Рыбный Мурман. 1997 г. Май.

В прошлом номере «РМ» я рассказы вала о Сан - та -Кр усе -д е - Тенериф е , городе -сказке . Сегодня речь пойдет о моряках -тралф ло товцах , ныне работающих в фирме «Атлас» . Санта -Крус для них - начало и конец двухсо тсу точно го рейса. Сюда прилетаю т экипажи чартерным авиарейсом , чтобы сменить уставш ую команду , здесь проводят они МРТО траулера (м еждурейсовое техническое обслуживание ), отсюда уходя т в океан , чтобы , вернувшись и получив день ги , улететь домой . Три недели (столько длится МРТО ) я жила на БАТ «Капитан Телов» , в гляды ваясь в о забочен ­ ные , порой злы е лица моряков , вслушиваясь в их рассказы о проблемах работы в сегодняшних у с ­ ловиях . Буквально перед отъездом я случайно вы и гра ­ ла д еш евень кий ф отоаппарат . О счастливленная этим обстоятельством , приехав на Канары , «щ ел ­ кала» все подряд . А поскольку до сего времени никогда не держ ала в руках ф отоаппарат , то в и то ­ ге получилось 1 0 - 1 2 кадров - на пленке , осталь ­ ное - пустота . Впрочем , многие моряки сами кате горически о тказы вались от моих фотоуслуг... Н а снимках ( слева направо): Нина и Оля. Фото автора. материальной РУССКИЕ НА КАНАРАХ 2. /То с у & о & о л * у & p > & j b i & n u ОКОНЧЕН Т ЯЖ КИИ ТРУА», - могли бы сказать моряки БАТ «Капитан Телов» словами пуш­ кинского героя о закончившемся рейсе. Мы прилетели ночью, вер­ нее, глубоким вечером по-местно- му: разница во времени - 3 часа. Суматоха с расселением, пос­ кольку траулер не рассчитан на два экипажа. Ужин для приле­ тевших - все, спать. Перелет был не из легких. Это раньше каждая посадка означала часовую про­ гулку по аэропорту. Теперь фир­ ма не может позволить себе «лишних» затрат, а посему моря­ ки, сев в Мурманске в самолет, поднимаются с кресел в Санта- Крусе. 10-часовое сидение -шту­ ка весьма утомительная. Утро начинается, как и на любом судне, с объявления по трансляции: «Судовое время 7 часов. Команде - подъем». Улета­ ющие слышат это в последний раз, вновь прибывшим предстоит «наслаждаться» такой побудкой более 200 дней. Специалисты принимаются за передачу дел. Матросы, моторис­ ты отправляются в город. Но не за покупками. Дело в том, что экипажу выдали лишь аванс. За­ рплату' полностью - только позд­ но вечером перед вылетом. Знакомые по предыдущим встречам и морским походам мо­ ряки приглашают меня погово­ рить «за жизнь». Но с оговоркой: никаких фамилий в газете. Небезопасно, считают они. Сидим впятером. Двое из моих собеседников - люди молодые, у одного жена работает в бизнесе. Их мнение о сути работы в «Ат­ ласе» таково: да, нелегко 7 меся­ цев в море, зато зарплата хоро­ шая, в принципе все устраивает, все нормально. Двое моряков постарше мно­ гим недовольны. Во-первых, очень мало платят во время ре­ монта - 7 долларов в день рядо­ вому составу. А вот местные жители зарабатывают 10 - 12 дол­ ларов в час. Несравнимо! Во-вто­ рых, в рейсе нет свежих овощей-фруктов. - Да нормальная пища, - возра­ жают молодые, - мясо всегда, картошка, крупы, макароны... Чего ворчать-то? Рыбы нава­ лом... В-третьих, и это уже волнует всех, нет медицинских полисов, не идет трудовой стаж. В-четвертых, новшество: стали ограничивать вес багажа вылета­ ющих домой моряков до 15 кг на человека. И это сущая правда. Когда экипаж улетел, на траулер при­ везли семь больших сумок. И они лежали в судовом госпитале три недели. Как получилось, что двум экипажам, с которыми и я возвращалась, разрешили прово­ зить более 20 кг багажа, я не знаю. То, что по поводу таких ограничений думают сами моря­ ки, я пока говорить не буду: еще не все объяснения есть у меня. Но обещаю рассказать в ближай­ ших номерах «РМ». Замечу: если все-таки справед­ лива официальная точка зрения, что, мол, ограничения вводятся, дабы не производить дополни­ тельную посадку ради дозаправ­ ки самолета, то почему же не ограничивают вес во время выле­ та из Мурманска? А тут, кроме багажа, моряки везут тоннами снабжение на свое судно - от комплектов постельного белья до цепей для морозильных камер. Но, как я сказала, к этой теме мы вернемся. А наша беседа в каюте продол­ жается. Перешли к разговору о профсоюзе. - Мне очень нужна защита, - рассуждает один из моих собе­ седников. - Какая? А вот какая. У меня в каюте должен висеть номер телефона международного профсоюза, чтобы я вышел на причал и меня соединят то ли с местным отделением междуна­ родного профсоюза, то ли с его штаб-квартирой. И я получу не­ обходимые консультации. Зачем мне быть в профсоюзе, где и я, и начальник флота? Чьи же инте­ ресы он защищает? - Да что говорить, - подхваты­ вает другой моряк. - От нашего «защитника» одни слова. Где дела-то? Сколько требуем сокра­ тить рейсы, оплачивать работу в ремонте так же, как в море... Не- ет, я не хочу в такой профсоюз. - А стаж? - подключается еще один моряк. - Ввели бы книжеч­ ки, где наклеивали марки на ту № 20 16 - 22 мая 1997 года сумму, которою бы моряк платил в пенсионный фонд. И при выхо­ де на пенсию можно было опре­ делить и стаж, и сумму пенсии. - Тут, на мой взгляд, можно сделать проще, - подытоживает первый собеседник. - В «Атласе» суда и экипажи тралфлотовские, в контракте оговаривается воз- • можность нашего возвращения во флот: Ну что, трудно вписать в трудовую книжку: «Откоманди­ рован в «Атлас», а когда вернул­ ся - поставить дату. И все. И нет вопросов по стажу. И снова не буду комментиро­ вать предложения моряков, пока не заимею аргументированного ответа. Поговорив еще о рейсе и о вся­ ческих трудностях, мы отправи­ лись бродить по городу. Ребята уже не в первый раз в Санта-Кру­ се, им в удовольствие показать мне его красоту, послушать мои восторженные ахи да охи. По пути они покупают на оставшие­ ся от аванса песеты букеты роз женам и экзотические фрукты детям. На рассвете автобус уво­ зит этот экипаж в аэропорт. НАЧИНАЮ РАБОТАТЬ С чего начать знакомство с траулером? Конечно же с «мо­ нетного двора», то есть рыбофаб- рики. Понятно, что 18 лет жестокой эксплуатации не могут пройти бесследно, я не удивляюсь оби­ лию ржавчины, истлевшему тут и там железу - видела и похуже. «Гид» в моем путешествии мас­ тер добычи Михаил Гордеев ску­ по отвечает на вопросы. - Проблемы с выловом есть? - Конечно. Раньше лучше было. - А по ассортименту? - В основном сардинелла. А скумбрии, ставриды мало. Соот­ ветственно и цена продукции ниже. - Что , и рыба-капитан не по­ падается? - Ценные породы - штучно. - Какие же уловы? - Когда 20 тонн, когда 30. А когда и «колеса». Я сочувственно киваю. «Коле­ са», то есть ноль, пустой трал j что может быть огорчительней для моряка? К тому же, как вы­ яснилось, еще и орудия лова j острейшая проблема. Скалистый грунт, к которому жмется рыба, каждую секунду грозит оторвать трал. А поди сегодня купи новый - сотни миллионов рублей надо выложить. Вот и собирают ребя­ та на палубе из двух старых тра­ лов один «новый», зашивают дыры... Но, рассказывают мне на палу­ бе, промысел идет как надо, за­ морозка - тоже. Выгружают продукцию на рейде на иностран­ ные суда. Сами в порт не ходят - дорого. Вот так, «экскурсионно» обой­ дя траулер, вдоволь насмотрев­ шись на красящих, шкрябающих, притирающих вручную клапаны двигателя моряков, «отлавли­ ваю» себе собеседников... « А Е ВЧОН КИ » Пять женщин на БАТ «Капи­ тан Телов», три из них работают вместе с мужьями. Наверное, та­ кой вариант - наилучшии. Но не у всех есть семьи. А одной на судне, ох, тяжко, по себе знаю: обидит любой, а защитить... Если капитан хороший (имеется в виду - справедливый), то еще ладно. А если самодур (таких тоже на флоте хватает), остается стиснуть зубы и целых полгода день за днем спать на мокрой от слез подушке. Бытует мнение, что женщины идут в море, чтобы замуж выйти, разбив при этом хорошую семью моряка. Наверное, и так случает­ ся. Но я твердо знаю: в основном тить мимо ушей любую колкость, улыбнуться позеленевшему от тоски и работы моряку. И так - изо дня в день, все семь месяцев. А тарелок, как всегда, не хвата­ ет, надо успеть перемыть за пер­ выми ребятами, чтооы следующие могли спокойно сесть за стол. - Ну и что? - скажет кто-то из моих читательниц. - Подумаешь, работа! Не буду вдаваться в эту тему, кому кажется такая работа лег­ кой, пусть позвонит мне, расска­ жу подробно. Много лет ходит в море Ва ­ лентина Елшина, уборщица, жи­ вая, энергичная, веселая синеглазая женщина. Очень не­ легко держать в чистоте ржавый корабль (краска, как всегда, в дефиците). Но у Вали всюду чис­ тота, блестит линолеум в коридо-' рах, сияют белизной стены и переборки. Для каждой морячки ее рабо­ та -дело чести и самолюбия, а не только заработка. Мы, женщи­ ны, ведь так любим, чтобы нас хоть немножко похвалили, заме­ тили наш труд. Понятно, что от моряков редко услышат «девчон­ ки» добрую оценку их работы. А жаль... Почему я называю морячек девчонками, да еще и в кавыч­ ках? Потому что все они дав­ ненько ушли из девчоночьего возраста. Но не обабились, не приобрели соответствующую годам степенность, остались по- юному энергичными, приветли­ выми' и очень ранимыми. Как, например, буфетчица Светлана Солодовникова, морячка с мно­ голетним стажем. Попробуй ска­ жи ей что-то не так!.. Света ходит в море только затем, чтобы были деньги на лечение мамы - единственного любимого ею че^ ловека на земле. Но чья женская работа особен­ но на виду - так это работа Оль- идут в море из-за безысходности. Невмоготу одной поднимать детей, кто-то хочет поддержать стариков родителей, очень часто идут в море, чтобы скопить деньги на квартиру. Оля Калмыкова -^прачка. Че- ловек удивительный. Мы с ней часами говорили обо всем на све­ те - от классической музыки и мировой литературы до чисто женских тем: о детях, о «тряп­ ках» и, конечно, о смысле жизни и работы в море. Оля уверена: этот ее рейс - последний, потому что Катя идет в школу, надо за­ бирать ее у бабушки в Башкирии и оыть рядом. Короче, пробыла я рядом с этим человеком три неде­ ли, и так жаль было расставать­ ся, словно родную душу от сердца отрывала. Нина Кравчук тоже стала мне очень близкой. Но она на судне- с мужем, ей в моральном плане полегче. Нина - официантка. А это значит 4 раза в день накрыть столы и помыть посуду за 55 моряками. Это значит “пропус­ ти Христенко, повара. Вдвоем с мужем они творят подлинные чудеса. Особенно это видно тем, кто был в прошлом рейсе, когда многие не могли есть варево, ко­ торое повар называл борщом. Зато теперь моряки опасаются: после рейса они ни в одну дверь не впишутся. И действительно, так вкусно не во всяком ресторане пooбeдaJ ешь. А в Пасху Ольга и Валерий Христенко устроили такой праз­ дничный обед, что, уверена, не только я, но и весь экипаж за­ помнит это чудо на всю жизнь. В следующий раз речь поведу о мужчинах. Санта-Крус - Мурманск. ^ (Продолжение следует). ИннаЫР13ШК

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz