Рыбный Мурман. 1997 г. Ноябрь.
о t - МУРМАНСКАЯ МОЗАИКА а О Б М А Н У Л И ” м у р м а н ч а н на н е с к о л ь к о ч асов к у р ан ты , что у с тан о в л ены на го стин и це “А р к т и к а ” . П р и ч и н а п ро ста отсутствие блока бесперебойного пи т а н и я , к о то ры й бы л п о хищ ен н а д н я х . Т а к ч то ны н ч е ч а сы буду т “в р а т ь ” до т ех пор , пока не п ри о б ретут новый блок . П О В Ы С И Л А С Ь п л а т а з а с о д е рж а н и е д е т ей в д ош к о л ь н ы х у ч р еж д е н и я х . П р еж д е за один д е н ь р о д и т е л и п л а т и л и 7400 р у б л е й . Н ы н ч е п р и д е т с я р а с к ош е л и т ь с я на 8200 р у б л ей . Д о р ож аю т наш и ч ад а . В п рочем , к а к и все о с т ал ьн о е . П О В Е З Л О п е н с и о н е р ам и м н о г о д е тны м м а т е р ям . А в и а к ом п ан и я “ П у л к о в о ” у с т а н о в и л а д л я н и х с к и д к у с о о т в е т с т в ен н о н а 30 и 50 п р о ц е н т о в . Х о тя с о м н и т е л ь н о , что от э т о го в о з р а с т е т п а с с аж и р о п о т о к . В едь ц ены “ к у с а ю т с я ” , а д о х о ды у этой к а т е г о р и и н а с е л е н и я в е с ьм а н е в е л и к и . О Т К Р О Е Т С Я в ближ айш ее врем я д е зи нф ек ц и - о н н о -п о м ы в о ч н а я с т а н ц и я г р у з о вы х а в т ом о б и л ей . П р о х о д и т ь д е з и н ф е к ц и ю буд е т весь т р а н с п о р т , з а н и м аю щ и й с я п е р е в о з к о й п р о д о в о л ь с тв ен н о г о сы р ь я и п ищ е вы х продуктов по городу и з а преде л ы о б л а с т и . Э т а с т а н ц и я , к стати п е р в а я на С е в е р о - З а п а д е Р о с си и , п о я ви тс я в к ач ес тв е м еры д л я з ащ и ты н а сел ен и я от и н ф е к ц и о н ны х б о л е зн ей . Л Ь Г О Т Н Ы Е П Р А В И Л А с будущ его года н ачн у т д ей ство в ать в М урм ан ске . Это новы е российские “П р а в и л а о к а з а н и я у с л у г т е л е ф о н ной с в я з и ” . П о сл е ново го года с в я зисты потеряю т право у стан авли в ать с п а р е н н ы е а п п а р а ты б е з с о г л а с и я в л а д е л ь ц е в т е л е ф о н н ы х н ом е р о в . П о новым п р а в и л ам , с е в е р я н е , к у пи вш и е к в а р т и р у с т ел еф он ом , см о гут п ереоф орми ть его на свое имя не по комм ерч еской ц ен е , к а к ны н е , а по обы чному т а р и ф у подклю чения к т ел еф он н ой сети . НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Н А П О Р О Г Е Р Е Ф О Р М Ы Н а ч а л ь н ы е ш к о лы и ш к о лы - с а ды п о я ви ли с ь в М у р м а н с к е не т а к д а в н о , но уж е п о л ь з у ю т с я з а с л уж е н н о й п о п у л я р н о ст ью . О п р е и м ущ е ст в а х их р а б о т ы и с е г о д н яш н и х п р о б л е м а х , а также о г р я д ущ и х п е р ем е н а х р а с с к а з ы в а ет г л а в н ы й с п е ц и а л и ст г о р о д с к о г о к о м и т ет а о б р а з о в а н и я С в ет л а н а Р У Д Н Е В А . - Н а ч а л ь н ы е ш к о л ы и ш к о л ы -с а д ы с о зд аю т д л я д е те й б л а го п р и я тны е у с л о вия у ч е б ы и д о с у га в р е ж и м е п о л н о го р а б о ч е го д н я . П ом им о о б я за те л ь н о й о б р а зо в а те л ь ной п р о гр ам мы н а чал ьн ой ш колы , здесь в ед е т ся д о п о л н и т е л ь н о е о б у ч е н и е а н г л и й с ко м у я зы ку , и д е т з н а к о м с т в о с ком п ью т е р о м и з а н я т и я в и з о с т у д и и . Т ам , где е с т ь кл а с сы ш е с ти л е т о к , о р г а н и з о ван д н е в н о й сон . Н а ч а л ь н ы е ш ко лы в го р о д е п о я в и л и сь недавно , но уж е успе ли на раб о та ть о п р е д е л е н н ы й о пы т . О н и п о з в о л и л и с н и зи ть н а п о л н я е м о с т ь 1- 3 -х кл а с со в в с р е д н и х ш ко л а х с в о и х м и кр о р а й о н о в . В ны н еш н ем у ч еб ном году в М урм а н с ке уж е р а б о т аю т д в е ш ко лы -с а д а и три н а ч а л ь ны х ш колы . К р ом е них в д е т с к и х с а д а х д е й с т в у ю т ещ е 90 н а ч а л ь н ы х кл а ссо в , в клю ч а я и кл а с сы ш е с ти л е т о к . Ж е л а ю щ и х п о п а с т ь т уд а , ко н е ч н о , о ч е н ь м н о го . Но в п е р в ую о ч е р е д ь мы уд овле твор яем по требно с ти ж и тел ей от н о с ящ е го с я к э той ш коле м и кр о р а й о н а . И л и ш ь п о том , е с л и о с т а ю т с я с в о б о д ны е м е с та , б ерем д е те й из д р у ги х р айо нов. - С в етл ан а Н ик ол а евн а , п ояв я т ся л и к с л е д ую щ ем у у ч е б н ом у го д у н о вы е н ач ал ьны е к л а ссы или ш колы ? - Ч то бы о т кр ы т ь н о вы й т а ко й кл а сс , н уж но на б р а ть о п р е д е л е н н о е ч и с л о д е тей , в с р е д н ем 25 ч е л о в е к . Мы каж ды й год а н а л и з и р у е м к о м п л е к т о в а н и е н а ч а л ь ны х классов и видим , что числ о пер в о кл а с с н и ко в е ж е го д н о ум е н ьш а е т с я . В э т о м год у в ш ко лы п ош л о ч у ть б о л ьш е пя ти ты с я ч п е р в о кл а с с н и ко в . На с л е д у ющ ий год их б уде т о кол о ч е ты р е х ты сяч , а в 1999 году ед ва л и на бе р ем три ты с я ч и . Н ы н еш н я я т е н д е н ц и я с н и ж е н и я на 8 0 0 - 1 0 0 0 д е т е й в год з а с т а в л я е т на с тщ а т е л ь н о р а с с ч и т ы в а т ь н е о б х о д и м о с ть о т кры ти я н о вы х кл а ссов . - Н аск ольк о я зн аю , в си с т ем е н а ч а л ь н о г о о б у ч ен и я в ближ айш е е в р ем я п р о и зо й д у т с е р ь е з н ы е и зм е н ения . - Д а , н е д а в н о п р и н я т о р еш е н и е ко л л е ги и М и н и с т е р с т в а о б р а з о в а н и я , ч то с р о к о б у ч е н и я в н а ч а л ь н о й ш к о л е с т а н е т не тр е х -, а ч е ты р е х л е т н им . П о э та п ны й п е р е в о д ш ко л н а ч н е т с я в с л е д ую щ е м го д у и п о с т е п е н н о з а в е р ш и тся к 2 0 0 0 -м у году . Б уд у т у ч и ты в а т ь ся о соб ен но с ти каждо го ре гиона страны , и п о в а л ь н о го , б е зд ум н о го п е р е х о д а на но в ую с и с те м у у на с не б уде т . Э то р еш е н и е п р и н я т о в с в я зи с тем , ч т о б о л ь ш и н с т в о д е т е й о б у ч а е т с я в 3 - л е тн е й н а чал ьн ой ш коле и л иш ь 36 про - I - '1 * *л Г <1 , Г V**5* ц е н то в д е те й по Ро ссии за ка н ч и в аю т ч е т ы р е х л е т к у . А при д е ф и ц и т е у ч е б н о го в р е м е н и в о з р а с т а е т и н т е н с и в н о с т ь у ч е б н о го п р о ц е с с а . Э то в е д е т к п е р е гр у з ке и у т о м л я е м о с т и д е т е й , и, ка к след с твие , в о зни каю т наруш ения их пси х и ч е с ко го и ф и зи ч е с ко го з д о р о в ь я . К ро ме т о го , с п е ц и а л и с ты с ч и т а ю т , ч т о за т р и года не у с п е в а ю т сф о р м и р о в а т ь с я о бщ е у ч е б ны е ум е н и я и на вы ки у ш ко л ь ни ков . - Е сли р е б ен о к н е сп р а в л я е т ся с о ш к ольн ой п р о гр ам м ой , д о л ж е н ли учи т ел ь д о п о л н и т е л ь н о зан им а т ь ся с ним п о с л е ур ок ов ? - О б я з а н н о с т и д о п о л н и т е л ь н о з а н и м а т ь с я с о т с т а ю щ и м и у ч е н и к а м и у н а ш и х у ч и т е л е й т е п е р ь не т . О д н а к о не с каж у , ч то в каж д ой ш ко л е о т к а зы в а ю т ся б е с п л а т н о з а н и м а т ь с я с н е у с п е в а ю щ им и . У н а с м н о го д о б р о с о в е с т н ы х у ч и т е л е й , ко то ры е в о в р ем я п о д с каж у т , п ом о гу т и на уча т . Но , к с о ж а л е н и ю , с л о ж н о с т и н аш е й ж и зн и з а с т а в л яю т м но ги х у ч и те л е й п р и с п о с а б л и в а т ь с я к ны н еш н им у с л о в и ям . П о п о л о ж е н ию о п л а тны х д о п о л н и т е л ь ны х у с л у га х им р а з р еш е н о р е п е т и т о р с т в о . Е д и н с т в е н н о е у с л о в и е з а н и м а т ь с я м о ж н о т о л ь к о с у ч е н и ка м и д р у го го о б р а з о в а т е л ь н о го у ч р еж д е н и я . - П онятно , ч то ф и н а н с о в о е с о с т о я ни е наш его о б р а з о в а н и я о с т а в л я е т ж ел ать л учш его . О дн ак о з ак онны л и м н о г о ч и сл ен ны е с б о ры д е н е г с р о д и т ел ей на р ем он т школ и п р и о б р е т е ни е ин в ен таря , на д р у ги е н уж ды ? - По з а ко н у об о б р а зо в а н и и р од и те л и им ею т право о ка зы ва ть б л а го тв о р и те л ь н ую п о м ощ ь . В ка ком в и д е о н а б у д е т о с ущ е с т в л я т ь с я , р еш а е т р о д и т е л ь с к и й ко м и т е т . Но в се д о л ж н о бы ть в р ам ка х разумно го , и нельзя ус траи ва ть прин уди т е л ь н ы е по бо ры . В ш ко л е д о л ж е н с ущ е с тв о в а т ь с о в е т у ч р еж д е н и я , ко то ры й п е р е в о д и т д е н ь ги на р а с ч е т ны й с ч е т или ч е р е з б у х га л т е рию . У ни х д о л ж ны х р а н и т ь с я о п р а в д а т е л ь н ы е д о к у м е н ты : в е д о м о с т и с б о р а ср е д с т в и кв и та н ц и и , п о д т в е р ж д аю щ и е , куда уш ли д е н ь ги роди телей . С о в е рш е н но не по звол и тел ьно , ч тобы д е н ь ги соб и рал и б е з в с я ко го ф и н а н с о в о го д о к ум е н т а уч и те л я , кл а с с ны е р у ко в о д и тели или р о д и те л ь с ки й ком и те т . - С в етл ан а Н ик ол а евн а , а п оч ем у р о д и т ел ям п р и х о ди т ся платить за м н о ги е заня тия в н ач ал ьн ой ш коле , н ап рим ер ан глий ским я зы к ом ? - Е сли у р о к и д е т вне р а с п и с а н и я и не п р е д у см о т р е н у ч е б ны м п л а н о м , т о э то д о п ол ни те л ьн а я пла тная услуга . Родите - r ' J " ф и ДЛ! т ли вправе о т ка за ться о т всех пл а тны х ус - . л у г или вы б р а ть т о л ь к о те , ко т о р ы е им н уж ны или на ко т о р ы е им х в а т а е т ср е д с тв . У н а с е с т ь б а з и с н ы й у ч е б ны й пл а н р а н н е го о б у ч е н и я , где о го в о р е н п е р е ч е н ь о б я з а т е л ь ны х п р е дм е т о в и ко л и ч е с т в о о т в е д е н н ы х на ни х ч а с о в . К аж ды й р о д и т е л ь в п р а в е о з н а к о м и т ь с я с э тим п л а н ом в ш коле , где учи тся е го реб е н о к , и з а д а ть а д м и н и с т р а ц и и и н т е р е с ую щ и е е го во п р о сы . В п р ош л о м го д у мы п р о в о д и л и п р о вер ку во в се х окру га х города и ус тр а нил и о б н а р у ж е н н ы е ф а к ты н е п р а в о м е р н о го в зим а н и я д е не г. - П ер вы е н а ч а л ь ны е ш к олы -сады за в е д ую щ и е с о з д а в а л и н а св о й с трах и риск - н орм ативн ой б а зы п р о ст о не сущ е с т в о в а л о . И зм ен и л а сь ли с ей ч а с си т у ац и я ? В с е н тя б р е п о я в и л о с ь но во е ти п о в о е п о л о ж е н и е об о б р а з о в а т е л ь н ы х у ч р е ж д е н и я х д ош к о л ь н о го и м л а дш е го ш к о л ь н о го в о з р а с т а . О н о у з а к о н и л о д е т с к и й с а д -н а ч а л ь н ую ш кол у . А с ам о е главно е , д е тс ки й са д -н а ч а л ь н ую ш кол у ком п е н си р ую щ е го ти п а д л я д е те й с на р уш е н и ям и Ф и зи ч е с ко го и п с и х и ч е с к о го р а з в и т и я . m ни х со зд а ны в го р о д с ки х сад а х 1 -3 -е кл а ссы , но их не х в а т а е т на в се х ж е л а ю щ и х . Н о в о е п о л о ж е н и е д а е т в о з м о ж н о с т ь п о р а з м ы с л и т ь , ка ко вы п о тр е б н о с ти р од и те л ей , и м ею щ и х д е те й с о гр а н и ч е н ны м и в о зм о ж н о с т ям и , и ч то л учш е со зда ть д л я них. Мы пл анир уем на б а зе 71 -го сада о р га н и зо ва ть р е а б и л и т а ц и о н ны й це н тр . - Б л а го д а р я н о в ом у д о к у м е н т у М и н п - роса п о я в и л о с ь ещ е о д н о п р и о р и т е т н о е н а п р а в л е н и е р а б о ты - пр о гим на зи и . О ни р а з в и в аю т в о с п и та н н и ко в в ка ком -т о о д ном виде д е я т е л ь н о с ти - х уд ож е с тв е н н о э с т е т и ч е с к о м , и н т е л л е к т у а л ь н о м , ф и з и ч е с к о м ... П о л и т е х н и ч е с к и й л и ц е й д а в н о вы н аш и в а е т и д ею с в о е й п р о ги м на зи и и в э том году на чал с о т р уд н и ч а ть с 40 -й ш кол ой . Т е п е р ь в о з н и к аю т ш и р о кие п е р сп е к ти вы р е а л и за ц и и их с о вм е с тны х планов . Э то новое , о ч е н ь и н те р е сн о е п о л ож е ние , ко то р о е д а е т т о л ч о к всей наш ей б у д ущ е й р аб о те . Б е с е д о в а л а Н аталья БАБАСКИНА. Ф ото Инны КРАЕВОЙ . & ч ш m i ж ОБЩЕСТВА шей помойке . Н аутро за ней приш ли , поздравили и все отправились на Пять У глов пить. Машу , ради исклю чения , просто окунули головой в мусор, и по текла жизнь девчонок совсем по дру го му ру слу . Учеба в ш коле заброш ен а , каждый день выпивка, драки , грязь, по мойки. - П а н к и м е н е е а г р е с с и в н ы , ч е м с к и н ы у г о п а р и , - с ч и т а е т М а ш а . - Н а с н е т р о г а й - и м ы н и к о г о н е т р о н е м . К а к - т о н а П я т и У г л а х г о п а р и н а е х а л и , м о л , в а ш е в р е м я в ы ш л о , м о т а й т е о т с ю д а . М ы п о р у г а л и с ь , и о н и “ з а б и л и н а м с т р е л у ” о к о л о “ К и р о в к и ” ч е р е з т р и ч а с а . Н а с с о б р а л о с ь ч е л о в е к 3 0 , и х о к а з а л о с ь б о л ь ш е , н у , п о п р а в и л а м , л и ш н и е о т о ш л и . К с о ж а л е н и ю , п р и е х а л а м и л и ц и я - в с е м и г о м р а з б е ж а л и с ь , п о у с п е л и д о г о в о р и т ь с я , “ з а б и л и с т р е л у " п о - н о в о м у . Т о г д а у ж е в х о д е б и т в ы в д р у г о м м е с т е з а т о п т а л и о д н у д е в ч о н к у . Ж а л к о е е . . . П о м ы с к и н у л и с ь н а п о х о р о н ы , о т н е с л и д е н ь г и е е м а м е . Д ру гой трагический случай прои зо ш е л , когда панки, как обычно вечером, собрались в заброшенной одноэтажной деревяш ке . Кислотники , разузнав о ме сте сбора “врагов” , подожгли “х ату ” . И один паренек не успел выскочить - об рушилась крыш а . Он сгорел з аж и во ... Работники правоохрани тельны х о р ганов, по словам Маши, на дух не пере носят панков за их непри глядный вид. Иногда ребят в машине у во зя т на Л е нинградку, хорошенько избивают рук а ми, ногами, дубинками и уезжают. - Б ы л о и т а к о е , - у с м е х н у л а с ь ю н и ц а , п а с н е с к о л ь к о д е в ч о н о к м е н т ы о т в е з л и в о т д е л е н и е и з а с т а в и л и м ы т ь п о л ы . А и з - з а ч е г о ? М ы п р о с т о б а л о в а л и с ь - о б с ы п а л и с ь о п а в ш и м и л и с т ь я м и . Н о в е д ь д о к а з ы в а т ь и м ч т о - т о б е с п о л е з н о . - М а ш а п о м о л ч а л а и з а к о н ч и л а д о в о л ь н о н е о ж и д а н н о : - В о о б щ е , п а н к и - э т о о т б р о с ы о б щ е с т в а . Т а к с а н г л и й с к о г о п е р е в о д и т с я . Я э т о ч е т к о у г о н я л а , т о л ь к о к о г д а в л ю б и л а с ь в н о р м а л ь н о г о п а р н я в н е в с я к и х т у с о в о к . Я к а к з а н о в о р о д и л а с ь ! И т е п е р ь м н е с о в с е м н е х о ч е т с я в о з в р а щ а т ь с я к п р е ж н е м у . О н о д е й с т в и т е л ь н о п у с т о е и г р я з н о е . Это СВОЕГО РОДА БЕГСТВО от одиночества, которое в юности со вершенно непереносимо. А молодые сегодня, увы, как и старые, не нужны любезному Отечеству и даже задерган ным “в рынке” родителям зачастую. Вот ребята и находят понимание у сверстников в тусовке формой отрица ния неприветливой действительности... Кристина БАЗУНОВА. В этом происшествии могло быть значитель но больше пострадавших. К счастью, салон ночного авто буса 105-го маршрута был практически пуст: кондуктор и одна пассажирка. На спуске от Семеновского озера автобус начало водить на дороге, а затем вынесло на встречную полосу. И уже почти на пере крестке улиц Челюскинцев и Карла Либкнехга он врезался кабиной в световую опору. Андрей Варзугин, директор Североморского АТП , сооб щил, что водитель госпитали зирован с сотрясением мозга, а пассажирка - с сильными ушибами фуди. Директор счи тает, что вины водителя в слу чившемся нет, а причиной аварии стала гололедица. По его словам, вскоре после ава рии, еще до приезда ГАИ, на том месте появилась машина с песком и посыпала злосчас тную дорогу. Работники Мурманской до- рожно-патрульной службы со общили, что в документах, составленных ими на месте происшествия, виновником аварии указан водитель, не справившийся с управлени ем. Однако сотрудники ДПС косвенно подтвердили вер сию североморского руково ДОРОЖНЫЕ СТРАДАНИЯ дителя автоколонны. По их словам, в этот день машины на перекрестке не раз останав ливались, и движение в такие моменты было парализовано из-за плохих дорожных усло вий. Описанный случай можно считать рядовым, если бы не одно “но” - возможное количе ство жертв. Ведь североморс кие водители автобусов дневных рейсов, битком наби тых пассажирами, жалова лись, что транспорт сильно “водило” на этом участке. Но произошла авария ночью, ког да трассу окончательно раска тали. Так неужели, чтобы посыпать дорогу песком, на ней прежде должно случиться дорожно-транспортное проис шествие?.. Наталья СТЕПАНОВА. в м в а м Д эта авария случилась тоже в центре Мурманска, прав- ia, днем позже - 3 ноября. Причем на ровном участке - на улице Буркова. Причина ДТП та же - неспособность дорож ных служб города справиться с гололедицей. Фото Инны КРАЕВОЙ. № 45 6 - 13 ноября 1997 года I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz