Рыбный Мурман. 1997 г. Июль.

Ю РИС Т -П РЕДП РИНИМ А ТЕЛЬ В. А . Ю ДИН (лицензия 51 МЮ № 037822, выдана управлением юстиции администрации Мурманской области) в помещении редакции газеты «Рыбный Мурман» ежедневно (кроме воскресенья) оказывает гражданам и предприятиям все виды правовых услуг: консультации (для подписчиков «РМ» - бесплатно), составление документов правового характера, представительство в суде и арбитражном суде, защита в суде по уголовным делам. Справки по телефонам: 55-32-19, 55-32-29. Практически все пред- приятия нынче оказались в сложнейшем экономи- ж тк ческом положении . Не щ Ц обошла волна повально­ го кризиса и флот Р о с - ® ^ 4ч сии. Катастрофически сокращается количест­ во су до в . Причина про- ста : одни из них Ш2 ЩШ 1 морально и физически Цустарели, другие после Щ Яразвала Советского |||Щ ,^| 1 Союза отошли к стра- Ц I нам Балтии. Кроме I того, ре зк ое снижение тарифов на грузовые ■ перевозки, жесткая конкуренция со стороны отечественных и зарубежных компаний при­ вели к снижению рентабельности, а следова­ тельно, и доходов . Косну ло сь это и ОАО «Мурманское морское пароходство». Одна- ко оно существует и продолжает работать. Я встретился с генеральным директором Николаем Хвощинским... 9 м л ( it! jflia ^9 * BAR E n ± i m M s c ^ , в s i i i т т т ’ ^ k Гшпи - Недавно вы побывали в Москве сплуатации ледокольного флота не на 1 ^рвом рабочем совете директо- покрывают затрат. На сегодняшний ров в новом составе. Какие вопросы день фактически дотирует его паро- на нем решались? ходство. Причины просты. Деньги из - Вопросов было много. Часть из федерального бюджета приходят с них носила формальный характер, опозданием до 6 месяцев и не в тех Однако основным был вопрос о стра- объемах, которые необходимы. В тегии пароходства. Обсуждалась кон- прошлом году получено от Минфина цепция взаимоотношений пароходства всего 40 процентов от необходимого, с ледокольным флотом^ А себестоимость содержания флота - А почему на первый план вышла растет, увеличились цены на ядерное именно эта проблема? топливо, вывоз радиоактивных отхо- - Дело в том, что пароходство было дов. Поэтому пароходство тратит ог- сориентировано в первую очередь на ромные средства на его содержание, перевозки в Арктическом и Северо- - Ну и что же было конкретно Западном регионах. А посему и по- предложено на совете директоров? иолнялся флот судами усиленного - Мы предложили три варианта ледового класса и ледоколами. Ос- взаимоотношений с ледокольным новная часть его была сориентирова- флотом и РТП «Атомфлот». Совет на на перевозки в Арктике, в директоров в принципе поддержал основном на Дудинском направлении^ нас. Однако требуется провести эко- Нынче у нас 10 ледоколов общей номический анализ. Сделать все вы- мощностью более 400 тысяч киловатт, кладки и потом предложить на Однако весь ледокольный флот при- рассмотрение в Минтранс. Откровен- надлежит государству и передан нам но говоря, нас наиболее устраивает в оперативное владение. Вот тут и третий вариант. возникает проблема чисто финансово- - И в чем его суть? го характера. - В передаче на баланс PTII отстой- - чем ее суть? Разве прибыли ных судов. Это атомоходы «Аркти- круглогодичная навигация не прино- ка», «Сибирь», плавбазы «Воло- сит? ^ дарский», «Лепсе». Причем предпол- - Сейчас нет. Так как упали объ- агается передать и часть бюджетных емы перевозок в Арктике с 6,7 милли- дотаций. За РТП останутся функции она тонн в 1987 году до 1,9 миллиона по работе с радиоактивными отхода- тонн в 1995-м. В связи с этим требу- ми и отработанным ядерным топли- ется дотация, и по договору Минфин вом. А пароходство будет решать все России должен выделить ее на возме- вопросы, связанные с эксплуатацией щение расходов. Ведь доходы от эк- ледоколов, атомоходов и судов атом­ ного технологического обслуживания на условиях доверительного управле­ ния этой частью федеральной со­ бственности. - А что это даст? - В первую очередь позволит паро­ ходству и ледокольному флоту за ­ мкнуть единый технологический цикл эксплуатации и ремонта атомного флота. И как следствие - снижение расходов на его содержание, повыше­ ние безопасности эксплуатации ядер- ных энергетических установок на судах. - Допустим, ваше предложение бу­ дет принято. Но ведь все равно пона­ добятся дотации, и немалые. У меня возникает крамольная мысль: может, не нужны нам атомоходы? Обходят­ ся же без них за рубежом! - Они им и не нужны. Ни одно го­ сударство в мире не имеет такого про­ тяженного пути в арктических водах. На трассе находится много северных регионов, куда необходимо завозить грузы. Кроме того, освоение нефте- и газоконденсатных месторождений в Печорском бассейне и на Ямале тре­ бует большого объема грузоперево­ зок. Поэтому, хотя атомоходы обходятся дорого, альтернативы им на сегодняшний день нет. - Но помимо ледокольного флота у вас имеются и транспортные суда. Как обстоит дело с их эксплуата­ цией? - Транспортные суда пароходства трудятся не только на Северном мор­ ском пути. Они заходят в порты все­ го мира. Сегодня сложилась весьма неблагоприятная ситуация. Нам очень сложно выдерживать конкуренцию со стороны других компаний. Ведь флот пароходства рассчитан на работу в замерзающих морях и поэтому в обычных условиях уступает по техни­ ческим характеристикам. Кроме того, в последние годы появилось большое количество новых судов-балкеров. А с ними мы неконкурентоспособны. Упали и тарифы - от 15 до 25 процен­ тов в зависимости от направлений и характера груза. Можно предпол­ ожить, что такая тенденция продлит­ ся полтора-два года. В этих условиях часть судов стала убыточной. - Какой же вы" видите выход из создавшейся ситуации? - По всей видимости, придется про­ дать часть кораблей. Это в первую очередь те, которые выработали нор­ мативный срок или постройки конца 70-х годов. Полученные деньги будут пущены на поддержание «новостроя». Мы ведь построили шесть новых су­ дов. - А была ли в этом необходи­ мость? Деньги-то ушли немалые. - Если уже сегодня не обновлять флот, то к 2005 году Россия останет­ ся ни с чем. Поэтому почти все судов­ ладельцы стараются по возможности строить новые корабли. Идет это все, как правило, за счет зарубежных кре­ дитов. Правда, есть федеральная про­ грамма «Возрождение флота России», но существует она только на бумаге. Из-за отсутствия средств она практи­ чески остановлена. - Ну, раз пароходство продает суда, значит предстоит и сокращение рабочих мест? - К сожалению, без этого не обой­ тись. На флоте будет сокращено по­ рядка 500 рабочих мест, а на береговых предприятиях - около 150. Правда, моряки окажутся в лучшем положении. Они могут трудоустро­ иться за рубежом. Кроме того, при продаже судов в договора включает­ ся пункт об использовании наших экипажей в случае их эксплуатации. Создаем совместно с профсоюзами компанию по трудоустройству моря­ ков за границей. Й все же главное слово за государством. Именно оно должно сегодня принимать конкрет­ ные меры по сохранению флота Рос­ сии, создавая благоприятные инвестиции, вводя льготы при заказе новых судов. Беседовал Виктор ВИКЕНТЬЕВ. Жененная мелочь, скажете? Согласна. Но ведь в какую проблему может возрасти! Например, когда под лучами такого редко­ го летнего солнышка вы пригрелись в раз­ веселой компании да с пивком где-нибудь на Пяти Углах и вдруг «приспичит» (и ведь не единожды!), то что делать-то? А до дому далековато и не хочется из-за такого пустя­ ка дергаться. Некоторые смело идут в ближайший подъезд. Но есть риск, что кто-то ненаро­ ком застанет посреди процесса в наиудоб­ нейшей позе... А потому совестливый гражданин спешит на поиски нормального, по Панкратову-Черному, «телаута». Бли­ жайшее удобство (конечно же, платное) - на вокзале. С какими муками трусишь сквозь лестничные лабиринты - объяснять не надо. Но вот контролерше, вроде как вечно недосыпающей, этого не понять. «С десятки сдачи нет, иди меняй», - ворчит она. Хорошо, что ты еще ногами перебира­ ешь (тебе ведь останавливаться нельзя), поэтому той же трусцой опять по лестни­ цам до ларьков и обратно... Но этот вариант для тех, у кого в карма­ не хоть что-то шуршит. А если ветер гуля­ ет? А если старый человек? А если малый? Навели мы справочки и по этому поводу. В «Кировке» - туалет закрыт, из «Аркти­ ки» заблудших выгоняют, в кафе «Сказка» отрезали без обиняков: «Все зас...ли уже! Идите в центральный городской, там бес­ платно». «Сказочная» гардеробщица даже объяснила, где находится таковой. Для несведущих сообщаем, что вполне чистый, аккуратный и действительно бес­ платный туалетик затерялся в арке по про­ спекту Ленина, 80. Правда, на ночь его за­ крывают. Однако удивляет лишь тот факт, что со стороны проспекта никаких табличек, ни малейшего намека на наличие этого жиз­ ненно важного объекта нет. Я не предла­ гаю неонового изыска, соперничающего с яркими вывесками «Сказки», «Бабаевско­ го» или «Триумфа», может, и вправду это каким-то образом подорвет престиж мага­ зинов и кафе. Но должен же хоть какой-то маячок подсказать путь страждующим го­ рожанам Мурманска в их очень специфи­ ческих блужданиях. Кристина БАЗУНОВА. Рисует Игорь КИЙКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz