Рыбный Мурман. 1997 г. Июль.

г : у л ы б к о й П о с л уш а йт е , дорогой , - ска за л дирижер, пос- '/яв п а ^ ч к о й по пульту , - забывайте, что вы поете ‘тию тореадора , а не са. О О О Вы послушайте , какой в ‘м голосе м ет а л л ! М ен я } в консерватории х ва ли - а вы отказываете мне . . . Возможно, х в а л и л и , воз- кно, м ет а л л . .. Но с того мечи ваш металл превра- 1 ся в металлолом ! О О О Тевец: В моем горле - целое со- )яние! Тъяница: В моем - тоже... О О О П очем у вы называете )т хор смешанным? Ведь ем 'Ьдни мужчины! Правильно . Но одни уме- петь, а другие - нет! О О О (овый русский за г л я н у л в ш ат у к дочери, где у ч и ­ ть м у зы ки давал ей урок. Раз , два, три, четыре. .. *, д в а , три, ч еты р е . .. - считывает он такт. Простит е , - саркасти - ки с ка за л папаша , - я 1 я л вас у чит ь д евочк у зыке , а не математике! О О О П р им ит е м еня в хор , на у в е р я ет , что я очень юшо пою. Этого м а л о , - ска за л )мейстер, - принесите ре- генд&ции от соседей. Работники мурманского Ху­ дожественного музея оказались в сильном замешательстве, по­ лучив из Санкт-Петербурга ак­ варели и батики Дарико Беридзе - композиции-то надо еще выигрышно разместить! На помощь пришел Детский теат­ ральный центр. И благодаря со­ вместным усилиям выставка все же засияла в одном из залов му­ зея. Именно засияла. От работ так и веет любовью, изящест­ вом, солнечной простотой. А название выставки «Цветение чувств». Сочетание нежно-зеле- С о л н е ч н ые б а т и к и ных, желтых, голубых тонов, присутствие практически в каж­ дой работе цветов, листиков, а также двух человечков (мужчи­ ны и женщины), да и сами на­ звания работ: «Признание», «Не уйти», «Влюбленная де­ вушка», «Солнечное утро», «Цветущее дерево», «Мостик надежды» - вызывают калейдос­ коп эмоций, воспоминаний, меч­ тания... Трудно сказать однозначно, что эта картина нравится больше, та - меньше. Каждая из них по-своему ориги­ нальна и притягательна. Выставка восхитительна. Но еще более удивительна сама 50- летняя Дарико Беридзе. Роди­ лась она в Тбилиси. После школы училась на текстильном факультете Тбилисской госу­ дарственной академии худо­ жеств и на отделении декоративного текстиля в Ле­ нинградском высшем художес­ твенно-промышленном учи­ лище имени Мухиной. Диплом­ ная работа по декоративным тканям была отмечена грамотой на ВДНХ, а работа со Всесоюз­ ной студенческой выставки из­ бранных дипломов послана в дар Институту прикладных искусств города М анчестера (США ). В 80-м году Дарико Беридзе принимают в Союз худож ни ­ ков СССР , а в 86-м ее 350 ра ­ бот выставляю тся в зале «П иросм ани» , экспозиция признается лучшей по итогам года в сфере культуры . А до ­ кументальный кинофильм «Возвращение» входит в фонд «Летопись Грузии-86» . Еще через четыре года на студии «Ленфильм» отсняли ленту «Краски и звуки Д арико Б е ­ ридзе». И тогда же ей присво­ или звание «Заслуж енный художник Грузии». На данный момент живо ­ пись, граф ика , керамика , го­ белены, декоративные ткани - масса творческих работ Берид­ зе - приобретены многими му­ зеями стран СНГ, разошлись по частным коллекциям США, Японии , И талии , Испании , Германии, Англии, Польши, Бельгии , Франции . Теперь и мурманчане смогут полюбоваться произведениями талантливой художницы , а желающие - даже приобрести понравившиеся работы. Стои­ мость батиков , конечно, вну­ шительна - от 500 тысяч до 5 млн. рублей, акварели - гораз­ до дешевле. А удовольствие погляда и вовсе недорого (2 тыс. руб ., для детей - 500 р у б .) . Выставка продлится до сентября. Кристина БАЗУНОВА. ч у д о в п е р ь я х : »ЫСТАВКА ТАКСИДЕР- СТА Андрея Бондаренко в се- мор&юй галерее «Арт-Норд» ана совсем по-музейному: энатый мир Заполярья», шо заколдованные неведомым гебником, птицы и зверюшки, ко что хлопотавшие, замерли [ый в своей позе в тишине за- шего леса - их совсем не бес­ ит происходящее вокруг: ни шытные взгляды посетителей, астырные «приставания» ре­ шек. )т два решительных глухаря отовились к драке из-за пре- гой самочки, сокол размахнул овые крылья, чтобы стреми- ю обрушиться на какую-то 5 авшуюся мелкоту, а хищная а змеевидно изогнулась, гото- : прыжку на беззаботную жер- Где можно еще большим и гм детям заасфальтированных увидеть вживую такое много- зие северной природы? В зо- ке? В книгах? В тередачах? Обычным зрели- для .нас стали только бакла- их -Пронзительными воплями возле мусорных баков. И что бы ни говорили нам противники этого вида искусства, восприятие жи­ вотного царства, пусть и в таком экспозиционном виде, наполняет впечатлительную душу чувством восторга и удивления. От первой «охоты» у Андрея остались смутные воспоминания: ему было всего шесть лет, когда отец взял его с собой стрелять уток на Семеновском озере. Пер­ вый выстрел «свалил» малыша: от грохота заложило у ш и , о н чуть не упал в обморок. Йспугался! И в следующий раз, уже девятиклас­ сником, столкнувшись случайно нос к носу с норкой, ошалело пальнул и себе на удивление уло­ жил хищника наповал. Из шкур­ ки потом сшили матери воротник. В лес тогда подросток попал вмес­ те с одноклассниками и учителем труда во время зимних каникул. Поселились школьники в лесной избушке, занесенной снегом, сами готовили себе пищу, подолгу бро­ дили в густых буреломах, учились «читать», по следам и стрелять из ружей. Правда, лесная жизнь дли­ лась недолго - всего лишь две не­ дели, но полученные уроки определили будущие увлечения паренька. Из других охотничьих похож­ дений в зрелом возрасте ярче все­ го запомнилась ему охота на медведя: - Боялся очень, даже молился про себя в надежде, что пронесет, не появится «хозяин леса» - шел-то на него в первый раз, к счастью, не один - с тестем, бывалым охотни­ ком. В чащобе они натолкнулись на небольшое поле, увидели медвежьи следы - отдыхал он там. Устроили лабазы («седушки» на вершине де­ рева) и стали ждать. Тот вскоре появился, да не один. Сюда же вы­ бежал и кабан - себе на погибель. Случались с моим собеседником и анекдоты. Один раз зарядил ружье картечью, связанной веревкой, - «убойным» для крупного зверя за­ рядом. А из кустов внезапно выско­ чил заяц. Бабахнул зверобой ему вслед, забыв в азарте обо всем на свете, а потом не смог найти вторую половину зверька - «разрезал» того вдоль по позвоночнику... Труд охотника, как и рыболова, недолговечен - до первого жаркого или ухи. Остаются только рассказы об опасностях и тяготах скитаний в чащобах и тундре, о долгих сидени­ ях на берегах рек и озер, зачастую преувеличенные и неправдоподоб­ ные - недоверчивые слушатели пре­ рывают их байки ехидными репликами, заставляя рассказчиков божиться и доказывать свою пра­ воту. Обидно? Конечно! И многие зачастую делают снимки своих трофеев. Герой моего рассказа с раннего детства видел, как его отец «кол­ дует» над принесенной из леса дичыо, и однажды тоже решил попробовать сделать чучело. На­ чал с куропаток, да ничего не вы­ шло - загубил штук пятнадцать и бросил это занятие. Пока однаж­ ды не попался ему мертвый сне­ гирь, которого он и попробовал «воскресить»: долго мучился над ним и создал в итоге красивую фи­ гурку. Понравилось! Стал перени­ мать приемы ремесла, читать книги, изучать внешний вид животных по фотографиям и иллюстрациям, коп­ ить свои наблюдения: нужно знать, как лучше поставить тому же глуха­ рю шею, развернуть крылья, за­ драть хвост. А в жанровых сценках, по словам мастера, без этого вообще не обойтись, иначе все получится неестественным, некрасивым и не­ интересным. Стоило зайти в гале­ рею, чтобы в этом убедиться: художник не только вручил в бе­ личьи лапки шишку, но и сделал в бревнышке дупло-домик. - Работа таксидермиста, - расска­ зывает Андрей, - требует усидчивос­ ти, аккуратности и точности - иначе ничего не получится! Сначала нуж­ но снять шкуру осторожно и 'не­ спешно, чтобы не повредить ее. Потом соорудить проволочный кар­ кас (основу всей фигуры): один конец вывести в череп, другой - в лапы и крылья. Удалить из головы мозг, иначе потом начнется гниение, и тогда модель придется выкиды­ вать... Все экспонаты умельца - либо зверьки, либо дичь, потому что для крупного зверя нужны «вагон и маленькая тележка» ваты и тща­ тельная обработка огромной шку­ ры. Однако он не оставляет мечты создать что-нибудь грандиозное, например оленью голову. - К сожалению, охота на этих животных запрещена, - сетует Анд­ рей. - В тундре, правда, можно час­ то встретить их головы: браконьеры оставляют. Но попробуй подбери - нарвешься на неприятности: обви­ нят в незаконной охоте. Вот они и гниют! Вместо того чтобы украсить собой чей-то интерьер... По словам охотника, его порой обзывали живодером, поэтому свою выставку он открывал с боязнью: как отнесутся к ней горожане? Не осудят ли, не станут ли возмущать­ ся? Беспокойство оказалось напрас­ ным! Эдуард ПИГАРЕВ. г. Североморск. 2 7 4 - 10 июля 1997 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz