Рыбный Мурман. 1997 г. Февраль.
3 Александр Родии ; “ Р Е В О Л Ю Ц И И Н Е Б У Д Е Т Т О Л Ь К О Р А Б О Т А - Стратегия вырабатывалась не вчера, а позавчера. Никаких рево люций не ожидается. Будет рабо та. Девиз 97-го года - рынок со всеми его проблемами. Одна из наиболее серьезных из них - от сутствие у предприятий оборот ных ; средств. Вторая экспортно-импортная политика в стране. Третья - отсутствие под держки развития предпринима тельства. Четвертая необходимость восстановления технологических цепочек. Поясню последнюю фразу: по чему у нас нет денег? Нас отсекли от рынка/торговлю вырвали из на ших рук. Вспомните сказки: кто самый богатый человек? Купец, а не воевода, который может разве что отнять. Продавать продукцию должен производитель, чтобы на вырученные деньги развивать • производство. Наша цель - продолжение той стратегии, которая была у Госко митета. И, на мой взгляд, сегодня ситуация в стране несколько улуч шилась в сравнении с прошлыми годами, хотя легкой ее не назо вешь. Да, трудно, но у нас есть ре сурсы и есть позади пять лет реформ, мы достаточно набили шишек. Настало время «работы над ошибками» и переделывать то, что мы сделали неправильно. Проблем здесь более чем доста точно. Это и безопасность мореп лавания, и сохранение сырьевых запасов. Я с удовлетворением со общаю, д го в марте в Мурманске состоится открытие центра спут никового контроля и исследования океана. Т. е. экономическая зона, которая примыкает к европейской части России, полностью будет под контролем. А впоследствии такие же центры появятся на Дальнем Востоке: на Камчатке, в Приморье и на Сахалине. Это бу дет в конце нынешнего года, а в начале 1998 года предполагаем создать единую сеть, которая обеспечит не только контроль за сохранением ресурсов и исследо вания сырьевых запасов, но и ста- н е т инф ормационно -аналитической сетью. Эту работу мы вели давно, наконец она завершается. С вво дом центров исчезнет и проблема браконьерства, особенно остра она для Дальнего Востока. Я уже не говорю о Каспии - это отдель ная и весьма тяжелая тема. Там прежде всего необходима законо дательная база для сохранения запасов осетровых рыб. Хочу заметить, что у Закона об охране водных ресурсов очень много противников,и тайных/и яв- сколыю на уровне правительства. В ближайшее время буду докла дывать о ситуации одному из вице-премьеров, кстати, не в пер вый раз. Во-вторых, пора создавать фи- нансово-промышленные группы. Долго мы к этому готовились, сей час ситуация созрела, начинаем реализацию. Некоторые банки за интересовались идеей, т. к. поня ли, что гонять деньги из угла в угол нет смысла, надо работать с промышленностью. В-третьих, предстоит решить наиболее сложную и малопонят ную пока проблему управления от раслью. Нас каждый день одолевают толпы «ходоков» с просьбами о помощи, и нам приходится «влезать» в суть этих просьб. Когда сущес твовали Минрыбхоз и бассейновое управле ние на местах, была довольно строй ная управлен- ч е с к а я пирамида, а сейчас - х а о с . П о - гыг- ля за валютой с позиции «что ты ввез в страну, а что вывез». Ведь, например, что получилось с Я продажей на экспорт минтая? В 91-м продавали по 750 долларов за тонну, в 92- м - аж по 130 долла ров. Это называется ' бизнесом по-рус- ски: купить ящик . водки, про дать и день- г ;f':-# и п р о - п и т ь . Та к : ■ Т о , ч т о б ы ных. Они публикуют дурацкие с точки зрения профессионала ста тейки, хотя мы на деле доказали правильность нашей стратегии. За два года добыто на 1 млн 100 тыс. тонн рыбы больше, чем в 1994 году. Мы не хвалимся «валом», суть в другом: в 1994 году мы упа ли на самый низ - 3,5 млн. тонн, в 1995-м выловили 4,2 млн., в 1996- м предполагали добыть 4,5 млн. - выловили 4,6 млн. тонн. На ны нешний год увеличение вылова не планируем, Удастся поймать больше - хорошо, но это не само цель. Так вот, кто нас критикует, не хочет видеть очевидное: нашу систему сохранения биоресурсов применяют во всем мире. А вот американцы со своей хваленой олимпийской системой вынужде ны сегодня продавать флот и уже берут на вооружение нашу систе му квотирования и лицензирова ния. То же делают японцы и многие другие. Очень важная для нас пробле ма - перестроить управление от раслью. Во-первых, уменьшим экспорт за счет поставок сырья в Россию, на экспорт - только гото вую продукцию, а сырье - только излишки. Это весьма серьезная проблема, и она должна решаться не столько на уровне Комитета, ки что-либо изменить наталкива ются на окрик: «Чего лезете в наши хозяйственные дела?». А нам вовсе не это нужно. Пример: на Дальнем Востоке негде стало работать среднетон нажным судам, потому что там где рыба - там крабы. Рыбаки пишут слезные письма Ельцину, Черно мырдину - открывайте районы. Что делать? К сожалению, про мразведки нет, а она необходима. Значит,, надо возрождать «Сев- рыбпромразведку» - единствен ную еще сохранившуюся. Флот - наукоемкая организация. Мы не кокетничаем, говоря это. Мы не можем с каждого 1 января начинать работу, не имея оценки запасов. Мы - члены почти 60 международных организаций, кон венций, соглашений и пр. Следо вательно, если перед началом нового года мы не сделали того, что от нас требовалось, то всем судам будет дан «стоп». Однако научные исследования стоят до рого, требуется современная ап паратура. Говоря о наукоемкости, мы имеем в виду и рыбоохрану. Где, например, водится краб, можно его ловить или нет, в каких коли чествах? То есть наукоемкость переходит из каких-то отвлечен ных понятий в экономическую ка тегорию и в социальную, ибо рыбак без работы - проблема со циальная. Так чем должен заниматься Ко митет? С важным видом говорить всем «ходокам» «пошел вон»? Не годится. Но и вникать в мольбу каждого невозможно. Стало быть, надо упорядочить систему управ ления. Не должен моряк ехать в столицу, чтобы решить вопрос, который в компетенции начальни ка флота, но в Комитете обязаны знать, чем живет моряк. Поэтому мы намерены возродить выходы в море сотрудников Комитета и его председателя. Не собираемся мы вмешивать ся в дела любого частного пред приятия. Но при этом заставим его выполнять правила рыболовства и другие общие для всех правила вплоть до уплаты налогов, контро сколь- ко мож- наступать на те же грабли? Я стою на такой пози ции: все, что полезно для нашей страны, для народа - т о рыночно. Я не обещаю никому легкой жизни, но уверен: мы обязаны все вместе наладить правильную жизнь. - Каким видится вам статус «Севрыбы? - Это один из самых сложных вопросов. У нас за десятилетия сложился бассейновый принцип управления биоресурсами, чтобы сохранить их для будущих поколе ний. «Севрыба» была вынуждена заниматься коммерцией. А как те перь разделить функции? Я - за «Севрыбу», за то, чтобы она управляла бассейном и отве чала за него. Как это сделать в рамках существующего законода тельства, причем постоянно изме няющегося? Наверное, > нужен официальный статус: структура переходного периода. И оставить из «проклятого прошлого» все, что было там хорошего. Кроме бассейнового принципа следует сохранить деятельность научно-промысловых советов, ко торые сегодня обрели серьезный статус, ответственность и права. Пока он работает два раза в год: распределяет квоты перед новым годом и контролирует их исполне ние в середине года. Думаю, он должен собираться чаще, а для этого следует создать небольшой аппарат чиновников, отвечающих за его работу. Есть функции, которые надо осуществлять в масштабе бассей на, например, работа аварийно- спасательного отряда судов, содержание парусника «Седов», обеспечение морской практики будущим мореходам и т. д. А потому главная функция «Севрыбы» - общебассейновое управление. Но чем управлять и как - вопросы, еще не решенные. Скажем, в Канаде стоят рядом два здания: в одном - чиновники реги онального управления, в другом - федерального (проблемы эконо мической зоны, континентального шельфа и т. д.). Представьте: шесть тысяч чиновников! Хотя Ка нада добывает рыбы вдвое мень ше, чем мы, Я не за то, чтобы плодить армию чиновников, а за г о с у д а р - -'V с т в е н н ы е структуры вы полняли свои фун кции, а не заявляли: • «У меня нет сотрудника, я не могу тебе выписать рыболовный билет». Сегодня много желающих по управлять рыбными ресурсами. Этого допускать нельзя. Будем, конечно, решать вопросы и регио нального управления. Думаю, та кие органы должны быть при администрации областей и краев. Ведь немало вопросов возникает на стыке региональных проблем с федеральными. У нас есть кон цепция, но она не по всем пара метрам согласовывается с существующим законодательст вом.- '7/ 'V- > Вопрос управления отраслью и ресурсами через территориаль ные органы очень сложен еще и потому, что должен соответство вать нашей Конституции. Но и в том, и в другом случае во главу угла следует ставить опыт, здра вый смысл и целесообразность. И из этого мы исходим, формируя органы управления на местах. Что радует? Моряки, по-моему, уже набрались опыта и знаний в самостоятельном плавании и при ходят к выводу - надо объединять ся. Это заметно по заседаниям коллегий Комитета, они стали на стоящим рабочим органом, где обсуждаются стратегические про блемы отрасли. Например, на пос ледней коллегии обсуждали итоги прошлого года и задачи на нынеш ний. А второй вопрос - развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Карелия: там пред полагают строить завод кормов для рыб, который будет снабжать весь Северо-Запад России. Заин тересовались и Ленинградская, и Псковская области. Думаю, это хо рошее дело: кормить народ вкус ной рыбой и деньги зарабатывать. - Еще вопрос, Александр Ва- . сильевич: как «повернуть» ры бацкий флот в Россию? - Тут несколько аспектов. Пер вый - организационно-правовой, поскольку законы несовершенны, в них масса «дыр» и недоработок. Мы начинаем работу вместе с на логовиками, ФСБ, МВД, Минфи ном и прочими структурами и, конечно, с законодателями. Второй аспект - финансовый, проблема с оборотными средства ми. Находим уже возможности для ее решения. Третий аспект - проблема опто во-розничной торговли, системы доставки. Рыба стране нужна. Ведь почему у японцев средняя продолжительность жизни 88 лет, и это после Хиросимы? Ответ про стой: едят рыбу и морепродукты. Четвертый аспект - госзаказ. Система МВД, армия, детские до школьные учреждения, школы, дома престарелых, интернаты - всем нужна рыба как основной продукт питания. На все это надо f примерно 600 тысяч тонн. Если мы из почти 3 млн. тонн произво-^ димой рыбопродукции такое коли чество через госзаказ повернем в Россию - разве же это плохо? Сегодня половина выловлен ной рыбы уходит за рубеж. Причи на тому одна - там сразу отдают деньги. При этом мы теряем цену, налоги, рабочие места на берего вых предприятиях, мы торгуем сырьем, а не готовым продуктом. Итак, только 1,5 млн. тонн (пол- овина) улова идет в Россию. Если к ним добавятся еще 600 тысяч, то для экспорта останется 900 тысяч тонн. А это уже совсем другая структура экспорта. А что касается таможенных, пограничных и про чих заморочек, то, как я уже ска зал, мы будем р еш а ть , ;организационно-правовые v про блемы. В нашей власти заявить о них на самом высоком уровне и требовать их решения. Тем более что сейчас вся система налогооб ложения будет пересматриваться, об этом заявил председатель пра вительства. И, наверное, к концу 1997 года будет сформирована единая налоговая политика. Нало ги останутся - казна должна по- > полняться; но они будут оптимизированы. Я еще не сказал о квотах, о принципах раздела их. По-моему, мы нашли оптимальное решение. Первая часть квоты - техническая, которая делится по производ ственным мощностям добываю щих флотов. Вторая -социальная, которая делится по числу жите лей. И это не уравниловка, а ре шение социальных проблем. Третья - стимулирующая, которая дается тем; кто лучше работал. Четвертая - конкурсная, т. е. плат ная, в ее разделе участвуют все. Но предусмотрены особые прави ла, не позволяющие «денежному мешку» скупить ее всю. Тоже не простая процедура, но справедли вая и «прозрачная». Все четыре квоты снимают со циальную напряженность, дают работу рыбакам. Но остался сложный вопрос: формирование из этой платной v г квоты фонда, который бы давал ^ средства на поддержку отрасли, на финансирование вылова «не прибыльной» рыбы. Например, чтобы сохранить за Россией пра во вылова в экономической зоне того или иного государства, мы должны там работать. Но та рабо та или вовсе невыгодна, или дает нулевой результат. Однако мы ' должны помнить о геополитичес- ’■ ких интересах России. Так вот, из фонда можно будет компенсиро вать возможные в этом случае потери. ' • у ;- ■ - Последний вопрос: ваше от ношение к предстоящей добыче нефти и газа в Баренцевом море? - Осторожное и настороженное. Рыба, если грамотно вести ее лов, - бесконечный продукт, а нефть - конечный. Не случайно многие страны, обладая собственными запасами, предпочитают добы вать нефть в чужих краях. Конеч но, нефть - стратегическое; и очень нужное сырье. Но необхо- * дима серьезная работа над техно- * логией ее добычи, потому что можем заиметь огромные непри ятности и ущерб. Район от Вайга- • ча до Канина Носа - территория, где рождается и подрастает масса видов рыб: камбала, треска, пик ша, мойва, сайка, креветка, нава га, сельдь. Поэтому и осторожное, и настороженное отношение к этим разработкам.. Задав ещё немало вопросов, журналисты^расстались с но вым руководителем отрасли. Что ж, будем ждать добрых перемен. Записала интервью ИННЗ f f l l i S
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz