Рыбный Мурман. 1997 г. Март.

ЗАВЕРШАЯ ТЕМУ РШАМНО-ИНФОРМАЦИОННМ ПРШЖШВ Инна БЕРЕЗЮК В прошлом номере «РМ» по настоянию проф сою зно го комитета Мурманского тралового ф та мы оп убли ко вали его пи сьм о в Госдуму и Правительство России по по вод у «нарушен прав моряков , работающ их в оффш орны х компаниях . Перед этой публи кацией «РМ» в д номерах инф ормировал читателей о том , что компании «Дельфин» и «Атлас» дали возм ность ф лоту сохранить крупнотоннажный флот, обеспечить нескольким ты сячам моряков боту и неплохой заработок. ш внш л ьн и ка '• рыбный мурман МНЕНИЕ Михаил ЛУКАШЕВИЧ, к а п и т а н О АО «М ТФ » , у ; - ^ Как лицо, явно заинтересован­ ное в скорейшем разрешении во­ проса о социальных гарантиях для работников ОАО «МТФ», давших согласие работать в оф­ фшорных компаниях «Дельфин» и «Атлас» (дочерние предприятия ОАО «МТФ»), я внимательно слежу за развитием событий во­ круг него. Дело в том, что в лю­ бой момент каждый из работников плавсостава ОАО «МТФ», в том числе и я, может оказаться в подобной ситуации. Она же, ситуация, во многом, мягко выражаясь, не только не­ определенная в этом плане, но и двусмысленная. Отдавая дань уважения сме­ лости и настойчивости профкома ОАО «МТФ» в деле защиты прав и интересов трудящихся (письмо профкома ОАО «МТФ», опубли­ кованное на страницах «РМ» Jsfg 11 от 14.03.97 г.), необходимо отметить, что проблема действи­ т е л ь н о существует и ее надо ре­ шать. Д Парень устраивается сторо­ жем на оптовую базу. Ему объяс­ няют: : - Здесь у нас хранится черная икрйу здесь - красная , здесь семга, палтус, там - треска... Он молча слушает. - А вы что. не хотите узнать, какая у вас будет зарплата? - Как? У вас тут еще что-то платят?! ’ Стенограмма (в сокращении) встречи экипажа БАТ «Капитан Маклаков» с помощником гене­ ра л ьно го дир е ктор а М урман ­ с ко го тр а л о в о го флота Растямом НАДЫРОВЫМ, депу ­ татом областной Д умы Влади ­ миром ТЮРИНЫМ, предста - ви телями проф ком а флота * А натолием КРЕПКИХ и А л е к ­ сандром ГРУДИНЫМ, старшим и н спе ктор ом отдела кадров флота Николаем ДЮПИНЫМ. НАДЫРОВ: - Благодарю эки­ паж за хорошую работу. Нет ли у вас претензии к руководству ком­ пании? МОРЯКИ: - Н е т , Капитан судна Сергей ШЕВ­ ЧЕНКО: - Ни разу ко н тр а к т не был нарушен, не было проблем ни с продуктами, ни со снабже­ нием. МОРЯК: - У нас н е т полиса. Если я заболею, как бы ть с оп­ латой больничного листа? НАДЫРОВ: - За рубежом ваше лечение полностью оплачивает компания. Вашим морякам Соко­ лову и Рыжкову, и вы это знаете, полностью оплачено лечение. МОРЯК: - Скажите о сроках рейса. НАДЫРОВ: - По контракту - не более 200 суток. Хотя сегодня у ^ нас масса просьб экипажей о Ч, продлении рейса, мы отказыва­ ем, т. к. считаем, что 200 суток - предел. Правда, разрешили двум экипажам доработать до оконча­ ния регистровых документов суд- на. ГРУДИН: -... Профком считает ненормальным, что из-за такой формальности, как регистрация компании за рубежом, моряк ли­ шается социальных гарантий. МОРЯК: - Вы бы лучше помог­ ли компании и морякам, не надо ничего ломать. Мы, например, НОСТЬ V ло- ✓ в у х ра- довольны работой в «Атласе». КРЕПКИХ: - Вы сначала про­ читайте письмо... Наше дело - защищать ваши права. МОРЯК: - А мы что , просили об этом? МОРЯК: - Какова реакция на ваше письмо? КРЕПКИХ: - Пришел ответ только из Комитета по труду, где говорится, что нужно эти права включить в контракт. Мы обрати­ лись на все суда, но треть наших радиограмм не проходит из-за ведомственной цензуры. ШЕВЧЕНКО: - Но каждый ме­ сяц прилетаю т экипажи. Поче­ му не передать письмо с ними? Мы бы его обсудили. Зачем нуж­ на инициатива, которая только будоражит всех? И самое глав­ ное: сущ ествует ли законода­ тельная база, регламен­ тирующая работу оффшорных компаний? КРЕПКИХ: - Нет. г ШЕВЧЕНКО: - А зачем же т о г ­ да вы все э то затеяли? КРЕПКИХ: - Если не подни­ мать эти вопросы, они никогда не будут решены. ТЮРИН: - Нежелание компа­ ний принять ваши предложения продиктовано экономическими причинами или руководители просто встали в позу? И еще: от­ вета на ваше письмо не будет ни из Госдумы, ни от Правительст­ ва/поскольку сейчас все реше­ ния увязываются с региональными законодательны­ ми органами власти. То есть с законодательной инициативой должна выйти областная Дума, а отправили письмо, минуя ее. . КРЕПКИХ: - Видимо, мы пого­ рячились. ШЕВЧЕНКО: - Если профсоюз не может найти общего языка с руководством компаний, значит, надо ко го -то из них менять. К руководителям у нас претензий не т . Стало быть, надо или со­ всем убрать профсоюз, или с та ­ вить во главе его более толковых людей, которые бы умно решали все проблемы. Из о ста вш ихся в редакции документов , касающихся исто ­ рии с проф ком ом тралфлота , наверное, имеет смы сл проци ­ тир ова ть то л ь ко один , наибо ­ лее я р ко подчер кивающ ий заботу проф кома о моряках . Это - п и с ьм о председателя проф ком а Бориса Алексеева заместителю генерального д и ­ ректора флота по кадрам В я ­ чеславу Замотаеву: «Считаем, ч то сокращение численности работников. .. пре­ жде всего должно коснуться юн («Иностранцев» на флоте нет, паспорт моряка выдается только гражданам РФ. - И. Б.) Представляется логически и социально оправданным... пред­ ла га ть работу в оффшорных компаниях «Атлас» и «Дель­ фин» не коренным мурманчанам,, а иногородним морякам... Их последующее возможное уволь­ нение после рейса не вызывает столько проблем, сколько у мур­ манчан». ч / иностранцев (граждан других стран СНГ) и иногород их . -k: -.-vivrc:/ Ф ото Евгения МИЛЮТИНА. Однако даже беглого знакомст­ ва с письмом профкома достаточ­ но, чтобы убедиться в том, что целый ряд вопросов, поставлен­ ных в кем, выходит далеко за рамки компетенции участников спора - профкома и администра­ ции флота. Коль скоро это так (а это именно так, чего не отрицает профком, обращаясь с письмом в достаточно высокие инстанции), то необходимо рцэешать их на до­ лжном уровне. В противном слу­ чае последствия поспешных решений на местах могут оказать­ ся куда более негативнее тех, ко­ торые мы пытаемся разрешить. Как бы потом не получилось, что «хотели как лучше, а вышло как всегда...» Беседы с коллегами-рыбаками, уже работающими либо работав­ шими в «Дельфине» и «Атласе», в подавляющем большинстве случа­ ев заканчивались именно этой мыслью. Статьи «РМ» «Полис - хорошо, а заработок - лучше» и «Защищая, не губите», опублико­ ванные в Jsfo 7 .и 8 за 1997 год, подтверждают эти опасения. Поэтому, проявляя крайнюю осторожность в оценках и воздер­ живаясь от конъюнктурных обоб­ щений, следует прислушиваться к мнению тех, кого мы собираемся защищать. ПРОФКОМ? И вот почему. -Заработная плата рыбака од­ ной и той же квалификации за одну и ту же проделанную рабо­ ту в рейсе в упомянутых оф­ фшорных компаниях сегодня в два раза выше, чем та, которую получают в траловом флоте те, кто декларативно социально за­ щищен. Возьмем, к примеру, страховой полис. Сколько за него ни плати, а все одно: попав в лечебное уч­ реждение, ты по нему получишь лишь минимум услуг, гарантиро­ ванных государством. За все ос­ тальное, медикаменты в том числе, вам придется платить из своего кармана. В этом я убедил­ ся на собственном опыте. То же и с отчислениями в пен­ сионный фонд: сколько ни отчис­ ляй (отчисляют), а больше установленного не получишь. Правда, как утверждают, только пока. О стаже разговор особый: нет отчислений - нет и стажа. Работники предприятий, заре­ гистрированных на территории РФ, отчисляют «автоматом» еже­ месячно в установленные госфон- ды под залог государственных социальных гарантий из своего заработка определенный государ­ ством процент независимо от того, воспользуются они ими либо нет. Государство внимательно отсле­ живает этот процесс, возложив на предприятия обязанность по сво­ евременному и .. правильному удержанию ”перечисленных от­ числений. Система работает без­ отказно. Иное дело с теми, кто работа­ ет за рубежом и получает зарпла­ ту там же. В этом случае, кроме обязательной уплаты налога с дохода физических лиц, системой не предусмотрен порядок обяза­ тельной индивидуальной оплаты таких отчислении, что в случае их отсутствия автоматически ли­ шает этих граждан прав на гаран­ тированную государством социальную защиту. Увы... Такова жестокая реаль­ ность жизни - за все надо пла­ тить. Бесплатным, как любят повторять наши государственные мужи, сыр бывает только в мы­ шеловке. Вопрос состоит лишь в малом: как заплатить, если есть желание и необходимость? Одна­ ко это уже прерогатива законода­ теля. 4 Как видим, в юридическом плане нет никаких нарушений: плати - и пользуйся, не платишь - не требуй. Следуя русскому менталитету «Гром не грянет, мы не перекрес­ тимся», большинство из нас, не задумываясь над последствиями, не очень-то и настаивают на том, чтобы добровольно расстаться со своими «кровными» сегодня во благо будущего завтра. Авось, пронесет, авось, при случае про­ йдет под шумок, «на халяву»... Тем не менее вернемся к нача­ лу нашего разговора и вспомним о заинтересованности в защите наших прав профсоюзом. Здесь скорее всего следует вести речь не столько об этих самых правах, сколько об автоматическом отчис­ лении одного процента из зара­ ботной платы каждого работника на профвзносы. Учитывая коли­ чество работающих в оффшор­ ных компаниях моряков, несложно сосчитать, какие суммы уходят мимо профсоюза благода­ ря этому знаменитому «авось» и менталитету. Не спешат моряки платить профвзносы профсоюзу, членами которого они уже не яв­ ляются, т. к, работают не в трало­ вом флоте, а в «Дельфине» и «Атласе». . : ; ОТ РЕДАКЦИИ. По неподтвер­ жденным данным, только за про­ шлый год профком тралового флота недополучил около двух миллиардов рублей профвзносов, поскольку моряки «Атласа» и «Дельфина» сами в профком взно­ сы нести не хотят. 27 марта 1997 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz