Рыбный Мурман. 1997 г. Март.

~ СЧИТАЕТ ПЕДАГОГ ^ t ts tp u m u p i/K u n ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОАЫ ЛЮД­ МИЛА К А Р Ц Е В А . В своем коллективе она одной из пер­ вых предложила идею обучения детей эстрадному музицированию. Со време­ нем эта задумка вошла в практику и «вылилась» в оригинальное методичес­ кое пособие. Людмила Григорьевна ус­ пешно представила его на областных курсах повышения квалификации пре­ подавателей фортепианных отделов и школ искусств. Авторская методика Людмилы Карце­ вой - итог многолетнего творческого поиска. А началось все с того, что... учитель, отдавший детям немало сил и лет, однажды в душе восстал против ру­ тины повседневности. Как научить ре­ бенка играть надоевшие гаммы вдохновенно, ярко и в то же время гра­ мотно? Как привнести элементы твор­ чества в трудоемкий и утомительный процесс, каким является по сути любая учеба? Ответы на эти вопросы рожда­ лись в муках. Их подсказала жизнь. Известно, что большинство выпускни­ ков детских музыкальных школ за ред­ ким исключением после сдачи аттестационных экзаменов нечасто при­ касаются к клавишам. Понятно, что гам­ мы быстро забываются, а ноты теряются, и через несколько лет только присутствие в доме пианино напоминает о том, что «дите» окончило музыкаль­ ную школу. Точнее, отучилось; А что осталось? Ничего. Если ваш сын или дочь приучены играть только по нотам. Если без них не могут правильно взять два-три аккорда. Другое дело, если у ребенка в процессе учебы привиты опре­ деленные творческие навыки и он в со­ стоянии самостоятельно по слуху подобрать любую мелодию. Для самоутверждения это немаловаж­ но. Ведь в любом дружеском кругу му­ зыкант всегда в центре внимания. Просто «душа» компании. Ну как не вспомнить добром родную школу! Встречая на улицах города своих быв­ ших учеников, не сделавших музыку своей профессией, Людмила Григорьев­ на поняла, что музыка тем не менее про­ чно вошла в их жизнь. Во многом благодаря урокам эстрадного музициро­ вания. ч , . • V"'-- Кстати, в школьную программу они не входят. Да и вообще нигде в области, кроме Североморской ДМШ, еще не практикуются в таком объеме. Занятия идут факультативно, и посещают их на­ иболее способные, склонные к творчес­ тву ребята. Из числа тех, кто любит петь и сочинять «свою» мелодию. Причем родители за эти дополнительные уроки не платят ничего, кроме установленных 70 тысяч рублей в месяц. То есть дети получают бесплатный факультатив от школы как бы в поощрение за талантли­ вость и любовь к искусству. В группе Людмилы Григорьевны 13 человек, в основном старшеклассники. Двигаясь традиционным путем от про­ стого к сложному, главное внимание она уделяет изучению мира гармонии, точ­ нее гармонических формул. Да, именно формул, как в математике. Ведь музыка, как любое искусство и наука, живут и развиваются по своим законам. И с по­ мощью определенных формул ученики вместе с преподавателем решают какую- то конкретную эстрадную задачу. Важно не тодько чувствовать гармо­ нии, но и, как бы пропустив их через свое творческое «я», научиться свооод- но оперировать этими категориями. Без чего, по мнению учителя, немыслимо владение инструментом. Педагог же своим участием в уроках привносит личное творчество, предостав­ ляя детям собственную трактовку како­ го-нибудь произведения. Например, они сочиняют музыку на прекрасные стихи Гарсиа Лорки, Эдуарда Межелайтиса, Алексея Толстого, Ивана Бунина. Им нравится подбирать музыку из реперту­ ара популярных певцов. По сути речь идет об аранжировке различных произ­ ведений . Учитывая пожелания учени­ ков ,. педагог берется за самые смелые эксперименты с музыкальными инстру­ ментами. Например, отважилась на уни­ кальную обработку классического репертуара с использованием трех ин­ струментов - двух роялей и одного пиа­ нино. Трое учеников одновременно исполняли произведения Баха, Римско­ го-Корсакова, романс Вертинского. При этом один инструмент нес на себе на­ грузку ударной установки й задавал ритм, второй - заполнял гармонические звучания, а третий - солировал. Полу­ чился доморощенный ансамбль, выступ­ ление, которое было встречено на районном фестивале на «бис». Нотный текст его зафиксирован не был. Дело в том, что юные композито­ ры, усвоив формулы и гармонические блоки произведений, фантазировали на их основе. Это и есть свободная импро­ визация на заданную тему. А в ней боль­ шую роль играют вдохновение и душевный настрой музыканта. Конечно, это неуловимые состояния. Как тонкие движения души, как творческий полет... Искусству аранжировки классики и современных эстрадных песен ребята учатся с большим удовольствием. С по­ сещаемостью нет проблем. В классе Людмилы Григорьевны немало ученикор*, - непременных участников всех школь-*" ных концертов и показательных выступ­ лений. Семиклассница Катя Никуленкова - одна из них. Независимо от того, кем станут в жизни Катя и ее подруги по классу эстрадного музициро­ вания Инна Биоик, Лера Гурьянова, Аня Шестопалова и другие, игра для себя, как отдых для души, и уроки кол­ лективного творчества не пройдут бес­ следно. Как уроки, возвышающие личность и обогащающие ее талантом педагога. В Североморской детской музыкаль­ ной школе у Людмилы Карцевой нема­ ло последователей. Думается, скоро они появятся и за пределами Североморска - ведь новая методика обучения реко­ мендована для распространения в Мур­ манской области. На снимках: преподаватель Северо­ морской детской музыкальной школы Людмила Карцева и ее воспитанники. Фото Юрия КЛЕКОВКИНА. К О Н Т Р А К Т Крупнейший в Мурманской области судоремонтный завод ВМФ «Севморпуть» сегодня ра­ ботает в пол силы. Квэтому со­ стоянию предприятие привели типичные обстоятельства: с одной стороны, отсутствие средств на судоремонт у ВМФ и Министерства обороны в це­ лом, с другой - отсутствие за­ казчиков на стороне, вне рамок военного ведомства. Недозагруженность произ­ водственных мощностей отра­ жается прежде всего на кошельках рабочих. Им начис­ ляют зарплату по «простойным листкам», то есть две трети та­ рифа. До выплаты же дело чаще всего не доходит. Как и на других предприятиях «оборон­ ки», зарплату на «Севморпути» не платят по полгода. В этой, можно сказать, рево­ люционной ситуации, когда «вер­ хи не могут, а низы не хотят», руководство «Севморпути» пус­ тилось на поиски зарубежного заказчика. И нашло его. Уже ве­ лись переговоры о подписании контракта с ГК «Росвооруже­ ние». Но когда экономисты свели дебит с кредитом, то, наверное, прослезились. Выяснилось, что перечисляемых «Севморпути» в результате его внешнеэкономи­ ческой деятельности средств не хватит даже на выполнение эк­ спортного заказа, не говоря уж о получении прибыли. Все дело в одном маленьком пунктике инструкции, в соответ­ ствии с которым валютные сред­ ства, поступаемые : от иностранных заказчиков, должны зачисляться на счет Главного управления международного во­ енного строительства, а уж оно распределяет всем сестрам по серьгам. Заводу достается всего лишь 50% от суммы контракта. Бюджеты всех уровней, пенсион­ ный фонд, дорожный и другие тоже «отщипнут» от перечислен­ ной суммы свою немаленькую долю, забывая при этом, что од­ ному мужику семь генералов не прокормить. После «ощипыва­ ния» у предприятия остаются жалкие крохи, которых не хвата­ ет рассчитаться с поставщиками, контрагентами, не говоря уж о собственных рабочих. Вот поче­ му приходится отказываться от контракта, который, на первый взгляд, сулил немалую выгоду. В итоге завод - без заказов, рабо­ чие - без зарплаты, казна - без налогов. Переписка на эту тему руко­ водства «Севморпути» и адми­ нистрации Мурманской области со столичными чиновниками ве­ дется не прерываясь. В одном из последних писем председателю правительства Виктору Черно­ мырдину глава администрации Мурманской области Юрий Евдо­ кимов среди прочего просит от­ менить действие упомянутой инструкции по отношению к «Севморпути», а также погасить судоремонтным заводам ^Мур­ манской области задолженность по зарплате за 1996 год в разме­ ре 124,8 млрд. рублей. Ответ на это письмо еще идет. А вот на запрос Комитета по обо­ роне в Министерстве финансов о предоставлении предприятиям Минобороны отсрочки по уплате задолженностей по налогам в федеральный бюджет ответ уже получен... отрицательный. Объяснение простое: предпри­ ятия Минобороны не вошли в перечень «льготных» в соот­ ветствии с указом президента от 8 мая-прошлого года. С этим можно соглашаться и не соглашаться. Если завод не получает «живых» денег за вы­ полненные заказы ВМФ, это оз­ начает лишь одно - госбюджет сам задерживает или срывает финансирование военного ве­ домства, отчего оно, в свою очередь, не может рассчитать­ ся за судоремонт. Но в таком случае не будет ли разумнее создать условия судоремонтно­ му заводу, при которых он смо­ жет получать прибыль и платить налоги? Впрочем, та­ кие условия нужны всем, кто хочет, мржет и умеет работать: Но нашему экономичёскому со­ знанию, похоже, ещё далеко до осмысления этой простой исти­ ны. ;■, ; .:■■' . , ч ч Ал ексе й ПА ВЛОВ № 10 7 - 13 марта 1997 года 7 )

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz