Рыбный Мурман. 1997 г. Февраль.
реклт но -инф ормлиионное приложение еженедельник* •• ры б ны й м у р м а н а Л и е в о й н е д е л и Заходит женщина в трол лейбус и видит - все места за няты мужчинами. Женщина спрашивает: - Неужели нет настоящих мужчин? Один отвечает: - Настоящих мужчин до хре на - местов нет! Инна БЕРЕЗЮК З А Щ И Щ А Я «Тридцатилетие Победы» более двух месяцев удерживал траулер: бастовали моряки. Суть, напом ню, была в том, что сделанная На днях позвонил знакомый: - Слушай, говорят, мы до кон ца рейса не доработаем, всех вер нут в Мурманск. Это правда, что ли? - Не знаю. Все может быть. - Какой ужас! Кому же это надо оставить людей без работы? Профсоюзу? А ведь действительно абсурд ная ситуация: профсоюз, изна чально призванныи бороться за интересы трудящихся, на самом деле (так выходит) борется за ли шение рабочих мест тех самых трудящихся! И это было бы смешно, если бы не было столь грустно. Заявляя на всех уровнях вплоть до Госдумы о своих бла гих намерениях защитить ’’бес правного моряка, профсоюз - от председателя профкома до пред седателя облсовпрофа - создает для тружеников моря полнейший тупик. Вот факты. Вспомним осень прошлого года. Экипаж БМРТ «Викторий» поэтому выплатила морякам только гарантированную часть заработка. Если бы профсо юзные деятели не подогревали пыл забастовщиков, если бы не настаивали на «стоянии до кон ца», ситуация разрешилась бы го раздо раньше и с гораздо меньшими потерями. Ведь про стой у причала большого моро зильного траулера и бессмысленное ожидание выхода в море другого экипажа - это не шутки. Профсоюзные деятели не порадели за этот второй экипаж, хотя там те же моряки, у них тоже семьи, дети. Но, видимо, очень хотелось показать силу профсоюза-защитника. До сего дня длится эта невесе лая история: снова суд рассматри вает иск одного из моряков экипажа БМРТ «Тридцатилетие Победы», поддержанный облсов- профом. До сего дня треплют не рвы руководству фирмы «Викто- ри» бесконечными проверками. Убеждаются: действительно, про дукция была забракована. Но, говорят, раз руководитель фирмы подписал соглашение с экипажем, что заплатит сполна за Г рейс, пусть платит. Так ведь, подписы вая, он еще не знал о забраковке. А вот это уже адвоката облсов профа не интересует. Теперь вернемся к телефонно му разговору, с которого начина ется данный материал. Моряк, звонивший мне, должен на днях вылетать на свое судно, подписан контракт с фирмой «Атлас» на рейс. Но: как уже сообщал «РМ», председатель профкома тралфлота г-н Алексеев обратил ся в Госдуму тоже с благими на мерениями: нет, мол, у моряков, работающих в оффшорных ком паниях, полисов медицинского страхования, в стаж не идет пери од работы по контракту и т. д. В итоге - бесконечные проверки и... вполне реально прекращение де ятельности тех самых оффшор ных компаний. Итак, взмахнув правозащитны ми крылами, профсоюз превра щается в диаметрально противоположную структуру, по тому что, если развалятся «Дель фин», «Атлас», «Виктори» и другие подобные им фирмы, ты сячи моряков останутся без рабо ты, их семьи - без средств. Никто не спорит: нужны рос сийские законы, которые бы за щищали российского моряка, где бы он ни работал. Но что касает ся брака продукции, тут двух мнений быть не может. И в фир ме, и в «большом» флоте - акци онерном обществе или государственном - брак - это брак, за него платят «авторы», а не ру- ;ководство флота или фирмы. И позиция облсовпрофа в этом слу чае не понятна... Впрочем, труд но понять профсоюзные действия и в отношении «Атласа» и «Дель фина». Мы то и дело повторяем: «В наше трудное время...» Так, мо жет, не надо делать его еще труд ней?! '•- .■:• - к :•-. к :: ; v• • > З Д Е С Ь У Ч А Т Г Л А В Н О М У МОРЕПЛАВАНИЯ Валерий СЕРЕБРЯКОВ Это судно уже давно не бороздит океанские просторы. Без малого три десятка лет оно ис- тюавно возило генгрузы в разные порты мира. Теперь его рабочее место - у причала М урман ского морского торгового порта. Н а борту учеб- но-тренировочного судна «Колпино» сегодня можно встретить рыбака, нефтяника, морско го геолога... Здесь учат главному - борьбе за жизнь в условиях моря. . : Чтооы из трудяги-теплохода сделать «учебный класс на воде», потребовалась модер низация. Мурманский СРЗ оборудовал пожар ный комплекс, комплексы для ооучения борьбе с водой и по использованию индивидуальных спасательных средств. С 1989 года здесь ста ли проводиться постоянные занятия. Испытание огнем в пожарном комплексе суд на идет без скидок на условность. Здесь мож но « организовать» пожар любой интенсивности. После курса теории каждого <<пропускают» через специальный лабиринт, преодолеть все его хитросплетения надо в ус ловиях темноты или большой задыШёнШсти. Сейчас через <<кол?тнскийлабиринт» проходят даже женщины пароходства - с пассажирских суду>в . В случае чрезвычайных происшествий им-то и придется выводить из железных узких коридоров на божий свет ошалевших пассажи ров. И ничего, наши дамы с экзаменом справля ются. Забортная вода поступает в специальный комплекс с переплетениями трубопроводов и клапанов через отверстия различного диамет ра в переборках. После теоретических занятий моряки в этом боксе должны не просто усто ять под напорами воды, которая льется со всех БОРОТЬСЯ ЗА ЖИЗНЬ сторон, но и с помощью штатных аварийных средств остановить ее поступление. Малень кая деталь: « забортная» вода никуда не ухо дит, она будет слита только после занятий. Бывает, с течью удается справиться, когда вода уже доходит людям до горла и выше. Н о экзамен не прекращается. Сделав глубокий вдох в водяном колоколе, моряки вновь и вновь ныря ют к «пробоинам». Течи должны быть задела ны в любом случае. Не каждому такие «заплывы» удаются с первого раза. Только в приключенческом кино бывает все здорово и красиво... Выбраться наруж у из аварийного судна - половина дела. Что дальше? Этому тоже здесь обучают. К а к правильно забрать ся на спасательный плот, перевернуть его в нормальное положение, как вести себя в воде об лаченным в спасательный костюм... Н а ст а в н и ки и п е д а г о г и Чтобы научить другого бороться за жизнь, нужно самому уметь это делать. Старший тетер производственного обуче ния А. го комплекса Болятинский и Ю. П. Мяков на комплексе летчиков, моряков, железнодорожников, ав томобилистов - словом, всех, кому необходи- - , . мы спецнавыки. «Организовали» пожар И. Сухов, старшии мастер пожарно- стальных конструкции. Да так они горели, т И. В. Двоиничников, И. П. что за добрые полсотни метров жарко было. На всякий случай подогнали машину «Ско рой помощи». И предложили группе присту пить к ликвидации пожара. 1 А наши не ударили лицом в грязь. Мне довелось видеть фотографию: пожар потушен, но остальные конструкции еще долго оставались красны ми от чудовищного жара. В той группе Чух нов был старшим по возрасту, ему1шел 58-й год. А когда англичане узнали, что врачи не совсем были, скажем так, удов- Федо- спасательных средств, старшии мастер водя ного комплекса В. П. Перепечин... Все под стать друг другу по профессионализму! Капптанствует на «Колпино» А. Ф. Чух- нов. По судам, где довелось работать Алек сандру Федоровичу, впору писать историю пароходства: «Зоя Космодемьянская», «Донской», «Гижига», «Иван Москвин». Один из последних - «Наварин». Трижды Чухнов бывал в Антарктиде, вместе с това- ргацами обеспечивал советские антарктичес- кие экспедиции. Теперь вот «Колпино». Как-то раз по линии департамента его и еще полтора десятка руководителей учебно тренировочных судов отправили в Англию, в Ливерпуль - перенимать опыт. Приехали на полигон - глаза в разные стороны разбе гаются На огромной территории стоят само леты, автобусы, поезда, промышленные конструкции... Оказалось, что здесь обучают летворены здоровьем Александра ровича, то и вовсе удивленно развели руками.;,. ,; " . .Ч: .г Благодарные ученика К счастью, большинству учеников «школы «Колпино» не приходится при менять на практике полученные навыки. Но шутливого отношения море к себе не терпит. ; ' ...Это случилось несколько лет назад на одном из судов пароходства. За бор том оказалась дневальная. Ее хватились лишь спустя несколько часов. Легли на обратный курс, стали искать. А бедняга четыре часа боролась за жизнь среди неспокойных волн Биская. Полуживую ее подняли ленинградские моряки. Поз же выяснилось, что эта женщина в свое время была неплохой пловчихой. Но море - не бассейн, у времени здесь дру гой счет и другая цена. Не знаю, помог ли ли ей в эти бесконечные четыре часа именно тренировки на «Колпино». Сей час это уже неважно. Главное, что она смогла собраться с духом и силами. И победила. Г1г тельный. [ример единичныи, но показа- «Аварии»порасписанию Капитан Чухнов шутит: «У нас аварии - по расписанию: два дня в неделю - ту шим, два дня - с пробоинами боремся». А между авариями экипаж приводит в порядок учебное снаряжение. Спасатель ные плоты и гидрокостюмы вещи хруп кие. По науке они предназначены для одноразового использования. Курсантам на занятиях, дело понятное, не до санти ментов, в плот залезают так энергично, что их хватает на два-три занятия. То же и со спасательными костюмами, не гово ря уже о робах. Последние приходится чинить практически после каждого заня тия. ; / Недавно на «Колпино» выделили ви деомагнитофоны для показа учебных фильмов. Еще бы видеокамеру! Отсня тые на пленку занятия разбирать: кто правильно действовал, а кто - нет. Со здан на «Колпино» и водолазный ком плекс, но его возможностями пока никто не пользуется. Недостает в программе обучения шлюпочной практики. И все же, считает Александр Федоро вич, Мурманску в перспективе нужен береговой тренажерный центр. И строить его надо всем миром,ибо при нынешней жизни ни у одного флота, будь то воен ный или гражданский, на такое дело де нег не хватит. А если уж вспомнить английский опыт, то подготовка морехо дов - лишь составная часть работы такого учебного центра. Представителям многих других профессий навыки, что пока да ются лишь на «Колпино», были бы тоже весьма полезны. , - : ~ 21 -27 февраля 1997 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz