Рыбный Мурман. 1997 г. Февраль.
Господа рекламодатели! Газета "РМ" - это красивая реклама, низкие иены и уважение клиентов на зависть конкурентам Мурмон № 6 7 - 1 3 февраля 1997 года расш иряю т флот, за клю чаю т новые контракты . А о своих моряках думаю т с л е гко с тью непостижимой : «Обидятся, уволятся , дру гих найдем...» - У нас другая политика. Во-первых, мы не ставим так вопрос: одних уволить, дру гих нанять, поскольку наши специалисты нам дороги, у нас работают хорошие,' гра мотные, высококвалифицированные люди. А во-вторых, если в компании нет денег даже на зарплату, значит, что-то не так в управлении. Значит, слишком много людей, которым надо эту зарплату пла тить. - Давайте не будем о грустном , пого- - А почем у вам не продать «излиш - ворим о приятном . Знаю, что пакет д о ки»? кум ен тов о безопасности - Мы бы с удовольствием, но в России мореплавания , которые могут служить такая низкая покупательная способность, пропус ком в XXI век (ведь с 2002 года что продавцов гораздо больше, чем поку- без них судно в рейс нигде не вы п у с - пателей. Вот пример: мы передали недав- тят), в России вы получили первыми . А но в федеральную • собственность много таких, как вы , в мире? $ радиоцентр, он нам сейчас не нужен, со- . - Лишь пять процентов от всех морских -''временные средства связи позволяют компаний. финансируется программа возрождения торгового флота в России, куда мы пона чалу отчисляли немалые деньги. А в ре зультате пароходства теперь сами должны изыскивать какие-то ресурсы за границей на строительство нового флота. К тому же в наследие от социализма нам досталось немало объектов, которые мы продолжаем содержать: пионерские лаге ря, дом культуры, транспортные предпри- Hric читают в Москве, Санкт * Петербурге, Твери, Воронеже, Ярославле, Подольске, Пензе, Перми Звони к ' прямо с егодня по гелофону 55-32 -! 9 ШвШ : . иВ ■ ■ - Есть какие-то секреты, Николай И - В том-то и дело, что мы привыкли ис кать секреты там, где все элементарно •просто. / Ц Когда мне довелось учиться в Акаде мии народного хозяйства, там нередко приглашали американских профессоров. Для того чтобы они за огромные деньги читали нам - руководителям предприятий - курс лекций о хозяйствовании в услови- ЗРях рыночной экономики. Вы думаете, они открывали секреты? Да ничего подобного! Они говорили то, что мы и сами знали. Вот, к примеру, у предприятия плохие ре зультаты, нет прибыли, нет сбыта продук ции - что надо делать? Их ответ: надо быстро изучить рынок, понять, какая про дукция пользуется спросом, уменьшить свои расходы, принять конкретные шаги, чтобы обеспечить спрос и сбыт. - То есть: дважды два - четыре... - Да, и мы все это знаем. Однако даль ше начинается разница между нами и ими. Они следуют формуле, а мы - нет, начинаем чего-то раздумывать, тянуть. Да вот, дескать, давайте подождем, может, что-то само по себе разрешится. Короче, упускаем время понапрасну. Этот нонсенс тем досаднее, что мы очень творческая нация... Масса умных, талантливых, неординар ных людей, и оттого еще больше отклоне ний от элементарного. Изобретаем велосипеды, вместо того чтобы сесть и ехать дальше. - Судя по тому, что ММП - самый ста бильный из мурманских флотов, у вас «ехать дальше» получается? - У нас тоже не все так прекрасно, как ^хотелось бы. Мы, например, 1996 год за кончили без прибыли. У нас колоссальные долги от федерального бюджета по обя зательствам на содержание ледокольного флота. Наши хорошие давние партнеры, : такие как «Норильский никель», «Экспор- тлес», задолжали нам огромную сумму, которая исчисляется миллионами долла ров. Нас беспокоит то, что абсолютно не i ;; ; 'УЯТИЯ ... . . . , ■ ПРОПУСК XXI ВЕК «Если вас одолели стрессы, заведите себе собаку», - сове туют американские доктора. Судя по тому, что у генераль ного директора Мурманского морского пароходства Николая Ивановича Матюшенко дома две собаки, стрессов у него так же двойная норма. Но среди перенасыщенных проблемами будней случаются и праздники. Таковым стало недавнее вру чение пароходству международного документа, подтвержда ющего, что система управления безопасной эксплуатацией судов и предотвращениемi загрязнения соответствует ми ровым стандартам: Напомню, что ММП получило этот по четный документ первым в России: Как пароходству удается не просто держаться на плаву, но и достигать таких высот в наше нестабильное время? С этого вопроса начался наш разговор с Н. И. Матюшенко. обойтись без него. И какие убытки понес ли, знаете: 16 миллиардов рублей! - Почему? - А никто не может заплатить. Понадо бился этот центр Арктической группе пог ранвойск, но денег-то у них нет. И опять мы возвращаемся к тому же: западные за коны экономики у нас не срабатывают. Там говорят: «Избавившись от ненужного, ты получишь деньги», а у нас получается наоборот: избавившись от ненужного, мы деньги потеряли. С нашего баланса-то эти 16 миллиардов никто не спишет. Убыток. - Какая же с этой точ ки зрения для вас головная боль - ваш ледо кольны й флот? ! Ведь на его содержание 40 про центов должно выделять государство? - Это - «больная» тема. На этот год мы просили 62 миллиарда рублей, что при мерно соответствует затратам на ледо кольный флот, нам выделили всего 42. Да и из них мы пока получили лишь 17 милли ардов. - Как же в таких условиях вы ум удря етесь делать то, что не под силу почти всем нашим флотам : платить зарплату своим морякам вовремя? - Вот те деньги, которые у нас остают ся, их только и хватает на зарплату и на налоги. - Но я наблюдала иные методы рас ходования тех средств , которые оста ю тся . И знаю судовладельцев , которые , месяцами оставляя своих ра- --- - - не менее - Для вас было неожиданным это д о стижение? - Нет, мы заявку подали еще год назад и с тех пор провели немалую работу как в береговых подразделениях, так и на судах компании. При разработке документов не обходимую помощь нам оказывал Цен тральный НИИ морского флота в Санкт-Петербурге. Все это позволило уже в мае прошлого года обратиться в Россий ский морской регистр судоходства с заяв кой на сертификацию своей системы управления безопасностью на соответст вие МКУБ (Международному кодексу по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения). - Однако , Николай Иванович, пр о блем у вас все равно больше, чем п о бед. И тем не менее чем объяснить тот факт, что акции пароходства постоянно и стабил ьно растут в цене и активно скупаю тся не ко торым и компаниями? Ваша акция с то им о с тью 1000 рублей продается сегодня за 120-130 тысяч. Не стои т ли за этим стремление каких-то внешних сил : с купив акции ММП, под чинить себе пароходство? - Думаю, что нам этого опасаться не надо. На мурманском рынке ценных бумаг нет для этого необходимой активности, как где-нибудь, скажем, в столице. У нас этот рынок несколько заторможен. По на шим сведениям, лишь небольшое коли чество акций ММП находится в чужих руках. , V \ • . - А по моим: свой пакет в 30 процен тов акций государство передало банку «Менатеп» во временное управление . Вы не опасаетесь , что «Менатеп» ка- ким -то образом попытается влиять на вас? Ведь 30 процентов - это почти кон тр о л ьны й пакет... - Не 30, а 23,5 процента. «Менатеп» вы играл их в конкурсе, где разыгрывалось какое-то количество акций. Я считаю, что ничего страшного тут нет. Это обычный процесс - ценные б ум а ги должны рабо тать, а не лежать мертвы м грузр м . Во всем мире такая практика общепринята. - Николай Иванович , а что же д а л ь ше? Будет ли пароходство обновлять свой ф лот? Знаю, ЧТО вам как воздух нужны танкеры , у нас есть что ими в ы возить, скажем, нефть из Обской губы. Сегодня вы арендуете танкерь гу д ал ь н е во с точн и ко в , в П риморском паро ходстве , а ведь правительство России выделило кредиты на постройку имен но танкерного флота? - Надеюсь на это. Строительство танке ров ледового класса, которые требуются для развития этого бизнеса, требует боль ших капиталовложений. Но в Германии, в Висмаре, уже началось строительство двух первых таких танкеров. Стоить они будут где-то в поптора раза дороже, неже ли обычные. - Они будут работать в Арктике? - Да, по плану они должны завозить туда нефтепродукты, а обратно - или газо вый конденсат, ипи сырую нефть на эк-' спорт. - А еще какие-то новые пароходы вы будете строить? - Мы уже обновили за последние годы около 30 процентов своего тоннажа. При чем строипи без помощи государства. - На свои денеж ки? И вы еще жалуе тесь на сложности безденежья... Паро ходы - вещь дорогая . - Все не так просто. Мы закладывали суда в иностранных банках, брали под это кредиты и строили новые. - Боже мой, как легко вы об этом го ворите! А я помню , как четыре-пять лет назад директор СРХФ Леванов обивал поро ги вы с о ки х чи н о в ны х кабинетов , исп рашивая в ь iсоча йше го раз решен ия рефлагировать пару -тройку «севхоло- довских» судов с той же целью - зало жить в банке и купи ть на кредит новый пароход. В чем его только не обвиняли! Что он суда заложит, деньги исчезнут и т. д. - Ну сейчас все это уже поставпено на нормальную законную основу, все опера ции строго регламентируются, на совер шение каждого из этих" действий надо иметь соответствующую лицензию. А если все законно, то нет проблем. - Николай Иванович , видимо , строя новые пароходы , вы учиты вали требо вания дня? Ведь се годня , как я п о н и маю, вам уже не нуж ны суда и с клю ч и тел ь н о у сил е нно го ледо во го •класса? - ^ - Да, поскольку работы в Арктике стало гораздо меньше, сегодня лишь 30 процен тов нашей деятельности с ней связано, а 70 - сотрудничество с иностранными ком паниями, мы учитывали это, при обновле нии флота, И делали упор на постройку балкеров - сухогрузов, позволяющих со хранить и развивать дальше специфику Мурманского морского пароходства. У нас их шесть, и размеры для нас непривычны - от 41 до 48 тысяч тонн вместимостью. - Громадины ! А вообще охотно идут на сотрудничество с вами иностранные ф ирмы? - Да. Но ведь это исторически сложи- лось. Морские пароходства оказались на иболее подготовленными к таким контактам, мы и раньше работали в основ ном с иностранцами. А наша компания су ществует с 1939 года, не за горами шестидесятилетний юбилей. Достаточно было времени, чтобы завоевать хорошую репутацию, что мы и сделали за все эти годы. ... Трудно в одном и н т е р в ью вмес т и т ь ра сска з о в се х проблемах, до с т и ж е н и я х и п е р с п е к т и в а х т а к о й о гр о м н о й о р га н и за ц и й , к а к ММП : И все же, р а с с т а в а я с ь с Н иколаем Ивановичем М а тю ш е н ко , м ы поняли о сн овно е : н е т смШ л а о т к р ы в а т ь Ам ери ки и д а в а т ь п р о с т о р п о л ё т у ф а н та зи и , р а б о т а я в ж е с т к и х усл о ви ях се годняш ней Р о с си и : Над про с т о х о р ош о з н а т ь за ко ны э ко н ом и ки и н е у кл о н н о им следо в а т ь , к а к э т о с о в е т о в а л и М а т ю ш енко в евое врем я и н о с т р а н н ы е проф ессора. И т о г д а , возможно , м ы преодолеем неразбериху нашей фан т а с т и ч е с к и непредсказуемой ж изни и х о т ь ч у т ь - ч у т ь пр и б л и зим ся к « н е тв о р ческой», но т а к о й с т а б и л ь ной ж и зн и за п а д ны х с т р а н . Чего давно уж е хогпим . И ч т о у д а ё т с я т е м из нас, к т о ч т и т за ко ны эконо м ики й здравы й смы сл . У М а тю ш е н ко и е го ком п а н и и немало т р у д н о с т е й . Но п р и всем п р и т о м и х о п т и м и з м оп ра вд ан : ведь п р о п у с к в след ующ ий век, с о о т в е т с т вие т р е б о в а н и я м м и р о вы х с т а н д а р т о в им обеспечено уж е се год ня . А э т о елавное ; П о с кол ь ку г а р а н т и р у е т п р е д п р и я т и ю д о л гую с т а б и л ь н ую ж и зн ь .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz