Рыбный Мурман. 1997 г. Июнь.
МИФИЧЕСКИЕ тайны За рубежами Отечества про дается 99 процентов всей до бытой российскими рыбаками свежей рыбы, 81 процент - мороженой, 84 процента - филе, 80 процентов - крабовой продукции. Специалисты ут верждают: экспортная ориен тация присуща почти всем рыбопромышленным предпри ятиям России. Незамысловатые операции с выловленной рыбой выглядят примерно так. При одном рас кладе улов прямо в море пере гружается на другое судно, при другом - его везут не в рос сийские, а в иностранные пор ты, где и реализуют. Но при любом - мы остаемся без рыбы, а казна - без денег. Ни о каком учете, а стало быть, и налогообложении речь уже не идет. Сказать точно, сколько рыбы вылавливают и продают наши рыбаки, не может никто. Некоторые утверждают, что промысел стал нелегальным. По данным японской телеком пании «Эн-эйч-кей», в японс кие порты с Сахалина было поставлено 56738 тонн краба, а по российским данным - лишь 7316 тонн. Разница вось микратная! Раньше в каждом большом рыбном порту многих стран мира были атташе по рыболов ству. Они следили за нашими заходящими судами, имея пол ную информацию, что и сколь ко разгружают, по какой цене продают. Занимались они и маркетинговой деятельностью, отслеживая рыбный рынок. Теперь же их количество све дено до нескольких человек, институт атташе по рыболовст ву в нашей стране практически перестал существовать. КТО ВИНОВАТ 7 Прежде чем ответить на этот вопрос, придется совершить небольшой экскурс в историю. Добыча рыбы во все времена была занятием дорогостоя щим. Дорогие суда, топливо и все прочее. И потом, раньше судно приходило в порт, раз гружалось, и продукция счита лась проданной, а стало быть, появлялись оборотные средст ва. К тому же рыбный промы сел дотировался государством. Ныне - иначе. Деньги не поя вятся, пока мы с вами эту рыбу не купим. Исчезли те са мые оборотные средства. По данным еще недавно существо вавшего Комитета РФ по ры боловству, не хватает около 1 трлн. рублей. Взять их можно в виде кре дита в банке. Но не в россий ском. Процентная ставка неприемлема для наших рыба ков. В зарубежных банках кредиты гораздо дешевле. Да это даже не кредиты в обыч ном понимании. Наши рыбаки стали заключать так называе мые форвардные контракты под еще не выловленную рыбу. В переводе на простой язык это означает, что, скажем, ки тайцы, сингапурцы, японцы или норвежцы снабжают на ших рыбаков всем необходи мым - водой, горючим, продовольствием, а те в свою очередь расплачиваются про дукцией, то есть рыбой и мо репродуктами. К тому же тонна горючего в Норвегии, T H E P R E S S Александр ГАВРИЛЮК «Российская газета» ПРАШ ОРЫНКЕ ИРЫВКЕ например, для наших рыбаков обходится на 30 долларов де шевле, чем в портах российс ких. Да и питьевую воду «викинги» дают россиянам бесплатно. В Мурманске же она стоит безумно дорого. Что бы отвадить российских рыба ков от родных портов, свою лепту вносят и местные адми нистрации. К примеру, за про ход наших кораблей по нашему Кольскому заливу с них взимают плату. Объяви сейчас российское правитель ство о том, что устанавливает ся государственный рыбный заказ, рыбаки бились бы за него, появились бы оборотные средства. Но, увы, об этом нет и речи. Но самое удивительное то, что продукция морского про мысла, добытая, произведен ная и реализованная за пределами 12-мильной зоны, не подпадает под понятие эк спорта. Ну а если какой-либо чудак-рыбак и захочет везти в страну рыбу, выловленную за пределами 12-мильной зоны, то на этот улов распространя ются все таможенные сборы как на импортируемый про дукт. Таковы гримасы россий ского законодательства. Добавьте сюда еще пятиднев ное оформление рыбаками та моженных документов по прибытии в российский порт (простой судов дорого стоит), и станет ясно, почему рыба попадет в Россию еще не ско ро. СВОЕ ГУБИМ ; ЧУЖОЕ ПВМЕРЖИВАЕМ По данным директора Фе деральной службы налоговой полиции, ежегодно по демпин говым ценам только в норвеж ских портах реализуется рыбопродукции на сумму око ло одного миллиарда норвеж ских крон. 70 процентов предприятий Норвегии зани маются переработкой рыбы, выловленной российскими су дами. Затем эта продукция ре ализуется через массу посредников в России. Отсюда - и цены. В прошлом году только в Дании открылось 11 тысяч ра бочих мест по переработке на шей рыбы. А еще Китай, Корея, Япония... Такая политика привела к тому, что свернула производ ство Находкинская жестяноба ночная фабрика, практически прекратил деятельность «Лен- рыбпром», на грани банкрот ства Мурманский рыбный порт. Фактически останови лась вся перерабатывающая промышленность на берегу, она загружена на 30 - 40 про центов. К слову, Мурманский порт в прошлом году заплатил 75 млрд. рублей в виде налога на имущество. Это выручка от его работы за целый квартал. Ремонтируясь за границей, владелец судна на сумму, за плаченную за ремонт, должен внести таможенную пошлину. Потому фактическую сумму скрывают, а за границей это сделать проще, показывают «липу». С нее и платят пош лину. К тому же оплата ремон та за рубежом идет практически всегда за «левые деньги», иначе говоря - за бра коньерские. Положение усугубляется и тем, что за два последних года со стапелей судостроительных заводов России сошло всего 12 кораблей, построенных по за казам рыбаков. А тем време нем две трети судов эксплуатируется более 10 лет, и до 2010 года из общего со става подлежит списанию 92 процента промысловых судов, три четверти транспортных рефрижераторов. Впрочем, нельзя сказать, что флот не пополняется. Но происходит это главным образом за счет судов, купленных за границей. ЧТО АЕМТЬ? Ответить на этот вопрос сложно. Дело в том, что систе мы государственного управле ния отраслью практически не существует с 1992 года. За 7 лет реорганизация управления рыбным хозяйством прошла 5 стадий. На смену Минрыбхозу пришел Комитет по рыболов ству при Минсельхозе, затем - самостоятельный Комитет по рыболовству. Его сменил Госу дарственный комитет, а 17 марта этого года Госкомрыбо- ловство исчезло во исполнение указа президента. Именно на эти годы реорга низаций падает снижение объ емов добычи и производства пищевой рыбной продукции. Добавьте сюда либерализацию внешнеторговой деятельности, и станет ясно, почему рыбодо- быча осталась абсолютно не контролируемой . А ведь именно упразднен ный Комитет предлагал уста новить обязательное инспектирование отечествен ной рыбопродукции, поставля емой на экспорт, контролировать поступление валютной выручки от экспорт ных операций. Предлагалось также уста навливать обязательную плату за использование водных био- ресурсов, поскольку теперь выделение квот происходит, мягко говоря, хаотично. Их выдают и в регионах, и в Мос кве по существу задаром. До гадываетесь, кто и как их получает? Квоты получил од нажды даже банно-прачечный комбинат. И это не курьез. А ведь все специалисты сходятся в одном: подход к федераль ным ресурсам должен быть управляемым. (Публикуется в сокращении.) КУРС ВАЛЮ Т В БАНКАХ МУРМАНСКА НА 4 ИЮ НЯ ВЕСТИ С ПРОМЫ СЛА Промысловая обстановка в Баренце вом море радует сердца моряков и ру ководителей флотов. ДО «МУРМАНСКИЙ ТРАЛО- ВЫЙ ФЛОТ». Практически всем эки пажам, работающим на добыче трески в Баренцевом море, сопутствует удача. Среди лучших - команды СТМ «Оле нина» - 106 процентов, «Иван Шань- ков» и ПСТ «Моздок» - 112, БМРТ «Демянск» - 118, «Анатолий Бредов» и СТМ «Ордынский» - 125, траулера «Анатолии Гогунов» и ПСТ «Андрей Пашков» - 138 процентов. В море Йр- мингера на промысле окуня ни одному из экипажей не удалось выполнить за дание недели. В районе Мавритании справились с планом моряки РТМК-с «Захар Сорокин», БАТ «Капитан Те- лов», БМРТ «Волгобалт». На 110 про центов выполнили задание экипажи РТМК-с «Адмирал Стариков», «Лео нид Гальченко», БАТ «Капитан Мак лаков», а команда БАТ «Маршал Еременко» - на 142 процента. АО «МУРМАНРЫБПРОМ» . Хо рошая промобстановка - успешная ры балка. Все 16 экипажей на промысле донных пород с заданием справились. Среди лидеров назовем моряков двух судов: СТР «Сосногорск» - 150, «Мо- лодечно» - 160 процентов. В море Ир- мингера моряки ловят окуня. Промобстановка там на «троечку», да еще в последние дни погода испорти лась. Поэтому из 12 работающих там экипажей лидируют только два: БМРТ «Владимир Бродюк» и «Семен Лап- шенков», их результат - 110 процентов плана. АО «СЕВРЫБХОЛОДФЛОТ». Справились с заданием недели моряки двух судов - «Профессор Клефва» и «Маунт Кент». Кроме них успешно поработали там же, в Баренцевом море, экипажи малотоннажных судов. А на Дальнем Востоке начали прием ку и обработку рыбы от промыслови ков экипажи плавбаз «Севрыба» и «Маточкин Шар». АО «КАРЕЛРЫБФЛОТ». Хоро шей выдалась минувшая неделя для экипажей, работавших в Баренцевом нен», «^оолонь», «доор (150 процентов плана) и «А. Машаков». лександр По сообщениям диспетчерских служб флотов, ожидаются: 8 ИЮНЯ: ППР-820 «Ковдор»; 9*ИЮНЯ: ПСТ-1332 «Землянск»; 10 ИЮНЯ: БМРТ-356 «Крон штадт»; 12 ИЮНЯ: БМРТ-426 «Анатс?шй Бредов». За уточнениями о приходе судов обращайтесь в справочные службы: тралфлот - 57-40-95, “ Мурманрыбпром” - 57-76-03, “ Севрыбпромразведка” - 57-23-93, “ Карелрыбфлот” - 57-63-50 БАРЕНЦЕВО МОРЕ. 01, 06, 37, 144, 181, 212, 213, 272, 273, 275, 305, 305, 309, 311, 356, 361, 365, 368, 370, 371, 376, 399, 402, 426, 441, 449, 466, 467, 468, 602, 621, 626, 645, 648, 685, 689, 690, 692, 696, 698, 700, 705, 707, 708, 709, 712, 718, 721, 722, 820, 825, 836, 839, 839, 1202, 1303, 1304, 1305, 1307, 1309, 1319, 1321, 1323, 1325, 1328, 1329, 1331, 1334, 1341, 1346, 1347, 1348, 1349, 1350, 1352, 1354, 1356, 1359, 1360, 1363, 1363, 1364, 1365, 1372, 1378, 1379, 1394, 1411, 1423, 1428, 1442, 1451, 1456, 1486, 1488, 1489, 1503, 1505, 1508, 1528, 1532, 1545, 1550, 1560, 1565, 1577, 1582, 1585, 1588, 1590, 1591, 1595, 1602, 1603, 1610, 1613, 1616, 1619, 1632, 1637, 1638, 1644, 1645, 1646, 1648, 1649, 1652, 1655, 1657, 1658, 1661, 1665, 1666, 1675, 1683, 2386, 2409, 2415, 2420, 2422, 7158, 7190, 7202, 8081, 8087, 8098, 8134, 8249, 8339. СВА. 01, 03, 04, 06, 07, 08, 09,11,13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 127, 389, 628, 1807, 1808, 1814, 1823, 1831, 1832. СЗА 1527 ЦВА. 55, 58, 60, 61, 62, 64, 1812, 1821. ЮВА. 56, 1816, 136, 1810. СЛЕДУЮТ В ИНПОРТ, СТОЯТ В ИН- ПОРТУ. «Сергей Василисин» (Гибралтар), «Эрнст Тельман» (Хьюстон), «Мотовский залив» (Джидда), «Тамбов» (Джэксонвилл), «Кольский залив» (Нагоя), «Памяти Киро ва», «Кильдинский пролив» (Бальбоа), ^ к а питан Лазарев» (Итажаи), «Пролив Вилькицкого» (Галфпорт), «Пролив Надеж ды» (Сингапур), «Демьян Коротченко» (Ма нила), «Минусинск» (Ульсан), «Фиорд» (Хоннисвог),«Седов» (Шербур), «Стахано вец» (Пирей), 1806, 1819 (Санта-Крус), 52 (Кейптаун), 65 (Арджения), 110 (Луанда), 22 (Шелберн), 378, 2419, «Скаллопер» (Кирке- нес). В ПУТИ... «Мончегорск» - из Влади востока в Сиэтл, «Кандалакша» - из Турку в Трабзон, «Ю. Аршеневский» - из Таран то в Щецин, «Константиновка» - из Гамбур га в Бари, «Арктик-Трейдер» - из Кейптауна в Такоради, «Арктик-Вояджер» - из Тиспорт в Келанг, «Арктик-Навигатор» - из Ричардс-Бей в Мадрас, «Арктик-Мари- нер» - из Келанга в Бангкок, «Дмитрий До нской» - из Мурманска в Тернезен, «П. Великий» - из Санкт-Петербурга в Монре аль, «А. Суворов» - из Рачмы на п. Малай зия, «Ст. Разин» - из Саванны в Геную, «Ив. Богун» - из Аугиниш в Санкт-Петер бург, «П. Вавилов» - из Вентспилса в Коа- цакоалькос, «И. Сусанин» - из Кокколы в Александрию, «Свиридов» - из Мурманска в Дудинку, «К. Бочек» - из Байюкван в Рот тердам, «М. Стрекаловский» - из Мурман ска в Польшу, «А. Ляпидевский» - из Пори в Новый Орлеан, «К. Воденко» - из Байюк ван в Авидес, «К. Вакула» - из Мурманска в Варанкилья, «Н. Куковерова» - из Мо- биль в Кальяо. В ПОРТАХ... «Норильск» - Дудинка, «Архангельск» - п.-Камчатский, «кола» - Таранто, «К. Данилкин» - Щецин, «И. Папа- нин» - Дудинка, «Фастов» - Пунтаренас, «Мурманск-Помор» - Бремен, «Мурманск- Полар» - Чили, «Зареченск» - Пернис, «Д. Пожарский» - Тернезен, «М. Кутузов» - Хероя, «А. Ушаков» - Баренцбург, «К. Ми нин» - Альхесерас, «Е. Пугачев» - Антвер пен, «Ю. Долгорукий» - Дудинка, «К. Чухчин» - Александрия, «Тим Бак» - Кокко- ла, «К. Кудпай» - Новый Орлеан, «К. Наза- Р ьев» - Ферроль, «В. Короб ко# - оттердам, «Ю. Бондаровская» - Калинин град, «П. Ларишкин» - Роттердам, «Т. Бон дарчук» - Мансанильо, «А. Тарасова» - Лас-Пальмас, «Ямал», «Таймыр», «Вай- гач» - в Арктике. В МУРМАНСКЕ... «Севморпуть», «К. Драницын», «Арктика», «К. Николаев», «Сибирь», «В. Котик», «Россия», «Советс кий Союз», «Звенигород», «А. Невский», «В. Ткачев». ПУНКТЫ ОБМЕНА купля/продажа адреса, телефоны БАРЕНЦ-БАНК ул. Марата, 26 тел. 23-39-69 ВОЗРОЖДЕНИЕ пр. Кольский,110а, ул. П. Зори, 47 56-56-24, 23-24-56 МОНЧЕБАНК пр. Ленина, 19 ул. Буркова, 17а ул.ГКЗори.31 23-41-24, 23-41-04 СБЕРБАНК Окт. отд. № 168 ул. Воровского, 4/22 55-09-98 55-77-74 ПЕТРОВСКИЙ ул. Егорова, 6 57-29-57 СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ БАНК ул. Книповича, 23 55-79-48 СВЯЗЬ-БАНК пр. Кольский, 19 56-42-37 СОЦИАЛЬНЫМ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК пр. Ленина, 12 23-09-20 ДЮ К -БАНК тел. 50-37-32 КУРС ЦЕНТРО БАНКА 1 доллар США 5770 5800 5680 5810 5730 5820 5710 5810 5750 5800 5600 5820 5700 5830 5660 5825 5730 5825 5775 1 английский фунт стерл. 8800 9440 8700 9570 8700 9439 8700 9440 9438,66 1 немецкая марка 3100 3450 3330 3450 3300 3345 3320 3410 3100 3500 3290 3360 3100 3500 3300 3420 3320 3400 3341,43 1 шведская крона 650 745 680 800 700 746 720 750 725 750 740.82 1 норвежская крона 650 808 670 820 700 810 700 810 650 860 680 808 680 810 730 808 730 808 807,02 1 финская марка 1100 1200 1100 1140 1110 1220 1080 1150 1050 1200 1090 1140 1000 1150 1070 1150 1100 1140 1100,49 * № 23 6 - 12 июня 1997 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz