Рыбный Мурман. 1997 г. Май.
£ В последний раз мне довелось побы вать на Терском берегу где-то в середине 80-х годов. И вот снова посчастливилось попасть в этот заповедный край. Контраст межди прошлым и настоящим разителен. ТогдаЗговсюду здесь кипела жизнь во всех ее проявлениях. Сегодняшние реалии уд ручают. В Умбе, а она раздалась вширь, разрослась, наглядно проявляю тся про блемы, типичные для всего побережья. Многие производства, в том числе и неког да работавший на экспорт лесозавод, за крыты. Массовая безработица. Работники бюджетной сферы, прочих отраслей забы ли уже, как вы глядят «живые» деньги. Люди не живут, а существуют. Коль в рай онном центре совсем худо, то в отдален ных поселках побережья и того хуже. Конечно, оборотистые дельцы новой фор мации особо не бедствуют. Как и везде, множатся фирмочки с непонятного рода деятельностью , плодятся коммерческие магазины, ларьки. Веяние крутого времени -демократическая власть плюс коммерци ализация всей страны... Вековой поморс кий уклад расшатан и разрушен. Из беседы с главой районной администра ции Виктором Диденко удалось узнать, что бытие побережья определяют два рыболо вецких колхоза - «Всходы коммунизма» (цен тральная усадьба - в Варзуге), «Волна» (Чапома) и ЗАО «Беломорский рыбак» (Ча- ваньга -Тетрино, прежде - тоже колхоз с од- нсдренным названием). На все лады глава расхваливал председателя колхоза «Всходы коммунизма» Святослава Калюжина: упрочил производственную базу, возвел несколько коттеджей в Варзуге, за счет конкурсной кво ты перевел 900 тысяч долларов на строи тельство ЛЭП, оборудовал пять лагерей для иностранных рыболовов-любителей. Позд нее в кулуарном разговоре женщина-депутат райсовета обронила ключевую фразу о Калю- жине: «Ловкий и ухватистый...» Председатель колхоза «Волна» Иов и ге неральный директор ЗАО «Беломорский ры бак» Рейзвих не в чести у районного начальства, ходят в пасынках, особенно пер вый. На сессии райсовета, где одним из глав ных в повестке дня звучал актуальный вопрос «Социально-экономическое развитие сел Терского района», предвзятое отношение к Евгению Иову со стороны администрации выглядело слишком очевидно. Депутат Калю- жин на заседание не явился. Рейзвих вместо себя подставил управляющего отделением Чаваньга - Тетрино Павла Кожина. И только лизован. Закупили продукты, соль, бочки, топ ливо для нынешнего зверобойного промысла. Колхоз внакладе не остался. Мурманское ФСБ, которое приняло к про изводству «дело Иова», не выявило в нем со става личного преступления. Зато районная прокуратура поспешила вчинить иск «неугод ному» председателю на 873 млн. рублей «за ущерб, причиненный колхозу», в погашение которого грозится конфисковать его имущес тво. Для справки: все имущество - это офис- квартира, купленная в Мурманске на колхозные средства. Юридический нонсенс. Суд не счел нужным предъявлять имущес твенные претензии к ответчику. Районная прокуратура решила «поправить» неумех- юристов из области. Ларчик открывается просто. Иова по извес тной чиновничьей формуле «не мытьем, так катаньем» стараются выжить из района. Уже предпринималось несколько попыток смес тить строптивого председателя. Сошлюсь на статью, опубликованную в октябре прошлого года в газете «Терский берег» под многозна чительным заголовком: «Что стряслось в Ча- поме: демократическая революция или заурядный переворот?». Бывший коммерчес кий директор колхоза Александр Затолокин, сфальсифицировав протокол общего собра ния, попытался занять пост председателя, обещая пополнить районную казну «зелены ми» от иностранного туризма. Тогда админис трации хватило здравого смысла не поддержать самозванца. У нее были свои виды на председательскую должность. Про знав, что судейские мытарят в Мурманске Иова, она тут же привезла в Чапому на «смот рины» своего претендента - Юрия Мурадяна, который ранее возглавлял это хозяйство. Колхоз «Волна» структурно принадлежит Росрыбхозу Министерства сельского хозяйства. Начальник Росрыбхоза направил Юрию Евдо кимову письмо с просьбой разобраться в кон фликтной ситуации, сложившейся на Терском берегу. Есть надежда, что губернатор пресечет гонения на ершистого председателя, даст воз можность ему плодотворно работать на благо тех самых жителей самой-самой глубинки, забо ту о которых на словах декларирует районная администрация. Павел ЛУЖИН. P. S. Сессия решения никакого не при - няла. Вопрос остался открытым. В кол - хозах будут проведены дополнительные проверки. Утверждены местные налого вые льготы. Два хозяйства их получили, «Волне» было отказано. Принцип «не мытьем, так катаньем» торжествует... Личность и должность Иов самолично явился на судьбоносный де путатский форум. Программа развития сел как таковая предложена не была и не обсуж далась. Вскользь похвалив Калюжина за уме лое ведение хозяйства, пожурив отсутствующего Рейзвиха, который раз в году балует вниманием своих акционеров, собрав шиеся дружно, скопом навалились на Иова. Создалось впечатление, что и сессия спешно была затеяна ради его персоны. Тон задал зам. главы администрации Евге ний Петряшов. Он выдвинул против опально го председателя стройную систему обвинений. Падали слова: нарушает, злоупот ребляет, не на месте, развал, жалобы и т. п. Подобное высказывал и Диденко в нашей беседе. Следует, что сложилось коллектив ное мнение, есть заранее подготовленная позиция. Все подавалось в сравнении с кол хозом «Всходы коммунизма». Право же, смешно. До Варзуги проложена дорога с твер дым покрытием, в Чапому можно «самолетом только долететь». Да и то не всегда. «Всходы коммунизма» имеют пять судов, «Волна» - два. И в квотах на вылов трески, семги они не сравнимы. Но Петряшов не сказал, что в «Во лне» регулярно выдают зарплату в полном объеме, пенсии, детские пособия, вовремя завозятся продукты питания, топливо. Ныне успешно проведена зверобойная кампания. Заготовлено 7700 шкурок бельков. Случилось такое: ветром оторвало от припая льдину с тюленьими тушками и унесло в море. Сти хия... "Разгильдяй" Иов заплатил экологичес кий штраф в размере 1 млн. 600 тыс. рублей. Кстати, тюленье мясо не имеет нынче сбыта. Его все равно пришлось бы закапывать на бе регу. Так поступают архангелогородцы. А кри ку стараниями администрации и прокуратуры - на весь район: «Загубил 70 тонн мяса, ату его!». Евгений Иов сейчас носит ярлык уголовно го преступника. Народный суд Октябрьского округа Мурманска «за нарушение таможенно го законодательства» приговорил его к двум годам (условно). Фрагмент диалога с предсе дателем: - Я преступил закон не ради личной корыс ти. Действовал сознательно. Бочки со шкура ми от прежних наших экспедиций погрузили на судно «Крюково». Ждать оценки груза - длительная волокита. Шкуры уже были под порчены, а после всех таможенных проволо чек их только на свалку. В кассе ни копейки, платить пошлину нечем. Рискнул -отдал при каз идти в Норвегию. Груз был выгодно реа НЕБОЛЫПАЯ СПРАВКА: Междун. федерац! транспорт* приостанав 1 >ива^Рправо российского профсоюза работников водного транспорта заключать коллективные договора по судам «удобного флага». Решение об этом было принято 25 ап реля 1997 года в Испании. Исполком МФТ принял следующее за явление: «Рассмотрев подробный доклад Генерального Секретаря МФТ о несоблю дении этим профсоюзом политики между народной федерации и нарушении им обязательств, данных Комитету Справед ливой Практики в 1996 году, постановил: - все права этой организации на под писание одобренных федерацией догово ров приостанавливаются вплоть до особого уведомления; -любая попытка профсоюза работни ков водного транспорта (или любой из со ставляющих его организаций) подписать какой бы то ни было коллективный дого вор на любое судно «удобного флага» приведет к немедленной приостановке членства профсоюза в МФТ; - судовладельцам, фрахтователям, агентствам по найму моряков следует иметь в виду, что все коллективные дого вора, заключенные с этим профсоюзом по судам «удобного флага», с настояще го момента приостанавливаются, и под писание новых договоров этому профсоюзу запрещено. Операторам, имеющим такие договоры, следует неза медлительно обратиться в МФТ для по лучения дальнейших инструкций. Настоящее решение вступает в силу немедленно и широко распространяется в судоходных организациях». К СВЕДЕНИЮ: сегодня более чем на 20 судах «удобногофлага» действуют коллек тивные договора, подписанные профсо-. юзом работников водного транспорта. ществует с 1 &уо года, сегодня насчитывает более 2 миллионов своих членов во всем мире. В эту крупнейшую организацию входят не только моряки и доке ры, но и железнодорожники, ра ботники авиатранспорта. Начиная с 1948 года Междуна родная федерация борется за уничтожение системы «удоб ных флагов». Прелесть ее, как известно, заключается в том, что стоит судовладельцу за регистрировать корабль на Кипре, Мальте, в Сингапуре илиЛиберии, как на территории корабля начинает действовать зако нодательство этих стран. Директор компании, пользующейся «удоб ным» флагом, получает возможность не платить (или почти не платить) налоги: нанимать низкооплачиваемые экипажи и свободно их комплектовать. Против этого и выступает Международная феде рация. Она установила минимальный размер заработной платы для моряка, работающего в таких фирмах. Сейчас он составляет 1 100 долларов США, но с января 1998 года эта сумма должна увеличить ся на 100 долларов. -Российский профсоюз работни ков водного транспорта нарушил главное правило федерации- не про давать рабочую силу дешевле уста новленной минимальной цены, - рассказывает председатель Аркти ческой региональной организации профсоюзов работников морского транспорта Константин Кривенко. - Договоров, противоречащих политике МФТ, этой организацией было заклю чено немало. К примеру, в январе этого года между российским профсоюзом ра ботников водного транспорта, руко водством одной норвежской частной фирмы и Мурманской буксирно-спа- сательной компанией было заключе но трехстороннее соглашение о найме российских моряков для рабо ты на судах норвежских владельцев. Этот договор сулил многое: зарплату за тысячу долларов, всевозможную доплату, другие социальные гаран тии- в общем, рай на земле. Естес твенно, это не могло не привлечь мурманчан. Ктоже не захочет в такое трудное время денег подзаработать, да еще в зелененьких? Вот и потяну лись в буксирно-спасательную компа нию толпы людей. Правда, прежде чем стать членом экипажа, морякдо лжен был заплатить мурманской фирме от 100до 500 тысяч рублей за оформление документов. А потом ждать приглашения от норвежских судовладельцев. Однако, по моимданным, ни один человек, обратившийся в буксирно - спасательную компанию, не получил работу, хотя уже прошло три месяца. По-другому и быть не могло, ведь трехстороннее соглашение, на осно вании которого и сейчас осуществля ется набор, было заключено с грубыми нарушениями устава Между народной федерации работников транспорта. Главное нарушение - прежде всего подписывать такие до кументы должен профсоюз той стра ны, которая предоставляет работу (в данном случае норвежский). Россий ские рабочие организации могут за ключать их только с согласия норвежской стороны. Однако они до последнего времени не подозревали о существовании такого соглашения МФТ. Любопытно и то, что буксирно спасательная компания - всего лишь посредник, с которым судовладель цы, как выяснилось, пока не работа ют. Они там тоже не дураки и прекрасно понимают, что в против ном случае им придется иметь дело с норвежскими профсоюзами. Подобные аферы проворачива лись в Мурманске не раз, вспомните хотя бы фирму «Полярная сова», со биравшую по 100 долларов с каждо го желающего поработать в иностранных фирмах. После ее раз вала было много шума, несчастные и обманутые требовали вернуть им деньги, но... Видно, эта история двух годичной давности ничему не научи ла доверчивых моряков, они вновь наступают на те же грабли. Не понимаю, почему профсоюз, который «продает» моряка по зани женной цене , так жестоко наказыва ют? Ведь он помогает многим желающим найти высокооплачивае мую работу на судах «удобного фла га» . Большинство отечественных морских компаний при приеме на ра боту заработки за тысячу долларов даже не обещают. Поначалу своей деятельности в профсоюзе я думал точно так же. Но если мы сегодня снизим ценухотя бы на цент, завтра филиппинцы умень шат ее на 100 долларов. Что будем делать тогда? Нет, конкурировать мы можем, не уменьшая стоимости рабо ты российского матроса , а повышая его квалификацию. Однако перед нашей организа цией не стоит задача «спихнуть» лю дей «под удобный флаг». Наоборот, профсоюз пытается поднять Россий ский флот, сделать его работу выгод ной не только судовладельцам, но и государству (крепкое, хорошо работа ющее предприятие всегда платит на логи), простым морякам. Как пример всегда привожу Мурманское морское пароходство. Благодаря профессио нальнойдеятельности его руководст ва компании удается не только вовремя перечислять положенные средства в бюджет, но иплатить при личную зарплату своим рабочим, вы полнять коллективныйдоговор. И это несмотря на то, что пароходство име ет крупный ледовый флот, затраты на эксплуатацию которого велики. Притеснения моряков , работаю щих на суднах «удобногофлага», ста ли обычным явлением. Некоторые владельцы иностранных компаний ведут двойную бухгалтерию, подпи сывают с матросами договора, за прещающие в случае возникновения конфликта обращаться за помощью к профсоюзам. Могут ли рабочие организации изменить положение? Да, конечно. На мой взгляд, ут верждение о том, что решить эту проблему можно только на уровне правительства, ошибочно. Повлиять на ситуацию в регионе можно, за ключив между работодателем и профсоюзами коллективное согла шения, в котором будет определен минимальный размер заработной платы моряка.. Гарантом выполне ния этого договора может стать ад министрация области. Кроме того, Арктическая органи зация намерена помогать в работе любой фирмы, которая станет зани маться наймом моряков для работы на судах иностранных компаний по договорам, одобренным Междуна родной федерацией транспортных рабочих. Такие организации необхо димы для того, чтобы компаний типа "Полярной совы" не существовало вообще. Обманывать здесь людей никто не станет, это не очередной "Хопер". Гарантом выполнения подпи санного с рабочими контракта будут выступать не только российский профсоюз моряков, но и рабочие ор ганизации Норвегии, ассоциация нор вежских судовладельцев, федерация транспортных рабочих. Такое сотрудничество позволяет российской сторонедать высокоопла чиваемую работу многим желающим, иностранные же компании получают возможность заменить филиппинских моряков русскими, уровень образо вания и профессиональные качест ва которых намного выше. Правда, требования к рабочим будут особые: знание английского языка, высокая квалификация матроса ихорошие ре комендации с прежней работы. Тру доустраивая человека, мы должны быть уверены в том, что он справится со своими обязанностями. Но игра стоит свеч. Ежемесячно матрос первого класса будет получать 998 долларов США. Возможно, мы будем создавать свои фирмы по найму рабочих. Од нако они не будут ставить целью по лучение прибыли, главное для нашего профсоюза - дать работу российским морякам. Маргарита ЕРМАКОВА. № 18-19 мая 1997 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz