н и я . - П онятно , ч то ф и н а н с о в о е с о с т о я ­ ни е наш его о б р а з о в а н и я о с т а в л я е т ж ел ать л учш его . О дн ак о з ак онны л и м н о г о ч и сл ен ны е с б о ры д е н е г с р о ­ д и т ел ей на р ем он т школ и п р и о б р е т е ­ ни е ин в ен таря , на д р у ги е н уж ды ? - По з а ко н у об о б р а зо в а н и и р од и те л и им ею т право о ка зы ва ть б л а го тв о р и те л ь ­ н ую п о м ощ ь . В ка ком в и д е о н а б у д е т о с ущ е с т в л я т ь с я , р еш а е т р о д и т е л ь с к и й ко м и т е т . Но в се д о л ж н о бы ть в р ам ка х разумно го , и нельзя ус траи ва ть прин уди ­ т е л ь н ы е по бо ры . В ш ко л е д о л ж е н с ущ е с тв о в а т ь с о в е т у ч р еж д е н и я , ко то ры й п е р е в о д и т д е н ь ги на р а с ч е т ны й с ч е т или ч е р е з б у х га л т е ­ рию . У ни х д о л ж ны х р а н и т ь с я о п р а в д а ­ т е л ь н ы е д о к у м е н ты : в е д о м о с т и с б о р а ср е д с т в и кв и та н ц и и , п о д т в е р ж д аю щ и е , куда уш ли д е н ь ги роди телей . С о в е рш е н ­ но не по звол и тел ьно , ч тобы д е н ь ги соб и ­ рал и б е з в с я ко го ф и н а н с о в о го д о к ум е н т а уч и те л я , кл а с с ны е р у ко в о д и ­ тели или р о д и те л ь с ки й ком и те т . - С в етл ан а Н ик ол а евн а , а п оч ем у р о д и т ел ям п р и х о ди т ся платить за м н о ги е заня тия в н ач ал ьн ой ш коле , н ап рим ер ан глий ским я зы к ом ? - Е сли у р о к и д е т вне р а с п и с а н и я и не п р е д у см о т р е н у ч е б ны м п л а н о м , т о э то д о п ол ни те л ьн а я пла тная услуга . Родите - r ' J " ф и ДЛ! т ли вправе о т ка за ться о т всех пл а тны х ус - . л у г или вы б р а ть т о л ь к о те , ко т о р ы е им н уж ны или на ко т о р ы е им х в а т а е т ср е д с тв . У н а с е с т ь б а з и с н ы й у ч е б ны й пл а н р а н н е го о б у ч е н и я , где о го в о р е н п е р е ­ ч е н ь о б я з а т е л ь ны х п р е дм е т о в и ко л и ч е ­ с т в о о т в е д е н н ы х на ни х ч а с о в . К аж ды й р о д и т е л ь в п р а в е о з н а к о м и т ь с я с э тим п л а н ом в ш коле , где учи тся е го реб е н о к , и з а д а ть а д м и н и с т р а ц и и и н т е р е с ую щ и е е го во п р о сы . В п р ош л о м го д у мы п р о в о д и л и п р о ­ вер ку во в се х окру га х города и ус тр а нил и о б н а р у ж е н н ы е ф а к ты н е п р а в о м е р н о го в зим а н и я д е не г. - П ер вы е н а ч а л ь ны е ш к олы -сады за в е д ую щ и е с о з д а в а л и н а св о й с трах и риск - н орм ативн ой б а зы п р о ст о не сущ е с т в о в а л о . И зм ен и л а сь ли с ей ч а с си т у ац и я ? В с е н тя б р е п о я в и л о с ь но во е ти п о в о е п о л о ж е н и е об о б р а з о в а т е л ь н ы х у ч р е ж ­ д е н и я х д ош к о л ь н о го и м л а дш е го ш к о л ь ­ н о го в о з р а с т а . О н о у з а к о н и л о д е т с к и й с а д -н а ч а л ь н ую ш кол у . А с ам о е главно е , д е тс ки й са д -н а ч а л ь н ую ш кол у ком п е н си ­ р ую щ е го ти п а д л я д е те й с на р уш е н и ям и Ф и зи ч е с ко го и п с и х и ч е с к о го р а з в и т и я . m ни х со зд а ны в го р о д с ки х сад а х 1 -3 -е кл а ссы , но их не х в а т а е т на в се х ж е л а ю ­ щ и х . Н о в о е п о л о ж е н и е д а е т в о з м о ж ­ н о с т ь п о р а з м ы с л и т ь , ка ко вы п о тр е б н о с ти р од и те л ей , и м ею щ и х д е те й с о гр а н и ч е н ны м и в о зм о ж н о с т ям и , и ч то л учш е со зда ть д л я них. Мы пл анир уем на б а зе 71 -го сада о р га н и зо ва ть р е а б и л и т а ­ ц и о н ны й це н тр . - Б л а го д а р я н о в ом у д о к у м е н т у М и н п - роса п о я в и л о с ь ещ е о д н о п р и о р и т е т н о е н а п р а в л е н и е р а б о ты - пр о гим на зи и . О ни р а з в и в аю т в о с п и та н н и ко в в ка ком -т о о д ­ ном виде д е я т е л ь н о с ти - х уд ож е с тв е н н о ­ э с т е т и ч е с к о м , и н т е л л е к т у а л ь н о м , ф и з и ч е с к о м ... П о л и т е х н и ч е с к и й л и ц е й д а в н о вы н аш и в а е т и д ею с в о е й п р о ги м ­ на зи и и в э том году на чал с о т р уд н и ч а ть с 40 -й ш кол ой . Т е п е р ь в о з н и к аю т ш и р о ­ кие п е р сп е к ти вы р е а л и за ц и и их с о вм е с ­ тны х планов . Э то новое , о ч е н ь и н те р е сн о е п о л ож е ­ ние , ко то р о е д а е т т о л ч о к всей наш ей б у ­ д ущ е й р аб о те . Б е с е д о в а л а Н аталья БАБАСКИНА. Ф ото Инны КРАЕВОЙ . & ч ш m i ж ОБЩЕСТВА шей помойке . Н аутро за ней приш ли , поздравили и все отправились на Пять У глов пить. Машу , ради исклю чения , просто окунули головой в мусор, и по ­ текла жизнь девчонок совсем по дру го ­ му ру слу . Учеба в ш коле заброш ен а , каждый день выпивка, драки , грязь, по­ мойки. - П а н к и м е н е е а г р е с с и в н ы , ч е м с к и ­ н ы у г о п а р и , - с ч и т а е т М а ш а . - Н а с н е т р о г а й - и м ы н и к о г о н е т р о н е м . К а к - т о н а П я т и У г л а х г о п а р и н а е х а л и , м о л , в а ш е в р е м я в ы ш л о , м о т а й т е о т ­ с ю д а . М ы п о р у г а л и с ь , и о н и “ з а б и л и н а м с т р е л у ” о к о л о “ К и р о в к и ” ч е р е з т р и ч а с а . Н а с с о б р а л о с ь ч е л о в е к 3 0 , и х о к а з а л о с ь б о л ь ш е , н у , п о п р а в и л а м , л и ш н и е о т о ш л и . К с о ж а л е н и ю , п р и е х а ­ л а м и л и ц и я - в с е м и г о м р а з б е ж а л и с ь , п о у с п е л и д о г о в о р и т ь с я , “ з а б и л и с т р е ­ л у " п о - н о в о м у . Т о г д а у ж е в х о д е б и т ­ в ы в д р у г о м м е с т е з а т о п т а л и о д н у д е в ч о н к у . Ж а л к о е е . . . П о м ы с к и н у ­ л и с ь н а п о х о р о н ы , о т н е с л и д е н ь г и е е м а м е . Д ру гой трагический случай прои зо ­ ш е л , когда панки, как обычно вечером, собрались в заброшенной одноэтажной деревяш ке . Кислотники , разузнав о ме­ сте сбора “врагов” , подожгли “х ату ” . И один паренек не успел выскочить - об рушилась крыш а . Он сгорел з аж и во ... Работники правоохрани тельны х о р ­ ганов, по словам Маши, на дух не пере­ носят панков за их непри глядный вид. Иногда ребят в машине у во зя т на Л е ­ нинградку, хорошенько избивают рук а ­ ми, ногами, дубинками и уезжают. - Б ы л о и т а к о е , - у с м е х н у л а с ь ю н и ­ ц а , п а с н е с к о л ь к о д е в ч о н о к м е н т ы о т в е з л и в о т д е л е н и е и з а с т а в и л и м ы т ь п о л ы . А и з - з а ч е г о ? М ы п р о с т о б а л о в а л и с ь - о б с ы п а л и с ь о п а в ш и м и л и ­ с т ь я м и . Н о в е д ь д о к а з ы в а т ь и м ч т о - т о б е с п о л е з н о . - М а ш а п о м о л ч а л а и з а к о н ч и л а д о в о л ь н о н е о ж и д а н н о : - В о ­ о б щ е , п а н к и - э т о о т б р о с ы о б щ е с т в а . Т а к с а н г л и й с к о г о п е р е в о д и т с я . Я э т о ч е т к о у г о н я л а , т о л ь к о к о г д а в л ю б и л а с ь в н о р м а л ь н о г о п а р н я в н е в с я к и х т у с о ­ в о к . Я к а к з а н о в о р о д и л а с ь ! И т е п е р ь м н е с о в с е м н е х о ч е т с я в о з в р а щ а т ь с я к п р е ж н е м у . О н о д е й с т в и т е л ь н о п у с т о е и г р я з н о е . Это СВОЕГО РОДА БЕГСТВО от одиночества, которое в юности со­ вершенно непереносимо. А молодые сегодня, увы, как и старые, не нужны любезному Отечеству и даже задерган­ ным “в рынке” родителям зачастую. Вот ребята и находят понимание у сверстников в тусовке формой отрица­ ния неприветливой действительности... Кристина БАЗУНОВА. В этом происшествии могло быть значитель­ но больше пострадавших. К счастью, салон ночного авто­ буса 105-го маршрута был практически пуст: кондуктор и одна пассажирка. На спуске от Семеновского озера автобус начало водить на дороге, а затем вынесло на встречную полосу. И уже почти на пере­ крестке улиц Челюскинцев и Карла Либкнехга он врезался кабиной в световую опору. Андрей Варзугин, директор Североморского АТП , сооб ­ щил, что водитель госпитали­ зирован с сотрясением мозга, а пассажирка - с сильными ушибами фуди. Директор счи­ тает, что вины водителя в слу­ чившемся нет, а причиной аварии стала гололедица. По его словам, вскоре после ава­ рии, еще до приезда ГАИ, на том месте появилась машина с песком и посыпала злосчас­ тную дорогу. Работники Мурманской до- рожно-патрульной службы со­ общили, что в документах, составленных ими на месте происшествия, виновником аварии указан водитель, не справившийся с управлени­ ем. Однако сотрудники ДПС косвенно подтвердили вер­ сию североморского руково­ ДОРОЖНЫЕ СТРАДАНИЯ дителя автоколонны. По их словам, в этот день машины на перекрестке не раз останав­ ливались, и движение в такие моменты было парализовано из-за плохих дорожных усло­ вий. Описанный случай можно считать рядовым, если бы не одно “но” - возможное количе­ ство жертв. Ведь североморс­ кие водители автобусов дневных рейсов, битком наби­ тых пассажирами, жалова ­ лись, что транспорт сильно “водило” на этом участке. Но произошла авария ночью, ког­ да трассу окончательно раска­ тали. Так неужели, чтобы посыпать дорогу песком, на ней прежде должно случиться дорожно-транспортное проис­ шествие?.. Наталья СТЕПАНОВА. в м в а м Д эта авария случилась тоже в центре Мурманска, прав- ia, днем позже - 3 ноября. Причем на ровном участке - на улице Буркова. Причина ДТП та же - неспособность дорож­ ных служб города справиться с гололедицей. Фото Инны КРАЕВОЙ. № 45 6 - 13 ноября 1997 года I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz