Рыбный Мурман. 1997 г. Апрель.

№ 16 16 - 24 апреля 1997 года ТШ*Р равняется примерно 1200 долла ров США, абонент вносит толь ко часть - около 600 долларов.. Выгода - не тянуть с решени- « Г он и , бабуля, 600 долла­ ров, годову ю свою иенеию, иначе ждать тебе установки телефона - хоть «народного», хоть антинародного - до гробо­ вой доски. 600 долларов на бочку!». Несколько лет назад умерла знакомая старушка. -Она, ко­ ренная мурманчанка и ветеран труда, была тяжело больна и много лет стояла в очереди на телефон. Последний был ей жизненно необходим: часто приходилось вызывать «ско ­ рую помощь» , и, когда ро­ дственников не было дома, а ее прихватывало, она выползала на лестничную клетку и стуча­ лась к соседям, чтобы т е ‘ вы­ звали «скорую». Телефон был ее последней соломинкой, но однажды она не доползла. А будь трубка под рукой? А вот другая история, све­ жая, недавно услышанная в Мурманском областном суде. Тоже пожилая женщина, пом­ нится, из Мончегорска, жив­ шая одиноко и удаленно и еле передвигавшаяся, имела это чудо техники - телефон и пото­ му была жива: помощь меди­ ков была нужна часто. Однажды связь вышла из строя, а связисты, как она их ни теребила, в нормативные сроки ликвидации неисправ­ ности не уложились. И пожи­ лая женщина подала на связистов в суд, потребовав от ответчика в возмещение причи­ ненного ей морального вреда и в соответствии с Законом «О защите прав потребителя», ка­ жется, 300 тысяч рублей. И горсуд этот иск удовлетворил. Извиниться бы нашим героям перед больным и старым чело­ веком и преподнести эти 300 тысяч. Куда там, телефонисты, местное подразделение ОАО «Мурманэлектросвязь», - на дыбы, бросились обжаловать решение горсуда в областном суде. Рассмотрение состоялось и закончилось позором для «Мурманэлектросвязи»: их- таки обязали возместить потре­ бителю причиненный моральный вред. Но как изо­ бретательно боролись они с по­ жилой больной женщиной, и неустойку-де они ей выплати­ ли - аж 36... рублей! Э ти две истории вспомни­ лись, когда я смотрел на фотогра- генерального директора ко часть - ем. . . » - Короткий комментарий. На­ чал Виталии Витман с качества, как в Норвегии и Финляндии, а закончил «нецивилизованно», по-советски: вначале гроши - за- JpM услуга! А ведь в Норвегии и Финляндии наоборот: утром - стулья, вечером - деньги. И в чем тут «народность» программы? В том, что за день­ ги сегодня можно купить все? Но у основной массы населения, т, е. народа, нет лишних 600 долларов, живут в нужде, но нуждаются в телефоне, как те две старухи, с которых я начал статью. Да, вот вам и «Наро ­ дный телефон»! Характерно, что в статье - ни слова о судьбе очередников, у которых нет средств и которые стоят в очереди десятилетиями. А как же с ними? ». П опа ла сь на глаза заметка под бодрым заголовком «Скоро телефон зазвонит у всех», со статистикой: в очереди на уста­ новку стоит 39 тысяч человек (2 тысячи - льготники), что на 12 тысяч меньше, чем в... 1992 году. Если журналист не пере­ врал, то что это за темпы? Они просто черепашьи! В этой очере­ ди, где стоит в основном простой и малоимущий народ, «наро­ дностью» телефона и не пахнет. Но эту тему мы еще продолжим. -А пока перейдем к следую­ щей публикации, подготовлен- лекая л,нна Мальцева лихо приводит 10 аргументов в поль­ зу того, что следует вложить свои средства в программу « Н Т » . А заодно высекает ро­ дную « Мурманэлектросвязь » : «Официальная очередь на полу­ чение телефона от ОАО «М Э Л С » , в которой я стою эдак с 1985 ( ! ) года, уже пару лет уныло топчется на месте. И ус­ корения темпов не ожидается». Вот так «Мурманэлектрос­ вязь», с подачи милой Ани и ро­ дного отдела маркетинга и рекламы, словно гоголевская унтерофицерша, гвоздит розгами саму себя: «народность» в отно­ шении очереди, где народ отсут­ ствует . . <ч-:; Далее госпожа Мальцева спо­ ро расправляется с АО «Севте- леком » , дочерним предприятием ОАО «М Э Л С » . «Севтелеком» , исправно за 600 долларов теле­ фонизировавший квартиры жи­ телей Первомайского округа, не работал с нашей улицы . . » «Цена приблизительно такая же, как в « Севтелекоме» , - 3 млн! 37о тысяч рублей» . Это опять к вопросу о народности: что ОАО «М Э Л С » с его «Народным теле­ фоном», что «Севтелеком» с его, видимо, антинародным, лупят одну и ту же сумму - 600 долла­ ров. Куда податься бедному крестьянину? : А фактически мы имеем ситу­ ацию, когда два монополиста на- , . — изредка облаивают друг друга. Куда же смотрит местный антимонополь­ ный комитет? Это нужно спро­ сить у него. Посетим абонентский отдел ЗАО «Севтелеком», что распо­ ложен по адресу: пр. Кирова, 44. Попробуем ознакомиться с условиями договора, на основа­ нии которого «Севтелеком» ус­ танавливает телефоны - за те же 600 долларов. На стене в поме­ щении, где обслуживают клиен­ тов, висит образец этого самого договора. Но висит хитро: толь­ ко те листы, которые нужно за­ полнять и подписывать А собственно содержание догово­ ра, то есть те статьи, где гово­ рится о правах и обязанностях сторон, обращены к стене, недо­ ступны для ознакомления. Об­ ращаюсь :? в окошки к работницам, оформляющим до­ говоры , но они мне... отказыва­ ют в предоставлении образца договора для ознакомления, а я хотел бы изучить договор, по которому с меня возьмут 600 долларов, и может быть," дома, может быть, с юристом. Не дают! Даже испорченный экзем­ пляр, даже за плату за ксероко­ пирование. Но ведь это прямое нарушение Закона «О защите прав потребителя», согласно которому потребитель имеет аб­ солютное право на такую ин­ формацию. Иду на 2-й этаж, в кабинет №. 7 к начальнику абонентского начальник, дама, так­ же отказывает мне. Но если они не жулики и не мошенники, чего им бояться? Побывал в приемной генди­ ректора «Севтелекома» господи­ на Хлызова, но он оказался занят. Так я и ушел ни с чем, со своими 600-ми долларами. Нет, этот севтелекомовский телефон действительно антинародный, у «М Э Л С » - хоть по названию «народный». Перед уходом спросил у од­ ной из клиенток, оформлявшей договор: как же вы его подписы­ ваете не глядя, не изучив? Отве­ чает: а так как-то - верю... Господи, она еще верит после всех этих «М М М » , чар, селен- гов, сверхнадежного Севзапком- банка, чье шикарное здание высится памятником обворован­ ным вкладчикам. Другая клиен­ тка добавила, что ее подруге телефон установили через 2 м е ­ сяца, тогда как она ждет почти год. ТЕАТР АБСУРДА )ИЮ Д , А 1 ------------ и л и «Мурманэлектросвязь» Ви­ талия Витмана, опубликованную в ряде газет области в сопровож­ дении статьи «И в вашем доме за­ звонит телефон» - выступление гендиректора, подготовленное от­ делом маркетинга и рекламы ро­ дного предприятия. Статья посвящена прелестям региональ­ ной программы «Народный теле­ фон». Сладостная песня, а не выступление: «Народный теле­ фон» - часть глобальной програм­ мы... обеспечить жителей связью такого же качества, как в Норве­ гии, Финляндии... модерниза­ ция.. .» ; . . V?'.':, ; " О финансировании програм­ мы «Н Т » : собственные средства предприятия; зарубежные инвес­ тиции (журавль в небе. - Авт.); и наконец - средства населения (об­ лигации). «Ваши деньги будут потрачены только на новое оборудование... в течение года после заключения контракта вы получите телефон... инвес­ тор программы « Н Т » получает право на внеочередную уста­ новку...» Теперь, пожалуй, главное: «Себестоимость одного номера Н у кто же откажется покру­ тить у себя чужие деньги, а тех­ нические причины для проволочки с установкой всегда найдутся. Не глупее же «Севте­ леком» других. Установка « Севтел екомом» телефонов предприятиям тоже не лишена оригинальности. Так, одно предприятие, с тем чтобы ускорить постановку своему ра­ ботнику, передало телефонис­ там I I о^ договору компьютер, который, как позже выясни­ лось, не оприходовали в уста ­ новленном порядке. Компьютер, на беду, вскоре вышел из строя. Моментально вышел из строя и... телефон, так он до сих пор и не вернулся по адресу: ул. Шмидта, 17, кв. 3. Любопытно, что при этом «Севтелеком» про­ стил пользователю крупную сумму за междугородные пере­ говоры. Одной рукой караю, другой - милую. Ещ е пример. На предпри­ ятии сменился директор, а пре­ емник задолжал по абонентской плате. Прежний директор пере­ шел на другое предприятие и работает гам уже полтора года. Но господин Никитин, руково­ дитель «Мурманского телефо­ на», выставляет условие: не вернешь долги того предприятия не получишь телефоны для нынешнего. А господину Ники­ тину следовало бы действовать в соответствии с законодательст­ вом, но, видимо, уровень компе­ тентности не позволяет. В заключение обратимся к еще одной газетной заметке под заголовком «М а л телефон, да дорог». Некий читатель приоб­ рел квартиру с телефоном, кото­ рый прежнему владельцу квартиры оказался больше не нужен. Как сохранить телефон при купленной квартире? И все тот же глава «Мурманского те­ лефона», филиала «М Э Л С » , Виктор Никитин ответственно разъясняет: «В этом случае за переоформление договора но­ вый пользователь должен запла­ тить 2 млн. 400 тыс. рублей. Это столько же, сколько стоит установка телефона но коммер­ ческой цене». Ловко устроено: переписал Иванова на Петрова, и - почти два с половиной « л и ­ мона» в кармане. Деньги сдела­ ны буквально из воздуха. Одним словом - народный теле­ фон. В мутной воде рыба ловится лучше... Шафиг AMРАХОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz