Рыбный Мурман. 1997 г. Апрель.
н .Е ЗНАЮ ПОЧЕМУ , но именно сейчас ХОЧСТС51 сказать слова в защиту реформаторов, которые стали для мно гих заклятыми врагами, предателями, наймитами и т. д. Наверное, потому, что наступил решающий момент в определе нии дальнейшего пути развития нашей страны. Никогда не голосовал за сегод няшнего президента по одной только причине. Несмотря на свое интуитивное чувство необходимости радикальных реформ общества, он не имел полной картины технологии этих реформ. А, следовательно, все поступательное дви жение зависело от его' уверенности и твердости в отстаиваний избранного пути. Твердая, решительная поддержка молодых энергичных новых политиков в 1991-1992 гг. сменилась переориента цией президентских симпатий в сторону испытанного номенклатурного корпуса, который если и не повлиял радикально на направление реформ, то ничего и не сделал для позитивного их продвиже ния. Эти годы, с 1994-го, остались вы брошенными из того багажа доверия, которое население отвело глубоким и тяжелым в социально-психологическом плане преобразованиям. Поэтому, види мо, идеализируя образ российского ре форматора, многие, как и я, не видели в сегодняшнем президенте знающего и уверенного в себе политика, который, имея всю полноту государственной влас ти, смог бы гораздо быстрее и безболез неннее завершить начатые реформы. Сейчас президент вновь обратил свое внимание на людей, действительно заин тересованных в дальнейшем продвиже нии начатых в 1991 году российских реформ (я имею в виду Анатолия Бори совича Чубайса и Егора Тимуровича Гайдара)/ И испытывает давление по всему политическому фронту. Поэтому хочется поддержать его в правильной оценке ситуации. Без президентской поддержки этих, политически уже опыт ных, но новых лидеров, как левая оппо зиция, так и старая гвардия вновь представит их виновниками всех бедст вий. Время бесконечных компромиссов, уступок, политических союзов для со хранения мира и согласия прошло и по большому счету напрасно было потраче но. Результаты все ощущают сегодня, многим другим, которые видели и пони мали, что реформы необходимы и начи нать их необходимо было еще вчера. В ПОМНЯТ , какая политичес кая система существовала у нас до нача ла реформ и какой идеологией, научным багажом эта система была вооружена. То есть на начало реформ для их ради кал ьно го 11 ровёдения ни пол итической,; ни сйййаЛьной базы в общест1^ не было. Из этого строилась и тактика нового политического курса. Вспомните отно шение руководителей ранее государ ственны х , а иыне акционерных предприятий к кооперативам, к малым предприятиям и предпринимателям во обще. Посмотрите на них сегодня, на их морально-нравственный облик, на их политическую ориентацию в уже новых для них экономических условиях. Ког да им предоставили возможность, не имея средств, сразу, в одночасье, пре вратиться из государственных руководи телей в хозяев предприятии, то их тональность в оценке частной собствен ности и политических пристрастий резко изменилась. Это была первая социально- политическая уступка реформ для про ведения самих же реформ мирным путем. . • - . * которого;й возмсщна структурная перф стройка экономики на новых экономи ческих отношениях. Государство может и должно помогать собственной эконо мике, но не раздачей дотаций, а создани ем благоприятных условий через законы, которые все признают. П .ОЛИТНКИ , ориентированные на социалистический путь развития, не да дутпрямого ответа на вопрос, за чей счет скроить это благоденствие. Один счёт мы уже оплатили десятками милли онов жизней людей, строивших тяжелую индустрию, осваивавших Крайний Се вер, поднимавших колхозы. Есть еще у нас несколько поколений в запасе, кото рые мы можем легкой рукой отправить на алтарь строительства светлого щего? . | • ;-vi.■;:^¥ К■Щ ■:, ■.; Да, идея социалистического, а тем более коммунистического, общества хо роша и красива, и ей увлекались многие, включая аристократию и насколько реалистична она? столько, как если бы мы, взрослые, ста ли мечтать о рождении детей, сразу готовых приступить к осознанной, ак тивной, самостоятельной жизни. Мы до лжны четко понимать значение и функции государства как такового. Это азию. Но овно на- Василий ИВАНОВ При приватизации собственность не оборона и защита границ, это выработ- могла достаться народу и тем более эф- ка общеприемлемых правил взаимоотно- обвиняя во всех грехах именно тех, кто фективному собственнику, какового в щений через законы, это роль природе еще и не было. Ее, собствен- третейского судьи, правопорядок, обра- ность, и должен был и технически, и зование и культура нации, здоровье, политически, и экономически прибрать к фундаментальная наука, регулирование рукам сам аппарат, который ею и лял от лица государства. Это неизбежно, как бы мы все внутренне ни протестова ли против этого. Но распорядиться эф фективно собственностью смогли не все. •ольшинство как «д ои ли » государство действительно знал, хотел провести и завершить эти реформы как можно быс трее, не неся таких тяжелых потерь. Хочется понять и объяснить людям, что произошло со страной, почему реформы были жизненно необходимы, почему они протекали именно так и почему топ чутся на одном месте. Можно Л И ВООБЩЕ что-то объяснить и надеяться на понимание сегодня, когда люди месяцами не полу чают заработную плату, с задержками - пенсию У Когда угроза потери рабочих мест висит над многими головами. На верное, этого достичь сегодня никому не удастся. Но показать истинных виновни ков, раскрыть причины накопившегося негатива - такие попытки необходимо делать. Особенно после первых массо вых акций протеста с экономическими и политическими требованиями. Когда Медлительность в развязке бюджетного кризиса может спровоцировать и более мощные акции протеста в мае. То, что начинать реформы было жиз ненно необходимо в целом для всего российского общества, доказывать нико му уже сейчас нет смысла. Страна про едала свой потенциал и кроме военно-стратегического паритета в 70 - 80-х годах на мировой арене показать ничего не могла. Более того, к тем годам был исчерпан весь потенциал экстенсив ного и административного пути разви тия. Когда методы жесткого администрирования по управлению эко номикой перестали давать результаты, тогда и появилась для общества необхо димость обеспечить себя механизмами саморазвития. Не в состоянии российс кий бюджет уже был нести такие нагруз ки расходов, сглаживая просчеты и ош ибки как свои собственные, так и на местах, перераспределяя постоянно скудные доходы между всегда кричащи ми «караул » руководителями всех мас тей. V ' " . ■■' ',•• • : Начатые преобразования - это не ла бораторная заготовка реформаторов и rte очередной эксперимент коммунистичес кой партии*. Это веление времени и объ ективных условий, в которых мы оказались под руководством «руководя щей и направляющей». Поэтому мы еще отдадим должное всем прогрессивно мыслящим политикам; и М . С . Горбаче- ву, и Б. Н. Ельцину, и Е. Т. Гайдару, и общенародный карман. Это ключевое всеми нелюбимому А. Б. Чубайсу, и звено во всей политике реформ, после экономического развития через денеж ную массу, приоритеты, доходы и расхо ды бюджета, социальная защита отдельных категорий граждан. Это те коллективный протест, вылившиеся 27 марта в демонстрацию, были необходи мы и оправданы. Но виноват ли в этом избранный курс, против которого и пытается повер нуть недовольство народа левая оппози ция, без дела оставшаяся номенклатура/# руководители предприятий, которые не платят ни зарплату, ни налоги и по всем правилам и законам экономики должны быть объявлены банкротами? Им дали полную самостоятельность, наделили собственностью, которой они должны эффективно распоряжаться, а от госу дарственной груди оторвать никак не могут. Они ее научились только тради ционно пользовать. И поэтому все свои ошибки, все просчеты списывают на счет федеральных властей. Государство вино вато здесь только в одном. Оно слиш ком надолго затянуло процедуру банкротства предприятий, не исполняю щих свой долг перед работниками и пе ред бюджетом. Банкротство страшно только руководителям, которые теряют и власть, и деньги одновременно. Мощ ность и потребность в рабочих квалифи цированных кадрах останутся независимо от собственника, который может поменяться. Но при этом появля ется шанс нормализации работы, ее оп тимизации в соответствии с требованиями рынка. Именно здесь ко рень проблем продвижения реформ. Не принят закон о несостоятельности и банкротстве - начинают на этом пара зитировать и подогревать ситуацию. Не принят закон о земле - земля* не посту пает в свободный товарооборот. Инвес тиции не идут в сельское хозяйство - сельское хозяйство приходит в упадок и не способно принять высвободившиеся трудовые ресурсы из городов. Не при нят налоговый кодекс - и предприятия задыхаются от количества налогов, кото рых свыше двухсот, и от аппетитов влас тей. Не принят закон о разделе продукции и защите инвестиций - и эко номика дорабатывает свой потенциал. Не принимается закон о декларации де нежных доходов высших должностных лиц и депутатов - коррупция разъедает все структуры государственной власти. Вот вопросы, которые необходимо ставить и требовать, чтобы они как мож но быстрее решались и работали. Решение этих вопросов находится в компетенции только законодательных органов власти, где и находится боль шая часть ’’защитников интересов наро да” . Я имею в виду Государственную Думу. Именно Дума с 19Й5 года задер живает рассмотрение таких остро необ ходимых для развития экономики законов: налогового кодекса, закона о функции, которые каждый в отдельное- банкротстве, о земле и т. д. Именно эти ти не сможет осуществлять. Остальное - причины являются следствием нараста- > . ► ■ * , у 1 1 I / 11 1 Л Л X Л 1 У 1 Д L* t J 1 У 1 ДV_-» 1 V- У ! v> 1 ^ * 4 -V_. Л Х.Г л i \ для обеспечения народа продовольстви- свои способности к труду, к творчеству, ющего бюджетного кризиса. ем, различными товарами, рабочими местами, социальными гарантиями, так и продолжают искать всевозможные дополнительные государственные «на качки». Плохо только, что станок печат ный не работает, да и долги государству аннулировать не торопятся, а то бы их потенциала хватило еще года на два, на три. Оппоненты выбранному курсу, я имею в виду прежде всего левую оппо зицию, занимаясь, как и прежде, вы сшим мастерством риторического искусства - демагогией, во всех бедах винят реформаторов, только не себя. Задайте этим борцам за интересы трудя щихся несколько вопросов, и вы пойме те истинные их намерения. За чей счет должна финансироваться экономика, кто должен принимать решения о произ водстве, объемах производства, о ценах, о рынках, кто и какую несет ответствен ность за принимаемые решения и отри цательный результат? Это главные принципиальные вопросы, на которых вся подоплека их высшей демагогии ра детелей о благе народа раскрывается. Если все ответы будут ориентированы на государство, то есть на бюджет, на его поддержку, знайте - это они имеют в виду вас. Именно вы будете оплачи вать их ошибки и неправильные реше ния, дотировать строительство коровников на скалах, переброску рек. строительство гигантских сооружений. У государства нет своих денег, они имеются только у граждан и предпри ятий. Согласны вы оплачивать неради вость руководителей, их бездарность и авантюризм, их вороватость и корысть? Уверен, что никто с этим не сможет со гласиться. Тогда путь только один. От ветственность за все при нимаемые решения, за жизнедеятельность эконо мических объектов должен принимать собственник, отвечая своей собствен ностью, не залезая в государственный к предпринимательству - мы должны ре- Обновленное правительство сможет ализовать сами. Политические права и решить острые вопросы оздоровления свободы мы уже получили, и это могу- финансовой и бюджетной политики, чий рычаг воздействия на власть при правильном и осторожном пользовании ИМ. ' О -■■ , ' 1 ' • Мы часто слышим, да и сами гово рим, что мы «великая держава». Да и внешнеполитические отношения с парт нерами строим исходя именно из этой ментальности. Как и свойственно вели кой стране с огромным потенциалом и богатством, всегда усматриваем происки врагов и посягательства на наши заво евания. Так и строим свои отношения с внешним миром. Даже в переговорах по вопросам расширения НАТО мы высту паем как какая-то вторая часть чего-то большого и ведем с другой частью двус торонние переговоры, нарушая тем са мым все нрава субъектов международного права, которые сами принимают решение о желании вступать или не вступать в блоки или союзы. Я не за расширение НАТО, а за конструктив ную, реалистичную политику. Нас везде все интересует и до всего есть дело, кро ме одного - собственного дома. Величие нации и государства заклю чается не в его способности надавить в своих интересах, а в его способности быть услышанным и понятым. А это требует иного качественного состояния общества. В СЕ, ЧТО ПИШЕТСЯ ЗДЕСЬ, пишется только с одной целью: попы таться убедить людей в необходимости дальнейшего реформирования общества в соответствии с выбранным в 1991 году обществе. если оудет действовать решительно и быстро, если разгребет законодательные завалы до конца мая 1997 года. В про тивном случае ухудшением социально- политической ситуации в стране воспользуются те, кто эту же ситуацию создает. Нельзя повторять ошибки 1994 года, когда В. С. Черномырдин, счита ющий себя большим реформатором, чем другие, запустил эмиссионный станок и отсрочил продвижение реформ на два года, через черный вторник октября 1994 года. Те вопросы, которые сейчас звучат - о реформировании естественных моно полии, о жилищно-коммунальной ре форме, о долгах предприятий, - давно необходимо было ставить и решать, что бы не дожидаться кризисной ситуации, которая может дискредитировать дей ствительно необходимые реформы. Можно понять военных, учителей, медиков, милицию - всех, кто выполня ет свои обязанности в. соответствии с государственным бюджетом. Долги госу дарство обязано им погасить, если нуж дается в этих работах и их заказывает. Но и здесь ситуация с невыплатами име ет то же самое происхождение. Сам факт того, что общество выраста ет в действительно активное гражданс кое общество, способное воздействовать на власть, говорит о рождении главного элемента государственной власти, кото рый включается в баланс распределения сил. Это очень сильный элемент в лю бом цивилизованном демократическом курсом. Отказ от этого пути будет озна чать постепенную деградацию" России с последующим распадом. Общество до лжно научиться себя защищать от безза кония и произвола властей. И других форм защиты, как гражданские акции протеста, демонстрации и пикеты, циви лизованный мир еще не придумал. Поэ тому шаги, направленные на Но главное - чтобы этот элемент не превратился в слепое орудие в руках по литических авантюристов. Будем осто рожны в выборе политических требований, так и хочется сказать - бди тельными. Именно сейчас и именно от нас зависит ход Истории России и ее завтрашний день. г. Мурманск.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz