Рыбный Мурман. 1997 г. Май.
& S I& . >УГРИНО К умжинскос Малоземелье-/ К Г » - ^ П П Г М Я В Л ./ № 20 16 - 22 мая 1997 года В Д ЕКА БРЕ минувшего года случилось событие, которого коллектив базирующейся в Мур манске Арктической геологодо- бывающ£й нефтегазовой экспедиции ждал уже давно. Правительство России наконец- то выдало лицензию на разра ботку Песчаноозерского месторождения нефти, найден ного на острове Колгуев больше пятнадцати лет назад. Международная федерация тран спортных рабочих объявила с 12 по 18 мая неделю провер ки судов «удобного флага». Цель этой ак ции - заставить вла дельцев компаний заключать договора на условиях профсоюза (ме сячная зарплата моряка, работающего под «удобным флагом», должна быть не меньше 1100 долларов США). В Мурманске за эту неде лю планируется проверить 6 судов иностранных фирм, которые должны зайти в порт. Если обнаружит ся, что судовладелец ущемляет интересы моряков и не выполняет требование Международной федерации, то к нему будут применены любые меры экономичес кого характера, вплоть до бойкота судна. -Такая акция проводится уже второй раз, - рассказы вает Константин Кривенко, инспектор федерации, кото рый и будет проверять в Мурманске суда. - Расценить ее можно как еще один способ борьбы международной орга низации транспортных рабочих против системы «удоб ных флагов». Компаний, зарегистрировавшихся на Кипре, Мальте, в Сингапуре или Либерии, с каждым годом ста новится все больше и больше. Чтобы хоть как-то про контролировать их деятельность во всех крупных портовых городах мира, проводятся такие недели прове рок судов «удобного флага». В результате подобной ак ции в прошлом году нам удалось заставить владельцев судоходных компаний заключить договора с Международ ной федерацией. ПОМОЖЕМ ЧЕМ СМОЖЕМ На этой неделе между профкомом Мурманского тра лового флота (профсоюз работников рыбного хозяйст ва) и Арктической территориальной организацией Федерации профсоюза работников морского транспор та подписан договор о сотрудничестве. По словам председателя арктической организации Константина Кривенко, только объединив усилия профсоюзов моряков и рыбаков, можно изменить си туацию: - Сейчас почти половина Мурманского рыбного флота работает под «удобным флагом» и принадлежит част ным судовладельцам, - поясняет Константин Кривенко. - Притеснения рыбаков, работающих в иностранных ком паниях, стали обычным явлением. Некоторые руководи тели фирм ведут двойную бухгалтерию, подписывают договора на кабальных для рабочих условиях. А профсо юзные лидеры не умеют бороться с частными судовла дельцами, отстаивая интересы рыбаков. Аргумент «я хозяин , что хочу, то и ворочу» для многих из них стал неоспорим. Но не все так плохо, профсоюзная организация может заставить руководство фирмы считаться с интересами коллектива. Как? Заключая выгодные для рыбаков кол лективные договора. У профсоюза моряков есть такой опыт, наша задача - передать его профкому тралового флота. ВАЖНОЕ СООБЩЕНИЕ ДЛЯ МОРЯКОВ 'о. Колгуев Нефтедоллары попробуй их возьми Песчаноозсрское П о и с к о в ы е сейсморазведочные работы на Колгуеве начались в конце 70-х годов. С 1993 года коллектив «Архангель- скгеолдобычи» приступил к пробной эк сплуатации Песчаноозерского месторождения, с тех пор там эксплуати- эуется 16 скважин. Кроме того, на острове эыл выделен участок опытно-промышлен ной эксплуатации (площадью около 10 кв. см.) для буровых АО «Арктикморнефтегаз- эазведка». Данные геологического изучения пока зали, что извлекаемые здесь запасы со ставляют около 12 миллионов тонн /глеводородного сырья, а на освоение за- пежей потребуется как минимум 75 милли онов долларов США. Пока же бывшие еологоразведчики совместными усилия- ии добывают в год не больше 100 тысяч тонн нефти, вывозится она оттуда танкера- ии, причем для налива используется вспомогательное судно с водолазами. Вах- *овый персонал доставляется на остров вертолетами. Месторождение по междуна- юдным стандартам считается низкорента бельным, этот показатель не превышает здесь 20 % , но для мурманских нефтяни ков разработка Песчаноозерского дает воз можность выжить и сохранить кадры -на эстрове сейчас работает свыше пятисот человек, а о прибылях судите сами. Буре ние одной скважины обходится в 1,485 миллиона долларов. Цена тонны нефти ко- пеблется у отметки 140 долларов, после уплаты экспортной пошлины, акциза, на лога на добычу и воспроизводство мине рально-сырьевой базы, расчетов с владельцами танкеров промысловикам ос тается 40-50 долларов. «Денег этих едва хватает на то, чтобы не умереть, -невесело подытоживает ди ректор экспедиции Владимир Десятков. - Из них наскребаем на зарплату рабочим, а для покупки промыслового оборудования и усовершенствованной техники приходится искать кредиты. Вот, к примеру, сейчас мы оборудуем на Колгуеве установку по пере работке нефти с ежегодной пропускной способностью в 20 тысяч тонн, так кто бы знал, сколько сил нам пришлось потра тить в поисках денег на ее покупку! Труд ное финансовое положение объясняется тем, что наш иностранный партнер, высту павший в роли трейдера (посредника при продаже) и считавшийся предполагаемым инвестором, неожиданно отказался вкла дыватьсредства в оборудование и техни ку, так ^обходимые нам сейчас. Мы ищем другие пути сотрудничества, но это чрез вычайно сложно. Главное препятствие - прибыль от разработки Песчаноозерского месторождения по западным меркам неве лика, и это отпугивает крупные зарубеж ные фирмы, которые привыкли к высоким доходам. А российские финансовые груп пы пока не готовы вкладывать деньги в до лгосрочные проекты. Конечно, мы могли бы попытаться справиться с возникающи ми трудностями самостоятельно, если бы получили хотя бы на пару лет освобожде ние от налогового бремени, в конце концов мы российское предприятие и работаем на Злаго России...» К а к ЭТО ни покажется странным, но £акт есть факт: разработка нефтяного месторождения на Колгуеве -единствен- !ый опыт России добычи нефти на Севе- »е. И это несмотря на то, что количество азведанных залежей углеводородного ырья на арктическом шельфе и побе- ежье давно уже перевалило за десяток, к эму же большинство из них было найде- одавно, в конце 80-х годов. Нефть, мож- о скгёать, годами просится в руки, а редприятия Газпрома до сих пор не могут е взять. По мнению специалистов, это про изошло из-за того, что нынешние рефор маторы в российском правительстве «выбрали неправильную стратегию поис ка источников финансирования разработ ки месторождений нефти и газа». Взятый ориентир на сотрудничество с западными консорциумами казался перспективным, но желание инвесторов вкладывать день ги в российскую нефтегазодобывающую промышленность было излишне переоце нено. Кто только не заявлял о своем «осо бом интересе к взаимовыгодному сотрудничеству»! Тексако и Дю-пон сер виз, Норск Гидро и Несте, Иматрам Во лга и Матра - все они не раз заявляли о готовности к совместной работе, однако результат многочисленных переговоров, встреч и консультаций ничтожно мал. Апологеты «партнерских отношений в биз несе» в интервью журналистам объясня ют, что манящим потокам долларовых инвестиций преодолеть российскую гра ницу мешает несовершенство нашего за конодательства и слишком жесткая позиция российской стороны в вопросе раздела прибыли. Исключением из списка «нерешитель ных» стала компания Коноко , которая с 1987 года вместе с ОАО «Архангельскге- олдобыча» в Ненецком автономном округе участвует в разработке месторождения, расположенного вблизи Харьягинских не фтепромыслов. Хотя и этот опыт сотруд ничества российская сторона обтекаемо и мягко называет «поучительным». Инвес тиции Коноко в проект составили почти 400 миллионов долларов США, но дело в том, что из них только около 40 миллионов попали в Россию. Анализ распределения расходов показывает, что интерес компа нии прежде всего заключался в создании новых рабочих мест у себя в стране. Даже питьевую воду для своих сотрудников Ко ноко привозила из-за рубежа, причем ее цена (как и цена доставки) включается в компенсируемые затраты фирмы, которые российская сторона обязана возместить добытой нефтью. К р о м е упущенного в ожидании за падных инвестиций времени отечествен ные нефтяники столкнулись и с другими не менее важными проблемами. Сейчас, например, практически сведены к нулю перспективы геологоразведочных работ. Этот специфический вид деятельности во многом зависит от одного важнейшего об стоятельства - должна сохраняться без условная тайна открытия месторождения и возможных условий его разработки. Именно полученная в результате поисков информация и является предметом тор говли геологоразведочных экспедиций, причем чем дороже она досталась, тем выше ее цена. А в условиях повального безденежья и задержек выплаты заработ ной платы как удержаться от искушения? Вот и продавались порой из-под полы за бесценок результаты годовых исследова ний геологических партий. Представители западных фирм ис пользуют для получения необходимой ин формации и так называемые «совместные исследовательские проекты» - извес тность, например, получил случай обнару жения в прошлом году российскими пограничниками на ледоколе «Ямал» ящи ков с оборудованием, которое, по мнению правоохранительных органов, могло быть использовано для «незаконных научных исследований». Сетуя на собственное безденежье, российские ученые охотно принимают предложения иностранных коллег принять участие в различных изыс каниях, с гордостью рассуждают о всеоб щем «интересе к изучению Арктического НЕ ВЫПОЛНЯЙТЕ р а б о т у ПОРТОВЫХ ГРУЗЧИКОВ! Члены Союза моряков ипортовых грузчиков, объединенного внутри Ай-ти-эф (ITF) -Международной федерации транспорт ных рабочих, -пришли ксоглашению, что погрузочно-разгрузоч ные и прочие работы, в соответствии с традициями или историей выполняемые портовыми грузчиками, должны оста ваться работой грузчиков. Если моряки начнут выполнять такую работу, количество ра бочих мест для портовых грузчиков сократится и многие из них будут уволены с работы. Для моряков это будет означать вы полнение работы, за которую им, как правило, не платят и вы полнению которой они не обучены, от чего безопасность на борту кораблей снизится, так как груз не будет уложен безопас ным способом, как это сделали бы специалисты, специально обученные таким операциям. Все моряки, находящиеся на борту кораблей, плавающих под дешевым флагом и имеющих Голубые Сертификаты ITF, рабо тают в соответствии с условиями соглашения, заключенного между их работодателем и их профсоюзом в составе ITF. Все подписанные или одобренные ITF соглашения содержат «Статью о погрузочно-разгрузочных работах». Назначение этой статьи -предотвратить выполнение таких работ моряками. Единственным здесь исключением являются те случаи, когда профсоюз грузчиков, относящийся к ITF, подтвердил согласие на выполнение моряками работы портовых грузчиков и эти мо рякидобровольно выполняют такие обязанности и соответству ющим образом вознаграждаются за это. Морякам, находящимся на борту кораблей, плавающих под национальными флагами, также не следует выполнять работу портовых грузчиков. Все большее ибольшее количество моря ков, на которых распространяется действие национальных со глашений между их профсоюзами и работодателем, должны соблюдать аналогичные договорные условия, включающие «Статью о погрузочно-разгрузочных работах». Существует ряд судовладельцев, не согласных с проводи мой ITF политикой, некоторые из них нарушают условия согла шений, заставляя моряков выполнять работу, которой они не были обучены, за которую им не платят и за которую они поэто му не обязаны браться. Судовладельцы, принуждающие моря ков к выполнению работы грузчиков, обеспечивают себе риск бойкотов в многочисленных портах мира. Если нарушение политики ITF единичный случай, то он до лжен быть решен на месте. Если это не представляется воз можным, имеющие к такому случаю отношение профсоюзы моряков и портовых грузчиков должны попытаться урегулиро вать разногласия, используя механизмы политики ITF. Поэтому мы обращаемся ко всем портовым грузчикам и морякам с про сьбой сообщать о нарушениях политики ITF по погрузочно-раз грузочным работам своим профсоюзам (отсылая также копию в ITF). Международная федерация транспортных рабочих (ITF). СПРАВКА «РМ». Остров Колгуев расположен в юго-восточной части Баренцева моря, административно относится к Ненецкому автономному округу (столица - г. Нарьян- Мар) и отделен от материка Поморским проливом. По всему острову разбросаны блюдца ледниковых озер, зимой промерзающих до са мого дна. Самое большое из них - Песчаное, его близкое расположение к нефтяным от ложениям и предопределило появление имени геологического открытия. Когда-то на Колгуеве жили всего два ненецких рода, но в 50-х годах население острова удвоилось - сюда прибыли переселенцы с Вайгача и Новой Земли. К новой российской эко номической политике местные жители отнеслись стоически и приняли ее как неизбеж ность - преобразовали совхоз «Бугрино», в котором работой были заняты всего 8 пастухов-оленеводов, в коллективно-долевое предприятие, поделили остров на четы ре равные части и, как и прежде, кормятся оленеводством, рыбалкой и охотой. побережья и тревоге мирового сообщест ва за сохранение экосистемы Норвежско го и Баренцева морей в связи с начинающимся освоением шельфа». Но вот что примечательно: их ни разу не при глашали, например, для исследования влияния давно ведущихся морских разра боток нефти в Норвегии на экосистему российских территориальных вод. Обнародовать украденные данные ни одна уважающая этику делового мира компания не может, однако ими удобно пользоваться для оценки редко афиширу емых возможных трудностей. Р у к о в о д и т е л и п р е д п р и я т и й , занимающихся разработкой недр, счита ют еще одной свалившейся на голову на пастью экологов, называя их «троянским- конем российской экономики». Ведь не редко происходит так, что район только что найденных залежей полезных ископа емых вдруг объявляется «зоной ограни ченной хозяйственной деятельности» или, что еще хуже, «нуждающимся в обус тройстве заповедника». Кстати, похожая ситуация складыва лась после открытия Песчаноозерского месторождения. Тогда экологи «забили тревогу» из-за того, что нефтеразработки, возможно, угрожают популяции северно го оленя». Вето «ревнителей природы» удалось преодолеть с большим трудом. Чего это стоило - отдельный разговор, удивительно другое: за последние не сколько лет работы на Колгуеве специа листов экспедиции пятитысячное поголовье оленьего стада почти удвои лось, и теперь олени представляют ре альную угрозу экосистеме острова! Некоторые аналитики утверждают, что многочисленные идеи создания новых за поведников в Заполярье и Арктике, ини циируемые экологическими группами, «напрямую связаны с возможным желани ем западных консорциумов законсервиро вать наиболее перспективные для добычи месторождения полезных ископаемых». При этом предрекается наиболее страш ный сценарий развития ситуации, предус матривающий «ожидание Западом дальнейшего распада России и выделе ния из ее состава северных территорий, которые станут лакомым кусочком». М 1АЛОВЕРОЯТНО, что будущее вы глядит так мрачно. Однако очевидно дру гое - руководители отечественных предприятий оказались не готовы кжесто кости кровавой конкурентной борьбы за прибыль. Раньше за каждой проданной тонной нефтепродуктов стояла на страже интересов нефтегазодобывающего ком плекса вся мощь советского государства. После перестройки положение измени лось. Директорский корпус главным сво им врагом посчитал примитивный рэкет и создал для противодействия ему службы безопасности, которые пока выполняют функции «ведомственной милиции», а при контактах с зарубежными партнерами исповедовались принципы рыцарской во йны. «Русские полагают, что они надели на ту руку, которой они непосредственно ведут бой, рыцарскую перчатку, -и этого им вполне достаточно. Однако они не по нимают, что к ним можно незаметно под красться сзади, и тогда перчатка не спасет» -так охарактеризовал недостатки этого подхода один американский бизнес мен. Ведь для получения прибыли совер шенно необязательно совместно с конкурентом производить продукцию, по рой гораздо выгоднее помешать этому конкуренту делать бизнес. Сергей ГОРСКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz