Рыбный Мурман. 1997 г. Март.

СИМФОНИЯ ЦИФР Мурманской судоверфи в этом году ис­ полнится 73 года. Созданная в 1924 году для ремонта кораблей тралового флота главка «Севоыба» она занимает 38 гекта­ ров отвоеванной у моря земли, а ее при­ чалы растянулись на 2 километра. Когда-то здесь работало 8,5 тысячи чело­ век, предприятию принадлежало 60 тысяч квадратных метров жилья, 8 детских са­ дов, туристическая и лыжная базы, сана­ торий-профилакторий, спортклуб и хоккейная школа, санаторий в городе Ни­ кополе (Украина), на ремонт у причаль­ ной стенки судоверфи швартовалось ежегодно свыше 400 кораблей промысло­ вых флотов Северного бассейна. Еще лет десять назад вслед за рапор­ тами о свершениях ее коллектив исправ­ но получал первые места в социалистических соревнованиях, регу­ лярно награждался знаменами и Прочими знаками отличия атрибутов эпохи «разви­ того застоя» - судоверфь считалась пере­ довым предприятием Мурманской области. Всё это в прошлом. Через четыре дня, 2 апреля, должно состояться очередное заседание арбит­ ражного суда, на котором по настоянию городской налоговой инспекции АО «Мурманская судоверфь» могут при­ знать банкротом - созданное в 1992 году акционерное общество должно в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды свыше 80 миллиардов рублей. Отдать эти деньги без ущерба для производства в ближайшие годы судоверфь не сможет - в активе у нее лишь 27 миллиардов рублей, которые ей, в свою очередь, должны ры­ бопромысловые флоты за ремонт кораб­ лей; Отношение к ситуации руководства фирмы-должника простое и понятное: «Если в арбитражном суде нас признают банкротом, т о э то окончательно погу­ би т старейшее предприятие в городе, - считает генеральный директор АО «Мур­ манская судоверфь» Владимир Храпов, - и дело даже не в том , ч то пока н е т о т ­ вета на вопросы, где, когда и как будут ремонтировать корабли рыболовецкого флота. Самое главное, ч то о т решения арбитражного суда зависит будущее двух тысяч человек - коллектива судо­ верфи. Ч то с ними-mo потом будет?». В налоговой инспекции комментиро­ вать свою позицию отказались, мотиви­ руя это тем, что точку в затянувшемся разбирательстве - первое арбитражное заседание состоялось еще в июне прошло­ го года - могут поставить только судьи. Но заметили: «Мы не злодеи. Мы «государевы люди» и пытаемся вернуть в бюджет день­ ги, которые пойдут на выплату пенсий и зарплаты учителям, врачам и работникам коммунальной службы». КАК ЭЮ ВСЕ СЛУЧИЛОСЬ В начале девяностых, когда незаметно уходила в небытие горбачевская перестройка (пом­ ните анекдот тех лет: «Что све­ тит, но не греет? Ответ: прожектор перестройки»), бас­ сейновое производственное объединение «Севрыба» раздро­ билось на самостоятельные и, как тогда принято было говорить, работающие на хозрасчетной ос­ нове подразделения, которые и заложили основу для создания нынешних многочисленных мур­ манских акционерных обществ, занятых добычей и переработкой рыбы. Центробежные тенденции вку­ пе с жаждой свободы перекраи­ вали структуру отношении и внутри предприятий: на базе Мурманской судоверфи было создано шесть акционерных фирм - новоиспеченные «генера­ лы» примеряли новые мундиры, стряхивая с эполет пыль социа­ листических понятий «ты - мне, я - тебе, человек человеку - друг, товарищ и брат». Теперь каждый должен был доказать жизнеспо­ собность; найти свою нишу. В общем, выжить. Формула поведения «каждый за себя» поначалу всем показа­ лась привлекательной. Но толь­ ко поначалу: уже к 1995 году бывшие структурные подразде­ ления судоверфи потеряли при­ оритетные места на рынке судоремонтных услуг, потеснив­ шись под натиском плечистых ко­ операторов. Различные совместные и ма­ лые предприятия с жадностью пираний набросились на пирог, который облюбовывали и годами лелеяли Для себя специалисты судоверфи. Кооператоры пусти­ ли в ход все аргументы убежде­ ния - от низкой цены на услуги до завуалированного подкупа рас­ порядителей финансов. Я еще в конце восьмидеся­ ты х , когда только появились первые кооперативы в судоре­ м онтном бизнесе, говорил, ч то добром э то не кончится, - вспо­ минает Владимир Храпов, - но мне на бюро горкома сказали, ч то я не совсем правильно пони­ маю политику партии, заинте­ ресованной в развитии кооперативного движения. И ч то если я и дальше буду «вы­ ступать» , т о долго я директо­ ром не проработаю. Ну и полу­ чили то , ч то имеем. Конкурен­ ция хороша только на словах, на деле она нередко мешает рабо­ т е . Ведь проблема даже не в том , ч то у нас отбираю т зака­ зы. На самом деле все намного сложнее. В о т посмотрите: мы в нашем ГПТУ много л е т подряд готовили специалистов, ко то ­ рые, отучившись и отслужив в армии, возвращались на завод, мало то го , ч то мы оплатили их обучение, мы строили для них квартиры, для лечения их жен и детей мы закупали оборудова­ ние в поликлиники и больницы. К том у же потом л е т пять-де- сять их учили приемам мастер­ ства опытные профессионалы. А теперь представьте, ч то такой специалист уходит в коо­ ператив. Ведь он уносит с со­ бой знания и приобретенные у нас социальные блага, которые оплачены нашим заводом. Спра­ ведливо это? И еще: многочис­ ленные малые предприятия, как правило, не имеют серьезной производственной базы. Им она и не нужна, достаточно попро­ си ть рабочего судоверфи, не­ сколько месяцев нр получающего зарплату, «прине­ сти» нужную запчасть с рабо­ ты . У стоя ть перед соблазном быстро заработать м о гут очень и очень немногие. Выгод­ но т а к рабо та ть кооператору? Конечно. Ведь з а т р а т мало, а прибыль высока. Результат : количество малых предпри­ ятий, занимающихся судоремон­ тным бизнесом, р а с т е т день о то дня, сейчас их около 250 в Мурманске. А бывшие государ­ ственные предприятия (да - мон­ стры, да - монополисты, но всегда остающиеся оплотом ре­ шения государственных про­ блем: устойчивые покупатели рабочей силы, строящие жилье, не скрывающиеся никуда о т нало­ гообложения) теряю т свои пози­ ции. Если подсчитать, т о на долю акционерных обществ, не­ когда являвшихся структурными подразделениями Мурманской су­ доверфи, приходится теперь только 25 процентов сложивше­ гося в Мурманск^ рынка судоре­ монтных услуг, раньше э та цифра была раза в два выше. Конкуренция, естественно, сказалось и на условиях сущес­ твования нашего предприятияШ С января прошлого года мы ра­ ботаем себе в убыток и вынуж­ дены были законсервировать пя ть цехов, еще пять работа­ ю т вполсилы. На судоверфи рас­ т е т задолженность по зарпла­ т е - совсем недавно мы начали выплачивать деньги за декабрь. Получают у нас мало, средняя зарплата по предприятию около миллиона рублей, но к т о бы знал, какой ценой удается нахо­ дить и э т и деньги - за ремонт судовладельцы расплачиваются с нами рыбой, а т о и просто «в долг» работаем, в надежде, ч то когда-нибудь удастся полу­ чить с владельцев кораблей за наш труд. Причем о всяких там пени и штрафах даже не заика­ емся - с нами просто никто т о г ­ да не будет сотрудничать. KTDНЕСПРЯТАЛСЯ ЯНЕВИНПНАТ Проблемы с финансами у АО «Мурманская судоверфь» нача­ лись не сразу и не вдруг. Еще ког­ да только заговорили об акционировании предприятия, Владимир Храпов предложил «войти в долю» владельцам ры­ бопромысловых флотов. Логика его рассуждений была безукориз­ ненной - в советское время не зря создали структуру, в которой все решения в ценообразова­ тельной политике на рынке судо­ ремонтных услуг принимались из расчета стоимости рыбы, су­ довладельцы без сомнения заин­ тересованы в том, чтобы их экипажи ловили рыбы больше и быстрее, но для этого нужно постоянно поддерживать суда в должном порядке. Вывод: если флоты будут владеть акциями судоверфи, а судоверфь - акци­ ями флотов, то все будут заин­ тересованы в бесперебойной работе друг друга. Однако тогда к его предложению не прислуша­ лись, хотя цена судоверфи на момент акционирования была, как говорится, смешной - 92 мил­ лиона рублей. Зато мало кому в то время из­ вестный банк «Еврокосмос» вы­ году приобретения акций АО «Мурманская судоверфь» понял быстро. Правдами и неправдами АКБ «Еврокосмос» приобрел 40,2 процента акций создавае­ мого АО и тут же начал диктовать судоверфи условия. - На меня дважды «наезжали» представители «Еврокосмоса» и пытались З а стави ть «де­ литься деньгами», - рассказы­ вает Храпов. - Схема, которую они предлагали, простая. Судо­ верфь худо-бедно, но зарабаты­ вает в год 30 миллиардов руб­ лей, причем около полутора миллиардов рублей на счета АО ежемесячно поступае т «живы­ ми» деньгами. В о т они и соби­ рались отправлять часть денег в Москву, на «крутеж», т а к сказать. Они, мол, свою долю иметь 6ydvm и я в накладе не останусь. Я, естественно , отказался и был вынужден напи­ са ть соответствующ ее заяв­ ление в правоохранительные органы. Но на этом неприятности не кончились. Имея контрольный пакет акций, банк «Еврокосмос» постоянно блокировал все ре­ шения, которые могли позво­ ли ть «Мурманской судоверфи» стабилизировать финансовое положение. Мы намеревались, например, продать часть зда­ ний и помещений, которые при­ надлежат нам. Сегодня имущество АО «Мурманская су­ доверфь» оценивается в 800 миллиардов рублей, причем часть его попросту, ч то назы­ вается, не работает. Налог на имущество неподъемен, и про­ дать какую-то часть принад­ лежащего нам было бы благом для предприятия, помогло бы снизить за тр а ты и цену на наши услуги. Однако наши учре­ дители, завладевшие кон­ трольным пакетом акций, нам это го не позволили. Сейчас положение еще боль­ ше осложнилось: лицензия АКБ «Еврокосмос» отозвана, проще говоря, банка уже не существу­ е т , но наши акции по-прежне­ му принадлежат ему. Парадокс, владелец как бы есть и как бы его не т , в результате мы не можем собрать совет директо­ ров и созвать собрание акционе­ ров - юридической силы наши решения иметь не будут. Кро­ ме то го , насколько мне извест­ но, акциями судоверфи банк «Еврокосмос» хочет распла­ т и т ь с я с какими-то крими­ нальными структурами , которым все равно, будет АО «Мурманская судоверфь» сущес­ тв о в а ть через год или нет. Само собой, э то не может не беспокоить нас. Я считаю, что настало время вмешаться ад­ министрации области, тем бо­ лее ч то для это го существуют законные основания - АКБ «Ев­ рокосмос» является должником бюджета области, и за долги можно взять акции нашего АО. Пробовали «наезжать» на нас и представители местного криминального мира. И тоже утверждали, ч то «делиться придется». Они решили, что я « ч то -то получаю за аренду по­ мещений судоверфи». Мне при­ шлось им предложить посчитать, сколько приходится на мою долю. Они счи таю т уже целый год. ПЛАНОВГРПМДДЬЕ Если Храпову удастся спасти АО «Мурманская судоверфь» от банкротства, то он намерен дей­ ствовать по плану, который от не­ когда существовавшего плана «Барбаросса» отличается тремя обстоятельствами: он подготов­ лен через 55 лет, рассчитан на два года и предусматривает пол­ ное финансовое оздоровление предприятия. - Для изучения опыта работы западноевропейских стран че­ ты ре специалиста судоверфи прошли в прошлом году обуче­ ние и стажировку в Бельгии и ФРГ, - объясняет Владимир Хра­ пов. - По результатам их поезд­ ки и проработаны оптимальные варианты структурной пере­ стройки предприятия. Основная причина создав £ шегося положения на пред- приятии - трансформация . рынка судоремонтных услуг, ' следствием которой явилось резкое падение спроса на услуги ремонта из-за сокра­ щения количественного со­ става флота и оттока заказов . в мелкие фирмы и за границу. В результате происшед­ ших изменений огромные основные фонды предпри­ ятия оказались востребован­ ными всего на 30 процентов. -.■а.: Налог на имущество, за- , груженное всего на одну треть, отразился, в свою оче­ редь, 40-процентной нагруз­ кой на стоимость (цену) /судоремонта. Необходимо произвести консервацию и вывести в за­ пас основные фонды с оста­ точной стоимостью 200 миллиардов рублей; выста- > вить на продажу и реализо-': вать неиспользуемое имущество; реализовать из­ лишние материальные цен­ ности со складов; взыскать дебиторскую задолженность. В результате этих дейст­ вий АО «Мурманская судо­ верфь» намерено высвободить свыше 100 мил­ лиардов рублей... По расчетам специалис-. тов, эксплуатируемые сегодня промысловые суда должны быть заменены судами с принци- пиально новой техникой и техно­ логией, : соответствующими уровню развития мирового рыбо- ловства. Сегодня (по данным статистики) 500 промысловых су­ дов бассейна вылавливают око­ ло 700 тысяч тонн рыбы, но сырьевые ресурсы позволяют J добывать 1000 тысяч тонн. Эту задачу могут решить 85-90 судов типа «Севрыба-1». Идея й смысл задачи заключается в постепенной замене действую­ щего сегодня флота на совре­ менный. Реализация этой программы возможна при нали­ чии источников финансирования, ставка в расчетах делается на привлечение кредитов иностран­ ных банков и инвесторов. Пер­ вые шаги в этом направлении уже сделаны - начато строитель­ ство шести судов в Германии и четырех - в Дании. Мурманская судоверфь, не­ смотря на разрушающие произ- Ф водство процессы, пока имеет неоспоримые преимущества пе­ ред коммерческими структура­ ми: техническая оснащенность и возможность выполнения техно­ логически емких работ, без кото­ рых невозможно осуществить капитальный ремонт судов. Ника­ кая из создавшихся на рыночной эйфории фирм не выполнит нор­ мальный плановый ремонт. Проработки пи:• исследования рынка судоремонта до 2001 года показывают, что АО «Мурманская судоверфь» реально может «за­ хватить» на нем больше половины доли капитального, среднего и до­ кового ремонта судов. Пока этотолько проекты, но на­ столько ощутимо реальные, что хочется все «потрогать руками». Итак, через четыре дня должно состояться заседание арбитраж­ ного суда, на котором будет пос­ тавлена точка в с- приговоре «казнить нельзя помиловать». Сергей ГОРСКИЙ. № 13 28 марта - 3 апреля 1997 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz