Рыбный Мурман. 1997 г. Май.

£ № 18 -19 6 - 15 мая 1997 года Мурманский морской рыбный порт - крупнейшее государственное предприятие Северного рыбопромыслового бассейна, специализирующееся на перегрузке грузов рыболовных судов, плавбаз и транспортных рефри/кераторов. Свыше 160 гектаров территории, на 4 километра раскинулись его причалы, эксплуатационная длина >келезнодоро/кных путей превышает 30 километров. Порт является владельцем собственного флота, корабли которого осуществляют проводку судов по Кольскому заливу, доставку пасса/киров, ведут девиационные работы, снаб/кают суда топливом и водой, он имеет собственную экологическую и дезинфекционную слу/кбы и специальные суда для очистки акватории порта от мусора и замазученных вод. Главная уникальность Мурманского морского рыбного порта - это незамерзающий Кольский залив, который, согреваясь теплом Гольфстрима, позволяет вести обработку судов круглогодично. Удобно и географическое поло/кение порта, благодаря которому он входит в единую мировую транспортную систему. Но последние три года порту Живется несладко - считавшийся некогда одним из самых современных и высокомеханизированных предприятий в бассейне, он теперь прочно занимает одно из самых первых мест в списке кандидатов на банкротство. Происходящее объясняется просто.■переход к рынку предопределил смену ориентиров - для рыболовных флотов оказалось предпочтительнее продавать морепродукты в Норвегию. Уход судов за границу подкосил экономику Мурманского рыбного порта. Мо/кно ли изменить ситуацию и восстановить былое величие гиганта рыбной индустрии? На этот и другие вопросы отвечает его директор Валерий КУСКОВ. - Валерий Васильевич, не- создаваться инфраструктура имен- давно в Мурманске вновь за- но для приемки и отправки не- ГОВОрили О Необходимости Ф™ . В противном случае можно строительствапорта В Аии- S уверенностью говорить о неиз- нахамари. По нелоторь/м б?жнои гибели обоих портов в Ж Ж шт ж я м Ж я Ж A # яш » Ж Ж Ж Ж тш Ж Ж Ж Ж Ж Ж жя Ж IV/С оценкам, появлениев Печенгс- ^ п о й м и т е правильно, у мУР- к о и г у б е С е в е р н о г о п о р т а МО- манских портов сейчас положение - АН ет i/C t/ri/O U flfb U б е з т о г о хуже не придумаешь: рыбный за- н е п р о с т о е ф и н а н с о в о е деиствован на 30 процентов, а Л О Л О /й е н и е м у р м а н с к и х т о р - торговый работает на 40 процентов ГОВО ГО U р ь /б Н О ГО п о р т о в - своей мощности, и мы вынуждены к о н к у р е н ц и я в с е г д а к о н к у - поднимать расценки на свои услу ренция l - Я не политик, а хозяйствен­ ный руководитель, поэтому могу оценивать происходящее только с позиции экономической целесооб­ разности. Рыбный порт в лучшие годы перерабатывал 1600 тысяч можно с уверенностью утверждать: если ничего не изменится, если в этом году рыбный порт не получит серьезных финансовых вливаний, то года через три работать не смо­ жет. Между тем на разницы, по большому счету, нет. Теперь владельцы судов ссылаются на то, что слишком жестко мы подходим к вопросу контроля за техническим состоя­ нием кораблей. Ну а как иначе? IV т строительство Посмотрите, сколько уже несчас- беТноВу х ^ Ж и ^ Г о е ш Г тных слУчаев ПР ° ™ ° из-за намного бюджета Те самые того’ чт0 суда’ принадлежащие нального б ета. 1е сал е коммерческим структурам, ухо- деньги, которые можно было бы * ^ РУ УР ^ у направить на обновление и модер- ной или м£рской Инспекции, низацию уже существующих пор- £ja мо« ^ тов Мурманской области. Это ки рыбаки мин важно. С другой стороны, пока не двум причинам. ги для того, чтобы покрыть возни­ кающие издержки. - Именно поэтомурыбаАи и предпочитают разгру­ жаться в КиркенесеР -Нет, причина совсем в другом. ^ „ Когда на совещании в областной тонн рыбопродукции в год, сейчас администрации руководители ры- -300 тысяч тонн. Теперь представь- боловных флотов заявили, что их те его потенциальные возможности нежелание везти рыбу в Мур- и учтите, что техника, которая про- манск вызвано слишком высоки- стаивает без дела, уже морально ус- ми п0 сравнению с норвежским тарела, а нового оборудования^ мы к ирКенесом тарифами, мы взяли не приобретаем -не на что. Сейчас и с£авнили ихн Сказалось, что взгляд, все это отговор- [уют наш порт по Г. существует инженерного решения, вы-лов ‘так называемой «неучтен- которое позволило бы перепроф- ной>> б Схема реализации илировать существующие порты на элементарная: подходит корабль, н Х РяНн°ые термРинЖалы принадлежащий коммерческой „ £ с к „ Кандалакшу „е „ p „ W » Р » бинКТ ; “ ас3т а ™ р о е к Л е ^ : “ ебольших суденышек, которыми вать невозможно по соображениям ^ х е р ^ ^ ы в е з ти ее о т т у д а ™ ™ ^ дать -дело техники. Во/только ?то поот Но оговооюсь Т е эт оас м,,е позвонили и сообщили, что об­ суждения имеют new? тотько в том наРУжено припрятанных 600 тонн суждения име т цену только в том трески Единичный случай? Со- случае, если в Лиинахамари будет в^ем НС1. £ больJ мест неза. конной выгрузки остаются неизвес­ тными правоохранительным орга­ нам. Да и как уследить? Ведь сейчас дело дошло до того, что во­ енные организации принимают ры­ боловные суда на свои причалы. Я не знаю, как с ними за такую ус­ лугу рассчитываются, но там про­ контролировать вообще никого невозможно. Вторая причина - владельцы су­ дов «шхерятся» от морской адми­ нистрации, опасаясь обнаружения многочисленных нарушений пра­ вил безопасности мореплавания. - Говорят, что есть еще однапричина «привлекатель­ ности» Киркенеса, там моЖнодоговориться с поку­ пателем о небольшом «ге­ шефте» - с тонны рыбы судовладелец получает два - тридоллара, которые нигде подокументам не проходят. - Это тоже ни для кого не сек­ рет, но оговаривать кого-то не хочу. Однако замечу: недавно на совещании у Юрия Мясникова, первого заместителя главы адми­ нистрации области, было принято решение принимать суда с рыбой по «зеленой», так вот, посмот- им, получится ли привлечь их в урманск? Уже первый месяц ра­ боты по «зеленой» многое покажет и будет ясно, почему не идет в Мурманск рыболовецкий флот. И все-таки я считаю, что обла­ стная администрация может «за­ вернуть» рыбу к нам, необходимо лишь проявить волю и воспользо­ ваться властью. Тут просто нужно выбрать, что дешевле - погубить рыбный порт, балансовая стои­ мость которого превышает 550 мил­ лиардов рублей, или объявить войну нынешнему, как я его назы­ ваю, «африканскому беспределу». Ведь нашему порту без рыбьГ не выжить, его строили исключитель­ но для разгрузки рыболовных су­ К1 дов, выполнять иную работу мы не можем. Раз рыбы нет, значит, нет денег. Между тем почти 70 про­ центов нашего оборудования до­ стигло крайней степени изношенности, оно работает чу­ дом. А приобрести новую технику мы не в состоянии, дорого, к при­ меру, новый электропогрузчик стоит 30-35 тысяч долларов. - НомоЖноЖевзять в бан- he бредит, найти инвесто­ ров, которые наверняка заинтересуются перспек­ тивным вложением денег? - К сожалению, ни один ува­ жающий себя бизнесмен не сможет назвать инвестиции в инфраструк­ туру Мурманского рыбного порта «перспективным вложением капи­ тала». Объясню почему. Как я уже говорил, мы можем зарабаты­ вать деньги только на приемке и выгрузке рыбы. Так вот, даже если удастся завернуть все суда в Мурманск, порт будет загружен работой лишь наполовину. -Дело в том, что того рыболов­ ного флота, который существовал в былые годы, уже нет - часть ко­ раблей продана, часть списана, остались крохи. А новый флот нужно построить. Построить, да еще отработать за постройку, и лишь тогда пойдет к нам, в Мур­ манск, рыба. - Выходит, что един­ ственный выход - сокра­ щать производство, численность персоналаи вы­ жидать конца смутноговре­ мени? - Именно этим сейчас и занима­ емся. Мы были вынуждены сокра­ тить 4,5 тысячи человек. Конечно, профсоюзы к этому отнеслись без энтузиазма, но что делать? Выбор был небогатый: или закрывать предприятие, или спасти его -над нами нависла угроза банкротства. Мера, что и говогжть, непопуляр­ ная, но зато в рыоном порту теперь задержки выплаты зарплаты умень­ шились, недавно, например, мы полностью выплатили зарплату за февраль. По нынешним тяжелым временам это очень хороший пока­ затель. Сейчас на предприятии идет ре­ организация производства, благо­ даря которой пытаемся снизить убытки. I I расчеты начинают оп­ равдываться: в прошлом году чис­ того убытка было 19 миллиардов рублей, а по итогам I квартала нынешнего года эта цифра состави­ ла всего 2 миллиарда рублей. Но все это - лишь полумеру Ясно, что без помощи областной администрации выкарабкаться из трясины, затягивающей порт в пу­ чину банкротства, не удастся. По­ мочь может лишь одно необходимо дать порту хотя бы на год освобождение от уплаты мес­ тных налогов. Кроме того, нужно как можно скорее решить проблему передачи жилого фонда городу -н:а балансе рыбного порта 66 тысяч квадратных метров жилья, их со­ держание ежегодно отрывает от производства 4,5 миллиарда руб­ лей. И еще одна головная боль - принадлежащая рыбному порту котельная, которая отапливает близстоящие предприятия и часть городских зданий. Она убыточна, так как не загружена на полную мощность. Я считаю, что в связи с этим было бы справедливо выде­ лить порту квоту, которую можно обменять на топочный мазут. Если удастся добиться реализа­ ции этих предложений, то можно стабилизировать финансовое пол­ ожение и выжить. yg - Простите, ка к совмес­ тить бедственное положе­ ние предприятия и относительнонебольшдю за­ держ ку выплатызарплаты.? - Спросите что-нибудь полегче... Впрочем, здесь никакого секрета нет, просто приходится выбирать: платить налоги или зарплату рабо­ чим. Мы зарабатываем в месяц око­ ло 4 миллиардов рублей. Теперь считайте: фонд оплаты труда пре­ вышает 2 миллиарда, да налоговые отчисления составляют 2,8 милли­ арда рублей. Тришкин кафтан, где тонко, там и рвется. Я недавно побывал в Норвегии на семинаре, который проводили для руководителей российских предприятий. Там читали лекции о том, как российским руководите­ лям нужно работать в условиях рынка. Так вот, хотелось бы пос­ мотреть, что произойдет, если та­ мошние предприниматели на время поменяются местами tit нами. Смогут они сиравиться?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz