Рыбный Мурман. 1997 г. Март.
СИМФОНИЯ ЦИФР Мурманской судоверфи в этом году ис полнится 73 года. Созданная в 1924 году для ремонта кораблей тралового флота главка «Севоыба» она занимает 38 гекта ров отвоеванной у моря земли, а ее при чалы растянулись на 2 километра. Когда-то здесь работало 8,5 тысячи чело век, предприятию принадлежало 60 тысяч квадратных метров жилья, 8 детских са дов, туристическая и лыжная базы, сана торий-профилакторий, спортклуб и хоккейная школа, санаторий в городе Ни кополе (Украина), на ремонт у причаль ной стенки судоверфи швартовалось ежегодно свыше 400 кораблей промысло вых флотов Северного бассейна. Еще лет десять назад вслед за рапор тами о свершениях ее коллектив исправ но получал первые места в социалистических соревнованиях, регу лярно награждался знаменами и Прочими знаками отличия атрибутов эпохи «разви того застоя» - судоверфь считалась пере довым предприятием Мурманской области. Всё это в прошлом. Через четыре дня, 2 апреля, должно состояться очередное заседание арбит ражного суда, на котором по настоянию городской налоговой инспекции АО «Мурманская судоверфь» могут при знать банкротом - созданное в 1992 году акционерное общество должно в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды свыше 80 миллиардов рублей. Отдать эти деньги без ущерба для производства в ближайшие годы судоверфь не сможет - в активе у нее лишь 27 миллиардов рублей, которые ей, в свою очередь, должны ры бопромысловые флоты за ремонт кораб лей; Отношение к ситуации руководства фирмы-должника простое и понятное: «Если в арбитражном суде нас признают банкротом, т о э то окончательно погу би т старейшее предприятие в городе, - считает генеральный директор АО «Мур манская судоверфь» Владимир Храпов, - и дело даже не в том , ч то пока н е т о т вета на вопросы, где, когда и как будут ремонтировать корабли рыболовецкого флота. Самое главное, ч то о т решения арбитражного суда зависит будущее двух тысяч человек - коллектива судо верфи. Ч то с ними-mo потом будет?». В налоговой инспекции комментиро вать свою позицию отказались, мотиви руя это тем, что точку в затянувшемся разбирательстве - первое арбитражное заседание состоялось еще в июне прошло го года - могут поставить только судьи. Но заметили: «Мы не злодеи. Мы «государевы люди» и пытаемся вернуть в бюджет день ги, которые пойдут на выплату пенсий и зарплаты учителям, врачам и работникам коммунальной службы». КАК ЭЮ ВСЕ СЛУЧИЛОСЬ В начале девяностых, когда незаметно уходила в небытие горбачевская перестройка (пом ните анекдот тех лет: «Что све тит, но не греет? Ответ: прожектор перестройки»), бас сейновое производственное объединение «Севрыба» раздро билось на самостоятельные и, как тогда принято было говорить, работающие на хозрасчетной ос нове подразделения, которые и заложили основу для создания нынешних многочисленных мур манских акционерных обществ, занятых добычей и переработкой рыбы. Центробежные тенденции вку пе с жаждой свободы перекраи вали структуру отношении и внутри предприятий: на базе Мурманской судоверфи было создано шесть акционерных фирм - новоиспеченные «генера лы» примеряли новые мундиры, стряхивая с эполет пыль социа листических понятий «ты - мне, я - тебе, человек человеку - друг, товарищ и брат». Теперь каждый должен был доказать жизнеспо собность; найти свою нишу. В общем, выжить. Формула поведения «каждый за себя» поначалу всем показа лась привлекательной. Но толь ко поначалу: уже к 1995 году бывшие структурные подразде ления судоверфи потеряли при оритетные места на рынке судоремонтных услуг, потеснив шись под натиском плечистых ко операторов. Различные совместные и ма лые предприятия с жадностью пираний набросились на пирог, который облюбовывали и годами лелеяли Для себя специалисты судоверфи. Кооператоры пусти ли в ход все аргументы убежде ния - от низкой цены на услуги до завуалированного подкупа рас порядителей финансов. Я еще в конце восьмидеся ты х , когда только появились первые кооперативы в судоре м онтном бизнесе, говорил, ч то добром э то не кончится, - вспо минает Владимир Храпов, - но мне на бюро горкома сказали, ч то я не совсем правильно пони маю политику партии, заинте ресованной в развитии кооперативного движения. И ч то если я и дальше буду «вы ступать» , т о долго я директо ром не проработаю. Ну и полу чили то , ч то имеем. Конкурен ция хороша только на словах, на деле она нередко мешает рабо т е . Ведь проблема даже не в том , ч то у нас отбираю т зака зы. На самом деле все намного сложнее. В о т посмотрите: мы в нашем ГПТУ много л е т подряд готовили специалистов, ко то рые, отучившись и отслужив в армии, возвращались на завод, мало то го , ч то мы оплатили их обучение, мы строили для них квартиры, для лечения их жен и детей мы закупали оборудова ние в поликлиники и больницы. К том у же потом л е т пять-де- сять их учили приемам мастер ства опытные профессионалы. А теперь представьте, ч то такой специалист уходит в коо ператив. Ведь он уносит с со бой знания и приобретенные у нас социальные блага, которые оплачены нашим заводом. Спра ведливо это? И еще: многочис ленные малые предприятия, как правило, не имеют серьезной производственной базы. Им она и не нужна, достаточно попро си ть рабочего судоверфи, не сколько месяцев нр получающего зарплату, «прине сти» нужную запчасть с рабо ты . У стоя ть перед соблазном быстро заработать м о гут очень и очень немногие. Выгод но т а к рабо та ть кооператору? Конечно. Ведь з а т р а т мало, а прибыль высока. Результат : количество малых предпри ятий, занимающихся судоремон тным бизнесом, р а с т е т день о то дня, сейчас их около 250 в Мурманске. А бывшие государ ственные предприятия (да - мон стры, да - монополисты, но всегда остающиеся оплотом ре шения государственных про блем: устойчивые покупатели рабочей силы, строящие жилье, не скрывающиеся никуда о т нало гообложения) теряю т свои пози ции. Если подсчитать, т о на долю акционерных обществ, не когда являвшихся структурными подразделениями Мурманской су доверфи, приходится теперь только 25 процентов сложивше гося в Мурманск^ рынка судоре монтных услуг, раньше э та цифра была раза в два выше. Конкуренция, естественно, сказалось и на условиях сущес твования нашего предприятияШ С января прошлого года мы ра ботаем себе в убыток и вынуж дены были законсервировать пя ть цехов, еще пять работа ю т вполсилы. На судоверфи рас т е т задолженность по зарпла т е - совсем недавно мы начали выплачивать деньги за декабрь. Получают у нас мало, средняя зарплата по предприятию около миллиона рублей, но к т о бы знал, какой ценой удается нахо дить и э т и деньги - за ремонт судовладельцы расплачиваются с нами рыбой, а т о и просто «в долг» работаем, в надежде, ч то когда-нибудь удастся полу чить с владельцев кораблей за наш труд. Причем о всяких там пени и штрафах даже не заика емся - с нами просто никто т о г да не будет сотрудничать. KTDНЕСПРЯТАЛСЯ ЯНЕВИНПНАТ Проблемы с финансами у АО «Мурманская судоверфь» нача лись не сразу и не вдруг. Еще ког да только заговорили об акционировании предприятия, Владимир Храпов предложил «войти в долю» владельцам ры бопромысловых флотов. Логика его рассуждений была безукориз ненной - в советское время не зря создали структуру, в которой все решения в ценообразова тельной политике на рынке судо ремонтных услуг принимались из расчета стоимости рыбы, су довладельцы без сомнения заин тересованы в том, чтобы их экипажи ловили рыбы больше и быстрее, но для этого нужно постоянно поддерживать суда в должном порядке. Вывод: если флоты будут владеть акциями судоверфи, а судоверфь - акци ями флотов, то все будут заин тересованы в бесперебойной работе друг друга. Однако тогда к его предложению не прислуша лись, хотя цена судоверфи на момент акционирования была, как говорится, смешной - 92 мил лиона рублей. Зато мало кому в то время из вестный банк «Еврокосмос» вы году приобретения акций АО «Мурманская судоверфь» понял быстро. Правдами и неправдами АКБ «Еврокосмос» приобрел 40,2 процента акций создавае мого АО и тут же начал диктовать судоверфи условия. - На меня дважды «наезжали» представители «Еврокосмоса» и пытались З а стави ть «де литься деньгами», - рассказы вает Храпов. - Схема, которую они предлагали, простая. Судо верфь худо-бедно, но зарабаты вает в год 30 миллиардов руб лей, причем около полутора миллиардов рублей на счета АО ежемесячно поступае т «живы ми» деньгами. В о т они и соби рались отправлять часть денег в Москву, на «крутеж», т а к сказать. Они, мол, свою долю иметь 6ydvm и я в накладе не останусь. Я, естественно , отказался и был вынужден напи са ть соответствующ ее заяв ление в правоохранительные органы. Но на этом неприятности не кончились. Имея контрольный пакет акций, банк «Еврокосмос» постоянно блокировал все ре шения, которые могли позво ли ть «Мурманской судоверфи» стабилизировать финансовое положение. Мы намеревались, например, продать часть зда ний и помещений, которые при надлежат нам. Сегодня имущество АО «Мурманская су доверфь» оценивается в 800 миллиардов рублей, причем часть его попросту, ч то назы вается, не работает. Налог на имущество неподъемен, и про дать какую-то часть принад лежащего нам было бы благом для предприятия, помогло бы снизить за тр а ты и цену на наши услуги. Однако наши учре дители, завладевшие кон трольным пакетом акций, нам это го не позволили. Сейчас положение еще боль ше осложнилось: лицензия АКБ «Еврокосмос» отозвана, проще говоря, банка уже не существу е т , но наши акции по-прежне му принадлежат ему. Парадокс, владелец как бы есть и как бы его не т , в результате мы не можем собрать совет директо ров и созвать собрание акционе ров - юридической силы наши решения иметь не будут. Кро ме то го , насколько мне извест но, акциями судоверфи банк «Еврокосмос» хочет распла т и т ь с я с какими-то крими нальными структурами , которым все равно, будет АО «Мурманская судоверфь» сущес тв о в а ть через год или нет. Само собой, э то не может не беспокоить нас. Я считаю, что настало время вмешаться ад министрации области, тем бо лее ч то для это го существуют законные основания - АКБ «Ев рокосмос» является должником бюджета области, и за долги можно взять акции нашего АО. Пробовали «наезжать» на нас и представители местного криминального мира. И тоже утверждали, ч то «делиться придется». Они решили, что я « ч то -то получаю за аренду по мещений судоверфи». Мне при шлось им предложить посчитать, сколько приходится на мою долю. Они счи таю т уже целый год. ПЛАНОВГРПМДДЬЕ Если Храпову удастся спасти АО «Мурманская судоверфь» от банкротства, то он намерен дей ствовать по плану, который от не когда существовавшего плана «Барбаросса» отличается тремя обстоятельствами: он подготов лен через 55 лет, рассчитан на два года и предусматривает пол ное финансовое оздоровление предприятия. - Для изучения опыта работы западноевропейских стран че ты ре специалиста судоверфи прошли в прошлом году обуче ние и стажировку в Бельгии и ФРГ, - объясняет Владимир Хра пов. - По результатам их поезд ки и проработаны оптимальные варианты структурной пере стройки предприятия. Основная причина создав £ шегося положения на пред- приятии - трансформация . рынка судоремонтных услуг, ' следствием которой явилось резкое падение спроса на услуги ремонта из-за сокра щения количественного со става флота и оттока заказов . в мелкие фирмы и за границу. В результате происшед ших изменений огромные основные фонды предпри ятия оказались востребован ными всего на 30 процентов. -.■а.: Налог на имущество, за- , груженное всего на одну треть, отразился, в свою оче редь, 40-процентной нагруз кой на стоимость (цену) /судоремонта. Необходимо произвести консервацию и вывести в за пас основные фонды с оста точной стоимостью 200 миллиардов рублей; выста- > вить на продажу и реализо-': вать неиспользуемое имущество; реализовать из лишние материальные цен ности со складов; взыскать дебиторскую задолженность. В результате этих дейст вий АО «Мурманская судо верфь» намерено высвободить свыше 100 мил лиардов рублей... По расчетам специалис-. тов, эксплуатируемые сегодня промысловые суда должны быть заменены судами с принци- пиально новой техникой и техно логией, : соответствующими уровню развития мирового рыбо- ловства. Сегодня (по данным статистики) 500 промысловых су дов бассейна вылавливают око ло 700 тысяч тонн рыбы, но сырьевые ресурсы позволяют J добывать 1000 тысяч тонн. Эту задачу могут решить 85-90 судов типа «Севрыба-1». Идея й смысл задачи заключается в постепенной замене действую щего сегодня флота на совре менный. Реализация этой программы возможна при нали чии источников финансирования, ставка в расчетах делается на привлечение кредитов иностран ных банков и инвесторов. Пер вые шаги в этом направлении уже сделаны - начато строитель ство шести судов в Германии и четырех - в Дании. Мурманская судоверфь, не смотря на разрушающие произ- Ф водство процессы, пока имеет неоспоримые преимущества пе ред коммерческими структура ми: техническая оснащенность и возможность выполнения техно логически емких работ, без кото рых невозможно осуществить капитальный ремонт судов. Ника кая из создавшихся на рыночной эйфории фирм не выполнит нор мальный плановый ремонт. Проработки пи:• исследования рынка судоремонта до 2001 года показывают, что АО «Мурманская судоверфь» реально может «за хватить» на нем больше половины доли капитального, среднего и до кового ремонта судов. Пока этотолько проекты, но на столько ощутимо реальные, что хочется все «потрогать руками». Итак, через четыре дня должно состояться заседание арбитраж ного суда, на котором будет пос тавлена точка в с- приговоре «казнить нельзя помиловать». Сергей ГОРСКИЙ. № 13 28 марта - 3 апреля 1997 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz