Рыбный Мурман. 1997 г. Март.

№ 10 7 - 1 3 марта 1997 года Н ЕТ , ВСЕ -ТАКИ ТАЛАНТЛИВЫЕ ЛЮДИ Н Е С Т А Р ЕЮ Т Судьба как бы автоматически дает им э т у привилегию в придачу к дару. Ког­ дая впервыеувидела Евдокию Яковлевну , т о ахнула. Прямая изящнаяфигурка , брючки , блузочка, модный жилет и светлые (показалось), а не седые волосы. Прическа «Гаврош», а еслиприглядеться, т о о тсутстви е всякой прически. Не­ уловимо юным веяло о т нее.А когда взяла в руки гитару и провела по струнам чуткими пальцами, т о в памяти вообще возникла какая-то девчонка у костра в окружении сверстников. Девчонка, которая бросила исподлобья лукавый взгляд и тихо , словно одной ей известную поверяя тайну, выдохнула: Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены, Тих и печален ручей Г; у янтарной сосны... ■Пеплом нестойким подернулись угли костра , Время настало - и нам расставаться пора... Я слушала как зачарованная и думала, что никогда не сотру с диктофонной кассе­ ты этот глубокий, в самую душу проникаю­ щий голос. А Евдокии Яковлевне моя реакция была привычной. Точно так же слушали ее случайные люди несколько лет назад в ресторане «Полярное сияние» (бывший «Меридиан»), где она справляла свой день рождения. Тогда кто-то из ее друзей сказал: - А что это, Евдокия с нами и не споет? Потому что именинница, что ли? Как уживаются математика и искусство? И возможно ли их совместить? Или лишь гениальный Пушкин смог «поверить алгеб­ рой гармонию»? Прекрасно уживаются, - считает Прони­ на. - Знаете, я даже на своих уроках иные теоремы в стихах излагаю. По праву достойна в стихах бы ть воспета О свойствах корней теорема Виета. Ч то лучше, скажи, совершенства та ко го - У Умножишь т ы корень - и дробь уж готова ... Я слушаю ее и еще думаю, что ей, как и всем неординарным людям, наверное, не так уж легко живется. Можно себе пред­ ставить, если у нее на уроке сидит прове­ ряющий из высокой педагогической инстанции с каменной, как это принято, Друзья упросили ее выйти к оркестру и физиономией, а она вдруг от теоремы взять микрофон. Она спела «Сладкуяго- плавно переходит к стихам. Но зато ее ду», потом модный в те времена «Снего- ребята в восторге. Не так уж часто бывают пад». Гости ресторана танцевали в уроки, на которых не заснешь от скуки, упоении, а потом стали подходить к музы- Иная филологиня на занятиях по литера- кантам и просить, чтобы певица исполни- туре так достанет «образом лишнего челр- ла тот или иной шлягер. Ее дочка Марина века» Онегина, что забудешь напрочь, что в это время танцевала с парнем из сосед- писал-то Александр Сергеевич не о соци- неи компании, и он, пытаясь потрясти ее своей осведомленностью, важно сказал: - Классно поет, да? Это заезжая певич­ ка свой юбилей у нас тут справляет. - Ты что, - засмеялась Марина, - это - моя мама. Она учитель математики. альной политике, а о любви, об оскорблен­ ной гордости и о возмездии за мужскую спесь... На уроках же Прониной равнодуш­ ных не бывает. Даже среди отъявленных гуманитариев, кому впоследствии никогда в жизни с алгеброй и геометрией с т о л ­ к н у т ь с я не поидется. т ш т т т К О Г Д А Ж Е В С Е -Т А К И П О Я В И Л А С Ь ГИ Т А Р А В Е Е Ж И З Н И ? Пожалуй, с самого детства, когда, уходя в 41-м на во­ йну, папа сказал ей: «Главное - со­ храни гитару, дочка». Сколько она себя помнит, вся семья у них пела, а папа аккомпанировал. Пели под его гитару патриотические песни, которые в то время были привы­ чны, как дыхание: «Каховка, Кахов­ ка, родная винтовка, горячая пуля в бою!». Семья была предана со­ ветской власти, как родной мате­ ри, и верила ей во всем. Тем более отец маленькой Дуси, про­ стой рабочий, слыл активистом, сначала его выбрали комсоргом, затем - парторгом цеха большого завода в Днепродзержинске. Но, видно, нет в нашей стране семьи, по которой не прошлось бы колесо истории: после совещания в Моск­ ве, куда он попал как передовик производства, Дусиному папе до­ брые люди сказали: «Уезжай куда подальше и немедля. Пока за то­ бой не пришли». Что-то он кра­ мольное сказал на том совещании,а вернее, прямо выска­ зал свое мнение, за что и кара сле­ довала неминуемая. Семья уехала в Кандалакшу. Было это в 39-м. А в 41-м папа ушел на фронт, мама же собрала детей и добралась сквозь бомбёж­ ки, через линию фронта домой в Днепродзержинск. «Как ты могла детей уберечь?» - искренне изум­ лялся потом папа. А Дуся помнит как. Их поезда бомбили, а они раз­ бегались и прятались в поле, в со­ зревших хлебах. Причем мама хватала за руки детей, а Дуся бе­ жала, вцепившись в гитару с себя ростом, она для нее была дороже всей их поклажи, милее еды, кото­ рой уже тогда не хватало, нужнее нехитрой одежды, которая пропа­ ла вместе с багажом. Как-то раз под бомбежкой пала девочка в рожь, а потом подняла голову и ахнула: колышется вокруг золотая волна, и синие васильки то там то здесь на солнце вспыхивают. Во­ круг полыхало, мама звала ее на поезд, а Дуся все собирала свой невиданной красоты букет 41-го года. - Вас же могли убить, - говорю я. - Могли, - легко соглашается она, - но жива осталась. Так и при­ шла - с гитарой и букетом. Бог от­ вел беду. У меня не раз еще в жизни так было. С П УС ТЯ П Я Т Ь Д Е С Я Т Л Е Т ее дочка Марина написала о том времени и о своей маме стихи: По горящему м о сту т ы прохо­ дишь одна - Детский сон э т о просто. А наутро - война. Две сестренки и город, Палачей сапоги Приближается холод, начинается голод. Боже мой. помоги! Э ти санки -не с горки - через Днепр, через ад. Тяжело, больно, горько. ■Руки стерла - горят. Ты поешь под гитару в госпитальной палате... Голосок ул е тае т . К то -то с т о н е т и плачет. Не разбить бы гитару. Уберечь бы сестренку. Ведь «фашист!» полицаю Прокричала вдогонку... Дочки у Евдокии Яковлевны выросли чудесные. И для меня это загадка - как ей удалось их воспи­ тать такими? Ведь кому не извест­ но: сапожник без сапог - обычно у педагогов собственные дети весь­ ма далеки от совершенства. А тут девчонки - умницы, отличницы, маму всю жизнь обожают бес­ предельно. Сказать, что она с ними за уроками дни и ночи сиде­ ла - так нет, у нее чужих тетрадок всегда были кучи, с ними приходи­ лось ночами просиживать. Ска­ зать, что любую свободную минуту своим дочкам уделяла - тоже нет, больше думала о чужих детях - своих учениках. Как-то приехали на Украину к родне отдыхать, а Так, слегка подправив Визбора, могут сказать дочери, внуки и правнук Валентин о Евдокии Яковлевне Прониной Я Евдокия Яковлевна вздыхает: - Как-то там мой детки? - Мамуля, - удивилась Лариса, - чего ты? Мы же тут, с тобой. - Да не про вас я. Про выпускни­ ков моих, - махнула рукой мама. - Как они там без меня? - Ну видишь, - сказала сестре евниво Марина. - Что я говорила? е мы ее дети - а выпуск. Все тридцать человек! Она работала в вечной запарке - жизнь школьной учительницы не сахар, да еще быт в деревянном доме без удобств... И, конечно, ей было не до того, чтобы «пасти» своих девчонок. Даже когда отлич­ ницу Марину «забыли» в ее ро­ дной школе представить на золотую медаль (я сама видела аттестат - одни пятерки), Евдокия Яковлевна, отдавшая этой школе не один десяток лет, не возмути­ лась, не напомнила, не пошла про­ сить за дочь. Ну не дали и не дали, главное - знания. - И все-таки, - упорствую, - как вам удалось вырастить таких хоро­ ших дочек? - Личным примером, - смеется она. ■’ v : : > - Г;:У- Как много стоит за этими двумя словами. Рано овдовев, она - та­ кая яркая, талантливая, заводная и очень симпатичная - так и не вы­ шла больше замуж. И кавалеров домой не водила, памятуя о том, что дома две девочки, и все, что они увидят, матрицей отпечатает­ ся на их будущей судьбе. Не было у нее дома грязи - ни нравствен­ ной, ни физической - вот и весь секрет. И девчонки не йыли, как по соседству: «Купи туфли, купи джинсы! Уже у всех есть!». Они были счастливы каждой нехитрой маминой обновке, потому что ви­ дели, как скромно и непросто она живет на свою учительскую за­ рплату. И как щедро выкраивает из скудных своих доходов деньги на подарки друзьям и близким. Она до сих пор любит делать подарки. И до сих пор больше думает о тех, кто рядом, чем о себе. Я хочу, чтобы в синий вечер Пела т ы под гитары звук. Чтобы слышен был всем на свете Каблучков твои х звонкий стук... ' - Л-;-'.'-..''; - написала как-то о ней Марина. Звонкий стук каблучков Евдокии Яковлевны слышен в коридорах 2-й мурманской школы вот уже почти четыре десятка лет. С того дня в 60-м году, когда, закончив сначала учительский, а затем пе­ дагогический институт, она при­ шла сюда работать. До сих пор помнит 8-й класс, который ей дали на практике и в котором тогда тре­ бовался «учитель-мужчина со ста­ жем, с опытом, с сильным характером». У нее из всего этого реестра был только сильный ха­ рактер. Ох непросто преподавать в школе, где учатся «элитарные» дети. А во 2-и школе их было пол- ным-полно. Из семей секретарей райкомов, обкомов, артистов, до­ кторов, руководителей-предпри^ ятий. Одному такому отпрыску она в лицо сказала: «Твой папа не имеет права занимать свой высо­ кий пост, если он тебя единствен­ ного не в состоянии воспитать». Другого, наглого донельзя, кото­ рый послал ее подальше, в нака­ зание лишила своих уроков на две недели. Это сейчас учителя ухо­ дят в забастовки запросто; а тогда отлучение подростка от школы было ЧП, и тот юный сквернослов ; не верил даже, что это возможно, ч Мол, не сможет она, как бы ни хо­ тела. Смогла. Привычная доби­ ваться своего с детства, Евдокия ; Яковлевна и тут настояла на сво­ ем. И правильно сделала. Парень потом не просто ее уважал, но и £ вообще при девчонках ни разу не г выругался. И ВСЕ-ТАКИ ОНА БОЛЬШЕ- 5 ГО ПОСТИГАЛА ДОБРОМ, ЧЕМ СИЛОЙ ВОЛИ. Ей нетруд­ но было любить «своих» детей и помнить их все эти долгие годы, потому что без них и без школы она не мыслила и не мыслит жиз­ ни. Это - главное. Несмотря на то, что педагогические коллекти­ вы традиционно имеют непро-_ стой микроклимат. Может б ы т ь * - ей помогает не только любовь к детям, но и гитара? Многих ребят она заразила этой высокой страстью: открывать душу под перебор струн. А знаете, что са- : мое приятное для нее? Переби­ рать старые фотографии и ^ радостью называть своих состояв­ шихся детей. «Вот этот - журна­ лист, этот - врач, эта девочка - прекрасный инженер... А эта - про­ сто мама. Но какая!». v . ;7. Вот и для своих дочек она - «просто мама». Но какая!!! Много ли вы знаете мам, о которых " взрослые дочери слагают стихи? Вновь ложатся на струны \-1 Вечно юные руки. - V? ~ Моя мамочка-мама, - ■: ■ V тебя уже внуки... - написала дочь. «И правнук есть - Валентин, Валечка», - до­ бавлю я. Ну и что же? Она по-пре­ жнему ослепительно молода - Евдокия Яковлевна Пронина. Мо­ жет быть, потому, что всю жизнь рядом с ней дети? А может бы ть * потому, что всю жизнь рядом с ^ ней - подружка-гитара... . i • I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz