Рыбный Мурман. 1997 г. Февраль.
Анатолий Иванович СМИРНОВ . 50 лет. Кандидат исторических наук, владеет несколькими языками. Закончил Дипломатическую академию. Сегодня он - Генеральный консул России в Норвегии, активный участник многих п р о ем о в оаренцрегиона. Так что рождение книги под названием «Мурманский коридор» -событие* вовсе не случайное. ПОМОРСКМ . ТОРГОВЛЯ I орговые связи между Рус ским Севером и Халогаландом (древнее название Северной Норвегии) восходят ко временам, воспеваемым еще скальдами в своих стихах и сагах. Так, в конце ней экспедиции он, выйдя из Варде летом 1596 г., открыл ост- iv ~ А . ров Медвежий и Шпицберген IX века англиискии король Альф- fpyccKMe названия - Шейн и Гру- ред записал рассказ норвежского к0 затем его судНо правителя Оттара о том, что его £ 0£х0да с севера Новой главное богатство - это дань, ко- 3 мли бь|л0 затерто Льдами. В торую ему платят финны (саа мы), а также торговые поездки вплоть до Белого моря, в страну Бьармию. Очевидно, что реаль ная Бьармия находилась в ни жнем течении Северной Двины (с широко известным торговым по селением Холмогоры) и послед няя поездка туда была совершена в 1222 г. (Тиандер К. Ф. Поездки скандинавов в Белое море. СПб, 1905.) Исторические документы под тверждают, что с середины XVI века на этих территориях стали проходить крупные торжища - «лопарские ярмарки». Здесь встречались русские, норвежцы, саамы, финны и шведы, а также купцы-мореплаватели из Голлан дии и Англии. Главной предпосылкой для этого стало интенсивное про мысловое освоение северного побережья Кольского полуостро ва. Контр-адмирал А. Сиденснер пишет, что Мурманский берег - это весь морской берег от Св. Носа до норвежской границы. Но поморы разделяют его на рус ский берег - от Св. Носа до Колы и Мурман - от Колы до погранич ной реки Ворьяма. На Мурманс ком берегу были основаны первые постоянные русские по ходе труднейшей зимовки он и еще два члена команды сконча лись и были похоронены на Но вой Земле. вежский китовый жир. Однако норвежские купцы были недовольны договором, т. к. пошлины на рыбу не снижа лись. Более существенные пре ференции для Норвегии давал трактат 1828 г. Но в это время, вопреки интересам норвежского Севера, проявилось желание стортинга вообще закрыть по морскую торговлю. Это стремле- Р ние мотивировалось созданием D Датско-Норвежском госу- условий для получения прибыли дарстве вся торговля была моно- посредникам из Южной Норве- полизирована: вначале - в руках гии. В результате этого даже воз- г. Бергена, а позднее, после ко- никли шведско-норвежские роткого периода либерализации, разногласия, т. к. Швеция, усту- - в Копенгагене. В силу этого по- пая интересам России в поморс- морская торговля формально кой торговле, сохраняла свои считалась незаконной. Поэтому собственные в торговле с Фин- исправник Восточного Финнмар- ляндией (вошла в состав России ка жаловался в 1680 г. на то, что русские ведут «обширную тор говлю» в Варангере. (Оттар, с. 16.) Однако этот факт можно ис пользовать и для обоснования иного тезиса. Дело в том, что во многих источниках за начало по морской торговли принимается период Северной войны 1700 - 1721 гг., закончившейся пораже- в 1809 г.). По норвежскому закону о ры боловстве от 1830 г. русские име ли право ограниченного лова рыбы у берегов Финнмарка, в то время как у норвежцев такого права не было. Однако российс кие власти не пресекали рыбо ловство норвежцев, поскольку опасались, что это приведет к их требованию пересмотреть торго- нием Швеции от России и ее со юзников, среди которых была и вый договор 1838 г. А это бы не- Дания (характерно, что в 1701 г. сомненно сказалось и на русском шведская эскадра под видом тор- рыболовстве у берегов Норве- говых кораблей пыталась захва- гии. тить Архангельск). Стремительный рост объемов Таким образом, можно утвер- рыболовства в Северной Норве- ждать, что поморская торговля гии способствовал тому, что пос- как русская меновая торговля в ле 1840 г. «червивое время» для селения' 'ПеченгаTl5 33'гТ"кегсГо Северной Норвегии началась как закупок поморами рыбы все бо- (Вайда-Губа, Цып-Наволок) I минимум на.20 - 30 лет раньше, лее удлинялось, пока не достиг- Кола (1565 г.), ставшая с 1582 г. административным центром Мурмана. (Сведения о Мурманс ком береге. СПб, 1897, с. 33.) Несмотря на отдаленность от Копенгагена, русское освоение Кольского полуострова вызвало определенную озабоченность Датско-Норвежского государства (равно как и Швеции, разорив- чем считалось прежде. С учетом достаточно хороших межгосударственных отношений во второй половине XVII! века поморскую торговлю охотно тер пели, а с 1789 г. она была офици ально легализована. При этом торговые пункты в губерниях Тромс и Финнмарк становились своего рода испытательным по лигоном свободной торговли. Указом Александра I от 22 но- шей в 1589 г. Кандалакшу и Пе- ября (4 декабрЯ) 1807 г. военному взять н^удалосьГ^ качестве от^ губернатору Архангельска М. П. взять не удалось), в качестве от дезину разрешалось вывозить ветнои меры пограничный севе- 7ерно в Норвегию. Это стало ронорвежскии город Вардехус (в единственным исключением из переводе - «сторожевой дом», русские его называли Варгав, ныне Варде) получил в 1571 г. своего собственного наместника (ранее находился в Бергене). Од нако все это лишь создавало но вые предпосылки для развития взаимовыгодной торговли. Ее центром и стал Варде. Россияне на своих лодьях и кочах привозили в Варде и дру гие места Варангер-фиорда (Ва ряжского залива) товары, которые там охотно приобрета лись: муку, крупы, пиломатериа лы, канаты, скобы, кожу, парусину, а также различные предметы быта, украшения и даже кулинарные изделия. Эти товары обменивались на нор вежские изделия из кожи, тек стиль, ковры, другие фабричные и колониальные товары. С учетом интенсификации это го торгового пути датское прави тельство по аналогии с балтийскими проливами взяло и его под свой контроль. С середи ны 1580-х годов все иностранные действовавшего с 1806 г. запрета вывозить русский хлеб. Харак терно, что когда летом 1809 г. ан гличане, разорив Мурман, прервали сообщение с Архан гельском и тем самым подвоз русского зерна, это послужила ло в 1874 г. периода с 15 июня по 31 сентября. С 1863 г. был разре шен вывоз также соленой рыбы, а в 1882 г. - и вяленой. Развитие торговли способ ствовало модернизации поморс ких судов: древние лодьи, раньшины и кочи уступили место шхунам и галеасам. Немало су дов закупалось у норвежцев, их судостроительный опыт исполь зовался и на верфях Белого моря. Менялось и число заходов в год поморских судов в порты и торговые точки губерний Фин нмарк и Тромс: в 1840-е гг. - 300 - 350; в 1870 - 1890-е гг. - 250 - 350; в 1898 г. - около 300; в 1913 г. - бо лее 200. Тенденция к снижению числа судозаходов не отражает тенденцию к увеличению объ емов Торговли до 1870 -х годов, за горстку грязных монет» (От тар, с. 22). С учетом того, что эту позицию купцов частично под держали чиновники, на сей счет была создана специальная пра вительственная комиссия. В 1897 г. комиссия представила проект нового закона о торговле, кото рый разрешал закупку поморами рыбы только в «червивое вре мя».' Проект этого закона вместе с вопросом китобойного флота практически стал политической доминантой в Норвегии на рубе же веков. И успех Рабочей партии на выборах в стортинг 1903 г. во многом объясняется тем, что она поддержала позиции северян, которые и были впервые избра ны в законодатели. Закон был все-таки принят в 1907 г. Однако *ля ' здания ческого ственной комиссии, т. к. стране грозило бдсстание. (Кан А. С. Ис тория Норвегии, с. 248.); оморская торговля|получи- ла значительное развитие после принятия Норвегией в 1814 г. Конституции/ Немаловажную роль сыграло также решение Александра! в 1810|г. открыть е| Норвегии Генеральное консуль ство России.| | .. I .... I . / 1 В Северную Норвегию увели чился ввоз ржи, пшеницы и овса (зерном и мукой), а также леса,; свечей, пеньки, канатов, полотна и соли. Из Норвегии поставля лась рыба, которая!отправля лась и в глубь России (ее поскольку значительно возрас- он позволял продавать поморам т ^ ^ т л и и ^ - т , у Д >пп ,0 а р ы б у И В « Ч в р В И В О в В р вМ Я » , И через норвежских закупщиков. / драмати- тал средний тоннаж этих судов, а правитель- также в силу того, что увеличива лось чйсло заходов норвежских^ судов. I J I I 4011891 г. в книге «Известия! тва» была опубликована статья консула России в Хаммерфесте Д. Н. Островского «Очерки торго в о й и промышленной деятель- \ ности! русских! на прибрежье Северного океана» (т. 27, вып. Ц Jc.249 }276). Он отмечает, что^ор- |ри все позитиве поморская торговля была и объектом вза имной подозрительности. Нор вежцы с тревогой думали о «русской опасности»: не вос пользуются ли русские поморс кой ^торговлей для усиления 'своего влияния в Северной Нор вегии, в т. ч. для получения ее незамерзающих портов? rwna пплуплмршмр ппгтиРНппя 1 е потребность увеличивалась из- общ^шщ^остм 1 говаррв* суда, проходившие вдоль Норве- за Соблюдения церковных пос- вывезенных из Архангельска на После поражения России в говля р Норвегией занимает <шь 1 - Крымской войне 1853 - 1856 гг. дающёеся I место 1 / в взоры|многих дипломатов, чи- эконрмической жизни нашего^Ар- новников и военных были вновь ханге^ьского поморья». Ее 66 ъ- обращены на север. емы| резко выросли особенно Так, когда в 1858 г. Генераль- после потери Рорсией влияния ный консул России в Кристиании Йа Черном Море по итогам Крым- (Осло) Мехелин посетил пригра фской войны, (1853 - 1856). Так, ничные территории, то его пот- тов), а также 8 ЫД ь£ гии и мимо Варде в Россию, ста ли уплачивать пошлину. . Более того, право сбора дани Никольском полуострове по рус ско-норвежским договорам 1251 и Ш гг. датчане стали тракто вать $ак основание для террито- ^плома™че? 1 1 Г н ^ л и ^ Т с - 1817 г' РазРешал р о д н у ю рус скую торговлю в Северной Нор- ^ датскую поетензию К °602 ° вегии в течение одного летнего Й Х р месяца(такназываемое«Makketi- еланныи мех пом°рскихсудах в1854гсоста- лисицы и выдры. | вила 161870 рублей, то в 1889 г.- Торговля через Балтийское и Белое моря основывалась на#а! говорах, заключенных между Россией и Швецией-Норвегией в 1817,1828 и 1834 гг,#Гак, договор ^ ^ ч ё ^ в ^ Ж Г den« эдерв^вое время*, когда сушить рыбу было невозможно и поэтому никому, кроме поморов, которые ее тут же солили, сбыть ее было нельзя). Норвёшя ймела право вывдзить 25 тыс; четвер- Важно о т|Ц тй ч^^е именно в ЭТИ ГОДЫ экспедиции в поисках |нрвого морского пути в Тихий океан гол- ландец Виллем Барен|£ в|ходе которых он сделал немало от крытий, в т. ч. и дал свое имя Баренцеву морю. В ходе поелед- тей (одна четверть равнялась 8 пуйамгили около 131 кг) зерна с уплатой пошлины лишь за 5 тыс. четвертей. Кроме того, Россия вдвое снижала пошлину за нор- 767630 рублей. В1889 а изНорве- гии было вывезено товаров на сумму 713425 рублей (с. 255). | Поморская торговля по Обе стороны границы вызывала сим патии. Что касается оценок с рус^ ской стороны, то сам факт массовых торговых контактов поморов с северонорвежцами говорит об их популярности и выгодности. В Норвегии противниками по морской торговли прежде всего выступали купцы из южных рай онов страны. Они закупали на Севере рыбу и в лице русских видели лишь сбивающих цену конкурентов. А своих северных коллег они упрекали за то, что «они-де продаются чужой нации ряс разительный контраст между кипящей жизнью Финнмарка и заброшенностью Мурманского берега. В целях ускорения эконо мического развития Кольского полуострова он официально предложил при правительствен ной поддержке основать таАПбЛ лонии постоянно проживающих русских! Это предложение раз вил архангельский губернатор, который ходатайствовал об от крытии туда доступа, причем на льготных условиях, выходцам из Норвегии (для выходцев из Рос сии льготы не запрашивались). Характерно, что первыми, кто обратился в 1859 г. за разрешени ем поселиться там, оказались норвежские семьи. Их желание было удовлетворено при усло- вии принятия российского граж данства. Число норвежских переселенцев (равно как и из Финляндии) увеличивалось с каждым годом и к 1867 г. достиг ло 175 человек. ‘ : Эта политика вызвала уже у националистически настроенных россиян чувство «норвежской опасности», что Мурман станет продолжением Норвегии. С этих позиций, а также против рыбо ловного и зверобойного промыс ла норвежцев у берегов поморья, равно как и против поморской торговли в целом, выступил со стоятельный сибирский купец М. Сидоров в своей книге «Север России», вышедшей в 1870 г. В 1881 г. во главе Архангельс кой губернии был назначен Н. Баранов. Будучи сторонником жесткой линии в отношении нор вежцев, он направил для патру лирования в рыболовный сезон канонерку «Бакан». У норвежцев же в этих целях использовался только «инспекционный паро ход». Эта проблема стала предме том обсуждения шведско-нор- вежского Генерального консула в Архангельске К. ФальСена с кон сулом России в Варде, поскольку содержала «намек на выступле ние против Норвегии». Врезуль тате переговоров в 1886 г. канонерка была заменена на «ад министративный» пароход «Мур ман». Аналогичным образом был снят зондаж норвежских газет придать крепости Варде военно- морской статус (Оттар, с. 36). ЩШ данным контр-адмирала А. Сиденснера, в 1895 г. все населе ние Кольского полуострова со ставляло 8690 человек, из них русских - 5720, финнов - 810, нор вежцев - 220 и лопарей (саамов) - 1940. Население собственно Мур манского берега насчитывало около 2 тысяч человек, и в пери од рыболовного сезона сюда приходило до 2 тысяч рыбаков. В это время средние объемы меновой торговли составляли экспорт на сумму 550 тысяч руб лей, а импорт из Норвегии - око ло €0 тысяч рублей. |р |?ри этом Сиденснер отмечает зависимость наших поморов от норвежских купцов, которая «происходит, по-видимому, не столькО от отсутствйя удобного для торговых сношений пункта на нашей территории, сколько вследствие почти полной безгра мотности и нетрезвости наших поморов, в то время как во всей Норвегии нет ни одного негра мотного...» (с. 60). f (Продолжение следует.) № 9 28 февраля - 6 марта 1997 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz