Рыбный Мурман. 1997 г. Февраль.

3 Александр Родии ; “ Р Е В О Л Ю Ц И И Н Е Б У Д Е Т Т О Л Ь К О Р А Б О Т А - Стратегия вырабатывалась не вчера, а позавчера. Никаких рево­ люций не ожидается. Будет рабо­ та. Девиз 97-го года - рынок со всеми его проблемами. Одна из наиболее серьезных из них - от­ сутствие у предприятий оборот­ ных ; средств. Вторая экспортно-импортная политика в стране. Третья - отсутствие под­ держки развития предпринима­ тельства. Четвертая необходимость восстановления технологических цепочек. Поясню последнюю фразу: по­ чему у нас нет денег? Нас отсекли от рынка/торговлю вырвали из на­ ших рук. Вспомните сказки: кто самый богатый человек? Купец, а не воевода, который может разве что отнять. Продавать продукцию должен производитель, чтобы на вырученные деньги развивать • производство. Наша цель - продолжение той стратегии, которая была у Госко­ митета. И, на мой взгляд, сегодня ситуация в стране несколько улуч­ шилась в сравнении с прошлыми годами, хотя легкой ее не назо­ вешь. Да, трудно, но у нас есть ре­ сурсы и есть позади пять лет реформ, мы достаточно набили шишек. Настало время «работы над ошибками» и переделывать то, что мы сделали неправильно. Проблем здесь более чем доста­ точно. Это и безопасность мореп­ лавания, и сохранение сырьевых запасов. Я с удовлетворением со­ общаю, д го в марте в Мурманске состоится открытие центра спут­ никового контроля и исследования океана. Т. е. экономическая зона, которая примыкает к европейской части России, полностью будет под контролем. А впоследствии такие же центры появятся на Дальнем Востоке: на Камчатке, в Приморье и на Сахалине. Это бу­ дет в конце нынешнего года, а в начале 1998 года предполагаем создать единую сеть, которая обеспечит не только контроль за сохранением ресурсов и исследо­ вания сырьевых запасов, но и ста- н е т инф ормационно -аналитической сетью. Эту работу мы вели давно, наконец она завершается. С вво­ дом центров исчезнет и проблема браконьерства, особенно остра она для Дальнего Востока. Я уже не говорю о Каспии - это отдель­ ная и весьма тяжелая тема. Там прежде всего необходима законо­ дательная база для сохранения запасов осетровых рыб. Хочу заметить, что у Закона об охране водных ресурсов очень много противников,и тайных/и яв- сколыю на уровне правительства. В ближайшее время буду докла­ дывать о ситуации одному из вице-премьеров, кстати, не в пер­ вый раз. Во-вторых, пора создавать фи- нансово-промышленные группы. Долго мы к этому готовились, сей­ час ситуация созрела, начинаем реализацию. Некоторые банки за­ интересовались идеей, т. к. поня­ ли, что гонять деньги из угла в угол нет смысла, надо работать с промышленностью. В-третьих, предстоит решить наиболее сложную и малопонят­ ную пока проблему управления от­ раслью. Нас каждый день одолевают толпы «ходоков» с просьбами о помощи, и нам приходится «влезать» в суть этих просьб. Когда сущес­ твовали Минрыбхоз и бассейновое управле­ ние на местах, была довольно строй­ ная управлен- ч е с к а я пирамида, а сейчас - х а о с . П о - гыг- ля за валютой с позиции «что ты ввез в страну, а что вывез». Ведь, например, что получилось с Я продажей на экспорт минтая? В 91-м продавали по 750 долларов за тонну, в 92- м - аж по 130 долла­ ров. Это называется ' бизнесом по-рус- ски: купить ящик . водки, про­ дать и день- г ;f':-# и п р о - п и т ь . Та к : ■ Т о , ч т о б ы ных. Они публикуют дурацкие с точки зрения профессионала ста­ тейки, хотя мы на деле доказали правильность нашей стратегии. За два года добыто на 1 млн 100 тыс. тонн рыбы больше, чем в 1994 году. Мы не хвалимся «валом», суть в другом: в 1994 году мы упа­ ли на самый низ - 3,5 млн. тонн, в 1995-м выловили 4,2 млн., в 1996- м предполагали добыть 4,5 млн. - выловили 4,6 млн. тонн. На ны­ нешний год увеличение вылова не планируем, Удастся поймать больше - хорошо, но это не само­ цель. Так вот, кто нас критикует, не хочет видеть очевидное: нашу систему сохранения биоресурсов применяют во всем мире. А вот американцы со своей хваленой олимпийской системой вынужде­ ны сегодня продавать флот и уже берут на вооружение нашу систе­ му квотирования и лицензирова­ ния. То же делают японцы и многие другие. Очень важная для нас пробле­ ма - перестроить управление от­ раслью. Во-первых, уменьшим экспорт за счет поставок сырья в Россию, на экспорт - только гото­ вую продукцию, а сырье - только излишки. Это весьма серьезная проблема, и она должна решаться не столько на уровне Комитета, ки что-либо изменить наталкива­ ются на окрик: «Чего лезете в наши хозяйственные дела?». А нам вовсе не это нужно. Пример: на Дальнем Востоке негде стало работать среднетон­ нажным судам, потому что там где рыба - там крабы. Рыбаки пишут слезные письма Ельцину, Черно­ мырдину - открывайте районы. Что делать? К сожалению, про­ мразведки нет, а она необходима. Значит,, надо возрождать «Сев- рыбпромразведку» - единствен­ ную еще сохранившуюся. Флот - наукоемкая организация. Мы не кокетничаем, говоря это. Мы не можем с каждого 1 января начинать работу, не имея оценки запасов. Мы - члены почти 60 международных организаций, кон­ венций, соглашений и пр. Следо­ вательно, если перед началом нового года мы не сделали того, что от нас требовалось, то всем судам будет дан «стоп». Однако научные исследования стоят до ­ рого, требуется современная ап­ паратура. Говоря о наукоемкости, мы имеем в виду и рыбоохрану. Где, например, водится краб, можно его ловить или нет, в каких коли­ чествах? То есть наукоемкость переходит из каких-то отвлечен­ ных понятий в экономическую ка­ тегорию и в социальную, ибо рыбак без работы - проблема со­ циальная. Так чем должен заниматься Ко­ митет? С важным видом говорить всем «ходокам» «пошел вон»? Не годится. Но и вникать в мольбу каждого невозможно. Стало быть, надо упорядочить систему управ­ ления. Не должен моряк ехать в столицу, чтобы решить вопрос, который в компетенции начальни­ ка флота, но в Комитете обязаны знать, чем живет моряк. Поэтому мы намерены возродить выходы в море сотрудников Комитета и его председателя. Не собираемся мы вмешивать­ ся в дела любого частного пред­ приятия. Но при этом заставим его выполнять правила рыболовства и другие общие для всех правила вплоть до уплаты налогов, контро­ сколь- ко мож- наступать на те же грабли? Я стою на такой пози­ ции: все, что полезно для нашей страны, для народа - т о рыночно. Я не обещаю никому легкой жизни, но уверен: мы обязаны все вместе наладить правильную жизнь. - Каким видится вам статус «Севрыбы? - Это один из самых сложных вопросов. У нас за десятилетия сложился бассейновый принцип управления биоресурсами, чтобы сохранить их для будущих поколе­ ний. «Севрыба» была вынуждена заниматься коммерцией. А как те ­ перь разделить функции? Я - за «Севрыбу», за то, чтобы она управляла бассейном и отве­ чала за него. Как это сделать в рамках существующего законода­ тельства, причем постоянно изме­ няющегося? Наверное, > нужен официальный статус: структура переходного периода. И оставить из «проклятого прошлого» все, что было там хорошего. Кроме бассейнового принципа следует сохранить деятельность научно-промысловых советов, ко­ торые сегодня обрели серьезный статус, ответственность и права. Пока он работает два раза в год: распределяет квоты перед новым годом и контролирует их исполне­ ние в середине года. Думаю, он должен собираться чаще, а для этого следует создать небольшой аппарат чиновников, отвечающих за его работу. Есть функции, которые надо осуществлять в масштабе бассей­ на, например, работа аварийно- спасательного отряда судов, содержание парусника «Седов», обеспечение морской практики будущим мореходам и т. д. А потому главная функция «Севрыбы» - общебассейновое управление. Но чем управлять и как - вопросы, еще не решенные. Скажем, в Канаде стоят рядом два здания: в одном - чиновники реги­ онального управления, в другом - федерального (проблемы эконо­ мической зоны, континентального шельфа и т. д.). Представьте: шесть тысяч чиновников! Хотя Ка­ нада добывает рыбы вдвое мень­ ше, чем мы, Я не за то, чтобы плодить армию чиновников, а за г о с у д а р - -'V с т в е н н ы е структуры вы­ полняли свои фун­ кции, а не заявляли: • «У меня нет сотрудника, я не могу тебе выписать рыболовный билет». Сегодня много желающих по­ управлять рыбными ресурсами. Этого допускать нельзя. Будем, конечно, решать вопросы и регио­ нального управления. Думаю, та­ кие органы должны быть при администрации областей и краев. Ведь немало вопросов возникает на стыке региональных проблем с федеральными. У нас есть кон­ цепция, но она не по всем пара­ метрам согласовывается с существующим законодательст­ вом.- '7/ 'V- > Вопрос управления отраслью и ресурсами через территориаль­ ные органы очень сложен еще и потому, что должен соответство­ вать нашей Конституции. Но и в том, и в другом случае во главу угла следует ставить опыт, здра­ вый смысл и целесообразность. И из этого мы исходим, формируя органы управления на местах. Что радует? Моряки, по-моему, уже набрались опыта и знаний в самостоятельном плавании и при­ ходят к выводу - надо объединять­ ся. Это заметно по заседаниям коллегий Комитета, они стали на­ стоящим рабочим органом, где обсуждаются стратегические про­ блемы отрасли. Например, на пос­ ледней коллегии обсуждали итоги прошлого года и задачи на нынеш­ ний. А второй вопрос - развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Карелия: там пред­ полагают строить завод кормов для рыб, который будет снабжать весь Северо-Запад России. Заин­ тересовались и Ленинградская, и Псковская области. Думаю, это хо­ рошее дело: кормить народ вкус­ ной рыбой и деньги зарабатывать. - Еще вопрос, Александр Ва- . сильевич: как «повернуть» ры­ бацкий флот в Россию? - Тут несколько аспектов. Пер­ вый - организационно-правовой, поскольку законы несовершенны, в них масса «дыр» и недоработок. Мы начинаем работу вместе с на­ логовиками, ФСБ, МВД, Минфи­ ном и прочими структурами и, конечно, с законодателями. Второй аспект - финансовый, проблема с оборотными средства­ ми. Находим уже возможности для ее решения. Третий аспект - проблема опто­ во-розничной торговли, системы доставки. Рыба стране нужна. Ведь почему у японцев средняя продолжительность жизни 88 лет, и это после Хиросимы? Ответ про­ стой: едят рыбу и морепродукты. Четвертый аспект - госзаказ. Система МВД, армия, детские до­ школьные учреждения, школы, дома престарелых, интернаты - всем нужна рыба как основной продукт питания. На все это надо f примерно 600 тысяч тонн. Если мы из почти 3 млн. тонн произво-^ димой рыбопродукции такое коли­ чество через госзаказ повернем в Россию - разве же это плохо? Сегодня половина выловлен­ ной рыбы уходит за рубеж. Причи­ на тому одна - там сразу отдают деньги. При этом мы теряем цену, налоги, рабочие места на берего­ вых предприятиях, мы торгуем сырьем, а не готовым продуктом. Итак, только 1,5 млн. тонн (пол- овина) улова идет в Россию. Если к ним добавятся еще 600 тысяч, то для экспорта останется 900 тысяч тонн. А это уже совсем другая структура экспорта. А что касается таможенных, пограничных и про­ чих заморочек, то, как я уже ска­ зал, мы будем р еш а ть , ;организационно-правовые v про­ блемы. В нашей власти заявить о них на самом высоком уровне и требовать их решения. Тем более что сейчас вся система налогооб­ ложения будет пересматриваться, об этом заявил председатель пра­ вительства. И, наверное, к концу 1997 года будет сформирована единая налоговая политика. Нало­ ги останутся - казна должна по- > полняться; но они будут оптимизированы. Я еще не сказал о квотах, о принципах раздела их. По-моему, мы нашли оптимальное решение. Первая часть квоты - техническая, которая делится по производ­ ственным мощностям добываю­ щих флотов. Вторая -социальная, которая делится по числу жите­ лей. И это не уравниловка, а ре­ шение социальных проблем. Третья - стимулирующая, которая дается тем; кто лучше работал. Четвертая - конкурсная, т. е. плат­ ная, в ее разделе участвуют все. Но предусмотрены особые прави­ ла, не позволяющие «денежному мешку» скупить ее всю. Тоже не­ простая процедура, но справедли­ вая и «прозрачная». Все четыре квоты снимают со­ циальную напряженность, дают работу рыбакам. Но остался сложный вопрос: формирование из этой платной v г квоты фонда, который бы давал ^ средства на поддержку отрасли, на финансирование вылова «не­ прибыльной» рыбы. Например, чтобы сохранить за Россией пра­ во вылова в экономической зоне того или иного государства, мы должны там работать. Но та рабо­ та или вовсе невыгодна, или дает нулевой результат. Однако мы ' должны помнить о геополитичес- ’■ ких интересах России. Так вот, из фонда можно будет компенсиро­ вать возможные в этом случае потери. ' • у ;- ■ - Последний вопрос: ваше от­ ношение к предстоящей добыче нефти и газа в Баренцевом море? - Осторожное и настороженное. Рыба, если грамотно вести ее лов, - бесконечный продукт, а нефть - конечный. Не случайно многие страны, обладая собственными запасами, предпочитают добы ­ вать нефть в чужих краях. Конеч­ но, нефть - стратегическое; и очень нужное сырье. Но необхо- * дима серьезная работа над техно- * логией ее добычи, потому что можем заиметь огромные непри­ ятности и ущерб. Район от Вайга- • ча до Канина Носа - территория, где рождается и подрастает масса видов рыб: камбала, треска, пик­ ша, мойва, сайка, креветка, нава­ га, сельдь. Поэтому и осторожное, и настороженное отношение к этим разработкам.. Задав ещё немало вопросов, журналисты^расстались с но­ вым руководителем отрасли. Что ж, будем ждать добрых перемен. Записала интервью ИННЗ f f l l i S

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz