Рыбный Мурман. 1997 г. Апрель.
ш л л м н о - и н ф о р м лишнее приложение еженшльникл г р ы б н ы й м у р м л н а СТРАТЕГИЯ ПРОМЫСЛА _ первом квартале и обсуждена тактика промысла во втором квартале. В канун заседания на вопросы « Р М » ответил Один фирмач из Мурманска продал своему коллеге из Архан гельска большую партию тресоч- ки. Через несколько дней тот. ему позвонил и с возмущением сказал: - Черт побери тебя и твою про клятую треску! Ведь ее невоз- можно есть! - Есть? - переспросил торговец. - А я думал, что ты ее продавать! Владимир ТОРОХОВ, заместитель директора по производству АО "Севрыба" - Владимир Петрович, это обычный промсовет/ - Да, ничего необычного не предполагается, просто рабо чее совещание. Отличие от предыдущего заседания лишь в том, что предстоит передислока ция флота, в основном крупно- тоннажного. Поскольку завершается весенний лов сель ди в Норвежской зоне, суда не обходимо разместить в других районах промысла. Известно, что передислокация всегда свя зана с определенными издер жками, а потому задача руководителей - сделать все воз можное, чтобы эти издержки были как можно менее ощути мы, тей более что флот на про мысле сельди отработал довольно успешно. По мнению ученых, сырьевая база для больших судов есть, и возможности их работы не огра бь ничиваются каким-либо одним районом. Хорошая промысловая обстановка ожидается в Фарер ской рыболовной зоне на путас су, а затем на скумбрии. Возможна в этом районе и орга низация промысла сельди, как это было в 1995 году. Обычно неплохо работают российские суда в море Ирмингера на оку не. Есть у нас квота на вылов окуня и в зоне Гренландии. - Стало быть, большие суда поработали хорошо. А-„что вы скажете о деятельности средне тоннажного флота в первом квартале? - И у малых, и у среднетон нажных судов промысел прохо дил очень вяло. Недолов трески и пикши за три первых месяца нынешнего года составил более 30 тысяч тонн по сравнению с итогами первого квартала 1996 года. В основном это произошло из-за штормов. Активная цикло ническая деятельность повлияла на поведение рыбы: она не обра зовывала плотных промысловых концентраций и распространя лась дисперсно по всей аквато рии Баренцева и Норвежского морей. Это - Довольно редкое явление, особенно в последние годы. Обычно многочисленные миграции крупной рыбы к мес там нереста обеспечивали рыба кам успешный промысел в первом квартале. При нынешнем распростране нии рыбы особенно требовалась помощь судов промысловой раз ведки, которые бы ориентирова ли флот на локальные скопления рыбы. Это бы повы сило результативность промыс ла. К сожалению, отряд судов промразведки работает в обыч ном промысловом режиме. А по тому капитаны очень много времени теряли на поиск рыбы. Это - один из факторов сниже ния производительности про мысла, .I'--'. .1. i\ ; , - А как дела у наших соседей норвежцев? - У них такой промысловой разведки, какая была у нас в свое время, нет. Но поиск они вели всегда, ориентировались на информацию от своих же экипа жей. Но в этом году и им при шлось нелегко. - Владимир Петрович, зима, слава Богу, закончилась. Как теперь будет работать средне тоннажный флот? - Не думаю, что будут какие- то кардинальные изменения на промысле трески и пикши. Он продолжится, и, надеюсь, во втором-третьем кварталах положение выправится, недолов первого квартала восполнится. Возможно, несколько судов пе БЕЗОПАСНОСТЬ м о р е п л а в а н й й Наталья БРАВИНОВА Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше. Навер ное, потому судовладельцы так старательно избегают за ходить в родной порт. Прове ряющих служб - масса, и у каждой свои претензии. Администрацию порта понять можно, намерения у нее самые благие - забота о безопасности мореплавания. Но без связую щего звена между промыслови ками и чиновниками обходиться трудно, координирующий центр нужен. Так и случилось, что с сентября начала действовать фирма «АМ КО » , или по-иному диспетчерская Союза рыбопро мышленников Севера. Теперь же, когда развернулись дискус сии на тему, как сделать Мур манский рыбный порт более гостеприимным, одна из предло- ^женных для этого мер - создать ^ единую агентирующую фирму для всех добывающих флотов. Мало того, поговаривают, что «АМ КО » - одна из возможных кандидаток. - В принципе мы готовы, ква лифицированные специалисты для этого есть, - считают руко водители службы. - Да что го ворить, создание подобной инфраструктуры необходимо, ведь рано или поздно наступит момент, когда Европа переста нет брать наше сырье по нынеш ним ценам. Но... - Чем отличается социализм от капитализма? - огорошили меня неожиданным вопросом в «А М К О » . Только задумалась, как бы получше ответить, услышала: - Социализм -т это чистая ор ганизация, а капитализм - это то же самое плюс экономика. Чтобы вырасти в полноцен ную агентскую компанию, нуж ны средства, а их судовладельцы вкладывать в диспетчерскую Союза пока не торопятся. Может, боятся ущем ления своих прав, ведь каждый из них привык быть сам по себе, а может, и вовсе считают: «Об ходились мы без нее раньше, проживем и сейчас!». - А может, и правда?.. - Нужна ли наша служба? А подумайте сами, - предложил Юрий Николаевич Назаров заместитель директора фир мы «А М К О » . - Суда, бывает, разбросаны по акватории порта далеко друг от друга: Абрам- мыс, Дровяное, Североморск. А случись, что надо немедленно связаться с милицией или по жарными, сообщить спасателям и начальству, да и хозяина суд на разыскать. Раньше иногда до парадокса доходило. На кораб ле ЧП , а капитан порта не мо жет судовладельца найти. Судно на подходе или соби рается покинуть порт. Для соот ветствующего оформления документов таможенная служба требует известить об этом за два дня, пограничники - за сутки, управление военно-транспорт ных сообщений -за 4 часа. Этим тоже наша диспетчерская зани мается. Какая-никакая, а эконо мия времени. Одна, пожалуй, из самых важных функций «АМ КО » - оповещение всех капитанов на акватории порта о надвигаю щемся шторме. Если скорость ветра превышает 28 м/сек., по рейдут на облов креветки. Сей час благоприятный период для ее добычи, например, неплохие результаты у группы экипажей, работающих в районе Гусиной банки. - А почему мало наших судов ловят креветку? - Одна из причин - мелкая креветка упала в цене. В то же время из районов Северо-Запад ной Атлантики идут большие поставки ее на перерабатываю щие предприятия Европы. Та креветка значительно крупней и лучшего качества. А мы, к сожа лению, в этом районе многое потеряли, увеличить там группу наших судов не можем на осно вании договоренности со страна ми - участницами Конвенции Н А Ф О . Такое положение дел выгодно промысловикам евро пейских стран: их суда мощней наших, у них лучше оборудова ние, они берут боЛ&аее количес тво креветки. А потому квотирование для них было бы менее выгодно. - Канадскую зону мы потеря ли? - Нет еще, но теряем. А глав ное - теряем годами накоплен ный опыт работы в этом районе, который мы знали, как со бственную квартиру. Сегодня мы очень мало знаем о сырьевой базе в Канадской зоне, Не от следили изменения температур ного режима, и для нас стало неожиданным открытием, что возле банки Флемиш-Кап есть палтус в довольно больших ко личествах. Испанцы и порту гальцы в отдельные годы добывали до 50 тысяч тонн пал туса. Но наши суда там уже ра ботать не смогут - морально устарели. - Нужны новые суда, - Нужны. Но при нашем без денежье... •Л - Владимир Петрович, сейчас все говорят о «повороте» рыбы в Мурманск. S '; -Если это произойдет, мы во многом выиграем. Я до сих пор не могу понять, почему мы ве зем нашу, российскую рыбу, а платим таможенный сбор как за импортную. Немало и других нелепостей, связанных с захо дом судов в Мурманск. Понят но, что возим мы треску в Норвегию не от хорошей жизни. Норвежцы это прекрасно знают и пытаются привлечь наших рыбаков всеми возможными, с их точки зрения, «привилегия ми». Будут приходить суда в Мурманск - оживут и порт, и судоверфь, и заводы рыбоком бината. Возможно, и в магази нах рыба станет дешевле. Беседовала Инна БЕРЕЗЮК. Х о Р ^ аШЕ ЬТ°П' фото Игорям , . П О С И П 1 Д Л У " У Р А Г А Н " сигналу «Ураган» все приходят в состояние «боевой готовнос ти». Время от времени мы со вместно со службой капитана порта проводим учения для су довладельцев. Последнее было перед началом осенне-зимнего штормового периода. Впрочем, прогноз погоды в «АМ КО » можно узнать в любое время. Каждые шесть часов в службу поступает соответствую щая информация из гидромет центра. v Мои ожидания увидеть в диспетчерской нагроможде ние техники и спецоборудования не оправдались. Поме щение оказалось довольно пустым. А вся аппаратура была представлена У КВ-радиостанцией и обычным теле фоном. - О системе спутниковой связи пока приходится только помечтать, - усмехнулся Юрий Николаевич, - Тогда суд но можно будет быстро найти даже в бушующем море, но такая роскошь нам не по карману. Сегодня «фронт работ» - всего лишь акватория порта. Трудятся в « А М К О » всего четыре сменных диспетчера, сами бывшие моряки. Среди них и штурман дальнего плавания, и капитан, и механик. - Ну а за полгода работы какие-то особые происшес твия были? - спросила я в надежде услышать какую-ни-: захватывающую историю. - Нет! И слава Богу! - замахали на меня руками. Море шутить не любит! 10 апреля 1997 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz