Рыбный Мурман. 1997 г. Июнь.
£> § CD CD s 0) & -a S о 0 1 о си С О со ф LQ По мраморной лестнице с золотыми перила ми офиса тралового флота, потом по окрашен ным деревянным ступеням еще на один этаж - и вы перед дверью с надписью «ОД СНФ» . От крываете дверь и видите странную картину: разномастные, облезлы е , неуклюжие шкафы и столы в длинном кабинете и огромная карта на стене , вся изрисованная синими цифрами (их особенно много на фоне Баренцева моря). Еще один стол - с телефонами и компьютером. ОД СНФ - значит оперативный дежурный службы наблюдения за флотом, службы , кото рую с полным основанием можно назвать цен тром скорой помощи судам . Причем любым, будь то корабли Северного флота или пароход ства, ну и, конечно, рыбацкие траулеры. В от личие от привычной «скорой помощи», куда звонят только во время беды , в службе наблю дения каждый день знают, где находится то или иное судно Северного бассейна - от плавбазы до «малыша» МРТ-к, чем оно занято, куда на правляется, когда придет в порт или на промы сел . И все это только для того, чтобы в случае аварии в максимально короткий срок помочь, спасти и экипаж, и само судно . Вторым рож де нием этой сл уж б е обязаны тысячи моряков, миллиардами рублей за вырученные из беды суда в долгу перед ней руководители флотов. КОМУМОРЯОТКРЫВАЮТСЕКРЕТЫ Что знаем мы о научных ис следованиях в Арктике? Очень мало. Зато для ученых Мурман ского морского биологического института (ММБИ) такие исследо вания - повседневная работа, причем необычайно интересная и важная. В этом году экспедиционный сезон начался рано: уже в январе на вертолетах ученые отправи лись на Белое море, чтобы на блюдать за колониями тюленей. Именно там размножаются эти животные и там осуществляется зверобойный промысел. А потому экспедиция дала серьезный ана литический материал. Не менее интересной с науч ной точки зрения была работа на трассе Севморпути, которую уче ные вели с помощью атомных ле доколов. Богатый материал дали наблюдения за морскими птица ми, белыми медведями идругими млекопитающими. Гидробиологическая и эколо гическая съемка в Печенгской губе позволила лучше оценить ситуацию в районе, где планиру ется строительство нового порта. А в дальнейшем эти исследова ния облегчат контроль за возмож ными негативными изменениями, лягут в основу рекомендаций для их снижения. Министерство по'чрезвычай- ным ситуациям РФ, Курчатовский научный центр и Институт океа нологии Российской Академии наук вместе с учеными ММБИ провели исследования в районе гибели атомной подводной лодки «Комсомолец». Не менее важной была работа в заливах и губах Баренцева моря. Здесь любят жить и морс кие млекопитающие, и рыбы, и водоросли, то есть объекты про мысла. Но именно эти акватории, непосредственно контактирую щие с сушей, больнее всех ощу щают последствия хозяйственной деятельности человека. И ученые должны знать, как меняется видо вой состав и количество всего живого в этих местах, насколько загрязнены заливы и губы, чего ожидать в будущем. Уникальная экспедиция, кото рую ученые ММБИ проводили вместе с германскими коллегами, закончилась в апреле. Морские геологи на вертолетах и снегохо дах работали в районе Карского моря. В суровых арктических ус ловиях они отбирали пробы льда, воды, донных осадков, вели на блюдения за морскими млекопи тающими. А в начале мая сотрудники ММБИ отправились в экспедицию в Печорское море, где планирует ся освоение нефтегазовых место рождений. Эта экспедиция проводится под эгидой АО «Ро- сшельф». И еще одна комплексная эк спедиция. На двух судах ^1МБИ и немецком научном ледоколе - ученые исследуют Кольский раз рез Баренцева моря. Оценка эко логической ситуации в этом районе очень важна, ведь извест но, что Кольский разрез пересе кает основные течения Гольфстрима, с которыми в Ба ренцево море проникают не толь ко теплые атлантические воды, но и всяческая грязь. Можно еще долго рассказы вать о проведенных и планируе мых исследованиях ученых института. Их много. Но даже из перечисленного видно: наша мор ская наука живет. И работает на благо будущего. Ви ктор ЗЕНЗЕРОВ, учены й секретарь ММБИ. « С к о р а я п о м о щ ь » д л я ф л о т а кн льда, знают только их капитаны. Опасно? Еще как! В не столь давние годы Север ный бассейн ужасался от сообще ний о тяжелых авариях большегрузных судов - плавбаз, рефрижераторов. уть ее существование. транспортных рефрижераторов. Впрочем, благодарность надо Тогда они работали с промыслови- К р у г л ы е сутки сидит у теле фона оперативный дежурный, принимает огромное количество информации и на ее основе вносит изменения на карте - все переме ны в перемещении траулеров. Весь стол устлан списками теле фонов флотов, фирм-судовладель- рыболовству. Но, как известно, цев, главного спасательного там серьезная реорганизация, а . _ u „ координационного центр? в Мос- потому не до периферии. Следова- бы объявить и «Севрыбе». Ьассеи- ками. Сейчас все вышли на океан- кве, спасательных центрог в Мур- тельно, все идет как шло: флоты новый информационный пост ские просторы с другими целями, манске, Архангельске, Санкт- платят зарплату «своим», а опера- «Севрыбы» каждый день дает в а плавбаз осталось всего ничего. Петербурге, телефонов военных тивные дежурные сидят в кабине- службу сводки по всем флотам. Почему случались те аварии? По- ведомств (бывает, что их вертоле- те _ складе старинной мебели и Будь сие по договорам - миллио- тому что для перегрузки продук ты включаются в операцию спасе- стоят на страже жизни моряков, нов 150 в год надо было бы пла- ции уходили в укрытия, бухты, а ния) и множества других нужных И упрекнуть меня за «громкие» тить. Есть такая штука ПРИПы - там в стесненных условиях небез- и важных. слова может только тот, кто не предупреждения для моряков: то опасно. Именно там произошли и Опытнейшие капитаны несут знает сути работы ОД СНФ . ли где-то маяк перестал мигать, то последние печальные события, здесь вахту. Десятилетиями ело- Кстати, о деньгах. Капитаны в ли появилась подводная преграда, когда утонули траулеры «Смена» жилась практика: один капитан- СНФ считают, что не будь гене- то ли район плавания закрылся и и «Ишим». Конечно, виной была наставник от больших флотов. С ральный директор АО «Мурманс- т. д. И за эти извещения надо бы бесшабашность судоводителей, но образованием государственной кий траловый флот» Юрий миллиончиков 20 отдавать. Новые в открытом море, наверное, все морской администрации рыбного Борисович Прутков столь терпе- карты надо? Обязательно. А каж- бы обошлось, порта служба наблюдения за фло- лив в ожидании перемен жизни дал около 40 тысяч рублей стоит. Вот и представьте, как сложно том должна была переселиться СНФ, не будь столь дальновиден, Вот «Севрыба» и помогает. оперативному дежурному контро- под ее крышу. Уже и кабинет кра- службы наблюдения могло уже и ^ лировать всю эту кашу-малашу, сивый есть, и компьютеры стоят, не быть на Северном бассейне. L/ЕЙЧАС службе полегче по- Если в былые годы траулер, вы- не хватало положения о СНФ, ко- Одна только плата за аренду по- тому, что в Баренцевом море несет йдя из порта, очень не скоро воз- торое разрабатывал Комитет по мещения могла запросто перечер- беспрерывную вахту судно-спаса- вращался к причалу, то сейчас тель. л ведь оыл период, когда 0ни снуют туда-сюда, в норвежс- спасательные буксиры разбрелись кие порты и назад на промысел. И по планете, выполняя коммерчес кие заказы. Или отстаивались в порту. Потом их «забрала» «Сев- рыба», и они стали работать «по призванию». Два «спасателя» сто ят в порту в состоянии 12-часовой готовности прийти на помощь по павшим в беду. Как вы думаете, сколько судов приписано к Мурманскому рыбно му порту? 100? 300? Больше. Около 700 единиц. Если взгля нешь на карту в службе наблюде ния, так и замрешь в изумлении. На «пятачке» у полуострова Рыба чий сегодня собралось 11 трауле ров, а у Медвежки - 120! Как там они крутятся в этой гуще, как промышляют у самой кромки все это в считанные дни. Бди, ОД СНФ! Что зависит от капитана-на- ставника, если, не приведи Бог, кто-то попадет в беду? Сначала он, первым получив сообщение, известит судовладельца и главно го капитана порта, сразу же опре делит, кто ближе всех к аварийному судну, что из себя представляет тот, кто ближе всех, то есть его технические возмож ности. Немедленно свяжется с ним и отправит на помощь. Тем временем в администрации порта соберется штаб, где специалисты будут искать выход из ситуации. Храни Бог наших моряков от всего этого! Надо сказать^ что небывалая погода нынеш ней зимы, когда непрерывные штормы бушевали в Баренце вом море не полтора-два меся ца, как обычно, а 4,5 месяца, все-таки не принесла нам больших бед. В немалой степе ни это зависело и от службы наблюдения: вовремя предуп редить об опасности, будь то шторм или другая угроза мо реплаванию, дорогого стоит. Т е , кто давно служит морю, прекрасно знают, кто такие ОД СНФ . Новички, кроме судоводителей, еще не знают. Вот для них, для се мей моряков я и пишу эти строки. И хочу, чтобы не только представляли себе, чем занята эта структура, но и помнили имена ОД СНФ , каждый из которых не одно десятилетие простоял на питанском мостике. Это Бо рис Петрович Оленев, Эрий Сергеевич Куракин , Анато лий Петрович Фищенко, Ва силий Александрович Калиновский , Михаил Пет рович Листаров и их руково дитель Виктор Иванович Дубовицкий. Низкий поклон им от экипажей 700 судов Се верного бассейна и их семей! и н н а ш з м В СУББОТУ В РЕДАКЦИИ то и дело звонил телефон: то сообщали, что возле уп равления «Севрыбпромразведки» (СРПР ) собралось несколько сотен человек и наме рены штурмом брать здание, то просили прислать корреспондента, то ставили ре дакцию в известность, что с начальником управления Павлом Виноградовым толпа сейчас «разберется»... Когда я пришла в СРПР, в коридорах и приемной начальника гудела огромная оче редь. Пропускать меня не хотели, но, уз нав, что я и есть корреспондент, нехотя впустили в кабинет. Павел Васильевич на удивление спокой но и вежливо беседовал с моряком. Я при села рядом, включила диктофон. В общем-то, иного я и не ожидала: пла кала мать, которой нечем кормить детей, возмущенно требовали выдать зарплату более бойкие; тихо просила выдать хотя бы сколько-нибудь денег на лекарства после операции жена моряка, срывались на крик мамы, требуя денег на отправку детей в от- Б О Л Ь Н О В И Л Е Т Ь С Л Е З Ы Л Ю А С К И Е пуск. Каждый со своими бедами. Но общая - одна: флот не платит зарплату, отпуск ные. К тому же государство «забыло» про детские пособия. Куда идти? Где найти по мощь? ^ Люди недоумевают: рыбу-то ловят, сда ют, куда же деваются деньги? Виноградов терпеливо каждому объясняет: ловить-то ловят, но сколько? Ни одно судно недотя нуло до плана, а топливо, снабжение, ва люта экипажу - все поступало вовремя. Не было нормальной рыбалки четыре месяца - небывалый случай! И именно это стало причиной «обмана» руководителя, ведь Павел Васильевич обещал расплатиться с большей частью моряков в апреле-мае. И потому некоторые не верят его словам сей час, когда он говорит: «Не всю сумму задо лженности, а 3-4 миллиона рублей, но получите 25-30 июня». Он надеется, что несколько судов успешно поработают до середины июня и тогда будут деньги. Почти девять миллиардов рублей надо, чтобы расплатиться по зарплате. В минув шую пятницу флот «разбогател» на 600 миллионов. Для такой очереди это копей ки. Виноградов тщательно сверяет фамилию и лицевой счет посетителя со списками, ко торых у него четыре! Похоже, на этой неде ле получат деньги те, кто в нервом списке, и несколько человек из второго. Но жизнь есть жизнь. И, конечно, началь ник флота делает исключения для особо не счастных. Мать троих детей, работающая в охране склада СРПР, - одна-одинешенька. Вот она получит свою маленькую долю: ви димо, алименты. Многие спрашивали Виноградова, мол, вы-то за каждый месяц получаете зарплату? И недоуменно замолкали, услышав, что пос ледний раз это было за ноябрь. Некоторые посетители уходили с верой в обещания начальника, некоторые грозили судом и другими «мерами». Когда я уходила, очередь зароптала: «А чего же вы нас не послушали?». Господи, если бы у меня было много-много денег, чес тное слово, не положила бы в свой карман, а раздала бы тем, кто бедствует. Больно ви деть слезы людские. Я знаю, что такое нище та и голод не понаслышке. Но я бессильна. Если уж дурдом в стране выставляет дурака ми и обманщиками умных и грамотных ру ководителей, то что может изменить корреспондент!.. ' V /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz