Рыбный Мурман. 1997 г. Май.
А К Т У А Л Ь Н О Е И Н Т Е Р В Ь Ю Виктор ВИКЕНТЬЕВ - Е с т ь л и вы ход и з с о з д а в а й с я с и т у а ц и и ? -Для того, чтобы говорить о выходе из ризиса, стоит подумать о том, что способ- твовало его появлению. И тут я бы выде- сил два этапа. Первый - своего рода романтический». Тогда происходящие из- 1 енения принимались с воодушевлением. Цены перестали быть управляемыми, а нешняя торговля стала либерализирован- ой. Система государственного руководст- а была практически упразднена. А роводившаяся параллельно с этим прива- изация превратила рыбаков в собственни- ов основных фондов и продукции, начительная разница между ценами на лишво, промвооружение и все другие яды материально-технического снабже- ия, которое приобреталось в России, и энами на рыбопродукцию (прежде всего эесковые виды), продаваемую в основном i границу, резко подняла экономическую |)фе!#йвность предприятий рыбопро- ышленного комплекса. Рентабельность гдельных операций поднималась до 100 эоцентов. Складывалось впечатление все- 5щего процветания. Однако почему-то не ’ало появляться рыболовных судов под )т же самый «европейский стандарт». - Но в е д ь т а к н е м о гл о про- о л ж а т ь с я до б е с к о н е ч н о с т и ? - Совершенно верно. По всей видимос- :, руководители предприятий не сумели •езво оценить складывающуюся ситуа- 1 Ю. А главное - спрогнозировать послед- вия, к которым она должна привести, [или в этот период одним днем. Доходы 1 Правлялись в основном в фонды потреб- ния (зарплата, премия и т. д.), но толь- *не на развитие производства. Уже тогда было ясно, что так продел аться долго не может. Свободные цены избежно должны привести к их безудер- гюму росту и раскручиванию спирали гфляции. Постепенно уровень цен на пгериально-техническое снабжение у нас «днялся до уровня мировых, а то и выше, зны на нашу рыбопродукцию за рубежом [али. Источник экономической эффек тности в таком виде исчерпан, а друго- » в запасе не было. Наступил период ;прессии. - И к а к бы вы о х а р а к т е р и з о - а л и сегодняш нюю с и т у а ц и ю ? -Я бы ее назвал периодом «ожидания», адо заметить, что в начале этого перио- 1 еще можно было исправить ситуацию певшимися средствами. Требовалось одно сконцентрировать усилия предприятий в дном направлении. Поэтому четыре года азад появилось предложение «Севрыбы» создании финансово-промышленной эуппы на бассейне. Однако оно не было Нынче со сто ян и е дел в рыбной о тр асли крайне тяж ело е . Ос но вная причина та к о го положения одна - промышленность ока з а л а с ь не под готовленной к экономическим реформам. И к а к р е з у л ь т а т - спад п р ои звод с тва . Кроме т о г о , флоты на се год няшний день работаю т на с у д а х , морально и физически у с т а ревших. И если в ближайшее время не н а ч а т ь их обновление , то к 2005 год у России не на чем будет в е с ти промысел. А э то д елает вполне реальным потерю к в о т . Еще в 1993 год у специ алисты АО «Севрыба» р азр або тали свою концепцию модерниза ции флота. И сегод н я продолж ается ее прор або тка . А недавно р уко вод ство «Севрыбы» побывало в Дании, где в е л и с ь п ер е го воры по постройке четырех с у д о в . Наш корр еспонд ен т попросил прокомменти р о в а т ь ситуацию в о т р а с л и г е н е р а л ьн о го директора АО «Севрыба» Гео р ги я ТИШКОВА. му эфф< поддержано. Думаю, прежде всего по той же причине «ожидания». Предпри ятия ждали «чуда», предполагалось, го сударство предпримет планы по изменению ситуации. Ожидалось, что будут прощены долги, что будет разре шен кризис неплатежей, будут получены дополнительные льготы или государ ственные субсидии. К сожалению, «чуда» не произошло. Наоборот, был объявлен курс на жесткую финансовую политику. И нынче проблемы бюджета и государственных расходов «во главе угла». - Н у и к а к о й же вы х о д ? - В первую очередь наладить производст во. В рыночной экономике выживает тот, кто производит много высококачественной продукции с минимальными затратами и пользующейся спросом. Вот если это будет, то будут и деньги, и налоги, и зарплата во время. - Хорош о . Но д л я м о д е р н и з а ции т о г о же ф ло та нужны д е н ь г и . А гд е и х в з я т ь ? - У инвесторов. Под проценты. И мы это доказали на практике постройкой траулера «Севрыба-1». Его эксплуатация подтверди ла этот вывод. И абсолютно не правы те, кто утверждает, дескать, мы за него расплачи ваемся квотами. Мы получаем квоту для эксплуатации этого судна по тем же прави лам и нормам, что и любые другие пред приятия. Половину квоты трески мы покупаем у тех компаний, которые получили ее бес платно, но сами выловить не могут. Поче- мы можем так делать? Потому что _>ективность производства на этом суд не очень высока. Она дает возможность платить за квоту и вовремя рассчитываться за банковский кредит. Кстати, «Севрыба- 1» выловила в прошлом году 9135 тонн рыбы, а лучший БМРТ-378 «Мурманрыб- прома» - только 3134 тонны. - И ч т о ж е , вы уж е р а с с ч и т а л и с ь с к р е д и то м ? - Пока нет. Но до полного погашения задолженности осталось два с небольшим года. На траулере созданы дополнительные рабочие места, пусть не много, но они есть. Зарплата у людей выше, чем на других фло тах, и выплачивается в срок. К нам очередь на трудоустройство. Продукция производится на уровне вы сших мировых стандартов (около зО процен тов было продано в США и Канаду). Обратите внимание - не мы у них берем «ножки Буша», а они у нас нашу продук цию. - З н а ч и т , вы н а деле д оказали п е р с п е к т и в н о с т ь п о с тр о й к и н о вы х с у д о в ? -Доказать-то доказали. Однако ситуация, как ни посмотри, более чем не нормальная. Казалось бы, радоваться надо, поддержи вать: ребята, давайте еще строить такие суда. А получается наоборот - «экономи ческая диверсия». Спросили бы у моря ков, которые у нас в море ходят: они себя считают жертвами диверсии? Да они гото вы зубами держаться за эту работу. И вместо того чтобы решать проблемы рыб ной отрасли по существу, слышатся одни и те же разговоры о «дележе квоты». - А р а з в е н е т е е н е д о с т а т к а в э т о м г о д у ? -Нет такой проблемы. Есть другая - вы ловить эту квоту. Ведь мы так и не выло вили полностью российскую часть трески в прошлом году, а те же самые норвежцы - выловили. На мой взгляд, у рыбной промышлен ности сегодня один выход из сложившего ся положения. Это полная ее реконструктуризация. Мы должны создать новую промышленность на базе новой тех ники, новой технологии, новых принципах и методах управления. Ну а первыми «лас точками» могут стать суда, которые мы планируем построить в Дании. 'траничкасоВкора ШздшН)денно Сзнкт-ПвтврШ [8-812^87-62-13 Министерство путей сооб щения приняло решение о пе- евозке рыбы и рыбной эодукции со скидкой 50 про- знтов, отправляемых в адрес эссийских потребителей во !утригосударственном и ^ждународном сообщении, в м числе со странами СН Г и ялтии, до конца 1997 года, эоме этого 15-процентные идки предоставляются на ревозку рыбы и рыбопро- ктов в рефрижераторах ссийских железных дорог. >ложение распространяется ia рефрижераторы, аренду- ые грузоотправителями не- средственно в Ьрижераторных депо. О том, как готовятся же- шодорожники к возмож- >1 перевозкам возросшего шчества рыбопродукции, (оин^ересовался в пресс- 'жбе. Г Р У З О П Е Р Е В О З К И Елена ЧУВАШЕВА, пресс-служба Октябрьской железной дороги Мурманские железнодорож ники отрабатывают пути привле чения грузовладельцев на железную дорогу. Пока 70 про центов рыбы перевозится по ав тодорогам. Для того, чтобы успешно конкурировать на рынке транспортных услуг, железнодо рожники решили формировать свой парк контейнеров, приспо собленных для доставки неболь ших партий скоропортящихся грузов, в том числе и рыбы. Вре мя больших заказов и перевозок больших партий рыбы прошло. Автономный рефрижераторный вагон, еще недавно единствен ный и незаменимый, несмотря на скидки, все же дорог для клиен тов. К тому же клиенты в основ ном теперь мелкие -им не нужен большой вагон. Да и рефрижера торный парк в последнее время очень сократился, часть его за консервирована. Поэтому мур манчане предложили использовать для мультимодаль ных перевозок специализирован ные 20- и 40-тонные контейнеры, которые удобно доставлять пря мо в порт на контейнеровозе. Очень удобны термоконтейнеры, которые эксплуатируются пока только моряками в основном для перевозки фруктов из Голландии. Вложений средств эта идея тре бует небольших, но отдача обе щает быть весомой. В качестве шага навстречу кли ентам со стороны железнодорож ников можно считать и создание корпоративной распределитель ной сети обработки информации. Немало удивились на предпри ятиях, являющихся клиентами до роги, когда получили от начальника только что созданно го в Мурманске регионального центра фирменного транспортно го обслуживания (РЦ ФТО) пись ма следующего содержания: дескать, предлагаем подключить ваши компьютеры к распредели тельной сети, обеспечивающей доступ клиентов к базам данных, содержащих сведения о правилах перевозки, порядке оплаты, месте нахождения грузов и т. д. Больше того, специалисты РЦ ФТО берутся установить в офисах клиентуры соответствующую компьютерную технику. Она уже закуплена. Для работы электрон ной сети будут использованы же лезнодорожные каналы связи. Такие крупные клиенты, как АО «Апатит», давно уже обращались кжелезнодорожникам с просьбой усовершенствовать систему ин формационного обслуживания грузовладельцев. Впрочем, одной только информации сегодня не достаточно для того, чтобы ус пешно конкурировать с другими видами транспорта, в частности с автомобильным. Поэтому и со здается целая программа ком плексного обслуживания клиентов. В базе данных этой про граммы - «паспорта» на крупных грузовладельцев. В них - все: от платежеспособности до потенци альных возможностей предпри ятия и рынков сбыта. Взять тот же АО «Апатит». Специалисты прогно зируют рост спроса на его продук цию. А сбыт больших объемов апатитового концентрата -это пер спектива наращивания грузопото ков. Значит, надо готовиться к ним. Монтаж корпоративной распре делительной сети обработки ин формации - важная составная серии мероприятий отдела марке тинга. Сама жизнь заставляет ци вилизованными методами бороться активнее именно за кли ента.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz