Рыбный Мурман. 1997 г. Май.

& S I& . >УГРИНО К умжинскос Малоземелье-/ К Г » - ^ П П Г М Я В Л ./ № 20 16 - 22 мая 1997 года В Д ЕКА БРЕ минувшего года случилось событие, которого коллектив базирующейся в Мур­ манске Арктической геологодо- бывающ£й нефтегазовой экспедиции ждал уже давно. Правительство России наконец- то выдало лицензию на разра­ ботку Песчаноозерского месторождения нефти, найден­ ного на острове Колгуев больше пятнадцати лет назад. Международная федерация тран­ спортных рабочих объявила с 12 по 18 мая неделю провер­ ки судов «удобного флага». Цель этой ак­ ции - заставить вла­ дельцев компаний заключать договора на условиях профсоюза (ме­ сячная зарплата моряка, работающего под «удобным флагом», должна быть не меньше 1100 долларов США). В Мурманске за эту неде­ лю планируется проверить 6 судов иностранных фирм, которые должны зайти в порт. Если обнаружит­ ся, что судовладелец ущемляет интересы моряков и не выполняет требование Международной федерации, то к нему будут применены любые меры экономичес­ кого характера, вплоть до бойкота судна. -Такая акция проводится уже второй раз, - рассказы­ вает Константин Кривенко, инспектор федерации, кото­ рый и будет проверять в Мурманске суда. - Расценить ее можно как еще один способ борьбы международной орга­ низации транспортных рабочих против системы «удоб­ ных флагов». Компаний, зарегистрировавшихся на Кипре, Мальте, в Сингапуре или Либерии, с каждым годом ста­ новится все больше и больше. Чтобы хоть как-то про­ контролировать их деятельность во всех крупных портовых городах мира, проводятся такие недели прове­ рок судов «удобного флага». В результате подобной ак­ ции в прошлом году нам удалось заставить владельцев судоходных компаний заключить договора с Международ­ ной федерацией. ПОМОЖЕМ ЧЕМ СМОЖЕМ На этой неделе между профкомом Мурманского тра­ лового флота (профсоюз работников рыбного хозяйст­ ва) и Арктической территориальной организацией Федерации профсоюза работников морского транспор­ та подписан договор о сотрудничестве. По словам председателя арктической организации Константина Кривенко, только объединив усилия профсоюзов моряков и рыбаков, можно изменить си­ туацию: - Сейчас почти половина Мурманского рыбного флота работает под «удобным флагом» и принадлежит част­ ным судовладельцам, - поясняет Константин Кривенко. - Притеснения рыбаков, работающих в иностранных ком­ паниях, стали обычным явлением. Некоторые руководи­ тели фирм ведут двойную бухгалтерию, подписывают договора на кабальных для рабочих условиях. А профсо­ юзные лидеры не умеют бороться с частными судовла­ дельцами, отстаивая интересы рыбаков. Аргумент «я хозяин , что хочу, то и ворочу» для многих из них стал неоспорим. Но не все так плохо, профсоюзная организация может заставить руководство фирмы считаться с интересами коллектива. Как? Заключая выгодные для рыбаков кол­ лективные договора. У профсоюза моряков есть такой опыт, наша задача - передать его профкому тралового флота. ВАЖНОЕ СООБЩЕНИЕ ДЛЯ МОРЯКОВ 'о. Колгуев Нефтедоллары попробуй их возьми Песчаноозсрское П о и с к о в ы е сейсморазведочные работы на Колгуеве начались в конце 70-х годов. С 1993 года коллектив «Архангель- скгеолдобычи» приступил к пробной эк­ сплуатации Песчаноозерского месторождения, с тех пор там эксплуати- эуется 16 скважин. Кроме того, на острове эыл выделен участок опытно-промышлен­ ной эксплуатации (площадью около 10 кв. см.) для буровых АО «Арктикморнефтегаз- эазведка». Данные геологического изучения пока­ зали, что извлекаемые здесь запасы со­ ставляют около 12 миллионов тонн /глеводородного сырья, а на освоение за- пежей потребуется как минимум 75 милли­ онов долларов США. Пока же бывшие еологоразведчики совместными усилия- ии добывают в год не больше 100 тысяч тонн нефти, вывозится она оттуда танкера- ии, причем для налива используется вспомогательное судно с водолазами. Вах- *овый персонал доставляется на остров вертолетами. Месторождение по междуна- юдным стандартам считается низкорента­ бельным, этот показатель не превышает здесь 20 % , но для мурманских нефтяни­ ков разработка Песчаноозерского дает воз­ можность выжить и сохранить кадры -на эстрове сейчас работает свыше пятисот человек, а о прибылях судите сами. Буре­ ние одной скважины обходится в 1,485 миллиона долларов. Цена тонны нефти ко- пеблется у отметки 140 долларов, после уплаты экспортной пошлины, акциза, на­ лога на добычу и воспроизводство мине­ рально-сырьевой базы, расчетов с владельцами танкеров промысловикам ос­ тается 40-50 долларов. «Денег этих едва хватает на то, чтобы не умереть, -невесело подытоживает ди­ ректор экспедиции Владимир Десятков. - Из них наскребаем на зарплату рабочим, а для покупки промыслового оборудования и усовершенствованной техники приходится искать кредиты. Вот, к примеру, сейчас мы оборудуем на Колгуеве установку по пере­ работке нефти с ежегодной пропускной способностью в 20 тысяч тонн, так кто бы знал, сколько сил нам пришлось потра­ тить в поисках денег на ее покупку! Труд­ ное финансовое положение объясняется тем, что наш иностранный партнер, высту­ павший в роли трейдера (посредника при продаже) и считавшийся предполагаемым инвестором, неожиданно отказался вкла­ дыватьсредства в оборудование и техни­ ку, так ^обходимые нам сейчас. Мы ищем другие пути сотрудничества, но это чрез­ вычайно сложно. Главное препятствие - прибыль от разработки Песчаноозерского месторождения по западным меркам неве­ лика, и это отпугивает крупные зарубеж­ ные фирмы, которые привыкли к высоким доходам. А российские финансовые груп­ пы пока не готовы вкладывать деньги в до­ лгосрочные проекты. Конечно, мы могли бы попытаться справиться с возникающи­ ми трудностями самостоятельно, если бы получили хотя бы на пару лет освобожде­ ние от налогового бремени, в конце концов мы российское предприятие и работаем на Злаго России...» К а к ЭТО ни покажется странным, но £акт есть факт: разработка нефтяного месторождения на Колгуеве -единствен- !ый опыт России добычи нефти на Севе- »е. И это несмотря на то, что количество азведанных залежей углеводородного ырья на арктическом шельфе и побе- ежье давно уже перевалило за десяток, к эму же большинство из них было найде- одавно, в конце 80-х годов. Нефть, мож- о скгёать, годами просится в руки, а редприятия Газпрома до сих пор не могут е взять. По мнению специалистов, это про­ изошло из-за того, что нынешние рефор­ маторы в российском правительстве «выбрали неправильную стратегию поис­ ка источников финансирования разработ­ ки месторождений нефти и газа». Взятый ориентир на сотрудничество с западными консорциумами казался перспективным, но желание инвесторов вкладывать день­ ги в российскую нефтегазодобывающую промышленность было излишне переоце­ нено. Кто только не заявлял о своем «осо­ бом интересе к взаимовыгодному сотрудничеству»! Тексако и Дю-пон сер­ виз, Норск Гидро и Несте, Иматрам Во­ лга и Матра - все они не раз заявляли о готовности к совместной работе, однако результат многочисленных переговоров, встреч и консультаций ничтожно мал. Апологеты «партнерских отношений в биз­ несе» в интервью журналистам объясня­ ют, что манящим потокам долларовых инвестиций преодолеть российскую гра­ ницу мешает несовершенство нашего за­ конодательства и слишком жесткая позиция российской стороны в вопросе раздела прибыли. Исключением из списка «нерешитель­ ных» стала компания Коноко , которая с 1987 года вместе с ОАО «Архангельскге- олдобыча» в Ненецком автономном округе участвует в разработке месторождения, расположенного вблизи Харьягинских не­ фтепромыслов. Хотя и этот опыт сотруд­ ничества российская сторона обтекаемо и мягко называет «поучительным». Инвес­ тиции Коноко в проект составили почти 400 миллионов долларов США, но дело в том, что из них только около 40 миллионов попали в Россию. Анализ распределения расходов показывает, что интерес компа­ нии прежде всего заключался в создании новых рабочих мест у себя в стране. Даже питьевую воду для своих сотрудников Ко­ ноко привозила из-за рубежа, причем ее цена (как и цена доставки) включается в компенсируемые затраты фирмы, которые российская сторона обязана возместить добытой нефтью. К р о м е упущенного в ожидании за­ падных инвестиций времени отечествен­ ные нефтяники столкнулись и с другими не менее важными проблемами. Сейчас, например, практически сведены к нулю перспективы геологоразведочных работ. Этот специфический вид деятельности во многом зависит от одного важнейшего об­ стоятельства - должна сохраняться без­ условная тайна открытия месторождения и возможных условий его разработки. Именно полученная в результате поисков информация и является предметом тор­ говли геологоразведочных экспедиций, причем чем дороже она досталась, тем выше ее цена. А в условиях повального безденежья и задержек выплаты заработ­ ной платы как удержаться от искушения? Вот и продавались порой из-под полы за бесценок результаты годовых исследова­ ний геологических партий. Представители западных фирм ис­ пользуют для получения необходимой ин­ формации и так называемые «совместные исследовательские проекты» - извес­ тность, например, получил случай обнару­ жения в прошлом году российскими пограничниками на ледоколе «Ямал» ящи­ ков с оборудованием, которое, по мнению правоохранительных органов, могло быть использовано для «незаконных научных исследований». Сетуя на собственное безденежье, российские ученые охотно принимают предложения иностранных коллег принять участие в различных изыс­ каниях, с гордостью рассуждают о всеоб­ щем «интересе к изучению Арктического НЕ ВЫПОЛНЯЙТЕ р а б о т у ПОРТОВЫХ ГРУЗЧИКОВ! Члены Союза моряков ипортовых грузчиков, объединенного внутри Ай-ти-эф (ITF) -Международной федерации транспорт­ ных рабочих, -пришли ксоглашению, что погрузочно-разгрузоч­ ные и прочие работы, в соответствии с традициями или историей выполняемые портовыми грузчиками, должны оста­ ваться работой грузчиков. Если моряки начнут выполнять такую работу, количество ра­ бочих мест для портовых грузчиков сократится и многие из них будут уволены с работы. Для моряков это будет означать вы­ полнение работы, за которую им, как правило, не платят и вы­ полнению которой они не обучены, от чего безопасность на борту кораблей снизится, так как груз не будет уложен безопас­ ным способом, как это сделали бы специалисты, специально обученные таким операциям. Все моряки, находящиеся на борту кораблей, плавающих под дешевым флагом и имеющих Голубые Сертификаты ITF, рабо­ тают в соответствии с условиями соглашения, заключенного между их работодателем и их профсоюзом в составе ITF. Все подписанные или одобренные ITF соглашения содержат «Статью о погрузочно-разгрузочных работах». Назначение этой статьи -предотвратить выполнение таких работ моряками. Единственным здесь исключением являются те случаи, когда профсоюз грузчиков, относящийся к ITF, подтвердил согласие на выполнение моряками работы портовых грузчиков и эти мо­ рякидобровольно выполняют такие обязанности и соответству­ ющим образом вознаграждаются за это. Морякам, находящимся на борту кораблей, плавающих под национальными флагами, также не следует выполнять работу портовых грузчиков. Все большее ибольшее количество моря­ ков, на которых распространяется действие национальных со­ глашений между их профсоюзами и работодателем, должны соблюдать аналогичные договорные условия, включающие «Статью о погрузочно-разгрузочных работах». Существует ряд судовладельцев, не согласных с проводи­ мой ITF политикой, некоторые из них нарушают условия согла­ шений, заставляя моряков выполнять работу, которой они не были обучены, за которую им не платят и за которую они поэто­ му не обязаны браться. Судовладельцы, принуждающие моря­ ков к выполнению работы грузчиков, обеспечивают себе риск бойкотов в многочисленных портах мира. Если нарушение политики ITF единичный случай, то он до­ лжен быть решен на месте. Если это не представляется воз­ можным, имеющие к такому случаю отношение профсоюзы моряков и портовых грузчиков должны попытаться урегулиро­ вать разногласия, используя механизмы политики ITF. Поэтому мы обращаемся ко всем портовым грузчикам и морякам с про­ сьбой сообщать о нарушениях политики ITF по погрузочно-раз­ грузочным работам своим профсоюзам (отсылая также копию в ITF). Международная федерация транспортных рабочих (ITF). СПРАВКА «РМ». Остров Колгуев расположен в юго-восточной части Баренцева моря, административно относится к Ненецкому автономному округу (столица - г. Нарьян- Мар) и отделен от материка Поморским проливом. По всему острову разбросаны блюдца ледниковых озер, зимой промерзающих до са­ мого дна. Самое большое из них - Песчаное, его близкое расположение к нефтяным от­ ложениям и предопределило появление имени геологического открытия. Когда-то на Колгуеве жили всего два ненецких рода, но в 50-х годах население острова удвоилось - сюда прибыли переселенцы с Вайгача и Новой Земли. К новой российской эко­ номической политике местные жители отнеслись стоически и приняли ее как неизбеж­ ность - преобразовали совхоз «Бугрино», в котором работой были заняты всего 8 пастухов-оленеводов, в коллективно-долевое предприятие, поделили остров на четы­ ре равные части и, как и прежде, кормятся оленеводством, рыбалкой и охотой. побережья и тревоге мирового сообщест­ ва за сохранение экосистемы Норвежско­ го и Баренцева морей в связи с начинающимся освоением шельфа». Но вот что примечательно: их ни разу не при­ глашали, например, для исследования влияния давно ведущихся морских разра­ боток нефти в Норвегии на экосистему российских территориальных вод. Обнародовать украденные данные ни одна уважающая этику делового мира компания не может, однако ими удобно пользоваться для оценки редко афиширу­ емых возможных трудностей. Р у к о в о д и т е л и п р е д п р и я т и й , занимающихся разработкой недр, счита­ ют еще одной свалившейся на голову на­ пастью экологов, называя их «троянским- конем российской экономики». Ведь не­ редко происходит так, что район только что найденных залежей полезных ископа­ емых вдруг объявляется «зоной ограни­ ченной хозяйственной деятельности» или, что еще хуже, «нуждающимся в обус­ тройстве заповедника». Кстати, похожая ситуация складыва­ лась после открытия Песчаноозерского месторождения. Тогда экологи «забили тревогу» из-за того, что нефтеразработки, возможно, угрожают популяции северно­ го оленя». Вето «ревнителей природы» удалось преодолеть с большим трудом. Чего это стоило - отдельный разговор, удивительно другое: за последние не­ сколько лет работы на Колгуеве специа­ листов экспедиции пятитысячное поголовье оленьего стада почти удвои­ лось, и теперь олени представляют ре­ альную угрозу экосистеме острова! Некоторые аналитики утверждают, что многочисленные идеи создания новых за­ поведников в Заполярье и Арктике, ини­ циируемые экологическими группами, «напрямую связаны с возможным желани­ ем западных консорциумов законсервиро­ вать наиболее перспективные для добычи месторождения полезных ископаемых». При этом предрекается наиболее страш­ ный сценарий развития ситуации, предус­ матривающий «ожидание Западом дальнейшего распада России и выделе­ ния из ее состава северных территорий, которые станут лакомым кусочком». М 1АЛОВЕРОЯТНО, что будущее вы­ глядит так мрачно. Однако очевидно дру­ гое - руководители отечественных предприятий оказались не готовы кжесто­ кости кровавой конкурентной борьбы за прибыль. Раньше за каждой проданной тонной нефтепродуктов стояла на страже интересов нефтегазодобывающего ком­ плекса вся мощь советского государства. После перестройки положение измени­ лось. Директорский корпус главным сво­ им врагом посчитал примитивный рэкет и создал для противодействия ему службы безопасности, которые пока выполняют функции «ведомственной милиции», а при контактах с зарубежными партнерами исповедовались принципы рыцарской во­ йны. «Русские полагают, что они надели на ту руку, которой они непосредственно ведут бой, рыцарскую перчатку, -и этого им вполне достаточно. Однако они не по­ нимают, что к ним можно незаметно под­ красться сзади, и тогда перчатка не спасет» -так охарактеризовал недостатки этого подхода один американский бизнес­ мен. Ведь для получения прибыли совер­ шенно необязательно совместно с конкурентом производить продукцию, по­ рой гораздо выгоднее помешать этому конкуренту делать бизнес. Сергей ГОРСКИЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz