Рыбный Мурман. 1997 г. Июнь.

D Л реклтно-информлиионное приложение еженедельник* ч рыбный мурман ## Инна БЕРЕЗЮК БУШ Очередной расширенный промысловый совет в АО «Севрыба» мне показался более насыщенным и интересным, чем предыдущие. Поэтому расскажу о нем подробно. J n e ic q o in /щ е л и Директор завода приходит пос­ ле работы домой. Жена спраши­ вает его: - Все говорят "встречный план, встречный план"... А что это такое? - Как бы тебе попроще объяс­ нить... - говорит муж. - К приме­ ру, пришел я домой, а ты мне предлагаешь: "Давай сегодня с тобой два раза!". А я выдвигаю встречный план: "Давай четыре раза!". При этом мы оба знаем, что сможем лишь раз, и то на­ вряд ли... ЗАВТРА ЛУЧШЕ, КУДА ПОЙДУТ ТРАУЛЕРЫ? ВЧЕРА т . Синоптики обещают сравни­ тельно хорошую погоду до кон­ ца июня. Вернее, обычную. Средняя температура - плюс 6 - 8 градусов. Штормов немного - 5-6 дней. Ледовая обстановка не помешает промыслу, разве что набившийся в Датском проливе лед затруднит работу судов в районе Гренландии. Заместитель директора ПИНРО Валерий Шлейник тоже порадовал руководителей флотов: можно с успехом рабо­ тать во всех районах. Обстанов­ ка на промысле донных пород рыб улучшается с каждым днем. Скоро можно будет приступать к ^йециализированному лову DE FACTO а * скумбрии в Ф а р е р с к о й зоне и сельди в Норвежском море. В конце июня следует начать промы­ сел палтуса в Гренландской зоне. Иными словами, у рыба­ ков есть все, чтобы не только справиться с заданиями июня и последующих месяцев, но и по мере возможности сократить ог­ ромное отставание по вылову, которое образовалось из-за че­ тырехмесячных штормов. А, как известно, нет вылова - нет денег, следовательно, и сам флот, и мо­ ряки бедствуют. Г л а в н ы й специалист по лицензирова­ нию и конвен- ц и о н н о м у ры боловству « С е в р ы б ы » Виктор Горо­ хов дал под­ робный анализ ’'рыбалки” с начала года. В мае недолов по бассейну составил 20,5 тысячи тонн. С плюсом его закончили только «Севрыбпромразведка» и «Карелрыбфлот». За пять меся- 70 тысяч тонн рыбы. Случилось это по двум причинам. Во-пер- вых, так называемые непроизво­ дительные потери составили 3200 судо-суток. Из них 2700 - из-за штормов. Эта цифра на 1500 судо-суток превышает по­ казатель прошлого года. Вот как аукается нам аномальная зима. Во-вторых, на промысле было мало крупнотоннажных судов - не хватало до планового количества И траулеров. Это в первую очередь следует ска­ зать о Ф арерской зоне. Там разрешено работать 29 нашим судам, а было всего 9-10 трау­ леров. Главное, что не выловлены плановые 59 тысяч тонн трески и пикши в Баренцевом море. Рыба осталась плавать, а с нею - доходы флотов. Впрочем, из­ бежала тралов и путассу - 8,6 тысячи тонн. Виктор Анатольевич дал ре­ комендации руководителям флотов, где, по мнению специ­ алистов «Севрыбы», следует сосредоточить усилия в ближай­ шие месяцы. Больших передисло­ каций не потребуется. Надо обратить внимание на промысел пикши, а со второй половины июня начинать добычу скумбрии в Фарерской зоне, тем более что наша квота на ее вылов нынче увеличена на 6 тысяч тонн. Сельдь в этом году почему-то быстро перемещается к северо- западу, то есть к исландским бе­ регам. На запрос «Севрыбы», можно ли вести промысел там в объемах выделенных квот, Ис­ ландия ответила: «Да. Но только с 12 сентября». Ответ, конечно, интересный, поэтому Комитет по рыболовству в свою очередь поп­ росил разъяснений. Пока - молча­ ние. В море Ирмингера работа на­ ших судов оставляет желать луч­ шего. А вот балтийские рыбаки промышляют успешно. Дело в том, что на их судах заменены тралы на более эффективные, с большим вертикальным раскры­ тием. То есть экономия средств на техническом перевооружении не лучшим образом сказывается на производственных результатах. Павел ЛУЖИН ДАЛЕКИИ ОСТРОВ СТАЛ БЛИЖЕ Это не новость, а под­ робности... Как мы уже со­ общали, первый замес­ титель губернатора Юрий Мясников, начальник управ­ ления внешнеэкономичес­ кой деятельности Василий Никитин, заместитель пред­ седателя областного коми­ тета по рыболовству Анатолий Евенко, замести- тел!фпавы Мурманской ад­ министрации Михаил Савченко по приглашению дирекции англо-француз­ ского консорциума «Мраг» побывали с рабочим визи­ том в Великобритании. В поездке их сопровождал ру­ ководитель проекта «Кон­ сультационно-техническое содействие рыбохозяй­ ственному комплексу Севе- ро-Запада» г-н Пейн. Мурманчан интересовала система ежедневных утрен­ них аукционных продаж ох­ лажденной рыбы на оптовых рынках в портах городов Плимут, Ньюлен, Бриксхем и других. Они оз­ накомились с инфраструкту­ рой портов, обору­ дованием, организацией тор­ гов, видами рыб, доставляе­ мых маломерными судами из районов прибрежного про­ мысла. Кроме того, наша де­ легация посетила несколько рыбоперерабатывающих предприятий. ФЛОТ ПЛЫВЕТ... ПП АСФАЛЬТУ? ' Ш Генеральный директор АО « М у р м а н с к и й траловый флот» Юрий Прутков с горечью говорил, что все кругом норовят побольше ободрать флот. Ладно там налоги и прочие поборы. Так ведь обидно и непонятно: почему судоходная ры­ бацкая организация должна пла­ тить средства в дорожный фонд? Траулеры работают в море, рыбаки по полгода и больше не бывают в городе... К тому же на недавнем за­ седании областной Думы значитель­ но снизили плату в дорожный фонд горнякам, а не морякам. Мало того, 50 процентов суммы фонда теперь будет уходить в Москву. Депутат облдумы Владимир Тю­ рин ответил: - Да, областная администрация с подачи директора «Автодора» г-на Коломийца внесла предложение: предприятия, производящие ни­ кель, кобальт, предприятия горно­ химической промышленности, добывающие руду, редкие металлы и т. д., будут платить 1,8 процента в до­ рожный фонд, а не 2,5. И, действи­ тельно, только пол­ овина фонда, а не 90 процентов, как было1раньше, оста­ нется в области, другая уйдет в федеральный фонд. Я и еще три депутата выступили против такого решения. Закон при­ нят в первом чтении, видимо, еще можно его изменить. Интересно заметить, что «Авто- дор», государственная структура, интенсивно строит жилье: подмос­ ковная деревня, квартиры в Пицун­ де, в Мурманске. И еще. Владимир Гаврилович, капитан тралового флота, удивлен: администрация Мурманска берет налог за вход в Кольский залив. Казалось бы, он - не собственность города, вроде бы он - областная магистраль. Но в любом случае это­ го налога не должно быть. Понятно, что все эти несуразицы - часть общей политики правитель­ ства. Об этом рассуждал генераль­ ный директор «Севрыбы» Георгий Тишков. Правительство придумы­ вает что-то, никогда не посовето­ вавшись с теми, кому предстоит выполнять его задумки. Почему- то в Норвегии проект закона сна­ чала обсуждают в соответствующих структурах, те дают заключение, затем проект поступает в стортинг (парламент), принимается там, в течение полу- года определяется механизм реа­ лизации нового закона, и только потом он становится именно зако­ ном. У нас без всяких согласова­ ний принимается закон, год разрабатывается инструкция, но в течение этого года руководителей привлекают в разные инстанции и штрафуют за невыполнение или «неправильное» исполнение. КТО СЪЕСТТРЕСКУ; МЫ ИДИ ТЮЛЕНИ? BSSHMttEflSBMBffiКИЧ4 25 - 27 мая в Торсхавне состоялось совещание министров рыболовства стран Северной Атлан­ тики. Цель - обмен мнениями по предстоящим изменениям в области рыболовства и координа­ ция действий для сохранения совместно добыва­ емых рыбных ресурсов. В составе делегации России был и Г.В.Тишков. Самая важная проблема для западных стран - установить, какое количество судов должно заниматься промыслом, чтобы не нанести ущерб сырьевой базе. Дания и Норвегия уже сокращают рыболовный флот, поскольку все сегодня понима­ ют: ресурсы не безграничны. Отсюда вытекает вторая про­ блема: усиление контроля не только за выловом во всех экономических зо­ нах, но и за выгрузками рыбы. Министры дого­ ворились об обмене соответствующей информа­ цией. Впрочем, документ об этом не принят, но раз такое прозвучало, за документом дело не станет. Участники совещания договорились и об об­ мене материалами научных исследований. Важ­ но, что приняты совместные рекомендации для представителей стран-участниц: они должны убедить свои правительства в необходимости выполнения решений совещания. Министр рыболовства Норвегии высказал предложение ввести экономические лицензии для государств, не превышающих установлен­ ные квоты. Стране, которая нарушит это, запре­ тят продавать продукцию на мировом рынке. Против такого новшества высказались министр Исландии и заместитель председателя Комите­ та по рыболовству России Вячеслав Зиланов. Кстати, участники совещания уже знали, что Комитет по рыболовству РФ ликвидирован, и высказывали озабоченность этим обстоятельст­ вом. Мы не хотим вмешиваться в дела России, говорили министры, но нам непонятна такая по­ литика вашей страны, а самое главное, что нас тревожит, сохранится ли все то, что наработано за многие годы нашими совместными усилиями. Состоялось любопытное заседание, посвя­ щенное ситуации с китами и тюленями. Оказы­ вается, этих животных за последнее десятилетие развелось столько, что для их прокорма нужно 1,5 миллиона тонн рыбы. То есть столько, сколько вылавливают в год все страны Север­ ной Атлантики. Причем тюлени едят не только мойву и сельдь, но и треску и даже ныряют на километровую глубину за синекорым палтусом. Впрочем, и эта проблема не нашла отражения в итоговых документах совещания.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz