Рыбный Мурман. 1997 г. Март.
лучше Е. И. АНТРОПОВ ...Когда ты идешь с фонариком в кромешной тьме по судовым лабиринтам (пожар обесточил ко рабль), когда видишь, как что-то (ты пока не опре делил, что именно) полыхает и дым - сплошной W стеной, тебе просто страшно. Но раз твое место по судовому расписанию в пожарной партии, ты обя зан найти и понять, что горит, мгновенно опреде лить, чем тушить. А может, тут огнетушители бессильны, значит, надо сообщить об этом на цен тральный пост. Тогда применят инертный газ или другие способы. Здесь, на «Хабаровске», создан специальный отсек, где имитируют пожар любой силы. Здесь учат моряков бороться с огнем, взаимодействуя с остальными членами аварийной партии. И, разумеется, с собственной паникой. .. .А в этом отсеке хлещет вода: «пробоина» в борту. Моряки пробуют завести пластырь - не получается, нужньГдругие средства. А вода прибывает. Пока возились с брусами, упорами, клиньями, начало «выдавливать» дверь. Свер ху, с боков - отовсюду свищут тугие струи. ‘ Того гляди дверь вылетит, и тогда тяжелая водяная лавина погубит всех. Ребята сноро висто работают: прижимают дверь, закрепля ют упоры. Еще не покончено с этим - засвистели фонтаны из трубы. Мокрые, ус тавшие парни закручивают гайки, заводят хомут на «прорванную» трубу. Помощник капитана Николай Михайло вич Толсторебров может устроить что угод н о : одну «аварию» или сразу несколько. Лишь бы научить моряков н е теряться в любой ситуации, чтооы умели быстро вы брать из сложенного здесь же материала нужный ключ или брус. Научить их рабо тать слаженно. И - забыть о страхе. ...Ребята в гидрокостюмах прыгают в Самое ужасное - будь то по жар, или пробоина, или другая беда - это паника. Когда чело век теряется, он гибнет. О том свидетельствует многовековая история кораблекрушений. А море и сегодня остается не менее коварным, опасным - как во вре мена парусного флота. Насы щенность железных «коробок» сотнями приборов и механиз мов, километрами кабелей и тру бопроводов повышает опасность, тем более на наших очень старых судах. А потому специалисты, моряки обязаны не только досконально знать перевернут. Быстро ве рнуть оратьа его в нор- бассейн, плывут к надувному плоту. А он < мальное положение, за ся внутрь - этому тоже тут учат. Промедление, а тем более паника в условиях шторма, в ледяной воде может стоить жизни. Моряки покачиваются на плоту, а сверху к ним приближается «верто лет»: тонкий трос со специальным при способлением. Моряк зацепляет его за свой страховочный пояс, и «вертолет» поднимает человека над водой, береж но ставит его «на берег». ...Как вы думаете: надев нагрудник и покидая гибнущее судно, как надо прыгать за борт? Многие пассажиры «Нахимова» погибли только потому, что кидались вниз головой, и наг ник ломал им шейные позвонки зывается, надо прижать нагрудник руками и прыгать «солдатиком». Ж : н м . толсто- - РЕБРОВ §1 : ■ Н А. ТАРАСОВ свое судно, но и уверенно дей ствовать в любых ситуациях. В не столь далекие времена безопасность мореплавания кон тролировала Севгосрыбфлотин- спекция. Когда ее не стало, когда службы мореплавания ос тались только в самых крупных флотах, в Баренцевом~ море (особенно) началось черт те что. Бесконтрольность вкупе с опь яненными «свободой» руководи телями фирм / большинство из которых видели море только по телевизору, привели к цепи не счастных случаев, апогеем их стали гибель «Новгородца», ги бель людей. А потому создание морской администрации должно было прекратить хаос и анархию на море, сделать все, чтобы моряки возвращались из рейса живыми и здоровыми. " • М орж у сегодня по условиям международной конвен ции необходим международный сертификат. Выдают его только два тренажерных судна у нас на Севере: «Колпино» в пароходстве и «Хабаровск». Только эти два судна оснащены всем необходимым в соответствии с требованиями конвенции. Пройдя «огонь» и «воду», научившись противостоять им, моряк не растеряется, если, не дай Бог, случится беда на море. А это - самое главное. Сначала сотрудники морской адми- нистрации обошли все суда Северного бассейна, посмотрели, насколько они соответствуют нормам и правилам. На чали сбор информации, заложили ее в компьютерный банк данных. Теперь каждое предприятие, у кото рого есть суда, должно иметь лицензию на право заниматься рыбопромысловой деятельностью. Затем проводится осви детельствование судов в соответствии с требованиями международных доку ментов, прежде всего международной Конвенции. Не вдаваясь в технические и иные подробности, скажу: за этими «скучными» названиями стоит забота о сохранности жизни моряка, безаварий ности судна. Масштабность такой рабо ты, ее бесконечность нам с вами трудно даже представить. Но отдел безопас ности мореплавания морской админис 21 -27 марта 1997 года трации, возглавляемый Николаем Ана тольевичем Тарасовым, успешно справ ляется с непростой задачей. Здесь следует сказать самые добрые слова в адрес механиков, капитанов, радиоспе циалистов, которые повседневно, кро потливо контролируют техническое состояние судов, их укомплектован ность необходимым конвенционным оборудованием, ЗИПом. Капитаны не раз благодарили администрацию порта за то, что морякам теперь не приходит ся ходить с протянутой рукой к судов ладельцу за ЗИПом перед выходом судна в море. Механизмы механизмами, а люди, моряки куда важней. Поэтому обучение их борьбе за живучесть - одно из'самых главных направлений в деятельности отдела Тарасова. «Хабаровск» был обречен и ждал, когда его разрежут. К счастью, судно не успели разукомплектовать, когда Нико лай Анатольевич пришел на борт. Поче му был выбран именно этот траулер? Потому что в свое время именно «Хаба ровск» переоборудовался под тренажер ный^ центр. Но судну-то 40 лёт! Нынешний его капитан Евгений Ивано вич Антропов так сказал: «Когда год на зад я посмотрел на него - волосы дыбом! Немыслимо судно восстановить». г Три месяца думали, как реанимиро вать «Хабаровск», спорили о цене, иска ли деньги. Нашли. Только на доковый ремонт. Все остальное сделано руками экипажа: тренажерные отсеки, учебные классы, каютыДВнешне «Хабаровск» выглядит новым. А внутри вновь и вновь бушует пламя, клокочет вода, ко торые непременно надо победить...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz