Рыбный Мурман. 1997 г. Март.
~ СЧИТАЕТ ПЕДАГОГ ^ t ts tp u m u p i/K u n ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОАЫ ЛЮД МИЛА К А Р Ц Е В А . В своем коллективе она одной из пер вых предложила идею обучения детей эстрадному музицированию. Со време нем эта задумка вошла в практику и «вылилась» в оригинальное методичес кое пособие. Людмила Григорьевна ус пешно представила его на областных курсах повышения квалификации пре подавателей фортепианных отделов и школ искусств. Авторская методика Людмилы Карце вой - итог многолетнего творческого поиска. А началось все с того, что... учитель, отдавший детям немало сил и лет, однажды в душе восстал против ру тины повседневности. Как научить ре бенка играть надоевшие гаммы вдохновенно, ярко и в то же время гра мотно? Как привнести элементы твор чества в трудоемкий и утомительный процесс, каким является по сути любая учеба? Ответы на эти вопросы рожда лись в муках. Их подсказала жизнь. Известно, что большинство выпускни ков детских музыкальных школ за ред ким исключением после сдачи аттестационных экзаменов нечасто при касаются к клавишам. Понятно, что гам мы быстро забываются, а ноты теряются, и через несколько лет только присутствие в доме пианино напоминает о том, что «дите» окончило музыкаль ную школу. Точнее, отучилось; А что осталось? Ничего. Если ваш сын или дочь приучены играть только по нотам. Если без них не могут правильно взять два-три аккорда. Другое дело, если у ребенка в процессе учебы привиты опре деленные творческие навыки и он в со стоянии самостоятельно по слуху подобрать любую мелодию. Для самоутверждения это немаловаж но. Ведь в любом дружеском кругу му зыкант всегда в центре внимания. Просто «душа» компании. Ну как не вспомнить добром родную школу! Встречая на улицах города своих быв ших учеников, не сделавших музыку своей профессией, Людмила Григорьев на поняла, что музыка тем не менее про чно вошла в их жизнь. Во многом благодаря урокам эстрадного музициро вания. ч , . • V"'-- Кстати, в школьную программу они не входят. Да и вообще нигде в области, кроме Североморской ДМШ, еще не практикуются в таком объеме. Занятия идут факультативно, и посещают их на иболее способные, склонные к творчес тву ребята. Из числа тех, кто любит петь и сочинять «свою» мелодию. Причем родители за эти дополнительные уроки не платят ничего, кроме установленных 70 тысяч рублей в месяц. То есть дети получают бесплатный факультатив от школы как бы в поощрение за талантли вость и любовь к искусству. В группе Людмилы Григорьевны 13 человек, в основном старшеклассники. Двигаясь традиционным путем от про стого к сложному, главное внимание она уделяет изучению мира гармонии, точ нее гармонических формул. Да, именно формул, как в математике. Ведь музыка, как любое искусство и наука, живут и развиваются по своим законам. И с по мощью определенных формул ученики вместе с преподавателем решают какую- то конкретную эстрадную задачу. Важно не тодько чувствовать гармо нии, но и, как бы пропустив их через свое творческое «я», научиться свооод- но оперировать этими категориями. Без чего, по мнению учителя, немыслимо владение инструментом. Педагог же своим участием в уроках привносит личное творчество, предостав ляя детям собственную трактовку како го-нибудь произведения. Например, они сочиняют музыку на прекрасные стихи Гарсиа Лорки, Эдуарда Межелайтиса, Алексея Толстого, Ивана Бунина. Им нравится подбирать музыку из реперту ара популярных певцов. По сути речь идет об аранжировке различных произ ведений . Учитывая пожелания учени ков ,. педагог берется за самые смелые эксперименты с музыкальными инстру ментами. Например, отважилась на уни кальную обработку классического репертуара с использованием трех ин струментов - двух роялей и одного пиа нино. Трое учеников одновременно исполняли произведения Баха, Римско го-Корсакова, романс Вертинского. При этом один инструмент нес на себе на грузку ударной установки й задавал ритм, второй - заполнял гармонические звучания, а третий - солировал. Полу чился доморощенный ансамбль, выступ ление, которое было встречено на районном фестивале на «бис». Нотный текст его зафиксирован не был. Дело в том, что юные композито ры, усвоив формулы и гармонические блоки произведений, фантазировали на их основе. Это и есть свободная импро визация на заданную тему. А в ней боль шую роль играют вдохновение и душевный настрой музыканта. Конечно, это неуловимые состояния. Как тонкие движения души, как творческий полет... Искусству аранжировки классики и современных эстрадных песен ребята учатся с большим удовольствием. С по сещаемостью нет проблем. В классе Людмилы Григорьевны немало ученикор*, - непременных участников всех школь-*" ных концертов и показательных выступ лений. Семиклассница Катя Никуленкова - одна из них. Независимо от того, кем станут в жизни Катя и ее подруги по классу эстрадного музициро вания Инна Биоик, Лера Гурьянова, Аня Шестопалова и другие, игра для себя, как отдых для души, и уроки кол лективного творчества не пройдут бес следно. Как уроки, возвышающие личность и обогащающие ее талантом педагога. В Североморской детской музыкаль ной школе у Людмилы Карцевой нема ло последователей. Думается, скоро они появятся и за пределами Североморска - ведь новая методика обучения реко мендована для распространения в Мур манской области. На снимках: преподаватель Северо морской детской музыкальной школы Людмила Карцева и ее воспитанники. Фото Юрия КЛЕКОВКИНА. К О Н Т Р А К Т Крупнейший в Мурманской области судоремонтный завод ВМФ «Севморпуть» сегодня ра ботает в пол силы. Квэтому со стоянию предприятие привели типичные обстоятельства: с одной стороны, отсутствие средств на судоремонт у ВМФ и Министерства обороны в це лом, с другой - отсутствие за казчиков на стороне, вне рамок военного ведомства. Недозагруженность произ водственных мощностей отра жается прежде всего на кошельках рабочих. Им начис ляют зарплату по «простойным листкам», то есть две трети та рифа. До выплаты же дело чаще всего не доходит. Как и на других предприятиях «оборон ки», зарплату на «Севморпути» не платят по полгода. В этой, можно сказать, рево люционной ситуации, когда «вер хи не могут, а низы не хотят», руководство «Севморпути» пус тилось на поиски зарубежного заказчика. И нашло его. Уже ве лись переговоры о подписании контракта с ГК «Росвооруже ние». Но когда экономисты свели дебит с кредитом, то, наверное, прослезились. Выяснилось, что перечисляемых «Севморпути» в результате его внешнеэкономи ческой деятельности средств не хватит даже на выполнение эк спортного заказа, не говоря уж о получении прибыли. Все дело в одном маленьком пунктике инструкции, в соответ ствии с которым валютные сред ства, поступаемые : от иностранных заказчиков, должны зачисляться на счет Главного управления международного во енного строительства, а уж оно распределяет всем сестрам по серьгам. Заводу достается всего лишь 50% от суммы контракта. Бюджеты всех уровней, пенсион ный фонд, дорожный и другие тоже «отщипнут» от перечислен ной суммы свою немаленькую долю, забывая при этом, что од ному мужику семь генералов не прокормить. После «ощипыва ния» у предприятия остаются жалкие крохи, которых не хвата ет рассчитаться с поставщиками, контрагентами, не говоря уж о собственных рабочих. Вот поче му приходится отказываться от контракта, который, на первый взгляд, сулил немалую выгоду. В итоге завод - без заказов, рабо чие - без зарплаты, казна - без налогов. Переписка на эту тему руко водства «Севморпути» и адми нистрации Мурманской области со столичными чиновниками ве дется не прерываясь. В одном из последних писем председателю правительства Виктору Черно мырдину глава администрации Мурманской области Юрий Евдо кимов среди прочего просит от менить действие упомянутой инструкции по отношению к «Севморпути», а также погасить судоремонтным заводам ^Мур манской области задолженность по зарплате за 1996 год в разме ре 124,8 млрд. рублей. Ответ на это письмо еще идет. А вот на запрос Комитета по обо роне в Министерстве финансов о предоставлении предприятиям Минобороны отсрочки по уплате задолженностей по налогам в федеральный бюджет ответ уже получен... отрицательный. Объяснение простое: предпри ятия Минобороны не вошли в перечень «льготных» в соот ветствии с указом президента от 8 мая-прошлого года. С этим можно соглашаться и не соглашаться. Если завод не получает «живых» денег за вы полненные заказы ВМФ, это оз начает лишь одно - госбюджет сам задерживает или срывает финансирование военного ве домства, отчего оно, в свою очередь, не может рассчитать ся за судоремонт. Но в таком случае не будет ли разумнее создать условия судоремонтно му заводу, при которых он смо жет получать прибыль и платить налоги? Впрочем, та кие условия нужны всем, кто хочет, мржет и умеет работать: Но нашему экономичёскому со знанию, похоже, ещё далеко до осмысления этой простой исти ны. ;■, ; .:■■' . , ч ч Ал ексе й ПА ВЛОВ № 10 7 - 13 марта 1997 года 7 )
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz