Рыбный Мурман. 1997 г. Февраль.
(Окон чанне. Начало на стр. 1) В прошлом году отмечалось 300-летие флота России. Календари с фотографией парусника «Крузенштерн» украшали многие кабинеты. Сегодня на стене за спиной генерального директора «Мур- манрыбпрома» - календарь с красивыми, холодными и величественными айсберга ми. Случайность? - Нет, - улыбается Александр Ивано вич Сухинин, - просто ПОДОШЛИ МЫ к такой ситуации... И замолчал, задумавшись. Да, види мое величие и блеск айсберга словно видимая мощь флота. То, что скрыто под темной толщей воды, - многотонная тяжесть проблем, готовая в любую ми нуту опрокинуть сверкающий «верх». Впрочем, положение «Мурманрыбпро- ма» мало чем отличается от ситуации в других флотах. Хотя есть и свои особенности. Напри мер (Александр Иванович говорил об этом с гордостью), «Мурманрыбпром» жил строго по российским законам, не рефлагируя суда, не создавая оффшор ных компании, не сбрасывая с плеч тяж кий воз социальной сферы. - А теперь я сказал: будем жить, как все, - глаза «генерала» блеснули сталью. «ГЕНЕРАЛАМ ДЕНЬГИЙ реформ з5 суда- За годы так называемых «Мурманрыбпром» расстался с 3 ми. То ли их возраст привел к кончине, то ли капремонт был не по силам фло ту. Оставшиеся «полуботинки» еще года три побудут в строю, потом снова или - или. Тем паче европейское сообщество косо смотрит на российских производи телей рыоопродукции: какие-никакие - конкуренты. И с прошлого года ужесто чились на западном рынке требования к качеству. Причем в это понятие входит не только качество нашей продукции, но и санитарное состояние судна вплоть до наличия туалетной бумаги и состояния умывальников. Отсюда следует: либо флот доводит суда и их оборудование до требуемого уровня, либо убирается с западного рынка. Интересно, что эти запросы-тре бования не касаются «охлажденщиков», поставляющих на Запад сырье по ни зким ценам. Казалось бы, в такой ситуации сам Бог велел повернуть траулеры с рыбоп родукцией в Мурманск. Но ведь не от хорошей жизни моряки работают на за рубежный рынок, проблемы сдачи рыбы в родном порту давно известны и никак не решаются. Наиглавнейшая же проблема - отсут ствие оборотных средств. Например, чтобы снабдить БМРТ всем необходи мым на рейс и дать 25 процентов нужно го количества топлива, требуется 1 млрд 200 млн. рублей! Откуда взять такие деньги? Пока договаривались с запад ными партнерами, расплачиваясь боль шей частью продукции. Теперь в свете новых требований ЕЭС надо что-то иное придумывать. В «Мурманрыбпроме» есть такая беда - аресты судов. Причем экипажи там совсем не виноваты. Руководство флота, в общем-то, - тоже, отдали суда в арен ду фирмам. Конечно, хотели, как луч ше. А получилось вот что: фирма «Искатель», например, наделала долгов, из-за них стоит в Канаде арестованный БМРТ. Два траулера стоят под арестом из-за фирмы «Константа», еще один - из-за спора с фирмой «Надин». Один БМРТ встал из-за долгов фирмы «Акви лон». : А то еще краше: флот взял в аренду небольшое судно у одной фирмы. Вдруг появляется господин из Прибалтики и объявляет, что траулер - его собствен ность, фирма заимела его неправедным путем. В итоге - арбитражный суд, реше нием которого... арестовываются все счета флота. И только огромными уси лиями удалось найти сумму для залога и освободить счета. А долги! Фирма «Прометей» не отда ет около полумиллиона долларов. Пор тугальский партнер давно в должниках... А уж здесь, в Мурманске, их столько! Короче говоря, у самого флота долг около 150 млрд., а ему до лжны немногим меньше. Конечно, будь в родном отечестве нормальная финансовая система, еще как-то можно было крутиться. Но когда вам коммерческий банк дает кредит под 120 процентов, вы, естественно, отказы ваетесь от такой «услуги». А тут еще аномальная нынешняя зима, ударившая под дых всех флото водцев. Синоптики не помнят таких бес прерывных штормов, как в этом году. Поэтому за 1,5 месяца БМРТ «Мурман- рыбпрома» взяли всего лишь два груза путассу. Вот и живи как хочешь! ; Л ^ с г / г ш ъ с ш . , з и н ^ и 4 ? c z u t ? Александр Сухинин впервые попал в «Мурманрыбпром» во время курсантс кой практики. Пришел сюда штурманом после училища. Было это 23 года тому назад. Семь лет ходил капитаном. На хорошем счету числился. Потом стал начальником отдела внешнеэкономичес ких связей флота. А в 92-м избрали его в совет директоров. В конце прошлого года Александр Иванович сменил Брей- хмана на «генеральском» посту, а с 5 января утвержден в этой должности. Чем больше слушала я Сухинина, тем больше мной овладевало недоумение. Не выдержав, спросила: - Александр Иванович, зачем вам это кресло? - Меня выбрали люди. - Но вы же могли отказаться. Мож но было остаться в отделе или снова уйти в море. Зачем взваливать на себя непомерный груз проблем? - От генерального директора зависит далеко не все. Главное - люди, которые здесь работают. И пока они не опуска ют руки, не уходят, флот будет жить. А я из «Мурманрыбпрома» уйду только в последний путь. - Но как собирается жить флот? Суда старые, денег на ремонт-рекон струкцию нет, со сбытом вашей продук ции (сельдь, путассу и т. п.) - проблемы. Затраты сумасшедшие. Как жить? - У нас разработан план. Вот, могу кое-что показать. Производим переоцен ку стоимости основных фондов, чтобы снизить амортизационные отчисления и, следовательно, уменьшить затраты. Го товимся к промыслу окуня. Нашли спо соб, как приобрести хорошее оборудование: берем его в лизинг с рас срочкой платежа на несколько лет... И в ы п у с к продукции увеличится. Собираемся сократить резерв в кад рах за счет сокращения рейсооборота, как раньше работали в Тихом океане: отпуска и выходных моряку как раз хватало до следующего рейса. Не буду перечислять все намеченное, только ска жу, что полагаем сэкономить около 100 млрд. рублей. - Что с выплатой зарплаты? - Когда я стал генеральным, задо лженность по зарплате составляла око ло 24 млрд. руолей. Сейчас - 8 млрд. Думаю, даже с учетом летних отпусков рассчитаемся к сентябрю, ■ - Новых судов не будет? - Прорабатываются варианты сотруд ничества с разными инвесторами. Са мим, конечно, не под силу. Есть и другой путь - покупать не но вые суда, жТс более совершенной техно логией. У нас уже работают три таких _ судна: «охлажденщик» и на двух выпус-^ кают клипфиск. - То есть не так уж страшна ситуация сегодня? - Нас губят. Во-первых, государство. Во-вторых, местные монополисты. В- третьих, пресса. - ?! / ■•W:- У : - Почему вы удивляетесь? Никто же не говорит правду о том, как предпри ятия умирают. До сих пор журналисты не отображают ситуацию в рыбной от- 'р а с л и ■ V • ’ ЩЩШ:4 - Но вы же собираетесь жить вместе с флотом, раз согласились стать гене ральным! - Мне хочется, чтобы «Мурманрыбп ром» воспрянул духом, И если мы осу ществим намеченный план, думаю, у нас все получится. Хотя придется пойти на некоторые жертвы... - А почему вы не рефдатируете суда? - Все надеемся, что скоро заловится мойва и эти траулеры понадобятся. Да, я патриот этих судов, мне пришлось много на них работать. - То есть вы верите в будущее «Мур манрыбпрома» ? Щ' - Если не верить, зачем работать? За мной почти четыре тысячи человек, ради 'них.'.. ; /.'-Ч:К" > Не стала я убеждать Александра Ивановича, что пресса, во всяком слу чае «Рыбный Мурман», никогда не сто яла в стороне от флотских проблем. А уж насчет правдивости... Пусть остает ся при своем мнении. Лишь бы флот жил, лишь бы люди работали да за рплату получали. А потому, пожелав генеральному ди ректору Сухинину удачи на новой до лжности, я попрощалась с ним. и /Ю С Ж Р Л М £ 4 & 1 В З Л 7 Ю Л Я 7 > 6 £ туризм- это золото, РЫБОЛОВНЫМТУРИЗМ t БР 1 Ш 1 ЙАНТ Но пока у нас только футляр от этого бриллианта. Так оценивает сегодняшнее положение дел в рекреационном лове председатель комитета по рыболовству области Константин Буданов. Рекреационный лов (рыбалка на сковородку кинуть, изжарить и отдыхе) существует в Мурманской съесть. Не сытости ради, а любозна- области вот уже шестой год. Честно тельности для. А тут семгу и - за говоря, мне лично трудно понять, от- борт. Спрашиваю у Константина Ни чего фанаты любительского рыбо- колаевича Буданова, что он думает ловства буквально сходят с ума по об этом феномене. что туры бывают разными, от трех до семи суток). А вот в 96-м - уже 6326. Иностранцев к нам привлекает сегодня не только семга, но и кумжа. Причем по контракту лишь одна рыба, пойманная за время рыбалки, какая-то прибыль несомненно есть. 1 S 1 ли 185 рабочих мест влагерях спор- обсуждением проблем и перспеЩ тивной рыбалки. За использование шив туристических фирм, занима- нашей авиации отдали почти 2 ющихся спортивным ловом. В млрд., заплатили за науку и рыбоох- разговоре участвовали главы ад- рану до 1,5 млрд. рублей. В общем, министраций районов, где развора- нашим суровым краям. Не очень со стоятельные иностранцы копят деньги, а обеспеченные без тени со мнения выкладывают по шесть-вос- емь тысяч долларов за недельную путевку куда-нибудь в глушь, на реку Поной, чтобы там - в холоде и сы рости часами караулить с удочкой в руках капризную нашу царь-рыбу семгу, затем со всякими треволне ниями поймать ее, а потом... выпус тить обратно в воду. Предварительно, разумеется, сфо тографировавшись в обнимку со - Психология рыбака, - пожима- идет в личное пользование, осталь ное, как я уже говорила, - в воду. А ловится вовсе не мало. В прошлом году из выловленных 11440 штук РУ< ...................................... будь в Карибском море, отловив с кормы судна какую-то неизвестного происхождения рыбешку, игольча тую как лесной ежик и извивающую ся как змея, и ту норовят на здоровенной рыбиной на память, балку. А сколько воспоминании Наши русские рыбаки даже где-ни- привозишь отсюда!..» Началась рекреационная рыбал ка у нас в 1991 году на Поное. Тогда, говоря канцелярским языком, ста тистика насчитала за сезон 2272 че ловеко/дня (в человеко/днях - потому ет он плечами, - азарт, предвкуше- семги только 598 штук направлены на котловОе питание. Причем обра щение с выпускаемой семгой самое бережное: гид вынимает крючок у нее из пасти с величайшими предос торожностями специальными щип цами, чтобы не травмировать ни ткани, ни нервную систему рыбы. Впрочем, не утихают и споры, сколь безобидна рыбалка по принципу «поймал-отпустил»... Откуда стремятся к нам гости- рыболовы? Из США, Латинской Аме рики, Европы. И все в один голос говорят: такой природы и такой рыбы больше нигде на свете нет. Имеет ли что-нибудь от этого уни кального туризма наша область? - Только в прошлом году мы за платили налогов 771 млн, обеспечи- ние удачи - все это не так мало, как кажется. Помню, в первые годы спортивного рыболовства на наших реках я разговаривал как-то с туристами из Прибалтики. Что, мол, вас заставляет ехать со сво его комфортабельного Рижского взморья в наши полудикие , далекие от сервиса места. Так один мне сказал: «Понимаете , я всю осень, зиму и весну, ложась спать, меч таю о том, как приеду сюда на ры- Но мы сегодня используем возмож ности этого бизнеса, может быть, на треть, не больше. Дело втом, что на тот же Поной, скажем, американцы покупают путевки у себя дома, и, естественно, все доллары остаются там. Если же фирмы-организаторы чивается этот своеобразный бизнес, а также представители науки и рыбоохранных служб. Сове щание проходило достаточно темпераментно. Это и понятно: Ведь обсуждалось дело, которое приносит «живые» деньги. - Я читал статистику, - заметил К. будут здесь, то прибыль останется Буданов, - в мире около пяти тысяч России. Однако дело это не простое, Наш ненавязчивый сервис пока не дотягивает до того, к чему привыкли те же:американцы. На Поной они даже своих поваров доставили для полноценного обслуживания со бственных туристов. Хотя уже есть единичные фирмы с полным нашим обслуживанием и на таком уровне, что иностранцы довольны... Рекреационная рыбалка - дело сезонное - с июня по сентябрь. Но бизнес доходный. А потому поня тен к нему интерес. Достаточно многолюдным было недавнее сове щание в администрации области с заядлых любителей этого вида ры балки. Так вот, тысяча из них - наша. Ну что ж, тысяча - это не так мало. Гпавное, чтобы польза была обоюдной. И для :; гостей, и для на шей, богатой ре сурсами, но гпакой , 4 ш пока небогатой деньгами ,облас ти. гх : [ :л ншвшшнт
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz