Рыбный Мурман. 1997 г. Июнь.

£> § CD CD s 0) & -a S о 0 1 о си С О со ф LQ По мраморной лестнице с золотыми перила­ ми офиса тралового флота, потом по окрашен­ ным деревянным ступеням еще на один этаж - и вы перед дверью с надписью «ОД СНФ» . От­ крываете дверь и видите странную картину: разномастные, облезлы е , неуклюжие шкафы и столы в длинном кабинете и огромная карта на стене , вся изрисованная синими цифрами (их особенно много на фоне Баренцева моря). Еще один стол - с телефонами и компьютером. ОД СНФ - значит оперативный дежурный службы наблюдения за флотом, службы , кото­ рую с полным основанием можно назвать цен­ тром скорой помощи судам . Причем любым, будь то корабли Северного флота или пароход­ ства, ну и, конечно, рыбацкие траулеры. В от­ личие от привычной «скорой помощи», куда звонят только во время беды , в службе наблю­ дения каждый день знают, где находится то или иное судно Северного бассейна - от плавбазы до «малыша» МРТ-к, чем оно занято, куда на­ правляется, когда придет в порт или на промы­ сел . И все это только для того, чтобы в случае аварии в максимально короткий срок помочь, спасти и экипаж, и само судно . Вторым рож де­ нием этой сл уж б е обязаны тысячи моряков, миллиардами рублей за вырученные из беды суда в долгу перед ней руководители флотов. КОМУМОРЯОТКРЫВАЮТСЕКРЕТЫ Что знаем мы о научных ис­ следованиях в Арктике? Очень мало. Зато для ученых Мурман­ ского морского биологического института (ММБИ) такие исследо­ вания - повседневная работа, причем необычайно интересная и важная. В этом году экспедиционный сезон начался рано: уже в январе на вертолетах ученые отправи­ лись на Белое море, чтобы на­ блюдать за колониями тюленей. Именно там размножаются эти животные и там осуществляется зверобойный промысел. А потому экспедиция дала серьезный ана­ литический материал. Не менее интересной с науч­ ной точки зрения была работа на трассе Севморпути, которую уче­ ные вели с помощью атомных ле­ доколов. Богатый материал дали наблюдения за морскими птица­ ми, белыми медведями идругими млекопитающими. Гидробиологическая и эколо­ гическая съемка в Печенгской губе позволила лучше оценить ситуацию в районе, где планиру­ ется строительство нового порта. А в дальнейшем эти исследова­ ния облегчат контроль за возмож­ ными негативными изменениями, лягут в основу рекомендаций для их снижения. Министерство по'чрезвычай- ным ситуациям РФ, Курчатовский научный центр и Институт океа­ нологии Российской Академии наук вместе с учеными ММБИ провели исследования в районе гибели атомной подводной лодки «Комсомолец». Не менее важной была работа в заливах и губах Баренцева моря. Здесь любят жить и морс­ кие млекопитающие, и рыбы, и водоросли, то есть объекты про­ мысла. Но именно эти акватории, непосредственно контактирую­ щие с сушей, больнее всех ощу­ щают последствия хозяйственной деятельности человека. И ученые должны знать, как меняется видо­ вой состав и количество всего живого в этих местах, насколько загрязнены заливы и губы, чего ожидать в будущем. Уникальная экспедиция, кото­ рую ученые ММБИ проводили вместе с германскими коллегами, закончилась в апреле. Морские геологи на вертолетах и снегохо­ дах работали в районе Карского моря. В суровых арктических ус­ ловиях они отбирали пробы льда, воды, донных осадков, вели на­ блюдения за морскими млекопи­ тающими. А в начале мая сотрудники ММБИ отправились в экспедицию в Печорское море, где планирует­ ся освоение нефтегазовых место­ рождений. Эта экспедиция проводится под эгидой АО «Ро- сшельф». И еще одна комплексная эк­ спедиция. На двух судах ^1МБИ и немецком научном ледоколе - ученые исследуют Кольский раз­ рез Баренцева моря. Оценка эко­ логической ситуации в этом районе очень важна, ведь извест­ но, что Кольский разрез пересе­ кает основные течения Гольфстрима, с которыми в Ба­ ренцево море проникают не толь­ ко теплые атлантические воды, но и всяческая грязь. Можно еще долго рассказы­ вать о проведенных и планируе­ мых исследованиях ученых института. Их много. Но даже из перечисленного видно: наша мор­ ская наука живет. И работает на благо будущего. Ви ктор ЗЕНЗЕРОВ, учены й секретарь ММБИ. « С к о р а я п о м о щ ь » д л я ф л о т а кн льда, знают только их капитаны. Опасно? Еще как! В не столь давние годы Север­ ный бассейн ужасался от сообще­ ний о тяжелых авариях большегрузных судов - плавбаз, рефрижераторов. уть ее существование. транспортных рефрижераторов. Впрочем, благодарность надо Тогда они работали с промыслови- К р у г л ы е сутки сидит у теле­ фона оперативный дежурный, принимает огромное количество информации и на ее основе вносит изменения на карте - все переме­ ны в перемещении траулеров. Весь стол устлан списками теле­ фонов флотов, фирм-судовладель- рыболовству. Но, как известно, цев, главного спасательного там серьезная реорганизация, а . _ u „ координационного центр? в Мос- потому не до периферии. Следова- бы объявить и «Севрыбе». Ьассеи- ками. Сейчас все вышли на океан- кве, спасательных центрог в Мур- тельно, все идет как шло: флоты новый информационный пост ские просторы с другими целями, манске, Архангельске, Санкт- платят зарплату «своим», а опера- «Севрыбы» каждый день дает в а плавбаз осталось всего ничего. Петербурге, телефонов военных тивные дежурные сидят в кабине- службу сводки по всем флотам. Почему случались те аварии? По- ведомств (бывает, что их вертоле- те _ складе старинной мебели и Будь сие по договорам - миллио- тому что для перегрузки продук­ ты включаются в операцию спасе- стоят на страже жизни моряков, нов 150 в год надо было бы пла- ции уходили в укрытия, бухты, а ния) и множества других нужных И упрекнуть меня за «громкие» тить. Есть такая штука ПРИПы - там в стесненных условиях небез- и важных. слова может только тот, кто не предупреждения для моряков: то опасно. Именно там произошли и Опытнейшие капитаны несут знает сути работы ОД СНФ . ли где-то маяк перестал мигать, то последние печальные события, здесь вахту. Десятилетиями ело- Кстати, о деньгах. Капитаны в ли появилась подводная преграда, когда утонули траулеры «Смена» жилась практика: один капитан- СНФ считают, что не будь гене- то ли район плавания закрылся и и «Ишим». Конечно, виной была наставник от больших флотов. С ральный директор АО «Мурманс- т. д. И за эти извещения надо бы бесшабашность судоводителей, но образованием государственной кий траловый флот» Юрий миллиончиков 20 отдавать. Новые в открытом море, наверное, все морской администрации рыбного Борисович Прутков столь терпе- карты надо? Обязательно. А каж- бы обошлось, порта служба наблюдения за фло- лив в ожидании перемен жизни дал около 40 тысяч рублей стоит. Вот и представьте, как сложно том должна была переселиться СНФ, не будь столь дальновиден, Вот «Севрыба» и помогает. оперативному дежурному контро- под ее крышу. Уже и кабинет кра- службы наблюдения могло уже и ^ лировать всю эту кашу-малашу, сивый есть, и компьютеры стоят, не быть на Северном бассейне. L/ЕЙЧАС службе полегче по- Если в былые годы траулер, вы- не хватало положения о СНФ, ко- Одна только плата за аренду по- тому, что в Баренцевом море несет йдя из порта, очень не скоро воз- торое разрабатывал Комитет по мещения могла запросто перечер- беспрерывную вахту судно-спаса- вращался к причалу, то сейчас тель. л ведь оыл период, когда 0ни снуют туда-сюда, в норвежс- спасательные буксиры разбрелись кие порты и назад на промысел. И по планете, выполняя коммерчес­ кие заказы. Или отстаивались в порту. Потом их «забрала» «Сев- рыба», и они стали работать «по призванию». Два «спасателя» сто­ ят в порту в состоянии 12-часовой готовности прийти на помощь по­ павшим в беду. Как вы думаете, сколько судов приписано к Мурманскому рыбно­ му порту? 100? 300? Больше. Около 700 единиц. Если взгля­ нешь на карту в службе наблюде­ ния, так и замрешь в изумлении. На «пятачке» у полуострова Рыба­ чий сегодня собралось 11 трауле­ ров, а у Медвежки - 120! Как там они крутятся в этой гуще, как промышляют у самой кромки все это в считанные дни. Бди, ОД СНФ! Что зависит от капитана-на- ставника, если, не приведи Бог, кто-то попадет в беду? Сначала он, первым получив сообщение, известит судовладельца и главно­ го капитана порта, сразу же опре­ делит, кто ближе всех к аварийному судну, что из себя представляет тот, кто ближе всех, то есть его технические возмож­ ности. Немедленно свяжется с ним и отправит на помощь. Тем временем в администрации порта соберется штаб, где специалисты будут искать выход из ситуации. Храни Бог наших моряков от всего этого! Надо сказать^ что небывалая погода нынеш­ ней зимы, когда непрерывные штормы бушевали в Баренце­ вом море не полтора-два меся­ ца, как обычно, а 4,5 месяца, все-таки не принесла нам больших бед. В немалой степе­ ни это зависело и от службы наблюдения: вовремя предуп­ редить об опасности, будь то шторм или другая угроза мо­ реплаванию, дорогого стоит. Т е , кто давно служит морю, прекрасно знают, кто такие ОД СНФ . Новички, кроме судоводителей, еще не знают. Вот для них, для се­ мей моряков я и пишу эти строки. И хочу, чтобы не только представляли себе, чем занята эта структура, но и помнили имена ОД СНФ , каждый из которых не одно десятилетие простоял на питанском мостике. Это Бо ­ рис Петрович Оленев, Эрий Сергеевич Куракин , Анато­ лий Петрович Фищенко, Ва­ силий Александрович Калиновский , Михаил Пет­ рович Листаров и их руково­ дитель Виктор Иванович Дубовицкий. Низкий поклон им от экипажей 700 судов Се­ верного бассейна и их семей! и н н а ш з м В СУББОТУ В РЕДАКЦИИ то и дело звонил телефон: то сообщали, что возле уп­ равления «Севрыбпромразведки» (СРПР ) собралось несколько сотен человек и наме­ рены штурмом брать здание, то просили прислать корреспондента, то ставили ре­ дакцию в известность, что с начальником управления Павлом Виноградовым толпа сейчас «разберется»... Когда я пришла в СРПР, в коридорах и приемной начальника гудела огромная оче­ редь. Пропускать меня не хотели, но, уз­ нав, что я и есть корреспондент, нехотя впустили в кабинет. Павел Васильевич на удивление спокой­ но и вежливо беседовал с моряком. Я при­ села рядом, включила диктофон. В общем-то, иного я и не ожидала: пла­ кала мать, которой нечем кормить детей, возмущенно требовали выдать зарплату более бойкие; тихо просила выдать хотя бы сколько-нибудь денег на лекарства после операции жена моряка, срывались на крик мамы, требуя денег на отправку детей в от- Б О Л Ь Н О В И Л Е Т Ь С Л Е З Ы Л Ю А С К И Е пуск. Каждый со своими бедами. Но общая - одна: флот не платит зарплату, отпуск­ ные. К тому же государство «забыло» про детские пособия. Куда идти? Где найти по­ мощь? ^ Люди недоумевают: рыбу-то ловят, сда­ ют, куда же деваются деньги? Виноградов терпеливо каждому объясняет: ловить-то ловят, но сколько? Ни одно судно недотя­ нуло до плана, а топливо, снабжение, ва­ люта экипажу - все поступало вовремя. Не было нормальной рыбалки четыре месяца - небывалый случай! И именно это стало причиной «обмана» руководителя, ведь Павел Васильевич обещал расплатиться с большей частью моряков в апреле-мае. И потому некоторые не верят его словам сей­ час, когда он говорит: «Не всю сумму задо­ лженности, а 3-4 миллиона рублей, но получите 25-30 июня». Он надеется, что несколько судов успешно поработают до середины июня и тогда будут деньги. Почти девять миллиардов рублей надо, чтобы расплатиться по зарплате. В минув­ шую пятницу флот «разбогател» на 600 миллионов. Для такой очереди это копей­ ки. Виноградов тщательно сверяет фамилию и лицевой счет посетителя со списками, ко­ торых у него четыре! Похоже, на этой неде­ ле получат деньги те, кто в нервом списке, и несколько человек из второго. Но жизнь есть жизнь. И, конечно, началь­ ник флота делает исключения для особо не­ счастных. Мать троих детей, работающая в охране склада СРПР, - одна-одинешенька. Вот она получит свою маленькую долю: ви­ димо, алименты. Многие спрашивали Виноградова, мол, вы-то за каждый месяц получаете зарплату? И недоуменно замолкали, услышав, что пос­ ледний раз это было за ноябрь. Некоторые посетители уходили с верой в обещания начальника, некоторые грозили судом и другими «мерами». Когда я уходила, очередь зароптала: «А чего же вы нас не послушали?». Господи, если бы у меня было много-много денег, чес­ тное слово, не положила бы в свой карман, а раздала бы тем, кто бедствует. Больно ви­ деть слезы людские. Я знаю, что такое нище­ та и голод не понаслышке. Но я бессильна. Если уж дурдом в стране выставляет дурака­ ми и обманщиками умных и грамотных ру­ ководителей, то что может изменить корреспондент!.. ' V /

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz