Рыбный Мурман. 1997 г. Август.
пкллмнв-инФемлимоин" пмлвжеиие (женшлыпк* - гыыый мурмлн " Ольга СОШНИКОВА После распада Советского Союза отношения между Россией и Норвегией стали более дружественными, можно сказать, соседскими. На дипломатическом уровне постоянно говорится о сотрудничестве, взаимных интересах, необходимости увеличения инвестиций в промышленность России. Слова подкрепляются дела ми: только в Мурманской ооласти за последние годы создано более 70 российско-норвежских предприятий, осуществляются совместные экологические программы, ведутся научные исследования и разработки. Однако не все так гладко, есть и проблемы. Одна из них - большую часть выловленной рыбы мурманс кие промысловые флоты продают в Норвегии. Причалы рыбного порта в Мурманске остаются пустыми. А между тем рыбоперерабатывающая промышленность Норвегии благодаря российской рыбе вовсю разви- . вается. Россия в результате теряет колоссальные деньги. Так, до 1992 года бюджет Мурманской области на 98% пополнялся налоговыми отчислениями рыбопромысловых флотов, последние же два года сумма их перечис лений составляет всего три процента. ОТНОШЕНИЯ НОРВЕГИИ И РОССИИ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ МОРСКИМИ РЕСУРСАМИ МОЖНО НАЗВАТЬ УНИКАЛЬНЫМИ - Сейчас торговля между нашими го сударствами сбалансирована, - считает советник по рыболовству посольства Норвегии в Москве Рюне Кастберг. - Ваша страна поставляет большое коли чество рыбы нам, и уже в переработан ном виде она попадает на российский рынок. Я думаю, что причины тако го обмена обоснованны: поставщики продают рыбу туда , к уд а им выгодно. Наши бизнесмены, например, продают в Россию селедку, никто же их за это по обе Стороны границы не осуждает. Если торговля выгодна, почему нужно гово рить “нет”? - Если России все-таки удастся по вернуть рыбу к своим берегам, как будут развиваться события? - Это может иметь отрицательные по следствия для норвежских рыбопере рабатывающих предприятий. Надо иметь в виду, что если российская рыба не будет поступать на внешний рынок, то цена норвежской продукции резко возрастет. И трудно сказать, что в этом случае найдут, а что потеряют обе сто роны. Хочу подчеркнуть, что норвежс кие и российские предприятия являются одновременно и соперниками и партне рами. У рыбной отрасли Норвегии и России есть общие интересы не только в охране совместных рыбных запасов и рациональном управлении ими, но и в том, чтобы люди больше ели рыбы. Когда Норвежский комитет по вопросам экспорта рыбы ежегодно направляет де сятки миллионов долларов на маркетинг норвежской рыбы, то эта работа несом- нен£& способствует сбыту и российской рыбы. Но пока можно с уверенностью гово рить о том, что наше государство хочет расширять экономическое взаимодей ствие. С этой целью при комиссии по рыболовству Норвегии создана группа, куда вошли российские и норвежские бизнесмены, государственные чиновни ки. Ими разрабатываются программы развития совместных предприятии, инве стиционные проекты. О заинтересован ности норвежского правительства в российском рынке говорит тот факт, что недавно в нашей стране были созда ны специальные фонды, которые долж ны уменьшить риск норвежских предпринимателей, решивших заняться бизнесом в вашей стране. Им будут вы даваться дополнительные кредиты и дотации государства. Я думаю, что появление наших предпринимателей в России теперь всего лишь вопрос времени. - А что мешает инвесторам сейчас? - Непредсказуемость ситуации. Для того чтобы иностранные бизнесмены начали вкладывать деньги в промышлен ность, вам необходимо сделать рынок более привлекательным. Норвежские предприниматели пока не видят боль шой выгоды в развитии бизнеса в Рос сии. Они не хотят рисковать, если можно спокойно зарабатывать деньги у себя дома. Очень важно, чтобы россий ские власти не на словах, а на деле по казали свою заинтересованность в развитии совместных проектов. Неред ки случаи, когда руководители областей, республик, районов откровенно меша ли продвижению инвестиций. Необяза тельность русских партнеров тоже делает плохую рекламу. В Архангельске, например, норвежские предприниматели были просто отстранены от управления совместным предприятием. Есть приме ры такого “партнерства” и в Мурманс кой области. Однако правительство Норвегии считает, что экономическое положение в России будет стабилизиро ваться, со временем вкладывать деньги в производство станет выгодно. Пока же сотрудничество в значитель ной степени основывается на научной работе ученых-гидрологов обеих стран. Именно на основе их Международный совет по исследованию моря (ИКЕС) выдвигает предложения по управлению важными рыбными запасами Северо- Восточной Атлантики. Смешанная нор вежско-российская комиссия по рыболовству принимает свои решения по управлению ресурсами на основе ре комендаций ИКЕС. Двустороннее парт нерство в области рыбохозяйственных исследований имеет решающее значение для сохранения ресурсов Баренцева моря. Отношения Норвегии и России в об ласти управления морскими ресурсами можно назвать уникальными. Они дают возможность оптимально использовать ресурсы северных морей не в ущерб природе, а совместная работа ученых позволяет правильно определить разме ры квот. Как бы ни изменялись дипло матические отношения между нашими государствами, в этой области мы дол жны тесно взаимодействовать, чтобы не допустить экологической катастрофы. В последние два года объем добычи рыбы резко увеличился, это вызывает опасе ния. Мне кажется, что необходимо про вести дополнительные исследования морских запасов, кроме того, по-види мому, придется прекратить лов рыбы в местах ее нереста... Теперь особенно важно проверить на стоящее положение с запасами этих рыб. Но в последнее время российские власти наоборот отказывают и норвеж ским и российским ученым в проведе-- нии научно-исследовательских рейсов в экономической зоне России. Значит, ученым придется рекомендовать квоту, основанную на “принципе осторожнос ти”, что может нанести и российским и норвежским рыбакам значительные эко номические потери. Подобная ситуация есть и по мойве. Запрет на исследова тельские рейсы нас очень тревожит. Однако обнадеживает тот факт, что Мурманская областная администрация теперь ходатайствует перед федеральны ми властями о возобновлении исследова тельских работ. И все-таки сейчас взаимоотношения между государствами-соседями скорее сводятся лишь к декларированию благих намерений. Норвегия заинтересована в росте (или, как минимум, в сохранении) объемов переработки рос сийской рыбы, расширении производства, которое означает увеличение рабочих мест. Наша же страна пытается перетянуть рыбаков на свою сторону, создать благоприятные условия для промысловиков. Правда, как показы вает практика, делает это пока неудачно. Недавно стало известно, что норвежские рыбопромышленники встревожены. Поводом для такой реакции ста ло известие о намерениях российских судовладельцев строить суперсовременные траулеры-заводы для промысла в Баренцевом море. Эти суда будут перерабатывать рыбу прямо на борту. Обеспокоенность норвежских промыш ленников была столь явной, что министр рыболовства Норвегии Карл Эирик Шьетт-Педерсен был вынужден дать комментарий: “Русские должны сами решать, какой у них будет флот” . Промышленность нашей страны испытывает кризис, но как только она выйдет из экономического пике, для двух стран проблема “дележа хвостов” станет главной. Рыболовство в Норвегии жестко регламентировано, правительство этой страны не намерено впускать конкурентов на свой внутренний рынок. И, похоже, схватка за БОЛЬШУЮ РБГБУ станет серьезным испытанием на прочность добрососедских отношений сопредельных стран. Ознакомившись с декларациями о доходах, Борис Николаевич разгне вался: “Народ нищенствует, понима ешь, а в государстве что ни чиновник, то миллиардер или милли онер”. Советник его успокаивает: ”Вы де номинацию объявили. Она всех тол стосумов зараз в тысячу крат беднее сделает”. Р А Д И О Г Р А М М А В Н О М Е СЛУШАЙ, ЕЕРЕГ, ТРЕБОВАНИЙМОРЯКОВ 5 августа в эфире Баренцева моря обменялись мнениями о сегодняшней ситуации и дальнейшей судьбе рыбной отрасли Мурмана экипажи судов тралфлота, “Мурманрыбпрома” , “Промразведки”, Рыбакколхозсоюза, Союза рыбопромышленников. Мною также были приглашены моряки Архтралфло- та, Карелрыбфлота. Не вдаваясь в подробности больших претензий экипажей по зарплате, низкому уровню обеспечения снабжением, рефрен выступ лений сведен к следующему. Сегодня рыбный порт Мурманска не готов к при ему судов с рыбопродукцией на борту. Причины: услуги порта очень дорогие по сравнению с портами Европы, достаточного количества топлива нет, пло хая организация с его наливом. Цена топлива при его низком качестве выше, чем в инпортах, за счет длинной цепочки посредников. Плюс влияние тари фов железной дороги - нет четкости в погрузке каче ственного льда для свежьевиков. Очень плохое снабжение тарой, продуктами, отпускные цены вы соки, а качество низкое. Другая причина задержки - высокие поборы при оформлении грузов таможней. В этих проверках те ряется драгоценное эксплуатационное время. Все это сказывается на себестоимости продук ции: прибыль сводится к нулю, нет стимула достав ки рыбы в порт, из-за этого уменьшается поток оборотных средств. Нет налички для своевременной выплаты зарплаты не только экипажам, но и работ никам порта. В то же время, по мнению капитанов, непомерно расширена структура администрации порта, пользы от которой, по мнению большинства, мало. Большие средства тратятся на охрану порта, однако идет хи щение рыбопродукции, материалов. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ в результате обмена мнени ями. Пока еще полностью не приватизирована соб ственность порта, необходимы перестройка его де ятельности, снижение арендной платы на землю с помощью государственных дотаций из средств фло та, фонда государственных программ развития Се вера. При нашем их лоббировании необходимо наладить высокорентабельное производство конку рентоспособной на мировом рынке продукции по направлениям и с вычленением особо важных: соле ние клипфиска, копчение, производство консервов, деликатесов, лекарственных форм, нужных государ ству и его гражданам по линиям госзаказа. Одобрена инициативная программа “Севрыбы” по полному обновлению океанического флота с со временными технологиями производства на борту, освоению традиционных внешних районов промыс ла, причем капитаны настаивают на кратчайших сроках этих работ, и введению новостроев с выделе нием необходимых средств на льготных условиях вплоть до уменьшения в течение 3 - 5 лет ставок налогов до 50 процентов, как делается в других от раслях и других регионах. Считаем нужным снизить тарифы на услуги пор та в ближайшие год-два, ограничить до минимума таможенные формальности, поборы за оформление груза. Пора придать статус действующих агентиру- ющим фирмам всех флотов, убрать посредников на поставках топлива флотам вплоть до прямых поста вок “производитель - рыбный порт” . Ввести четкую работу служб порта по обработке судов, исходя из среднемировых нормативов грузовых операций с четким соблюдением сталийного времени и оплатой демереджа при проверке судов на выход. Окончание грузовых работ упростить до простых формальнос тей, обозначив и обособив ответственность капита нов по режиму безопасности плавания на юридической правовой основе, не позволять выгруз ку рыбопродукции с приходящих судов до оплаты экипажам судовладельца задолженностей по зар плате. Текст согласован с флагманами тралфлота, “Мурманрыбпрома", “Севрыбпромразведки ”, Ры бакколхозсоюза, Союза рыбопромышленников Севера. По поручению экипажей депутат областной Думы капитан Владимир ТЮРИН. ОТ РЕДАКЦИИ : Копия э т о й ра д и о гр ам м ы уш л а в адрес а д м и н и с тр а ц и й о б л а с т и и г о рода , о б л а с т н о й Д ум ы , “ С е в ры бы ” , р ы б н о г о п о р т а . № 3 3 15 - 21 августа 1997 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz