Рыбный Мурман. 1997 г. Декабрь.
А Десятки книг написали историки и краеведы Мурманской области. И все >ке главной книги о Кольском полуос трове пока нет. Такой, где любой из нас, от школьника до профессора, мог бы лыскать интересующие его сведе ния, пусть и в кратком изложении. Я имею в виду “Энциклопедию Кольского края”... Этот газетный вариант рассчитан преж де всего на то, чтобы проверить (и с помощью читателей - дополнить) СтаниславДАЩИНСКИЙ, кандидатисторическихнаук собранные сведения. Ка^кдый из вас, уваэкаемые читатели, моэкет стать од ним из авторов, а быть моэкет, и ге роем “Энциклопедии...” Редакция Ждет и коммерческих предложений от потенциальных спон соров главной книги Мурмана. Все материалы “Энциклопедии Кольского кр ая " являются интел лектуальной собственностью редакции и С. Н . Лащинского и ох раняются законом. Перепечатка к а к всей Энциклопедии Кольского кр ая ”, так и ее отдельных выпусков или фрагментов, а такЖе вы борка u j *Энциклопедии” сведений по отдельным регионам М ур манской области или по другим критериям с целью создания специализированных энциклопедических выпусков запрещается. (С) “Рыбный Мурман” . (С) С. Н. Дащинский 55 -3 2 -1 9 55 -85 -21 Выпуск № 11 Дополнения иуточненияк прошлымвыпускам БОЛЬШАЯ БАРАКА, месторождение хро митовых руд в 9 км к югу от Апатитов. С 1988 по 1996 на территории месторождения геологами Цен трально-Кольской экспедиции проводились поле вые поисковые и оценочные работы. По предварительным данным, потенциальные ресурсы месторождения составляют до 22 млн. тонн. В 1996 конкурс на право разработки Большой Бара ки выиграла норвежская компания “Элкем” - одна из крупнейших мировых производителей стали. В 1999 “Элкем” планирует добыть первые 300 тыс. тонн, в 2 0 0 1 -м - около 800 тыс. тонн руды. “ДОСТОЙНЫЙ’ \ эскадренный миноносец - один из восьми американских кораблей 1918 года постройки, с 23.09.1940 входили в состав ВМС Ве ликобритании, в июле-августе 1944 приняты в ВМФ СССР от союзников в счет репараций с Ита лии по ленд-лизу. Переименованы и с советскими экипажами ушли из Скапа-Флоу на Север. Присо единились к союзному конвою JW-59, следуя в его сЖ-ранении. 24 августа прибыли в Полярное, вош ли в состав Северного флота. Участвовали в защи те внешних и внутренних морских коммуникаций, прикрывая союзные и местные конвои. В 1945 воз вращены Великобритании, исключены из состава ВМФ СССР в мае-июле 1949. “Достойный” (бывший американский “Томас” и британский “Сент Элбанс”), однотипный с “Де ятельным” . Заложен 23.03.1918, спущен на воду 4.07.1918, вступил в строй 25.04.1919. В годы вой ны на Северном флоте эсминцем командовали ка питан 2-го ранга Е.А. Козлов, капитан-лейтенант Л.Д. Чулков, капитаны 3-го ранга Н.И. Николь ский и Н.Ф. Гончар. “Дружный”, эскадренный миноносец (бывший американский “Ярнолл” и британский “Лин кольн”). Заложен 12.02.1918, спущен на воду 19.06.1918, вступил в строй 29.11.1918. В Поляр ное прибыл 23.09.1944 в составе союзного конвоя JW-60. На Северном флоте эсминцем командова ли капитан 2-го ранга А.Е. Пастухов, капита ны 3-го ранга Г.Г. Ойцев, Н.Ф. Мартыненко. Исключен из состава ВМФ СССР 6.10.1952. “Жаркий” , эскадренный миноносец (бывший американский “Кауэлл” и британский “Брайтон”). Заложен 15.07.1918, спущен на воду 23.11.1918, вс%'пил в строй 17.03.1919. На Северном флоте эсминцем командовал капитан 2-го ранга М.Д. Осадчий, 2.11.1944 его сменил капитан 3-го ранга В.Г. Беспалов. “Жгучий” , эскадренный миноносец (бывший американский “Туиггс” и британский “Леминг тон”). Заложен 23.01.1918, спущен на воду 28.09.1918, вступил в строй 28.07.1919. На Север ном флоте эсминцем командовал капитан 2 -го ран га Ю.А. Польский, 15.11.1944 его сменил капитан-лейтенант Г.К. Чернобай. “Жесткий”, эскадренный миноносец (бывший американский “Мэддокс” и британский “Джордж таун”). Заложен 20.07.1918, спущен на воду 27.10.1918, вступил в строй 10.03.1919. На Север ном флоте эсминцем командовали капитаны 3-го ранга А.К. Щербаков и Ф.И. Карпенко (с 9.12.1945). “Живучий” , эскадренный миноносец (бывший американский “Фэрфэкс” и британский “Рич монд”), однотипный с “Дерзким” . Заложен 10.07.1917, спущен на воду 5.12.1917, вступил в строй 6.04.1918. На Северном флоте эсминцем командовали капитаны 3-го ранга II.Д. Рябченко и А.И. Шумилов, капитан-лейтенант А.П. Пронич- кин. В ночь с 8 на 9 декабря 1944 у входа в Коль ский залив глубинными бомбами и тараном псЛ)пил немецкую подводную лодку U-387. JIum. Поляков Г. Г. В суровом Баренцевом. Мурманск, 1978. № 52 26 - 30 декабря 1997 года ЖЕЛВАКОВ Иван Михайлович (1917- 4.02.1971), ст. лейтенант, командир звена 2-го дивизиона торпедных катеров Северного флота, Герой Советского Союза (5.11.1944). Род. в д. Мусиха Кировской области, русский. Учился в горно-металлургическом техникуме в Свердловске. В ВМФ с 1936. Окончил военно-морское училище береговой обороны. В Великой Отечественной с августа 1942. На Северном флоте с 1943, командир траль щика. Участвовал в проводке союзных конвоев, боевом тралении, дозорной службе. К августу 1943 вместе с экипажем уничтожил мино носец, сторожевой корабль и несколько транспортов противника, участвовал в по топлении многих других боевых кораблей и транспортов неприятеля. После войны продолжал службу в ВМФ. Был команди ром отряда сторожевых кораблей Балтий ского флота. Мемориальная доска установлена на здании Сосновской школы в Кировской области. ЖЕЛЕЗНАЯ, железнодорожная станция на дороге Оленья - Мончегорск. Возникла в 1937. 5.09.1958 вместе с поселком Железнодорожный включена в черту г. Мон чегорска. ЖЕЛЕЗНАЯ ВАРАКА, гора на западном берегу Верхнетуломского водохранилища, к юго-востоку от озе ра Кацким. Абсолютная высота 364 м. ЖЕЛЕЗНАЯ ВАРАКА, гора в 3-4 км к западу от озера Большая Имандра, против железнодорожной стан ции Куна. Абсолютная высота 256 м. В 1932 здесь открыто месторождение железных руд. ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА - см. Мурманская железная дорога. ЖЕЛЕЗНАЯ ТУНДРА, возвышенность к северо-во стоку от г. Кандалакши, в группе Кандалакшских тундр. Абсолютная высота 577 м. Вариант названия: Железная. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ, населенный пункт на 31-м км дороги Оленья - Мончегорск. Возник в" 1937. 5 сентября 1958 включен в черту Мончегорска. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ, поселок, возник во вре мя строительства железнодорожной ветки Мурмаши - Ни кель в конце 50-х гг. 17 сентября 1959 включен в черту пос. Мурмаши. ЖЕЛЕЗО. Крупные месторождения открыты на Коль ском полуострове в 30-40-е гг. Некоторые из них разраба тываются (Оленегорское, Ковдорское), другие по разным причинам не используются (на левом берегу Кольского залива). ЖЕЛТОВ Алексей Сергеевич, генерал-полков- ник, с сентября 1941 по июль 1942 - член Военного сове та Карельского фронта, Герой Советского Союза (1978). Род. 28.08.1904 в Харькове на Украине. В армии с 1924. Окончил Военную академию им. М.В.Фрунзе (1937), Во енно-политические курсы (1938). После Севера воевал на Юго-Западном и Украинских фронтах. В послевоенные годы - начальник управления кадров Министерства оборо ны, Главного политуправления Советской Армии и ВМФ. Заведовал отделом ЦК КПСС, руководил Военно-иолити- ческой академией. В 1971-1981 в группе генеральных ин спекторов Министерства обороны. С 1981 - председатель Советского комитета ветеранов войны. ЖЕЛУДИ, балянусы, ракообразные, приспособлен ные к сидячему образу жизни. Подобно моллюскам, рас селяются в личиночный период жизни. Взрослыми селятся на скалах, днищах судов и подводных сооружениях. ЖЕМЧУГ, шарообразное образование из перламутра и конхиолина, встречающееся в теле некоторых двуствор чатых моллюсков (жемчужницы). Размер в диаметре до 2 см. Используется в ювелирном деле. В XVII - XIX вв. шш были попытки добывать жемчуг на Кольском полуостро ве. “ЖЕМЧУГ” (СКР-27), сторожевой корабль Север ного флота - см. Сторожевые корабли. ЖЕМЧУЖИНА Полина Семеновна, в 1939 на родный комиссар рыбной промышленности СССР, жена В.М.Молотова. Неоднократно бывала в Мурманске, ока зывала помощь рыбакам. ЖЕМЧУЖНАЯ, железнодорожная станция в 39 км к югу от Кандалакши. До 28.05.1938 входила в состав Ка релии. ЖЕМЧУЖНАЯ, река. Впадает в 'Гик-губу озера Еко- стровская Имандра. Длина 19 км. Вариант названия: Утс- мастым. Раньше в реке добывали жемчужные раковины. ЖЕРЕБЦОВ Михаил Степанович (1827- 10.05.1898), в о л о с т н о й старшина, жил в г. Коле. Смещен с должности в 1874 на сходе. ЖЕРТВАМ ИНТЕРВЕНЦИИ, первый памятник в Мурманске. Открыт 7.11.1927 на площади Свободы (ныне сквер у кинотеатра “Родина”), на месте похоронен ных 10.03.1920 136 уз- ников Иоканьгской тюрьмы и погибших участников восстания в Мурманске 20.02.1920. Автор про екта А. В. Савченко. Сооружение состоит из трех разновеликих колони вокруг трех площадок “для зна мен, оркестра и публи ки”. В 20-30-е гг. здесь проводились демонст рации и митинги, па мятник служил трибуной. ЖЕРТВАМ ИНТЕРВЕНЦИИ, памятник в Иокань- ге. Открыт в 1927, автор - архитектор И.А.Давыдов. Мас сивная пирамида из северного камня, опоясана чугунными цепями, в нижней части маленькие зарешеченные окна. Вершину в виде серпа и молота изготовил каменотес Вя чеславов. Венчает памятник обелиск с надписью на анг лийском, немецком, французском и русском языках: “Жертвам интервенции - вечная память. 1918-1920 гг.” . Композиция установлена в память о российских гражда нах, замученных интервентами и белогвардейцами в Иоканьгской каторжной тюрьме в 1918-1920. “ЖЕСТКИЙ” - см. “ Достойный ” . ЖИВОТНОВОДСТВО, одна из ведущих отраслей сельского хозяйства Кольского полуострова. Интенсивно создавалось в 50-е гг. Имеются отрасли: молочное и мяс ное животноводство, оленеводство, свиноводство, птице водство, пушное звероводство. Количество скота по годам 1940 1950 1956 Крупный рогатый 7000 9700 13485 Олени 70300 53880 66000 Свиньи 57000 7350 15395 Птица 1860 17000 Пик развития по количеству скота и птицы, получению сельхозпродукции животноводство области достигло в 1990. Тогда на Кольском полуострове имелось: 41,6 тыс. голов крупного рогатого скота, 2 , 6 млн. голов птицы, 126,5 тыс. свиней, 78,9 тыс. оленей, около 41 тыс. пушных зверей основного стада (без годового приплода). На нача ло 1997 в хозяйствах оставалось: 13,6 тыс. голов крупно го рогатого скота, 1,3 млн. голов птицы, 37 тыс. свиней, Ж Е Л - Ж И В
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz