Рыбный Мурман. 1997 г. Июль.

л '\ ГЛОТОКЧАО После смены экипажа в Громсе вышли мы в море. И 1 адо же случиться такому, что гервый трал выпало подни­ мать нашей вахте. Поставили­ то его «враги». Рыбаки аздавна так называют просто другую вахту-соперницу. Одну юшку хлебают, вроде к?.к соревнуются - кто больше выловит, зашкерит, заморо­ зит. Но во всех смертных гре­ хах и в рабочих неувязках принято винить «врагов»... Тралмейстер Андрей разбу­ дил меня сразу после трех - предстояла самая нелюбимая «собачья» вахта. Передал, что грал потянут два с половиной часа, так что я должен заранее разбудить ребят, чтобы они успели попить чайку, переку­ сить. Я попил кофе, почитал газету и около пяти пошел бу­ дить вахту. Только открываю дверь, как вдруг по ушам уда­ рили два звонка: подъем тра­ ла! Вот те раз! Срочно бужу ребят, объясняю им ситуацто: мол, я не виноват, хотел как лучше, а получилось как всег­ да. Одевшись, выхожу на па­ лубу. Старпом начинает ви- рать трал. Я становлюсь в углу правого кармана палубы и считаю марки. Минут через пять выходят наши ребята, хмурые, с сонными глазами. Надевают спасательные жиле­ ты, каски, закуривают и ко­ пятся на меня. А было начало апреля, минусовая температу­ ра и ветер. Но мне-то нор­ мально, да и кофе греет изнутри. Думаю себе, чего уж злиться, ведь я им дал лиш^ иий часок поспать! Что чай они не попили, так поднимем трал, высыплем, перетравим, обратно поставим, и попьют они чайку, а потом зашкерим. В целом прошло все нормаль­ но, никто не высказал мне не­ доброго слова. ...Прошло время. И как-то будят меня на ту же «со­ бачью» вахту .' Я гляжу на часы - четыре, и звонки трез­ вонят... Боже мой, только это­ го не хватало - проспать! Спешно одеваюсь, поднима­ юсь на палубу. Бр-р, холод­ рыга, к тому же северный ветер насквозь продувает. Пока вирали, я весь промерз. А ребята веселые, покуривают и меж собой о чем-то болтают. Вот тогда-то я и понял, что значит для матроса попить го­ рячего чайку перед утренней вахтой, хотя бы глоток. Уж лучше полчаса не доспать... ТРУДОЫЙЛЕНЬ И это действительно так. Заступили мы на вахту в 12. Когда поднимали трал, я пос­ кользнулся, упал, но - ничего, бывает. Потом за какую-то оплошность обругал капитан. «Да, понедельник», - только и подумал я. Высыпали рыбу без проволочек. «Майор» с мостика сказал, чтобы я про­ верил стальной гуж, соединяв­ ший петли дележного стропа. Я ответил, мол, поработает 'Лце. Действительно, для тяже­ лых подъемов он выглядел ненадежно, но был без пов­ реждений. Поднимаем следующий трал, такой же полнехонький. Лебедчик Виктор Иосифович начинает вирать. Мешок уже над палубой, и вдруг - треск! Рвется дележный строп, и ме­ шок с грохотом падает на па­ лубу. У меня душа в пятки. Слава Богу, обошлось без ЧП - никого не задело. Василь­ евич от души обругал меня. Я повозражал, мол, порвался не гуж, а капроновый строп, и не на видном месте, а под фарту­ ком. Но, конечно же, виноват все же я, не усмотрел. Только в конце вахты вздохнул с об­ легчением: следующая вахта хоть и трудная, в четыре утра, но начнется уже во вторник... МАТРОС СИНИЦИАТИВОЙ До конца рейса оставалось немного, как водится, во всем дефицит стал обнаруживаться. Иссякли и запасы стального каната, пришлось даже выру­ бать по 200 метров ваеров. Дно было тяжелое, каменис­ тое, кабеля летели, поврежда­ лись быстро, менять их приходилось на каждой неде­ ле. Один раз полетел переход­ ной. Заменили, конечно. А «майор» предупреждал, что канат использовать только по его указанию. И вот как-то у меня выкра­ ивается два часа свободного времени. Я думаю: переходной надо делать, ибо один обязате­ лен на запас. Ребята ушли на фабрику - фасовать, забивать, выбивать камеры. Мы с Васей отмеряем и рубим хороший конец, я заращиваю петли - переходной готов! Я рад - без указки сделал хорошее дело! И каково же было мое удивле­ ние, когда после обеда «май­ ор» вызывает меня к себе и вставляет втык: - Зачем мне такая инициа­ тива, из чего я буду делать кабеля? - Концов-то хватает, - пояс­ няю. - А если эти полетят, а по­ том и запасные, чем мы их будем менять? - Так найдем чего-нибудь. - Я их оставил для кабеля, теперь из чего их ростить, из... - Но они же всего по трид­ цать метров, короткие. - Ладно, иди, не заводи меня и впредь сам ничего не предпринимай. - Ну не знал я, - вякнул за ради последнего словца и бо­ ком-боком отошел... Да, думаю, действительно, матрос с инициативой - хуже пожара на пароходе. МАТРОС ...теряет рассудок, так ска­ зал мне Слава с моей вахты. Я задумался: с чего бы это? Но потом увидел собственными глазами... Подняли мы полный ме­ шок, тонн десять. Сразу не высыплешь, и лебедки не под­ нимут, да и в рыбный ящик не уместится. «Майор» велел подтянуть мешок впритык к ящику, сверху вставили шланг. Васильевич прорезал дырку, и водой рыбу стало выпирать в ящик. Так и рыба не мнется, и экономится про­ мысловое время. До конца вахты оставалось меньше часа, когда вдруг рыб­ ный поток иссяк. Я спраши­ ваю: «Рыба идет?» - «Сейчас сделаем», - отвечает Виктор и идет подвирывать мешок. Мы шкерим. Проходит минут пять, а Виктора нет, еще про­ ходит минуты три. Я спраши­ ваю Славу: «Что там делает Виктор?» - «Не знаю», - отве­ чает тот. Тогда я пошел на разведку. Смотрю: стоит Виктор со шлангом в руке и... поливает рыбу. Душой явно не здесь и думает далеко не о рыбе. «Иосифович, - говорю, - встав­ ляй шланг в мешок, чего поли- вать-то? Шкерить надо». В другой раз он меня обругал бы, мол, помолчал бы, шкер- щик... Он три успевает, пока я одну шкерю... Но на этот раз он просто промолчал. Видно, со шлангом в руке он выпал из времени. Экипаж восьмой ме­ сяц в море, с заходом в порт раз в месяц. На этот подвиг способны лишь русские моря­ ки. На самом деле, льющаяся вода для моряка - то же, что пылающий костер для путни­ ка. Хочется смотреть не отводя глаз. Стоял бы и поливал хоть всю вахту, все восемь часов. Лучшее средство для успокое­ ния. И-эх, говорила мама: «Не играйся в луже - моряком ста- нёшь...» НЕСТОЙ,ДЕЛАЙ ЧТО-НИБУДЬ Это тоже из лексикона Сла­ вы. Золотые слова, если вду­ маться, и очень абсурдные. В первый раз я услышал это пе­ ред подъемом трала. Тут Сла­ ва и говорит: «Не стой, делай что-нибудь». Я удивленно ус­ тавился на него. Что я должен делать? Ведь все ждем, когда начнут вирать. Моряку и не надо делать лишнее, суетиться - все отла­ жено годами тяжелой работы, потом и кровью (хотя комсос­ тав органически не выносит сидячего матроса). А сами рыбаки так говорят: «Матрос должен быть толстым, глупым и ленивым». В этом есть резон - такая флегма как раз легче переносит специфику долгих рейсов. И еще из поколения в поколение передается неписа­ ное изречение: на корабле надо молиться двум начальни­ кам - одному, чтобы не уто­ пил, другому - чтобы не отравил. Вообще Слава классный парень - что на шкерке, что на отдыхе. И еще он здорово иг­ рает на гитаре (в свое время лабал в ресторане), сочиняет песни. И ребятам, и мне нра­ вится. В кабаках мог бы, на­ верное, зарабатывать намного больше. А вот поди ж ты... Или на берегу ему еще больше мешают амбиции наполеончи­ ка? Есть в нем такая малопри­ ятная черта. Но выбрал же море! А моряк - это ведь не профессия, это особый образ жизни, всего бытия. Гена ОРОСПАЕВ. ВЕСТИ С ПРОМЫСЛА АО «МУРМАНСКИЙ ТРАЛО­ ВЫЙ ФЛОТ». В Баренцевом море за минувшую неделю сложилась не слиш­ ком удачная промысловая обстановка. Это, естественно, сказалось на показа­ телях. Однако большинство экипажей все же справились с заданием. Впере­ ди рыбаки СТМ «Василий Зайцев» (160%), СТМ «Стрелок» (154%), ПСТ «Мишуково» (145%), ПСТ «Кала- чинск» (141%). Не радует промысел и в Норвежском море. Из 5 экипа­ жей судов только два справились с за­ данием: БМРТ «Нокуев» (126%) и РТМК-с «Александр Мироненко» (105%). Слабая промысловая обста­ новка и в Мавритании. Но все же эки­ пажи двух судов справились с заданием - БАТ «Адмирал Головко» и РТМК-с «Леонид Гальченко». Значи­ тельно лучше обстоят дела в ЮВА. Промысловики перекрыли плановые задания. АО «МУРМАНРЫБПРОМ». Се­ годня в Баренцевом море на промысле трески экипажи 19 судов. План взяли все. Впереди рыбаки СТР «Малахов» и «Молодечно». Их показатель 120% задания. В Фарерской экономической зоне работают экипажи 5 судов. Лов идет хорошо, и посему задание пере­ крыли все. Так же обстоят дела и в Мавритании. ЗА 20 ДНЕЙ ИЮЛЯ В ЦЕЛОМ ПО ФЛОТАМ БАССЕЙНА ПРОИ З ­ ВЕДЕНО: пищевой рыбопродук­ ции (тыс. тонн) консервов (муб) рыбной муки (тыс. тонн) кормовой рыбопродук­ ции (тыс. тонн) добыто рыбы (тыс. тонн) план фаю£ 27,2 28,1 0,7 0,5 1,7 1,2 - 0,5 40,2 52,7 По сообщениям диспетчерских служб флотов, ожидаются: СЕГОДНЯ: ПСТ «Землянск» («по зеленой»), БМРТ «Вышгород»; 26 ИЮЛЯ: ТР «Малахитовый»; 27 ИЮЛЯ: ТР «Белолуцк»; 28 ИЮЛЯ: ПСТ «Костополь» («по зеленой»); 29 ИЮЛЯ: МРТ-к «Титовка», «Ваенга». За уточнениями о приходе судов обращайтесь в справочные службы: тралфлот - 57-40-95, “Мурманрыбпром” - 57-76-03, “ Севрыбпромразведка” - 57-23-93, “ Карелрыбфлот” - 57-63-50 БАРЕНЦЕВО МОРЕ. 01, 06, 22, 37, 181, 188, 211, 212, 213, 275, 309, 314, 352, 356, 361, 365, 368, 370, 371, 376, 378, 381, 390, 399, 402, 426, 441, 449, 466, 467, 468, 469, 620, 621, 624, 626, 630, 648, 685, 688, 689, 690, 692, 696, 698, 700, 707, 708, 709, 712, 718, 721, 722, 833, 836, 839, 1202, 1303, 1304, 1307, 1308, 1309, 1313, 1319, 1320, 1321, 1322, 1323, 1325. 1327. 1328, 1331, 1332, 1341, 1346, 1348, 1349, 1350, 1354, 1356, 1357, 1360, 1362, 1363, 1364, 1366, 1372, 1379, 1394, 1411, 1415, 1419, 1428, 1431, 1437, 1442, 1451, 1488, 1489, 1503, 1505, 1508, 1545, 1550, 1553, 1555, 1560, 1565, 1577, 1582, 1588, 1595, 1603, 1610, 1611, 1615, 1618, 1619, 1632, 1638, 1641, 1644, 1645, 1648, 1649, 1652, 1653, 1655, 1658, 1661, 1663, 1665, 1666, 1669, 1675, 1683, 2003, 2409, 2415, 2419, 2420, 2422, 2639, 5014, 5405, 7136, 7158, 7202, 8081, 8087, 8093, 8098, 8204, 8249. СВА. 03, 06, 07, И , 12, 15, 17, 18, 19, 21, 127, 144, 389, 627, 645, 1808, 1814, 1831, 1832. СЗА. 1527. ЦВА. 01, 08, 13, 55, 58, 60, 61, 62, 64, 819, 1806, 1812, 1821. ЮВА. 56, 1816. АНГОЛА ЮВА. 1810. СЛЕДУЮТ В ИНПОРТ, СТОЯТ В ИНПОРТУ. РТМК-с «Адмирал Шаба­ лин» (Гамбург), РТМК-с «Павел Кута- хов» (Санта-Крус), РТМК-с «Василий Лозовский» (Бремерхафен), БАТ «Ад- , БМРТ «] мирал Головко» Волгобалт» (Кейптаун), БАТ «Адмирал Падорин» (Ардженшия), ППР «Павлово», БМРТ «Алтай» (УолсЬиш-Бей), ТР «Мотовс- кий залив» (Шарджа), «Кольский за­ лив» (Кингстон), ТР «Память Ильича», «Капитан Чурилов» (Новый Орлеан), ТР «Пролив Надежды» (Пу­ сан). КУРС ВАЛЮ Т В БАНКАХ МУРМАНСКА НА 23 ИЮЛЯ В ПУТИ... «Норшльск» - из Ду­ динки в Роттердам, «Ю. Аршеневский» - из Мурманска в Дудинку, «К. Данил­ кин» - из Вентспилса в Ловеса, «И. Папанин» - из Гамбурга в Дудинку, «Арктик-Трейдер» - из Габона в Джан- джиани, «А. Суворов» - из Келанга в Роттердам, «А. Невский» - из Тернезен в Дудинку, «А. Ушаков» - из Мурман­ ска в Польшу, «К. Минин» - из Ауги- ниш в Мурманск, «Ю. Долгорукий» - из Мурманска в Антверпен, «Ив. Бо­ гун» - из Дудинки в Мурманск, «К. Бо­ чек» - из Индонезии в Роттердам, «К. Воденко» - из Мантилуото в Александ­ рию, «Таймыр», «Советский Союз», «Ямал» - в Арктике. В ПОРТАХ... «Кандалакша» - Варна, «Мончегорск» - Олимпия, «Ар­ хангельск» - Корсаков, «Кола» - Алек­ сандрия, «Арктик-Вояджер» - Наньтун, «Мурманск-Помор» - Тауранга, «Мур- манск-Полар» - Марин, «Арктик-Нави- гатор» - Мадрас, «Арктик-Моаринер» - Мадрас, «Звенигород» - Роттердам, «Зареченск» - Гданьск, «Д. Донской» - Варберг, «П. Великий» - Делфзеил, «С. Разин» - Мо-и-Рана, «И. Сусанин» - Гулль, «М. Стрекаловский» - Кандалак­ ша, «П. Вавилов» - Глазго, «В. Ткачев» - Хероя, «К. Свиридов» - С.-Петербург, «Тим Бак» - Пасир-Гуданг, «К. Куд- лай» - Белиз, «К. Вакула» - Кастельон- Дела-Плана, «К. Назарьев» Роттердам, «А. Ляпидевский» - Котка, «Ю. Бондаровская» - Хейшем, «Н. Ку- коверова» - Сан-Педро-Де-Макорис, «В. Коробко» - Роттердам, «Т. Бондар­ чук» - Веракруз, «П. Ларишкин» - Ду­ динка. В МУРМАНСКЕ... «Севмор путь», «К. Драницын», «Арктика», «К. Николаев», «Сибирь», «Ленин», «Оле­ негорск», «Д. Пожарский», «М. Куту­ зов», «В. Котик». ПУНКТЫ ОБМЕНА купля/продажа адреса, телефоны БАРЕНЦ-БАНК ул. Марата, 26 тел. 23-39-69 ВОЗРОЖДЕНИЕ пр. Кольский,110а, ул. П. Зори, 47 56-56-24, 23-24-56 МОНЧЕБАНК пр. Ленина, 19 ул. Буркова, 17а ул.1Т30ри.31 23-41-24, 23-41-04 СБЕРБАНК Окт. отд. № 168 ул. Воровского, 4/22 55-09-98 55-77-74 ПЕТРОВСКИЙ ул. Егорова, 6 57-29-57 СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ БАНК ул. Книповича, 23 55-79-48 СВЯЗЬ-БАНК пр. Кольский, 19 56-42-37 СОЦИАЛЬНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК пр. Ленина, 12 23-09-20 КУРС ЦЕНТРО­ БАНКА 1 доллар США 5770 5820 5680 5815 5740 5830 5700 5815 5770 5810 5600 5820 5720 5820 5740 5810 5791 1 английский фунт стерл. 8800 9695 8700 9695 8400 9695 9694,13 1 немецкая марка 3180 3280 3170 3320 3170 3300 3160 3230 3180 3240 3100 3225 3100 3500 3180 3270 3216,69 1 шведская крона 700 745 710 7-15 7_Ю. . 7п0 790 7.47., 744.32 1 норвежская крона 600 800 670 780 680 780 710 780 690 780 560 .779 __ 680 780 700 722 778,94 1 финская марка 1050 1200 1080 1120 1000 1200 1060 1130 1080 1120 1089 1120 1000 1150 1089 1150 1089,41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz