Рыбный Мурман. 1997 г. Март.

w i 0 U C O l / V , H J b № 13 28 марта - 3 апреля 1997 года Н А Ч А Л А Н Е Б О Л ЬШ О Е О ТС ТУП Л ЕНИ Е О П О Л Ь З Е Я ЗЫ К О З Н А Н И Я В О О БЩ Е . В 92 -м году мне д о в е л о с ь пол года провести в ко ­ м а нд и р о в ке в Р о ттерд ам е . П ол и гл о тс кие с п о соб ­ ности голландцев вызывали у меня просто шок. Но похоже, что э к ) бы л о в заим н о - их ш о кировала моя бе зъ язы кость . Впро - .. 4®Vi, узнав , что я из России , они уж е не удивлялись . Покупки в ма газина х я делала «на трех язы ках» . Сначала обращ алась к продавщ ице : «Э кскью з ми, плиз!» . Та с готовностью оборачи? вал а сь и слыш ала мой корявый немец кий : «Гебен зи мир бит- т е ...» . Д а л е е я по ка зы вала на ис ком ую вещ ь . Не мор гнув гла зом , прода вщ ица вы клады вала на прила во к ж елаем ое , после моего «Хау мач?» указывала на ценник, заворачивала и, наконец , в ответ на «мерси !» весело махала мне рукой : «Бай, бай !» . По ее проф ессионально -лю безной улы б ке бы ло очень трудно до гадаться , что она обо мне думает , но предпола гаю , что особо го удивления она не испы тывала . Ка к -то очень прочно мы , русские , весь м ир приучили счи ­ тать , что к язы кам не способны . Помню одного советско го ка­ питана , к ко то р ом у в той же Голландии ш ипш андлер безуспеш но обращ ался то по -ан глийски , то по -немецки , то по- ф ранцузски . А потом в отчаянии спросил у старпома : «На ка ­ ком я зы ке го во ри т ваш мастер?» «На ки тайс ком » , - готовно ответил тот , отметя в м гновенье ока все проблемы и попытки. А вот голландцы по трясли меня др у гим . Лю бой продавец , води тел ь автобуса , сл уж ащ ий почты , прохожий - от мала до вели ка - о тве тя т вам не тол ь ко на ан глийском или немец ком язы ках , но в случае необходимости - и на экзотическом ф илип ­ пинском к примеру . О казывается , у них ш кольники дол гое вре ­ мя изучали (не знаю , как сейчас ) я зы к голл анд с ки х колоний . С читалось , что это насущ но необходимо . Что касается евро ­ пейских языков : «Мы слиш ком маленькая страна, чтобы позво ­ л и ть себе не зна ть их» , - в зды хаю т голланд цы . Ну а мы, £ русские , всегда считали наоборот : мы слиш ком больш ая - да чего там? ! - грандиозная страна, чтобы изучать еще чьи -то там речения . Ка к те ж е ам ери канцы . Но тем повезло , их ан глийс ­ кий , надо д ум а ть , не без о сн ован ий , стал общ еприня ты м в мире. На них равняю тся не только в плане лингвистики . А так как на нас в ближайш ее время вряд ли будет кто равняться, то, может , стои т взять на вооружение все же девиз голландцев и учить язы ки хотя бы сопредельны х стран? ФИННЫ МАЛО ГОВОРЯТ, НОЛЮБЯТ СЛУШАТЬ Особенно если речь идет * о финском языке в устах иностранцев lAAJLCOJltft... Е П Е Р Ь - К Д Е Л У . К О Н К Р Е Т Н О - К Ф И Н С КО М У Я ЗЫ К У . «За говори те по -ф инс ки и, если даж е знаете всего несколь ­ ко слов, вы произведете на ф ин ­ на неизгладимое впечатление !» - советует «П утеводитель по Ф ин ­ ляндии» тем , кто собирается там отды хать или заним аться би зне ­ сом. Признаюсь , мне удалось на­ блю д а ть это « н еи з гл ад им ое впечатление» воочию , когда про ­ ходил первый юбилей единствен ­ ной в России я зы ковой ро с си й с ко -ф и н с кой ш колы при м урм анс ком цен тре «Лингва» . Н ера з говор чивы е и обы чно ма- л о эм с ц и о н а л ь ны е ф инны про ­ явили на этом пр а здни ке незаурядный тем перам ен т . С лу ­ шая, как бойко говорят и пою т на их я зы ке ре б я тиш ки , которы е все го л иш ь год на зад в зяли в руки учебники по финскому, гости из консульства Финляндии и Лап- ™ ландского университета отхлопа ­ ли все руки в а пло д и см е н та х . Они подхватывали начатые юны ­ ми м урм ан чан ам и свои на р о ­ д ны е песни , а вы с тупа я с приве тствиям и , об р ащ али сь не ­ посредственно к ученикам , не со ­ мневаясь , что те по йм у т их без перевода . И все же не которое сомнение мучило .меня поначалу . Все-таки финский я зы к считается одним из самых трудных в изучении. Столь ли необходим он нашим ребятам , чтобы тра ти ть на не го нем ало сил и времени? - Р а зум ее тся ! - ра зве ял мои сом нения в и ц е -ко н с ул Ф и н л я н ­ дии в М урманске Кари Вуоринен . - Сегодня , ко гда ра сш иряю тся наши связи, крепнет эконом ичес ­ кое й культурное сотрудничество , особен но ясно видно , ка к остро не х в а та е т пар тнер ам зна ния язы ка д р у г дру га . Н едо с та точн о даже пр осты х пе ревод чи ков , д е л о в том , что ф ин с кий я зы к весьм а л о ка л е н , им вообщ е в мире мало кто владее т . Ну а люди , которы е хотели бы всерь ­ ез заняться бизнесом в Ф инлян ­ дии , обя за тельно д о лж ны иметь навыки общения. Ведь четкое по­ нимание того, как по обе стороны границы д ум аю т и де й с тв ую т , >бе нынче осоо нно важно. - Значит , не о с тан утся наши д е ти в будущ ем без работы ? - у точн яю у д и р е к то р а центра «Лингва» Лилии Тилене . - Ни в коем сл учае ! Вы на празднике сидели рядом с супру­ гами из Финляндии , профессора ­ ми Л ап ла нд с ко го уни ве р си те та Х ел кой и Kej)CTH У рпонен . Пом ­ ните , с какой теплотой они гово ­ рили о б успе ха х наш их ребя т? Та к вот, если отбросить в сторо ­ ну эм о ци и и ком плим ен ты , то у них, ка к и у д р у ги х наших ф и н с ­ ких колл е г -учены х , д а л е ко и д у ­ щие совм е с тны е планы . Встречаясь с родителями наших маленьких «финнов» , отвечая на их многочисленные вопросы , они че тко обр и совал и перспе ктивы ребят, которые успешно закончат ф инс кую ш колу в М урманске . (Это, кстати, недолго: три-четыре года в рам ках язы кового коллед ­ ж а .) Э тим вы пус кни кам , что уже обусловлено в совместном до го ­ воре , б уд е т в первую очередь предоставлена возможность обу­ чения в Л апланд с ком ун и в е р си ­ т е т е на различных ф акультетах - ю риди че с ком , э ко ном и че с ком и та к далее . Но ту т речь о старш их ребятах . Для самы х же м але нь ­ ких перспе ктивы еще более о т ­ радны е , по с кол ь ку од но в рем ёй н о с ф инс ким они у ч а т ещ е и а н гл ий с кий . С пору нет, без ан глийско го сейчас ни в одной стране мира не обойдеш ь ­ ся. П ред с тавл яе те , какое мощ ­ ное со че тан ие получается ] М еж д уна род ны й ан гл ий с кий и ф инс кий - ве сьм а пр ес тиж ны й именно из-за своей локальности , сл ож н о с т и , из -за узко го круга сп е ц и а л и с то в , ко торы е им в л а ­ дею т . Т а к что у наших выпускни ­ ков перспектива трудоустроиться даж е и в Ф инляндии весьма ре ­ альна . Ведь сегодня немало рос­ си й с ко -ф и н с ки х ф ирм , где русские специалисты с ф инским язы ком - в большом деф иците . ЕЙЧАС ЗАНЯТИЯ В ФИНС КОЙ Ш КОЛЕ веде т т о л ь к о завуч На ­ тал ья В ладим ировна Смирнова . Но уже под готовлены ещ е три преподавателя , которые мо гут пр и ступи ть к работе хоть сегодня . Однако расширять ш ко ­ лу , та к же , как и ее «соседку» - английскую (они обе - под крылом «Лин гвы» ), возмож ностей нет. И прежде всего из-за отсутствия у «Лингвы» своего помещения . На празднике юбилея один из гостей - замести тель дире ктора универ ­ ситета Ровала-Описто из Ровани- еми Петри Сипари - обратился к м але нь ким «ф иннам» с очень св оеобра зн ой речью ,.. Он ее спел . Н ародной песен кой о ма ­ леньких птенцах в гнезде сорокй , исполненной с большим юмором , гость нед в у смы сле нно пож елал «Лин гве» по с корее об за ве с ти сь соб с тве н ной крыш ей . Т а к как Петри не в первый раз приезжает в эту ш колу и проникся ее бедами и проблем ам и , пожалуй , даже бол ьш е мурманчан , власть им у ­ щих (хотя его дети , в отличие от их, в эту ш колу не ходят), он пре­ красно понимает , что положение уни кал ь ной , ед и н с тв е н н о й не тол ь ко в области , но и в России Школbi сегодня весьма безрадос­ тно . Школа , в которую дети ездят из С евером орс ка , Колы , М урма - шей, которую посещ ает огромное кол и че с тво не эл и та рны х (хотя куда от них денеш ься? ), а обы ч ­ ных детей , школа , где им даю т не просто правильн ое прои знош е - ние, но и аб солю тно свободное , грамотное владение иностранны ­ ми язы ками , ютится сегодня в не ­ с кол ь ки х каб ине тах обы чной общ еобр а зова тел ьной ш колы № 54. А жизнь квартиранта , даже если он исправно платит аренд ­ ную плату, горька и унизительна . Как бы любезны ни были хозяева и ка к бы ни уж им а л и сь в своих vпо тр ебн о с тях кв а р ти р о съ емщ и ­ ки. И вот тут есть один щ е ко тли ­ вый момент. Разговаривая с д и ­ ректором «Лингвы» о проблемах ш колы , я вспом нил а зна ком о го главврача одной из клиник. Когда к нему попадал вы с о ко п о с та в ­ л енны й пациент , то его д о л го «мариновали» в дале кой от ком ­ форта палате в ожидании плано ­ вой операции . (П лановая - нё; экстренная , можно и обож да ть .) А когда облаченны й вла стью больной начинал во зм ущ а ться , то т м удрый главврач тол ь ко вздыхал: «Да хоть сегодня бы мы вас пр ооперир овал и - и р а зв о ­ дил рука м и , - но вот н е за д а ч а : то го нет, это го не хва тае т , з а ­ рпла та хир ур гу не плачена , как бы у него с расстройства рука не дро гнула ...» Знаете , как действовало ! Но безуспеш но говорить с Т и ­ лене на э ту тем у . Хотя у нее и учатся де ти вл а с ть имущ их , Л и ­ лия П етровна ни -ко г-да не см о ­ ж е т сы гра ть на этом об с то я тел ь с тв е - не то т ха р а к ­ тер . Ну хорош о , д ум аю я, есть ведь й еще выход . Ш кола - не го­ сударственная , платная , и стоит лиш ь поднять плату за обучение в д в а -тр и раза , возможно , на ­ копя тся сред с тва об за ве с ти сь крышей над головой? - Ни за что не пойдем на это ! г вновь во зм ущ ае тся Лилия Пет­ ровна . - С е годня роди тели у ч е ­ ника платят деньги , приемлемые для семьи с весьма средним д о ­ статком . Э то д а е т во зм ож ность у ч и т ь с я в наш ей ш коле не д е т ­ кам «н овы х р у с с ки х » , а с п о соб ­ ным ребя тиш кам из сем ей рядовы х рабочих , инж енеров , м еди ков - ко го у годно . Д ля нас сознание того, что школа до ступ ­ на сотням обы чны х малыш ей , очень дорого , мы этим гордимся. А подним ать плату , отл учать их от ш колы и такой ценой обустра ­ ивать себе апар там ен ты - нет, нам эта цена не по карману. ОТ И ПОЛУЧАЕТСЯ, что она об и ва е т пороги чиновни чьи х кабине тов , тратя дра гоценное время, нервы и силы на то, чтобы ты ся ­ чи мурманских детей имели воз­ м ож но сть , попав за рубеж , ч у в ­ с твова ть себя норм альным и людьми из цивилизованной стра ­ ны. А не бе з гл а сным и чур ками , глухими к язы ку , обычаям , тради ­ циям , а стало быть, и к сотрудни ­ че с тв у с соседям и по границе . Она об и ва е т поро ги , а попутно еж едн евно пр о в о д и т м н о го ча со - вые занятия с де тьм и и в зрослы ­ ми. По самым соврем ен ны м методикам , с самыми превосход ­ ными (по признанию иностранных учены х ) результатам и . И несмот ­ р я на свою , по вы р аж е нию с о ­ тр уд н и ков , не чел о в е ч е с кую тр уд о с п о с о б но с ть и ф а н та с ти ­ ческую энергию , несмотря на со ­ гласие чл ен ов ее сем ьи виде ть ее д ом а считанные часы в будни и в праздни ки - все упирае тся в какую -то стену. Та кое ощущение , что уд и ви тел ьна я ш кола , где НАШИ ДЕТИ становятся высоко ­ образованными , цивилизованны ­ ми лю д ьм и , - это ТОЛЬКО ЕЕ ЗАБОТА й ее личная прихоть. Конечно , нам просто повезло . В том , что , даж е заведуя каф ед ­ рой иностранны х язы ков в инсти ­ ту те у соверш е н с тво вания учи телей в свое время , д о ктор на у к Лилия Т илене м учи тельно тосковала по прямому, неопосре ­ дованном у общению с детьми , по во зм ож ности учи ть их я зы ку не через преподава телей , а самой . Нам по ве зло и в том , что не по ­ нятно почем у она - вы п ускница стол ичн ого язы ково го вуз а, дип - лом ница Кембриджа , единствен ­ ная на С еверо -Западе , - вот уже двадца ть с лиш ним л е т преданно лю би т наш заполярный , неласко ­ вый и не комф ор тны й край . Уж кто-кто, а она -то могла прекрасно устроиться работать и в Англии, и в Америке , да хоть где - было бы желание . С ее -то знаниями , зва ­ ниями и до кторской степенью . Не хочет . С чи тае т , что та ких людей , как в М урманске , и та ких од ар е нны х д е те й , ка к у нас , нет нигде. Но все же в одиночку ей дома для «Лингвы» не поднять . Нужна помощь. И эта помощь, о которой я т у т взы ваю , в сущ ности нужна не дире ктору «Лингвы» Тилене , а ее детям . Впрочем , почем у - ее? Нашим ! ■: :

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz