Рыбный Мурман. 1997 г. Декабрь.

А Десятки книг написали историки и краеведы Мурманской области. И все >ке главной книги о Кольском полуос­ трове пока нет. Такой, где любой из нас, от школьника до профессора, мог бы лыскать интересующие его сведе­ ния, пусть и в кратком изложении. Я имею в виду “Энциклопедию Кольского края”... Этот газетный вариант рассчитан преж де всего на то, чтобы проверить (и с помощью читателей - дополнить) СтаниславДАЩИНСКИЙ, кандидатисторическихнаук собранные сведения. Ка^кдый из вас, уваэкаемые читатели, моэкет стать од ­ ним из авторов, а быть моэкет, и ге­ роем “Энциклопедии...” Редакция Ждет и коммерческих предложений от потенциальных спон­ соров главной книги Мурмана. Все материалы “Энциклопедии Кольского кр ая " являются интел­ лектуальной собственностью редакции и С. Н . Лащинского и ох­ раняются законом. Перепечатка к а к всей Энциклопедии Кольского кр ая ”, так и ее отдельных выпусков или фрагментов, а такЖе вы­ борка u j *Энциклопедии” сведений по отдельным регионам М ур ­ манской области или по другим критериям с целью создания специализированных энциклопедических выпусков запрещается. (С) “Рыбный Мурман” . (С) С. Н. Дащинский 55 -3 2 -1 9 55 -85 -21 Выпуск № 11 Дополнения иуточненияк прошлымвыпускам БОЛЬШАЯ БАРАКА, месторождение хро­ митовых руд в 9 км к югу от Апатитов. С 1988 по 1996 на территории месторождения геологами Цен­ трально-Кольской экспедиции проводились поле­ вые поисковые и оценочные работы. По предварительным данным, потенциальные ресурсы месторождения составляют до 22 млн. тонн. В 1996 конкурс на право разработки Большой Бара­ ки выиграла норвежская компания “Элкем” - одна из крупнейших мировых производителей стали. В 1999 “Элкем” планирует добыть первые 300 тыс. тонн, в 2 0 0 1 -м - около 800 тыс. тонн руды. “ДОСТОЙНЫЙ’ \ эскадренный миноносец - один из восьми американских кораблей 1918 года постройки, с 23.09.1940 входили в состав ВМС Ве­ ликобритании, в июле-августе 1944 приняты в ВМФ СССР от союзников в счет репараций с Ита­ лии по ленд-лизу. Переименованы и с советскими экипажами ушли из Скапа-Флоу на Север. Присо­ единились к союзному конвою JW-59, следуя в его сЖ-ранении. 24 августа прибыли в Полярное, вош­ ли в состав Северного флота. Участвовали в защи­ те внешних и внутренних морских коммуникаций, прикрывая союзные и местные конвои. В 1945 воз­ вращены Великобритании, исключены из состава ВМФ СССР в мае-июле 1949. “Достойный” (бывший американский “Томас” и британский “Сент Элбанс”), однотипный с “Де­ ятельным” . Заложен 23.03.1918, спущен на воду 4.07.1918, вступил в строй 25.04.1919. В годы вой­ ны на Северном флоте эсминцем командовали ка­ питан 2-го ранга Е.А. Козлов, капитан-лейтенант Л.Д. Чулков, капитаны 3-го ранга Н.И. Николь­ ский и Н.Ф. Гончар. “Дружный”, эскадренный миноносец (бывший американский “Ярнолл” и британский “Лин­ кольн”). Заложен 12.02.1918, спущен на воду 19.06.1918, вступил в строй 29.11.1918. В Поляр­ ное прибыл 23.09.1944 в составе союзного конвоя JW-60. На Северном флоте эсминцем командова­ ли капитан 2-го ранга А.Е. Пастухов, капита­ ны 3-го ранга Г.Г. Ойцев, Н.Ф. Мартыненко. Исключен из состава ВМФ СССР 6.10.1952. “Жаркий” , эскадренный миноносец (бывший американский “Кауэлл” и британский “Брайтон”). Заложен 15.07.1918, спущен на воду 23.11.1918, вс%'пил в строй 17.03.1919. На Северном флоте эсминцем командовал капитан 2-го ранга М.Д. Осадчий, 2.11.1944 его сменил капитан 3-го ранга В.Г. Беспалов. “Жгучий” , эскадренный миноносец (бывший американский “Туиггс” и британский “Леминг­ тон”). Заложен 23.01.1918, спущен на воду 28.09.1918, вступил в строй 28.07.1919. На Север­ ном флоте эсминцем командовал капитан 2 -го ран­ га Ю.А. Польский, 15.11.1944 его сменил капитан-лейтенант Г.К. Чернобай. “Жесткий”, эскадренный миноносец (бывший американский “Мэддокс” и британский “Джордж­ таун”). Заложен 20.07.1918, спущен на воду 27.10.1918, вступил в строй 10.03.1919. На Север­ ном флоте эсминцем командовали капитаны 3-го ранга А.К. Щербаков и Ф.И. Карпенко (с 9.12.1945). “Живучий” , эскадренный миноносец (бывший американский “Фэрфэкс” и британский “Рич­ монд”), однотипный с “Дерзким” . Заложен 10.07.1917, спущен на воду 5.12.1917, вступил в строй 6.04.1918. На Северном флоте эсминцем командовали капитаны 3-го ранга II.Д. Рябченко и А.И. Шумилов, капитан-лейтенант А.П. Пронич- кин. В ночь с 8 на 9 декабря 1944 у входа в Коль­ ский залив глубинными бомбами и тараном псЛ)пил немецкую подводную лодку U-387. JIum. Поляков Г. Г. В суровом Баренцевом. Мурманск, 1978. № 52 26 - 30 декабря 1997 года ЖЕЛВАКОВ Иван Михайлович (1917- 4.02.1971), ст. лейтенант, командир звена 2-го дивизиона торпедных катеров Северного флота, Герой Советского Союза (5.11.1944). Род. в д. Мусиха Кировской области, русский. Учился в горно-металлургическом техникуме в Свердловске. В ВМФ с 1936. Окончил военно-морское училище береговой обороны. В Великой Отечественной с августа 1942. На Северном флоте с 1943, командир траль­ щика. Участвовал в проводке союзных конвоев, боевом тралении, дозорной службе. К августу 1943 вместе с экипажем уничтожил мино­ носец, сторожевой корабль и несколько транспортов противника, участвовал в по­ топлении многих других боевых кораблей и транспортов неприятеля. После войны продолжал службу в ВМФ. Был команди­ ром отряда сторожевых кораблей Балтий­ ского флота. Мемориальная доска установлена на здании Сосновской школы в Кировской области. ЖЕЛЕЗНАЯ, железнодорожная станция на дороге Оленья - Мончегорск. Возникла в 1937. 5.09.1958 вместе с поселком Железнодорожный включена в черту г. Мон­ чегорска. ЖЕЛЕЗНАЯ ВАРАКА, гора на западном берегу Верхнетуломского водохранилища, к юго-востоку от озе­ ра Кацким. Абсолютная высота 364 м. ЖЕЛЕЗНАЯ ВАРАКА, гора в 3-4 км к западу от озера Большая Имандра, против железнодорожной стан­ ции Куна. Абсолютная высота 256 м. В 1932 здесь открыто месторождение железных руд. ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА - см. Мурманская железная дорога. ЖЕЛЕЗНАЯ ТУНДРА, возвышенность к северо-во­ стоку от г. Кандалакши, в группе Кандалакшских тундр. Абсолютная высота 577 м. Вариант названия: Железная. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ, населенный пункт на 31-м км дороги Оленья - Мончегорск. Возник в" 1937. 5 сентября 1958 включен в черту Мончегорска. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ, поселок, возник во вре­ мя строительства железнодорожной ветки Мурмаши - Ни­ кель в конце 50-х гг. 17 сентября 1959 включен в черту пос. Мурмаши. ЖЕЛЕЗО. Крупные месторождения открыты на Коль­ ском полуострове в 30-40-е гг. Некоторые из них разраба­ тываются (Оленегорское, Ковдорское), другие по разным причинам не используются (на левом берегу Кольского залива). ЖЕЛТОВ Алексей Сергеевич, генерал-полков- ник, с сентября 1941 по июль 1942 - член Военного сове­ та Карельского фронта, Герой Советского Союза (1978). Род. 28.08.1904 в Харькове на Украине. В армии с 1924. Окончил Военную академию им. М.В.Фрунзе (1937), Во­ енно-политические курсы (1938). После Севера воевал на Юго-Западном и Украинских фронтах. В послевоенные годы - начальник управления кадров Министерства оборо­ ны, Главного политуправления Советской Армии и ВМФ. Заведовал отделом ЦК КПСС, руководил Военно-иолити- ческой академией. В 1971-1981 в группе генеральных ин­ спекторов Министерства обороны. С 1981 - председатель Советского комитета ветеранов войны. ЖЕЛУДИ, балянусы, ракообразные, приспособлен­ ные к сидячему образу жизни. Подобно моллюскам, рас­ селяются в личиночный период жизни. Взрослыми селятся на скалах, днищах судов и подводных сооружениях. ЖЕМЧУГ, шарообразное образование из перламутра и конхиолина, встречающееся в теле некоторых двуствор­ чатых моллюсков (жемчужницы). Размер в диаметре до 2 см. Используется в ювелирном деле. В XVII - XIX вв. шш были попытки добывать жемчуг на Кольском полуостро­ ве. “ЖЕМЧУГ” (СКР-27), сторожевой корабль Север­ ного флота - см. Сторожевые корабли. ЖЕМЧУЖИНА Полина Семеновна, в 1939 на­ родный комиссар рыбной промышленности СССР, жена В.М.Молотова. Неоднократно бывала в Мурманске, ока­ зывала помощь рыбакам. ЖЕМЧУЖНАЯ, железнодорожная станция в 39 км к югу от Кандалакши. До 28.05.1938 входила в состав Ка­ релии. ЖЕМЧУЖНАЯ, река. Впадает в 'Гик-губу озера Еко- стровская Имандра. Длина 19 км. Вариант названия: Утс- мастым. Раньше в реке добывали жемчужные раковины. ЖЕРЕБЦОВ Михаил Степанович (1827- 10.05.1898), в о л о с т н о й старшина, жил в г. Коле. Смещен с должности в 1874 на сходе. ЖЕРТВАМ ИНТЕРВЕНЦИИ, первый памятник в Мурманске. Открыт 7.11.1927 на площади Свободы (ныне сквер у кинотеатра “Родина”), на месте похоронен­ ных 10.03.1920 136 уз- ников Иоканьгской тюрьмы и погибших участников восстания в Мурманске 20.02.1920. Автор про­ екта А. В. Савченко. Сооружение состоит из трех разновеликих колони вокруг трех площадок “для зна­ мен, оркестра и публи­ ки”. В 20-30-е гг. здесь проводились демонст­ рации и митинги, па­ мятник служил трибуной. ЖЕРТВАМ ИНТЕРВЕНЦИИ, памятник в Иокань- ге. Открыт в 1927, автор - архитектор И.А.Давыдов. Мас­ сивная пирамида из северного камня, опоясана чугунными цепями, в нижней части маленькие зарешеченные окна. Вершину в виде серпа и молота изготовил каменотес Вя­ чеславов. Венчает памятник обелиск с надписью на анг­ лийском, немецком, французском и русском языках: “Жертвам интервенции - вечная память. 1918-1920 гг.” . Композиция установлена в память о российских гражда­ нах, замученных интервентами и белогвардейцами в Иоканьгской каторжной тюрьме в 1918-1920. “ЖЕСТКИЙ” - см. “ Достойный ” . ЖИВОТНОВОДСТВО, одна из ведущих отраслей сельского хозяйства Кольского полуострова. Интенсивно создавалось в 50-е гг. Имеются отрасли: молочное и мяс­ ное животноводство, оленеводство, свиноводство, птице­ водство, пушное звероводство. Количество скота по годам 1940 1950 1956 Крупный рогатый 7000 9700 13485 Олени 70300 53880 66000 Свиньи 57000 7350 15395 Птица 1860 17000 Пик развития по количеству скота и птицы, получению сельхозпродукции животноводство области достигло в 1990. Тогда на Кольском полуострове имелось: 41,6 тыс. голов крупного рогатого скота, 2 , 6 млн. голов птицы, 126,5 тыс. свиней, 78,9 тыс. оленей, около 41 тыс. пушных зверей основного стада (без годового приплода). На нача­ ло 1997 в хозяйствах оставалось: 13,6 тыс. голов крупно­ го рогатого скота, 1,3 млн. голов птицы, 37 тыс. свиней, Ж Е Л - Ж И В

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz