Рыбный Мурман. 1997 г. Май.
£ № 18 -19 6 - 15 мая 1997 года Мурманский морской рыбный порт - крупнейшее государственное предприятие Северного рыбопромыслового бассейна, специализирующееся на перегрузке грузов рыболовных судов, плавбаз и транспортных рефри/кераторов. Свыше 160 гектаров территории, на 4 километра раскинулись его причалы, эксплуатационная длина >келезнодоро/кных путей превышает 30 километров. Порт является владельцем собственного флота, корабли которого осуществляют проводку судов по Кольскому заливу, доставку пасса/киров, ведут девиационные работы, снаб/кают суда топливом и водой, он имеет собственную экологическую и дезинфекционную слу/кбы и специальные суда для очистки акватории порта от мусора и замазученных вод. Главная уникальность Мурманского морского рыбного порта - это незамерзающий Кольский залив, который, согреваясь теплом Гольфстрима, позволяет вести обработку судов круглогодично. Удобно и географическое поло/кение порта, благодаря которому он входит в единую мировую транспортную систему. Но последние три года порту Живется несладко - считавшийся некогда одним из самых современных и высокомеханизированных предприятий в бассейне, он теперь прочно занимает одно из самых первых мест в списке кандидатов на банкротство. Происходящее объясняется просто.■переход к рынку предопределил смену ориентиров - для рыболовных флотов оказалось предпочтительнее продавать морепродукты в Норвегию. Уход судов за границу подкосил экономику Мурманского рыбного порта. Мо/кно ли изменить ситуацию и восстановить былое величие гиганта рыбной индустрии? На этот и другие вопросы отвечает его директор Валерий КУСКОВ. - Валерий Васильевич, не- создаваться инфраструктура имен- давно в Мурманске вновь за- но для приемки и отправки не- ГОВОрили О Необходимости Ф™ . В противном случае можно строительствапорта В Аии- S уверенностью говорить о неиз- нахамари. По нелоторь/м б?жнои гибели обоих портов в Ж Ж шт ж я м Ж я Ж A # яш » Ж Ж Ж Ж тш Ж Ж Ж Ж Ж Ж жя Ж IV/С оценкам, появлениев Печенгс- ^ п о й м и т е правильно, у мУР- к о и г у б е С е в е р н о г о п о р т а МО- манских портов сейчас положение - АН ет i/C t/ri/O U flfb U б е з т о г о хуже не придумаешь: рыбный за- н е п р о с т о е ф и н а н с о в о е деиствован на 30 процентов, а Л О Л О /й е н и е м у р м а н с к и х т о р - торговый работает на 40 процентов ГОВО ГО U р ь /б Н О ГО п о р т о в - своей мощности, и мы вынуждены к о н к у р е н ц и я в с е г д а к о н к у - поднимать расценки на свои услу ренция l - Я не политик, а хозяйствен ный руководитель, поэтому могу оценивать происходящее только с позиции экономической целесооб разности. Рыбный порт в лучшие годы перерабатывал 1600 тысяч можно с уверенностью утверждать: если ничего не изменится, если в этом году рыбный порт не получит серьезных финансовых вливаний, то года через три работать не смо жет. Между тем на разницы, по большому счету, нет. Теперь владельцы судов ссылаются на то, что слишком жестко мы подходим к вопросу контроля за техническим состоя нием кораблей. Ну а как иначе? IV т строительство Посмотрите, сколько уже несчас- беТноВу х ^ Ж и ^ Г о е ш Г тных слУчаев ПР ° ™ ° из-за намного бюджета Те самые того’ чт0 суда’ принадлежащие нального б ета. 1е сал е коммерческим структурам, ухо- деньги, которые можно было бы * ^ РУ УР ^ у направить на обновление и модер- ной или м£рской Инспекции, низацию уже существующих пор- £ja мо« ^ тов Мурманской области. Это ки рыбаки мин важно. С другой стороны, пока не двум причинам. ги для того, чтобы покрыть возни кающие издержки. - Именно поэтомурыбаАи и предпочитают разгру жаться в КиркенесеР -Нет, причина совсем в другом. ^ „ Когда на совещании в областной тонн рыбопродукции в год, сейчас администрации руководители ры- -300 тысяч тонн. Теперь представь- боловных флотов заявили, что их те его потенциальные возможности нежелание везти рыбу в Мур- и учтите, что техника, которая про- манск вызвано слишком высоки- стаивает без дела, уже морально ус- ми п0 сравнению с норвежским тарела, а нового оборудования^ мы к ирКенесом тарифами, мы взяли не приобретаем -не на что. Сейчас и с£авнили ихн Сказалось, что взгляд, все это отговор- [уют наш порт по Г. существует инженерного решения, вы-лов ‘так называемой «неучтен- которое позволило бы перепроф- ной>> б Схема реализации илировать существующие порты на элементарная: подходит корабль, н Х РяНн°ые термРинЖалы принадлежащий коммерческой „ £ с к „ Кандалакшу „е „ p „ W » Р » бинКТ ; “ ас3т а ™ р о е к Л е ^ : “ ебольших суденышек, которыми вать невозможно по соображениям ^ х е р ^ ^ ы в е з ти ее о т т у д а ™ ™ ^ дать -дело техники. Во/только ?то поот Но оговооюсь Т е эт оас м,,е позвонили и сообщили, что об суждения имеют new? тотько в том наРУжено припрятанных 600 тонн суждения име т цену только в том трески Единичный случай? Со- случае, если в Лиинахамари будет в^ем НС1. £ больJ мест неза. конной выгрузки остаются неизвес тными правоохранительным орга нам. Да и как уследить? Ведь сейчас дело дошло до того, что во енные организации принимают ры боловные суда на свои причалы. Я не знаю, как с ними за такую ус лугу рассчитываются, но там про контролировать вообще никого невозможно. Вторая причина - владельцы су дов «шхерятся» от морской адми нистрации, опасаясь обнаружения многочисленных нарушений пра вил безопасности мореплавания. - Говорят, что есть еще однапричина «привлекатель ности» Киркенеса, там моЖнодоговориться с поку пателем о небольшом «ге шефте» - с тонны рыбы судовладелец получает два - тридоллара, которые нигде подокументам не проходят. - Это тоже ни для кого не сек рет, но оговаривать кого-то не хочу. Однако замечу: недавно на совещании у Юрия Мясникова, первого заместителя главы адми нистрации области, было принято решение принимать суда с рыбой по «зеленой», так вот, посмот- им, получится ли привлечь их в урманск? Уже первый месяц ра боты по «зеленой» многое покажет и будет ясно, почему не идет в Мурманск рыболовецкий флот. И все-таки я считаю, что обла стная администрация может «за вернуть» рыбу к нам, необходимо лишь проявить волю и воспользо ваться властью. Тут просто нужно выбрать, что дешевле - погубить рыбный порт, балансовая стои мость которого превышает 550 мил лиардов рублей, или объявить войну нынешнему, как я его назы ваю, «африканскому беспределу». Ведь нашему порту без рыбьГ не выжить, его строили исключитель но для разгрузки рыболовных су К1 дов, выполнять иную работу мы не можем. Раз рыбы нет, значит, нет денег. Между тем почти 70 про центов нашего оборудования до стигло крайней степени изношенности, оно работает чу дом. А приобрести новую технику мы не в состоянии, дорого, к при меру, новый электропогрузчик стоит 30-35 тысяч долларов. - НомоЖноЖевзять в бан- he бредит, найти инвесто ров, которые наверняка заинтересуются перспек тивным вложением денег? - К сожалению, ни один ува жающий себя бизнесмен не сможет назвать инвестиции в инфраструк туру Мурманского рыбного порта «перспективным вложением капи тала». Объясню почему. Как я уже говорил, мы можем зарабаты вать деньги только на приемке и выгрузке рыбы. Так вот, даже если удастся завернуть все суда в Мурманск, порт будет загружен работой лишь наполовину. -Дело в том, что того рыболов ного флота, который существовал в былые годы, уже нет - часть ко раблей продана, часть списана, остались крохи. А новый флот нужно построить. Построить, да еще отработать за постройку, и лишь тогда пойдет к нам, в Мур манск, рыба. - Выходит, что един ственный выход - сокра щать производство, численность персоналаи вы жидать конца смутноговре мени? - Именно этим сейчас и занима емся. Мы были вынуждены сокра тить 4,5 тысячи человек. Конечно, профсоюзы к этому отнеслись без энтузиазма, но что делать? Выбор был небогатый: или закрывать предприятие, или спасти его -над нами нависла угроза банкротства. Мера, что и говогжть, непопуляр ная, но зато в рыоном порту теперь задержки выплаты зарплаты умень шились, недавно, например, мы полностью выплатили зарплату за февраль. По нынешним тяжелым временам это очень хороший пока затель. Сейчас на предприятии идет ре организация производства, благо даря которой пытаемся снизить убытки. I I расчеты начинают оп равдываться: в прошлом году чис того убытка было 19 миллиардов рублей, а по итогам I квартала нынешнего года эта цифра состави ла всего 2 миллиарда рублей. Но все это - лишь полумеру Ясно, что без помощи областной администрации выкарабкаться из трясины, затягивающей порт в пу чину банкротства, не удастся. По мочь может лишь одно необходимо дать порту хотя бы на год освобождение от уплаты мес тных налогов. Кроме того, нужно как можно скорее решить проблему передачи жилого фонда городу -н:а балансе рыбного порта 66 тысяч квадратных метров жилья, их со держание ежегодно отрывает от производства 4,5 миллиарда руб лей. И еще одна головная боль - принадлежащая рыбному порту котельная, которая отапливает близстоящие предприятия и часть городских зданий. Она убыточна, так как не загружена на полную мощность. Я считаю, что в связи с этим было бы справедливо выде лить порту квоту, которую можно обменять на топочный мазут. Если удастся добиться реализа ции этих предложений, то можно стабилизировать финансовое пол ожение и выжить. yg - Простите, ка к совмес тить бедственное положе ние предприятия и относительнонебольшдю за держ ку выплатызарплаты.? - Спросите что-нибудь полегче... Впрочем, здесь никакого секрета нет, просто приходится выбирать: платить налоги или зарплату рабо чим. Мы зарабатываем в месяц око ло 4 миллиардов рублей. Теперь считайте: фонд оплаты труда пре вышает 2 миллиарда, да налоговые отчисления составляют 2,8 милли арда рублей. Тришкин кафтан, где тонко, там и рвется. Я недавно побывал в Норвегии на семинаре, который проводили для руководителей российских предприятий. Там читали лекции о том, как российским руководите лям нужно работать в условиях рынка. Так вот, хотелось бы пос мотреть, что произойдет, если та мошние предприниматели на время поменяются местами tit нами. Смогут они сиравиться?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz