Рыбный Мурман. 1997 г. Май.

А К Т У А Л Ь Н О Е И Н Т Е Р В Ь Ю Виктор ВИКЕНТЬЕВ - Е с т ь л и вы ход и з с о з д а в ­ а й с я с и т у а ц и и ? -Для того, чтобы говорить о выходе из ризиса, стоит подумать о том, что способ- твовало его появлению. И тут я бы выде- сил два этапа. Первый - своего рода романтический». Тогда происходящие из- 1 енения принимались с воодушевлением. Цены перестали быть управляемыми, а нешняя торговля стала либерализирован- ой. Система государственного руководст- а была практически упразднена. А роводившаяся параллельно с этим прива- изация превратила рыбаков в собственни- ов основных фондов и продукции, начительная разница между ценами на лишво, промвооружение и все другие яды материально-технического снабже- ия, которое приобреталось в России, и энами на рыбопродукцию (прежде всего эесковые виды), продаваемую в основном i границу, резко подняла экономическую |)фе!#йвность предприятий рыбопро- ышленного комплекса. Рентабельность гдельных операций поднималась до 100 эоцентов. Складывалось впечатление все- 5щего процветания. Однако почему-то не ’ало появляться рыболовных судов под )т же самый «европейский стандарт». - Но в е д ь т а к н е м о гл о про- о л ж а т ь с я до б е с к о н е ч н о с т и ? - Совершенно верно. По всей видимос- :, руководители предприятий не сумели •езво оценить складывающуюся ситуа- 1 Ю. А главное - спрогнозировать послед- вия, к которым она должна привести, [или в этот период одним днем. Доходы 1 Правлялись в основном в фонды потреб- ния (зарплата, премия и т. д.), но толь- *не на развитие производства. Уже тогда было ясно, что так продел­ аться долго не может. Свободные цены избежно должны привести к их безудер- гюму росту и раскручиванию спирали гфляции. Постепенно уровень цен на пгериально-техническое снабжение у нас «днялся до уровня мировых, а то и выше, зны на нашу рыбопродукцию за рубежом [али. Источник экономической эффек­ тности в таком виде исчерпан, а друго- » в запасе не было. Наступил период ;прессии. - И к а к бы вы о х а р а к т е р и з о - а л и сегодняш нюю с и т у а ц и ю ? -Я бы ее назвал периодом «ожидания», адо заметить, что в начале этого перио- 1 еще можно было исправить ситуацию певшимися средствами. Требовалось одно сконцентрировать усилия предприятий в дном направлении. Поэтому четыре года азад появилось предложение «Севрыбы» создании финансово-промышленной эуппы на бассейне. Однако оно не было Нынче со сто ян и е дел в рыбной о тр асли крайне тяж ело е . Ос­ но вная причина та к о го положения одна - промышленность ока з а л а с ь не под готовленной к экономическим реформам. И к а к р е з у л ь т а т - спад п р ои звод с тва . Кроме т о г о , флоты на се год ­ няшний день работаю т на с у д а х , морально и физически у с т а ­ ревших. И если в ближайшее время не н а ч а т ь их обновление , то к 2005 год у России не на чем будет в е с ти промысел. А э то д елает вполне реальным потерю к в о т . Еще в 1993 год у специ ­ алисты АО «Севрыба» р азр або тали свою концепцию модерниза­ ции флота. И сегод н я продолж ается ее прор або тка . А недавно р уко вод ство «Севрыбы» побывало в Дании, где в е л и с ь п ер е го ­ воры по постройке четырех с у д о в . Наш корр еспонд ен т попросил прокомменти ­ р о в а т ь ситуацию в о т ­ р а с л и г е н е р а л ьн о го директора АО «Севрыба» Гео р ги я ТИШКОВА. му эфф< поддержано. Думаю, прежде всего по той же причине «ожидания». Предпри­ ятия ждали «чуда», предполагалось, го­ сударство предпримет планы по изменению ситуации. Ожидалось, что будут прощены долги, что будет разре­ шен кризис неплатежей, будут получены дополнительные льготы или государ­ ственные субсидии. К сожалению, «чуда» не произошло. Наоборот, был объявлен курс на жесткую финансовую политику. И нынче проблемы бюджета и государственных расходов «во главе угла». - Н у и к а к о й же вы х о д ? - В первую очередь наладить производст­ во. В рыночной экономике выживает тот, кто производит много высококачественной продукции с минимальными затратами и пользующейся спросом. Вот если это будет, то будут и деньги, и налоги, и зарплата во­ время. - Хорош о . Но д л я м о д е р н и з а ­ ции т о г о же ф ло та нужны д е н ь ­ г и . А гд е и х в з я т ь ? - У инвесторов. Под проценты. И мы это доказали на практике постройкой траулера «Севрыба-1». Его эксплуатация подтверди­ ла этот вывод. И абсолютно не правы те, кто утверждает, дескать, мы за него расплачи­ ваемся квотами. Мы получаем квоту для эксплуатации этого судна по тем же прави­ лам и нормам, что и любые другие пред­ приятия. Половину квоты трески мы покупаем у тех компаний, которые получили ее бес­ платно, но сами выловить не могут. Поче- мы можем так делать? Потому что _>ективность производства на этом суд­ не очень высока. Она дает возможность платить за квоту и вовремя рассчитываться за банковский кредит. Кстати, «Севрыба- 1» выловила в прошлом году 9135 тонн рыбы, а лучший БМРТ-378 «Мурманрыб- прома» - только 3134 тонны. - И ч т о ж е , вы уж е р а с с ч и ­ т а л и с ь с к р е д и то м ? - Пока нет. Но до полного погашения задолженности осталось два с небольшим года. На траулере созданы дополнительные рабочие места, пусть не много, но они есть. Зарплата у людей выше, чем на других фло­ тах, и выплачивается в срок. К нам очередь на трудоустройство. Продукция производится на уровне вы­ сших мировых стандартов (около зО процен­ тов было продано в США и Канаду). Обратите внимание - не мы у них берем «ножки Буша», а они у нас нашу продук­ цию. - З н а ч и т , вы н а деле д оказали п е р с п е к т и в н о с т ь п о с тр о й к и н о ­ вы х с у д о в ? -Доказать-то доказали. Однако ситуация, как ни посмотри, более чем не нормальная. Казалось бы, радоваться надо, поддержи­ вать: ребята, давайте еще строить такие суда. А получается наоборот - «экономи­ ческая диверсия». Спросили бы у моря­ ков, которые у нас в море ходят: они себя считают жертвами диверсии? Да они гото­ вы зубами держаться за эту работу. И вместо того чтобы решать проблемы рыб­ ной отрасли по существу, слышатся одни и те же разговоры о «дележе квоты». - А р а з в е н е т е е н е д о с т а т ­ к а в э т о м г о д у ? -Нет такой проблемы. Есть другая - вы­ ловить эту квоту. Ведь мы так и не выло­ вили полностью российскую часть трески в прошлом году, а те же самые норвежцы - выловили. На мой взгляд, у рыбной промышлен­ ности сегодня один выход из сложившего­ ся положения. Это полная ее реконструктуризация. Мы должны создать новую промышленность на базе новой тех­ ники, новой технологии, новых принципах и методах управления. Ну а первыми «лас­ точками» могут стать суда, которые мы планируем построить в Дании. 'траничкасоВкора ШздшН)денно Сзнкт-ПвтврШ [8-812^87-62-13 Министерство путей сооб­ щения приняло решение о пе- евозке рыбы и рыбной эодукции со скидкой 50 про- знтов, отправляемых в адрес эссийских потребителей во !утригосударственном и ^ждународном сообщении, в м числе со странами СН Г и ялтии, до конца 1997 года, эоме этого 15-процентные идки предоставляются на ревозку рыбы и рыбопро- ктов в рефрижераторах ссийских железных дорог. >ложение распространяется ia рефрижераторы, аренду- ые грузоотправителями не- средственно в Ьрижераторных депо. О том, как готовятся же- шодорожники к возмож- >1 перевозкам возросшего шчества рыбопродукции, (оин^ересовался в пресс- 'жбе. Г Р У З О ­ П Е Р Е В О З К И Елена ЧУВАШЕВА, пресс-служба Октябрьской железной дороги Мурманские железнодорож­ ники отрабатывают пути привле­ чения грузовладельцев на железную дорогу. Пока 70 про­ центов рыбы перевозится по ав­ тодорогам. Для того, чтобы успешно конкурировать на рынке транспортных услуг, железнодо­ рожники решили формировать свой парк контейнеров, приспо­ собленных для доставки неболь­ ших партий скоропортящихся грузов, в том числе и рыбы. Вре­ мя больших заказов и перевозок больших партий рыбы прошло. Автономный рефрижераторный вагон, еще недавно единствен­ ный и незаменимый, несмотря на скидки, все же дорог для клиен­ тов. К тому же клиенты в основ­ ном теперь мелкие -им не нужен большой вагон. Да и рефрижера­ торный парк в последнее время очень сократился, часть его за­ консервирована. Поэтому мур­ манчане предложили использовать для мультимодаль­ ных перевозок специализирован­ ные 20- и 40-тонные контейнеры, которые удобно доставлять пря­ мо в порт на контейнеровозе. Очень удобны термоконтейнеры, которые эксплуатируются пока только моряками в основном для перевозки фруктов из Голландии. Вложений средств эта идея тре­ бует небольших, но отдача обе­ щает быть весомой. В качестве шага навстречу кли­ ентам со стороны железнодорож­ ников можно считать и создание корпоративной распределитель­ ной сети обработки информации. Немало удивились на предпри­ ятиях, являющихся клиентами до­ роги, когда получили от начальника только что созданно­ го в Мурманске регионального центра фирменного транспортно­ го обслуживания (РЦ ФТО) пись­ ма следующего содержания: дескать, предлагаем подключить ваши компьютеры к распредели­ тельной сети, обеспечивающей доступ клиентов к базам данных, содержащих сведения о правилах перевозки, порядке оплаты, месте нахождения грузов и т. д. Больше того, специалисты РЦ ФТО берутся установить в офисах клиентуры соответствующую компьютерную технику. Она уже закуплена. Для работы электрон­ ной сети будут использованы же­ лезнодорожные каналы связи. Такие крупные клиенты, как АО «Апатит», давно уже обращались кжелезнодорожникам с просьбой усовершенствовать систему ин­ формационного обслуживания грузовладельцев. Впрочем, одной только информации сегодня не­ достаточно для того, чтобы ус­ пешно конкурировать с другими видами транспорта, в частности с автомобильным. Поэтому и со­ здается целая программа ком­ плексного обслуживания клиентов. В базе данных этой про­ граммы - «паспорта» на крупных грузовладельцев. В них - все: от платежеспособности до потенци­ альных возможностей предпри­ ятия и рынков сбыта. Взять тот же АО «Апатит». Специалисты прогно­ зируют рост спроса на его продук­ цию. А сбыт больших объемов апатитового концентрата -это пер­ спектива наращивания грузопото­ ков. Значит, надо готовиться к ним. Монтаж корпоративной распре­ делительной сети обработки ин­ формации - важная составная серии мероприятий отдела марке­ тинга. Сама жизнь заставляет ци­ вилизованными методами бороться активнее именно за кли­ ента.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz