Рыбный Мурман. 1997 г. Июнь.

s Сырьевая база По данным ПИНРО, к 2000 году запасы трес­ ки в Баренцевом море уменьшатся и можно ожи­ дать снижение вылова до 2 0 0 тысяч тонн, что наполовину меньше текущего года, к 2005 году запасы несколько возрастут и составят 250 ты­ сяч тфгн. За счет стабильной сырьевой базы сельди и путассу в 2 0 0 0 году можно рассчиты­ вать на вылов 700 тысяч тонн и в 2005 году - на 800 тысяч тонн. Таким образом, на ближайшее десятилетие можно рассчитывать на благопри­ ятную сырьевую базу в Северо-Восточной Ат­ лантике. Однако ассортимент изменится в сторону пелагических видов рыб за счет недоло­ ва более ценных видов. Исходя из состояния наличного флота и ожи­ даемой сырьевой базы необходимо соориенти- роваться в строительстве рыбопромысловых судов. Оптимальным считается состав флота, обес­ печивающий самофинансирование отрасли и наибольшее количество рабочих мест. Можно рассмотреть несколько вариантов обновления флота: при эксплуатации имеющихся судов на 5 лет больше нормативного срока и при эксплу­ атации судов в соответствии с нормативными сроками. При развитии по этому варианту и с четом приобретения 11 судов из Германии и ании, решение о котором уже принято, в 2 0 0 0 году будет наблюдаться излишек промысловых мощностей. В пятилетке 2001 - 2005 годов недо­ ловом скажется недостаток мощностей для про­ мысла пелагических объектов. Рекомендуется приобретение модернизиро­ ванных судов, с увеличенными морозильными мощностями, БМРТ типа «Пулковский мериди- ан5или судов «нидерландского» типа. Общий объем прямых инвестиций по данной схеме, с учетом стоимости 11 судов из Германии и Да­ нии, составит около 567 млн. долларов США. Возможны альтернативный, менее капитало­ емкий вариант покупки (вместо больших моро­ зильных судов) сейнеров-траулеров и строительство рыбозавода. Расчеты показывают, что прямые инвести­ ции для покупки 1 0 сейнеров-траулеров инос­ транной постройки и строительство рыбозавода с суточной приемкой 700 - 800 тонн обойдутся в 205 млн. долларов США прямых инвестиций (с учетом процентов за кредит примерно 315 - 350 млн. долларов ). При варианте приобретения отечественных сейнеров-траулеров затраты бу­ дут меньше. Таким образом, при развитии по первому ва­ рианту и приобретении больших морозильных судов для добычи пелагических рыб в период 1997 - 2005 годов потребуются прямые инвести­ ции в сумме 610 млн. долларов США (с учетом процентов за кредит около 700 млн. долларов). При условии строительства рыбозавода и по­ купки сейнеров-траулеров прямые инвестиции составят около 410 млн. долларов США. Федеральной программой «Рыба» не предус­ матривается строительство больших судов. В то же время, по оценке экспертов, на добыче пе- лаг^Ьеских видов рыб могли бы успешно ис­ пользоваться модернизированные БМРТ типа «Пулковский меридиан» с увеличенной моро­ зильной емкостью или суда «нидерландского» типа. Исходя из возможностей по вылову, для Кониепиия Как известно, рыбное хозяйство, являясь многоотраслевым комплексом, глубоко интегрировано как в экономику России, так и в мировое рыболовство. А потому все успехи и неудачи, даже незначительные, в отрасли всецело зависят от политической и экономической ситуации, складывающейся как в стране, так и в мировом рыболовстве. По сути, они и организуют внешний фон, который на сегодня можно оценить как далеко не благоприятный. В прошлом году положение в Мурманском рыбохозяйственном комплексе (МРХК) несколько улучшилось. Так, вылов рыбы увеличился на 14% к предыдущему году и составил 716 тысяч тонн, выпуск яищевой продукции увеличился на 3%. Значительно возрос поток рыбы на внутренний рынок и составил 33т тысячу тонн. Администрация области за счет конкурсной квоты профинансировала несколько рыбохозяйственных программ: «Лососеводство», «Прибрежное рыболовство», «Водоросли», «Панкреатический гидролизат». Уже достигнуты определенные результаты от реализации этих программ. Выращено 220 тонн товарной ценной рыбы и 20 тонн посадочного материала, появилась возможность вырастить еще 60 тонн рыбы на трех малых предприятиях. Добыто 160 тонн морских водорослей на пищевые цели. Более активно стал развиваться прибрежный промысел, добыто 1400 тонн рыбы пассивными орудиями лова. В поселке Лодейное построен приемный пункт рыбы на 10 тонн в сутки. Создано около 300 рабочих мест в отдаленных поселках. Благодаря активизации деятельности государственной администрации Мурманского морского рыбного порта снизилась аварийность на флоте. Весь флот прошел проверку на соответствие Международному кодексу по управлению безопасной эксплуатацией судов и предупреждению загрязнения. Сырьевая база в Баренцевом море вот уже несколько лет находится в хорошем состоянии. Но последние годы пополнение рыбодобывающих флотов осуществляется за счет старых судов из других бассейнов. Более 50% крупнотоннажных судов и более 30% среднетоннажного флота имеют запредельные сроки эксплуатации. Износ основных фондов Мурманского рыбокомбината составляет около 40%. Мурманский рыбный порт использует свои мощности не более чем на 30%. Судоверфь практически осталась без портфеля заказов. Большая часть рыбы уходит за границу. Эти и другие проблемы, возникшие в результате экономических реформ, побудили администрацию Мурманской области провести коллегию, наметить пути вывода МРХК из кризиса, обсудить предлагаемые программы. Хотелось бы остановиться на основных проблемах. Константин БУДАНОВ, председатель комитета по рыболовству областной администрации. Т о , ч то о д н о м у н е п о а с и л у , О А О л е е л л с о о б щ а 3. Налаживание производства новых видов продукции. 4. Воздействие на налоги. Анализ ситуации в МРХК, а также мировая практика позволяют говорить о возможности со­ здания в области предприятий двух разновид­ ностей: 1. Постройка новых и развитие имеющихся добычи 135 тысяч тонн потребуется 13 единиц небольших рыбозаводов для переработки рыбы таких судов и морепродуктов прибрежнои зоны и урожая ак- вахозяиств. По имеющимся данным, постройка рыбоза­ вода с морозильником по переработке 2 2 0 0 - 2500 тонн рыбы в год и численностью работаю­ щих 25 - 30 человек в Норвегии обходится в 4- Из среднетоннажных судов предусматрива­ ется строительство траулеров проекта 13010 и 13720, которые могут успешно работать как на донных, так и на пелагических объектах промыс­ ла. Их потребуется приобрести 28 единиц. ✓чм.Л- ^ Общий объем прямых инвестиций за 1996 - 4 , 5 мян- Д °ллаР0В США. С учетом ценности 2005 годы при развитии по второму варианту со- ВИД ° В 0 Г 0 состава, прогнозируемого к добыче, в ставит 1150 млн. долларов США, в том числе 6 том ч” сле кРаба’ гребешка, лососевых, окупает- ся рыбозавод в два года. Учитывая их основное предназначение: поставка продукции на мест- млн. долларов на структурную перестройку про­ изводства заводов бывшего рыбокомбината и 36 млн. долларов на строительство новых заводов. Прямые инвестиции, рассчитанные по стоимос­ ти судов, определились в 773 - 913 млн. долла­ ров США. Еще меньшие прямые инвестиции - ный рынок, решение социальных проблем по за­ нятости населения прибрежных поселков - становлению заводов должна помочь областная администрация (льготы по налогам, предостав- V-'1-»ЧУ ЪшЛшЛв\ • Ь. IVIЧУIIIUJГ1Ч/ Il^//IIVIUI4^ril IUUUIГ1ЦГ1Г1 » 634 - 784 млн. долларов - потребуются, если бу- ление квот;, дет создано комплексное предприятие, включа- ,?• Создание комплексного предприятия по ющее 15 единиц сейнеров-траулеров и добыче, береговой переработке и сбыту пелаги- береговой рыбозавод с суточной приемкой око- чес^их рыо. ло 800 тонн Поскольку траулеры работают в составе еди- За счет каких же источников можно решать ного государственного комплекса с рыбозавода- вопрос обновления флота и модернизацию бе- - и> то эффективность эксплуатации может реговой переработки? 1. Открытие кредитных линий для реализа­ ции q ^ /юокупаемых и экспортных проектов под гарантию области. 2. Снижение ставок кредита до 8 -10% в год. 3. Предоставление льготных кредитов для пополнения оборотных средств. 4. Уменьшение таможенных пошлин на им­ порт комплектующих материалов. Береговая рыбоперерабатывающая база быть несколько увеличена за счет цен на рыбо­ продукцию. Реальная обстановка не позволяет быстро перестроить предприятия бывшего рыбокомби­ ната. Зато сегодня есть жизнестойкое предпри­ ятие, его продукция конкурентоспособна. Это АО «Норд-Вест Ф. К». Достаточно сказать, что внутренний валовой продукт этого предприятия за прошлый год составил 1 0 0 млрд. рублей, только налогов это предприятие уплатило более 20 млрд. рублей. В то же самое время все пред­ приятия бывшего рыбокомбината заплатили на­ логов 8,4 млрд. рублей. ВВП составил около 43 млрд. рублей. Значит, необходимо срочно переориентиро- В дореформенное время цены на сырье и по- вать предприятия рыбокомбината на новые луфабрикаты, реализуемые государством, были виды продукции. Для этой цели администрация таковыми, что основная прибыль «Севрыбы» области готова выделить беспроцентный кредит формировалась на обрабатывающих предпри- под конкретные бизнес-планы, ятиях. Так, балансовая прибыль Мурманского рыбокомбината в 1986 -1990 годах составляла 24,6 - 42,2% всей прибыли рыбной отрасли )манской области. 1осле 1992 года, когда основными критерия­ ми производства стали прибыль и спрос, вы­ явилось, что имеющаяся структура берегового производства малоконкурентна. Реально существуют четыре крупных факто­ ра повышения эффективности производства и финансовой устойчивости предприятий: 1. Снижение себестоимости производства. А—I,W Mypi\ П< Развитие прибрежного промысла, производства и добычи нетрадиционных видов рыб и морепродуктов Современная эксплуатация биоресурсов Ба­ ренцева моря характеризуется интенсивным промыслом лишь ограниченного числа традици­ онных объектов лова (треска, пикша, камбала, 2 .^величение объема производства при- зубатка, креветка, гребешок). Весьма значитель- быльпых видов продукции. ная резервная база промысловых ресурсов - во­ доросли, скаты, акулы, ежи, пинагор и другие - не востребована. Упор делался на океанический промысел и оттеснил прибрежное рыболовство, захирели и прибрежные поселки Кольского полуострова. Серьезной попыткой приостановить этот про­ цесс явилась разработанная в 1993 году ПИНРО и ММБИ программа «Изучение и раци­ ональное использование биоресурсов прибреж­ ной зоны Кольского полуострова». Исследованиями определена возможность вы­ лова различных видов гидробионтов в 50-миль­ ной зоне в объеме около 2 1 0 тысяч тонн, а только пассивными орудиями лова у берегов возможен вылов до 1 0 - 1 2 тысяч тонн рыбы. Выделение прибрежной квоты, начиная с 1994 года, послужило первым шагом возрожде­ ния промысла пассивными орудиями лова, во­ влечение в этот процесс жителей прибрежных поселков. Заслуживает особой поддержки инициатива ООО «Биос-Арктик» и «Биос-Шельф» в возоб­ новлении добычи морских водорослей на пище­ вые цели. В 1996 году этими предприятиями добыто 160 тонн ценного пищевого сырья. Два года назад по инициативе администра­ ции области создана ассоциация прибрежных промыслов и фермерских хозяйств, осваиваю­ щих прибрежную квоту. Не дожидаясь мифичес­ ких инвестиций, необходимо уже сейчас приступить к строительству новых прибрежных ярусных судов за счет конкурсной региональной квоты. На базе брошенных промышленных зда­ ний в прибрежных поселках организовать пунк­ ты приема рыбы и ее переработки. Такая программа уже разработана ассоциацией. Структурные изменения в сфере реализации Прежде единое на бассейне оптовое звено разрушено. До 1992 года вся реализация рыб­ ной продукции на внутренний рынок осущес­ твлялась управлением «Севрыбсбыт». За счет льготных кредитов «Севрыбсбыт» оплачивал рыбопродукцию по оптовым ценам зачастую еще до доставки ее в порт. На уровне управле­ ния происходили и взаиморасчеты с госбюдже­ том. Разрушение монопольной деятельности уп­ равления «Севрыбсбыт» и привычных связей на фоне общей нестабильности, незнание в до­ статочной мере рынка сбыта рыбопродукции но­ выми работниками, возможность быстрого обогащения обусловили появление большого числа мелких оптовиков и посредников. Тем не менее при всей хаотичности и отрица­ тельных моментах новые легальные и нелегаль­ ные формирования оптового звена более остро ощущали тенденции спроса покупателей. В итоге сформировался-таки устойчивый контингент оптовиков. Посредническая деятель­ ность при продаже рыбопродукции резко сокра­ тилась. Основными сбытовыми организациями в морском рыбном порту являются АО «Сев­ рыбсбыт», «Мурмансквнештранс» и «Севрыб- сервис». Во внешней торговле пора переходить от тор­ говли сырьем и полуфабрикатами к торговле го­ товой продукцией. Для этого требуется большая модернизация промысловых судов и береговых рыбоперерабатывающих предприятий. Структура и функции управления рыбохозяйственным комплексом Предлагается система из трех взаимосвязан­ ных структур: 1. Комитета Российской Федерации по рыбо­ ловству, который обеспечивает разработку и проведение единой рыбохозяйственной полити­ ки страны и реализацию федеральных про­ грамм в масштабе отрасли. 2. Государственного департамента по рыбо­ ловству Северного бассейна - промежуточного звена между Госкомрыболовством и админис­ трациями Мурманской и Архангельской облас­ тей и Республикой Карелия в вопросах совместного владения водными биоресурсами, разработки и реализации концепции развития рыбохозяйственного бассейнового комплекса. 3. Комитета по рыболовству администрации Мурманской области, который осуществляет права владения, использования и распоряжения биологическими водными ресурсами. Из-за отсутствия средств трудно решать во­ прос создания Государственного департамента по рыболовству. Поэтому промежуточным зве­ ном между Госкомрыболовством и регионами по распределению квотируемых биоресурсов вы­ ступают Северный научно-промысловый совет и региональный рыбхозсовет. На данном этапе этого, думается, достаточно. В 1995 году администрация области заклю­ чила договор со специалистами Института эко­ номических проблем Кольского научного центра РАН, института «Севгипрорыбфлот», Мурман­ ского морского биологического института, Мур­ манского государственного технического университета по разработке программы разви­ тия рыбохозяйственного комплекса Мурманской области до 2005 года. Можно по-разному относиться к этой про­ грамме. Она уже попала под огонь критики Гос- комрыболовства и руководителей предприятий области. Но в целом в программе обозначены пути вывода Мурманского рыбохозяйственного комплекса из кризисного состояния. Хотя, ко­ нечно, никакая программа без финансового под­ крепления работать не будет. № 23 6 - 12 июня 1997 года с * » и -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz