Рыбный Мурман. 1997 г. Март.
РЕДАКЦИЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ‘РЫ БНЫ Й МУРМАН ’ со склада в Мурманске ПРИНИМАЮТСЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАКАЗЫ ПРОИЗВОДИМ НАРЕЗКУ БУМАГИ ЦЕНЫ МИНИМАЛЬНЫЕ Российского морского регистра судоходства. Между тем судно уже имеет 20-летний стаж рабо ты, и впору задуматься над тем, кто придет ему на смену, так как морская перевозка остается единственным способом достав ки жителей Островного в Мур манск и обратно, - Несмотря на многолетнюю эксплуатацию, теплоход - не обу за для пароходства, - говорит ка питан Владимир Ермолин. Более того, вот уже три года мы под фрахтом администрации Ос тровного. И пароходству это вы годно: и деньги получает, и экипаж сохранен А два года на зад Государственный регистр «омолодил» судно, то есть, учи тывая его удовлетворительное техническое состояние, «сбро сил» несколько лет, что позволя ет увеличить срок эксплуатации. Сейчас «Клавдия Еланская» становится на очередной плано вый ремонт и в середине апреля снова выйдет на тот же маршрут и послужит еще не один год. Ведь перспектива у пассажирско го флота далеко не радужная. Строить в нынешних экономичес ких условиях новые пассажирс кие суда - дорогое удовольствие для пароходства, потому и при оритетна здесь сегодня построй ка балкеров... Анатолий ЯШИН. рш тно-инФвтлинонное приложение еженедельник а " рыбный мурман а ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ Берем интервью у хозяина фир мы Мурморорамстенъгафиш" - Что помогло вам добиться ус пеха? - Убеждение, что сами по себе деньги - пыль. Важна только ра бота! - И это убеждение помогло вам разбогатеть? - Нет, я разбогател, когда су мел убедить в этом своих рабо тяг... извравши заседания президиума профкома работников ОАО «Мурманский траловый флот» ГрофсоТзГо комитета в газе т е рыбный Мурман». П О С Т А Н О В И Л ^ -1 п у б л и к а ц ию е I _ « Р ы б н ы й М у р м а н » р а с и е н и _ в а т ь как пре^ е л ь ю создания объективную с це >ль ного не га ти вн о го общеоСТсою зно_ ГоНкоНмит°етРа по з ащ и те ин тере - С 0 \ РЬП р1длож и ть редакции га зеты «Рыбный М у р м а н ^ п р и н ^ Ш сти и звин еН й тп а л о вы й ф л о т» «Мурманский тр а в Ф зд Ны й М у р м а н » н а п е ч а т п р а в л е н - письма проф ’онстатирую- щуюВ часть Данного » г .п г тя н 0 в л е н ия. ' - В феврале с. г. ваш еженедельник дважды (№ 7 и 8) уделил внимание вопросам, связанным с де ятел ьно стью профсоюза. С та ть и «Полис - хорошо, а заработок лучше!», «Защищая, не губите» грубо искажают факты , позицию профкома, вы ставляю т профсоюзный ком и те т перед моряками в явно ложном свете. ...Профком, его президиум настоятельно предлагают редакции «Рыбного Мурмана» опублико ва ть т е к с т нашего письма в Госдуму и констатирующ ую часть прилагаемого постановления президиума профкома. Мы считаем, таким образом можно конф ликт исчерпать. С уважением • Б. А. АЛЕКСЕЕВ, председатель профкома ОАО «Мурманский траловый флот». ОТМАХИВАТЬСЯ АМОРАЛЬНО Правительство РФ Черномырдину В. С. Государственная Дума Селезневу Г. Госдума, комитет по законодательству Лукьянову А. И. ФНПР Шмакову М. В. ЦК профсоюза РРХ Зырянову В. А. Мурманский облсовпроф Чернышенко И. К. НА ЧЕМ ДОБИРАТЬСЯ БУДЕМ? Вот и осталось в Мурманском морском пароходстве всего два пассажирских «ветерана» - теп лоходы «Алла Тарасова» и «Клавдия Еланская». Если первый ублажает арген тинских туристов круизными рей сами в Антарктику, то миссия второго менее престижная, но не менее насущная - обслуживать наших соотечественников на ли нии Мурманск - Островной. Т/х «Клавдия Еланская» - один из четырех судов пароход ства, прошедших в декабре про шлого года сертификацию - - , И - - - - Настоящим профсоюзный ко митет ОАО «Мурманский трало вый флот» считает необходимым привлечь внимание к нетерпимо му правовому положению работ ников оффшорных компаний, созданных на базе Мурманского тралового флота, в части трудо вых и социально-экономических вопросов. В 1995 году юридически созда ны российским судовладельцем (Мурманский траловый флот) две компании, ставшие оффшорными: «Атлас» с численностью работни ков от 1500 до 2000 (в зависимос ти от числа арендованных судов) гистрации - порт Гибралтар. Все работники обеих компаний - моряки Мурманского тралового флота, уволенные в компании по статье КЗоТ 29 пункт 5, все суда новорожденных компаний - трау леры Мурманского тралового флота, переданные в аренду этим компаниям. Ничего, казалось бы, не изменилось в жизни рыбака, кроме одного - он стал бесправ ным. У него остались прежние обязанности, но прав в отношении своих трудовых вопросов и гаран тий уже нет. Таковое оказалось суровой реальностью вследствие того, что трудовое законодатель ство РФ на работающих в оф фшорных компаниях не распространяется. Учитывая это, профком ОАО «Мурманский траловый флот» в том же 1995 году попытался опре делить хотя бы минимум трудо вых и социальных гарантии для работников оффшорных компа ний путем заключения с новыми работодателями коллективных соглашений. После длительных переговоров соглашения были подписаны. Но с первых месяцев руководители компаний стали на рушать соглашения, а затем и во обще их игнорировать. В результате экипажи судов фактически лишены каких-либо прав в отношениях с работодате лем, так как действия последнего бесконтрольны, ничем не регули руемые. Пользуясь ситуацией массовой безработицы (в "т. ч. и среди рыбаков), администрация оффшорных компаний навязыва ет экипажам угодные для себя контракты, которые сама же и нарушает. Ответственности при этом не несет. Российский суд за явления работников о трудовом конфликте Скомпанией к произ 20 марта 1997 года водству не принимает. В докумен тах Правительства Российской Федерации но лицензированию деятельности, связанной с трудо устройством граждан России за границей, вообще ничего не пред усмотрено по социальной защите таких людей. Ни законов, ни ка ких-либо других юридических до кументов, защищающих нрава работников оффшорных компа ний, нет. Рыбаки океанического лова, оставаясь гражданами Рос сийской Федерации, оказались в положении изгоев: у них прерыва ется трудовой стаж, «заморажива ются» полярные надбавки, они лишены медицинского, социально го страхования и пенсионного обеспечения, на них не распрос траняется действие закона об ох ране труда в РФ, они вынуждены соглашаться на любой контракт с работодателем, понимая, что в случае конфликта с компанией можно теоретически обращаться лишь в судебный орган за грани цей по месту регистрации компа нии, что, разумеется, нереально. Между тем отношение руковод ства оффшорных компаний к ра ботникам принимает все более беспощадный характер. Условия труда, его оплаты ужесточаются. Так, в частности, продолжитель ность рейсов в компании «Атлас» уже достигает 200 и более суток, хотя установленный в свое время еще Министерством рыбного хо зяйства СССР максимум состав лял 165 суток. Согласно контрактам предусматривается не нормированный рабочий день, ко личество рабочих часов не указывается, что противоречит закону РФ, которым допускается не более 12 часов в сутки. На судах «Атласа» создан за счет части зарплаты экипажа фонд капитана, который исполь зуется единолично капитаном и абсолютно бесконтрольно. Типовой контракт компании «Атлас» предусматривает штра фы. Вину члена экипажа и размер штрафа определяет единолично капитан. В целом же контрактом предусматривается снижение оп латы* труда в размере до 50% за весь рейс (7 месяцев каторжных работ в море). Ущемления прав рыбаков зало жены и в графе об условиях рас торжения контракта* Расторжение возможно лишь по инициативе ра ботодателя, но исключается по инициативе работника. Не допус кается даже доставка за счет ком пании в порт Мурманск членов экипажа, расторгнувших кон тракт в связи с невыполнением работодателем условий контрак та. Попытки облегчить участь моряков путем усиления* влия ния на компанию через Между народную • федерацию работников транспорта со штаб- квартирой в Лондоне (МФТ) весомых результатов не дают в связи с отсутствием в МФТ ти пового стандартного коллектив ного договора для рыбаков и тем, что суда носят российский флаг да и Россия не подписала Международную конвенцию по труду. Возможностей отраслево го профсоюза в решении про блемы тоже недостаточно. Сложилась довольно стран ная практика с переводом людей из Мурманского тралового фло та в оффшорную компанию, ко торую само руководство флота и создало. В трудовых книжках делаются отметки: «Уволен по переводу в компанию «Атлас», статья 29 КЗоТ...», а после окончания работы по контракту записей в трудовых книжках ра ботодатель в лице оффшорной компании вообще не делает. По лучается так, что фактически человек уже не работает в ком пании, но трудовой книжкой это никак не подтверждается. Как быть в таком случае центру за нятости Мурманска, так как «иностранца» родной Мурманс кий траловый флот принимать обратно отказывается. Профсоюзный комитет счита ет, что фактически существую щему крепостному праву в отношении работников оффшор ных компаний должен быть пол ожен конец путем изменений в российском законодательстве. При этом следует иметь в виду ряд существенных обстоя тельств. Работающие в оффшорной компании граждане Российской Федерации должны иметь не только обязанности (в частности аккуратно уплачивать налоги, что они и делают, и иметь граж данское право участвовать в вы борах Президента РФ), но иметь и соответствующие трудо вые права, обеспеченные законом. Ведь ни для кого же не секрет, что оффшорная компания - никакая она не иностранная: суда - свои, хо дят под своим российским флагом, руководствуются своим уставом службы на’ судах флота рыбной иромышленности, набор рабочей силы ведется в родном порту из числа своих работников, руководи- тели оффшорных компаний однов ременно являются руководящими работниками ОАО «Мурманский траловый флот», получая здесь и там, т. е. в оффшорных компаниях, деньги. Единственный формальный признак, по которому две с полови ной тысячи человек лишаются всех прав и социальной защиты, - загра- ничные адреса регистрации компа ний. Лицемерное, лукавое законодательство реформированной России должно повернуться лицом к ее гражданам и восстановить справедливость. Причина, которая вынуждает создавать оффшорные компании, общеизвестна - это по пытка облегчить налоговые пробле мы. Но в чем повинны тысячи людей, многократно обманутых го сударством, а теперь в дополнение- ко всему оказавшихся еще и без всяких прав и гарантий. Решая острые проблемы нацио нального или регионального харак тера, государство находит различные пути и методы: предос тавление режима наибольшего бла гоприятствования, оффшорные зоны, договора с субъектами Феде рации (Татарстан, Карелия, Ингу шетия и т. # д.). Почему же государство, на словах декларирую щее заботу о своих гражданах, на практике не делает ничего для тех, кто задавлен формальным ярлыком «иностранца»? Только в Мурманс-> ком траловом флоте таких изгоев общества уже 2,5 тысячи человек. Отмахиваться от них и от им подо бных по всей России со стороны го сударства аморально и недопустимо. Наши предложения: 1. Принять закон (дополнение к Кодексу законов о труде Россий ской Федерации) по трудовым и социальным гарантиям граждан РФ, работающих в оффшорных компаниях, где предусмотреть га рантии: а) по трудовому стажу; б) распространение "действия закона РФ о льготах для северян; в) о применении в отношении оффшорных компаний законов о профсоюзах, коллективных дого ворах, охране труда; г) решить вопрос об обязатель ном медицинском, социальном страховании, пенсионном обеспе чении. 2. Как альтернативный вариант все перечисленное в п. 1 зало жить в качестве дополнения к до кументам Правительства РФ по лицензированию деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за границей. (Поста новление Правительства РФ от 5 ноября 1995 года № 1095 «Об ут верждении положения о лицензи ровании деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за границей».)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz