Рыбный Мурман. 1997 г. Май.
В прошлом номере «РМ» я рассказы вала о Сан - та -Кр усе -д е - Тенериф е , городе -сказке . Сегодня речь пойдет о моряках -тралф ло товцах , ныне работающих в фирме «Атлас» . Санта -Крус для них - начало и конец двухсо тсу точно го рейса. Сюда прилетаю т экипажи чартерным авиарейсом , чтобы сменить уставш ую команду , здесь проводят они МРТО траулера (м еждурейсовое техническое обслуживание ), отсюда уходя т в океан , чтобы , вернувшись и получив день ги , улететь домой . Три недели (столько длится МРТО ) я жила на БАТ «Капитан Телов» , в гляды ваясь в о забочен ные , порой злы е лица моряков , вслушиваясь в их рассказы о проблемах работы в сегодняшних у с ловиях . Буквально перед отъездом я случайно вы и гра ла д еш евень кий ф отоаппарат . О счастливленная этим обстоятельством , приехав на Канары , «щ ел кала» все подряд . А поскольку до сего времени никогда не держ ала в руках ф отоаппарат , то в и то ге получилось 1 0 - 1 2 кадров - на пленке , осталь ное - пустота . Впрочем , многие моряки сами кате горически о тказы вались от моих фотоуслуг... Н а снимках ( слева направо): Нина и Оля. Фото автора. материальной РУССКИЕ НА КАНАРАХ 2. /То с у & о & о л * у & p > & j b i & n u ОКОНЧЕН Т ЯЖ КИИ ТРУА», - могли бы сказать моряки БАТ «Капитан Телов» словами пуш кинского героя о закончившемся рейсе. Мы прилетели ночью, вер нее, глубоким вечером по-местно- му: разница во времени - 3 часа. Суматоха с расселением, пос кольку траулер не рассчитан на два экипажа. Ужин для приле тевших - все, спать. Перелет был не из легких. Это раньше каждая посадка означала часовую про гулку по аэропорту. Теперь фир ма не может позволить себе «лишних» затрат, а посему моря ки, сев в Мурманске в самолет, поднимаются с кресел в Санта- Крусе. 10-часовое сидение -шту ка весьма утомительная. Утро начинается, как и на любом судне, с объявления по трансляции: «Судовое время 7 часов. Команде - подъем». Улета ющие слышат это в последний раз, вновь прибывшим предстоит «наслаждаться» такой побудкой более 200 дней. Специалисты принимаются за передачу дел. Матросы, моторис ты отправляются в город. Но не за покупками. Дело в том, что экипажу выдали лишь аванс. За рплату' полностью - только позд но вечером перед вылетом. Знакомые по предыдущим встречам и морским походам мо ряки приглашают меня погово рить «за жизнь». Но с оговоркой: никаких фамилий в газете. Небезопасно, считают они. Сидим впятером. Двое из моих собеседников - люди молодые, у одного жена работает в бизнесе. Их мнение о сути работы в «Ат ласе» таково: да, нелегко 7 меся цев в море, зато зарплата хоро шая, в принципе все устраивает, все нормально. Двое моряков постарше мно гим недовольны. Во-первых, очень мало платят во время ре монта - 7 долларов в день рядо вому составу. А вот местные жители зарабатывают 10 - 12 дол ларов в час. Несравнимо! Во-вто рых, в рейсе нет свежих овощей-фруктов. - Да нормальная пища, - возра жают молодые, - мясо всегда, картошка, крупы, макароны... Чего ворчать-то? Рыбы нава лом... В-третьих, и это уже волнует всех, нет медицинских полисов, не идет трудовой стаж. В-четвертых, новшество: стали ограничивать вес багажа вылета ющих домой моряков до 15 кг на человека. И это сущая правда. Когда экипаж улетел, на траулер при везли семь больших сумок. И они лежали в судовом госпитале три недели. Как получилось, что двум экипажам, с которыми и я возвращалась, разрешили прово зить более 20 кг багажа, я не знаю. То, что по поводу таких ограничений думают сами моря ки, я пока говорить не буду: еще не все объяснения есть у меня. Но обещаю рассказать в ближай ших номерах «РМ». Замечу: если все-таки справед лива официальная точка зрения, что, мол, ограничения вводятся, дабы не производить дополни тельную посадку ради дозаправ ки самолета, то почему же не ограничивают вес во время выле та из Мурманска? А тут, кроме багажа, моряки везут тоннами снабжение на свое судно - от комплектов постельного белья до цепей для морозильных камер. Но, как я сказала, к этой теме мы вернемся. А наша беседа в каюте продол жается. Перешли к разговору о профсоюзе. - Мне очень нужна защита, - рассуждает один из моих собе седников. - Какая? А вот какая. У меня в каюте должен висеть номер телефона международного профсоюза, чтобы я вышел на причал и меня соединят то ли с местным отделением междуна родного профсоюза, то ли с его штаб-квартирой. И я получу не обходимые консультации. Зачем мне быть в профсоюзе, где и я, и начальник флота? Чьи же инте ресы он защищает? - Да что говорить, - подхваты вает другой моряк. - От нашего «защитника» одни слова. Где дела-то? Сколько требуем сокра тить рейсы, оплачивать работу в ремонте так же, как в море... Не- ет, я не хочу в такой профсоюз. - А стаж? - подключается еще один моряк. - Ввели бы книжеч ки, где наклеивали марки на ту № 20 16 - 22 мая 1997 года сумму, которою бы моряк платил в пенсионный фонд. И при выхо де на пенсию можно было опре делить и стаж, и сумму пенсии. - Тут, на мой взгляд, можно сделать проще, - подытоживает первый собеседник. - В «Атласе» суда и экипажи тралфлотовские, в контракте оговаривается воз- • можность нашего возвращения во флот: Ну что, трудно вписать в трудовую книжку: «Откоманди рован в «Атлас», а когда вернул ся - поставить дату. И все. И нет вопросов по стажу. И снова не буду комментиро вать предложения моряков, пока не заимею аргументированного ответа. Поговорив еще о рейсе и о вся ческих трудностях, мы отправи лись бродить по городу. Ребята уже не в первый раз в Санта-Кру се, им в удовольствие показать мне его красоту, послушать мои восторженные ахи да охи. По пути они покупают на оставшие ся от аванса песеты букеты роз женам и экзотические фрукты детям. На рассвете автобус уво зит этот экипаж в аэропорт. НАЧИНАЮ РАБОТАТЬ С чего начать знакомство с траулером? Конечно же с «мо нетного двора», то есть рыбофаб- рики. Понятно, что 18 лет жестокой эксплуатации не могут пройти бесследно, я не удивляюсь оби лию ржавчины, истлевшему тут и там железу - видела и похуже. «Гид» в моем путешествии мас тер добычи Михаил Гордеев ску по отвечает на вопросы. - Проблемы с выловом есть? - Конечно. Раньше лучше было. - А по ассортименту? - В основном сардинелла. А скумбрии, ставриды мало. Соот ветственно и цена продукции ниже. - Что , и рыба-капитан не по падается? - Ценные породы - штучно. - Какие же уловы? - Когда 20 тонн, когда 30. А когда и «колеса». Я сочувственно киваю. «Коле са», то есть ноль, пустой трал j что может быть огорчительней для моряка? К тому же, как вы яснилось, еще и орудия лова j острейшая проблема. Скалистый грунт, к которому жмется рыба, каждую секунду грозит оторвать трал. А поди сегодня купи новый - сотни миллионов рублей надо выложить. Вот и собирают ребя та на палубе из двух старых тра лов один «новый», зашивают дыры... Но, рассказывают мне на палу бе, промысел идет как надо, за морозка - тоже. Выгружают продукцию на рейде на иностран ные суда. Сами в порт не ходят - дорого. Вот так, «экскурсионно» обой дя траулер, вдоволь насмотрев шись на красящих, шкрябающих, притирающих вручную клапаны двигателя моряков, «отлавли ваю» себе собеседников... « А Е ВЧОН КИ » Пять женщин на БАТ «Капи тан Телов», три из них работают вместе с мужьями. Наверное, та кой вариант - наилучшии. Но не у всех есть семьи. А одной на судне, ох, тяжко, по себе знаю: обидит любой, а защитить... Если капитан хороший (имеется в виду - справедливый), то еще ладно. А если самодур (таких тоже на флоте хватает), остается стиснуть зубы и целых полгода день за днем спать на мокрой от слез подушке. Бытует мнение, что женщины идут в море, чтобы замуж выйти, разбив при этом хорошую семью моряка. Наверное, и так случает ся. Но я твердо знаю: в основном тить мимо ушей любую колкость, улыбнуться позеленевшему от тоски и работы моряку. И так - изо дня в день, все семь месяцев. А тарелок, как всегда, не хвата ет, надо успеть перемыть за пер выми ребятами, чтооы следующие могли спокойно сесть за стол. - Ну и что? - скажет кто-то из моих читательниц. - Подумаешь, работа! Не буду вдаваться в эту тему, кому кажется такая работа лег кой, пусть позвонит мне, расска жу подробно. Много лет ходит в море Ва лентина Елшина, уборщица, жи вая, энергичная, веселая синеглазая женщина. Очень не легко держать в чистоте ржавый корабль (краска, как всегда, в дефиците). Но у Вали всюду чис тота, блестит линолеум в коридо-' рах, сияют белизной стены и переборки. Для каждой морячки ее рабо та -дело чести и самолюбия, а не только заработка. Мы, женщи ны, ведь так любим, чтобы нас хоть немножко похвалили, заме тили наш труд. Понятно, что от моряков редко услышат «девчон ки» добрую оценку их работы. А жаль... Почему я называю морячек девчонками, да еще и в кавыч ках? Потому что все они дав ненько ушли из девчоночьего возраста. Но не обабились, не приобрели соответствующую годам степенность, остались по- юному энергичными, приветли выми' и очень ранимыми. Как, например, буфетчица Светлана Солодовникова, морячка с мно голетним стажем. Попробуй ска жи ей что-то не так!.. Света ходит в море только затем, чтобы были деньги на лечение мамы - единственного любимого ею че^ ловека на земле. Но чья женская работа особен но на виду - так это работа Оль- идут в море из-за безысходности. Невмоготу одной поднимать детей, кто-то хочет поддержать стариков родителей, очень часто идут в море, чтобы скопить деньги на квартиру. Оля Калмыкова -^прачка. Че- ловек удивительный. Мы с ней часами говорили обо всем на све те - от классической музыки и мировой литературы до чисто женских тем: о детях, о «тряп ках» и, конечно, о смысле жизни и работы в море. Оля уверена: этот ее рейс - последний, потому что Катя идет в школу, надо за бирать ее у бабушки в Башкирии и оыть рядом. Короче, пробыла я рядом с этим человеком три неде ли, и так жаль было расставать ся, словно родную душу от сердца отрывала. Нина Кравчук тоже стала мне очень близкой. Но она на судне- с мужем, ей в моральном плане полегче. Нина - официантка. А это значит 4 раза в день накрыть столы и помыть посуду за 55 моряками. Это значит “пропус ти Христенко, повара. Вдвоем с мужем они творят подлинные чудеса. Особенно это видно тем, кто был в прошлом рейсе, когда многие не могли есть варево, ко торое повар называл борщом. Зато теперь моряки опасаются: после рейса они ни в одну дверь не впишутся. И действительно, так вкусно не во всяком ресторане пooбeдaJ ешь. А в Пасху Ольга и Валерий Христенко устроили такой праз дничный обед, что, уверена, не только я, но и весь экипаж за помнит это чудо на всю жизнь. В следующий раз речь поведу о мужчинах. Санта-Крус - Мурманск. ^ (Продолжение следует). ИннаЫР13ШК
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz