Рыбный Мурман. 1997 г. Июнь.

& ш ние 6731 т, мощность механизмов 11610 л.с., скорость 20 узлов (37 км) в час, дальность плавания 4000 миль, эки­ паж 578 человек; вооружение - 34 пушки разного калибра. Участник Цусимского боя, потерял там своего командира капитана 1-го ранга Е.Р.Егорьева и 14 матросов, 80 чело­ век были ранены. После этого боя «Аврора» ушла на Филиппины, где была интернирована. В 1906 г. возврати­ лась на Балтику, включена в состав учебных судов Мор­ ского кадетского кор­ пуса, посетила десятки стран мира. С началом первой мировой войны - снова в боевом соста­ ве Бал- тийского фло­ та. 25.10.1917 выстре­ лом из носового орудия подала сигнал к штурму Зимнего •дворца. С 1923 г. ко­ рабль является учеб­ ным судном. В 1924 г. «Аврора» участвовала в первом заграничном походе военных кораблей СССР. Под коман­ дованием JI.А.Поленова вместе с учебным кораблем «Ком­ сомолец» обогнула Скандинавское побережье, побывала в Кольском заливе, посетила норвежские порты Берген и Тронхейм. В том же году, в июле, «Аврора» снова посети­ ла Мурманск. Заходила в Кольский залив в 1925-м и в 1930-м. В Великую Отечественную снятые с «Авроры» 130-миллиметровые орудия использовались на Пулковских высотах, а 45-миллиметровые поставили на канонерские лодки Чудской военной флотилии. Сам крейсер стоял в Ораниенбауме, оборонял город и порт. С 17.11.1948 - па­ мятник на Неве, у Петровской набережной, и учебное суд­ но курсантов Нахимовского училища. АГАПОВА Татьяна Павловна. Род в пос. Ревда Ловозерского района Мурманской области, русская. Эко­ номист по образованию, поэтесса. Первые стихи опубли­ кованы в коллективном сборнике «Приобщение» (1988). Отдельные сборники стихов выходили в 1992 г. («Аква­ рель») и в 1995 г. («Час земной»). АГАФОНОВ Семен Михайлович (13.09.1917- 01.01.1977), главный старшина, командир разведотряда Северного флота, Герой Советского Союза (5.11.1944). Род. в д. Пуршлахта Приморского района Архангельской области, русский. Работал на заводе. В ВМФ с 1938 г., на Северном флоте - с 1939-го, в Великой Отечественной - с 1941 г. Отличился в октябре 1944 г. при штурме Петсамо и Лиинахамари. Одним из первых ворвался на батарею противника, захватил орудие и открыл огонь по гитлеров­ цам, чем обеспечил продви­ жение вперед катеров Северного флота и под­ разделений сухопутных войск.С 1948 г.' в запасе. Жил в Евпатории. АГЕЕВ Иван Максимович (1926-1976), первый директор совхоза Северного флота «Североморец». С 1943 по 1950 гг. служил на Северном флоте. Его именем назва­ на улица в пос. Щукозеро. АГЕЙКИН Николай Федорович, кавалер трех ор­ денов Славы. Жил в Кандалакше. АГРАРНАЯ ПАРТИЯ РОССИИ, Мурманская об­ ластная организация - см. Партии. «АДМИРАЛ ГОРШКОВ», крейсер Северного фло­ та. «АДМИРАЛ ОБ», французский крейсер, с которого 18 марта 1918 года в Мурманске высаживались солдаты Антанты. «АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА КУЗНЕЦОВ», тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР), единственный корабль проекта 1143,5 (по классификации НАТО - класс «Кремль»). Построен в г. Николаеве. Во­ доизмещение стандартное - 55 тыс. т, полное - 67,5 тыс. т. Длина 304,5 м, ширина с угловой па­ лубой - 72 м, высота - око­ ло 60 м. Спо­ собен нести на борту до 60 самолетов и вертолетов. Имеет 44 пусковые установки ракет различного класса, артиллерийское и зе­ нитное вооружение. 4 паровые турбины общей мощностью 200 тыс. л.с., 8 паровых котлов. Скорость - 32 узла (око­ ло 60 км в час). Личный состав без авиачасти - 2100 чело­ век. 25.12.1990 г. передан Северному флоту, 1.01.1991 г. поднят военно-морской флаг. «АДМИРАЛ ЧАБАНЕНКО», большой противоло­ дочный корабль (БПЛК), головной новейшей серии этого класса. Назван по имени бывшего командующего Север­ ным флотом Андрея Трофимовича Чабаненко. Заложен в 1989 г. на стапеле Калининградского завода «Янтарь». Во­ доизмещение - 9 тыс. т. На вооружении - про­ тивокорабельные раке­ ты (могут быть в ядерном снаряжении), система ПВО, артилле­ рийские, торпедные и противолодочные сис­ темы. Максимальная скорость - 30 узлов в час. «АДМИРАЛ ШАРНХОРСТ», немецкий линкор.В 1941-1943 гг. вел боевые действия в северных морях. По­ топлен английскими кораблями «Бел­ фаст», «Норфолк», «Дюк оф Йорк», «Шеффилд», «Ямайка» в координатах 72°16 - 28°41 . Погибли 1340 не­ мецких офицеров и матросов. «АДМИРАЛ ШЕЕР», тяжелый немецкий крейсер. В августе 1942 г. потопил ледокольный пароход «А.Сибиря­ ков» (см.). АДОНКИН Василий Семенович (7.04.1913- 17.03.1944), капитан, командир эскадрильи 78-го истреби­ тельного авиаполка ВВС Северного флота, Герой Советского Союза (22.01.1944). Род. в с. Хохлово Белго­ родского района Белгородской области, русский. В ВМФ с 1937 г. В 1941 году окончил Ейское военно-морское авиа­ училище. В Великой Отечественной - с 1941-го. К июлю 1943 г. совершил 365 боевых вылетов, провел 42 воздуш­ ных боя, сбил 13 самолетов противника. Погиб в воздуш­ ном бою в районе о. Эккере (Финляндия). Навечно зачислен в списки части. Бюст установлен в поселке Са­ фонове Мурманской области, мемориальная доска - в с. Хохлово. Имя носят школа и рыболовное судно. АЗАРЫЧЕВ Геннадий Алексеевич, старшина, морской пехотинец Северного флота, контрактник, Герой Российской Федерации (29.05.1995). Срочную службу проходил на авианесущем крейсере «Адмирал флота Со­ ветского Союза Кузнецов». В Грозный прибыл вместе со сводным батальоном морской пехоты Северного флота. Участвовал во взятии зданий Совмина, гостиницы «Кав­ каз», Центрального почтамта. Под прицельным огнем че­ ченцев вынес с поля боя раненого офицера. Звание Героя присвоено за мужество и героизм, проявленные при выпол­ нении специального задания. АЗИЗОВ Шавкат Зарипович (1939-1988), архи­ тектор, лауреат премии Совета Министров СССР. В 1960 г. окончил Ташкентский институт инженеров желез­ нодорожного транспорта. Много лет возглавлял архитек­ турно-планировочный институт «Мурманск- гражданпроект». Один из авторов проекта застройки 305-го микрорайона Мурманска. Умер и похоронен в Мур­ манске. АЙЛИКОВ Леонид Христофорович (1908- 1993), инженер-строитель, почетный гражданин Мурман­ ска. В 1937 г. окончил Ленинградский институт промышленного строительства. Много лет работал в Мур­ манске. Умер и похоронен в Мурманске. АЙНОВ БОЛЬШОЙ И МАЛЫЙ (саамск. айн - морской заяц, тюлень), острова в Варангер-фьорде Барен­ цева моря, к западу от северной оконечности п-ва Сред­ ний. Территория Кандалакшского государственного заповедника. Раньше на островах велась хозяйственная де­ ятельность. Монахи Печенгского монастыря заготовляли здесь гагачий пух и сено. Луга на островах занимали около четверти территории, высота трав достигала 1,5-2 м. Фин­ ны называли острова Сенными. Не лишено оснований и первое название. В.Н.Немирович-Данченко в книге «Стра­ на холода» (СПб, 1877) писал: «Около Айновых островов кишмя кишат акулы и морские зайцы». Коляне собирали на островах морошку, с которой, как писал Ф.П.Литке, «ни вкусом, ни крупностью никакая другая сравниться не может. Айновская морошка собирается в большинстве для высочайшего двора». АЙСБЕРГ, плавучая ле­ дяная гора, обломки ледни­ ков, спускающихся к морю. Над уровнем воды видна от шестой до десятой части, в зависимости от стороны ай­ сберга. Образуются в Аркти­ ке и Антарктике. Крайне опасны для мореплавания. АИЯВР (саамск. айй - дед, явр - озеро), озеро спра­ ва от 44 км автодороги Вер- хнетуломский - Вува. Сток в Мульчозеро и далее в реку Конья - левый приток реки Печи (система реки Туло- мы). «АКАДЕМИК ШОКАЛЬСКИИ », научно-исследо- вательское гидрографическое судно Ленинградского аркти­ ческого института, порт приписки - Мурманск. 27.07.1943 потоплено немецкой подводной лодкой U-225 в Карском море, в 10 милях от мыса Спорый Наволок (о.Новая Зем­ ля). Капитан И.С.Снисаренко и большая часть экипажа спасены, погибли 11 человек. АКАДЕМИЯ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛО­ ТА - см. Мурманский государственный технический уни­ верситет. АКАЗЕНОК Борис Иванович, Герой Советско­ го Союза (28.06.1942), матрос, рулевой теплохода «Ста­ рый большевик» Мурманского морского пароходства. Род. 18.07.1913 в д. Большая Будница ныне Невельского района Псковской области. Работал на шинном заводе в Ленинграде. После окончания в 1932 г. учебного комбина­ та'Балтийского морского пароходства ходил в море. В 1935-1937 гг. - на срочной службе в армии. Во ч^емя Ве­ ликой Отечественной войны - рулевой теплохода «Старый большевик», который был приписан к Северному флоту. 20.05.1942 «Старый большевик» с военными грузами в составе конвоя PQ-16, в котором были и советские суда («Аркос», «Старый большевик», «Чернышевский» и «Щорс»), вышел из Исландии в Мурманск. У о-ва Ян- Майен конвой подвергся ожесточенным атакам гитлеров­ цев. Одна из бомб вызвала сильный пожар на «Старом большевике». Первым в горящий трюм спустился матрос Аказенок и боролся там с огнем 8 часов. Через трое суток брошенный союзниками теплоход догнал остальные суда и своим ходом пришел в Мурманск, доставив ценный груз в целости и сохранности. После войны Б.И.Аказенок учился, ходил штурманом на судах Балтийского морско­ го пароходства. Жил в Ленинграде. АКИМОВ Владимир Ильич, контр-адмирал, в 1961-1972 гг.- командир подводной лодки, начальник шта­ ба, командир бригады подводных лодок Северного флота. Род. в 1924 г., русский. В 1946 г. окончил Каспийское ВВМУ, в 1961-м - Военно-морскую академию. Участник Великой Отечественной. В 50-х служил на эскадренных миноносцах Балтийского флота. После Севера - в Среди­ земноморской эскадре, начальник штаба Черноморского флота, заместитель начальника Главного гидрографичес­ кого управления Министерства обороны СССР. С 1984 г. - в отставке, преподавал в Военно-морской академии. В 1982-1983 гг. возглавлял кругосветную Арктическую#&кспе- дицию на океанографических судах «Адмирал Владимир­ ский» и «Фаддей Беллинсгаузен». АКИШИН Валерий Алексеевич, закончил ре­ жиссерское отделение ГИТИСа, с 1974 г. возглавил в Мурманске самодеятельный цирк «Арлекино» (см.). Твор­ ческий коллектив выступал во многих городах бывшего Советского Союза, в цирке на проспекте Вернадского в Москве и на Центральном телевидении, гастролировал в Австрии, Германии, Норвегии, Франции, Швеции, Шри- Ланка, Финляндии, неоднократно и подолгу выступал в США. АККИМ, река, вытекает из оз. без названия у горы Алксоайв, впадает в Верхнетуломское водохранилище. Длина - 71 км. Ранее Акким был левым притоком реки Лотты-. При заполнении водохранилища длина реки умень­ шилась на 2 км. Варианты названия - Акким, Акка. АККИМ МАЛЫЙ, река, правый приток р. Акким Вытекает из оз. Мауньяур, длина - 8 км. Близ устья р. - рудник «Восток» комбината «Печенганикель». АККИМОНО, озеро к северу от 137 км автодороги Кола - госграница. Через озеро протекает река Акким в ни­ жнем течении. До начала Великой Отечественной-войны граница с Финляндией делила озеро на две части. Вари­ ант названия - Аккимоно. АККИЙОК (саамск. аккь - женщина, баба, йок - река), река, вытекает из Бабозера (система оз. Чудзьявр). Длина - 6 км. В 7 км от устья реки была последняя стоян­ ка Кильдинского саамского погоста. Варианты названия - Аккерйок, Ачерйок. АКС, озеро. В северную часть впадает р. Колнайок, через южную протекает р. Печа - правый приток р. Туло- ма. Площадь зеркала - 1,66 кв. км. Вариант названия - Аксозеро. АКСЕМПЕДЗЬНЯРК (саамск .Аксиньин сосновый мыс), на берегу губы Охтоканда. АКУЛА, морское животное. Скелет хрящевой, плава­ тельного пузыря и жаберных крышек нет. На каждой сто­ роне головы расположены 5-7 жаберных щелей. Хорошс развиты зубы. Обитает в теплых водах всех океанов и j Атлантике. Живет 20-30 лет. В основном хищник. Пищ1 отыскивает при помощи высокоразвитых органов обоняния. Способна об­ наружить раненое живот­ ное на большом расстоянии. Важный объект промысла. Некоторые виды имеют вкусное мясс Из печени добывают витамин А и жир. Кожа используе' ся в галантерее и технике. Мировая добыча составляв более 0,3 млн.т. Известны около 250 видов, в том числ» акула-ангел, монах, епископ; белоперая, или длиннопера; длиннокрылая; большеносая; гигантская; голубая, или ci няя; песчаная; зебра, или зебровая; катран; китовая; колк чая, колючая черная; коричневая, коричневая мала* крокодил, или ежевичная, шиповатая, звездно-шипова* шершавая, аллигатор; кроха; кунья; лентяй африкански] или полосатая; леопард, леопардовая; лимонная, или же. тая; лисица, или морская лисица, молотильщик; людое, или кархадон, «белая смерть»; малютка ( до 50 см); но1 ная и многие другие. «АКУЛА», класс тяжелых атомных ракетных крейс- ров стратегического назначения (ТАКСы).Все подводнь лодки этого класса занесе­ ны в Книгу рекордов Гин­ несса как са­ мые большие в мире. I* . ГЖ:SiU-Ьй F - cv"*f*ua. 1 лj Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я К О Л Ь С К О Г О К Р А Я А Г А Й ш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz