Рыбный Мурман. 1997 г. Август.

& БОРИСОВ Николай Федорович, инженер-ме- таллург, лауреат Ленинской премии (1965). Род. в 1920, русский. В 1948 окончил Ленинградский горный инсти­ тут. С 1949 - на “Североникеле”. Премия присуждена за участие в работе по интенсификации процессов и усовер­ шенствованию технологии производства никеля и ко­ бальта из сульфидных руд. БОРИСОГЛЕБСКАЯ ГЭС, четвертая, самая ниж­ няя, станция каскада на пограничной с Норвегией реке Паз. Построена совместно советскими и финскими спе­ циалистами в соответствии с контрактом от 23.03.1960 между Всесоюзным объединением ‘Технопромэкспорт” и норвежской фирмой “Норэлектро”. Проект разработан норвежской стороной на основе изысканий советских гидростроителей. Вода, прежде чем попасть на лопасти турбин, проходит 700-метровый путь в тоннеле, проруб­ ленном в скале (высота тоннеля 14 м, ширина 10 м). Машинный зал с двумя генераторами находится под землей. Плотина длиной 115 м одним концом лежит на территории России, другим- на территории Норвегии. Пуск первого агрегата осуществлен 12.09.1963 (по дру­ гим данным - 19.12.63). В 5 часов 10 минут станция дала промышленный ток. Общая мощность Пазской ГЭС - 52 тыс. кВт. 19.11.1963 состоялся торжественный ввод электростанции в строй. БОРИСОГЛЕБСКАЯ ЦЕРКОВЬ - см. Благо- ве стный храм святых первомучеников Бори са и Глеба. о БОРИСОГЛЕБСКИИ, поселок энергетиков Бори­ соглебской ГЭС на правом берегу пограничной с Норве­ гией реки Паз, в нижнем ее течении. Название дано по одноименному порогу, который, в свою очередь, полу­ чил его от храма в честь Бориса и Глеба. Зарегистри­ рован и поименован 28.12.1961. В июле 1962, во время пребывания в Мурманской области, поселок и электро­ станцию посетил Н.С.Хрущев. БО РИ Ч Л е о н и д Б о р и с о в и ч , военный врач. Много лет служил на Северном флоте. Автор романа “Третье измерение”. Л.,1986. БОРОВАЯ Зарема Анатольевна, журналист. Заслуженный работник культуры России. Род. 5.07.1931, русская. Журналистскую работу начала в г. Выборге Ленинградской области. С 1963 в Мурманске. Работала в газетах “Полярная правда”, “Рыбный Мур­ ман”, “Мурманский вестник”. Специализируется на правовых темах. Публиковала репортажи из “горячих” точек Приднестровья, Чечни. Автор книг “Инспектор наносит визит”(1982) , “Торговцы совестью”(1988) и других. БОРОВЕНКОВ Николай Иванович, вице-ад- мирал, доктор военно-морских наук, профессор, Герой Социалистического Труда (1978). Род. в 1920, русский. В 1940 окончил Высшее военно-морское училище имени М.В.Фрунзе и в 1953 - Военно-морскую академию. В Великую Отечественную командовал артиллерийской боевой частью эсминца Северного флота. После войны флагманский артиллерист бригады миноносцев, с 1953 - эскадры Северного флота. Затем начальник НИИ ВМФ. БОРОДУЛИН Георгий Михайлович, почетный гражданин Мурманска. Род. 8.12.1911 в Санкт-Петер­ бурге. Работал береговым матросом в Петрокрепости, механиком на рыболовных судах. С 1932 в Мурманске. С 1937 - начальник “Мурмансельдп”. В 1941-1945 - на Северном флоте. С 1946 - в Мурманрыбе. В 1965-1974 - начальник “Севрыбхолодфлота”. Автор книги “Ничего, кроме правды”, которая вышла в Мурманске в 1994. Умер и пох. в Санкт-Петербурге. БОРОДУЛИН Иван Алексеевич (1921- 7.02.1997), полный кавалер орденов Славы, почетный гражданин Мурманска. В годы Великой Отечественной войны со 2-го курса Ленинградского горного института ушел на фронт. Разведчик 28-й гв. стрелкового полка 10-й гв. стрелковой дивизии. После Заполярья воевал в Прибалтике, Белоруссии, расписался на рейхстаге в Берлине. Участник Парада Победы в Москве 24 июня 1945 и Юби­ лейного парада ветеранов Великой Оте­ чественной 9 мая 1995. В 1946 вернулся в Мурманск. Работал в рыбной отрасли, преподавал в автошколе ДОСААФ. Ни­ когда не состоявший ни в каких парти­ ях , в мае 1993 вступил в коммунистическую. ВОРОНИН Михаил Петрович (10.11.1914- 11.05.1944), лейтенант, штурмам звена 9-го гв. минно­ торпедного авиаполка ВВС Северного флота, Герой Советского Союза (22.02.1944). Род. в д. Торбеево Тор- беевского района Мордовии, русский. В 1938 окончил Уральский политехнический институт, работал началь­ ником смены и помощником начальника мартеновского цеха Алапаевского металлургического завода. Учился в аэроклубе. В армии с 1941. Окончил специальные лет­ ные курсы, летчик-наблюдатель. В Ве­ ликой Отечественной с сентября 1942 и с этого же времени на Севере. К январю 1944 совершил 22 боевых вылета, экипа­ жем потоплено 3 корабля противника и в группе еще 2. Погиб при выполнении боевого задания в Северной Норвегии, в районе мыса Хибергнесет. Памятник в г. Алатырь в Чувашии, бюст у музея авиа­ ции в пос. Сафоново Мурманской обла­ сти. Его имя носит поселок в Мордовии. БОТАНИЧЕСКИИ САД - см. Полярно-альпийс- кий б отаниче ский сад. БОТАНИЧЕСКИЙ САД, населенный пункт на северном берегу о. Большой Вудъявр, в 8 км от г. Киров- ска. Возник в середине 30-х гг. В 1957 исключен из учет­ ных данных. В настоящее время - Дом туриста и профилакторий комбината “Апатит”. БОТВИННИК Михаил Моисеевич, семикрат­ ный чемпион СССР и трехкратный чемпион мира по шахматам, международный гроссмейстер, доктор техни­ ческих наук. На Нивской ГЭС-3 использованы сконст­ руированные им генераторы, которые получили название “генераторы Ботвинника”. БОХОНКО Иван Иванович, полковник, коман­ дир истребительного авиаполка палубной авиации Се­ верного флота, Герой Российской Федерации (17.08.1995). Род. 6.07.1956 в с. Сокольчики Львовской области, украинец. В 1977 закончил Черниговское выс­ шее военно-авиационное училище летчиков, служил в штурмовом корабельном авиаполку ВВС Северного флота. В совершенстве освоил пилотирование и боевое применение первенца крылатой палубной авиации - са­ молета ЯК-38. Участник пяти дальних походов на авиа­ несущих кораблях “Киев”, “Адмирал Горшков”, выполнил 142 посадки на боевые корабли. Прошел путь до заместителя командира полка. В 1991 окончил Военно-морскую академию и был назначен командиром истребительного авиаполка палуб­ ной авиации ВВС Северного флота. Летчики части под его командованием освоили горизонтальные взлеты и посадки на авианесущем крейсере. Освоил 8 типов само­ летов. Звание Героя России присвоено за большой вклад в укрепление боевой готовности страны и успешное ос­ воение новой боевой техники. БОЦМАН (голланд. Bootsman), представитель младшего командного состава в экипаже судна, в ВМФ - мичман или старшина. Боцман - непосредственный на­ чальник палубной команды. На крупных военных ко­ раблях бывает несколько боцманов, в этом случае один из них назначается главным. БОЧАРНИКОВ Василий Алексеевич, писа­ тель. Род. в 1921 в В о л о г о д с к о й области. Учился в мур­ манской средней школе вместе с Александром Подстаницким. В 30-е годы работал в газете “Комсомо­ лец Заполярья”. Осенью 1940 ушел на срочную службу в армию, где и застала война. В послевоенные годы жил в д. Нелидово Костромской области. Опубликовал ряд повестей и много рассказов. Несколько лет регулярно помещал в “Правде” короткие новеллы о природе. Лит. “Сев ер”, 1980, № 3. БОЧЕК Александр Павлович (1892-1980), по­ лярный капитан. Род. в Черниговской губернии, укра­ инец. В 1912 окончил Александровское мореходное училище во Владивостоке. Ходил на небольших судах матросом, боцманом, штурманом, затехМ на транспорт­ ных н пассажирских пароходах “Сешан”, “Вологда”, “Рязань”. Совершал рейсы в Китай, США. С 1923 - капитан парохода “Кишинев”. Руководил экипажами “Томска”, “Симферополя”. В 1925-1928 лоцман Влади­ востокского морского порта. С 1931 участвовал в пере­ гоне судов и боевых кораблей Северным морским путем. Возглавлял полярные экспедиции. С 10.07 по 20.08.1937 совершил рейс из Ленинграда на Камчатку на пароходе “Моссовет”. Осуществлял двойные за одну навигацию сквозные походы на Дальний Восток. В Великую Оте­ чественную в Мурманске осуществлял разгрузку конвоев союзников. С 1942 принимал в США суда, предназна­ ченные для СССР. В послевоенное время жил и работал в Москве. Именем его назван теплоход усиленного ле­ дового класса. Лит. Бочек А. П. Всю жизнь с морем. М, 1969. БОЧКОВ Иван Васильевич (17.09.1915- 4.04.1943), Герой Советского Союза (1.05.1943), капи­ тан, летчик 19-го гв. истребительного авиаполка 258-й истребительной авиадивизии 7-й Воздушной армии Ка­ рельского фронта. Род. в д. Филькино ныне Барятинс­ кого района Калужской области, русский. Работал на заводе “Калибр” в Москве. Занимался в аэроклубе. В армии с 1937. Окончил Борисоглебское военно-авиаци­ онное училище. Участник советско-финляндской войны 1939-1940. С начала Великой Отечественной - начальник воздушно-стрелковой службы 19-го авиаполка. К лету 1943, защищая Кольский п-в, совершил 308 боевых БРАЖНИН Илья Яковлевич (16.11.1898-1982), писатель, в Великую Отечественную специальный кор­ респондент газеты 14-й армии “Часовой Севера”. Род. в д. Старица Тверской губернии, русский. Действие дово­ енных его романов ( “Мое поколение”, ”Каторжане ”,- ’’Друзья встречаются”) охватывает и Север Кандалакшу, Терский берег. На фронте с 1941. На Се­ вере написал и опубликовал книги очерков “Северные богатыри” (Архангельск, 1942), “Крылатые воины” (Бе­ ломорск, 1942), “Военные рассказы” (Архангельск, 1942) и др. После Мурманска - корреспондент “Правды” на 4-м Украинском фронте. Всего за время войны опуб­ ликовал около 400 очерков, рассказов, повестей. Мно­ гие из них вошли в послевоенные издания: “Северная тетрадь” (1958), “Совсем недавнее” (1959), “В Великой Отечественной...” (1971) и другие. БРАНДВАХТА, остров у западного берега Кольс­ кого залива, в северной его части, ближе к г. Полярный, против входа в губу Кислая. В 1750 на острове была организована брандвахта для таможенного досмотра иностранных судов, шедших в Колу. Варианты назва­ ния: Брандвахта Медведка, Медведка. БРЕВЕННИКИ, хутор в Пяйве-Ярвенском сельсо­ вете Кольско-Лопарской волости. Существовал с 20.05.1920 по 1935. БРЕВЕННЫЙ БОЛЬШОЙ, порог на р. Поной, в 24 км от устья. На протяжении двух км перепад воды составляет 11м . БРЕДОВ Анатолий Федорович (14.07.1923- 11.10.1944), сержант, командир пулеметного расчета 155-го стрелкового полка 14-й стрелковой дивизии Ка­ рельского фронта. Герой Советского Союза (24.05.1945). Род. в Новгороде. С 1938 жил в Мурманске, учился в средней школе № 1. Работал электриком на Мурманс­ кой судоверфи. Призван в апреле 1942. Воевал на Мур­ манском направлении. В районе дороги Петсамо - Титовка 11.10.1944 в критический момент боя, прикры­ вая товарищей, вместе с однополчанином Н.Ашурковым взорвал себя и окруживших их гитле­ ровцев гранатой. Пох. в Мурманске. Именем его названы микрорайон в Мур­ манске, улицы в Новгороде и Мурманс­ ке, рыболовный траулер. 9.05.1958 в Мурманске открыт памятник А. Ф. Бре­ дову (скульпторы Г. Д. Ястребинецкий, В. Н. Татарович, А. И. Долиненко, ар­ хитектор А. Ф. Антонов). Установлена мемореальная доска с барельефом на территории Мурманской судоверфи. Лит. Часовой Се в е ра , 1945 , 29 июня. Героям Р о д и ­ ны - слава! . - Петро заводск , “Кар елия” , 1985. БРЕДОВУ АНАТОЛИЮ, памятник - см. Памят­ ники военные . БРЕЖНЕВ Леонид Ильич (1906- 1982), Гене­ ральный секретарь ЦК КПСС (1966-1982), Председа­ тель Президиума Верховного Совета СССР (1977 -1982). Побывал в Мурманске вместе с Председателем Совета Министров СССР А.Н.Косыгиным 31.05.-3.06.1967. Знакомился главным образом с Северным военно-морс­ ким флотом. БРЕЙТФУС Леонид Львович (Людвиг-Готлиб) 1864-1950, гидролог, географ, исследователь Севера. В 1901-1908 руководил Мурманской научно-промысловой экспедицией, которая положила начало научному изуче­ нию северных морей. “БРЕМЕН”, немецкий лайнер, обладатель “Голубой ленты Атлантики” - знака превосходства в скорости над всеми пассажирскими судами мира. Находился в Мур­ манском порту в сентябре-декабре 1939. Построен в 1929. В первом рейсе установил рекорд скоростного плавания через океан (около 30 узлов, 50 км/час ) . Имел почтовый гидросамолет, типографию. В экипаже состояли профессиональные разведчики, судно было укомплектовано шпионской аппаратурой. БРИГАДА ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ СЕВЕР НОГО ФЛОТА, создана 1.03.1944. “БРИЛЛИАНТ” (СКР-29), сторожевой корабль Се­ верного флота - см. Сторожевые корабли. БРОДКОРБ, норвежский книготорговец, помогал русским эмигрантам в начале нынешнего века организо­ вать в Варде русское издательство “Помор”, наладить выпуск газеты “Мурман”, книг и брошюр антиправи­ тельственного содержания и организовать их тайную транспортировку в Россию через город Александровск- на-Мурмане. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ К О Л Ь С К О Г О К Р А Я шском направлении. Отличился в июле 1941 в районе Куолаярви. Более 30 часов его танк отбивал атаки про­ тивника, пытавшегося захватить мост через реку Куо- лайоки. Пять вражеских снарядов попало в боевую машину. Умер от ран в военном госпитале в Кандалак­ ше. Пох. в братской могиле вместе с другими 478 вои­ нами. Его именем названы улица в Кандалакше и деревня Борисово Приозерского района Ленинградской области. Звания Героя удостоен первым среди танкистов Советского Союза в годы Великой Отечественной войны и первым из жителей Смоленской области. Лит. Героям Родины слава ! - Петрозаводск , “Кар е ­ лия” , 1985. вылетов, провел 45 воздушных боев, лично сбил 7 самолетов противника и в групповых боях - 32. Погиб в воздуш- щ ? ном бою, пох. в братской могиле в чис- ^ j ле 30 воинов на ст. Шонгуй в Кольском районе Мурманской области. Именем его названы улицы в Москве (недалеко от завода “Калибр”), в Мурманске, Шонгуе, траулер “Мурманрыбпромл”; в сквере завода “Калибр” установлен бюст Героя. Лит. Героям Родины слава ! - Петро завод ск , '‘Кар е ­ лия” , 1985, с. 36-37.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz