Рыбный Мурман. 1997 г. Февраль.

реклт но -инф ормлиионное приложение еженедельник* •• ры б ны й м у р м а н а Л и е в о й н е д е л и Заходит женщина в трол­ лейбус и видит - все места за­ няты мужчинами. Женщина спрашивает: - Неужели нет настоящих мужчин? Один отвечает: - Настоящих мужчин до хре­ на - местов нет! Инна БЕРЕЗЮК З А Щ И Щ А Я «Тридцатилетие Победы» более двух месяцев удерживал траулер: бастовали моряки. Суть, напом­ ню, была в том, что сделанная На днях позвонил знакомый: - Слушай, говорят, мы до кон­ ца рейса не доработаем, всех вер­ нут в Мурманск. Это правда, что ли? - Не знаю. Все может быть. - Какой ужас! Кому же это надо оставить людей без работы? Профсоюзу? А ведь действительно абсурд­ ная ситуация: профсоюз, изна­ чально призванныи бороться за интересы трудящихся, на самом деле (так выходит) борется за ли­ шение рабочих мест тех самых трудящихся! И это было бы смешно, если бы не было столь грустно. Заявляя на всех уровнях вплоть до Госдумы о своих бла­ гих намерениях защитить ’’бес­ правного моряка, профсоюз - от председателя профкома до пред­ седателя облсовпрофа - создает для тружеников моря полнейший тупик. Вот факты. Вспомним осень прошлого года. Экипаж БМРТ «Викторий» поэтому выплатила морякам только гарантированную часть заработка. Если бы профсо­ юзные деятели не подогревали пыл забастовщиков, если бы не настаивали на «стоянии до кон­ ца», ситуация разрешилась бы го­ раздо раньше и с гораздо меньшими потерями. Ведь про­ стой у причала большого моро­ зильного траулера и бессмысленное ожидание выхода в море другого экипажа - это не шутки. Профсоюзные деятели не порадели за этот второй экипаж, хотя там те же моряки, у них тоже семьи, дети. Но, видимо, очень хотелось показать силу профсоюза-защитника. До сего дня длится эта невесе­ лая история: снова суд рассматри­ вает иск одного из моряков экипажа БМРТ «Тридцатилетие Победы», поддержанный облсов- профом. До сего дня треплют не­ рвы руководству фирмы «Викто- ри» бесконечными проверками. Убеждаются: действительно, про­ дукция была забракована. Но, говорят, раз руководитель фирмы подписал соглашение с экипажем, что заплатит сполна за Г рейс, пусть платит. Так ведь, подписы­ вая, он еще не знал о забраковке. А вот это уже адвоката облсов­ профа не интересует. Теперь вернемся к телефонно­ му разговору, с которого начина­ ется данный материал. Моряк, звонивший мне, должен на днях вылетать на свое судно, подписан контракт с фирмой «Атлас» на рейс. Но: как уже сообщал «РМ», председатель профкома тралфлота г-н Алексеев обратил­ ся в Госдуму тоже с благими на­ мерениями: нет, мол, у моряков, работающих в оффшорных ком­ паниях, полисов медицинского страхования, в стаж не идет пери­ од работы по контракту и т. д. В итоге - бесконечные проверки и... вполне реально прекращение де­ ятельности тех самых оффшор­ ных компаний. Итак, взмахнув правозащитны­ ми крылами, профсоюз превра­ щается в диаметрально противоположную структуру, по­ тому что, если развалятся «Дель­ фин», «Атлас», «Виктори» и другие подобные им фирмы, ты­ сячи моряков останутся без рабо­ ты, их семьи - без средств. Никто не спорит: нужны рос­ сийские законы, которые бы за­ щищали российского моряка, где бы он ни работал. Но что касает­ ся брака продукции, тут двух мнений быть не может. И в фир­ ме, и в «большом» флоте - акци­ онерном обществе или государственном - брак - это брак, за него платят «авторы», а не ру- ;ководство флота или фирмы. И позиция облсовпрофа в этом слу­ чае не понятна... Впрочем, труд­ но понять профсоюзные действия и в отношении «Атласа» и «Дель­ фина». Мы то и дело повторяем: «В наше трудное время...» Так, мо­ жет, не надо делать его еще труд­ ней?! '•- .■:• - к :•-. к :: ; v• • > З Д Е С Ь У Ч А Т Г Л А В Н О М У МОРЕПЛАВАНИЯ Валерий СЕРЕБРЯКОВ Это судно уже давно не бороздит океанские просторы. Без малого три десятка лет оно ис- тюавно возило генгрузы в разные порты мира. Теперь его рабочее место - у причала М урман ­ ского морского торгового порта. Н а борту учеб- но-тренировочного судна «Колпино» сегодня можно встретить рыбака, нефтяника, морско­ го геолога... Здесь учат главному - борьбе за жизнь в условиях моря. . : Чтооы из трудяги-теплохода сделать «учебный класс на воде», потребовалась модер­ низация. Мурманский СРЗ оборудовал пожар­ ный комплекс, комплексы для ооучения борьбе с водой и по использованию индивидуальных спасательных средств. С 1989 года здесь ста­ ли проводиться постоянные занятия. Испытание огнем в пожарном комплексе суд­ на идет без скидок на условность. Здесь мож ­ но « организовать» пожар любой интенсивности. После курса теории каждого <<пропускают» через специальный лабиринт, преодолеть все его хитросплетения надо в ус ­ ловиях темноты или большой задыШёнШсти. Сейчас через <<кол?тнскийлабиринт» проходят даже женщины пароходства - с пассажирских суду>в . В случае чрезвычайных происшествий им-то и придется выводить из железных узких коридоров на божий свет ошалевших пассажи­ ров. И ничего, наши дамы с экзаменом справля­ ются. Забортная вода поступает в специальный комплекс с переплетениями трубопроводов и клапанов через отверстия различного диамет­ ра в переборках. После теоретических занятий моряки в этом боксе должны не просто усто­ ять под напорами воды, которая льется со всех БОРОТЬСЯ ЗА ЖИЗНЬ сторон, но и с помощью штатных аварийных средств остановить ее поступление. Малень­ кая деталь: « забортная» вода никуда не ухо ­ дит, она будет слита только после занятий. Бывает, с течью удается справиться, когда вода уже доходит людям до горла и выше. Н о экзамен не прекращается. Сделав глубокий вдох в водяном колоколе, моряки вновь и вновь ныря­ ют к «пробоинам». Течи должны быть задела­ ны в любом случае. Не каждому такие «заплывы» удаются с первого раза. Только в приключенческом кино бывает все здорово и красиво... Выбраться наруж у из аварийного судна - половина дела. Что дальше? Этому тоже здесь обучают. К а к правильно забрать­ ся на спасательный плот, перевернуть его в нормальное положение, как вести себя в воде об­ лаченным в спасательный костюм... Н а ст а в н и ки и п е д а г о г и Чтобы научить другого бороться за жизнь, нужно самому уметь это делать. Старший тетер производственного обуче­ ния А. го комплекса Болятинский и Ю. П. Мяков на комплексе летчиков, моряков, железнодорожников, ав­ томобилистов - словом, всех, кому необходи- - , . мы спецнавыки. «Организовали» пожар И. Сухов, старшии мастер пожарно- стальных конструкции. Да так они горели, т И. В. Двоиничников, И. П. что за добрые полсотни метров жарко было. На всякий случай подогнали машину «Ско­ рой помощи». И предложили группе присту­ пить к ликвидации пожара. 1 А наши не ударили лицом в грязь. Мне довелось видеть фотографию: пожар потушен, но остальные конструкции еще долго оставались красны­ ми от чудовищного жара. В той группе Чух­ нов был старшим по возрасту, ему1шел 58-й год. А когда англичане узнали, что врачи не совсем были, скажем так, удов- Федо- спасательных средств, старшии мастер водя­ ного комплекса В. П. Перепечин... Все под стать друг другу по профессионализму! Капптанствует на «Колпино» А. Ф. Чух- нов. По судам, где довелось работать Алек­ сандру Федоровичу, впору писать историю пароходства: «Зоя Космодемьянская», «Донской», «Гижига», «Иван Москвин». Один из последних - «Наварин». Трижды Чухнов бывал в Антарктиде, вместе с това- ргацами обеспечивал советские антарктичес- кие экспедиции. Теперь вот «Колпино». Как-то раз по линии департамента его и еще полтора десятка руководителей учебно­ тренировочных судов отправили в Англию, в Ливерпуль - перенимать опыт. Приехали на полигон - глаза в разные стороны разбе­ гаются На огромной территории стоят само­ леты, автобусы, поезда, промышленные конструкции... Оказалось, что здесь обучают летворены здоровьем Александра ровича, то и вовсе удивленно развели руками.;,. ,; " . .Ч: .г Благодарные ученика К счастью, большинству учеников «школы «Колпино» не приходится при­ менять на практике полученные навыки. Но шутливого отношения море к себе не терпит. ; ' ...Это случилось несколько лет назад на одном из судов пароходства. За бор­ том оказалась дневальная. Ее хватились лишь спустя несколько часов. Легли на обратный курс, стали искать. А бедняга четыре часа боролась за жизнь среди неспокойных волн Биская. Полуживую ее подняли ленинградские моряки. Поз­ же выяснилось, что эта женщина в свое время была неплохой пловчихой. Но море - не бассейн, у времени здесь дру­ гой счет и другая цена. Не знаю, помог­ ли ли ей в эти бесконечные четыре часа именно тренировки на «Колпино». Сей­ час это уже неважно. Главное, что она смогла собраться с духом и силами. И победила. Г1г тельный. [ример единичныи, но показа- «Аварии»порасписанию Капитан Чухнов шутит: «У нас аварии - по расписанию: два дня в неделю - ту­ шим, два дня - с пробоинами боремся». А между авариями экипаж приводит в порядок учебное снаряжение. Спасатель­ ные плоты и гидрокостюмы вещи хруп­ кие. По науке они предназначены для одноразового использования. Курсантам на занятиях, дело понятное, не до санти­ ментов, в плот залезают так энергично, что их хватает на два-три занятия. То же и со спасательными костюмами, не гово­ ря уже о робах. Последние приходится чинить практически после каждого заня­ тия. ; / Недавно на «Колпино» выделили ви­ деомагнитофоны для показа учебных фильмов. Еще бы видеокамеру! Отсня­ тые на пленку занятия разбирать: кто правильно действовал, а кто - нет. Со­ здан на «Колпино» и водолазный ком­ плекс, но его возможностями пока никто не пользуется. Недостает в программе обучения шлюпочной практики. И все же, считает Александр Федоро­ вич, Мурманску в перспективе нужен береговой тренажерный центр. И строить его надо всем миром,ибо при нынешней жизни ни у одного флота, будь то воен­ ный или гражданский, на такое дело де­ нег не хватит. А если уж вспомнить английский опыт, то подготовка морехо­ дов - лишь составная часть работы такого учебного центра. Представителям многих других профессий навыки, что пока да­ ются лишь на «Колпино», были бы тоже весьма полезны. , - : ~ 21 -27 февраля 1997 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz