Рыбный Мурман. 1997 г. Июнь.
D Л реклтно-информлиионное приложение еженедельник* ч рыбный мурман ## Инна БЕРЕЗЮК БУШ Очередной расширенный промысловый совет в АО «Севрыба» мне показался более насыщенным и интересным, чем предыдущие. Поэтому расскажу о нем подробно. J n e ic q o in /щ е л и Директор завода приходит пос ле работы домой. Жена спраши вает его: - Все говорят "встречный план, встречный план"... А что это такое? - Как бы тебе попроще объяс нить... - говорит муж. - К приме ру, пришел я домой, а ты мне предлагаешь: "Давай сегодня с тобой два раза!". А я выдвигаю встречный план: "Давай четыре раза!". При этом мы оба знаем, что сможем лишь раз, и то на вряд ли... ЗАВТРА ЛУЧШЕ, КУДА ПОЙДУТ ТРАУЛЕРЫ? ВЧЕРА т . Синоптики обещают сравни тельно хорошую погоду до кон ца июня. Вернее, обычную. Средняя температура - плюс 6 - 8 градусов. Штормов немного - 5-6 дней. Ледовая обстановка не помешает промыслу, разве что набившийся в Датском проливе лед затруднит работу судов в районе Гренландии. Заместитель директора ПИНРО Валерий Шлейник тоже порадовал руководителей флотов: можно с успехом рабо тать во всех районах. Обстанов ка на промысле донных пород рыб улучшается с каждым днем. Скоро можно будет приступать к ^йециализированному лову DE FACTO а * скумбрии в Ф а р е р с к о й зоне и сельди в Норвежском море. В конце июня следует начать промы сел палтуса в Гренландской зоне. Иными словами, у рыба ков есть все, чтобы не только справиться с заданиями июня и последующих месяцев, но и по мере возможности сократить ог ромное отставание по вылову, которое образовалось из-за че тырехмесячных штормов. А, как известно, нет вылова - нет денег, следовательно, и сам флот, и мо ряки бедствуют. Г л а в н ы й специалист по лицензирова нию и конвен- ц и о н н о м у ры боловству « С е в р ы б ы » Виктор Горо хов дал под робный анализ ’'рыбалки” с начала года. В мае недолов по бассейну составил 20,5 тысячи тонн. С плюсом его закончили только «Севрыбпромразведка» и «Карелрыбфлот». За пять меся- 70 тысяч тонн рыбы. Случилось это по двум причинам. Во-пер- вых, так называемые непроизво дительные потери составили 3200 судо-суток. Из них 2700 - из-за штормов. Эта цифра на 1500 судо-суток превышает по казатель прошлого года. Вот как аукается нам аномальная зима. Во-вторых, на промысле было мало крупнотоннажных судов - не хватало до планового количества И траулеров. Это в первую очередь следует ска зать о Ф арерской зоне. Там разрешено работать 29 нашим судам, а было всего 9-10 трау леров. Главное, что не выловлены плановые 59 тысяч тонн трески и пикши в Баренцевом море. Рыба осталась плавать, а с нею - доходы флотов. Впрочем, из бежала тралов и путассу - 8,6 тысячи тонн. Виктор Анатольевич дал ре комендации руководителям флотов, где, по мнению специ алистов «Севрыбы», следует сосредоточить усилия в ближай шие месяцы. Больших передисло каций не потребуется. Надо обратить внимание на промысел пикши, а со второй половины июня начинать добычу скумбрии в Фарерской зоне, тем более что наша квота на ее вылов нынче увеличена на 6 тысяч тонн. Сельдь в этом году почему-то быстро перемещается к северо- западу, то есть к исландским бе регам. На запрос «Севрыбы», можно ли вести промысел там в объемах выделенных квот, Ис ландия ответила: «Да. Но только с 12 сентября». Ответ, конечно, интересный, поэтому Комитет по рыболовству в свою очередь поп росил разъяснений. Пока - молча ние. В море Ирмингера работа на ших судов оставляет желать луч шего. А вот балтийские рыбаки промышляют успешно. Дело в том, что на их судах заменены тралы на более эффективные, с большим вертикальным раскры тием. То есть экономия средств на техническом перевооружении не лучшим образом сказывается на производственных результатах. Павел ЛУЖИН ДАЛЕКИИ ОСТРОВ СТАЛ БЛИЖЕ Это не новость, а под робности... Как мы уже со общали, первый замес титель губернатора Юрий Мясников, начальник управ ления внешнеэкономичес кой деятельности Василий Никитин, заместитель пред седателя областного коми тета по рыболовству Анатолий Евенко, замести- тел!фпавы Мурманской ад министрации Михаил Савченко по приглашению дирекции англо-француз ского консорциума «Мраг» побывали с рабочим визи том в Великобритании. В поездке их сопровождал ру ководитель проекта «Кон сультационно-техническое содействие рыбохозяй ственному комплексу Севе- ро-Запада» г-н Пейн. Мурманчан интересовала система ежедневных утрен них аукционных продаж ох лажденной рыбы на оптовых рынках в портах городов Плимут, Ньюлен, Бриксхем и других. Они оз накомились с инфраструкту рой портов, обору дованием, организацией тор гов, видами рыб, доставляе мых маломерными судами из районов прибрежного про мысла. Кроме того, наша де легация посетила несколько рыбоперерабатывающих предприятий. ФЛОТ ПЛЫВЕТ... ПП АСФАЛЬТУ? ' Ш Генеральный директор АО « М у р м а н с к и й траловый флот» Юрий Прутков с горечью говорил, что все кругом норовят побольше ободрать флот. Ладно там налоги и прочие поборы. Так ведь обидно и непонятно: почему судоходная ры бацкая организация должна пла тить средства в дорожный фонд? Траулеры работают в море, рыбаки по полгода и больше не бывают в городе... К тому же на недавнем за седании областной Думы значитель но снизили плату в дорожный фонд горнякам, а не морякам. Мало того, 50 процентов суммы фонда теперь будет уходить в Москву. Депутат облдумы Владимир Тю рин ответил: - Да, областная администрация с подачи директора «Автодора» г-на Коломийца внесла предложение: предприятия, производящие ни кель, кобальт, предприятия горно химической промышленности, добывающие руду, редкие металлы и т. д., будут платить 1,8 процента в до рожный фонд, а не 2,5. И, действи тельно, только пол овина фонда, а не 90 процентов, как было1раньше, оста нется в области, другая уйдет в федеральный фонд. Я и еще три депутата выступили против такого решения. Закон при нят в первом чтении, видимо, еще можно его изменить. Интересно заметить, что «Авто- дор», государственная структура, интенсивно строит жилье: подмос ковная деревня, квартиры в Пицун де, в Мурманске. И еще. Владимир Гаврилович, капитан тралового флота, удивлен: администрация Мурманска берет налог за вход в Кольский залив. Казалось бы, он - не собственность города, вроде бы он - областная магистраль. Но в любом случае это го налога не должно быть. Понятно, что все эти несуразицы - часть общей политики правитель ства. Об этом рассуждал генераль ный директор «Севрыбы» Георгий Тишков. Правительство придумы вает что-то, никогда не посовето вавшись с теми, кому предстоит выполнять его задумки. Почему- то в Норвегии проект закона сна чала обсуждают в соответствующих структурах, те дают заключение, затем проект поступает в стортинг (парламент), принимается там, в течение полу- года определяется механизм реа лизации нового закона, и только потом он становится именно зако ном. У нас без всяких согласова ний принимается закон, год разрабатывается инструкция, но в течение этого года руководителей привлекают в разные инстанции и штрафуют за невыполнение или «неправильное» исполнение. КТО СЪЕСТТРЕСКУ; МЫ ИДИ ТЮЛЕНИ? BSSHMttEflSBMBffiКИЧ4 25 - 27 мая в Торсхавне состоялось совещание министров рыболовства стран Северной Атлан тики. Цель - обмен мнениями по предстоящим изменениям в области рыболовства и координа ция действий для сохранения совместно добыва емых рыбных ресурсов. В составе делегации России был и Г.В.Тишков. Самая важная проблема для западных стран - установить, какое количество судов должно заниматься промыслом, чтобы не нанести ущерб сырьевой базе. Дания и Норвегия уже сокращают рыболовный флот, поскольку все сегодня понима ют: ресурсы не безграничны. Отсюда вытекает вторая про блема: усиление контроля не только за выловом во всех экономических зо нах, но и за выгрузками рыбы. Министры дого ворились об обмене соответствующей информа цией. Впрочем, документ об этом не принят, но раз такое прозвучало, за документом дело не станет. Участники совещания договорились и об об мене материалами научных исследований. Важ но, что приняты совместные рекомендации для представителей стран-участниц: они должны убедить свои правительства в необходимости выполнения решений совещания. Министр рыболовства Норвегии высказал предложение ввести экономические лицензии для государств, не превышающих установлен ные квоты. Стране, которая нарушит это, запре тят продавать продукцию на мировом рынке. Против такого новшества высказались министр Исландии и заместитель председателя Комите та по рыболовству России Вячеслав Зиланов. Кстати, участники совещания уже знали, что Комитет по рыболовству РФ ликвидирован, и высказывали озабоченность этим обстоятельст вом. Мы не хотим вмешиваться в дела России, говорили министры, но нам непонятна такая по литика вашей страны, а самое главное, что нас тревожит, сохранится ли все то, что наработано за многие годы нашими совместными усилиями. Состоялось любопытное заседание, посвя щенное ситуации с китами и тюленями. Оказы вается, этих животных за последнее десятилетие развелось столько, что для их прокорма нужно 1,5 миллиона тонн рыбы. То есть столько, сколько вылавливают в год все страны Север ной Атлантики. Причем тюлени едят не только мойву и сельдь, но и треску и даже ныряют на километровую глубину за синекорым палтусом. Впрочем, и эта проблема не нашла отражения в итоговых документах совещания.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz