Рыбный Мурман. 1997 г. Май.

ДИВИТЕЛЬНУЮ ВЕЩЬ прочитала я недавно в одной из медицинских книг. Ока­ зывается, если в крови животного не хва­ тает марганца, у него очень быстро исчезают родительские инстинкты, спо­ собность и желание выхаживать и воспи­ тывать потомство. Именно в таком состоянии иные животные давят, топ­ чут или пожирают своих детенышей. За­ крыв книгу, я подумала, что, судя по всему, в нашей, страдающей разного рода дефицитами России обнаружился еще один - катастрофический - дефицит это­ го самого марганца. Иначе чем объяснить то даже '-не равнодушие, но неприятие де­ тей, котррое столь принято и распрос­ транено нынче повсеместно? Вспоминаю свой разговор с главным акушером области Любовью Сергеевной Чурсиной, ее рассказ о том, как часто бросают в роддоме своих новорожденных не девочки-малолетки, но вполне обеспе­ ченные взрослые женщины, «Помню, роди­ ла одна сорокалетняя дама. Бухгалтер, хорошо зарабатывающая, холеная особа. Вышла, села в такси, где ее дожидался отец новорожденной малышки, и уехала, оставив дочку у нас». Вторит ей дирек­ тор Дома ребенка Нина Михайловна Княг- ницкая: «Привезли к нам из больницы чудесную девчушку, мама и папа - благопо­ лучные супруги - отказались от нее, так как при ультразвуковом обследовании во время беременности им сказали, что, воз­ можно, малышка родится с некоторыми отклонениями. Мы эту кроху подрастили, обследовали вместе с докторами самым тщательнейшим образом. И испытали настоящее счастье: девочка здорова! На­ ходим горе-родителей, у которых все есть: квартира, работа, зарплата - все, кроме ребенка. Говорим: «Заберите вашу куколку, ведь здоровое, красивое дите!». А в ответ слышим: «Нет, нам она не нужна, мы родим себе нового ребенка». Как в анекдоте: «Померла так померла...» Это я - о сиротах из обеспеченной сре­ ды, о тех, кто все же попал в детский дом. И худо ли бедно, но накормлен, обог­ рет и окружен заботой. А сколько в облас­ ти ребятишек из семей, где мама пьет, отец - в тюрьме или бичует, а един­ ственная бабушка только что ноги не протягивает на свою нищенскую пенсию и внука ей просто не прокормить. Таким- то как помочь? - О ч е н ь н е п р о с т о , но н е о б х о д и м о , - с ч и ­ т а е т Ш ош и н . - Д е й с т в и т е л ь н о , у н а с с е г о д ­ ня о г р о м н о е к о л и ч е с т в о о б е з д о л е н н ы х р е б я т иш е к , к о т о р ы е д у м а ю т не об у ч е б е , а о т о м , гд е д о с т а т ь п о е с т ь , гд е п е р е н о ч е ­ в а т ь . И х с о т н и и с о т н и т е х , к т о н е м о ж е т у ч и т ь с я . Д о у ч е б ы л и , е с л и р е б е н о к го л о д а ­ е т и л и е м у не в ч е м п о й т и в ш к о л у ? Н о с а ­ м о е г л а в н о е , ч т о д о с и х п о р у н а с п р а к т и ч е с к и н и к т о н е з а н и м а л с я в п л о т н у ю э т о й к а т е г о р и е й д е т е й . О п е р а т и в н о й и н ­ ф о р м а ц и и у н а с в у п р а в л е н и и н е т и на м е с ­ т а х т о ж е н е т о т о м , с к о л ь к о их , в ч е м к а ж д ы й к о н к р е т н о н у ж д а е т с я . С е й ч а с мы п ы т а е м с я х о т я бы д л я н а ч а л а п о с ч и т а т ь э т у б е с п р и ю т н у ю а р м и ю д е т е й , н о с о п р о ­ т и в л е н и е по г о р о д а м и р а й о н а м о б л а с т и и д е т н е ш у т о ч н о е . Н ам г о в о р я т : « Э т о не в аш е д е л о » . А я д у м а ю , ч т о к а к р а з н аш е . Г о с у д а р с т в е н н о е . И мы п о с т а р а е м с я д о в е с ­ т и е го д о к о н ц а и по в о з м о ж н о с т и п о м о ч ь к а ж д о м у н у ж д а ю щ е м у с я . Э т и м в о п р о с о м у н а с з а н и м а е т с я 1 -й з а м е с т и т е л ь н а ч а л ь н и ­ ка у п р а в л е н и я Л ю д м и л а А л е к с а н д р о в н а П о л о з о в а - с п е ц и а л и с т гр а м о т н ы й , с и л ь ны й и, г л а в н о е , з а и н т е р е с о в а н н ы й . С е й ч а с мы п ы т а е м с я о т к р ы в а т ь н о в ы е д е т с к и е д о м а , и н т е р н а ты , ч т о б ы на п е р в ы х п о р а х о б е з д о ­ л е н н ы й р е б е н о к им е л х о т я бы к у с о к х л е б а , кр ы ш у н а д г о л о в о й , о д е ж д у и в о з м о ж н о с т ь у ч и т ь с я в ш ко л е . Т о , ч е го с о т н и р е б я т и ш е к с е го д н я л иш е н ы . - Как встречают идею открытия новых приютов и детских домов в районах, на местах? - О к а з ы в а ю т с о п р о т и в л е н и е , и с е р ь е з ­ н о е . П о р о й м н е д а ж е г о в о р я т о т к р ы т о : « Д е т с к и й д о м мы з д е с ь о т к р ы в а т ь не б у ­ д е м , а е с л и б у д е т е н а с т а и в а т ь , т о з а к о л о ­ т и м в з д а н и и о к н а , з а б ь е м д в е р и , а о т к р ы в а т ь в с е р а в н о не д а д и м » . - Будете настаивать? - Н а с т а и в а т ь - т о б у д е м . Д а т о л ь к о в о т б е д а : п р и т о й с т е п е н и с о ц и а л ь н о й р а з р у х и , в к о т о р о й н а х о д и т с я н ы н ч е н аш а с т р а н а , мы т о л ь к о с в о и м и с и л а м и и с р е д с т в а м и м а л о ч е го д о б ь е м с я . В е д ь , о т к р ы в а я н о вы е д е т с к и е д о м а , мы п р о с т о , ч т о н а зы в а е т с я , б ь е м по х в о с т а м , у с т р а н я е м с л е д с т в и е , а не п р и ч и н у я в л е н и я . - И еще один аспект, Анатолий Алексе­ евич. Ведь, несмотря на мизерные пен­ сии, многие бабушки и дедушки готовы нынче все-таки воспитывать брошенных их непутевыми детьми внуков. Однако оформить опекунство и получать хоть какие-то крохи в виде пособия от госу­ дарства сегодня не каждому под силу. - М н е э т о и з в е с т н о . Б о л е е т о г о , в и н ы х г о р о д а х и р а й о н а х о б л а с т и в а д м и н и с т р а ­ ц и я х д а ж е н е т о т д е л о в и с п е ц и а л и с т о в , за - Ч т о у к о г о б о л ит Отправляясь на беседу с новым начальником управления образования администрации области А. А. Жошиным, я ожидала, что разговор пойдет на традиционную тему: проблемы школы, летний отдых детей, долги по зарпла­ те и т . д . Однако с первых же слов разговор свернул в русло нетрадиционное - брошенные дети, как им по­ мочь? Брошенные родителями, отторгнутые обществом, позабытые государством - да есть ли хоть кто-нибудь несчастнее этих маленьких бедолаг? * А н ш п о м ш Ш О Ш и / i . ж « КАЖАЫЙ ОБЕЗАОАЕННЫЙ РЕБЕНОК ЭТО ОБЩАЯ БЕЛА » н и м а ю щ и х с я в о п р о с а м и о п е к и и п о п е ч и ­ т е л ь с т в а . К о гд а н а ч и н а е т с я с о к р а щ е н и е к а к о г о - т о а п п а р а т а , к о го у в о л ь н я ю т в п е р ­ в ую о ч е р е д ь , к а к вы д у м а е т е ? И м е н н о те х , к то к а ж е т с я н е н у ж н ы м и в ы с о к о м у н а ч а л ь ­ с т в у - с о т р у д н и к о в , з а н и м а ю щ и х с я в о п р о ­ с а м и с е м ь и , с и р о т , д е т е й - и н в а л и д о в и т а к д а л е е . Небольшое отступление. Как-то про­ шедшей зимой мне довелось наблюдать такую картину. В горотдел социальной защиты пришла старенькая бабуля с шестилетним внуком. Я ее узнала, пос­ кольку постоянно встречала их то на ули­ це, то в автобусе. Видно было, что малыш за бабушкой бегает, как хвостик, что никого у него больше нет. Так вот, в отделе, где за стенкой в соседнем каби­ нете лежали горы гуманитарной помощи, бабка ревмя ревела, выпрашивая для сво­ его шестилетки хоть старенькие какие сапожонки (на ногах у малыша были какие- то опорки). А сотрудницы отдела ничем не могли ей помочь. «Не имеем права, - твердили они согласно букве закона, - оформите, бабушка, сначала опеку над внуком, а потом мы вам дадим, что будет в наличии». Так ни с чем та бабуля и ушла. С плачем и с простуженным ребен­ ком за ручку. Я смотрела ей вслед и думала: да раз ­ ве этой бабке (которых, Бог весть, сколь­ ко сейчас вокруг нас) под силу пройти все круги ада оформления опеки?! Да ни в жизнь ! Знаю это не понаслышке. Медко­ миссию надо осилить, как на космонавта, кроме всех врачей-специалистов вас сго­ няют во все концы города: в псих-, кож- вен-, туберкулезный и наркодиспансеры (все справочки, уточню, платные). А ос­ тальные справки вы будете собирать не один месяц, проклиная бюрократию во всех ее проявлениях, поскольку каждую бу­ мажку надо будет пробивать и каждому чиновнику придется излагать историю своей горькой жизни. А потом этой бабке (ежели справочки, акты и заключения она чудом соберет и комиссию «на космонав­ та» со своими гипертониями пройдет) придется тащить свою дочь-алкашку на суд, где ее будут лишать родительских прав. А коли та не согласится, то спра­ вочки можно выкинуть, поскольку без оной процедуры опеки не установить. Но даже если бабуля каким-то чудом свою пьяную дочь плюс несколько свидетелей в суд приволокет и все пройдет успешно, то копейки опекунского пособия (скажем, на двухлетнего ребенка это примерно. 8 ты­ сяч в день - на все про все) она тоже неиз­ вестно когда получит. Потому что нужную бумажонку одна чиновница другой в соседний кабинет может несколько не ­ дель нести. А бухгалтер это пособие мо­ жет два месяца насчитывать. Не свой же ребенок голодает, чего там... - Анатолий Алексеевич, - обращаюсь к Шошину, - вам ведь и неподъемными проблемами опекунства и попечительст­ ва придется заниматься в силу служеб­ ного положения. Не трудно будет после одаренных детей школы № 40 (нынеш­ ней гимназии № 1), где вы 12 лет дирек­ торствовали, заботиться о ребятишках, у которых не учеба, а кусок хлеба на уме? - С л о ж н о , не с кр ою . Н о я го т о в . В се мы - д е т и с в о е го в р е м е н и , и т у э к о н о м и ч е с к у ю и с о ц и а л ь н у ю п р о п а с т ь , в к о т о р о й о к а з а л а с ь с е го д н я с т р а н а , д о л ж н ы п р е о д о л е в а т ь с о ­ в м е с т н о . И у ж к о л и я на э т о м п о с т у , т о б у д у с т а р а т ь с я , ч т о б ы к а к м о ж н о м е н ьш е д е т е й н е д о е д а л о , н е д о сы п а л о и бы л о б р ош е н о на п р о и з в о л с у д ь б ы . С е го д н я э т о н аш а с а м а я б о л ь н а я п р о б л е м а . И я з н а ю к о н к р е т н ы х д е т е й (я ж е м е с т н ы й ) , д о к о т о р ы х г о с у д а р ­ с т в о п р о с т о не д ош л о . М н е т а кж е и з в е с т н ы р а й о ны , гд е д е л о о б с т о и т о с о б е н н о н е б л а ­ г о п о л у ч н о , гд е д а ж е на о т д е л ы н а р о д н о г о о б р а з о в а н и я в а д м и н и с т р а ц и я х с м о т р я т ка к на н е н у ж н ы й д о в е с о к . - Дикость какая-то! - Т е м не м е н е е т а к о е с л у ч а е т с я . Н уж ны ш т а ты , н уж н а р е о р га н и з а ц и я , п о т ом у ч т о та с т р у к т у р а , к о т о р а я д е й с т в у е т с е й ч а с , с л о ­ ж и л а с ь п я т ь л е т н а з а д , к о гд а с и т у а ц и я б ы л а в с т р а н е и о б л а с т и с о в с е м и н а я . Но , к с л о в ^ , т о гд а у н а с и ш т а ты бы л и б о л ьш е . Л ю д е й в у п р а в л е н и и н а р о д н ы м о б р а з о в а ­ н и е м с о к р а щ а л и п о д ф л а г о м о б щ е н а р о д ­ ной б о р ь б ы с ч и н о в н и к а м и . Н о в е д ь б е з них н е л ь з я . - Конечно нельзя. Хотя, не скрою, мне, как и всем нам, порой встречались чи­ новники, с которых беды людские бук­ вально скатывались, как вода с намыленных. Причем я говорю о тех, кто по долгу службы обязан был этими бе­ дами заниматься. Так случается, когда человек подолгу засиживается в уютном должностном кресле и, что называется, уже обмял его и угрел. Он как-то забыва­ ет, зачем его туда посадили. Притупляет­ ся способность воспринимать чужое горе, и чиновник живет по подлому при­ нципу продавщицы Клавы - «Вас много, а я одна!». - К о н е ч н о , т а к а я с и т у а ц и я н е т е р п и м а , р а в н о д уш н ы е л ю д и о п а с н ы на л ю б о м п о с ­ ту . - Анатолий Алексеевич, перейдем от одной грустной темы к другой. Как с деньгами? Встретила знакомую учитель­ ницу, которая с трепетом ждет, принесет ей студент-заочник контрольную по вы­ сшей математике или нет, сможет ли она хоть что-то «на стороне» заработать. В школе не платят... - У н а с у д и в и т е л ь н ы е п е д а г о г и . Н а в е р ­ но е , т а к и х н е т ни в о д н о й с т р а н е . О ни д е й ­ с т в и т е л ь н о м е с я ц а м и не п о л у ч а ю т д е н е г и в т о ж е в р ем я не п р о с т о о т б ы в а ю т в р ем я в ш к о л е , но у ч а т д е т е й с о в с е й о т д а ч е й , в е ­ д у т з а н я т и я в д о х н о в е н н о и ч е с т н о . Д а , п о ­ л о ж е н и е к р а й н е с л о ж н о е . С у ч е т о м д о л г а п о з а р п л а т е и в ы п л а т о т п у с к н ы х мы д о л ж ­ ны с е го д н я н аш им у ч и т е л я м о ко л о 3 5 0 м и л - !• л и а р д о в р у б л е й . Н а д ею с ь , ч т о н аш е п р а в и ­ т е л ь с т в о х о р о ш о п о н и м а е т , ч т о е с л и э ти д е н ь г и мы не п о л у ч и м и б у д е т с о р в а н о н а ­ ч а л о б у д ущ е г о у ч е б н о г о год а , т о п о том нам из э т о го п р о р ы в а вы й ти б у д е т п о ч ти н е в о з ­ м о ж н о . И н т у и т и в н о н а д е ю с ь на л у ч ш е е . В с е - т а к и в Р о с с и и , к а к н и гд е в м и р е , и с п о - ко н в е к у у в а ж а л и о б р а з о в а н и е и го р д и л и с ь с в о и м и у ч е н ы м и л ю д ь м и , и х п о т е н ц и а л о м , и н т е л л е к т о м . -Да, в России - как нигде. Мне вспоми­ нается писатель Конецкий, который, по­ пав в Америку, все приставал к тамошним жителям: какие книги они чи­ тают, какой писатель у них любимый? Первый же знакомый американец впал в оторопь, услышав эти вопросы. «Кни­ ги?! А зачем их читать, я вышел ж школьного возраста. Я читаю автомо­ бильные журналы, «Плейбой». Писа­ тель? А почему я должен любить писателя? Что я - гомик, что ли?!». - Я б ы в а л в А м е р и к е . Э т о в е л и к а я с т р а ­ на и в е л и к а я н а ц и я , н о н аш у р о в е н ь о б р а ­ з о в а н и я и у р о в е н ь о б у ч е н и я н а ш и х ш к о л ь н и к о в с и х не с р а в н и т ь . Н аш и д е т и не в п р и м е р л ю б о з н а т е л ь н е е , их з н а н и я г о р а з ­ д о ф у н д а м е н т а л ь н е е , п р о ч н е е и б о г а ч е , ч е м у а м е р и к а н с к и х с в е р с т н и к о в . П л о х о у н а с о д н о : в о т л и ч и е о т а м е р и к а н ц е в , к о т о ­ ры е с п е л е н о к с в о е й с т р а н о й го р д я т с я , мы не у ч и м д е т е й д о р о ж и т ь Р о д и н о й , ее ф л а ­ го м , е е п р е с т и ж е м . -Да, патриотизм как понятие почти ис­ чез из нашей жизни. И это не просто грустно, но опасно для страны и ее жите­ лей. Еще один вопрос, Анатолий Алексе­ евич, тоже крайне проблемный для нынешних выпускников и их родителей. Сегодня по области, как и везде, распло­ дилось несметное множество разных институтов и университетов. Какие-то столичные филиалы собирают с выпус­ кников деньги, заочно обучают их эконо­ мике, психологии, менеджменту и целой куче других не менее заманчивых про­ фессий. Ютятся они зачастую в подваль­ чиках, есть ли у них лицензии на пражэ заниматься вышеназванной деятель­ ностью, никто не знает. Все это очень напоминает пресловутое «МММ». Ваше управление как-то собирается контроли­ ровать деятельность этих «варягов»? - Р а з у м е е т с я ! На м о й в з гл я д , э т о п р о с т о н а с ущ н о н е о б х о д и м о . Мы о б я з а т е л ь н о д о ­ л ж н ы в л и я т ь на в с е о б р а з о в а т е л ь н о е п р о ­ с т р а н с т в о в М у р м а н с к о й о б л а с т и . О т д е т с к и х с а д о в д о в у зо в , к о т о р ы е б а з и р у ю т ­ ся на н аш е й з е м л е . С е г о д н я у н а с б о л ьш е 20 ф и л и а л о в и н с т и т у т о в р а з н ы х г о р о д о в Р о с с и и . Ч е м о н и з а н и м а ю т с я , ч е м у и к а к у ч а т - не з н а е т п о р о й н и к т о . Н о в е д ь н а с т у ­ п и т в р е м я , к о гд а о н и б у д у т в р у ч а т ь с в о и м в ы п у с к н и к а м д и п л о м ы . Т а к в о т , ч т о б ы з н а т ь , б у д у т л и д и п л о м ы д е й с т в и т е л ь н ы , э та с т и х и я д о л ж н а с т а т ь у п р а в л я е м о й уж е ны н ч е , ко гд а д о в ы п у с к а ещ е д а л е к о . М ы в э т о м н а п р а в л е н и и у ж е р а з р а б а т ы в а е м м е ры . - Ну что ж, в конечном счете все пла­ нируемые новации направлены на то, чтобы нашим детям, и большим, и ма­ леньким, жилось хорошо и интересно. Успехов вам! - С п а с и б о . Фото Инны КРАЕВОЙ. № 20 16 - 22 мая 1997 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz