Рыбный Мурман. 1997 г. Июль.
Ю РИС Т -П РЕДП РИНИМ А ТЕЛЬ В. А . Ю ДИН (лицензия 51 МЮ № 037822, выдана управлением юстиции администрации Мурманской области) в помещении редакции газеты «Рыбный Мурман» ежедневно (кроме воскресенья) оказывает гражданам и предприятиям все виды правовых услуг: консультации (для подписчиков «РМ» - бесплатно), составление документов правового характера, представительство в суде и арбитражном суде, защита в суде по уголовным делам. Справки по телефонам: 55-32-19, 55-32-29. Практически все пред- приятия нынче оказались в сложнейшем экономи- ж тк ческом положении . Не щ Ц обошла волна повально го кризиса и флот Р о с - ® ^ 4ч сии. Катастрофически сокращается количест во су до в . Причина про- ста : одни из них Ш2 ЩШ 1 морально и физически Цустарели, другие после Щ Яразвала Советского |||Щ ,^| 1 Союза отошли к стра- Ц I нам Балтии. Кроме I того, ре зк ое снижение тарифов на грузовые ■ перевозки, жесткая конкуренция со стороны отечественных и зарубежных компаний при вели к снижению рентабельности, а следова тельно, и доходов . Косну ло сь это и ОАО «Мурманское морское пароходство». Одна- ко оно существует и продолжает работать. Я встретился с генеральным директором Николаем Хвощинским... 9 м л ( it! jflia ^9 * BAR E n ± i m M s c ^ , в s i i i т т т ’ ^ k Гшпи - Недавно вы побывали в Москве сплуатации ледокольного флота не на 1 ^рвом рабочем совете директо- покрывают затрат. На сегодняшний ров в новом составе. Какие вопросы день фактически дотирует его паро- на нем решались? ходство. Причины просты. Деньги из - Вопросов было много. Часть из федерального бюджета приходят с них носила формальный характер, опозданием до 6 месяцев и не в тех Однако основным был вопрос о стра- объемах, которые необходимы. В тегии пароходства. Обсуждалась кон- прошлом году получено от Минфина цепция взаимоотношений пароходства всего 40 процентов от необходимого, с ледокольным флотом^ А себестоимость содержания флота - А почему на первый план вышла растет, увеличились цены на ядерное именно эта проблема? топливо, вывоз радиоактивных отхо- - Дело в том, что пароходство было дов. Поэтому пароходство тратит ог- сориентировано в первую очередь на ромные средства на его содержание, перевозки в Арктическом и Северо- - Ну и что же было конкретно Западном регионах. А посему и по- предложено на совете директоров? иолнялся флот судами усиленного - Мы предложили три варианта ледового класса и ледоколами. Ос- взаимоотношений с ледокольным новная часть его была сориентирова- флотом и РТП «Атомфлот». Совет на на перевозки в Арктике, в директоров в принципе поддержал основном на Дудинском направлении^ нас. Однако требуется провести эко- Нынче у нас 10 ледоколов общей номический анализ. Сделать все вы- мощностью более 400 тысяч киловатт, кладки и потом предложить на Однако весь ледокольный флот при- рассмотрение в Минтранс. Откровен- надлежит государству и передан нам но говоря, нас наиболее устраивает в оперативное владение. Вот тут и третий вариант. возникает проблема чисто финансово- - И в чем его суть? го характера. - В передаче на баланс PTII отстой- - чем ее суть? Разве прибыли ных судов. Это атомоходы «Аркти- круглогодичная навигация не прино- ка», «Сибирь», плавбазы «Воло- сит? ^ дарский», «Лепсе». Причем предпол- - Сейчас нет. Так как упали объ- агается передать и часть бюджетных емы перевозок в Арктике с 6,7 милли- дотаций. За РТП останутся функции она тонн в 1987 году до 1,9 миллиона по работе с радиоактивными отхода- тонн в 1995-м. В связи с этим требу- ми и отработанным ядерным топли- ется дотация, и по договору Минфин вом. А пароходство будет решать все России должен выделить ее на возме- вопросы, связанные с эксплуатацией щение расходов. Ведь доходы от эк- ледоколов, атомоходов и судов атом ного технологического обслуживания на условиях доверительного управле ния этой частью федеральной со бственности. - А что это даст? - В первую очередь позволит паро ходству и ледокольному флоту за мкнуть единый технологический цикл эксплуатации и ремонта атомного флота. И как следствие - снижение расходов на его содержание, повыше ние безопасности эксплуатации ядер- ных энергетических установок на судах. - Допустим, ваше предложение бу дет принято. Но ведь все равно пона добятся дотации, и немалые. У меня возникает крамольная мысль: может, не нужны нам атомоходы? Обходят ся же без них за рубежом! - Они им и не нужны. Ни одно го сударство в мире не имеет такого про тяженного пути в арктических водах. На трассе находится много северных регионов, куда необходимо завозить грузы. Кроме того, освоение нефте- и газоконденсатных месторождений в Печорском бассейне и на Ямале тре бует большого объема грузоперево зок. Поэтому, хотя атомоходы обходятся дорого, альтернативы им на сегодняшний день нет. - Но помимо ледокольного флота у вас имеются и транспортные суда. Как обстоит дело с их эксплуата цией? - Транспортные суда пароходства трудятся не только на Северном мор ском пути. Они заходят в порты все го мира. Сегодня сложилась весьма неблагоприятная ситуация. Нам очень сложно выдерживать конкуренцию со стороны других компаний. Ведь флот пароходства рассчитан на работу в замерзающих морях и поэтому в обычных условиях уступает по техни ческим характеристикам. Кроме того, в последние годы появилось большое количество новых судов-балкеров. А с ними мы неконкурентоспособны. Упали и тарифы - от 15 до 25 процен тов в зависимости от направлений и характера груза. Можно предпол ожить, что такая тенденция продлит ся полтора-два года. В этих условиях часть судов стала убыточной. - Какой же вы" видите выход из создавшейся ситуации? - По всей видимости, придется про дать часть кораблей. Это в первую очередь те, которые выработали нор мативный срок или постройки конца 70-х годов. Полученные деньги будут пущены на поддержание «новостроя». Мы ведь построили шесть новых су дов. - А была ли в этом необходи мость? Деньги-то ушли немалые. - Если уже сегодня не обновлять флот, то к 2005 году Россия останет ся ни с чем. Поэтому почти все судов ладельцы стараются по возможности строить новые корабли. Идет это все, как правило, за счет зарубежных кре дитов. Правда, есть федеральная про грамма «Возрождение флота России», но существует она только на бумаге. Из-за отсутствия средств она практи чески остановлена. - Ну, раз пароходство продает суда, значит предстоит и сокращение рабочих мест? - К сожалению, без этого не обой тись. На флоте будет сокращено по рядка 500 рабочих мест, а на береговых предприятиях - около 150. Правда, моряки окажутся в лучшем положении. Они могут трудоустро иться за рубежом. Кроме того, при продаже судов в договора включает ся пункт об использовании наших экипажей в случае их эксплуатации. Создаем совместно с профсоюзами компанию по трудоустройству моря ков за границей. Й все же главное слово за государством. Именно оно должно сегодня принимать конкрет ные меры по сохранению флота Рос сии, создавая благоприятные инвестиции, вводя льготы при заказе новых судов. Беседовал Виктор ВИКЕНТЬЕВ. Жененная мелочь, скажете? Согласна. Но ведь в какую проблему может возрасти! Например, когда под лучами такого редко го летнего солнышка вы пригрелись в раз веселой компании да с пивком где-нибудь на Пяти Углах и вдруг «приспичит» (и ведь не единожды!), то что делать-то? А до дому далековато и не хочется из-за такого пустя ка дергаться. Некоторые смело идут в ближайший подъезд. Но есть риск, что кто-то ненаро ком застанет посреди процесса в наиудоб нейшей позе... А потому совестливый гражданин спешит на поиски нормального, по Панкратову-Черному, «телаута». Бли жайшее удобство (конечно же, платное) - на вокзале. С какими муками трусишь сквозь лестничные лабиринты - объяснять не надо. Но вот контролерше, вроде как вечно недосыпающей, этого не понять. «С десятки сдачи нет, иди меняй», - ворчит она. Хорошо, что ты еще ногами перебира ешь (тебе ведь останавливаться нельзя), поэтому той же трусцой опять по лестни цам до ларьков и обратно... Но этот вариант для тех, у кого в карма не хоть что-то шуршит. А если ветер гуля ет? А если старый человек? А если малый? Навели мы справочки и по этому поводу. В «Кировке» - туалет закрыт, из «Аркти ки» заблудших выгоняют, в кафе «Сказка» отрезали без обиняков: «Все зас...ли уже! Идите в центральный городской, там бес платно». «Сказочная» гардеробщица даже объяснила, где находится таковой. Для несведущих сообщаем, что вполне чистый, аккуратный и действительно бес платный туалетик затерялся в арке по про спекту Ленина, 80. Правда, на ночь его за крывают. Однако удивляет лишь тот факт, что со стороны проспекта никаких табличек, ни малейшего намека на наличие этого жиз ненно важного объекта нет. Я не предла гаю неонового изыска, соперничающего с яркими вывесками «Сказки», «Бабаевско го» или «Триумфа», может, и вправду это каким-то образом подорвет престиж мага зинов и кафе. Но должен же хоть какой-то маячок подсказать путь страждующим го рожанам Мурманска в их очень специфи ческих блужданиях. Кристина БАЗУНОВА. Рисует Игорь КИЙКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz