Рыбный Мурман. 1997 г. Февраль.
г о л у б о й . . . д у м п к а р Б Е Ж И Т , К А Ч А Е Т С Я . . . * Наверное, всем до боли зна комы дороги железные да ваго ны - общие и плацкартные, купейные да спальные... А вот про вагоны-думпкары, уверен, знают совсем не многие. Если быть совсем точным, то думп кар - это даже не вагон, а полу вагон. А главное - везет он совсем не пассажиров, а 100 тонн апатитовой руды. И та щат локомотивы эти самые думпкары с камнем плодоро дия с рудников на обогатитель ные фабрики АО :«Апатит ». Вне всякого сомнения, что руд ники и фабрики «Апатита» - это ключевые звенья гиганта- монополиста химии на Кольс ком полуострове. Там руду добывают, там дробят и обога щают, и, как финал - получи страна полуфабрикат для фос форных удобрений. Правда, в «Апатите» есть и вспомогательные подразделе ния, ремонтные, складские, ав томобильные и прочие. К про чим относится и ЖДЦ - желез нодорожный цех. А может, этот цех - один из самых клю чевых. Добытую руду надо пе ребросить с* рудников на фабрики, а потом еще концен- - трат отправлять на суперфос фатные фабрики. И делают это простые железнодорожники «Апатита», МПС здесь просто ни при чем. Они тянут апати- товозы из Хибин по проторен ным своим дорогам. Что же представляет из себя желдор- цех? ■/ Подумайте сами: ЖДЦ АО «Апатит» - это 17 станций, 260 км пути, более 50 электровозов и 20 тепловозов, около полуты- сячи стрелок и более 600 «го лубых вагонов »-думпкаров. Вот такой он, этот вспомога тельный цех... А время идет, время бежит. Стареют рудники и фабрики, сами недра стареют. А техни ка? Как известно, и она старе ет, К примеру, из этих 600 дум пкаров уже более половины необходимо отправить на за служенный отдых - на слом А тяга - электровозы и тепловозы - вообще 1959 года рождения (или выпуска). Кроме того, если все «желез ки» МПСа давно работают на переменной «тяге» (токе), то ЖДЦевские до сих пор - на постоянной «тяге»... Как же тут качаться голу бым вагонам”с апатитом? Скоро, наверное, железнодо рожники ответят: «А никак!». II они будут правы. Посудите сами: как сегодня обновить парк думпкаров, если цена только одного - более чем 250 «лимонов»! (Умножьте эту ци фирь на 300 единиц. Сикоко, сикоко?)... Я деликатно промолчу о це нах на электровозы и теплово зы, просто язык не повернется. А если еще добавить, что элек тровозы изготавливались в Тбилиси, Грузия сегодня - за граница... Да, правда, есть та кой завод в Екатеринбурге, да и тот, говорят, на ладан ды шит. Но главное - откуда «баб-; ки»? Даже для вспомогательного цеха их необ- ходимо мешков несколько. ^ Об этом, казалось, должны бы подумать и руководители «Апатита». Дн нет! Даже после подписания «судьбоносного» соглашения между руководст вом АО «Апатит», АК «Росп- ром» и администрацией области об этом как-то не под умали. В.соответствии с подпи санным , соглашением «Апатиту» будут выделены 200 млрд. рублей. Цифры внуша ют. Но из них 60 млрд. рублей пойдут на капитальное строи тельство, остальные - на закуп ку техники, оборудования и зарплату. Железнодорожникам - ничего. Ибо решено уже и прописано красной строкой: на остальные деньги закупить пог рузочные машины, бурильные станки и другую прочую техни ку для добычи и переработки апатитовой руды. А про тех, кто тянет воз, и забыли... Понятно, добыча и переработка руды - дело клю чевое, государственное. А как, скажите, перевозить добывае мое и перерабатываемое? Надо заметить, что планы у «Апатита» громадные. Просчи тано аж до 2010 года - 9,5 млн. тонн концентрата должны вы дать. Но непонятно: зачем «вкола чивать «бабки» в добычу и про изводство, если не на чем всё это будет везти? Сегодня дум пкары ещё качаются на стыках рельсов, тянут локомотивы руду и полуфабрикат. «Тянет» пока ЖДЦ. Сегодня. А что будет завтра?.. БЕЛОЕ МОРЕ... В АПАТИТАХ Нет , не природный это катак лизму это просто название выстав ки. Впервые «Б елое м ор е» было проведено финнами в Кандалакше в 1995 году . Свою продукцию на вы ставке представили 35 участни ков. Тогда же состоялись первые сделки и были найдены новые дело вые партнеры. Тогда зародилась идея проводить подобные выстав ки ежегодно. «Белое море-97» будет проведе на в этот ра з в выставочном цент ре Д ворца культ уры в Апатитах. П одробнее узнать о выставке я решилу как говорится , из первых уст. На мои вопросы отвечает ко ординатор «Белого моря» с россий ской стороны работник администрации города Г. Г. К А ЗА КИН . - Геннадий Григорьевич, какую цель преследует предстоящая выставка? - Основная цель ее - дальнейшее раз витие и укрепление сотрудничества меж ду нашими и финскими фирмами. - Кто непосредственный организа тор? - Две стороны - наша и финская. В начале февраля был подписан договор между Лапландским университетом и выставочным центром Апатитов. Ответ ственный организатор - это Лапландский университет. А участвуют в организации еще центр развития Северо-Восточной Лапландии, центр развития городов Кеми - Торнио и министерство торговли Лапландского округа. - А почему «Белое море-97» именно в Апатитах? - Во-первых, наш центр и город в це лом имеют большой опыт проведения всевозможных выставок. Во-вторых, Апатиты расположены в южной части Кольского полуострова и являются здесь самым крупным населенным пун ктом. И последнее: наверное, наш город - один из самых красивых в Заполярье! - А участники выставки будут только финны? Я Н | п ен яю Й В 2-комн. кв . в А п а т и т а х и ав том о б и л ь ВАЗ-2 Т083 на 2-3- комн. кв . в Мурманске. Тел. дом. в Апатитах 3-04-56 раб. 3-38-52 - Нет, выставка общая. Но большин ство представителей (свыше сорока) - из Финляндии. Кроме того, российские предприятия и несколько фирм-участни- ков - из Швеции и Норвегии. Оно ведь и понятно: кто же готов отдать намеча ющийся рынок другому на откуп? - Что же будут представлять участни ки на выставке? - Практически все: продукты питания, машины, оборудование для их обслужи вания, строительное оборудование, по лиграфию, туризм, оргтехнику и т. п. - А наши фирмы смогут ли достойно себя представить? - Нам есть что показать и что предло жить - от сувениров, товаров до техно логий, причем самых новейших. Мы хотим действительно взаимовыгодности и сотрудничества. - Если честно, с какими проблемами встретились организаторы в процессе подготовки выставки? - Все вопросы, а их возникла масса, между нами решались четко, при самом полном взаимопонимании. Но вот про блема перехода госграницы через КПП «Салла» в который раз является самым непреодолимым участком. Это просто дикая головная боль! P . S . Остается добавить, что выставка «Белое м оре-97» будет проводиться с 20 по 23 марта с. г. Входной билет для посетителя - 5 тысяч целковых. Время проводимых реформ породи ло новые выражения и имена. Мы, к примеру, быстро привыкли к такому выражению и определению как «новые русские». Сегодня такой образ обяза тельно сочетается с «Мерседесом», «Вольво» или «Ауди», офисом, радио телефоном, «Мальборо» и, естествен но, с шуршащей «зеленью»... ' Но есть и другое явление: люди, копающиеся с утра до вечера в мусор ных контейнерах. Для них найденная бутылка, остатки пищи или кое-какое пригодное барахло - это свой «мерс». Они тоже «новые русские», тоже пло ды перестройки и реформ, согласи тесь. Однажды ожидая поезд, я продрог и забежал в вокзальную кафешку - со греться и перекусить. Я сразу заме тил его, он услужливо собирал со столов грязную посуду и, перед тем как отнести ее в окошко посудомойки, жадно добирал остатки пищи. Потом подошел ко мне и виновато попросил: «Оставь кусочек...» Я взял ему порцию сосисок и стакан горячего кофе. Он быстро проглотил все, и я напросился с ним на беседу. Не знаю фамилии и адреса - естес твенно, не спросил, новый знакомый назвался Юрием. Поэтому моя беседа с «просто Юрием», ;■ - Юрии, ты тут бомжуешь, на вокза ле? - Нет, не бомжую, а бичую. Ты не поду май, у меня и хата есть в старых Апатитах, правда, малосемейка в общаге. - Тогда почему ты, здоровый мужик, собираешь объедки? - А что прикажешь делать, начальник? Работы нет, семьи нет, денег тоже. Мне что, воровать или попрошайничать? Ни на пер вое, ни на второе не могу пойти. - А почему не работаешь? - Скажи, где? Я готов делать любую ра боту. Готов выгружать вагоны, чистить снег. Но ведь это вроде и надо, и в то же время нет: платить-то все равно нечем. - А ты раньше-то работал? - Еще как! Я ведь был проходчиком в ПО «Апатит». 850 рублей заколачивал в месяц! Летом не вылазил из Адлера и Сочей. Даже Страничка евбкора ж й Ш щ щ Аятты 255]4-38-88 на «жигуль»» собирать начал... -А что дальше? - А дальше - хуже, хотя сегодня говорят, что лучше! Сбережений на «голубую меч ту» прямо в одночасье стало еле-еле хва- * тать на хлеб... Потом жена ушла... Да я ее щ не виню, я уже не мог быть хозяином в Щ доме. Ну что это за хозяин, который не мо жет принести денег даже на жратву? Потом с горя запил горькую,.. ; | . • - Тебя выгнали с работы? - Нет. Не выгнали. Есть хитрая статья - профболезнь. А это значит - в подземку хода нет. Предложили на «горе», но за ко пейки. Я терпел месяца три. Потом терпе ние мое лопнуло... - Выходит, ты сам отказался от рабо ты? . ' /- V •;V.. ■•. й V - А ты бы стал за гроши спину гнуть? Ус троился плотником у «металлургов». Через два месяца и те показали на проходную дверь. . :If/.' Дальше - еще хуже. На бирже не платят, работы не найти. Благо есть еще в городе помойки. Где бутылку, где хлеба кусок на йдешь. Вначале все было противно. Потом привык. Сейчас счастье подобрать карто фельную шелуху и поджарить на воде. Кайф! Спасибо соцзащите, подкидывают кой-какую одежонку, иногда талоны на пита- ■ ние. Хотя ужас как не люблю побираться. - Но ведь побираешься? - Это не совсем так. Я уже привык лю дям в глаза смотреть, вижу - добрый он или... Я прошу просто кое-какие остатки. Жить-то надо! Летом будет легче - посадят •«*. огороды. Ох, как его дождаться, вот мечта, нажарить настоящей картошки и нажрать ся! ■_ - Но огороды чужие? ? Щ - А я свой посадить не могу. Бог простит и люди тоже. Все стало вокруг чужое. А я что, тоже, выходит, чужой? Я ведь свой, русский! 1 - Юрий, но власти говорят, что дела ют все возможное, чтобы помочь та ким, как ты. | - Говорить - одно, делать - другое. Ель- р цин тоже обещал многое. Щ - Значит, такие, как ты, России не нужны? Ц - Значит! Раз облизывают чужие тарел ки. Но руки еще могут держать перфоратор. А для чего, кому, зачем это все надо? P.S. Вот такой была моя беседа с Юрием - «новым» нашим русским. Его ли вина и беда, что кто-то ездит на «мерсах» и ворочает «лимонами»? А кто-то «шарит» по помойкам... Во прос, конечно, философский. Но мо раль тоже, по идее, должна быть другой: коли добился всего, вспомни о падших... В мире об этом всегда дума ли. Я же просто отдал двадцать га зет Юрию, авось продаст и хоть чего-то купит себе для пропитания. № 9 28 февраля - 6 марта 1997 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz