Рыбный Мурман. 1997 г. Апрель.

ш л л м н о - и н ф о р м лишнее приложение еженшльникл г р ы б н ы й м у р м л н а СТРАТЕГИЯ ПРОМЫСЛА _ первом квартале и обсуждена тактика промысла во втором квартале. В канун заседания на вопросы « Р М » ответил Один фирмач из Мурманска продал своему коллеге из Архан­ гельска большую партию тресоч- ки. Через несколько дней тот. ему позвонил и с возмущением сказал: - Черт побери тебя и твою про­ клятую треску! Ведь ее невоз- можно есть! - Есть? - переспросил торговец. - А я думал, что ты ее продавать! Владимир ТОРОХОВ, заместитель директора по производству АО "Севрыба" - Владимир Петрович, это обычный промсовет/ - Да, ничего необычного не предполагается, просто рабо­ чее совещание. Отличие от предыдущего заседания лишь в том, что предстоит передислока­ ция флота, в основном крупно- тоннажного. Поскольку завершается весенний лов сель­ ди в Норвежской зоне, суда не­ обходимо разместить в других районах промысла. Известно, что передислокация всегда свя­ зана с определенными издер­ жками, а потому задача руководителей - сделать все воз­ можное, чтобы эти издержки были как можно менее ощути­ мы, тей более что флот на про­ мысле сельди отработал довольно успешно. По мнению ученых, сырьевая база для больших судов есть, и возможности их работы не огра­ бь ничиваются каким-либо одним районом. Хорошая промысловая обстановка ожидается в Фарер­ ской рыболовной зоне на путас­ су, а затем на скумбрии. Возможна в этом районе и орга­ низация промысла сельди, как это было в 1995 году. Обычно неплохо работают российские суда в море Ирмингера на оку­ не. Есть у нас квота на вылов окуня и в зоне Гренландии. - Стало быть, большие суда поработали хорошо. А-„что вы скажете о деятельности средне­ тоннажного флота в первом квартале? - И у малых, и у среднетон­ нажных судов промысел прохо­ дил очень вяло. Недолов трески и пикши за три первых месяца нынешнего года составил более 30 тысяч тонн по сравнению с итогами первого квартала 1996 года. В основном это произошло из-за штормов. Активная цикло­ ническая деятельность повлияла на поведение рыбы: она не обра­ зовывала плотных промысловых концентраций и распространя­ лась дисперсно по всей аквато­ рии Баренцева и Норвежского морей. Это - Довольно редкое явление, особенно в последние годы. Обычно многочисленные миграции крупной рыбы к мес­ там нереста обеспечивали рыба­ кам успешный промысел в первом квартале. При нынешнем распростране­ нии рыбы особенно требовалась помощь судов промысловой раз­ ведки, которые бы ориентирова­ ли флот на локальные скопления рыбы. Это бы повы­ сило результативность промыс­ ла. К сожалению, отряд судов промразведки работает в обыч­ ном промысловом режиме. А по­ тому капитаны очень много времени теряли на поиск рыбы. Это - один из факторов сниже­ ния производительности про­ мысла, .I'--'. .1. i\ ; , - А как дела у наших соседей норвежцев? - У них такой промысловой разведки, какая была у нас в свое время, нет. Но поиск они вели всегда, ориентировались на информацию от своих же экипа­ жей. Но в этом году и им при­ шлось нелегко. - Владимир Петрович, зима, слава Богу, закончилась. Как теперь будет работать средне­ тоннажный флот? - Не думаю, что будут какие- то кардинальные изменения на промысле трески и пикши. Он продолжится, и, надеюсь, во втором-третьем кварталах положение выправится, недолов первого квартала восполнится. Возможно, несколько судов пе­ БЕЗОПАСНОСТЬ м о р е п л а в а н й й Наталья БРАВИНОВА Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше. Навер­ ное, потому судовладельцы так старательно избегают за­ ходить в родной порт. Прове­ ряющих служб - масса, и у каждой свои претензии. Администрацию порта понять можно, намерения у нее самые благие - забота о безопасности мореплавания. Но без связую­ щего звена между промыслови­ ками и чиновниками обходиться трудно, координирующий центр нужен. Так и случилось, что с сентября начала действовать фирма «АМ КО » , или по-иному диспетчерская Союза рыбопро­ мышленников Севера. Теперь же, когда развернулись дискус­ сии на тему, как сделать Мур­ манский рыбный порт более гостеприимным, одна из предло- ^женных для этого мер - создать ^ единую агентирующую фирму для всех добывающих флотов. Мало того, поговаривают, что «АМ КО » - одна из возможных кандидаток. - В принципе мы готовы, ква­ лифицированные специалисты для этого есть, - считают руко­ водители службы. - Да что го­ ворить, создание подобной инфраструктуры необходимо, ведь рано или поздно наступит момент, когда Европа переста­ нет брать наше сырье по нынеш­ ним ценам. Но... - Чем отличается социализм от капитализма? - огорошили меня неожиданным вопросом в «А М К О » . Только задумалась, как бы получше ответить, услышала: - Социализм -т это чистая ор­ ганизация, а капитализм - это то же самое плюс экономика. Чтобы вырасти в полноцен­ ную агентскую компанию, нуж­ ны средства, а их судовладельцы вкладывать в диспетчерскую Союза пока не торопятся. Может, боятся ущем­ ления своих прав, ведь каждый из них привык быть сам по себе, а может, и вовсе считают: «Об ­ ходились мы без нее раньше, проживем и сейчас!». - А может, и правда?.. - Нужна ли наша служба? А подумайте сами, - предложил Юрий Николаевич Назаров заместитель директора фир­ мы «А М К О » . - Суда, бывает, разбросаны по акватории порта далеко друг от друга: Абрам- мыс, Дровяное, Североморск. А случись, что надо немедленно связаться с милицией или по­ жарными, сообщить спасателям и начальству, да и хозяина суд­ на разыскать. Раньше иногда до парадокса доходило. На кораб­ ле ЧП , а капитан порта не мо­ жет судовладельца найти. Судно на подходе или соби­ рается покинуть порт. Для соот­ ветствующего оформления документов таможенная служба требует известить об этом за два дня, пограничники - за сутки, управление военно-транспорт­ ных сообщений -за 4 часа. Этим тоже наша диспетчерская зани­ мается. Какая-никакая, а эконо­ мия времени. Одна, пожалуй, из самых важных функций «АМ КО » - оповещение всех капитанов на акватории порта о надвигаю­ щемся шторме. Если скорость ветра превышает 28 м/сек., по рейдут на облов креветки. Сей­ час благоприятный период для ее добычи, например, неплохие результаты у группы экипажей, работающих в районе Гусиной банки. - А почему мало наших судов ловят креветку? - Одна из причин - мелкая креветка упала в цене. В то же время из районов Северо-Запад­ ной Атлантики идут большие поставки ее на перерабатываю­ щие предприятия Европы. Та креветка значительно крупней и лучшего качества. А мы, к сожа­ лению, в этом районе многое потеряли, увеличить там группу наших судов не можем на осно­ вании договоренности со страна­ ми - участницами Конвенции Н А Ф О . Такое положение дел выгодно промысловикам евро­ пейских стран: их суда мощней наших, у них лучше оборудова­ ние, они берут боЛ&аее количес­ тво креветки. А потому квотирование для них было бы менее выгодно. - Канадскую зону мы потеря­ ли? - Нет еще, но теряем. А глав­ ное - теряем годами накоплен­ ный опыт работы в этом районе, который мы знали, как со­ бственную квартиру. Сегодня мы очень мало знаем о сырьевой базе в Канадской зоне, Не от­ следили изменения температур­ ного режима, и для нас стало неожиданным открытием, что возле банки Флемиш-Кап есть палтус в довольно больших ко­ личествах. Испанцы и порту­ гальцы в отдельные годы добывали до 50 тысяч тонн пал­ туса. Но наши суда там уже ра­ ботать не смогут - морально устарели. - Нужны новые суда, - Нужны. Но при нашем без­ денежье... •Л - Владимир Петрович, сейчас все говорят о «повороте» рыбы в Мурманск. S '; -Если это произойдет, мы во многом выиграем. Я до сих пор не могу понять, почему мы ве­ зем нашу, российскую рыбу, а платим таможенный сбор как за импортную. Немало и других нелепостей, связанных с захо­ дом судов в Мурманск. Понят­ но, что возим мы треску в Норвегию не от хорошей жизни. Норвежцы это прекрасно знают и пытаются привлечь наших рыбаков всеми возможными, с их точки зрения, «привилегия­ ми». Будут приходить суда в Мурманск - оживут и порт, и судоверфь, и заводы рыбоком­ бината. Возможно, и в магази­ нах рыба станет дешевле. Беседовала Инна БЕРЕЗЮК. Х о Р ^ аШЕ ЬТ°П' фото Игорям , . П О С И П 1 Д Л У " У Р А Г А Н " сигналу «Ураган» все приходят в состояние «боевой готовнос­ ти». Время от времени мы со­ вместно со службой капитана порта проводим учения для су­ довладельцев. Последнее было перед началом осенне-зимнего штормового периода. Впрочем, прогноз погоды в «АМ КО » можно узнать в любое время. Каждые шесть часов в службу поступает соответствую­ щая информация из гидромет­ центра. v Мои ожидания увидеть в диспетчерской нагроможде­ ние техники и спецоборудования не оправдались. Поме­ щение оказалось довольно пустым. А вся аппаратура была представлена У КВ-радиостанцией и обычным теле­ фоном. - О системе спутниковой связи пока приходится только помечтать, - усмехнулся Юрий Николаевич, - Тогда суд­ но можно будет быстро найти даже в бушующем море, но такая роскошь нам не по карману. Сегодня «фронт работ» - всего лишь акватория порта. Трудятся в « А М К О » всего четыре сменных диспетчера, сами бывшие моряки. Среди них и штурман дальнего плавания, и капитан, и механик. - Ну а за полгода работы какие-то особые происшес­ твия были? - спросила я в надежде услышать какую-ни-: захватывающую историю. - Нет! И слава Богу! - замахали на меня руками. Море шутить не любит! 10 апреля 1997 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz