Рыбный Мурман. 1997 г. Декабрь.
о л \ В это время по внутренней трансля ции членов экипажа просят запол нить декларации на спиртное и сигареты. - А сколько можно записать водки? - ошарашивает таможенников вопросом один из матросов по виду явно навеселе и слышит ответ: “А сколько есть в нали чии,столько и пишите!” Вместе с инспекторами мы отправляем ся досматривать грузовые помещения на судне. Несмотря на внешние небольшие размеры, траулеры этой серии не так дав но именовались “спиртовозами” . Наши моряки со свойственной русской душе ши ротой пытались решать проблемы со спир тным в соседней Норвегии. Один из Сергеев вспоминает, что как-то понадо бился грузовик, чтобы вывезти водку, из влеченную из “заначки” такого же ПСТ. Таможенники методично проверяют трюм с сетями, подсобки боцмана, спуска ются в узкие лазы к твиндекам. На рыбо- фабрике возникает продолжительная за минка - после просьбы открыть жировой танк. Сначала ищут обладателя ключей, затем сами ключи. Наконец появляются двое крепко подпитых рыбаков и начина ют убеждать нас, что заходить туда опас но для жизни: - Пишите расписку, что не умрете от за паха. Там образуются ядовитые газы, в которых можно задохнуться. И только после долгих препирательств удается обследовать желаемый танк. Не обнаружив ничего предосудительного, от правляемся на досмотр жилых помеще ний. . . .Из одной открытой каюты слышим призывный крик: “Оп-па, девчонки! Иди те к нам - выпьем!”. Однако радость хо зяев тут же исчезает, как только за нами заходят таможенники. Пока они сверяют имеющееся количество спиртного и сига рет с указанным в декларации, фотокор делает несколько снимков. Один из мат росов, забыв о недавней галантности, ус траивает нам форменный разнос за съемки без его на то разрешения: - Не хочу, чтобы мои родные и друзья увидели, в каком бардаке я здесь живу. Он упирает на свои гражданские права, и нам приходится клятвенно пообещать, что фотографии не появятся в газете. Да, в каюте, мягко говооя, не убрано, все за валено коробками, банками, сумками. На столе в кучу - стаканы и закуска - обмы вают отход. Наших спутников, кажется, это не удивляет. Они и не такое видели: на од ном из рыболовецких судов всем экипа жем как-то четыре часа на отходе матроса искали. А он, приняв на грудь, спал за грудой вещей на койке. Уже без приглашения заглядываем в следующую дверь. Там в ответ на просьбу предъявить имеющееся спиртное слышим нестройный хор обитателеи: - А мы, ик, пока вас ждали, ик, уже все выпили. Примерно такую же картину застаем еще в нескольких каютах - там тоже пол ным ходом идет прощание с берего*#* - Ничего себе, ‘дисциплинированный” тралфлот, а кто же тогда недисциплини рованный? - не можем удержаться мы от комментария. - Рыболовецкие колхозы, - не приняв нашей иронии, отвечают таможенники, - у них на досмотре личного состава частень ко застаем моряков, спящих лицом в стол рядом с документами. Приходится подни мать им головы, чтобы сличить каждого с фотографией. принципу уходят в рейс многие экипажи Н а т а л ь ^ Б А Б А С К И Н р Й f c i j f c .... , О и И н н ы К Р А Е В О Й ( ф о т о ) - Ч тобы убедиться в ны нешнем законопослуша- нии моряков , мы с фо то кор респондентом в составе таможенной комиссии отправ ляемся на досмотр судна. К а тер отходит от причал а и берет курс на рейд. Там в ожидании отхода стоит тралф- лотовский ПСТ “З а с т а в н а ’. Судну предстоит переход в порт Ботсфьорд, а затем трех месячный промысел трески д л я норвежских рыбофабрик . Наши спутники - инспекто ра ОТО Мурманской таможни Сергей Крутиков и Сергей Федоров . Н а вопрос, чьи к о рабли вызывают меньше всего нареканий , уверенно отвеча ют: - К о н е ч н о , т р а лф л от о в с - ки е . Н а н и х ещ е с о х р а н и л а с ь в к а к о й -т о м ер е с у д о в а я д и с ц и п л и н а в от л и чие от экипаж ей м е л к и х ч а ст н ы х к о м п а н и й . П о р о й п р и х о д и м па досм от р , а т ам в с я к ом а н д а в п о в а л к у п ь я н а я . Н е р а з с о ст а в л я л и а кт ы на к а п и т а н о в , н а х о д ящ и х с я в г л у б о к о м а л к о го льн ом о п ь я н е н и и . Таможенникам приходится наблюд ать и отдаленные по с л е д с т в и я подобны х хм е л ь ны х рей сов . Н аши собеседники припомнили не м ало случаев помешательств м о р я к о в , с ко то рым и они сталкивались по долгу с л уж бы. И “т и х и х ” , и “б у й н ы х ” Н е так давно суда загранплавания были основной головной болью сотрудников Мурманской таможни. Инспектора от дела таможенного оформления ежеднев но досматривали десятки торговых и рыболовецких кораблей , обнаруживая на них немало “ сюрпри з о в ” . По спискам изъятой контрабанды можно было изучать потребительский спрос на внешнем и внутреннем рынках страны. джинсовую и ковровую эпопею, бумы жеватель ной резинки и губной помады, водочную и сигарет ную кампании поочередно переживали мурманские моряки. А вместе с ними и мурманские таможенни ки, извлекавшие все это в немыслимых количествах из судовых загашников... НЕЛЬЗЯ СПРЯТАТЬ - членов экип аж ей приним али они на к ат ер прямо посреди К о л ь с к о г о з а л и в а : суд а не заходя т в порт, чтобы не тр а тить время на о т к ры ти е - з а к ры тие границы . К а к провож аю т п аро ходы ... . . . З а раз говорами незамет но подходим к- “ З а с т а в н е ” и по у зкому трапу поднимаем ся на борт . Н а с п р о в о д я т в кают-компанию , где оба инс пектора без лишних слов с а д я т с я з а оф о рм л е ни е докум ен тов на отход . Н и к а ких особых о сл ож н ений не в о зн и к а е т , и спустя 20-30 минут они с т ав я т к аж ды й свою личную печать на гото вые бумаги . - Быстро закончили, - удивля емся мы, вспомнив жалобы фло товодцев на бесконечные таможенные проволочки в род ном порту. - Потому что сразу были представлены все необходимые судовые документы, - отвечают инспектора, - хот я , конечно, раньше эта процедура занима ла всего 5-10 минут . Теперь количество бумаг для оформ лени я значительно у в е ли ч и лось. Недавно появилось еще одно новшество - на приходах придется декларировать з а купленное техническое снаб жение. Понятно , что это вызывает недовольство у мно гих судовладельцев. - Б ы в а л о , игодовой п л а н ” вы п о лн я ли па найд енной на одном паро ход е парт ии г у б н о й помады , - шутит Алексей Гладков, начальник отдела таможенного оф ор мления (О ТО ) . И продолжает уже серьезно: - Раньш е в ы я в л я л и с л у ч а и н а ст о ль ко к р у п н о й ко нт рабанды , что конф искованны е вещи при ходилось вы возит ь м а шиной . О б н ар уж и ва ли в т рю м а х н екот о ры х судо в м еб е ль в б о л ьш и х ко лич ест ва х . В н ача ле 90 -х годов сит уаци я кардина льно и зм е нилась . И сейчас к ораб ли - самый прост ой у ч а с ток работы , не т ребующ ий наш и х особых забот. М ы заним аем ся оформлением в с е х грузов , по ст у п аю щ и х в М у р м а н с к и з - за границы . И ос н о вна я н а гр у з к а на р а б от н и ко в О Т О св я за н а т еперь с наруш ением таможенных пра ви л па железнодорожном и а вт ом оби льном т р а н с порте. Что касает ся водного, то последнее вр е м я конт рабанда на с у д а х носит разовы й , ед и н и ч ны й х а р а кт е р . З д е с ь , бесспорно , ск а зы ва ет с я хо р ош а я в о сп ит ат е л ь н а я работ а с членам и экипажа. В едь за все на р уш ен и я тамож енных пра ви л на с у д о влад ельца н а к лады вают ся штрафы , и немалые . № 49 5 - 11 декабря 1997 года Таможенная комиссия заканчивает свою работу. Досмотр судна занял около двух часов, нарушений таможенного за конодательства не обнаружено. Желаем экипажу удачного рейса и садимся в рейдовый катер. Он отходит от борта “ Заставны” и отправляется обратно в порт.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz