Рыбный Мурман. 1997 г. Май.

£ В последний раз мне довелось побы ­ вать на Терском берегу где-то в середине 80-х годов. И вот снова посчастливилось попасть в этот заповедный край. Контраст межди прошлым и настоящим разителен. ТогдаЗговсюду здесь кипела жизнь во всех ее проявлениях. Сегодняшние реалии уд­ ручают. В Умбе, а она раздалась вширь, разрослась, наглядно проявляю тся про­ блемы, типичные для всего побережья. Многие производства, в том числе и неког­ да работавший на экспорт лесозавод, за ­ крыты. Массовая безработица. Работники бюджетной сферы, прочих отраслей забы ­ ли уже, как вы глядят «живые» деньги. Люди не живут, а существуют. Коль в рай­ онном центре совсем худо, то в отдален­ ных поселках побережья и того хуже. Конечно, оборотистые дельцы новой фор­ мации особо не бедствуют. Как и везде, множатся фирмочки с непонятного рода деятельностью , плодятся коммерческие магазины, ларьки. Веяние крутого времени -демократическая власть плюс коммерци­ ализация всей страны... Вековой поморс­ кий уклад расшатан и разрушен. Из беседы с главой районной администра­ ции Виктором Диденко удалось узнать, что бытие побережья определяют два рыболо­ вецких колхоза - «Всходы коммунизма» (цен­ тральная усадьба - в Варзуге), «Волна» (Чапома) и ЗАО «Беломорский рыбак» (Ча- ваньга -Тетрино, прежде - тоже колхоз с од- нсдренным названием). На все лады глава расхваливал председателя колхоза «Всходы коммунизма» Святослава Калюжина: упрочил производственную базу, возвел несколько коттеджей в Варзуге, за счет конкурсной кво­ ты перевел 900 тысяч долларов на строи­ тельство ЛЭП, оборудовал пять лагерей для иностранных рыболовов-любителей. Позд­ нее в кулуарном разговоре женщина-депутат райсовета обронила ключевую фразу о Калю- жине: «Ловкий и ухватистый...» Председатель колхоза «Волна» Иов и ге­ неральный директор ЗАО «Беломорский ры­ бак» Рейзвих не в чести у районного начальства, ходят в пасынках, особенно пер­ вый. На сессии райсовета, где одним из глав­ ных в повестке дня звучал актуальный вопрос «Социально-экономическое развитие сел Терского района», предвзятое отношение к Евгению Иову со стороны администрации выглядело слишком очевидно. Депутат Калю- жин на заседание не явился. Рейзвих вместо себя подставил управляющего отделением Чаваньга - Тетрино Павла Кожина. И только лизован. Закупили продукты, соль, бочки, топ­ ливо для нынешнего зверобойного промысла. Колхоз внакладе не остался. Мурманское ФСБ, которое приняло к про­ изводству «дело Иова», не выявило в нем со­ става личного преступления. Зато районная прокуратура поспешила вчинить иск «неугод­ ному» председателю на 873 млн. рублей «за ущерб, причиненный колхозу», в погашение которого грозится конфисковать его имущес­ тво. Для справки: все имущество - это офис- квартира, купленная в Мурманске на колхозные средства. Юридический нонсенс. Суд не счел нужным предъявлять имущес­ твенные претензии к ответчику. Районная прокуратура решила «поправить» неумех- юристов из области. Ларчик открывается просто. Иова по извес­ тной чиновничьей формуле «не мытьем, так катаньем» стараются выжить из района. Уже предпринималось несколько попыток смес­ тить строптивого председателя. Сошлюсь на статью, опубликованную в октябре прошлого года в газете «Терский берег» под многозна­ чительным заголовком: «Что стряслось в Ча- поме: демократическая революция или заурядный переворот?». Бывший коммерчес­ кий директор колхоза Александр Затолокин, сфальсифицировав протокол общего собра­ ния, попытался занять пост председателя, обещая пополнить районную казну «зелены­ ми» от иностранного туризма. Тогда админис­ трации хватило здравого смысла не поддержать самозванца. У нее были свои виды на председательскую должность. Про­ знав, что судейские мытарят в Мурманске Иова, она тут же привезла в Чапому на «смот­ рины» своего претендента - Юрия Мурадяна, который ранее возглавлял это хозяйство. Колхоз «Волна» структурно принадлежит Росрыбхозу Министерства сельского хозяйства. Начальник Росрыбхоза направил Юрию Евдо­ кимову письмо с просьбой разобраться в кон­ фликтной ситуации, сложившейся на Терском берегу. Есть надежда, что губернатор пресечет гонения на ершистого председателя, даст воз­ можность ему плодотворно работать на благо тех самых жителей самой-самой глубинки, забо­ ту о которых на словах декларирует районная администрация. Павел ЛУЖИН. P. S. Сессия решения никакого не при - няла. Вопрос остался открытым. В кол - хозах будут проведены дополнительные проверки. Утверждены местные налого­ вые льготы. Два хозяйства их получили, «Волне» было отказано. Принцип «не мытьем, так катаньем» торжествует... Личность и должность Иов самолично явился на судьбоносный де­ путатский форум. Программа развития сел как таковая предложена не была и не обсуж­ далась. Вскользь похвалив Калюжина за уме­ лое ведение хозяйства, пожурив отсутствующего Рейзвиха, который раз в году балует вниманием своих акционеров, собрав­ шиеся дружно, скопом навалились на Иова. Создалось впечатление, что и сессия спешно была затеяна ради его персоны. Тон задал зам. главы администрации Евге­ ний Петряшов. Он выдвинул против опально­ го председателя стройную систему обвинений. Падали слова: нарушает, злоупот­ ребляет, не на месте, развал, жалобы и т. п. Подобное высказывал и Диденко в нашей беседе. Следует, что сложилось коллектив­ ное мнение, есть заранее подготовленная позиция. Все подавалось в сравнении с кол­ хозом «Всходы коммунизма». Право же, смешно. До Варзуги проложена дорога с твер­ дым покрытием, в Чапому можно «самолетом только долететь». Да и то не всегда. «Всходы коммунизма» имеют пять судов, «Волна» - два. И в квотах на вылов трески, семги они не сравнимы. Но Петряшов не сказал, что в «Во­ лне» регулярно выдают зарплату в полном объеме, пенсии, детские пособия, вовремя завозятся продукты питания, топливо. Ныне успешно проведена зверобойная кампания. Заготовлено 7700 шкурок бельков. Случилось такое: ветром оторвало от припая льдину с тюленьими тушками и унесло в море. Сти­ хия... "Разгильдяй" Иов заплатил экологичес­ кий штраф в размере 1 млн. 600 тыс. рублей. Кстати, тюленье мясо не имеет нынче сбыта. Его все равно пришлось бы закапывать на бе­ регу. Так поступают архангелогородцы. А кри­ ку стараниями администрации и прокуратуры - на весь район: «Загубил 70 тонн мяса, ату его!». Евгений Иов сейчас носит ярлык уголовно­ го преступника. Народный суд Октябрьского округа Мурманска «за нарушение таможенно­ го законодательства» приговорил его к двум годам (условно). Фрагмент диалога с предсе­ дателем: - Я преступил закон не ради личной корыс­ ти. Действовал сознательно. Бочки со шкура­ ми от прежних наших экспедиций погрузили на судно «Крюково». Ждать оценки груза - длительная волокита. Шкуры уже были под­ порчены, а после всех таможенных проволо­ чек их только на свалку. В кассе ни копейки, платить пошлину нечем. Рискнул -отдал при­ каз идти в Норвегию. Груз был выгодно реа­ НЕБОЛЫПАЯ СПРАВКА: Междун. федерац! транспорт* приостанав 1 >ива^Рправо российского профсоюза работников водного транспорта заключать коллективные договора по судам «удобного флага». Решение об этом было принято 25 ап­ реля 1997 года в Испании. Исполком МФТ принял следующее за­ явление: «Рассмотрев подробный доклад Генерального Секретаря МФТ о несоблю­ дении этим профсоюзом политики между­ народной федерации и нарушении им обязательств, данных Комитету Справед­ ливой Практики в 1996 году, постановил: - все права этой организации на под­ писание одобренных федерацией догово­ ров приостанавливаются вплоть до особого уведомления; -любая попытка профсоюза работни­ ков водного транспорта (или любой из со­ ставляющих его организаций) подписать какой бы то ни было коллективный дого­ вор на любое судно «удобного флага» приведет к немедленной приостановке членства профсоюза в МФТ; - судовладельцам, фрахтователям, агентствам по найму моряков следует иметь в виду, что все коллективные дого­ вора, заключенные с этим профсоюзом по судам «удобного флага», с настояще­ го момента приостанавливаются, и под­ писание новых договоров этому профсоюзу запрещено. Операторам, имеющим такие договоры, следует неза­ медлительно обратиться в МФТ для по­ лучения дальнейших инструкций. Настоящее решение вступает в силу немедленно и широко распространяется в судоходных организациях». К СВЕДЕНИЮ: сегодня более чем на 20 судах «удобногофлага» действуют коллек­ тивные договора, подписанные профсо-. юзом работников водного транспорта. ществует с 1 &уо года, сегодня насчитывает более 2 миллионов своих членов во всем мире. В эту крупнейшую организацию входят не только моряки и доке­ ры, но и железнодорожники, ра­ ботники авиатранспорта. Начиная с 1948 года Междуна­ родная федерация борется за уничтожение системы «удоб­ ных флагов». Прелесть ее, как известно, заключается в том, что стоит судовладельцу за­ регистрировать корабль на Кипре, Мальте, в Сингапуре илиЛиберии, как на территории корабля начинает действовать зако­ нодательство этих стран. Директор компании, пользующейся «удоб­ ным» флагом, получает возможность не платить (или почти не платить) налоги: нанимать низкооплачиваемые экипажи и свободно их комплектовать. Против этого и выступает Международная феде­ рация. Она установила минимальный размер заработной платы для моряка, работающего в таких фирмах. Сейчас он составляет 1 100 долларов США, но с января 1998 года эта сумма должна увеличить­ ся на 100 долларов. -Российский профсоюз работни­ ков водного транспорта нарушил главное правило федерации- не про­ давать рабочую силу дешевле уста­ новленной минимальной цены, - рассказывает председатель Аркти­ ческой региональной организации профсоюзов работников морского транспорта Константин Кривенко. - Договоров, противоречащих политике МФТ, этой организацией было заклю­ чено немало. К примеру, в январе этого года между российским профсоюзом ра­ ботников водного транспорта, руко­ водством одной норвежской частной фирмы и Мурманской буксирно-спа- сательной компанией было заключе­ но трехстороннее соглашение о найме российских моряков для рабо­ ты на судах норвежских владельцев. Этот договор сулил многое: зарплату за тысячу долларов, всевозможную доплату, другие социальные гаран­ тии- в общем, рай на земле. Естес­ твенно, это не могло не привлечь мурманчан. Ктоже не захочет в такое трудное время денег подзаработать, да еще в зелененьких? Вот и потяну­ лись в буксирно-спасательную компа­ нию толпы людей. Правда, прежде чем стать членом экипажа, морякдо­ лжен был заплатить мурманской фирме от 100до 500 тысяч рублей за оформление документов. А потом ждать приглашения от норвежских судовладельцев. Однако, по моимданным, ни один человек, обратившийся в буксирно - спасательную компанию, не получил работу, хотя уже прошло три месяца. По-другому и быть не могло, ведь трехстороннее соглашение, на осно­ вании которого и сейчас осуществля­ ется набор, было заключено с грубыми нарушениями устава Между­ народной федерации работников транспорта. Главное нарушение - прежде всего подписывать такие до­ кументы должен профсоюз той стра­ ны, которая предоставляет работу (в данном случае норвежский). Россий­ ские рабочие организации могут за­ ключать их только с согласия норвежской стороны. Однако они до последнего времени не подозревали о существовании такого соглашения МФТ. Любопытно и то, что буксирно­ спасательная компания - всего лишь посредник, с которым судовладель­ цы, как выяснилось, пока не работа­ ют. Они там тоже не дураки и прекрасно понимают, что в против­ ном случае им придется иметь дело с норвежскими профсоюзами. Подобные аферы проворачива­ лись в Мурманске не раз, вспомните хотя бы фирму «Полярная сова», со­ биравшую по 100 долларов с каждо­ го желающего поработать в иностранных фирмах. После ее раз­ вала было много шума, несчастные и обманутые требовали вернуть им деньги, но... Видно, эта история двух­ годичной давности ничему не научи­ ла доверчивых моряков, они вновь наступают на те же грабли. Не понимаю, почему профсоюз, который «продает» моряка по зани­ женной цене , так жестоко наказыва­ ют? Ведь он помогает многим желающим найти высокооплачивае­ мую работу на судах «удобного фла­ га» . Большинство отечественных морских компаний при приеме на ра­ боту заработки за тысячу долларов даже не обещают. Поначалу своей деятельности в профсоюзе я думал точно так же. Но если мы сегодня снизим ценухотя бы на цент, завтра филиппинцы умень­ шат ее на 100 долларов. Что будем делать тогда? Нет, конкурировать мы можем, не уменьшая стоимости рабо­ ты российского матроса , а повышая его квалификацию. Однако перед нашей организа­ цией не стоит задача «спихнуть» лю­ дей «под удобный флаг». Наоборот, профсоюз пытается поднять Россий­ ский флот, сделать его работу выгод­ ной не только судовладельцам, но и государству (крепкое, хорошо работа­ ющее предприятие всегда платит на­ логи), простым морякам. Как пример всегда привожу Мурманское морское пароходство. Благодаря профессио­ нальнойдеятельности его руководст­ ва компании удается не только вовремя перечислять положенные средства в бюджет, но иплатить при­ личную зарплату своим рабочим, вы­ полнять коллективныйдоговор. И это несмотря на то, что пароходство име­ ет крупный ледовый флот, затраты на эксплуатацию которого велики. Притеснения моряков , работаю­ щих на суднах «удобногофлага», ста­ ли обычным явлением. Некоторые владельцы иностранных компаний ведут двойную бухгалтерию, подпи­ сывают с матросами договора, за­ прещающие в случае возникновения конфликта обращаться за помощью к профсоюзам. Могут ли рабочие организации изменить положение? Да, конечно. На мой взгляд, ут­ верждение о том, что решить эту проблему можно только на уровне правительства, ошибочно. Повлиять на ситуацию в регионе можно, за­ ключив между работодателем и профсоюзами коллективное согла­ шения, в котором будет определен минимальный размер заработной платы моряка.. Гарантом выполне­ ния этого договора может стать ад­ министрация области. Кроме того, Арктическая органи­ зация намерена помогать в работе любой фирмы, которая станет зани­ маться наймом моряков для работы на судах иностранных компаний по договорам, одобренным Междуна­ родной федерацией транспортных рабочих. Такие организации необхо­ димы для того, чтобы компаний типа "Полярной совы" не существовало вообще. Обманывать здесь людей никто не станет, это не очередной "Хопер". Гарантом выполнения подпи­ санного с рабочими контракта будут выступать не только российский профсоюз моряков, но и рабочие ор­ ганизации Норвегии, ассоциация нор­ вежских судовладельцев, федерация транспортных рабочих. Такое сотрудничество позволяет российской сторонедать высокоопла­ чиваемую работу многим желающим, иностранные же компании получают возможность заменить филиппинских моряков русскими, уровень образо­ вания и профессиональные качест­ ва которых намного выше. Правда, требования к рабочим будут особые: знание английского языка, высокая квалификация матроса ихорошие ре­ комендации с прежней работы. Тру­ доустраивая человека, мы должны быть уверены в том, что он справится со своими обязанностями. Но игра стоит свеч. Ежемесячно матрос первого класса будет получать 998 долларов США. Возможно, мы будем создавать свои фирмы по найму рабочих. Од­ нако они не будут ставить целью по­ лучение прибыли, главное для нашего профсоюза - дать работу российским морякам. Маргарита ЕРМАКОВА. № 18-19 мая 1997 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz