Рыбный Мурман. 1997 г. Март.

лучше Е. И. АНТРОПОВ ...Когда ты идешь с фонариком в кромешной тьме по судовым лабиринтам (пожар обесточил ко­ рабль), когда видишь, как что-то (ты пока не опре­ делил, что именно) полыхает и дым - сплошной W стеной, тебе просто страшно. Но раз твое место по судовому расписанию в пожарной партии, ты обя­ зан найти и понять, что горит, мгновенно опреде­ лить, чем тушить. А может, тут огнетушители бессильны, значит, надо сообщить об этом на цен­ тральный пост. Тогда применят инертный газ или другие способы. Здесь, на «Хабаровске», создан специальный отсек, где имитируют пожар любой силы. Здесь учат моряков бороться с огнем, взаимодействуя с остальными членами аварийной партии. И, разумеется, с собственной паникой. .. .А в этом отсеке хлещет вода: «пробоина» в борту. Моряки пробуют завести пластырь - не получается, нужньГдругие средства. А вода прибывает. Пока возились с брусами, упорами, клиньями, начало «выдавливать» дверь. Свер­ ху, с боков - отовсюду свищут тугие струи. ‘ Того гляди дверь вылетит, и тогда тяжелая водяная лавина погубит всех. Ребята сноро­ висто работают: прижимают дверь, закрепля­ ют упоры. Еще не покончено с этим - засвистели фонтаны из трубы. Мокрые, ус­ тавшие парни закручивают гайки, заводят хомут на «прорванную» трубу. Помощник капитана Николай Михайло­ вич Толсторебров может устроить что угод­ н о : одну «аварию» или сразу несколько. Лишь бы научить моряков н е теряться в любой ситуации, чтооы умели быстро вы­ брать из сложенного здесь же материала нужный ключ или брус. Научить их рабо­ тать слаженно. И - забыть о страхе. ...Ребята в гидрокостюмах прыгают в Самое ужасное - будь то по­ жар, или пробоина, или другая беда - это паника. Когда чело­ век теряется, он гибнет. О том свидетельствует многовековая история кораблекрушений. А море и сегодня остается не менее коварным, опасным - как во вре­ мена парусного флота. Насы­ щенность железных «коробок» сотнями приборов и механиз­ мов, километрами кабелей и тру­ бопроводов повышает опасность, тем более на наших очень старых судах. А потому специалисты, моряки обязаны не только досконально знать перевернут. Быстро ве рнуть оратьа его в нор- бассейн, плывут к надувному плоту. А он < мальное положение, за ся внутрь - этому тоже тут учат. Промедление, а тем более паника в условиях шторма, в ледяной воде может стоить жизни. Моряки покачиваются на плоту, а сверху к ним приближается «верто­ лет»: тонкий трос со специальным при­ способлением. Моряк зацепляет его за свой страховочный пояс, и «вертолет» поднимает человека над водой, береж­ но ставит его «на берег». ...Как вы думаете: надев нагрудник и покидая гибнущее судно, как надо прыгать за борт? Многие пассажиры «Нахимова» погибли только потому, что кидались вниз головой, и наг ник ломал им шейные позвонки зывается, надо прижать нагрудник руками и прыгать «солдатиком». Ж : н м . толсто- - РЕБРОВ §1 : ■ Н А. ТАРАСОВ свое судно, но и уверенно дей­ ствовать в любых ситуациях. В не столь далекие времена безопасность мореплавания кон­ тролировала Севгосрыбфлотин- спекция. Когда ее не стало, когда службы мореплавания ос­ тались только в самых крупных флотах, в Баренцевом~ море (особенно) началось черт те что. Бесконтрольность вкупе с опь­ яненными «свободой» руководи­ телями фирм / большинство из которых видели море только по телевизору, привели к цепи не­ счастных случаев, апогеем их стали гибель «Новгородца», ги­ бель людей. А потому создание морской администрации должно было прекратить хаос и анархию на море, сделать все, чтобы моряки возвращались из рейса живыми и здоровыми. " • М орж у сегодня по условиям международной конвен­ ции необходим международный сертификат. Выдают его только два тренажерных судна у нас на Севере: «Колпино» в пароходстве и «Хабаровск». Только эти два судна оснащены всем необходимым в соответствии с требованиями конвенции. Пройдя «огонь» и «воду», научившись противостоять им, моряк не растеряется, если, не дай Бог, случится беда на море. А это - самое главное. Сначала сотрудники морской адми- нистрации обошли все суда Северного бассейна, посмотрели, насколько они соответствуют нормам и правилам. На­ чали сбор информации, заложили ее в компьютерный банк данных. Теперь каждое предприятие, у кото­ рого есть суда, должно иметь лицензию на право заниматься рыбопромысловой деятельностью. Затем проводится осви­ детельствование судов в соответствии с требованиями международных доку­ ментов, прежде всего международной Конвенции. Не вдаваясь в технические и иные подробности, скажу: за этими «скучными» названиями стоит забота о сохранности жизни моряка, безаварий­ ности судна. Масштабность такой рабо­ ты, ее бесконечность нам с вами трудно даже представить. Но отдел безопас­ ности мореплавания морской админис­ 21 -27 марта 1997 года трации, возглавляемый Николаем Ана­ тольевичем Тарасовым, успешно справ­ ляется с непростой задачей. Здесь следует сказать самые добрые слова в адрес механиков, капитанов, радиоспе­ циалистов, которые повседневно, кро­ потливо контролируют техническое состояние судов, их укомплектован­ ность необходимым конвенционным оборудованием, ЗИПом. Капитаны не раз благодарили администрацию порта за то, что морякам теперь не приходит­ ся ходить с протянутой рукой к судов­ ладельцу за ЗИПом перед выходом судна в море. Механизмы механизмами, а люди, моряки куда важней. Поэтому обучение их борьбе за живучесть - одно из'самых главных направлений в деятельности отдела Тарасова. «Хабаровск» был обречен и ждал, когда его разрежут. К счастью, судно не успели разукомплектовать, когда Нико­ лай Анатольевич пришел на борт. Поче­ му был выбран именно этот траулер? Потому что в свое время именно «Хаба­ ровск» переоборудовался под тренажер­ ный^ центр. Но судну-то 40 лёт! Нынешний его капитан Евгений Ивано­ вич Антропов так сказал: «Когда год на­ зад я посмотрел на него - волосы дыбом! Немыслимо судно восстановить». г Три месяца думали, как реанимиро­ вать «Хабаровск», спорили о цене, иска­ ли деньги. Нашли. Только на доковый ремонт. Все остальное сделано руками экипажа: тренажерные отсеки, учебные классы, каютыДВнешне «Хабаровск» выглядит новым. А внутри вновь и вновь бушует пламя, клокочет вода, ко­ торые непременно надо победить...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz