Рыбный Мурман. 1997 г. Февраль.

Анатолий Иванович СМИРНОВ . 50 лет. Кандидат исторических наук, владеет несколькими языками. Закончил Дипломатическую академию. Сегодня он - Генеральный консул России в Норвегии, активный участник многих п р о ем о в оаренцрегиона. Так что рождение книги под названием «Мурманский коридор» -событие* вовсе не случайное. ПОМОРСКМ . ТОРГОВЛЯ I орговые связи между Рус­ ским Севером и Халогаландом (древнее название Северной Норвегии) восходят ко временам, воспеваемым еще скальдами в своих стихах и сагах. Так, в конце ней экспедиции он, выйдя из Варде летом 1596 г., открыл ост- iv ~ А . ров Медвежий и Шпицберген IX века англиискии король Альф- fpyccKMe названия - Шейн и Гру- ред записал рассказ норвежского к0 затем его судНо правителя Оттара о том, что его £ 0£х0да с севера Новой главное богатство - это дань, ко- 3 мли бь|л0 затерто Льдами. В торую ему платят финны (саа­ мы), а также торговые поездки вплоть до Белого моря, в страну Бьармию. Очевидно, что реаль­ ная Бьармия находилась в ни­ жнем течении Северной Двины (с широко известным торговым по­ селением Холмогоры) и послед­ няя поездка туда была совершена в 1222 г. (Тиандер К. Ф. Поездки скандинавов в Белое море. СПб, 1905.) Исторические документы под­ тверждают, что с середины XVI века на этих территориях стали проходить крупные торжища - «лопарские ярмарки». Здесь встречались русские, норвежцы, саамы, финны и шведы, а также купцы-мореплаватели из Голлан­ дии и Англии. Главной предпосылкой для этого стало интенсивное про­ мысловое освоение северного побережья Кольского полуостро­ ва. Контр-адмирал А. Сиденснер пишет, что Мурманский берег - это весь морской берег от Св. Носа до норвежской границы. Но поморы разделяют его на рус­ ский берег - от Св. Носа до Колы и Мурман - от Колы до погранич­ ной реки Ворьяма. На Мурманс­ ком берегу были основаны первые постоянные русские по­ ходе труднейшей зимовки он и еще два члена команды сконча­ лись и были похоронены на Но­ вой Земле. вежский китовый жир. Однако норвежские купцы были недовольны договором, т. к. пошлины на рыбу не снижа­ лись. Более существенные пре­ ференции для Норвегии давал трактат 1828 г. Но в это время, вопреки интересам норвежского Севера, проявилось желание стортинга вообще закрыть по­ морскую торговлю. Это стремле- Р ние мотивировалось созданием D Датско-Норвежском госу- условий для получения прибыли дарстве вся торговля была моно- посредникам из Южной Норве- полизирована: вначале - в руках гии. В результате этого даже воз- г. Бергена, а позднее, после ко- никли шведско-норвежские роткого периода либерализации, разногласия, т. к. Швеция, усту- - в Копенгагене. В силу этого по- пая интересам России в поморс- морская торговля формально кой торговле, сохраняла свои считалась незаконной. Поэтому собственные в торговле с Фин- исправник Восточного Финнмар- ляндией (вошла в состав России ка жаловался в 1680 г. на то, что русские ведут «обширную тор­ говлю» в Варангере. (Оттар, с. 16.) Однако этот факт можно ис­ пользовать и для обоснования иного тезиса. Дело в том, что во многих источниках за начало по­ морской торговли принимается период Северной войны 1700 - 1721 гг., закончившейся пораже- в 1809 г.). По норвежскому закону о ры­ боловстве от 1830 г. русские име­ ли право ограниченного лова рыбы у берегов Финнмарка, в то время как у норвежцев такого права не было. Однако российс­ кие власти не пресекали рыбо­ ловство норвежцев, поскольку опасались, что это приведет к их требованию пересмотреть торго- нием Швеции от России и ее со­ юзников, среди которых была и вый договор 1838 г. А это бы не- Дания (характерно, что в 1701 г. сомненно сказалось и на русском шведская эскадра под видом тор- рыболовстве у берегов Норве- говых кораблей пыталась захва- гии. тить Архангельск). Стремительный рост объемов Таким образом, можно утвер- рыболовства в Северной Норве- ждать, что поморская торговля гии способствовал тому, что пос- как русская меновая торговля в ле 1840 г. «червивое время» для селения' 'ПеченгаTl5 33'гТ"кегсГо Северной Норвегии началась как закупок поморами рыбы все бо- (Вайда-Губа, Цып-Наволок) I минимум на.20 - 30 лет раньше, лее удлинялось, пока не достиг- Кола (1565 г.), ставшая с 1582 г. административным центром Мурмана. (Сведения о Мурманс­ ком береге. СПб, 1897, с. 33.) Несмотря на отдаленность от Копенгагена, русское освоение Кольского полуострова вызвало определенную озабоченность Датско-Норвежского государства (равно как и Швеции, разорив- чем считалось прежде. С учетом достаточно хороших межгосударственных отношений во второй половине XVII! века поморскую торговлю охотно тер­ пели, а с 1789 г. она была офици­ ально легализована. При этом торговые пункты в губерниях Тромс и Финнмарк становились своего рода испытательным по­ лигоном свободной торговли. Указом Александра I от 22 но- шей в 1589 г. Кандалакшу и Пе- ября (4 декабрЯ) 1807 г. военному взять н^удалосьГ^ качестве от^ губернатору Архангельска М. П. взять не удалось), в качестве от дезину разрешалось вывозить ветнои меры пограничный севе- 7ерно в Норвегию. Это стало ронорвежскии город Вардехус (в единственным исключением из переводе - «сторожевой дом», русские его называли Варгав, ныне Варде) получил в 1571 г. своего собственного наместника (ранее находился в Бергене). Од­ нако все это лишь создавало но­ вые предпосылки для развития взаимовыгодной торговли. Ее центром и стал Варде. Россияне на своих лодьях и кочах привозили в Варде и дру­ гие места Варангер-фиорда (Ва­ ряжского залива) товары, которые там охотно приобрета­ лись: муку, крупы, пиломатериа­ лы, канаты, скобы, кожу, парусину, а также различные предметы быта, украшения и даже кулинарные изделия. Эти товары обменивались на нор­ вежские изделия из кожи, тек­ стиль, ковры, другие фабричные и колониальные товары. С учетом интенсификации это­ го торгового пути датское прави­ тельство по аналогии с балтийскими проливами взяло и его под свой контроль. С середи­ ны 1580-х годов все иностранные действовавшего с 1806 г. запрета вывозить русский хлеб. Харак­ терно, что когда летом 1809 г. ан­ гличане, разорив Мурман, прервали сообщение с Архан­ гельском и тем самым подвоз русского зерна, это послужила ло в 1874 г. периода с 15 июня по 31 сентября. С 1863 г. был разре­ шен вывоз также соленой рыбы, а в 1882 г. - и вяленой. Развитие торговли способ­ ствовало модернизации поморс­ ких судов: древние лодьи, раньшины и кочи уступили место шхунам и галеасам. Немало су­ дов закупалось у норвежцев, их судостроительный опыт исполь­ зовался и на верфях Белого моря. Менялось и число заходов в год поморских судов в порты и торговые точки губерний Фин­ нмарк и Тромс: в 1840-е гг. - 300 - 350; в 1870 - 1890-е гг. - 250 - 350; в 1898 г. - около 300; в 1913 г. - бо­ лее 200. Тенденция к снижению числа судозаходов не отражает тенденцию к увеличению объ­ емов Торговли до 1870 -х годов, за горстку грязных монет» (От­ тар, с. 22). С учетом того, что эту позицию купцов частично под­ держали чиновники, на сей счет была создана специальная пра­ вительственная комиссия. В 1897 г. комиссия представила проект нового закона о торговле, кото­ рый разрешал закупку поморами рыбы только в «червивое вре­ мя».' Проект этого закона вместе с вопросом китобойного флота практически стал политической доминантой в Норвегии на рубе­ же веков. И успех Рабочей партии на выборах в стортинг 1903 г. во многом объясняется тем, что она поддержала позиции северян, которые и были впервые избра­ ны в законодатели. Закон был все-таки принят в 1907 г. Однако *ля ' здания ческого ственной комиссии, т. к. стране грозило бдсстание. (Кан А. С. Ис­ тория Норвегии, с. 248.); оморская торговля|получи- ла значительное развитие после принятия Норвегией в 1814 г. Конституции/ Немаловажную роль сыграло также решение Александра! в 1810|г. открыть е| Норвегии Генеральное консуль­ ство России.| | .. I .... I . / 1 В Северную Норвегию увели­ чился ввоз ржи, пшеницы и овса (зерном и мукой), а также леса,; свечей, пеньки, канатов, полотна и соли. Из Норвегии поставля­ лась рыба, которая!отправля­ лась и в глубь России (ее поскольку значительно возрас- он позволял продавать поморам т ^ ^ т л и и ^ - т , у Д >пп ,0 а р ы б у И В « Ч в р В И В О в В р вМ Я » , И через норвежских закупщиков. / драмати- тал средний тоннаж этих судов, а правитель- также в силу того, что увеличива­ лось чйсло заходов норвежских^ судов. I J I I 4011891 г. в книге «Известия! тва» была опубликована статья консула России в Хаммерфесте Д. Н. Островского «Очерки торго­ в о й и промышленной деятель- \ ности! русских! на прибрежье Северного океана» (т. 27, вып. Ц Jc.249 }276). Он отмечает, что^ор- |ри все позитиве поморская торговля была и объектом вза­ имной подозрительности. Нор­ вежцы с тревогой думали о «русской опасности»: не вос­ пользуются ли русские поморс­ кой ^торговлей для усиления 'своего влияния в Северной Нор­ вегии, в т. ч. для получения ее незамерзающих портов? rwna пплуплмршмр ппгтиРНппя 1 е потребность увеличивалась из- общ^шщ^остм 1 говаррв* суда, проходившие вдоль Норве- за Соблюдения церковных пос- вывезенных из Архангельска на После поражения России в говля р Норвегией занимает <шь 1 - Крымской войне 1853 - 1856 гг. дающёеся I место 1 / в взоры|многих дипломатов, чи- эконрмической жизни нашего^Ар- новников и военных были вновь ханге^ьского поморья». Ее 66 ъ- обращены на север. емы| резко выросли особенно Так, когда в 1858 г. Генераль- после потери Рорсией влияния ный консул России в Кристиании Йа Черном Море по итогам Крым- (Осло) Мехелин посетил пригра­ фской войны, (1853 - 1856). Так, ничные территории, то его пот- тов), а также 8 ЫД ь£ гии и мимо Варде в Россию, ста­ ли уплачивать пошлину. . Более того, право сбора дани Никольском полуострове по рус­ ско-норвежским договорам 1251 и Ш гг. датчане стали тракто­ вать $ак основание для террито- ^плома™че? 1 1 Г н ^ л и ^ Т с - 1817 г' РазРешал р о д н у ю рус скую торговлю в Северной Нор- ^ датскую поетензию К °602 ° вегии в течение одного летнего Й Х р месяца(такназываемое«Makketi- еланныи мех пом°рскихсудах в1854гсоста- лисицы и выдры. | вила 161870 рублей, то в 1889 г.- Торговля через Балтийское и Белое моря основывалась на#а! говорах, заключенных между Россией и Швецией-Норвегией в 1817,1828 и 1834 гг,#Гак, договор ^ ^ ч ё ^ в ^ Ж Г den« эдерв^вое время*, когда сушить рыбу было невозможно и поэтому никому, кроме поморов, которые ее тут же солили, сбыть ее было нельзя). Норвёшя ймела право вывдзить 25 тыс; четвер- Важно о т|Ц тй ч^^е именно в ЭТИ ГОДЫ экспедиции в поисках |нрвого морского пути в Тихий океан гол- ландец Виллем Барен|£ в|ходе которых он сделал немало от­ крытий, в т. ч. и дал свое имя Баренцеву морю. В ходе поелед- тей (одна четверть равнялась 8 пуйамгили около 131 кг) зерна с уплатой пошлины лишь за 5 тыс. четвертей. Кроме того, Россия вдвое снижала пошлину за нор- 767630 рублей. В1889 а изНорве- гии было вывезено товаров на сумму 713425 рублей (с. 255). | Поморская торговля по Обе стороны границы вызывала сим­ патии. Что касается оценок с рус^ ской стороны, то сам факт массовых торговых контактов поморов с северонорвежцами говорит об их популярности и выгодности. В Норвегии противниками по­ морской торговли прежде всего выступали купцы из южных рай­ онов страны. Они закупали на Севере рыбу и в лице русских видели лишь сбивающих цену конкурентов. А своих северных коллег они упрекали за то, что «они-де продаются чужой нации ряс разительный контраст между кипящей жизнью Финнмарка и заброшенностью Мурманского берега. В целях ускорения эконо­ мического развития Кольского полуострова он официально предложил при правительствен­ ной поддержке основать таАПбЛ лонии постоянно проживающих русских! Это предложение раз­ вил архангельский губернатор, который ходатайствовал об от­ крытии туда доступа, причем на льготных условиях, выходцам из Норвегии (для выходцев из Рос­ сии льготы не запрашивались). Характерно, что первыми, кто обратился в 1859 г. за разрешени­ ем поселиться там, оказались норвежские семьи. Их желание было удовлетворено при усло- вии принятия российского граж­ данства. Число норвежских переселенцев (равно как и из Финляндии) увеличивалось с каждым годом и к 1867 г. достиг­ ло 175 человек. ‘ : Эта политика вызвала уже у националистически настроенных россиян чувство «норвежской опасности», что Мурман станет продолжением Норвегии. С этих позиций, а также против рыбо­ ловного и зверобойного промыс­ ла норвежцев у берегов поморья, равно как и против поморской торговли в целом, выступил со­ стоятельный сибирский купец М. Сидоров в своей книге «Север России», вышедшей в 1870 г. В 1881 г. во главе Архангельс­ кой губернии был назначен Н. Баранов. Будучи сторонником жесткой линии в отношении нор­ вежцев, он направил для патру­ лирования в рыболовный сезон канонерку «Бакан». У норвежцев же в этих целях использовался только «инспекционный паро­ ход». Эта проблема стала предме­ том обсуждения шведско-нор- вежского Генерального консула в Архангельске К. ФальСена с кон­ сулом России в Варде, поскольку содержала «намек на выступле­ ние против Норвегии». Врезуль­ тате переговоров в 1886 г. канонерка была заменена на «ад­ министративный» пароход «Мур­ ман». Аналогичным образом был снят зондаж норвежских газет придать крепости Варде военно- морской статус (Оттар, с. 36). ЩШ данным контр-адмирала А. Сиденснера, в 1895 г. все населе­ ние Кольского полуострова со­ ставляло 8690 человек, из них русских - 5720, финнов - 810, нор­ вежцев - 220 и лопарей (саамов) - 1940. Население собственно Мур­ манского берега насчитывало около 2 тысяч человек, и в пери­ од рыболовного сезона сюда приходило до 2 тысяч рыбаков. В это время средние объемы меновой торговли составляли экспорт на сумму 550 тысяч руб­ лей, а импорт из Норвегии - око­ ло €0 тысяч рублей. |р |?ри этом Сиденснер отмечает зависимость наших поморов от норвежских купцов, которая «происходит, по-видимому, не столькО от отсутствйя удобного для торговых сношений пункта на нашей территории, сколько вследствие почти полной безгра­ мотности и нетрезвости наших поморов, в то время как во всей Норвегии нет ни одного негра­ мотного...» (с. 60). f (Продолжение следует.) № 9 28 февраля - 6 марта 1997 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz