Рыбный Мурман. 1997 г. Апрель.
Рефлагирование BBBSSiESS компании ПРОИЗВОДИМНАРЕЗКУ БУМАГИ ЦЕНЫМИНИМАЛЬНЫЕ Звоните: 57 36 34 М в Ж о н РСНШ Ш к ,З ь и РВКЯЩ№ !вьы РГКЛДМНЬ/Й РЕКЛАМНЫЙ РЕКЛАМНЫЙ ПАВИЛЬОН ПАВИЛЬОН ПАВИЛЬОН ПАВИЛЬОН ПАВИЛЬОН ПАВИЛЬОН ХОТИТЕ GREEN CARD НА АЕГКОВОЙ АВТО НА 2 НЕАЕАИ Поступили в продажу биологи чески активные добавии л пище на основе лекарственных трав - драже» «Валериана» - драже «Элеутерококк» - драже «Девясил» - драже «Левзея» Завод -из! отовитель «Биоь6р». /. Пенза. Пог\ \ожиг обязательной сертификации ул. Ломоносова, 5, тел. 56-05-89, Г1КФ «Прагма» Лицензия V250 01 05.07.94 1 выдана Ьюро по лицензированию администрации i Мурманска % соскладав телефоны: 55-32-19,55-29-98. № 17 25 апреля - 1 мая 1997 года СНИМАЮ ВЕНЕЦ БЕЗБРАЧИЯ И НЕВЕЗЕНИЯ ПРЕДСКАЗАНИЯ Удостоверение № 41653, нм, и но М о ско в ско й А к а д е м и е й Ф ед о р ен ко 'И сц еленпе д у т н к тела":.- т е л , д и с п е т ч е р а 59 -53 -63 Т е р м и н «удобный флаг» появился в практике международного судоходства в середине 40-х годов нынешнего столетия, когда несколько стран, главным образом Либерия, Панама и Гондурас, стали предоставлять за определенную плату свой флаг любому иностранному судну, ограни чиваясь лишь его регистрацией. В дальней шем и другие небольшие страны - Сингапур, Мальта, Кипр, Маврикий - вос пользовались этой практикой (таковых в настоящее время более 20). «Удобные флаги» - это национальные флаги тех государств, в которых судовла дельцы регистрируют свои суда для того, чтобы избежать финансовых'обязательств и изменить условия эксплуатации судов, принятые в их собственных странах. Бес контрольность эксплуатации не могла не привлечь внимания судовладельцев из раз витых государств, поскольку это сулило им значительные экономические и полити ческие выгоды. Например, облегчена про цедура регистрации (судно без труда может быть зарегистрировано в одном из консульств за границей); доходы от эк сплуатации судов не облагаются местными налогами или это налогообложение невели ко; судовладельцу предоставлена возмож ность нанимать низкооплачиваемые экипажи и свободно их комплектовать; ос вобождение от подоходных налогов и от сутствие контроля за использованием наличных денег. Единственными расходами для судовла дельца являются обычно разовый регис трационный и ежегодные тоннажные сборы, которые незначительны (зачастую суммы их чисто символические) и, что очень важно, зависят не от доходов судов ладельца, а от размера тоннажа. Кроме того, страна регистрации, как правило, не применяет ни власть, ни административ ные средства для осуществления каких- либо национальных или международных норм в области судоходства, практически иностранные судоходные компании бес контрольны. ‘ ; Прижилась эта практика еще и потому, что «удобный флаг» приносит солидные доходы и государству флага. Несмотря на то, что налоги на судовладельцев низкие, в общей сумме они значительны, потому что регистрируются десятки и сотни инос транных компаний, следовательно, при быль берется количеством. Каждое государство находит преимущества в ис пользовании «удобного флага» и прибегает к этому в силу разных причин. В НАЧАЛЕ 90-х годов впервые обра тились к практике рефлагирования и рос сийские судовладельцы, в частности акци онерные общества «Севрыбхолодфлот» и «Мурманское морское пароходство», от давшие предпочтение кипрскому флагу. И это не случайно. Кипр, расположенный на перекрестке европейских и мировых мор ских торговых путей, по праву считается международным судовым бизнес-центром. Под его флагом зарегистрированы более двух тысяч иностранных судов различных ■;б< типов, создано О блёе шести тысяч ^ фшорных компаний. Правительство этой страны постоянно стимулирует дальней ший рост судовой индустрии. Одним из наиболее привлекательных факторов явля ется благоприятный налоговый климат, предоставляемый Кипром оффшорным су довым компаниям. Вся прибыль й дивиденды, получаемые от судовых операций, освобождены от на логов. Судовым оффшорам предоставлены и другие льготы, в частности, освобожде ние от налога на наследство на акции оф фшорных судовых компаний, отсутствует налог на увеличение капитала при прода же судна или акций судовой компании, не взимается подоходный налог на зарплату командного состава и экипажей судов, не существует государственной пошлины на совершение продажи или залога судов. Максимальная ставка налога на оффшор ные компании, включая управляющие су дами и персоналом, составляет всего 4,25%(!). Пшм) вышеперечисленных льгот, оффшорные компании освобождены от валютного контроля и не уплачивают косвенных налогов, в частности, взносы в фонды социального обеспечения. Нала женная система международных отноше ний создает дополнительные преимущества для плавания под кипрским флагом. Кипр является членом ООН ' Совета Европы, Британского Содружества наций, Движе ния неприсоединения, Таможенного союза ЕС. Правительство Кипра подписало и ра тифицировало практически все междуна родные конвенции, связанные с судоходством, а с Россией имеется договор об избежании двойного налогообложения. Одно из немногих ограничений - возраст ной лимит при регистрации судна -17 лет ( следует напомнить, что средний возраст судов российских судоходных компаний, по данным СОРОСа, - 18-19 лет). Несо мненно, судовладельцы выигрывают во всех отношениях. Не рискуют ли наши моряки, заключая контракты на работу в оффшорных компаниях под «удобным флагом»? Ведь расторгаются трудовые отношения с родным флотом, исчезает целый ряд социально-правовых льгот. Оказывается, это выгодно и каждому кон кретному работнику оффшорной компа пин, будь то капитан или матрос. Прежде всего им гарантирован высокий и стабильный заработок в валюте, обес печены социально-правовые гарантии, защитником их интересов выступают Международная федерация транспорт-: ных рабочих ( I T F ) и национальный профсоюз моряков, работающих под иностранным флагом. С 1994 ГОДА 11 судов «Севрыбхо- лодфлота» бороздят моря и океаны под кипрским флагом, но с нашими экипажа ми. - Рефлагирование было произведено Тайвань», - пояснил начальник эксплуатации И. Е. Фурман. - идет большой грузопоток; многие на перевозке зарабатывают деньги, но отсутствие диплома тических отношений не позволяет захо дить в его порты российским судам. Вот и было принято решение рефлагировать часть флота, чтобы и нам достался « л а комый кусочек». Сейчас наши рефлаги- рованные суда перевозят на Тайвань мороженого кальмара из района Аргенти ны, но работают и на других линиях - американских, новозеландских. Целесообразность рефлагирования обосновал генеральный директор АО « Севрыбхолодфлот » А. II. Щетинский. - Во-первых, - сказал Анатолий Павло вич, - без рефлагирования нам трудно было бы пробиться на мировой рынок грузоперевозок. Ведь не секрет, что зару бежные партнеры с большим доверием относятся к иностранным компаниям, не жели к российским, и наш флаг для них, увы, не символ гарантии и надежности. Во-вторых, очень важно, что на судах по контракту работают наши экипажи, мы тем самым сохраняем рабочие места, повысилась ответственность каждого за выполняемую работу, расширились нра ва капитана. Кроме того, рефлагирование дает воз можность иметь источники доходов для строительства новых судов. Скажу глав ное: тот факт, что зарплата нашим моря кам выплачивается стабильно и к нам обращаются с просьбами принять на ра боту не только мурманчане, но даже мо ряки из Санкт-Петербурга, - это результат проведенного руководством комплекса мер, в том числе и рефлагиро вания. ; : : • : С о в с е м другие обстоятельства за ставили прибегнуть к «удобному флагу» акционерное общество «Мурманское морское пароходство». В течение трех последних лет на 16-ти его судах - кип рский флаг. Это свидетельство того, как наше правительство «заботится» о разви тии собственного флота: Известно, что суда пароходства стареют, а чтобы зака зывать постройку новых, нужны креди ты. Но российские банки не могут идти сегодня на долгосрочное кредитование, а средний срок кредита в судостроении - не менее 8 лёт. Кроме того, брать кредит в наших банках - это губительно для су - i Совладельца, таккак он может быть по лу чен под немыслимо высокий процент годовых и просто экономически не про считывается его отдача. Так считают Спе циалисты и в Мурманской морском пароходстве, и в других российских су доходных компаниях, общие задачи и проблемы которых заставили объеди ниться в Союз российских судовладель цев. Выход один: «идти с челобитной» за кредитом в зарубежные банки. Они дают долгосрочные кредиты на строительство судов под приемлемые проценты, но при условии наличия правительственной га рантии. Правительство же не торопится выступать гарантом, ссылаясь на воз можность получения кредита в нашем банке. Замкнутый круг? Гарантии самой ком пании, ее залоговые обязательства не принимаются во внимание иностранными банками. Они все, словно сговорившись, отказывают в выдаче кредита компании с российским флагом. Увы, так уж мы «засветились» на международном рынке. Пришлось прибегнуть к рефлагирова- нию: создавать судоходные компании в оффшорной зоне, где работающие суда ц строящиеся закладываются в счет кред!? та и перевозками под флагом страны ре гистрации отрабатывают кредит. Только после того, как кредит отработан, судно можно перевести под российский флаг. Благодаря полученным из зарубежных банков кредитам пароходством уже пос троены шесть балкеров, которые работа ют в оффшорных компаниях. •Другого способа строить новые суда у нас нет, но нашим морякам работать под «удобным флагом» выгодно, кате горичен в своем выводе начальник отде ла социальной политики ММП А. Е. Черняковский. Работа в оффшорной компании сначала показалась морякам тяжелой, и неудивительно, что в первый год более половины контрактников отка зывались работать дальше. Непривычны ми оказались в экипажах повышенные требования к дисциплине, материальной ответственности. Но вскоре адаптирова лись, и сейчас уже все это в порядке ве щей и недовольных работой по контракту нет. У моряков хорошая зарплата, не ме нее 30 дней ежегодный оплачиваемый от пуск, причем за время отпуска выдается компенсация на бесплатное питание; на случай болезни - медицинская страхов ка, а в случае гибели работника компа ния обязана выплатить пособие в размере 60 тыс. долларов (для сравне ния, но нашему законодательству - 50 минимальных размеров оплаты труда. - А. Я.). За соблюдением трудовых норм следит « I T F » . И В «С Е В РЫ Б ХО Л ОД Ф Л О Т Е » , и в Мурманском морском пароходстве «удобный флаг » расценивается как не обходимая и выгодная форма деятель ности. Конечно, в нелегких условиях рыночной экономики каждый хозяй ственник вправе выбирать приемлемые формы и средства работы, только бы это шло на благо дела. И нет ничего предосудительного в том, что наши вы шеупомянутые судовладельцы восполь зовались нравом «удобно го флага» . Проводимая в последние годы полити ка правительства по возрождению фло та вытолкнула десятки российских судов под чужие флаги. Государство, считающее себя великой и тем более морской державой, не может не забо титься о том, чтобы обладать мощным флотом, способным на равных конкури- ^ ровать с иностранным. Создание такого флота невозможно без поддержки, госу дарственного протекционизма в отечес твенном судостроении. Т Р И ВЕКА НАЗАД Дума по предло жению Петра Великого постановила: «Российскому флоту - быть!». 20 октяб ря 1996 года страна с помпой отметила 300-летие собственного флота и благопо лучно о нем забыла. Разработанная и принятая в 1993 году правительством программа возрождения флота в основ ном осталась декларацией и в большин стве своем не выполняется. А бюджет на 1997 год предусматривает выделение средств лишь на объекты, обеспечиваю щие безопасность мореплавания. И ни чего нет на строительство судов. Если откровенно пренебрежительное отноше ние иностранных деловых кругов к рос сийскому флагу еще можно понять, то как объяснить равнодушие нашего пра вительства к своему флоту? Вот и выходит, что пока судовла- ельцам оскорбленного Российского злота приходится на годы прятать свой флаг и защищать свои экономические интересы, прикрываясь флагом крохот ного заморского государства. И это * Русскому флоту, бывшему три столетия в авангарде! Если в России и в да ль нейшем не будут приниматься реальные меры по истинному возрождению флота, то закономерен вопрос: нужен ли России отечественный флот? Анатолий ЯШИН. к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz