Рыбный Мурман. 1997 г. Август.

пкллмнв-инФемлимоин" пмлвжеиие (женшлыпк* - гыыый мурмлн " Ольга СОШНИКОВА После распада Советского Союза отношения между Россией и Норвегией стали более дружественными, можно сказать, соседскими. На дипломатическом уровне постоянно говорится о сотрудничестве, взаимных интересах, необходимости увеличения инвестиций в промышленность России. Слова подкрепляются дела­ ми: только в Мурманской ооласти за последние годы создано более 70 российско-норвежских предприятий, осуществляются совместные экологические программы, ведутся научные исследования и разработки. Однако не все так гладко, есть и проблемы. Одна из них - большую часть выловленной рыбы мурманс­ кие промысловые флоты продают в Норвегии. Причалы рыбного порта в Мурманске остаются пустыми. А между тем рыбоперерабатывающая промышленность Норвегии благодаря российской рыбе вовсю разви- . вается. Россия в результате теряет колоссальные деньги. Так, до 1992 года бюджет Мурманской области на 98% пополнялся налоговыми отчислениями рыбопромысловых флотов, последние же два года сумма их перечис­ лений составляет всего три процента. ОТНОШЕНИЯ НОРВЕГИИ И РОССИИ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ МОРСКИМИ РЕСУРСАМИ МОЖНО НАЗВАТЬ УНИКАЛЬНЫМИ - Сейчас торговля между нашими го­ сударствами сбалансирована, - считает советник по рыболовству посольства Норвегии в Москве Рюне Кастберг. - Ваша страна поставляет большое коли­ чество рыбы нам, и уже в переработан­ ном виде она попадает на российский рынок. Я думаю, что причины тако­ го обмена обоснованны: поставщики продают рыбу туда , к уд а им выгодно. Наши бизнесмены, например, продают в Россию селедку, никто же их за это по обе Стороны границы не осуждает. Если торговля выгодна, почему нужно гово­ рить “нет”? - Если России все-таки удастся по­ вернуть рыбу к своим берегам, как будут развиваться события? - Это может иметь отрицательные по­ следствия для норвежских рыбопере­ рабатывающих предприятий. Надо иметь в виду, что если российская рыба не будет поступать на внешний рынок, то цена норвежской продукции резко возрастет. И трудно сказать, что в этом случае найдут, а что потеряют обе сто­ роны. Хочу подчеркнуть, что норвежс­ кие и российские предприятия являются одновременно и соперниками и партне­ рами. У рыбной отрасли Норвегии и России есть общие интересы не только в охране совместных рыбных запасов и рациональном управлении ими, но и в том, чтобы люди больше ели рыбы. Когда Норвежский комитет по вопросам экспорта рыбы ежегодно направляет де­ сятки миллионов долларов на маркетинг норвежской рыбы, то эта работа несом- нен£& способствует сбыту и российской рыбы. Но пока можно с уверенностью гово­ рить о том, что наше государство хочет расширять экономическое взаимодей­ ствие. С этой целью при комиссии по рыболовству Норвегии создана группа, куда вошли российские и норвежские бизнесмены, государственные чиновни­ ки. Ими разрабатываются программы развития совместных предприятии, инве­ стиционные проекты. О заинтересован­ ности норвежского правительства в российском рынке говорит тот факт, что недавно в нашей стране были созда­ ны специальные фонды, которые долж­ ны уменьшить риск норвежских предпринимателей, решивших заняться бизнесом в вашей стране. Им будут вы­ даваться дополнительные кредиты и дотации государства. Я думаю, что появление наших предпринимателей в России теперь всего лишь вопрос времени. - А что мешает инвесторам сейчас? - Непредсказуемость ситуации. Для того чтобы иностранные бизнесмены начали вкладывать деньги в промышлен­ ность, вам необходимо сделать рынок более привлекательным. Норвежские предприниматели пока не видят боль­ шой выгоды в развитии бизнеса в Рос­ сии. Они не хотят рисковать, если можно спокойно зарабатывать деньги у себя дома. Очень важно, чтобы россий­ ские власти не на словах, а на деле по­ казали свою заинтересованность в развитии совместных проектов. Неред­ ки случаи, когда руководители областей, республик, районов откровенно меша­ ли продвижению инвестиций. Необяза­ тельность русских партнеров тоже делает плохую рекламу. В Архангельске, например, норвежские предприниматели были просто отстранены от управления совместным предприятием. Есть приме­ ры такого “партнерства” и в Мурманс­ кой области. Однако правительство Норвегии считает, что экономическое положение в России будет стабилизиро­ ваться, со временем вкладывать деньги в производство станет выгодно. Пока же сотрудничество в значитель­ ной степени основывается на научной работе ученых-гидрологов обеих стран. Именно на основе их Международный совет по исследованию моря (ИКЕС) выдвигает предложения по управлению важными рыбными запасами Северо- Восточной Атлантики. Смешанная нор­ вежско-российская комиссия по рыболовству принимает свои решения по управлению ресурсами на основе ре­ комендаций ИКЕС. Двустороннее парт­ нерство в области рыбохозяйственных исследований имеет решающее значение для сохранения ресурсов Баренцева моря. Отношения Норвегии и России в об­ ласти управления морскими ресурсами можно назвать уникальными. Они дают возможность оптимально использовать ресурсы северных морей не в ущерб природе, а совместная работа ученых позволяет правильно определить разме­ ры квот. Как бы ни изменялись дипло­ матические отношения между нашими государствами, в этой области мы дол­ жны тесно взаимодействовать, чтобы не допустить экологической катастрофы. В последние два года объем добычи рыбы резко увеличился, это вызывает опасе­ ния. Мне кажется, что необходимо про­ вести дополнительные исследования морских запасов, кроме того, по-види­ мому, придется прекратить лов рыбы в местах ее нереста... Теперь особенно важно проверить на­ стоящее положение с запасами этих рыб. Но в последнее время российские власти наоборот отказывают и норвеж­ ским и российским ученым в проведе-- нии научно-исследовательских рейсов в экономической зоне России. Значит, ученым придется рекомендовать квоту, основанную на “принципе осторожнос­ ти”, что может нанести и российским и норвежским рыбакам значительные эко­ номические потери. Подобная ситуация есть и по мойве. Запрет на исследова­ тельские рейсы нас очень тревожит. Однако обнадеживает тот факт, что Мурманская областная администрация теперь ходатайствует перед федеральны­ ми властями о возобновлении исследова­ тельских работ. И все-таки сейчас взаимоотношения между государствами-соседями скорее сводятся лишь к декларированию благих намерений. Норвегия заинтересована в росте (или, как минимум, в сохранении) объемов переработки рос­ сийской рыбы, расширении производства, которое означает увеличение рабочих мест. Наша же страна пытается перетянуть рыбаков на свою сторону, создать благоприятные условия для промысловиков. Правда, как показы­ вает практика, делает это пока неудачно. Недавно стало известно, что норвежские рыбопромышленники встревожены. Поводом для такой реакции ста­ ло известие о намерениях российских судовладельцев строить суперсовременные траулеры-заводы для промысла в Баренцевом море. Эти суда будут перерабатывать рыбу прямо на борту. Обеспокоенность норвежских промыш­ ленников была столь явной, что министр рыболовства Норвегии Карл Эирик Шьетт-Педерсен был вынужден дать комментарий: “Русские должны сами решать, какой у них будет флот” . Промышленность нашей страны испытывает кризис, но как только она выйдет из экономического пике, для двух стран проблема “дележа хвостов” станет главной. Рыболовство в Норвегии жестко регламентировано, правительство этой страны не намерено впускать конкурентов на свой внутренний рынок. И, похоже, схватка за БОЛЬШУЮ РБГБУ станет серьезным испытанием на прочность добрососедских отношений сопредельных стран. Ознакомившись с декларациями о доходах, Борис Николаевич разгне­ вался: “Народ нищенствует, понима­ ешь, а в государстве что ни чиновник, то миллиардер или милли­ онер”. Советник его успокаивает: ”Вы де­ номинацию объявили. Она всех тол­ стосумов зараз в тысячу крат беднее сделает”. Р А Д И О Г Р А М М А В Н О М Е СЛУШАЙ, ЕЕРЕГ, ТРЕБОВАНИЙМОРЯКОВ 5 августа в эфире Баренцева моря обменялись мнениями о сегодняшней ситуации и дальнейшей судьбе рыбной отрасли Мурмана экипажи судов тралфлота, “Мурманрыбпрома” , “Промразведки”, Рыбакколхозсоюза, Союза рыбопромышленников. Мною также были приглашены моряки Архтралфло- та, Карелрыбфлота. Не вдаваясь в подробности больших претензий экипажей по зарплате, низкому уровню обеспечения снабжением, рефрен выступ­ лений сведен к следующему. Сегодня рыбный порт Мурманска не готов к при­ ему судов с рыбопродукцией на борту. Причины: услуги порта очень дорогие по сравнению с портами Европы, достаточного количества топлива нет, пло­ хая организация с его наливом. Цена топлива при его низком качестве выше, чем в инпортах, за счет длинной цепочки посредников. Плюс влияние тари­ фов железной дороги - нет четкости в погрузке каче­ ственного льда для свежьевиков. Очень плохое снабжение тарой, продуктами, отпускные цены вы­ соки, а качество низкое. Другая причина задержки - высокие поборы при оформлении грузов таможней. В этих проверках те­ ряется драгоценное эксплуатационное время. Все это сказывается на себестоимости продук­ ции: прибыль сводится к нулю, нет стимула достав­ ки рыбы в порт, из-за этого уменьшается поток оборотных средств. Нет налички для своевременной выплаты зарплаты не только экипажам, но и работ­ никам порта. В то же время, по мнению капитанов, непомерно расширена структура администрации порта, пользы от которой, по мнению большинства, мало. Большие средства тратятся на охрану порта, однако идет хи­ щение рыбопродукции, материалов. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ в результате обмена мнени­ ями. Пока еще полностью не приватизирована соб­ ственность порта, необходимы перестройка его де­ ятельности, снижение арендной платы на землю с помощью государственных дотаций из средств фло­ та, фонда государственных программ развития Се­ вера. При нашем их лоббировании необходимо наладить высокорентабельное производство конку­ рентоспособной на мировом рынке продукции по направлениям и с вычленением особо важных: соле­ ние клипфиска, копчение, производство консервов, деликатесов, лекарственных форм, нужных государ­ ству и его гражданам по линиям госзаказа. Одобрена инициативная программа “Севрыбы” по полному обновлению океанического флота с со­ временными технологиями производства на борту, освоению традиционных внешних районов промыс­ ла, причем капитаны настаивают на кратчайших сроках этих работ, и введению новостроев с выделе­ нием необходимых средств на льготных условиях вплоть до уменьшения в течение 3 - 5 лет ставок налогов до 50 процентов, как делается в других от­ раслях и других регионах. Считаем нужным снизить тарифы на услуги пор­ та в ближайшие год-два, ограничить до минимума таможенные формальности, поборы за оформление груза. Пора придать статус действующих агентиру- ющим фирмам всех флотов, убрать посредников на поставках топлива флотам вплоть до прямых поста­ вок “производитель - рыбный порт” . Ввести четкую работу служб порта по обработке судов, исходя из среднемировых нормативов грузовых операций с четким соблюдением сталийного времени и оплатой демереджа при проверке судов на выход. Окончание грузовых работ упростить до простых формальнос­ тей, обозначив и обособив ответственность капита­ нов по режиму безопасности плавания на юридической правовой основе, не позволять выгруз­ ку рыбопродукции с приходящих судов до оплаты экипажам судовладельца задолженностей по зар­ плате. Текст согласован с флагманами тралфлота, “Мурманрыбпрома", “Севрыбпромразведки ”, Ры­ бакколхозсоюза, Союза рыбопромышленников Севера. По поручению экипажей депутат областной Думы капитан Владимир ТЮРИН. ОТ РЕДАКЦИИ : Копия э т о й ра д и о гр ам м ы уш л а в адрес а д м и н и с тр а ц и й о б л а с т и и г о ­ рода , о б л а с т н о й Д ум ы , “ С е в ры бы ” , р ы б н о ­ г о п о р т а . № 3 3 15 - 21 августа 1997 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz